Правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

  • автор:

Правовые основы организации негосударственных пенсионных фондов

Формирование и развитие НПФ в рамках крупномасштабных рыночных преобразований в стране было положено Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Этот Указ узаконил НПФ и установил принципы их организации.

После подписания Указа началось интенсивное создание НПФ, и уже в январе 1993 г. был образован Координационный совет по развитию негосударственных пенсионных фондов, объединивший руководителей фондов. В августе того же года было принято решение о создании профессионального объединения НПФ, и в ноябре это объединение было создано как Ассоциация развития негосударственных пенсионных фондов.

В последующий период правовая база деятельности системы негосударственного пенсионного обеспечения была дополнена постановлениями Правительства РФ, письмами федеральных министерств.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» НПФ и негосударственные пенсии рассматривались в качестве самостоятельного направления развития пенсионной системы, составляющего третий ее уровень.

Данным постановлением рассматривалось становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем в качестве приоритетной задачи.

В одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 Программе пенсионной реформы в Российской Федерации были четко определены требования, предъявляемые к профессиональным пенсионным системам: обязательство выплаты пенсий и использование в качестве основных принципов построения солидарного и накопительного принципов.

Предусматривалось освобождение от налогов активов профессиональных пенсионных систем, исходя из того, что значительная их часть будет использоваться на накопление и инвестирование в экономику.

Была определена возможная схема их налогообложения, построенная на трех основных принципах:

  • • освобождение взносов на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение от подоходного налога;
  • • полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;
  • • взимание подоходного налога с пенсионных выплат.

Одновременно указывалось на необходимость создания эффективного механизма надзора и регулирования деятельности НПФ. При этом имелась в виду реорганизация существующих органов контроля и надзора, совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного пенсионного обеспечения и достижения информационной прозрачности деятельности фондов, конкретизация требований к договорам, заключаемым НПФ с УК, и ряд других.

Предполагалось создание для НПФ трехуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений путем создания каждым фондом обязательного резервного фонда, использования собственного капитала НПФ в качестве самостоятельного гаранта, а также других видов гарантий путем организации объединенных резервных или страховых фондов. Однако Концепция пенсионной реформы 1995 г. и Программа пенсионной реформы 1998 г. не были в полной мере реализованы, поскольку не последовала система конкретных законодательных мер и нормативных актов. Поэтому их следует рассматривать как документы, наметившие и определившие государственную политику и задачи, но не ставшие основой для их решения. При этом они имели принципиальное значение для развития социально-трудовых отношений и упрочения социального партнерства в стране.

Чтобы создать реальные условия для функционирования института НПФ, требовалась целостная правовая база, соответствующая рыночным отношениям, и ее конкретизация в нормативных актах.

Основу правовой базы НПФ составляет федеральное законодательство.

Согласно ст. 123.17 ГК РФ: «Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели».

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. 123.17—123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Гражданский кодекс указывает, что имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе и ежегодно публикует отчеты о его использовании.

Определено, что решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц, и введены основания для ликвидации фонда. Установлено, что в случае ликвидации фонда, его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда. Таким образом, ГК РФ ограничивает право учредителей в вопросе ликвидации фонда и использования его имущества после ликвидации, что уменьшает возможности для злоупотреблений.

Правовую базу деятельности НПФ развивал Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно ему некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Закон содержит перечень целей, для достижения которых может создаваться некоммерческая организация. В их число включены и «социальные цели».

Форма некоммерческой организации для пенсионного фонда (фонда или ассоциации) присутствует в законодательстве ряда стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таких как Италия, Нидерланды и Швейцария. Например, в Италии частные пенсионные схемы закрытого типа учреждаются в виде ассоциаций (или некоммерческих фондов). Однако функции инвестирования пенсионных активов в этом случае передаются специализированному финансовому институту.

Основным правовым документом, регламентирующим деятельность НПФ в настоящее время, является Закон о НПФ.

Согласно ст. 2 Закона о НПФ: «Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование».

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, которая предоставляется Банком России. Фонд вправе осуществлять деятельность по НПО со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр НПФ — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Отношения, которые возникают при создании НПФ, осуществлении ими деятельности, реорганизации и ликвидации указанных фондов, регулируются Законом о НПФ, Законом № 167-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами Банка России.

Негосударственный пенсионный фонд может создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества. Создание фонда путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах. Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к НПФ с учетом особенностей, установленных Законом о НПФ. Акционеры имеют в отношении НПФ удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью фонда, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Законом о НПФ. Фонд не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ (ГК РФ и законом об акционерных обществах).

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого НПФ Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Размещение НПФ ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом установленных Законом о НПФ особенностей.

Субъектами отношений по НПО, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Законом о НПФ предусмотрены функции НПФ (ст. 8), важнейшими из которых являются:

  • — заключение пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании;
  • — аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;
  • — ведение пенсионных счетов НПО;
  • — определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • — формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервы;
  • — организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • — заключение и расторжение договоров с УК, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;
  • — ведение обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
  • — назначение и осуществление выплат негосударственных пенсий участникам;
  • — назначение и выплата накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с Законом о НПФ, Законом о накопительной пенсии и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • — принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
  • — предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном Банком России;
  • — осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.

В соответствии со ст. 6 Закона о НПФ правила фонда разрабатываются фондом в соответствии с законодательством РФ, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) фонда и регистрируются в порядке, установленном Банком России. Они включают в себя также пенсионные правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам досрочного НПО, и страховые правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы, а перед застрахованными лицами — пенсионные накопления. Порядок их формирования и использования предусмотрен ст. 18 Закона о НПФ.

Порядок управления пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений предусмотрен ст. 25 Закона о НПФ. Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через УК. Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России (ст. 24.1 Закона о НПФ), в соответствии с законодательством РФ. Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям). Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.

Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

Фонд и управляющая компания обязаны представлять специализированному депозитарию копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также в отношении активов, в которые размещены или инвестированы указанные средства.

Управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов и (или) средствами пенсионных накоплений, не вправе совершать сделки, перечисленные в ст. 25.1. Закона о НПФ, или давать поручения на их совершение. Нарушающие данные требования сделки являются ничтожными.

Специализированный депозитарий фонда на основании договора осуществляет оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также ежедневный контроль за распоряжением фондами средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений и за соблюдением НПФ и УК ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России, а также инвестиционными декларациями УК. О нарушениях, выявленных при осуществлении указанного контроля, специализированный депозитарий фонда обязан уведомить Банк России, фонд и соответствующую УК не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления в порядке, по форме и в формате, которые установлены Банком России.

В целях охраны интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, с юридической точки зрения, ничтожны.

Деятельность фонда по НПО и обязательному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».

Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить аудит с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Закона о НПФ.

Деятельность НПФ регулируется и иными федеральными законами.

  • 1. Вопросы налогообложения фонда регулируются нормами НК РФ.
  • 2. Государственная регистрация фонда в качестве юридического лица — нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленных Законом о НПФ особенностей.
  • 3. Деятельность в качестве страховщика в системе обязательного пенсионного страхования — нормами Закона № 167-ФЗ и пр.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность НПФ, помимо перечисленных законов включает в себя:

  • — Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • — Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и др.

Помимо федеральных законов деятельность НПФ регулируется и целым рядом подзаконных актов, включая:

  • — постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»;
  • — постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 710 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии»;
  • — приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 731н «Об утверждении Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда»;
  • — инструкция Банка России от 29 июня 2015 г. № 164-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, о предоставлении или о переоформлении лицензии негосударственных пенсионных фондов, порядке ведения реестра лицензий негосударственных пенсионных фондов, порядке регистрации правил (изменений в правила) негосударственных пенсионных фондов»;
  • — указание Банка России от 30 сентября 2014 г. № 3402-У «О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов»;
  • — письмо ФНС России от 1 апреля 2014 г. № СА-4-14/5868 «О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов»;
  • — приказ ФСФР России от 8 июня 2010 г. № 10-37/пз-н «Об утверждении Правил расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда»;
  • — приказ Минтруда России от 3 августа 2016 г. № 419н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему, рассмотрению заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятию решений по ним»;
  • — постановление Правления ПФР от 20 мая 2015 г. № 177п «Об утверждении форм уведомлений негосударственного пенсионного фонда о прекращении договоров об обязательном пенсионном страховании» и др.

Следует отметить ряд принципиальных изменений, внесенных в НК РФ. Статьей 213.1 установлены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Так, при определении налоговой базы по этим договорам не учитываются:

  • — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством РФ;
  • — накопительная пенсия;
  • — суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
  • — суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;
  • — суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • — суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

Сформированная законодательная база на практике охватывает широкую сферу регулирования:

  • • правовые аспекты отношений в системе НПО;
  • • правовые отношения, возникающие в связи с участием фондов в обязательном пенсионном страховании;
  • • правовые отношения фондов с другими субъектами этих двух видов пенсионного обеспечения и страхования.
  • В настоящее время утратил силу.

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. М.М. Аранжереев Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов — М.: Эксмо, 2006. — 13с. Может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

  • 1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
  • 2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
  • 3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
  • 4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ — это некоммерческая организация. Её работа заключается, во-первых, в обслуживании клиентов по договорам о негосударственном пенсионном страховании. А во-вторых, что особенно важно для нас, эти фонды ведут деятельность в качестве страховщика в соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) и «О негосударственных фондах» (от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ). Соловьёва Т. НПФ, открой своё личико // Социальная защита. — 2013. — №10. — С. 6-9

Ещё два десятилетия назад деятельность НПФ регулировалась лишь одним документом — Указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», то сейчас нормативно-правовая база по регулированию НПФ насчитывает несколько десятков различных законодательных актов. О.В. Телякова К вопросу управления рисками в негосударственных пенсионных фондах // Финансы и кредит. — 2013. — №32. — С. 57

Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. На 2014 год уже имеет 14 поправок, регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками, предполагающий соответствующее перспективное планирование на условиях неопределённости в будущем множества имущественных условий и допускающий исключительно вероятностный подход. Михальчук В.Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — №3. — С. 45

В силу некоммерческого характера и социальной направленности деятельности, состоявшей исключительно в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, выплате негосударственных пенсий участникам и учётных функций, аппарат управления НПФ обязан вести дела фонда таким образом, чтобы обеспечить его максимальную надёжность и финансовую устойчивость. Михальчук В.Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — №3 .- С. 49

Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ. Впоследствии сфера деятельности существенно расширилась: теперь НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но также профессиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, которая заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной части трудовой пенсии. Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — 2008. — №2. — С. 165

Исключительными видами деятельности таких фондов являются:

  • — деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • — деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • — деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ и в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

  • • руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трёх лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование, а главный бухгалтер — опыт работы по специальности не менее трёх лет и высшее профессиональное образование;
  • • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб.;
  • • на должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены работники управляющей компании, депозитария, независимый оценщик, аудитор фонда, лица от управляющей компании, депозитария, инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации или негосударственного пенсионного фонда при совершении этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии, если с этого момента прошло менее трёх лет;
  • • лица, в отношении которых не истёк срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации, а также лица, имеющие судимость за умышленные преступления;
  • • фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью;
  • • фонд должен организовывать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков Рынок ценных бумаг: учебник (3-е изд., перераб. и доп.) — М.: Изд-во Юрайт, 2010. — 538-539 с.

НПФ выполняет ряд функций, которые заключаются в следующем: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», глава III, статья 8

  • • разработка условий негосударственного пенсионного обеспечения участников;
  • • заключение пенсионных договоров;
  • • аккумулирование пенсионных взносов;
  • • ведение пенсионных счетов, информирование вкладчиков и участников о их состоянии;
  • • заключение договоров с управляющим фонда;
  • • формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средств, включая пенсионные резервы;
  • • ведение бухгалтерского учета и осуществление актуарных расчетов;
  • • произведение выплат негосударственных пенсий;
  • • осуществление контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнение своих обязательств перед участниками;
  • • предоставление информации о своей деятельности. М.М. Аранжереев Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов — М.: Эксмо, 2006. — 29 с.

Вкладчики НПФ имеют право:

  • 1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
  • 2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
  • 3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения основной деятельности фонда, пенсионные накопления и пенсионные резервы. Л.М. Подъяблонская Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 210 с.

Имущество фонда формируется за счёт вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, дохода фонда от размещения пенсионных резервов и накоплений, а также части сумм пенсионных взносов в размере, не превышающем 3% суммы взноса, благотворительных взносов и других поступлений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Пенсионные накопления формируются за счёт:

  • · досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и ещё не переданные управляющей компании;
  • · средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счёт переоценки на отчётную дату;
  • · средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и ещё не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;
  • · средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании;
  • · средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд и ещё не переданных в эти фонды. Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков Рынок ценных бумаг: учебник (3-е изд., перераб. и доп.) — М.: Изд-во Юрайт, 2010. — 545 с.

Для обеспечения платёжеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы. Источниками их образования являются пенсионные взносы и доходы фонда от размещения пенсионных взносов.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счёт:

  • · пенсионных взносов;
  • · дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
  • · целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Правилами НПФ могут быть предусмотрены формирование, учёт и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

На средства пенсионных резервов и накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария. Взыскание по долгам застрахованных лиц и участников может быть обращено на выплаты, осуществляемые фондом в пользу соответствующих лиц, на основании решения суда. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счёт средств пенсионных накоплений и резервов.

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:

  • · обеспечения сохранности указанных средств;
  • · обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • · определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • · учета надежности ценных бумаг;
  • · информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • · прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
  • · профессионального управления инвестиционным процессом. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О негосударственных пенсионных фондах», глава VI

Соблюдение принципа надёжности в размещении пенсионных резервов предполагает инвестирование их:

  • · в государственные ценные бумаги;
  • · ценные бумаги, выпущенные в обращение органами местного самоуправления РФ;
  • · корпоративные ценные бумаги, при отсутствии у акционерных обществ признаков неплатёжеспособности.

Иными словами, надежность вложений представляет собой способность сохранять на протяжении всего срока вложений свойства инвестиций.

Принцип сохранности предусматривает неизменность инвестиционного состояния пенсионных резервов с течением времени при различных экономических и финансовых процессах.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных резервов «перетекать», менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца (например, быстро, легко реализуемые активы, превращаемые в наличные деньги).

Доходность пенсионных резервов как принцип их размещения представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых резервов в количественном выражении. Увеличение доходности вложений НПФ является важнейшей задачей приращения резервов.

Понятие диверсификации при размещении пенсионных резервов имеет общепринятое толкование, которое сводится к необходимости вложений средств НПФ в разнообразные источники доходов. Правилами функционирования фондов предусматриваются конкретные направления вложений, имеющие высокую степень надёжности с минимальной степенью риска. Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков Рынок ценных бумаг: учебник (3-е изд., перераб. и доп.) — М.: Изд-во Юрайт, 2010. — 550 с.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию предполагает 3 случая: Негосударственный пенсионный фонд. Википедия — http://ru.wikipedia.org/

  • 1. С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела).
  • 2. С 2007 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.
  • 3. Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия. Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через управляющую компанию) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Контроль за деятельностью НПФ: Негосударственный пенсионный фонд — http://www.m-auri.ru/disclosure/37

  • 1. Ежегодный:
    • • Федеральная налоговая служба
    • • Федеральная служба по финансовым рынкам
    • • Пенсионный фонд Российской Федерации
    • • Независимый аудитор
    • • Независимая актуарий
    • • Счетная палата
  • 2. Ежеквартальный:
    • • Федеральная налоговая служба
    • • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • 3. Ежемесячный:
    • • Федеральная налоговая служба
    • • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • 4. Еженедельный:
    • • Федеральная служба по финансовым рынкам
    • • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • 5. Ежедневный:
    • • Специализированный депозитарий

В целях надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создаёт попечительский совет, члены которого исполняют свои обязанности безвозмездно. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда. В попечительский совет фонда включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. О.В. Ломтатидзе, М.И. Львова, А.В. Болотин и др. Базовый курс по рынку ценных бумаг: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2010. — 142 с.

Финансовые основы пенсионного обеспечения (стр. 1 из 4)

Финансовые основы пенсионного обеспечения

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 4

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ. 7

3. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ ФИНАНСАМИ.. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которую признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в Российской Федерации путем изучения соответствующих нормативных актов, в первую очередь Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечение в Российской Федерации», Федерального закона «О негосударственных пенсионах фондах» и ряда других, на основе которых осуществляется реформирование пенсионной системы Российской Федерации. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению, исследовать роль и значение Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этой актуальной задачи социального государства, определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Структура работа: введение, две главы и заключение, прилагается список использованных источников.

1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации основывается в первую очередь на нормах Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с установленными правилами пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с названным Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется другими федеральными законами. Статья 2 содержит определения основных понятий, используемых в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении:

пенсия по государственному пенсионному обеспечению пенсия за выслугу лет (пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия) — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию; стаж государственной службы — суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии; содержание понятия трудовой стаж раскрыто как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в категорию нетрудоспособных граждан включены инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьи 6 содержит императивное правило о том, что финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Средства, аккумулируются на эти цели в специализированном фонде, создаваемом на основе Закона – Пенсионном фонде Российской Федерации, финансовые планы которого принимаются в форме Федерального закона. Законодательством признана возможность функционирования и негосударственных пенсионных фондов. Пенсионные фонды (негосударственные) — по законодательству РФ предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. Пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из них осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании примерного договора. Пенсионный фонд не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ.

Негосударственные пенсионные фонды (далее — фонд), создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон – о негосударственных пенсионных фондах – определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сформулированы легальные определения основных понятий:

негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

накопительная часть трудовой пенсии — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании;

пенсионная схема — совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий;

профессиональная пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании профессиональной пенсионной системы;

пенсионные основания — основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии;

выкупная сумма — денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

пенсионный счет — форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками или застрахованными лицами;

Анализ современного состояния НПФ РФ



Негосударственным пенсионным фондом (НПФ) является некоммерческая организация, основной целью которой является осуществление деятельности по распоряжению накопительной частью пенсий клиентов. Часть страховых взносов, уплачиваемых работодателем, учитывается на специальном лицевом счете гражданина. Пенсионные накопления могут быть размещены в: государственные ценные бумаги Российской Федерации; государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; облигации российских эмитентов; акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО; ипотечные ценные бумаги и т. д.

Российская система негосударственного пенсионного обеспечения достаточно молода: первые НПФ были учреждены в нашей стране в 1992 г. Но и за этот недолгий период фонды уже успели пройти через серьёзные испытания, в том числе кризисами 1998 г. и 2008–2009 гг. Система НПФ в целом устояла и продолжила развитие.

По данным ПФРФ сегодня у нас в стране пенсионные накопления формируют 80,7 млн человек. Из них в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) — 31 млн. граждан, в частных управляющих компаниях (УК) — 0,5 млн. граждан, в государственной управляющей компании (ГУК) «Внешэкономбанк» — 49,3 млн. граждан.

Для того чтобы проанализировать формирование пенсионных накоплений в НПФ используем официальные данные, размещенные на сайте Центробанка РФ в разделе «Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию». Анализ проведем только для тех НПФ, которые на май 2016 г. включены в «Реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц».

Данные для проведение анализа взяты с сайта ЦБ РФ в период с 2013 по 2015 г. Достоверной официальной информации о доходности НПФ за более ранние периоды, к сожалению нет. Цифры, которые приводят о своей доходности сами НПФ нельзя принимать всерьез, поскольку они носят рекламный и агитационных характер и часто ничего общего с действительностью не имеют.

Рис. 1.

Как видно, только 9 НПФ из 37 (24 % общего числа) сумели преодолеть инфляцию, среднегодовой уровень который за последние три года составлял 8,6 %. А «обойти» уровень индексации страховых пенсионных капиталов в ПФРФ удалось лишь одному из них — «Европейскому пенсионному фонду».

Значит ли это, что лучшим из НПФ удалось уберечь накопительные пенсионные капиталы граждан от обесценивания и что размещать там свои пенсионные капиталы стало не менее выгодно, чем формировать страховую пенсию? Совсем нет. Существует один важный «нюанс» о котором умалчивают. НПФ, демонстрируя свою эффективность. А именно — из полученного инвестиционного дохода будущим пенсионерам достается только 70–80 %. Дело в том, что от 20 до 30 % дохода уходит на оплату услуг управляющих компаний, с которыми НПФ заключил договора об инвестировании средств пенсионных накоплений, на оплату услуг спецдепозитария и на «содержание «самого НПФ. В итоге, по оценкам экспертов и аналитиков на пенсионных счетах граждан останется только 70–80 % полученного дохода. С учетом этого обстоятельства картина кардинально меняется и показывает, что формировать накопительную пенсию в НПФ менее выгодно, чем страховую пенсию в НПФ. Диаграмма ниже иллюстрирует реальную среднегодовую «доходность» на пенсионных счетах граждан, формирующих накопительную пенсию в НПФ. Как видно, с позиции рядовых «вкладчиков» ни один из НПФ не «победил» не только ПФРФ, но и инфляцию своим уровнем доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Рис. 2.

По данным ЦБ РФ за трехлетний период можно составить следующую рейтинговую таблицу НПФ.

Цифры доходности 37 НПФ в 2013, 2014 и 2015 годах (доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений) приведены в левой части итоговой рейтинговой таблицы (первые три колонки). На основе этих данных рассчитана правая часть таблицы с обобщенными среднегодовыми значениями показателей доходности. Это позволило сравнить НПФ между собой, а также сопоставить их доходность с уровнем инфляции и индексации страховых пенсионных капиталов в ПФРФ.

Таблица 1

Рейтинговая таблица

* Данные ЦБ РФ

** Рассчитано на основе данных ЦБ РФ

Из таблицы 1 мы видим, что за последние три года Европейский пенсионный фонд лидирует в нашем рейтинге по всем показателям. Среднегодовая доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений Европейского пенсионного фонда за трехлетний период составляют 10,45 %.

Это на 1,12 % больше чем у НПФ «Социум», который занимает второе место в нашем рейтинге.

Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений — все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ. Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

Литература:

Анализ эффективности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Критерием эффективности любой пенсионной системы являются: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы; коэффициент замещения; наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы; наличие или отсутствие пенсионных резервов. Перечисленные критерии и показатели связаны между собой и в совокупности характеризуют устойчивое состояние пенсионной системы.

В современных условиях ПФ РФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Кроме того, ПФ РФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы. Платежеспособность пенсионной системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами из федерального бюджета, направляемых на возмещение недостатка собственных средств. Правительство РФ выполняет свое обещание, и сегодня средний размер пенсий по старости составляет 8169 рублей. Но какой ценой, опять же, за счет увеличения дотаций из федерального бюджета и нагрузкой на трудоспособное население Баскаков, В.Н. Профессиональный пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / В.Н. Баскаков; Е.Н. Крылова — Издательский Дом «Страховое ревю», 2010.-С. 132-134.

Существует ряд факторов, которые влияют на уровень пенсионного обеспечения в РФ и финансовую устойчивость пенсионной системы.

Крайне низкий уровень заработной платы и ее доли в ВВП как базы для отчисления пенсионных взносов. В РФ расходы на пенсионное обеспечение составляют в среднем 5-7 % ВВП. Низкий процент по отношению к ВВП на пенсионные выплаты объясняется низкой долей фонда заработной платы, и в этой связи необходимо понять, почему при высокой ставке отчислений 26 % от заработной платы, ее доля в ВВП низкая. Вывод либо это низкая оплата труда, либо низкий уровень собираемости при «скрытой» зарплате в доходах населения.

Старение населения, приводящее к росту количества пенсионеров относительно численности трудоспособного населения. На рис.2 наблюдается снижение населения моложе трудоспособного возраста и увеличение населения старше трудоспособного. По прогнозным оценкам численность всех пенсионеров увеличится до 39,97 млн. человек в 2013 г. Соотношение между численностью плательщиков пенсионных взносов и численностью пенсионеров объясняется относительно высокой долей досрочных пенсионеров и неполной занятостью населения. На рынок труда продолжает оказывать влияние факторы, обусловленные последствиями мирового экономического кризиса, одним из которых является процесс высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата. По данным Минэкономразвития количество безработных к 2013 год увеличились до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения).

Относительно низкий возраст выхода на пенсию, который увеличивает нагрузку на трудоспособное население. Это распространение различного рода льготных государственных пенсий. Наличие различных ведомственных систем, которые функционируют в отношении военнослужащих, работников судебной системы, таможенных органов и т.п. В соответствии с законодательством работодатель, в лице государственных учреждений (предприятия), не производит отчислений в пенсионный фонд денежных средств за государственных служащих в период работы на должностях государственной службы. В результате чего на лицевых счетах государственных служащих в ПФ РФ не формируется расчетный пенсионный капитал.

Система досрочных пенсий. В структуру государственных пенсионных обязательств по-прежнему неоправданно входят пенсионные льготы в виде досрочных пенсий, финансируемых из общего объема страховых взносов. Сейчас в России каждая шестая пенсия назначается раньше нормативного срока в возрасте 55-50 лет Ерусланова, Р.И. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие / Р.И. Ерусланова; Ф.Н. Емельянова; Р.А. Кондратьева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.-С. 324..

Задержки с выплатой заработной платы, этот фактор значительно уменьшает доходы Пенсионного фонда РФ. Широкое распространение неформальной занятости в Российской Федерации, которая значительно сокращает финансовую базу, тем не менее, сохраняя за этой частью населения право на пенсию. Это использование средств Пенсионного фонда на цели, которые напрямую не связаны со страховыми периодами. Несовершенство механизма сбора страховых взносов в какой-то части и наличие в этой связи различного рода льгот на уплату страховых взносов для организаций, которые не начисляют взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионные накопления не велики, плохо управляются, низкая эффективность инвестирования пенсионных накоплений. Программа государственного софинансирования пенсий пока не стала действенным стимулом для роста накоплений.

Причины в этом остаются актуальными и по настоящее время:

  • · бедность;
  • · низкая финансовая грамотность населения;
  • · в условия софинансирования государством никто не верит

Отсюда следует, что софинансирование пока не выгодно.

Каждая проблема требует разработки и проведения специальных мер, для того чтобы сократить их негативное влияние на функционирование пенсионной системы. Нельзя допускать возникновения ситуации, когда объемы государственных пенсионных обязательств многократно превышают объемы реально получаемых страховых взносов. Необходимо провести комплекс мероприятия по регулированию доходов пенсионной системы:

  • — ежегодно проводить оценку тарифов страховых взносов исходя из потребности в средствах с учетом обеспечения коэффициента замещения и размера фиксированного платежа самозанятого населения. Повысить эффективность пенсионной системы (Кз), можно либо повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов, либо уменьшая число пенсионеров, либо одновременно повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов и понижая число пенсионеров.
  • -низкая рождаемость определяет необходимость повышения пенсионного возраста, даже если нет роста продолжительности жизни. Целью повышения пенсионного возраста должна быть не экономия на пенсионерах, а повышение пенсий для стариков. Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников. Также основной задачей должно являться ослабление зависимости пенсионной системы от демографического фактора.
  • -увеличить страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, например, до 10 лет — для женщин и до 15 лет — для мужчин. В случае если страховой стаж застрахованного лица менее указанных величин, размер пенсии должен устанавливаться с увеличением пенсионного возраста в пределах 5 лет;
  • — ввести дополнительный тариф для отраслей производств, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовых пенсий;
  • — урегулировать ситуацию с работающими пенсионерами. Пересмотреть размеры пенсий работающих пенсионеров, либо установить границу пенсионного возраста, после которого пенсионерам работать было нельзя. Высвобождение рабочих мест для молодежи необходимо, профессионализм пенсионеров — ценный ресурс, но молодежи тоже надо набираться опыта. Иногда пенсионеры занимают высокие должности, и перспектив по продвижению молодежи нет. Необходимо развивать именно эти трудовые ресурсы;
  • — учитывая, большое количество лиц, имеющих право на льготную пенсию, целесообразно было бы добавить профессиональную пенсионную подсистему в пенсионную систему. При прохождении государственной службы существуют некоторые ограничения прав и свобод граждан (запрещение заниматься коммерческой деятельностью и т.д.), государство законодательно может регулировать размер пенсий государственных служащих, например, путем увеличения (уменьшения) должностных окладов или путем дополнительных выплат в пенсионный фонд Кобзева, С.И. Новое законодательство о трудовом стаже / С.И. Кобзева. — Кадровое дело. — 2011.- С. 76-78.

Внесение корректив в пенсионную систему в части, по пенсионному обеспечению госслужащих: положительно отразится на расходной части бюджета государства; позволит уменьшить дефицит пенсионного фонда за счет ежемесячных денежных отчислений на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц; средства, образующиеся на счетах госслужащих, могут использоваться для выплат пенсий нынешним пенсионерам, которые уже являются или будут являться получателями пенсий в переходный период проведения пенсионной реформы и не имеют средств на индивидуальных лицевых счетах, что является важным фактором в период дефицита расходной части бюджета ПФ РФ.

Политика государства должна быть, направлена на повышение доходов населения, снижение необоснованной дифференциации заработной платы, увеличение доли заработной платы в структуре ВВП; снижение безработицы. Дальше реализовывать механизмы добровольной уплаты страховых взносов в рамках государственной пенсионной системы, что касательно программы государственного софинансирования, пересмотреть условия софинансирования, вести мероприятия по устранению финансовой безграмотности населения Мантусова, Л. Н. Пенсионное обеспечение / Л.Н. Мантусова. — М.: 2010.-С. 56..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *