Правовое положение учреждения

  • автор:

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).

Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).

С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.

Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.

Наряду с частными и публичными учреждениями действующее законодательство в зависимости от сфер (предмета и целей) деятельности позволяет различать следующие разновидности учреждений:

  • научная организация в форме публичного либо частного учреждения (ФЗ о науке);
  • образовательное учреждение (Закон об образовании); учреждение культуры и искусства (Основы законодательства о культуре);
  • музей — учреждение культуры (ФЗ о музейном фонде);
  • библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение (ФЗ о библиотечном деле);
  • архив — государственное или частное учреждение (ФЗ об архивном деле);
  • государственный природный заповедник — природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение (ФЗ об особо охраняемых территориях);
  • социальная служба в форме публичного или частного учреждения (ФЗ об основах социального обслуживания);
  • благотворительное частное учреждение (ФЗ о благотворительных организациях);
  • юридическая консультация, имеющая статус частного учреждения (ФЗ об адвокатуре).

Правовое положение учреждений определяется ГК и федеральными законами, к числу которых относятся: БК, ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ об автономных учреждениях и другие.

Общие признаки всех учреждений:

  • учреждение не является корпорацией и не имеет членов; имущественная самостоятельность учреждения относительна. Оно не является собственником имущества, которое за ним закрепляется. Право учреждения на это имущество является ограниченным и именуется правом оперативного управления (ст. 296 ГК). Имущественная обособленность учреждения с фактической стороны выражается самостоятельной сметой;
  • относительной является и его самостоятельная имущественная ответственность. По требованиям кредиторов взыскание обращается лишь на денежные средства учреждения, и при их недостаточности дополнительную ответственность несет собственник.

Исключение составляют государственные и муниципальные автономные учреждения. Они отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономными учреждениями собственником этого имущества или приобретенных ими за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (БК).

Учреждению может быть разрешено учредительными документами заниматься деятельностью, которая приносит доход. В таких случаях доход, полученный от занятия такой деятельностью, и имущество, приобретенное на него, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается у него на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 8—9 ст. 2 ФЗ об автономных учреждениях).

Органом учреждения является его единоличный руководитель, назначаемый собственником. Назначение руководителя публичного учреждения происходит по правилам конкурсного отбора и на завершающем этапе оформляется заключением трудового договора. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие) (ст. 8, 10—11 ФЗ об автономных учреждениях).

Реорганизация и ликвидация учреждения происходят с соблюдением следующих особенностей. Реорганизация публичного (государственного и муниципального) учреждения не может приводить к смене собственника имущества учреждения. Передача публичного имущества в частную собственность разрешается в порядке и способами, установленными законодательством о приватизации. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование публичного учреждения в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество действующим законодательством не предусмотрено. Не исключается, однако, возможность преобразования публичного учреждения в казенное предприятие.

Учреждение не может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Имущество, остающееся после ликвидации учреждения, передается собственнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *