Правовой статус оффшорных компаний

  • автор:

Правовой статус офшорных компаний

Офшорная компания — это юридическое лицо, зарегистрированное в специфическом территориальном образовании — офшорной зоне, наделенное специальным налоговым статусом (льготный режим налогообложения, статус «нерезидента» или «льготный налоговый статус резидента»). Офшорной компании предоставляется льготный административный режим и обеспечивается конфиденциальность сведений о собственниках компании. Регистрация офшорной компании позволяет минимизировать налоги, увеличить доход, облегчить ведение бизнеса, застраховать себя от возможных рисков, связанных с политической или экономической нестабильностью.

Личный статут компании — законодательство офшорной зоны, однако офшорные субъекты ведут свою коммерческую деятельность за пределами офшорной юрисдикции. Льготы в отношении деятельности таких компаний не касаются их личного статута, а только дополняют правовое регулирование. Простейшая схема офшорных операций основана на универсальном принципе налогового законодательства: обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. Если источник находится за рубежом, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в конкретном государстве.

Наиболее удобная форма организации офшорных предприятий — акционерное общество. Чаще всего для офшорных предприятий избираются формы, предусматривающие ограниченную ответственность владельцев в объеме их доли в капитале фирмы. Суд может не признать ограничение ответственности, если компания была зарегистрирована специально для уклонения от законных требований кредиторов.

Основные характеристики «классической» офшорной компании:

  • 1. Офшорная компания — нерезидент в стране регистрации; центр ее управления и контроля находится за рубежом; деятельность осуществляется за пределами «налоговой гавани».
  • 2. Офшорная компания освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор; отсутствуют налоги на дивиденды, налог у источника, налог на проценты за кредит.
  • 3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией; допускается использование института номинальных акционеров (доверенных лиц, которые приобретают акции на свое имя по поручению реального владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, на которых реальными директорами возложено управление компанией); управление осуществляется с помощью секретарской компании.
  • 4. Отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, аудиторские проверки не требуются.
  • 5. Полная конфиденциальность информации о реальных владельцах компании.

Ядро офшорного режима — принцип льготного налогообложения (особенно льготы по налогу на доходы офшорных компаний). Важная льгота — принцип валютной автономии. Финансовые операции офшорной компании не подвергаются ограничениям местного валютного контроля. Офшорная компания вправе свободно распоряжаться банковскими счетами в местных и зарубежных банках, формировать уставный капитал в любой валюте.

Одна из кардинальных особенностей законодательства большинства офшорных зон — принцип конфиденциальности имен владельцев и акционеров офшорной компании. Во многих юрисдикциях за разглашение таких сведений предусмотрена уголовная ответственность (Каймановы острова — Закон о компаниях (в ред. 2010)). Администрация офшора может выдать подобные сведения только на основании судебного решения. Большинство налоговых гаваней не предоставляет информацию, кроме случаев, когда это предусмотрено международными соглашениями (Барбадос — Закон о конфиденциальности информации (1992)).

Конфиденциальность владения обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. Номинальный владелец или директор лишь формально находится на этой должности, фактически он берет на себя обязательство не совершать каких-либо действий, не предусмотренных контрактом с ним. Истинный владелец компании имеет доверенность на право совершения юридических действий от имени компании.

Подавляющее большинство операций офшорной компании в стране регистрации реализуется через специальные секретарские компании, которые предоставляют комплекс услуг по деятельности офшорных компаний. В некоторых юрисдикциях наличие секретарского сервиса обязательно; компания должна иметь минимум двух учредителей-резидентов, минимум одного директора и секретаря компании, которые были бы резидентами страны регистрации. Номинальных директоров и секретарей представляет из числа своих сотрудников секретарская компания.

В связи с наличием института номинальных директоров в англоамериканской судебной практике закреплена доктрина «теневого директора» (Shadow director). Официально этот термин появился в 1986 г. в английском законе о дисквалификации директора. Теневой директор — это лицо, скрывающееся за номинальным директором и осуществляющее реальное управление компанией; лицо, с чьими инструкциями и указаниями номинальные директора компании действуют1. Институт «теневого директора» позволяет налоговым органам привлекать к ответственности за недобросовестную деятельность компании не номинального директора, а лицо, которое осуществляет реальное управление.

Принцип льготного налогообложения связан со специфическим признаком офшора — компания не ведет коммерческой деятельности на территории, где она зарегистрирована. Это свойство дало название всему виду деятельности. В законодательстве большинства офшорных зон установлен императив — осуществлять проведение деловых операций исключительно за пределами юрисдикции, где данная офшорная компания официально зарегистрирована. Цель такого запрета — защита конкурентоспособности субъектов внутреннего рынка офшорной зоны, защита собственного предпринимательства. В последнее время появились «промежуточные» налоговые статусы, в связи с чем принцип запрета хозяйственной деятельности на территории инкорпорации во многом прекратил свое действие.

Виды налогового статуса в офшорных юрисдикциях:

  • 1) нерезидентная компания (Non Resident Company) ;
  • 2) национальная компания, т.е. зарегистрированная без присвоения особого статуса (Ordinary National Company);
  • 3) национальная компания со специальным налоговым статусом.

Статус нерезидентной компании влечет освобождение от налогообложения, если получение доходов производится из источников, расположенных за пределами страны регистрации. В ряде юрисдикции приняты специальные законы об освобожденных от налогов (нерезидентных) субъектах: Джерси (1994), Багамские острова (1995), остров Мэн (1994).

Национальная компания — это обычная компания, зарегистрированная без присвоения какого-либо особого статуса. На национальные компании в полном объеме распространяются все виды валютных ограничений. Компания с этим статусом — субъект обложения всеми установленными в стране налогами. Компания со специальным налоговым статусом — это национальная компания, которая при регистрации либо впоследствии приобретает льготный налоговый статус. Учредители могут зарегистрировать стандартную национальную компанию, а затем оформить предоставление сертификата об освобождении от налогов на определенный срок (Вануату, Джерси, Ирландия).

Специальные налоговые статусы, получаемые при регистрации: международная коммерческая компания (International Business Company — IBC); международная компания (International Company). Статус международной коммерческой компании применяется в юрисдикциях Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз. Концепция IBC была разработана на Британских Виргинских островах. Компания учреждается на основании законодательства о международных деловых компаниях, предоставляющего право любому лицу учреждать IBC. IBC, как правило, запрещено:

  • 1) вести предпринимательскую деятельность с лицами, постоянно проживающими в стране регистрации;
  • 2) владеть полностью или частично недвижимостью в стране регистрации (исключение может предоставляться для офиса);
  • 3) вести банковскую, страховую или деятельность по перестрахованию;
  • 4) предоставлять юридический адрес другим компаниям.

Международная компания — специфическая форма национальной компании с льготным налоговым статусом (острова Кука, Западное Самоа). Международная компания имеет «плавающую» ставку налогообложения. Компания может осуществлять деятельность как на территории страны регистрации, так и вне ее.

«Классическим» офшором являются Британские Виргинские острова. Законодательная система основана на общем праве. Законодательство: Постановление о международных бизнес-компаниях (1984; с поправками 1988, 1990, 1994); Акт о компаниях (1985); Акт о банках и трастовых компаниях (1990), Закон о комиссии по финансовым услугам (2001). Полностью отменено налогообложение доходов как нерезидентных, так и резидентных компаний.

В 2004 г. был принят Закон Британских Виргинских островов № 16 о коммерческих компаниях (вступил в силу 1 января 2007 г.), по которому все компании, зарегистрированные по старому законодательству, должны были пройти перерегистрацию. Она проводилась как в добровольном, так и в «автоматическом» порядке и была завершена в начале 2009 г.1 У Британских Виргинских островов нет ни одного международного договора об избежании двойного налогообложения.

В Европе довольно много офшорных территорий (и все они являются «респектабельными» офшорами). Неудивительно поэтому, что в подобных странах и коллизионные вопросы юридических лиц регламентируются наиболее детальным образом. Например, швейцарский законодатель не употребляет термин «юридическое лицо», предпочитая ему термин «товарищество». При этом для целей Закона о МЧП под товариществом понимается всякое организованное объединение лиц и всякий организованный имущественный комплекс (ст. 150.1). Для товариществ местонахождение заменяет место жительства. Местонахождением считается место, указанное в уставе или в договоре товарищества. При отсутствии такого указания местонахождением считается место, из которого осуществляется фактическое управление товариществом. Место делового обзаведения товарищества находится в государстве, на территории которого оно имеет местонахождение или филиал (ст. 21). К товариществу, не удовлетворяющему требованиям права места их учреждения, применяется право государства, из которого фактически осуществляется управление товариществом (ст. 154).

Если деятельность товарищества, учрежденного по иностранному праву, осуществляется в Швейцарии или из Швейцарии, ответственность действующих от имени товарищества лиц определяется по швейцарскому праву (ст. 159). Товарищество, местонахождение которого расположено за границей, может иметь филиал в Швейцарии. К филиалу применяется швейцарское право. Представительство филиала осуществляется по швейцарскому праву. Среди лиц, имеющих право представлять филиал, хотя бы одно должно иметь место жительства в Швейцарии и быть внесено в торговый реестр (ст. 160).

Иностранное товарищество может принять принадлежность швейцарскому праву без ликвидации и повторного учреждения, если это допускается иностранным правом, которому подчиняется товарищество. Такое товарищество должно выполнить требования иностранного права и иметь возможность адаптироваться к одной из организационно-правовых форм, предусмотренных швейцарским правом. Федеральный совет Швейцарии может разрешить товариществу изменение личного статута и в тех случаях, когда требования иностранного права не могут быть выполнены, если это диктуется важными швейцарскими интересами (ст. 161). Подобный довольно простой порядок приобретения швейцарского личного закона связан непосредственно с тем, что некоторые кантоны Швейцарии представляют собой офшорные территории.

К товариществу, обязанному по швейцарскому праву зарегистрироваться в торговом реестре, швейцарское право применяется с момента, когда товарищество докажет, что центр его предпринимательской деятельности перенесен в Швейцарию и оно приняло одну из предусмотренных швейцарским правом организационно-правовых форм. К товариществу, не обязанному по швейцарскому праву регистрироваться в торговом реестре, швейцарское право применяется с момента, как станет очевидным его желание подчиняться швейцарскому праву. При этом товарищество должно иметь со Швейцарией достаточную связь и принять одну из предусмотренных швейцарским правом организационно-правовых форм (ст. 162).

Швейцарское товарищество может принять принадлежность иностранному праву без ликвидации и повторного учреждения, если докажет, что: а) выполнены требования швейцарского права; Ь) в силу иностранного права товарищество продолжает существовать; с) товарищество публично обратилось к кредиторам с предложением заявить требования и с информацией о предполагаемом изменении личного статута (ст. 163).

В Лихтенштейне иностранное объединение может с разрешения суда посредством внесения в публичный реестр и назначения представителя (и то и другое является необходимым), без прекращения за границей и без нового учреждения в Лихтенштейне, без перенесения деловой деятельности или органа управления подчиниться местному праву и тем самым перенести свое местонахождение в Лихтенштейн (ст. 233.1 Закона об изменении регулирования о лицах и обществах (1996)). Таким образом, понятие «местонахождение» законодательно приравнено к применимому праву — достаточно выразить желание подчиняться местному законодательству, и компания приобретает статус «местной». Объединение, которое по местному праву не подлежит внесению в реестр, подчиняется праву Лихтенштейна, если: 1) воля подчиниться местному праву является отчетливо различимой; 2) существует достаточная связь с Лихтенштейном; объединение приведено в соответствие с лихтенштейнским правом (ст. 233.1, 233.4). Необходимо подчеркнуть, что данные нормы непосредственно нацелены на привлечение иностранных офшорных компаний.

Подобное признание правосубъектности иностранного юридического лица в результате может привести к тому, что юридическое лицо фактически получает двойную национальность (когда компания внесена в реестры государства места учреждения и принимающего государства). Данный механизм правового регулирования фактически предлагает способ регулирования правового положения иностранных юридических лиц, не прибегая к коллизионному методу правового регулирования с помощью личного статута юридического лица1. Здесь используется метод прямого регулирования правового положения иностранных юридических лиц. Единственный вопрос, который разрешается с помощью личного статута, — это вопрос о наличии правосубъектности иностранного юридического лица, перенесшего свое местонахождение в другое государство. При положительном ответе на этот вопрос иностранное юридическое лицо в принимающем государстве получает правовой статус национального юридического лица, принадлежащего к правопорядку принимающего государства наравне с учрежденными в нем юридическими лицами.

Однако чтобы получить разрешение суда перенести свое местонахождение в Лихтенштейн, объединение должно доказать, что оно приведено в соответствие с местным правом и что иностранное право допускает перенесение объединения (ст. 233.2). При внесении такого общества в публичный реестр необходимо указать, какая местная организационно-правовая форма общества соответствует вносимому обществу (ст. 678). Кроме того, в Законе установлена «ответственность за иностранные объединения» (ст. 237с). Если объединение было основано по иностранному праву, но при его деятельности создается впечатление, что оно подчиняется лихтенштейнскому праву, то ответственность лиц, действующих от имени объединения, за его сделки в Лихтенштейне и за границей подчиняется праву Лихтенштейна.

Лихтенштейнское объединение вправе подчиниться иностранному праву и тем самым перенести свое местонахождение за границу. Это допускается без прекращения объединения, но только с согласия компетентной административной инстанции (ст. 234).

В Лихтенштейне могут быть созданы обособленные обзаведения иностранных объединений, не соответствующих лихтенштейнскому праву. В отношении учреждения, изменения и прекращения деятельности обособленного обзаведения иностранного объединения в Лихтенштейне определяющим является лихтенштейнское право. Однако отношение обособленного обзаведения к главному обзаведению регулируется правом местонахождения главного объединения. Полномочия обособленного обзаведения по представительству определяются лихтенштейнским правом. По меньшей мере одно из уполномоченных на представительство лиц должно иметь место жительства в Лихтенштейне и быть внесенным в публичный реестр (ст. 236.1, 236.3, 236.5).

Если обособленное обзаведение иностранного объединения внесено в местный реестр, то объединение считается право- и дееспособным в отношении принятых в Лихтенштейне или подлежащих исполнению в Лихтенштейне обязательств. При этом в данном случае не имеет значения, является обособленное обзаведение иностранного объединения право- и дееспособным по праву, применимому к главному обзаведению (ст. 236.5). К местному обособленному обзаведению иностранного объединения с точки зрения защиты правосубъектности применяется лихтенштейнское право (ст. 237.2).

Офшорная компания – это юридическое лицо, зарегистрированное в специфическом территориальном образовании – офшорной зоне, наделенное специальным налоговым статусом (льготный режим налогообложения, статус «нерезидента» или «льготный налоговый статус резидента»). Офшорной компании предоставляется льготный административный режим и обеспечивается конфиденциальность сведений о собственниках компании. Регистрация такой компании позволяет минимизировать налоги, увеличить доход, облегчить ведение бизнеса, застраховаться от возможных рисков, связанных с политической или экономической нестабильностью.

Личный статут компании – законодательство офшорной зоны, однако офшорные субъекты ведут свою коммерческую деятельность за пределами офшорной юрисдикции. Льготы в отношении деятельности таких компаний не касаются их личного статута, а только дополняют правовое регулирование. Простейшая схема офшорных операций основана на универсальном принципе налогового законодательства: обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. Если источник находится за рубежом, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в конкретном государстве.

Наиболее удобная форма организации офшорных предприятий – акционерное общество. Чаще всего для офшорных предприятий избираются формы, предусматривающие ограниченную ответственность владельцев в объеме их доли в капитале фирмы. Суд может не признать ограничение ответственности, если компания была зарегистрирована специально для уклонения от законных требований кредиторов.

Основные характеристики «классической» офшорной компании:

– офшорная компания – нерезидент в стране регистрации; центр ее управления и контроля находится за рубежом; деятельность осуществляется за пределами «налоговой гавани»;

– офшорная компания освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор; отсутствуют налоги на дивиденды, налог у источника, налог на проценты за кредит;

– упрощена процедура регистрации и управления компанией; допускается использование номинальных акционеров (доверенных лиц, которые приобретают акции на свое имя по поручению реального владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, на которых реальными директорами возложено управление компанией); управление осуществляется с помощью секретарской компании;

– отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, аудиторские проверки не требуются;

– полная конфиденциальность информации о реальных владельцах компании.

Одна из кардинальных особенностей законодательства большинства офшорных зон – принцип конфиденциальности имен владельцев и акционеров офшорной компании. Во многих юрисдикциях за разглашение таких сведений предусмотрена уголовная ответственность (Каймановы острова – Закон о контроле за деятельностью компаний (1995 г.). Администрация офшора может выдать подобные сведения только на основании судебного решения. Большинство налоговых гаваней не предоставляет информацию, кроме случаев, когда это предусмотрено международными соглашениями (Барбадос – Закон о конфиденциальности информации (1992 г.).

Конфиденциальность владения обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. Номинальный владелец или директор лишь формально находится на этой должности, фактически он берет на себя обязательство не совершать каких‑либо действий, не предусмотренных контрактом с ним.

В связи с наличием института номинальных директоров в англо‑американской судебной практике закреплена доктрина «теневого директора» («Shadow director»). Официально этот термин появился в 1986 г. в английском законе о дисквалификации директора. Теневой директор – это лицо, скрывающееся за номинальным директором и осуществляющее реальное управление компанией; лицо, с чьими инструкциями и указаниями номинальные директора компании действуют (Ю. А. Тихомиров). Институт «теневого директора» позволяет налоговым органам привлекать к ответственности за недобросовестную деятельность компании не номинального директора, а лицо, которое осуществляет реальное управление.

Принцип льготного налогообложения связан со специфическим признаком офшора – компания не ведет коммерческой деятельности на территории, где она зарегистрирована. Это свойство дало название всему виду деятельности. В законодательстве большинства офшорных зон установлен императив – осуществлять проведение деловых операций исключительно за пределами юрисдикции, где данная офшорная компания официально зарегистрирована. Цель такого запрета – защита конкурентоспособности субъектов внутреннего рынка офшорной зоны, защита собственного предпринимательства. В последнее время появились «промежуточные» налоговые статусы, в связи с чем принцип запрета хозяйственной деятельности на территории инкорпорации во многом прекратил свое действие.

Виды налогового статуса в офшорных юрисдикциях:

– нерезидентная компания (Non Resident Company);

– национальная компания, т. е. зарегистрированная без присвоения особого статуса (Ordinary National Company);

– национальная компания со специальным налоговым статусом.

Статус нерезидентной компании влечет освобождение от налогообложения, если получение доходов производится из источников, расположенных за пределами страны регистрации. В ряде юрисдикций приняты специальные законы об освобожденных от налогов (нерезидентных) субъектах: Джерси (1994), Багамские острова (1995), остров Мэн (1994).

«Классическим» офшором являются Британские Виргинские острова (BVI). Законодательная система основана на общем праве: постановление о международных бизнес‑компаниях 1984 г. (с поправками 1988, 1990, 1994 гг.); Акт о компаниях (1985 г.); Акт о банках и трастовых компаниях 1990 г., Акт о деловых компаниях 2004 г. Полностью отменено налогообложение доходов как нерезидентных, так и резидентных компаний. В 2005 г. был принят Закон о коммерческих компаниях. У Британских Виргинских островов нет ни одного международного договора об избежании двойного налогообложения.

Международно‑правовое регулирование офшорного бизнеса

Офшорные юрисдикции зачастую используются для придания законности незаконной экономической деятельности. Привлекательность офшоров для нелегального бизнеса обусловлена льготным налоговым режимом и конфиденциальностью в отношении капиталов, вывозимых из других государств. В большинстве офшоров не требуется предоставления никаких документов о происхождении капиталов. Конфиденциальность привлекает в первую очередь нелегальный капитал.

Развитые страны пытаются предотвратить использование офшорных компаний в незаконных операциях. В этих целях принимаются законы, ужесточающие контроль за движением капиталов через границы и ограничивающие возможности офшорных компаний оперировать на рынках (США, Великобритания, Франция). В России принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Совещание министров финансов стран ЕС в 2001 г. приняло решение об идентификации обмена между странами информацией о подозрительных сделках и об увеличении прозрачности финансовых операций. В ЕС проверяются все сделки с компаниями из офшорных зон. Любые отчисления в адрес таких компаний облагаются дополнительным налогом «у источника», что снижает выгоды сотрудничества резидентов с офшорными зонами. Закон о единой компании (2003 г.) ограничивает возможность стран – членов ЕС создавать на своей территории компании с льготным налоговым статусом.

Банки обязаны отчитываться перед компетентными органами о финансовых операциях со странами, значащимися в «черных списках», т. е. на операции с которыми накладываются определенные ограничения. Классические офшорные юрисдикции (Панама, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Белиз) включены в подавляющее большинство «черных» списков.

Основные претензии к офшорным юрисдикциям: «нечестная» налоговая конкуренция и содействие отмыванию криминальных денег. Первая линия разрабатывается при ведущей роли ОЭСР, вторая – ФАТФ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее члены – 30 государств, в том числе большинство основных индустриальных держав. В рамках ОЭСР в 1998 г. сформулированы критерии «вредоносной» налоговой практики:

– нулевое или номинальное налогообложение;

– секретность и отсутствие эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран;

– недостаточная прозрачность в действии закона и административных правил.

ОЭСР разработала рекомендации по борьбе с «вредоносной деятельностью»:

– введение в налоговую систему стран – участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования офшоров;

– внесение в налоговые договоры стран – участниц ОЭСР положений, исключающих использование договора офшорными компаниями; отказ от заключения договоров с налоговыми убежищами;

– создание постоянно действующего Форума по вредоносной налоговой конкуренции; подготовка списка «налоговых убежищ».

В 2001 г. создана Международная организация по налогам и инвестициям (ITIO), включающая 13 государств, в основном Карибского региона. Основная цель – противостоять деятельности ОЭСР. Упор делается на то, что ОЭСР проводит политику «двойных стандартов». Выдвигается требование, чтобы не только офшорные юрисдикции, но и страны ОЭСР официально обязались придерживаться одинаковых стандартов.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. Учреждена в 1989 г. «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) и Европейской комиссией. Одна из функций ФАТФ – борьба с отмыванием денег через офшорные зоны. С 2003 г. в ФАТФ входит Россия.

Задачи ФАТФ:

– выработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. В 1990 г. были предложены 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. В 2001 г. одобрены восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. В 2003 г. принята новая редакция 40 рекомендаций;

– выявление «стран и территорий, отказывающихся от сотрудничества»;

– изучение ситуации в странах, которые используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов;

– создание в различных странах подразделений финансовой разведки.

В случае невыполнения требований ФАТФ по внесению изменений в законодательство и пересмотру политики борьбы с отмыванием капиталов она ставит вопрос о принятии экономических санкций в отношении соответствующих стран. Все трансакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять «повышенную осторожность» при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции. Подобные санкции были введены в отношении Науру (2001 г.) и Украины (2002 г.).

Критерии составления «черного списка» ФАТФ:

– отсутствие законов о борьбе с отмыванием денег;

– нечеткое коммерческое законодательство;

– отсутствие правил надзора за деятельностью банков и других финансовых учреждений;

– отсутствие специализированных организаций, осуществляющих финансовый надзор и сотрудничество в сфере борьбы с отмыванием денег.

ОЭСР и ФАТФ не уполномочены применять какие‑либо меры воздействия к странам‑нарушителям. Их деятельность сводится к выработке рекомендаций. Однако если какая‑то офшорная юрисдикция не изменит свое законодательство согласно требованиям соответствующей международной организации, то к ней могут быть применены определенные санкции со стороны государств, входящих в состав ФАТФ и ОЭСР.

В качестве примера офшорной зоны, власти которой соблюдают положения международных договоренностей и требования контролирующих органов и где одновременно сохраняется высокий уровень конфиденциальности, можно привести остров Джерси. Основные нормативные акты – законы о банковской деятельности 1991 г., о коллективных инвестиционных фондах 1988 г., о страховой деятельности 1996 г., о ценных бумагах компании 1988 г., об инвестиционной деятельности 2003 г. – предполагают наличие «окон» для обмена информацией с иностранными регулирующими органами.

В докладе рабочей группы по офшорным финансовым центрам Форума ООН по финансовой стабильности (2000 г.) отмечалось, что в мире распространен слишком упрощенный подход к оценке офшорного бизнеса. Существует большое количество офшорных центров с высокой степенью соблюдения международных норм и стандартов. Не меньшее число «неофшорных» стран являются «проблемными» с точки зрения мировой финансовой стабильности. Центрами по отмыванию «грязных» денег выступают Нью‑Йорк, ЛосАнджелес, Монреаль, Мехико, Лондон, Цюрих. По мнению экспертов Форума, воздействие офшорного бизнеса на мировую финансовую систему (при условии установления надлежащего надзора за соблюдением законности) можно оценить положительно.

Финансово-правовой статус оффшорных компаний

Оффшорная компания по своему статусу не имеет отличий от других организаций, имеющих статус юридических лиц. Она в определённом законодательством порядке регистрируется, платит налоги, имеет соответствующую организационно-правовую форму, структуру управления, юридический адрес, счета в банках и другие признаки. Управление оффшорными компаниями не требует больших административных затрат. При этом с юридической точки зрения оффшорные фирмы ─полноценные субъекты хозяйственных операций и используются в различных коммерческих схемах.

Под финансово-правовым статусом оффшорных компаний предлагается понимать их права, обязанности, законные интересы, правовые гарантии, финансовую правосубъектность, финансовую ответственность, финансовую цель деятельности, организацию управления таких компаний по отношению к их финансовой деятельности. Основными содержательными элементами финансово-правового статуса оффшорной компании являются особенности уплаты налогов такой компанией.

Рассматривая финансово-правовой статус оффшорных компаний, следует понимать, что оффшорные компании являются участниками финансово-правовых отношений, а именно отношений относительно их регистрации, уплаты налогов, предоставления финансовой отчётности, открытия счетов в банках и тому подобное.

Вопрос регистрации, порядок и размер уплаты налогов или предоставления финансовой отчётности оффшорными компаниями решается на законодательном уровне каждой конкретной оффшорной юрисдикции мира. Вместе с тем следует отметить, что существуют общие тенденции урегулирования этих вопросов во всех оффшорных юрисдикциях.

Выделяют следующие основные цели при использовании стран с оффшорными режимами: 1) снижение уровня налогообложения; 2) защита финансовых активов за счёт их размещения в экономически и политически стабильных странах и территориях; 3) оптимальное размещение финансовых ресурсов в целях их аккумуляции и накопления; 4) снижение общего уровня коммерческих рисков; 5) нередко отмывание «грязных денег», полученных преступным путём за счёт низкого уровня (или отсутствия) прозрачности операций и наличия законодательства о банковской тайне.

Как уже отмечалось выше, главной целью деятельности оффшорных компаний являются, в частности, создание легального механизма снижения налогового бремени и достижения налогового планирования при ведении бизнеса, управление финансами, инвестирование валют, размещённых на счетах банков. Оффшорные компании и оффшорный бизнес ─важная составляющая современной мировой экономики. Оффшорная компания открывает её владельцу практически неограниченный доступ на международные финансовые и инвестиционные рынки, в том числе возможностьоткрытия через свою компанию банковских счетов в любых банках мира и получения корпоративных кредитных и дебетовых банковских карт. В распоряжении окажутся различные услуги по управлению капиталом, формирование пакета ценных бумаг, прямых инвестиций. Оффшорная компания позволит минимизировать налоги, поскольку во многих оффшорных зонах налогообложение нулевое.

Законодательство Украины не запрещает создавать резидентам оффшорные компании. Налоговый кодекс Украины и Уголовный кодекс Украины не предусматривают ответственности за попытку создать оффшорную компанию. При этом, по мнению специалистов, суд или органы прокуратуры не могут квалифицировать перевод денег в оффшорную зону как сокрытие или занижение прибыли. Создание компаний в оффшорных зонах законом не запрещено, а прибыль формально появляется у субъектов хозяйствования других стран.

Оффшорные компании создаются также с целью легализации доходов в силу возможности обеспечения конфиденциальности. А как известно, около половины ВВП Украины находится в тени. Путём обеспечения конфиденциальности оффшорные компании создаются также с целью легализации доходов.Первая задача оффшорной компании ─это минимизация налогообложения; практика использования оффшорных схем для достижения этой цели характерна для бизнеса во всех странах. Вторая задача, которую решают украинские предприниматели через использование оффшоров,─это долевое участие в капитале украинских предприятий. В нашей стране огромное количество крупных и средних предприятий имеет среди владельцев оффшорные компании. Этим Украина очень отличается от других стран, где практика использования оффшоров с этой целью не так широко представлена. Это связано с особенностями переходного периода экономики ─ при первичном накоплении капитала и неустойчивой политической системе в стране настоящие владельцы преимущественно находятся в тени.

В современных условиях хозяйствования для многих отечественных бизнесменов оффшорная компания ─это как банковский счёт, который очень удобно использовать без привлечения внимания украинских контролирующих органов.

Представительства и филиалы компаний, осуществляющих свою деятельность в различных странах, пользуются зарубежными счетами материнской компании. В результате средства, которыми они фактически оперируют, частично или полностью выводятся из поля зрения налоговых и административных органов.

Одной из целей создания оффшорных компаний является потенциальная возможность использовать их для налогового планирования. Например, оффшорная компания не платит или платит в минимальном размере налог на прибыль. В бизнес-схеме можно использовать несколько компаний, среди которых могут быть и оффшорные компании, прибыль между которыми распределяется в соответствующих долях. Владелец бизнеса на счетах оффшорной компании может оставить большую часть прибыли, из которой налоги уплачиваться не будут. Имея оффшорную компанию, можно заранее планировать налоговую нагрузку и зачастую осуществлять снижение уплаты налогов.

Из-за сложности налоговой системы Украины и значительного налогового бремени на субъекты хозяйствования бизнесмены всё чаще пытаются оптимизировать своё налогообложение. Это также достигается с помощью создания оффшорных компаний. К основным схемам оптимизации налогообложения с использованием оффшорных механизмов следует отнести так называемый реинвойсинг,то есть формальное занижение налогооблагаемого дохода компаний в случае, когда основной доход от экспортно-импортных операций приходится на долю собственной оффшорной структуры, а предприятием, которое находится в стране основного расположения, «показывается» только минимальная доля прибыли, которая и подлежит налогообложению. В свою очередь, новым в деятельности оффшорных центров является то обстоятельство, что их клиентами всё чаще становятся крупные компании. С целью повышения прибыльности и конкурентоспособности от внешнеэкономической деятельности они открывают в оффшорных центрах не только дочерние фирмы, но и главные офисы с целью увеличения ежегодного дохода за счёт предоставленных преимуществ и проведения более гибкой торговой и инвестиционной политики.

Оффшорные банки и проблема регулирования их деятельности

Оффшорные банки пользуются популярностью со стороны многих бизнесменов и руководителей крупных организации и корпораций по всему миру. Спрос на операции, осуществляющие оффшорными банками, связан с благоприятными условиями для клиентов, одним из которых является конфиденциальность. Отрицательной стороной деятельности оффшорных банков является то, что они способствуют росту криминала по всему миру и их существование негативно сказывается на экономике тех стран, из которых вывозится капитал.

Оффшорными банками являются банки, находящиеся на территории, признанной оффшорной зоной. Оффшорные зоны представляют собой государство или территории государства, обладающие более благоприятными экономическими условиями развития по сравнению с другими государствами. В таких странах наблюдается благоприятная политическая и социальная обстановка, законодательно установлены льготные условия налогообложения и таможенных пошлин, упрощена торговля и процедура проведение бухгалтерского учёта и аудита для организаций с иностранными владельцами, а также упрощена регистрация нерезидентов.

Главной особенностью таких банков является возможность предоставлять услуги исключительно гражданам любых стран, за исключением той, где оффшорный банк зарегистрирован. Предлагаемые оффшорными банками услуги весьма многообразны, они включают в себя: размещение депозитов, денежные переводы, обмен валют, охрану и управление инвестициями, доверительные услуги, корпоративное управление и другие операции. Спрос на оффшорные операции определяется ещё и тем, что они зачастую недоступны в стране постоянного проживания клиентов.

Собственниками оффшорных банков всегда являются иностранные граждане и юридические лица, а в некоторых случаях в качестве оффшорного банка может выступать резидентный банк, осуществляющий оффшорные операции.

Оффшорные банки в основном функционируют в условиях строго регулирования их деятельности, органом контроля которой являются центральные банки, комиссии по финансовым делам и т.п. Такие банки, согласно международным стандартам, должны иметь минимальный размер собственного капитала, а также представлять финансовые отчёты контролирующему органу не реже одного раза в квартал.

Оффшорный банковский бизнес начал своё стремительное развитие с середины 1960-х годов в связи с ростом ликвидности мировых финансовых рынков . Именно потребность в увеличении финансовых ресурсов, а также свободный доступ к ним в любом месте на планете способствовали созданию вненациональных рынков капитала и интернационализации банковской деятельности.

В настоящее время количество оффшорных банков перевалило уже за тысячу. По данным начала 90-х гг. ведущими международными оффшорными финансовыми центрами (МОФЦ) были Швейцария, Сингапур, Гонконг, Багамы, Каймановы острова и Панама. Но стечением времени в свете различных факторов, а также постоянного движения крупных финансовых потоков расстановка сил в оффшорном банковском бизнесе изменяется, так за текущее десятилетие между основными МОФЦ произошли изменения: активно развиваются МОФЦ Кипра, Мальты, Малайзии, Британских Вирджинских и Марианских островов. А также появились новые банковские юрисдикции, где деятельность оффшорных банков почти не регулируется. Использование оффшорных банков в преступных целях происходит именно в таких государствах. К ним относятся Науру, Западное Самоа, острова Кука, Вануату и некоторые другие.

Уклонение уплаты налогов является преступлением распространённым и оффшорные банки во многом являются привлекательными для его реализации. С такой проблемой столкнулись многие государства, к ним относятся США, где из 100 крупнейших компаний 83 имеют дочерние оффшорные структуры, Великобритания, где в оффшорах из 100 крупных компаний задействованы 97, а также Германия и Франция. Сейчас против данной проблемы по всему миру налажен механизм борьбы, который заключается в соглашении между государствами об обмене налоговой информации, в частности, между странами, входящими в ОЭСР, что позволяет налоговым службам получать информацию об акционерах нужных компаний и состоянии их банковских счетов. На данный момент заключено свыше 700 соглашений об обмене налоговой информацией. Но лучших результатов достигли те государства, которые параллельно с ужесточением мер развивали общий инвестиционный климат. Так Европа применяла амнистию, согласно которой уклоняющие от налогов лица, использующие оффшоры, платили меньше выявленного нарушителя налогового режима.

Ещё одним примером борьбы с уклонениями от налогов является закон США «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения» ( — FATCA), который создает правовую основу для международного обмена налоговой информацией: к нему могут присоединяться все желающие страны. Так иностранные банки и финансовые институты должны будут отслеживать у себя держателей счетов, являющихся гражданами США, и предоставлять Службе внутренних доходов США информацию по счетам, а в случае отказа американские регуляторы будет удерживать 30% налог на любые доходы таких банков от источников в США.

Помимо этого для регулирования МОФЦ разработаны специальные законы об оффшорной банковской деятельности, также законодательством предусматривается выдачу Центральным банком страны или министром финансов обязательных лицензий на ведение оффшорных банковских операций (табл. 1).

Таблица 1

Типы банковских лицензий на ведение оффшорных банковских операций

Банковская лицензия

Характеристика

Требования

Банковское обслуживание

Срок действия

Лицензия типа «А»

Выдается банкам только с отличной международной репутацией.

Повышенные требования относительно минимальных сумм уставного и оплаченного капитала оффшорных банков, а также регистрационного и лицензионного сбора

Лицензия позволяет проводить любые банковские операции с иностранными и местными резидентами и нерезидентами, а также в любых иностранных валютах

Выдается на срок от 1 до 5 лет, предусматривается её автоматическая пролонгация при условии исполнения законодательства

Лицензия типа «B»

Требования по уставному капиталу и лицензионному сбору для банков обычно менее строги

Запрещает банковское обслуживание резидентов страны, разрешает все или почти все банковские операции с нерезидентами за рубежом в иностранных валютах

Выдается сроком на год, и ее действие продлевается на следующий срок без проблем, если не нарушается требований местного банковского регулирования

Лицензия типа «С»

Установлены достаточно скромные минимумы уставного и оплаченного капитала, а также ставки регистрационного и лицензионного сборов

Запрещает ее держателям операции на местном рынке страны, разрешает ограниченное количество банковских операций в некоторых иностранных валютах и с определенными (часто указанными в лицензии) нерезидентами

Выдается обычно на l год с возможной последующей пролонгацией на следующий год

Помимо получения лицензий, предусмотренных законодательством, в большинстве МОФЦ для регулирования деятельности оффшорных банков введен аудиторский контроль со стороны различных органов управления местной администрации, а при регистрации банка требуется наличие опыта банковской деятельности у владельцев и менеджеров учреждаемого банка, а иногда и личное участие владельцев банка в управлении его повседневной деятельностью. Все это позволило упорядочить и оздоровить оффшорный банковский бизнес.

В России начало оффшорных зон было положено в начале 90-х годов. Первыми такими территориями стали Калмыкия и Ингушетия, потом образовалась эколого-экономическая зона «Алтай». Однако они оказались ненадежными, так как многие предприниматели начали попросту уклоняться от налогов. Была и другая причина неудачи в создание оффшорных зон. Так с выпуском в 1992 году закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который позволял субъектам самостоятельно устанавливать уровень налоговых ставок, многие предприниматели не смогли выдерживать налоговое бремя. Только в Алтайском крае, для развития инфраструктуры субъекта, были созданы оптимальные условия для осуществления деятельности предпринимателей. В связи с этим часто оффшорные зоны ассоциируется с Алтайским краем.

Российские предприниматели являются активными пользователями оффшорных операций, а сама Россия, в соответствии с данными исследования за 2012 год Tax Justice Network, среди других государств занимает второе место, после Китая, по уровню оттока частного капитала со значением в $798 млрд. первое по выводу капиталов. Согласно исследованиям американских экспертов, объёмы нелегального вывоза капитала за 2013 — 2014 годы из России увеличился, достигнув $880,96 млрд., однако лидерство в данном рейтинге принадлежит также Китаю, который за данный период потерял $1,08 трлн. Российская Федерация заняла второе место в рейтинге, третье позицию занимает Мексика с $461,86 млрд.

Согласно опросу, проведенному Gradient Alpha Investments Group (рис. 1), главной причиной использования оффшоров среди российских компаний является не оптимизация налогообложения, а защита собственности .

Рис.1. Причины использования оффшоров российскими компаниями

В сравнении с западными компаниями российские выводят в оффшоры помимо прибыли также и активы. Среди российских компаний распространено создание в оффшорных зонах материнских компаний, которые владеют реальными российскими предприятиями. Всё это связано с тремя причинами:

  1. выгодные условия налогообложения операций на фондовом рынке;

  2. несовершенство законодательства – не приняты важные понятия и законы, связанными с финансовыми операциями;

  3. высокий индекс коррумпированности, а также основываясь на данные МВД, высока доля рейдерских случаев против собственности. Так появляется возможность избежать риски потери производства со стороны государства или других предпринимателей.

Как и другие страны, Россия также предпринимает меры по борьбе с уклонениями от налогов и оттоком капитала. Так Минфином созданы черные списки, в которых входят такие страны как Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент и другие, не раскрывающие информацию о владельцах банковских счетов в оффшорных банках. А Центральный Банк РФ, для регулирования деятельности российских банков, создал свой перечень оффшорных зон, в котором они делятся на 3 категории в порядке убывания в зависимости от респектабельности и доверия: к первой категории относят «Оншоры» – наиболее респектабельные зоны, ко второй — классические оффшоры, к третьей относятся наиболее неблагоприятные юрисдикции (рис.2).

Рис. 2. Список оффшорных зон Центрального банка РФ

Банк России также устанавливает, в целях ограничения вывоза капитала из страны, лицензионный порядок для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими организациями и гражданами. При отсутствие лицензии сделки признаются не действительными, а лица, их совершившие, в соответствии с законодательством несут административную, уголовную и иную ответственность. В частности, взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам.

Россия также входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая разработала рекомендации по противодействию отмыванию доходов. Вследствие которых был разработан и принят законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данный законопроект расширяет доступ налоговым работникам к банковской тайне: вводит понятие «бенефициарный владелец», что обязывает банки предоставлять информацию о конечном собственнике денег. Требование вступило в силу с 1 июля 2014 года. Помимо того Россия, после вступления в ВТО, присоединилась к ОЭСР, которая кооперирует действия развитых стран в борьбе с уходом от налогов, добиваясь путем подписания двусторонних соглашений раскрытия информации о компаниях, ведущих деятельность в налоговых гаванях.

Таким образом, несмотря на то, что в России проводится политика деоффшоризации, многие моменты еще не приняты во внимание или являются недостаточными. Так необходимо решать проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для развития бизнеса. Для этого следует проводить политику по примеру развитых стран, где помимо ужесточения наказаний улучшают налоговый режим для бизнесменов, с целью сохранения капиталов в стране, а также и для инвесторов с других стран.

Офшорные компании: понятие, создание, особенности деятельности

Офшорная компания — это юридическое лицо, зарегистрированное в специфическом территориальном образовании — офшорной зоне, наделенное специальным налоговым статусом (льготный режим налогообложения, статус «нерезидента» или «льготный налоговый статус резидента»). Офшорной компании предоставляется льготный административный режим и обеспечивается конфиденциальность сведений о собственниках компании. Регистрация офшорной компании позволяет минимизировать налоги, увеличить доход, облегчить ведение бизнеса, застраховать себя от возможных рисков, связанных с политической или экономической нестабильностью.

Личный статут компании — законодательство офшорной зоны, однако офшорные субъекты ведут свою коммерческую деятельность за пределами офшорной юрисдикции. Льготы в отношении деятельности таких компаний не касаются их личного статута, а только дополняют правовое регулирование. Простейшая схема офшорных операций основана на универсальном принципе налогового законодательства: обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. Если источник находится за рубежом, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в конкретном государстве.

Наиболее удобная форма организации офшорных предприятий — акционерное общество. Чаще всего для офшорных предприятий избираются формы, предусматривающие ограниченную ответственность владельцев в объеме их доли в капитале фирмы. Суд может не признать ограничение ответственности, если компания была зарегистрирована специально для уклонения от законных требований кредиторов.

Основные характеристики «классической» офшорной компании:

  • 1. Офшорная компания — нерезидент в стране регистрации; центр ее управления и контроля находится за рубежом; деятельность осуществляется за пределами «налоговой гавани».
  • 2. Офшорная компания освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор; отсутствуют налоги на дивиденды, налог у источника, налог на проценты за кредит.
  • 3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией; допускается использование института номинальных акционеров (доверенных лиц, которые приобретают акции на свое имя по поручению реального владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, на которых реальными директорами возложено управление компанией); управление осуществляется с помощью секретарской компании.
  • 4. Отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, аудиторские проверки не требуются.
  • 5. Полная конфиденциальность информации о реальных владельцах компании.

В настоящее время насчитывается более 100 государств (территорий) — офшорных центров.

Классификация офшорных центров:

  • — офшорные юрисдикции — центры, которые предоставляют полное освобождение от налогов (Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшельские острова);
  • — офшорные юрисдикции, которые предоставляют низкие налоговые ставки или «льготные» юрисдикции (Джерси, Черногория, Монако);
  • — «особые» офшорные юрисдикции.

Основные признаки офшорной юрисдикции:

  • — отсутствие налоговых платежей или их значительное сокращение;
  • — нерезидентский статус регистрируемой компании и её владельца;
  • — отсутствие ограничений на вывоз и ввоз капиталов в офшорную зону;
  • — возможность совершать финансовые операции в любой валюте;
  • — возможность для офшорной компании иметь счета в местных и зарубежных банках;
  • — конфиденциальность информации о личностях владельцев и акционеров офшорной компании;
  • — льготы в отношении минимального уставного капитала, отсутствие требований к ведению бухгалтерского учёта и прохождению аудиторских проверок.

Специфический признак офшора — компания не ведёт коммерческой деятельности на территории офшорной зон. С этим принципом связан принцип льготного налогообложения в офшорных зонах.

Офшорные зоны создаются, прежде всего, с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Офшорные операции представляют собой легальный инструмент планирования и минимизации налогообложения. Существует большое количество офшорных центров с высокой степенью соблюдения международных норм и стандартов.

Вместе с тем, офшорные юрисдикции нередко используются для прикрытия незаконной экономической деятельности. Основные претензии к офшорным юрисдикциям: «нечестная» налоговая конкуренция и содействие отмыванию криминальных денег.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала критерии «вредоносной» налоговой практики и разработала рекомендации по борьбе с «вредоносной» деятельностью.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. С 2003 г. в ФАТФ входит Россия.

При регистрации оффшора необходимо указать: желаемую юрисдикцию, способ формирования уставного (акционерного) капитала, название компании — офшора, вид ее деятельности, размер уставного капитала и паспортные данные учредителя. Регистрирующий орган страны расположения оффшорной зоны осуществит проверку названия оффшора на уникальность (обязательное условие для иностранных фирм) и при соблюдении всех необходимых формальных условий совершит регистрацию, после чего регистрационные документы, заверенные нотариусом страны оффшора направляются учредителю в Россию5 . Наиболее распространенным является возложение всех описанных процедурных действий и отношений с регистрирующим органом на регистрационного агента — организацию или физическое лицо, которые оказывают соответствующие услуги. В странах, присоединившихся к Гаагской Конвенции (заключена 5 октября 1961 года), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, документы заверяют нотариус, органы местной власти или иной специально уполномоченный орган. В остальных государствах документы заверяются либо у консулов этих государств, а затем переправляются в Минюст России, либо сначала в Минюсте этой страны, а затем в консульстве страны в России. Набор документов, подтверждающих существование оффшорной фирмы, зависит от юрисдикции, к которой относится эта фирма. Основной (базовый) комплект документов состоит из свидетельства о регистрации, выданного регистрационным органом оффшорной зоны, устава и учредительного договора, а также протокола о назначении руководителя фирмы. При необходимости возможно возложить на регистрационного агента ведение реестра акционеров, предоставление справки из налогового органа для регистрации оффшора в качестве нерезидента в России и других документы, касающиеся деятельности фирмы. Российские компании стремятся к тому, чтобы все операции, которые они проводят, были безупречно оформлены как с юридической, так и с бухгалтерской точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *