Правовой статус учреждения

  • автор:

Правовой статус дошкольной образовательной организации

Асия Ракимбаевна Беркумбаева
Правовой статус дошкольной образовательной организации

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольной образовательной организацией признается образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Таким образом, указанный Федеральный закон определяет общие параметры правового статуса дошкольной образовательной организации; специфика ее деятельности устанавливается с учетом подзаконных нормативных правовых актов на локальном уровне (самой организацией).

В настоящее время детализация организации деятельности дошкольного заведения и особенностей его правового статуса осуществляется на подзаконном уровне Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562. Однако учитывая, что подобного рода нормативных актов Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает, со вступлением в силу названного Федерального закона Типовое положение может быть отменено, а конкретизация правового статуса дошкольных образовательных организаций будет осуществляться на локальном уровне с учетом норм данного Федерального закона.

Действующее в настоящее время указанное Типовое положение распространяет свое действие на государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации всех видов, а для негосударственных дошкольных организаций является примерным. Согласно Типовому положению дошкольная образовательная организация обеспечивает обучение, а также присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В соответствии с Типовым положением целевая направленность функционирования дошкольных образовательных организаций декларируется как создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Названное Типовое положение определяет виды дошкольных учреждений, к которым относятся:

— детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

— детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от двух месяцев до трех лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от пяти до семи лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

— детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

— детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

— детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

— центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).

Кроме того, рассматриваемое Типовое положение предусматривает возможность создания в дошкольных образовательных организациях: а) групп по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; б) семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Продолжительность работы таких групп варьируется (полный день, сокращенный день, продленный день, кратковременное или круглосуточное пребывание).

Типовым положением перечень видов дошкольных образовательных организаций сформулирован исчерпывающим образом, однако, на наш взгляд, он не может рассматриваться как закрытый. Конституционные нормы ст. 72, относящие общие вопросы воспитания, образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в совокупности с нормами ст. 76 Конституции РФ предопределяют возможности нормотворчества субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере дошкольного образования. Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит понятия «вид образовательной организации», оперируя термином «тип образовательной организации» в привязке к образовательной программе, реализуемой этой образовательной организацией.

Таким образом, вопросы определения видов образовательных организаций в целом и дошкольных образовательных организаций в частности, а также критериев отнесения к тем или иным видам остаются открытыми.

Права и обязанности образовательных организаций

Дошкольные образовательные организации в процессе своей деятельности являются участниками различных правоотношений, регулируемых нормами самых разных отраслей права: гражданского, административного, трудового, финансового, налогового и др. Приобретая статус юридического лица, любое общественное образование, в том числе и образовательная организация, приобретает целый массив прав и обязанностей, составляющих существо ее правосубъектности как участника гражданского оборота. Совокупность прав и обязанностей дошкольной образовательной организации и составляет основу ее правового статуса.

Согласно ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие юридические лица, за установленным исключением, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, что означает, что они наделены общей (универсальной) правоспособностью. Эта характеристика коммерческих юридических лиц отличает их от некоммерческих, обладающих ограниченной (специальной) целевой правоспособностью. В отношении образовательных организаций следует иметь в виду, что они создаются в специальных, как правило, некоммерческих (образовательных, социальных) целях, определенных законодательством, и, соответственно, обладают ограниченной правоспособностью.

Правоспособность образовательных организаций включает в себя способность иметь права и нести обязанности имущественного и неимущественного характера. Это в первую очередь вещные права (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ). Правообладание обособленным имуществом является важнейшим признаком юридического лица. Имущество может принадлежать образовательной организации на праве собственности или ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления и др.). Следует отметить, что подавляющая часть образовательных организаций, предназначенных для осуществления особой социальной функции, составляющей существо современного государства, создана государством и органами местного самоуправления. Поэтому большинство из таких организаций (как правило, учреждения разных типов) обладают имуществом на ином вещном праве, нежели право собственности. Такое имущество, оставаясь в собственности государства (муниципалитетов, что позволяет собственнику осуществлять контроль за целевым использованием имущества и обязывает его финансировать деятельность организации в предусмотренных законодательством формах, передается для осуществления установленной деятельности. Однако это не исключает иных источников формирования имущества и финансирования деятельности.

Дошкольные образовательные организации в пределах своей ограниченной правоспособности обладают правом на совершение гражданско-правовых сделок и осуществление деятельности, не запрещенной законом. Это в полной мере относится и к деятельности предпринимательской. Таким организациям, хотя и в ограниченных пределах (для достижения целей) дозволено осуществлять приносящую доход деятельность.

Во многом введение для образовательных учреждений возможности осуществления предпринимательской деятельности было связано с недостаточностью государственного (муниципального) финансирования уставной деятельности. Как правило, коммерческая деятельность образовательных организаций рассматривается как негативный социально-экономический и гражданско-правовой феномен. Однако реалии развития правовой и государственной действительности диктуют необходимость определенной корректировки традиционных подходов к деятельности организаций образования. Хотя по-прежнему нельзя рассматривать образовательные организации в качестве полноценных коммерческих юридических лиц (этому, в частности, препятствуют нормы Федерального закона № 273-ФЗ и установленные ими ограничения, а также целевая некоммерческая направленность деятельности организаций образования, такие организации обладают достаточно широкими возможностями по привлечению дополнительных финансовых средств на коммерческой основе.

Большой объем прав дошкольных образовательных организаций лежит в плоскости самостоятельно осуществляемой ими хозяйственной деятельности. Такие организации имеют самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, вправе иметь печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

В хозяйственном обороте образовательные организации, как и любые иные, выступают посредством деятельности органов управления. Если образовательные организации, не являющиеся государственными или муниципальными, свободны в определении органов управления (в рамках установленных законодательством норм для организаций тех или иных организационно-правовых форм, то в отношении организаций, учрежденных органами государственной власти или местного самоуправления, действуют положения устава: руководитель государственной и муниципальной образовательной организации может быть избран коллективом образовательной организации с последующим утверждением учредителем либо назначен учредителем.

Образовательные организации могут обладать исключительными правами имущественного характера: они могут иметь права на результаты творческой деятельности – авторское, патентное и др.

Дошкольные образовательные организации могут иметь права, связанные с нематериальными благами, например правом на защиту деловой репутации (п. 7 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Рассматривая вопрос об обязанностях образовательных организаций, отметим, что они, как и любые другие организации, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере деятельности организации; нормы, предусмотренные уставом организации. Данная обязанность позволяет им осуществлять свою деятельность в рамках единого правового поля.

Специальный (целевой) статус дошкольной образовательной организации обусловливает появление у нее обязанности осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом организации и только в тех целях, ради которых организация создана.

Образовательные организации несут конституционную обязанность платить налоги и иные установленные законодательством сборы в порядке и сроки, определенные соответствующими нормативными правовыми актами (ст. 57 Конституции РФ). Обязанность платить налоги и иные установленные законодательством сборы закреплена и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 23). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 г. № 5-П налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих функций, в связи с чем уплата законно установленных налогов и сборов является безусловной обязанностью каждого.

Дошкольные образовательные организации обязаны вести учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны вести бухгалтерский учет.

Ощутимый объем прав и обязанностей дошкольных образовательных организаций составляют права и обязанности в трудовой сфере. Здесь действуют обязанности, связанные с соблюдением норм Трудового кодекса Российской Федерации. Для работников государственных и муниципальных образовательных организаций законодательством предусмотрен целый ряд дополнительных гарантий, обязанность обеспечить которые возлагается, в том числе на эти организации. Так, например, педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года (ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ, соответственно, на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению данного права.

Главной функцией дошкольных образовательных организаций является осуществление обучения и присмотра и ухода за детьми, и законодательство предусматривает целый ряд прав и обязанностей, направленных на полноценное и качественное осуществление ими указанной деятельности.

Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. При этом на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

По общим правилам, закрепленным в ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования – образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.

Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.

В связи с реализацией образовательных программ Федеральный закон № 273-ФЗ обязывает образовательную организацию обеспечивать их выполнение в полном объеме и в соответствии с установленными требованиями к качеству обучения, а также обеспечивать соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Декларируемые Федеральным законом № 273-ФЗ гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности обусловливают обязанности образовательный организации по соблюдению данных принципов в своей деятельности. Она обязана выстраивать образовательный процесс на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Недопустимо применение физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам.

Ряд обязанностей дошкольной образовательной организации призван обеспечить права обучающихся, связанные с созданием условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания. В частности, дошкольная образовательная организация обязана создавать необходимые условия для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.

Образовательная организация в известных пределах самостоятельна в осуществлении финансовой, хозяйственной деятельности. К компетенции образовательной организации отнесены: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с установленными требованиями. При этом данные права одновременно являются и обязанностями образовательной организации. Организация обязана предоставлять учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения.

В ряду организационных прав образовательной организации – самостоятельная разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; самостоятельный подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; установление структуры образовательной организации, штатного расписания и др. Образовательная организация обязана обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет.

Ряд прав и обязанностей образовательной организации лежит в плоскости информационного обеспечения. Так, на образовательную организацию возлагается обязанность обеспечить открытость и доступность информации о своей деятельности, в том числе по вопросам создания, структуры, о реализуемых образовательных программах; об оказываемых ею услугах; о руководителе и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и т. д. В целях обеспечения информирования населения по указанным параметрам организация обязана установленную информацию размещать на своем официальном сайте в сети Интернет.

Ряд прав и обязанностей образовательной организации лежит в плоскости информационного обеспечения. Так, на образовательную организацию возлагается обязанность обеспечить открытость и доступность информации о своей деятельности, в том числе по вопросам создания, структуры, о реализуемых образовательных программах; об оказываемых ею услугах; о руководителе и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и т. д. В целях обеспечения информирования населения по указанным параметрам организация обязана установленную информацию размещать на своем официальном сайте в сети Интернет.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения

Аннотация. Статья посвящена вопросу определения государственного статуса ДОУ. Будет приведена краткая характеристика законодательной базы: рассмотрены основные положения законов и иных нормативных актов, регулирующие права и обязанности дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, Федеральный закон, Типовое положение, правоотношения.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время количество дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, значительно возросло. Это потребовало четкого законодательного определения их правового статуса. Как известно, понятие правового статуса является комплексным: оно включает в себя не только права, но и обязанности, а также ответственность (в данном случае те обязанности, которое несет ДОУ в связи с осуществлением им образовательной деятельности). Определение и правовые признаки ДОУ содержатся в Федеральном законе № 273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 вышеназванного закона гласит: дошкольная образовательная организация — это организация, основной целью которой является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также составляющими данного вида деятельности являются присмотр и уход за детьми. Из этого следует, что в федеральном законе, речь о котором шла выше, определены общие параметры правового статуса. Что же касается специфических особенностей в ее деятельности, то они раскрываются уже на другом уровне – в подзаконных нормативных актах, а также на локальном (местном) уровне – в самой организации непосредственно. Это могут быть различные правила, уставы, приказы и т.д.
На сегодняшний день спецификация в деятельности дошкольной организации, а также особенности ее правового статуса производится исключительно на локальном уровне. Это связано с отменой Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562.
Итак, если исследовать правовой статус дошкольного учреждения то, прежде всего, важно отметить, что деятельность данных учреждений в силу своей специфики затрагивает множество различных сфер: будучи организациями, ДОУ выступают участниками гражданских, административных, трудовых, финансовых, налоговых и иных правоотношений. Поскольку организация имеет статус юридического лица, то, соответственно, на нее возлагаются и права, и обязанности, которые делают ее полноценным участником гражданского оборота. Таким образом, мы можем говорить, что в основе правового статуса ДОУ лежит совокупность прав и обязанностей.
Рассмотрим составляющие элементы правового статуса дошкольного учреждения более подробно. Стоит отметить, что особенностью любой образовательной организации является специальная цель ее создания как юридического лица: это образовательная (социальная) деятельность. Данное условие указывает нам на то, что такие организации обладают ограниченной правоспособностью. Итак, что же включает в себя правоспособность дошкольного образовательного учреждения? Исходя из норм ГК РФ, это – способность иметь определенные права и нести соответствующие статусу обязанности, которые могут быть как имущественные, так и неимущественные. Здесь, прежде всего, речь идет о вещных правах, регулируемых п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ. ДОУ, как и иные организации, может иметь обособленное имущество, что будет являться главным признаком юридического лица.
Поскольку ДОУ являются юридическими лицами, как было установлено выше, то в пределах своей правоспособности они имеют право быть участниками гражданско-правовых сделок, а также на осуществление предпринимательской деятельности: так, например, для того, чтобы достигнуть целей своей деятельности, в определенных пределах ДОУ может вести деятельность, которая приносит доход.
Но, почему-то в отечественной практике существует стереотип, что если такая организация занимается коммерцией, то это – обязательно плохо в социальном и гражданском плане. Вместе с тем, не стоит игнорировать реалии современной правовой и государственной действительности, которые обусловили необходимость пересмотреть существовавшие на протяжении многих лет подходы к деятельности организаций образования.
Что касается прав, которыми обладают ДОУ, то их значительная часть связана с их хозяйственной деятельностью: у данных организаций есть самостоятельный баланс, открыт лицевой счет юридического лица, они могут иметь собственную печать, бланки с собственным наименованием. Среди специфических прав ДОУ следует упомянуть также и право на результаты творческого труда: авторские, патентные права и т.д. Но если выше нами были названы права имущественного характера, то также стоит сказать и о неимущественных (нематериальных) правах ДОУ: это, например, право на защиту Дошкольные образовательные организации могут иметь права, деловой репутации, согласно п. 7 ст. 152 ГК РФ .
Что же касается другой составляющей правового статуса – обязанностей организации дошкольного образования, то здесь также как и права, они подразделяются на общие и обусловленные спецификой их деятельности. Так, среди общих обязанностей стоит назвать обязанность по соблюдению Конституции и иного законодательства Российской Федерации, а также принципов и норм международного права и норм, прописанных в уставе организации (локальных норм).
Говоря о специальных обязанностях, отметим, что они обусловлены, как и права, спецификой статуса ДОУ: так, ДОУ обязана заниматься только деятельностью, предусмотренной уставом организации, более того, такая деятельность не должна выходить за рамки тех целей, ради которых создавалась организация.

Среди общих обязанностей также – уплата установленных налогов и сборов (согласно ст. 57 Конституции РФ , а также согласно ст. 23 Налогового Кодекса РФ ). На ДОУ возлагается также обязанность по ведению бухгалтерского учета и предоставлению отчетности.
Весьма значительный объем прав и обязанностей (которые, на наш взгляд, также можно отнести к специальным), имеют ДОУ в трудовой области: т.е. тех, которые связаны с соблюдением трудового законодательства. В качестве примера таких обязанностей можно привести обязанность по обеспечению для работников ДОУ со стороны учреждения дополнительных социальных гарантий. В силу специфики деятельности ДОУ, такие организации также обязаны обеспечить родителям воспитанников возможность ознакомиться с содержанием образовательных программ и ходом процесса образования.
Возвращаясь к тому же ФЗ, что уже был ранее назван выше, отметим, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность так, чтобы методы, формы обучения и воспитания соответствовали установленным требованиям к качеству обучения, а также возрастным, психофизическим особенностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников. Не допускается применять физическое и психическое насилие в отношении обучающихся. ДОУ обязаны обеспечить для обучающихся условия для охраны их здоровья: так, данная группа прав относится скорее, к организационным. Это деятельность по самостоятельной разработке и принятию правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов; кадровые и структурно-организационные вопросы. Также среди обязанностей ДОУ – создание и ведение собственного сайта в сети Интернет, где публикуется информация о деятельности организации, педагогическом составе работников, и пр.
Таким образом, подытожив вышесказанное, мы делаем вывод о том, что дошкольные образовательные учреждения обладают гражданско-правовым статусом как любое юридическое лицо, организация. Составными элементами правового статуса ДОУ являются права и обязанности, которые могут быть как общими (применимы ко всем организациям — юридическим лицам), так и специальные, которые обусловлены характером деятельности ДОУ. Специфика таких учреждений также заключается и в том, что их деятельность затрагивает сразу несколько отраслей права – гражданское, административное, трудовое и т.д.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
4. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
5. Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946). Утратил силу.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Особенности гражданско-правового статуса учреждений

Методический материал

Дата: 2019-08-13

Переход на главную

Особенности гражданско-правового статуса учреждений

Ст. 120 ГК РФ определяет, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления

    • управленческих,

    • социально-культурных или

    • иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Кодекса: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,

    • владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и,

    • если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственникаэтого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, и вправе распорядиться по своему усмотрению.
Учреждение может быть создано:

    • гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо

    • Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение),

    • муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть

    • автономным,

    • бюджетным или

    • казенным.

Автономным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющееоказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Административно -правовой статус учреждений

Учреждения как организации

Предприятия и учреждения — это две разновидности организаций, отличающихся друг от друга. В отличие от предприятий деятельность учреждений носит непроизводственный характер. Как правило, этот непроизводственный характер выражается (также как и у предприятий) в оказании услуг, но только в данном случае услуги носят непроизводственный характер.

Услуги производственного характера от услуг непроизводственного характера отличаются их направленностью. Услуги производственного характера направлены на удовлетворение материальных или физических потребностей членов общества, в то время как услуги непроизводственного характера удовлетворяют потребности в социально-культурной или административно-политической сферах (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. д.).

Как считает Л.Л. Попов, «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры».

Как отмечает Д.Н. Бахрах «учреждение-это разновидность организации образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществляения управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

Данные определения соответствуют определению данному в законодательстве. В частности закреплено, что учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст. 120 ГК и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Существуют различные подходы к классификации учреждений.

К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

-здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);

-образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

-науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);

-иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и другие;

-другие виды учреждений (например, по исполнению наказаний).

Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными.

Особенности создания учреждения каждого вида учреждений закреплён в определенных нормативных актах. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Проект решения о создании федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание создаваемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Некоторые особенности создания и прекращения высших учебных заведений предусмотрены п. 2 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. На практике такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В уставе федеральных государственных учреждений необходимо предусматривать:

1) исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности — исчерпывающий перечень видов такой деятельности;

2) порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

3) запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

4) открытие счетов учреждения в органах федерального казначейства;

5) ликвидацию учреждения по решению собственника имущества (Правительства Российской Федерации) и распоряжение собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, когда создаются учреждения, выполняющие однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Особенно много типовых положений действует в сфере образования.

Среди них — Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и ряд других положений.

Таким образом, в настоящее время учреждение, в отличие предприятий занимается в основном непроизводственной деятельностью; является некоммерческой организацией; действует на основе устава (положения).

ГК РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» указывают, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Правовой статус учреждений (стр. 1 из 6)

ВВЕДЕНИЕ

Анализ правовой литературы показывает, что если раньше общие вопросы правового статуса юридических лиц освещались достаточно полно, то конкретные вопросы правового статуса того или иного юридического лица, в частности учреждений, не получили должной теоретической разработки. Не удивительно, так как в условиях планово-административной системы в этом не было практической надобности. Этим и обоснована актуальность изучения статуса учреждений.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.

Центральное место в регулировании статуса учреждений занимает Гражданский кодекс РФ, Закон об автономных учрежденияхsub_1, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Учреждение, как субъект гражданского права служило предметом исследования следующих ученых: Витрянский В.В., Суханов Е.А., Толстой О.К. и др.

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения, участниками которых являются учреждения. Объектом – совокупность правовых норм, регулирующих правовой статус учреждений.

Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса учреждений. Задачи:

1) раскрыть понятие учреждения;

2) определить правовой режим имущества учреждения;

3) рассмотреть ответственность учреждения.

В процессе рассмотрения данной темы будут использованы следующие методы: анализа, синтеза, и сравнительно-правовой.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1.Понятие и виды учреждений

Правовой регламентации такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение посвящены ст.ст. 120, 296 и 298 ГК РФ.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Это понятие, определяющее статус учреждения сходно со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами. Таким образом, российский законодатель впервые определяет учреждение как самостоятельное юридическое лицо.

На первый взгляд, учреждения, являясь некоммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено в первую очередь тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности, которая нередко лежит вне сферы гражданского права.

Однако названные сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе и те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Порядок образования, отношения с собственником имущества, правовое положение имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы приобретают весьма важное значение в свете бурных экономических реформ в нашей стране.

Учреждение, как и некоммерческая организация, в случае получения доходов от разрешенной деятельности использует в полном объёме полученную прибыль исключительно только для достижения целей и задач, ради которых было создано.

Данный признак в полном объёме относится как к некоммерческим организациям в целом, так и к учреждениям в частности, он носит достаточно конкретный и универсальный характер. В противном бы случае учреждения являлись коммерческими организациями и потеряли бы свою значимость как самостоятельный вид некоммерческой организации.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), и т. п.

Кроме того, статья 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», впервые определяет организационно-правовую форму органов местного самоуправления как учреждения.

На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.

В последнее время получили распространение в последнее время частные учреждения. Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Закон об автономных учрежденияхsub_1 предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В связи с принятием Закона об автономных учреждениях внесены изменения в ГК РФ (в целях применения режима оперативного управления для автономного учреждения), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и уточнены иные нормы законодательства.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях такие учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. По сравнению с последними автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в их уставе, в том числе в отношении имущества, переданного им на условиях оперативного управления.

Таким образом, в настоящее время наряду с частными учреждениями допускается существование государственных и муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, делятся на бюджетные и автономные.

Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Такое учреждение осуществляет свои функции в качестве юридического лица, наделенного имущественными и личными неимущественными правами, и может быть истцом и ответчиком в суде, вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение относится к юридическим лицам, обладающим специальной правоспособностью. В соответствии с Законом об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое учреждение создано. Оно функционирует в соответствии с задачами, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Учредитель дает автономному учреждению задания исходя из предусмотренной в его уставе основной деятельности. Но общие принципы формирования задания для автономных учреждений в законе не определены. Не предусматривается и обязанность учредителя ежегодно формировать автономному учреждению задание в объеме, необходимом для достижения целей его создания. Это может создать серьезные затруднения в деятельности таких учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *