Правовой статус субъектов избирательного процесса

  • автор:

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, КЛАССИФИКАЦИЯ1

© Бадретдинов И.Р.*

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

В статье анализируется систем субъектов избирательного процесса в России, исследуются определение, содержание правового статуса и классификации субъектов избирательного процесса, выделены основные критерии классификаций, сформулирован авторский подход к классификации субъектов избирательного процесса.

Ключевые слова избирательный процесс, субъекты избирательного процесса, классификация субъектов избирательного процесса.

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ 1993 года (с изм. и доп.) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В современной России референдумы не получили большого распространения, тогда как выборы стали обязательным элементом повседневной политики.

В объективном смысле под избирательным правом понимают либо совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между субъектами (участниками) избирательного процесса по поводу подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, местного самоуправления и выборов должностных лиц ; либо совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также регулирующих отношения, связанные с порядком осуществления этого права .

Как указывается в литературе, одним из специфических избирательного права признаков является наличие собственного круга его субъ-

1 Статья подготовлена и издана при финансовой поддержке гранта Стерлитамакского филиала БашГУ № В 14-26 (проект — «Совершенствование порядка организации и проведения выборов в России посредством обучения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса: цели, задачи и способы обучения»).

* Доцент кафедры Конституционного и муниципального права, кандидат политических наук.

ектов . При этом, представляется вполне обоснованным мнение о том, встречающиеся в специальной литературе термины «субъект избирательного процесса», «субъект избирательного правоотношения», «участник избирательного процесса», «материально-правовой статус субъекта избирательного права», «процессуальный статус субъекта избирательного права» по своему содержанию они обозначают одного и того же феномена — субъекта избирательного права, но в различных ролях и плоскостях данной основополагающей категории . Близкие позиции занимают и другие исследователи .

Поэтому, рассматривая вопросы, вынесенные в заголовок данной работы необходимо говорить как о понятии, классификации, правовом статусе субъектов избирательного права, так и во всех указанных выше его вариациях.

В отношении определения понятия «субъект избирательного процесса» в юридической науке нет серьезных разногласий. Весьма вероятно, что поэтому в различных работах, посвященных вопросам выборов, зачастую не содержится определение субъектов. Там же, где оно имеется, различия авторов по определению данного понятия представляются весьма скромными.

Так С.Д. Князев считает, что субъектная компонента избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствии наделения их процессуальными правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса .

По мнению М.В. Масловской, субъекты избирательного процесса -физические и юридические лица, обладающие избирательными правами и обязанностями и способностью участвовать в избирательных правоотношениях . Аналогичную точку зрения высказывает Н.В. Моты-жаева .

С точки зрения К.В. Краснова, субъекты избирательного процесса — индивидуальные и коллективные (ассоциированные) участники выборов, совершающие действия, направленные на формирование органов публичной власти.

Биктагиров Р.Т. считает, что субъектом избирательного права следует признать физическое или юридическое лицо, а также социальные общности и образования, ненаделенные правами юридического лица, которые в соответствии с установленными законодательством нормами избирательного права наделены правосубъектностью и участвуют в осуществлении избирательно-правовых действий, направленных на формирование выборных органов государственной и муниципальной власти, либо на наделение полномочиями выборных должностных лиц, на реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в указанные органы публичной власти .

Вышеуказанные подходы демонстрируют также определенное единство в отношении статуса субъекта избирательного права. Общим рефреном

данного единства может служить замечание о том, что обязательным элементом содержания статуса субъектов избирательного процесса являются их права и обязанности, а в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц — и их полномочия (властные права и обязанности) .

Рассматривая следующий аспект заявленной темы необходимо заметить, что в юридической науке нет единства по поводу точного перечня субъектов избирательного процесса.

Применительно к Российской Федерации один из наиболее полных перечней субъектов избирательного процесса, (под наименованием субъектов избирательного права) дан Р.Т. Биктагтровым. В него включены.

1. российский народ, народы субъектов российской Федерации, избирательный корпус муниципальных образований;

2. граждане Российской Федерации, обладающие активным и пассивным избирательным правом;

3. иностранные граждане, наделенные в установленном порядке активным и пассивным избирательным правом;

4. политические партии и иные общественные объединения граждан;

5. группы избирателей, образованные в установленном законом порядке в поддержку самовыдвижения кандидата;

6. избирательные комиссии;

7. сборщики подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата, списки кандидатов;

8. кандидаты, зарегистрированные в кандидаты в депутаты и на иные выборные должности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. доверенные лица политических партий (избирательных объединений), отдельных кандидатов, выдвинутых и баллотирующихся по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;

10. уполномоченные представители политических партий, иных общественных объединений, отдельных кандидатов;

11. члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12. наблюдатели;

13. организации, выпускающие СМИ (организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий);

14. органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица;

15. командиры воинских частей, капитаны судов, начальник полярных станций, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

16. суды общей юрисдикции;

17. органы прокуратуры;

18. органы и должностные лица, наделенные правом возбуждать уголовные дела и административные производства по делам, связан-

ным с нарушениями избирательных прав граждан, избирательного законодательства;

19. организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги по изготовлению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также организации, оказывающие рекламные услуги кандидатам, избирательным объединениям;

20. собственники и владельцы отдельных объектов, могущих стать местом проведения предвыборных агитационных материалов кандидатов и избирательных объединений .

Впрочем, говоря о перечне субъектов избирательного процесса, представляется очевидным, что в разных странах этот перечень будет разным, причем он может меняться и в одной стране, в зависимости от изменений законодательства. Так, могут появляться новые субъекты, как, например, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а другие субъекты, которые прежде активно участвовали в выборах, согласно современному российскому законодательству не обладают избирательной правоспособностью, например трудовые коллективы, выборные руководящие органы общественных объединений . Поэтому окончательный перечень субъектов избирательного процесса, с нашей точки зрения, вряд ли возможен.

Считаем, однако, что нельзя не согласиться с мнением Ю.А. Веденеева и С.Р. Князева, о том, что избирательные правоотношения не существуют без таких действующих лиц, как избиратели, кандидаты, политические партии и избирательные органы, причем именно наличие этих субъектов правоотношений придает последним характер избирательных .

В связи с вышеизложенным представляется, что более интересен вопрос о классификации субъектов избирательного процесса. Тема классификации тем актуальнее, что в современной науке классификация понимается как система соподчинённых понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Строго и чётко проведённая классификация одновременно подытоживает результаты предшествующего развития данной отрасли познания и вместе с тем отмечает начало нового этапа в её развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Классификация, базирующаяся на научных основах, не только представляет собой в развёрнутом виде картину состояния науки или её фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных ещё фактов или закономерностей .

Так, С.Д. Князев считает, что все многообразие субъектов современного избирательного российского права, опираясь на выводы общей теории права и отраслевых наук, можно подразделить на две группы: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты . Этот же автор предлагает их классификацию по целям участия в выборах на — административные и политические , по степени обязательности участия в выборах — на обязательные и факультативные , по природе юридического сопряжения с процессом организации и проведения выборов — на специфические и иные . Кроме того, С.Д. Князев считает, что субъекты могут быть также классифицированы по стадиям избирательного процесса .

Масловская М.В полагает, что в избирательном процессе с определенной долей условности субъектов можно подразделить на:

— непосредственно заинтересованных в результате выборов.

— выполняющих вспомогательные функции в чужом интересе.

Кроме того, с точки зрения данного исследователя всех участников избирательного процесса можно дифференцировать на субъектов, обеспечивающих избирательный процесс, к которым относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, и их должностные лица и субъектов, участвующих в избирательном процессе, а именно общественные формирования и физические лица .

Краснов К.В. предлагает следующие классификации.

Во-первых, в зависимости от основного содержания деятельности на определенных этапах избирательного процесса на:

1. органы, определяющие дату выборов;

2. органы, осуществляющие проведение выборов;

3. субъекты избирательного процесса, имеющие право избирать (выдвигать кандидатов, участвовать в предвыборное агитации, голосовать) и / или быть избранными;

4. средства массовой информации;

5. субъекты контроля за выборами;

6. субъекты материально обеспечивающих проведение выборов .

Во-вторых, в зависимости от количества стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовывать (реализуют) свои права и / или должны выполнять (выполняют) обязанности автор выделяет следующие группы субъектов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. те, кто может реализовывать права и / или должен выполнять обязанности практически на всех стадиях избирательного процесса;

2. те, кто принимает участие в избирательном процессе на нескольких его стадиях.

При этом, с точки зрения К.В. Краснова, тех, «чья деятельность может быть связана лишь с одной стадией избирательного процесса, как в широком, так и в узком смысле, практически не существует» .

Следующая классификация представленная данным автором — в зависимости от достигаемых субъектами в избирательном процессе целей. В рамках её выделяются следующие группы:

1. субъекты, реализующие избирательные права;

2. субъекты, способствующие реализации избирательных прав .

Еще одна классификация К.В. Краснова- в зависимости от доминирования в правовом статусе субъектов избирательного процесса прав и обязанностей. Здесь классификация выглядит так:

1. у кого доминируют обязанности;

2. чьи права и обязанности в количественном отношении практически равновелики;

3. тех, в чьем статусе преобладающими оказываются субъективные права .

Также автор предлагает классификацию субъектов избирательного процесса по виду органов, формирование которых является целью выборов , и по виду акта, в котором закрепляются основы правового положения субъекта избирательного процесса .

Захаров И.В. и Кокотов А.Н. проводят разделение участников избирательных правоотношений на основных и дополнительных. К основным субъектам избирательного права И.В. Захаров и А.Н. Кокотов относят граждан России, избирательные объединения (политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством РФ), кандидатов, членов избирательных комиссий. Дополнительными субъектами, способствующими деятельности основных субъектов, с точки зрения данных авторов, можно назвать органы государственной власти и местного самоуправления, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, суды. Особым субъектом избирательного права являются избирательные комиссии .

Мотыжаева Н.В. замечает, что можно выделить следующих субъектов. «Первую группу образуют субъекты, непосредственно заинтересованные в результатах выборов в представительные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных органов местного самоуправления. К ним, в частности, следует относить избирателей, кандидатов (в депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования, в иные выборные органы). Вторую группу образуют субъекты, непосредственно способствующие реализации интересов основных субъектов избирательного процесса в системе местного самоуправления. К ним можно отнести доверенных лиц, кандидатов, лиц участвующих в агитации. Третью, самостоятельную группу субъектов избирательного процесса в системе местного самоуправления образуют субъекты, выступающие организаторами данного процесса. Основными субъектами этой группы являются избирательные комиссии» .

Кроме того, данный автор подразделяет всех субъектов избирательного процесса в системе местного самоуправления на:

1. субъектов, обеспечивающих избирательный процесс в системе местного самоуправления (избирательные комиссии, органы госвласти и МСУ);

2. субъектов, участвующие в избирательном процессе в системе местного самоуправления (общественные формирования, физические лица) .

Исходя из особенностей формирования, юридической природы и выполненных функций различных видов участников избирательного процесса, А.М. Агаевым предлагается их классификация по двум критериям: 1) по организационным формам и 2) по степени полноты участия в процессе.

По организационным формам участники избирательного процесса подразделяются на:

1. граждан-избирателей;

2. юридические лица;

3. общественные объединения и группы избирателей;

4. государственные органы и их должностные лица.

По степени полноты участия в процессе они классифицируются на:

1. основные — участвующие на всех стадиях процесса, без которых не могут состояться выборы;

2. вспомогательные — имеющие права и обязанности участвовать на соответствующих отдельных стадиях избирательного процесса при возникновении необходимых для этого юридических фактов .

Биктагиров Р.Т. считает, что можно предложить общий критерий классификации субъектов избирательного права. Таким критерием, по его мнению, может быть уровень их социальной общности и специфика правовой природы как участников избирательных правоотношений. С этих позиций субъекты избирательного права классифицируются на три категории (группы); 1) социальные общности (объединения); 2) социальные образования; 3) индивиды .

Кроме того, данный исследователь замечает, что с позиций реальных интересов организаторов и участников избирательного процесса большое значение имеет классификация по юридическому значению их участия в избирательном процессе. По данному критерию субъекты избирательного права следует разделить на две группы: на основные (без них невозможны выборы) и вспомогательные (выборы могут пройти и без них) .

Наконец, С.Н. Егоров типологизирует субъектов избирательного процесса по признаку содержания деятельности на:

1. группу субъектов инициирующих и организующих избирательный процесс;

2. группу субъектов, участвующих в избирательном процессе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. группу субъектов, обеспечивающих выборы .

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что субъект избирательного процесса — это его участник, обладающий в процессе определенными правами и реализующий определенные обязанности, которые в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц приобретают форму полномочий (властных прав и обязанностей).

Различные исследователи предлагают разные перечни субъектов избирательного процесса. При этом очевидно, что в разных странах этот перечень будет разным, он может меняться и в одной стране, в зависимости от изменений законодательства. Поэтому окончательный перечень субъектов избирательного процесса вряд ли возможен.

При этом, важнейшими среди субъектов избирательного процесса являются такие действующие лица, как избиратели, кандидаты, политические партии и избирательные органы.

В науке представлено достаточное количество классификаций субъектов. Наличие большого количества классификаций, с нашей точки зрения, позволяет поставить вопрос о группировке типологически близких классификаций субъектов избирательного процесса. И если попытаться типологи-зировать имеющиеся классификации, достаточно логичной выглядит следующая типология.

Во-первых, можно в одну группу объединить классификации субъектов избирательного по стадиям избирательного процесса.

Во-вторых, представляется, что к классификации субъектов избирательного права по количественному критерию близки классификация по организационным формам и классификация субъектов по уровню их социальной общности и специфике правовой природы.

В-третьих, мы считаем, что типологически близки классификации по степени участия в выборах и степени полноты участия в выборах.

Наконец, в-четвертых, весьма распространенная классификация по целям участия в избирательном процессе типологически близка к классификации субъектов по признаку содержания деятельности, ибо в целом представляется весьма логичным, что у субъектов избирательного процесса содержание деятельности направлено на достижение определенных целей, поэтому цель во многом определяет содержание деятельности.

Именно эти группы классификаций и должны, как представляется нам, лежать в основе научного подхода к анализу правового статуса каждого конкретного субъекта избирательного процесса.

Список литературы:

4. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. — 1999. — N 5. — С. 27-35.

5. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. — М.: Норма. 2007. — 386 с.

8. Избирательное право России: учебник для вузов / Под ред. В.О. Лучина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 735 с.

9. Избирательное право Российской Федерации: учебник / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. — М: Издательство Юрайт, 2011. — 386 с.

10. Избирательное право / Под ред. К.К. Гассанова, А.С. Прудникова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 332 с.

13. Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: дисс. … канд. юр. наук. — М., 2000. — 278 с.

14. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации: дисс. … канд. юр. наук. — Волгоград, 1999. — 201 с.

15. Мотыжааева Н.В. Избирательный процесс в системе местного самоуправления: дисс. … канд. юр. наук. — Волгоград, 2010. -250 с.

16. Теория государства и права. курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. -М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. — 423 с.

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

т

УДК 342.8

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Тимофеев Виктор Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского филиала АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Чебоксары. E-mail: gena83@mail.ru

Бикчуров Ренат Эдуардович,

магистрант ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, E-mail: renatbikchuroff@yandex.ru

В статье предлагается классификация субъектов избирательного процесса, анализируются точки зрения различных ученых по этой теме, рассматриваются две большие группы субъектов — обязательные и факультативные. К числу обязательных субъектов относим основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Предложенная классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично.

Ключевые слова: избирательное право; избирательный процесс; признаки избирательного процесса; стадии избирательного процесса; критерии выделения стадий избирательного процесса; избирательные действия; избирательная система; избирательные правоотношения; классификация.

В современной отечественной науке сложилось следующее понимание категории «субъект избирательного процесса»: участники избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов , или эта классификация поверхностна. Так, Ю. А. Дмитриев и В. Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборов без наблюдателей, но без избирателей — никогда. К. В. Краснов в своей диссертации предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что часть авторов к субъектам процесса относят даже нормоучредитель-ные органы, которые в избирательных отношениях вообще не участвуют .

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основные и вспомогательные. Основные субъекты — носители

спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле: истец, ответчик. Вспомогательные — лица, способствующие осуществлению правосудия: свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживается аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяет суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на мой взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.

Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Стоит напомнить, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон «Об основных гарантиях…») содержится следующее определение: избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе — активное и пассивное избирательное право, то есть материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за

голосованием и другие), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют «обслуживающую» функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.

В. А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц различна. Без избирательных комиссий невозможно проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.

Р. Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р. Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и других. Данная точка зрения мне представляется весьма ценной. В силу этого предлагаю совместить классификации В. А. Ершова и Р. Ф. Биктагирова.

В избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты -основные участники избирательного процесса.

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях…», избиратель — гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат — лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным правом ко дню голосования. Исходя из этого, несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершен-

нолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях…»).

Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях — отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объединений к основным участникам избирательного процесса . На мой взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.

На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей .

В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции — п. «б» ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») . Поэтому считаю, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.

Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. № 16-П Суд изложил следующую точку зрения: «Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) -одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе — по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (выделено нами — Д. Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением -политической партией, а за весь этот список, то есть,

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу» . Существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса — носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.

Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.

В России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. В последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.

В силу вышеизложенного считаю, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.

Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активного избирательного права. Так, В. О. Лучин, Р. Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ — носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части Постановления № 26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще, или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из поло-

жений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, то есть представителем народа . На мой взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права — избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как, например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков — также еще один коллективный субъект активного избирательного права.

Коллективные субъекты — категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус — из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект — избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов — депутаты и выборные должностные лица).

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях…»), которые лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, но наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномочен-

ными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Данные участники выполняют обслуживающую функцию. Цель участия этих субъектов — создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.

Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).

Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и другие. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов.

Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъектов первой подгруппы факультативных участников.

Стоит отметить, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает

соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях…»).

Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрацию кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит.

Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). На мой взгляд, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органы, осуществляющие учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона «Об основных гарантиях…»).

В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и так далее. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвует в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т. е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения . Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса — избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправ-

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

ления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого делаем вывод о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. Д. Х. Валеева, Ю. М. Челышева. М.: Статус, 2010. 572 с.

4. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право: учебник. М.: Юстицинформ, 2008. 312 с.

5. Князев С. Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.

6. Краснов К. В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.

7. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.

8. Маклаков В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.

9. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по

проведению Российской Федерации: постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. № 143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.

10. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 7, 8. С. 11-16.

13. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. № 26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.

14. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. № 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 19. Ст. 2102.

15. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. З. Измайлова: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. № 16-П // Рос. газ. 2009. 27 нояб.

16. Шаталов А. С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.

17. Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

V. V. Timofeev, R. E. Bikchurov SUBJECTS OF ELECTION PROCESS AND THEIR CLASSIFICATION

Процессуальное осуществление субъектами своих прав и обязанностей является основным содержанием норм избирательного права, подавляющее большинство которых являются процессуальными.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Данное определение содержит следующие признаки избирательного процесса:

· избирательный процесс — это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

· избирательный процесс — деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е. лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

· избирательный процесс это деятельность, направленная на избрание выборных лиц. Избирательный процесс имеет строго целевое назначение, юридическим результатом которого является формирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, и избрание должностных лиц государственной власти местного самоуправления;

· избирательный процесс — это деятельность, урегулированная процессуально-правовыми нормами. Эго означает, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом. Избирательный процесс осуществляется и определенной правовыми нормами процессуальной форме;

· избирательный процесс — это осуществление и избирательных действий в определенной последовательности. Поступательное движение избирательного процесса его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, и избирательного объединения.

Федеральное законодательство не содержит легального определении и избирательного процесса, однако, оно встречается региональном По временным рамкам избирательный процесс совпадает с понятием «избирательная кампания» — периоду со дня официального опубликования решения уполномоченного на го должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

Принципы избирательного процесса. Процессуально правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса и избирательно-процессуальной формой.

Основными принципами и избирательного процесса являются следующие принципы.

Принцип осуществления организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями.

Для проведения выборов создаются специальные органы — избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, — единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Принцип непрерывности и поступательности избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов. Это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными. Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.

Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом, например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата.

Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования, установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

Избирательное законодательство предусматривает различные формы реагирования на случаи несоблюдения своих норм. Основной из этих форм является ответственность участников процесса за нарушения избирательного законодательства, предусмотренная в трех видах: избирательно-правовая ответственность, административная ответственность и уголовная ответственность.

Принцип гласности (открытости). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Этот принцип не является абсолютным, так как не ко всем действиям субъектов процесса закон предъявляет требование публичного совершения. Например, процесс подбора кандидатур для выдвижения избирательным объединением, блоком, их расположения в списке кандидатов, договорный процесс избирательных объединений по вопросу формирования избирательного блока остаются «в тени» процесса. Доведение такого рода информации до сведения избирателей — дело соответствующих избирательных объединений.

Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав.

Однако действие указанного принципа не ограничивается указанной сферой. Все действия иных субъектов процесса, имеющие важное значение для полноценной реализации избирательных прав граждан и для совершения которых требуется контроль со стороны государства, должны осуществляться публично. Наиболее наглядно это проявляется в регулировании отношений по финансированию выборов. В данном аспекте избирательное законодательство нацелено на достижение максимальной прозрачности;

Принцип равноправия однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения — у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов.

Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;

Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требование к их форме и содержанию.

Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования.

Приведенный перечень принципов не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса. Помимо них можно выделять принципы, отражающие содержание отдельных стадий избирательного процесса, например: принцип равенства избирательных округов, принцип свободы в выборе форм и методов ведения предвыборной агитации, принцип равного доступа к средствам массовой информации, принцип смешанного финансирования выборов, принцип единого порядка установления итогов голосования и определения результатов выборов и другие.

Принцип поступательного осуществления избирательного процесса позволяет разделить его на относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

· назначение выборов;

· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

· выдвижение кандидатов;

· предвыборная агитация;

· голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование.

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Общая картина избирательного процесса выглядит следующим образом. В установленный законом срок уполномоченный на то орган (должностное лицо) издает акт о назначении выборов, которым определяется дата голосования. После опубликования этого акта начинается формирование так называемой «инфраструктуры выборов»: образование избирательных округов (в случае, когда территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа), составление и уточнение списков избирателей, формирование соответствующих избирательных комиссий. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу — со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку. Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые, в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, и ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов). Предвыборная агитация закапчивается за день до дня голосования, чтобы дать избирателям возможность «собраться с мыслями» перед волеизъявлением, которое осуществляется путем голосования бюллетенями па избирательных участках. По окончании голосования участковыми избирательными комиссиями осуществляется подсчет голосов, а вышестоящими комиссиями — подведение итогов голосования и определение результатов выборов. Заключительным моментом избирательного процесса является опубликование результатов выборов.

Следует отметить, что и после опубликования результатов выборов осуществляются некоторые избирательные действия: представление кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками финансовых отчетов, передача на хранение избирательной документации и другие. Однако данные действия не направлены непосредственно на избрание выборных лиц, а являются служебными (обеспечительными) по отношению к основным избирательно-процессуальным действиям, осуществляемым в рамках обозначенных стадий избирательного процесса.

Таким образом можно сделать вывод, что избирательный процесс является разновидностью процессуальной деятельности, касающейся деятельности по проведению выборов с целью формирования представительных органов власти различных уровней.

Подробнее стадии избирательного процесса и их содержание будут рассмотрены в следующем параграфе.

Минникес И.В. Принцип полноты в избирательном процессе // Академический юридический журнал. — Иркутск, 2001. — № 3. — с.47-49

Вешняков А.А. Актуальные проблемы избирательного права России // Научные труды РАЮН. — М.; Юрист, 2001. — № 1: т. 1. — с.23-28

31. Кандидат, избирательное объединение вправе выплатить наблюдателю вознаграждение:

А. Только соответственно из личных средств кандидата, из собственных средств избирательного объединения.

Б. Только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.

В. Только из средств, выделенных специально для этой цели избирательной комиссией, организующей выборы.

Г. Из любых средств.

Кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства … поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке (ст. 59, п. 6).

32. Должны ли указываться в направлении, выданном наблюдателю, его паспортные данные?

А. Да, в любом случае.

Б. Да, кроме случая, когда к направлению прилагается копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В. Да, если этого потребует соответствующая избирательная комиссия.

Г. Указание паспортных данных наблюдателя в направлении не является обязательным.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме… В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются (ст. 30, п. 7).

33. Что в законодательстве о выборах понимается под адресом места жительства гражданина?

А. Адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Б. Адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, № дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В. Адрес, указанный в соответствующем разделе паспорта гражданина Российской Федерации.

Г. Законодательство о выборах не содержит такого определения.

Адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ст. 2, п. 5).

34. Должно ли направление, выданное наблюдателю кандидатом (его доверенным лицом), заверяться печатью?

А. Да, в любом случае.

Б. Да, если кандидат выдвинут избирательным объединением.

В. Да, направление заверяется печатью соответствующей избирательной комиссии.

Г. Нет, это не требуется.

В случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума … проставление печати не требуется (ст. 30, п. 7).

35. Возможно ли одновременное осуществление своих полномочий в помещении для голосования несколькими наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата?

А. Да, при условии, что наблюдателей не более двух.

Б. Да, при условии, что наблюдателей не более трех.

В. Нет, это запрещено.

Г. Соответствующие ограничения законом не установлены.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума (ст. 30, п. 8).

36. Вправе ли наблюдатель ознакомиться с избирательным бюллетенем перед тем, как он будет опущен избирателем в ящик для голосования?

А. Да, если имеются сомнения в соблюдении тайны голосования.

Б. Да, с разрешения участковой избирательной комиссии.

В. Да, при условии неразглашения тайны волеизъявления избирателя.

Г. Нет, не вправе.

Наблюдатель не вправе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *