Правовая оценка

  • автор:

«Закон определяет пределы правовой экспертизы»

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть осложнены различными обстоятельствами. Поэтому для обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за осуществлением этих действий, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусмотрел возможность приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав. Такое приостановление возможно как по инициативе государственного регистратора прав, так и по инициативе заявителей.

В статье 26 Закона о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по решению государственного регистратора. Данный перечень включает 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем Законе о регистрации, утратившем силу с 01.01.2017 года.

Осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае, если:

– лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

– с заявлением о кадастровом учете и (или) регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

– имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

– не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав;

– представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

– форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и другие основания.

Основными причинами приостановления являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения регистрации прав, подтверждающих подлинность представленных документов или достоверность приведенных в них сведений.

По решению государственного регистратора осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия приостановления, но не более чем на три месяца, за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления.

Так, в случае приостановления осуществления названных регистрационных действий в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 часть 1 статья 26 Закона о регистрации), осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более, чем на один месяц.

Согласно статье 30 Закона о регистрации кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно по инициативе заявителя.

В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, кадастровый учет и (или) регистрация прав приостанавливаются на шесть месяцев.

В день приостановления регистрационных действий органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении кадастрового учета и (или) регистрации прав с указанием оснований такого приостановления. Уведомление должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации.

В случае если регистрационные действия приостановлены по причине не предоставления необходимых для их осуществления документов, запрашиваемых органом регистрации посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить документы по собственной инициативе.

В соответствии со статьёй 27 Закона о регистрации в случае, если в течении срока приостановления не устранены причины (статья 26 Закона о регистрации), препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав, государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении названных регистрационных действий.

Согласно пункту 9 статьи 26 Закона о регистрации решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в тех случаях, когда Закон допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной регистрации прав) или о приостановлении осуществления кадастрового учета и регистрации прав, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 – 10, 19 – 21, 24 – 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 вышеназванной статьи, может быть обжаловано в административном порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», через апелляционную комиссию.

Приостановление кадастрового учета и (или) регистрации прав и (или) отказ в этих действиях могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (пункт 12 статьи 29 Закона о регистрации).

Подводя итог, отметим следующее. Перечисленные в действующем Законе о регистрации основания приостановления определяют пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отказа в кадастровом учете и (или) регистрации прав.

Следовательно, в случае отсутствия указанных оснований, кадастровый учет и (или) регистрация прав не могут быть приостановлены.

Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Но, несмотря на то, что установление более продолжительных сроков приостановления затягивает процедуру осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, тем не менее, эта ситуация предоставляет заявителю больше времени для устранения недочетов.

Оценка правомерности действий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

по дисциплине: Адвокатура

Вариант №3

Выполнил: Студент гр.Юрп-14 Хма

Кучерявенко Р.С.

Ханты-Мансийск 2017

Задача 1

Гражданка Ларионова была принята на работу кассиром в магазин № 3 Санкт-Петербургского торгового дома «Сытный двор» на ул. Пограничников (Красносельский район). Через год администрация торгового дома издала приказ о направлении Ларионовой на постоянную работу кассиром в магазин № 5 того же торгового дома, расположенный на Бухарестской ул. (Фрунзенский район). Ларионова не согласилась с приказом, объясняя, что магазин N 5 далеко от ее места жительства.

Законно ли направление Ларионовой в магазин № 5? (При решении задачи необходимо учитывать, что юридическим лицом, имеющим право приема на работу, является ООО «Санкт-Петербургский торговый дом «Сытный двор», а все магазины входят в него в качестве структурных подразделений.)

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 72 ТК РФ ).

Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ, не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Место работы в силу абз. 1 ч. 2 ст. 57 ТК РФ является существенным условием трудового договора, оно обязательно должно быть включено в трудовой договор. Поэтому, если в трудовом договоре было указано конкретное место работы Ларионовой (магазин № 3), то требуется ее согласие на перевод. Соответственно, направление Ларионовой в магазин № 5 не законно.

Задание 2

Шофер автотранспортного предприятия Журавлев допустил поломку автомашины. Ее ремонт обошелся в 15 тыс. руб. Предприятие обратилось в суд с иском о взыскании с Журавлева указанной суммы. Судья в принятии искового заявления отказал, указав в определении, что по трудовому законодательству Журавлев должен нести материальную ответственность в пределах своего месячного заработка, а взыскание материального ущерба в подобных случаях производится в бесспорном порядке.

Оцените правомерность действий администрации и судьи.

По общему правилу за ущерб, причиненный работодателю, работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (ч. 1 ст. 248 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работника перечислены в ст. 243 ТК РФ, в частности, если:

— на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— ущерб причинен умышленно, в состоянии опьянения, в результате преступных действий работника;

— ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Рассматриваемая ситуация не подпадает под действие ст. 243 ТК РФ, т.е. полная материальная ответственность исключена.

Поэтому действия администрации не правомерны.

Судья поступил неправомерно, отказав в принятии искового заявления, что для рассматриваемой ситуации не предусмотрено ч. 1 ст. 134 ГПК РФ . Он обязан был рассмотреть дело, в частности, исключить обстоятельства, с которыми закон связывает возможность наступления для работника полной материальной ответственности, т.к. в этом случае взыскание может осуществляться только судом в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ.

Задача 3

Работающая по совместительству бухгалтером в ООО «Малахит» Ветрова, была предупреждена руководителем организации об увольнении в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной. За неделю до предстоящего увольнения Ветрова представила медицинскую справку о своей беременности.

Возможно ли уволить Ветрову?

По общему правилу трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора (ст. 288 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Поэтому уволить Ветрову нельзя.

Задача 4

Для подготовки гражданского дела к судебному разбирательству мировой судья назначил предварительное судебное заседание на 12 января 2013 г. по иску Зосимова В.И. к администрации г. Малоярославец и Крыловой З.П. о признании недействительным ордера на жилое помещение и выселении ответчицы из спорного жилого помещения.

12 января 2013 г. истец, надлежащим образом извещенный о времени предварительного судебного заседания, не явился в заседание.

Судья, опросив ответчиков об их возражениях по иску, заявивших о пропуске истцом срока исковой давности, назначил повторное предварительное заседание на 14 февраля 2013 г., на которое истец вновь не явился. Судья в связи с вторичной неявкой истца в заседание вынес определение об оставлении искового заявления Зосимова без рассмотрения.

Оцените законность определения суда.

Гражданским процессуальным законодательством определены цели и задачи предварительного судебного заседания, а также действия судьи, которые он вправе совершить при подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 152 ГПК РФ).

В частности, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Законом установлены требования, на которые исковая давность не распространяется, в частности, на вещно-правовые требования собственника либо иного законного владельца об устранении нарушений его права на вещь, в том числе не связанных с лишением владения этой вещью (абз. 4 п. 1 ст. 208 ГК РФ ).

Суд вправе вынести определение об оставлении искового заявления без рассмотрения в предварительном судебном заседании лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 215, 216, 220, абз. 2-6 ст. 222 ГПК РФ. К данным обстоятельствам не относится такое основание, как не явка истца, надлежащим образом извещенного о времени предварительного судебного заседания, в заседание. По данному основанию суд имеет право оставить заявление без рассмотрения в процессе судебного разбирательства, если ответчик не требует рассмотрения дела по существу (абз. 8 ст. 222 ГПК РФ).

Таким образом, при данных обстоятельствах определение суда не законно.

Задача 5

Исакова приобрела в магазине «Обувь» 3 июля зимние сапоги. Спустя несколько дней к ней в гости пришла подруга и убедила ее в том, что сапоги такого фасона уже выходят из моды и ей следует купить более подходящую пару.

19 июля Исакова пришла в магазин и попросила обменять купленные сапоги на другую модель. Однако работники магазина отказались это сделать, сославшись на пропуск Исаковой установленного законом «О защите прав потребителей» 14 — дневного срока.

Исакова настаивала на своих требованиях, указывая, что, во-первых, 17 и 18 июля магазин был закрыт в связи с выходными днями; во-вторых, по ее мнению, о пропуске срока в данном случае вообще говорить не приходится, так как исчисление соответствующего срока должно начинаться со времени наступления зимнего сезона.

Кто прав в данном споре?

В данной ситуации права Исакова в части исчисления сроков предъявления требования. Она в силу п. 1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Что касается начала течения сроков предъявления требований в случае продажи сезонных товаров (обуви, одежды и прочих), они исчисляются с момента наступления соответствующего сезона в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Таким образом, 19 июля работники магазина должны были обменять купленные сапоги на другую модель.

трудовой договор ответственность судовой

Задача 6

Арбитражным судом при принятии искового заявления в качестве меры обеспечения иска было вынесено определение о наложении ареста на имущество должника. Определение было в тот же день направлено в подразделение службы судебных приставов по месту нахождения имущества должника для принудительного исполнения.

Обязан ли судебный пристав-исполнитель принять к исполнению данное определение арбитражного суда и возбудить по нему исполнительное производство? Дайте мотивированный ответ.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению данное определение арбитражного суда.

Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ , обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении (ч. 1 ст. 92 АПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска, которое осуществляется не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд, арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска (ч. 1.1, 5 ст. 93 АПК РФ).

Копии определения об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня его вынесения направляются лицам, участвующим в деле, другим лицам, на которых арбитражным судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер (ч. 6 ст. 93 АПК РФ).

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист. За неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу (ч. 1, 2 ст. 96 АПК РФ).

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника (ч. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Список использованных источников

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Размещено на Allbest.ru

Правовая оценка ситуации

НАШИ УСЛУГИ

Стоимость
Правовая оценка ситуации от 4 000 руб.

Подробная письменная юридическая консультация, что это такое ?

Многие юридически подкованные граждане, столкнувшись с нарушением своих прав, решают самостоятельно искать способы привлечения к ответственности нарушителя. Такое стремление в целом является похвальным, однако, как нам кажется, даже таким людям на первых порах не помешает консультация юриста, который направит их энергию в нужное русло. В данном случае моет быть весьма полезным оказание такой услуги, как правовая оценка ситуации.

Правовая оценка ситуации — это подробная письменная юридическая консультация, которая включает в себя изучение документов клиента, изучение всей имеющейся нормативно-правовой базы, а также имеющейся судебной практики по данному вопросу.

Конечно же, сейчас в сети интернет можно найти практически любой закон, подлежащий применению при ведении гражданских или административных дел. Однако, следует знать, что законы толкуются и применяются именно так, как этого требует судебная практика или же практика применения законов госорганами. Поэтому правильное понимание того, как следует использовать ту или иную норму права, имеется, как правило, у юриста, который принял участие уже не в одном судебном заседании.

Практика применения тех или иных законов и подзаконных актов госорганами зависит зачастую от региона, в котором эти органы находятся, и очевидно, что такой практикой владеет юрист, имеющий опыт неоднократного обращения в них.

При составлении заключения юрист, несомненно, будет использовать свой многолетний опыт, который в дальнейшем поможет избежать клиенту «хождения по мукам». После подготовки юристом письменной правовой позиции, Вы получите подробное руководство к действиям со ссылками на законодательство, а также с указанием рисков, которые могут иметь место при совершении или не совершении Вами каких-либо значимых действий.

Правовая оценка ситуации — примеры

Вы решили продать земельный участок и даже уже нашли покупателя, но ни Вы, ни покупатель не знаете, как правильно оформить сделку. При этом тратить деньги на сопровождение сделки юристом Вы считаете нецелесообразным. В этом случае можно заказать у нашего специалиста такую услугу, как правовая оценка ситуации. Юрист подробно объяснит, что обязательно должно быть отражено в договоре купли (продажи) земельного участка, в каком органе следует произвести регистрацию перехода права, какие документы необходимы для регистрации.

Или же, например, Вы хотите приватизировать квартиру, но плохо представляете себе с чего начать. В данной ситуации юрист в письменной консультации подробно укажет, где и какие документы необходимо собрать, кто осуществляет регистрационные действия по приватизации, кому подавать документы.

Правовая оценка ситуации может быть очень полезна для тех, кто уже предпринял какие-то действия по восстановлению нарушенных прав, но в конечном итоге запутался в сложных переплетениях норм Российского законодательства. Несомненно, такой человек нуждается в том, чтобы ему указали нужное направление. Так при подаче документов в госоорганы и получении необоснованного отказа граждане зачастую задаются вопросом: имеет ли смысл жаловаться в вышестоящие инстанции или же необходимо обращаться в суд? Ответ на этот вопрос можно получить, заказав подробную консультацию у нашего юриста на основании изучения Ваших документов. Юрист поможет дать правовую оценку ситуации.

Как показывает практика, многие кажущиеся безвыходными ситуации, которые на первый взгляд решаются только в судебном порядке, вполне могут быть разрешены после их подробного изложения руководству структурного подразделения органов государственной власти или местного самоуправления.

Бывают также случаи, когда, пытаясь решить свою проблему, человек находится в замешательстве — не знает, с чего начать, в какой орган или организацию ему обратиться, какие документы собирать, какие у него в данной ситуации есть права, а может быть даже и обязанности. Правая оценка ситуации позволит увидеть и выделить юридически важные моменты, раскрыть для Вас, как окажется, очевидные вещи и поможет Вам предпринять правильные действия.

При необходимости нашим юристом может быть также дана оценка уголовно-правовой ситуации.

Проверка законности сделки.

Если правоустанавливающим документом является договор, государственный регистратор проверяет законность сделки. Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

право- и дееспособность сторон;

наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;

наличие существенных условий сделки;

указание в ней на наличие зарегистрированного ограничения (обременения) права;

соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;

принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

При государственной регистрации перехода права на основании сделки государственный регистратор проверяет факт исполнения ее условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, в том числе оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до оплаты товара.

Если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в пользу которых установлены и зарегистрированы ограничения (обременения) права собственника, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права, условий, обременяющих (ограничивающих) права собственника.

В соответствии с п. 1 ст. 13, ст. ст. 19, 20 Закона о регистрации по результатам правовой экспертизы документов и проверки законности сделки государственным регистратором может быть принято одно из следующих решений:

зарегистрировать заявленное право, сделку, ограничения (обременения) права;

приостановить государственную регистрацию с целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, в том числе для получения дополнительных документов;

отказать в государственной регистрации.

В случае если государственная регистрация была приостановлена в связи с отсутствием какого-либо документа.

Правовая экспертиза законопроекта

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА — специальное исследование, осуществляемое по специальному полномочию на то органами и лицами и предназначенное для оценки качества законопроекта, определения его соответствия федеральному законодательству и требованиям законодательной техники. Разновидностью экспертизы законопроектов является направление проекта на заключение различным государственным и общественным органам, профилю работы которых соответствует (либо близко) содержание проекта. Экспертиза является необходимым условием качества законов, а, в конечном счете, эффективности их действия. Правовым основанием проведения экспертизы законопроектов является Регламент Государственной Думы. В частности, согласно ст. 112 Регламента Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Федерации или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управления Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта. Различают официальную и неофициальную экспертизы. Официальная экспертиза проводится по законопроектам, зарегистрированным в Государственной Думе, на основании обращения в экспертную организацию уполномоченных структур парламента Государственной Думы или соответствующего ее комитета, ответственного за данный законопроект. В качестве экспертных организаций могут выступать любые исследовательские учреждения, в том числе международные и зарубежные. Неофициальная экспертиза проводится по инициативе не уполномоченных парламентом органов и лиц, а равно в отношении не зарегистрированных в Государственной Думе законопроектов, то есть не получивших официального признания.

Цель правовой экспертизы в самом общем виде сводится к экспертной оценке юридической формы законопроекта относительно требований законодательной техники. В действительности правовые экспертизы законопроектов, проводимые отделом правовых экспертиз Правового управления аппарата Государственной Думы, осуществляют, что называется, юридическую «доводку» законопроекта, совершенствуя, таким образом, и обеспечивая тем самым надлежащее юридическое качество проектных норм.

Регламентные нормы предусматривают два случая обязательного проведения правовой экспертизы: во-первых, в процессе предварительного обсуждения законопроекта и подготовки его к первому чтению (ч. 1 ст. 112 Регламента) и, во-вторых, непосредственно перед третьим чтением (ч. 1 ст. 124 Регламента). На практике же правовая экспертиза проводится также при подготовке законопроекта ко второму чтению. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 121 Регламента ответственный комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок к законопроекту на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным закона.

Наряду с решением проблем обеспечения юридического качества законопроекта правовая экспертиза, несомненно, преследует цель совершенствования содержательной стороны законопроекта, что находится в непосредственной связи с проблемой согласования интересов. В частности, в процессе проведения такой экспертизы обязательной оценке на этапе предварительного рассмотрения подвергается предмет правового регулирования, представленный в проекте, оценивается соответствие названия законопроекта его содержанию. Название закона, как обязательный реквизит, является первоначальной единицей его смысла, верным поисковым элементом документа, исходящего от государства; оно определяет сферу его действия, служит основным средством правильного выбора юридических инструментов, важным средством введения в конкретную область или отрасль права, облегчает учет и систематизацию законодательства.

В процессе правовой экспертизы законопроекта на этапе его подготовки к первому чтению уясняются также цели будущего закона, его основные концептуальные положения, достаточность юридических средств тем целям, которые вытекают из данного закона (законопроекта) и др. Тем самым познается социальный смысл закона, его социальная направленность, что имеет важное значение для решения практических задач согласования интересов в процессе законодательной деятельности. Особенность правовой экспертизы законопроектов, подготавливаемых к рассмотрению во втором чтении, состоит в осуществлении Правовым управлением Аппарата Государственной Думы постатейной экспертизы, а в третьем — в определении возможных внутренних противоречий и нарушений правильной взаимосвязи статей в связи с изменениями (принятыми поправками), внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Должны также быть устранены все недостатки законопроекта, поскольку в третьем чтении не допускается внесение в него каких-либо поправок и нельзя возвращаться к обсуждению отдельных его разделов, глав, статей и законопроекта в целом.

Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов призваны, главным образом, содействовать усилению совершенства юридической материи закона. Однако юридически совершенный закон (закон совершенен с точки зрения требований законодательной техники) может быть мало пригоден в социальном смысле. Это случается в тех случаях, когда закон закрепляет дисбаланс социальных интересов.

Поскольку с этой проблемой законодатель встречается постоянно, то очевидно, нужен специальный механизм, и использование которого исключало бы деформацию интересов в законе. Решению этой проблемы могло бы способствовать введение наряду с уже названными видами экспертиз социальную экспертизу законопроектов. Цель такого рода экспертизы — избежать объективных законотворческих ошибок, обеспечить тем самым правовой характер (природу) принимаемого закона.

Юридическая экспертиза документов: правила, цели, особенности

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы задачи юридической экспертизы документов
  • Из каких этапов состоит юридическая экспертиза документов
  • Какие вопросы должны быть поставлены при этом
  • Как должно выглядеть заключение юридической экспертизы

Юридическая экспертиза документов – это проверка их соответствия действующему законодательству. Данная процедура дает возможность увидеть нелегитимную форму или содержание, избежать юридических ошибок, прояснить моменты с неоднозначным толкованием при заключении соглашений, обнаружить ничтожные или спорные условия.

Задачи и особенности юридической экспертизы документов

Правовая экспертиза юридических документов направлена на изучение бумаг, оформляемых в той или иной сфере законодательства. Данная юридическая услуга применима в сложных ситуациях, в которых возникает необходимость подтвердить соответствие гражданско-правовых и хозяйственных договоров, приказов, прав собственности и т. д. действующему законодательству, а также выявить соответствие интересам клиента.

Юрист-эксперт составляет перечень специальных вопросов, ответы на которые прояснят содержание и особенности соглашения между сторонами. В компетенции данного специалиста – установление списка бумаг, которые нужны для составления договоров, а также содержащихся в них положений: акты, доверенности, дополнения и пр. Юридическая экспертиза документов осуществляется для:

  1. Установки факта нарушения законодательных актов в документах.
  2. Исследования отдельных положений договора, которые могут касаться прав и обязанностей сторон, порядка расчета, форс-мажорных обстоятельств, гарантий, ответственности и т. д.
  3. Расшифровка и детализация положений того или иного соглашения.

Нарушения действующего законодательства, которые выявляются при экспертизе юридических бумаг, могут быть допущены как случайно, по причине некомпетентности в правовых вопросах, так и умышленно.

Уровень соответствия нормативным актам может проверяться как в бумагах физических лиц, так и в законодательных документах муниципальных или региональных представительств (выявляются моменты отклонения от ФЗ). Экспертиза может проводиться и в отношении приказов и постановлений юридических лиц, руководителей организаций. В данном случае может проверяться соблюдение прав и свобод работников, которые обязуются выполнять приказы и постановления руководства. Правовая экспертиза юридических документов выносит решение о соответствии их таким нормативным документам:

  • федеральные законы;
  • кодексы РФ (Гражданский, Уголовный, Процессуальный и пр.);
  • нормы и правила, установленные государственным органом в подконтрольных областях;
  • муниципальные и региональные законы;
  • прочие законы и подзаконные акты.

Экспертиза может быть назначена в ходе судебной тяжбы по вопросам исполнения оговоренных в договоре обязательств, если какая-то из сторон имеет претензии к его легитимности. Инициировать экспертизу документа может работник или группа трудящихся в организации, которые считают, что договоры, приказы или контракты, составляемые руководством, противоречат законодательству или конституционным правам самих сотрудников.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Юридическое сопровождение бизнеса: от правовых консультаций до сделок купли-продажи
  • Банкротство юридического лица: от просчета до решения суда
  • Виды арбитражных споров: общая характеристика и юридические нюансы

Юридическая экспертиза документов может осуществляться заблаговременно для исследования соглашений перед заключением долгосрочного или дорогостоящего контракта. Это делается с целью установления правомерности сделок и поможет предотвратить судебные разбирательства, которые возможны при непрозрачных условиях подписываемых документов.

Часто юридическая экспертиза документов помогает лучше понять положения тех или иных бумаг, замаскированные юридические смыслы и подводные камни, незаметные для граждан, чья сфера деятельности далека от юриспруденции. Ведь повседневные и юридические понятия и формулировки часто могут трактоваться по-разному.

Человек, не владеющий юридическими узкоспециальными терминами, может понимать смысл далеко не так, как хотел его передать составитель документа. Особенно если его подготовил опытный юрист, который может умышленно завуалировать невыгодные для контрагента условия таким образом, что неискушенному читателю они будут просто незаметны. Таким образом, правовая экспертиза юридических документов перед их подписанием поможет избежать правовой кабалы.

Причины и этапы проведения юридической экспертизы документов

Важно! Юридическая экспертиза документов крайне рекомендована в следующих случаях:

  • превентивно, при подписании контрактов или иных соглашений, предоставленных контрагентом для минимизации или предотвращения возможных рисков при совершении сделок (договоры подряда, инвестирования и т. д.);
  • с целью предотвращения ошибок в планировании бухгалтерского и налогового учета;
  • прежде чем обратиться в суд для объективной оценки собственной правовой позиции;
  • для анализа процессуальной документации (иски, постановления, претензии);
  • для подтверждения законности ответов государственных и муниципальных органов, составленных в связи с подачей жалоб или заявлений;
  • для доказательства правомерности собственных действий, решений и документов;
  • перед совершением сделки купли-продажи ценного имущества для сохранения собственного морального и материального состояния от действий недобросовестных контрагентов (наличие прав собственности, техдокументация БТИ, соответствие правилам регистрации объекта и т. д.);
  • при подписании кредитных договоров;
  • перед оформлением брачных контрактов;
  • в иных ситуациях с целью соблюдения прав и свобод физических и юридических лиц.

Правовая экспертиза юридических документов проходит в несколько шагов:

  1. Подготовка. Физическое или юридическое лицо, заказывающее юридическую услугу, передает исполнителю нуждающиеся в проверке документы, описывает их сферу использования и цель заключения (могут предоставляться как на бумажном, так и на цифровом носителе).
  2. Юридический анализ. Определяется уровень соответствия предоставленных бумаг законодательству государства, в котором они должны быть исполнены.
  3. Исследование внешней формы изложения документов, в частности, на наличие необходимых реквизитов.
  4. Передача клиенту письменного заключения экспертизы, в котором подробно обоснованы соответствие или несоответствие представленных материалов законодательству, возможные риски и последствия подписания данного договора. В заключении могут также даваться ссылки на ошибки, содержащиеся в документе, с рекомендациями по их исправлению.

Юридическая экспертиза документов может проводиться как в отношении одного договора, так и пакета бумаг, относящихся к той или иной сделке. Услуга может заказываться отдельно или как часть комплексной правовой помощи. В конце экспертного заключения по договору содержится рекомендация о дальнейших действиях клиента: подписание, корректировка или отклонение в связи с рисками и невыгодными условиями.

Сроки проведения данной процедуры будут зависеть от:

  • количества задач, поставленных перед экспертом, и их характера;
  • особенности и степени сложности исследуемого документа и ситуации, для которой он создан;
  • степени занятости компании или специалиста, выбранных клиентом для проведения экспертизы.

Часто процесс занимает не более суток. Но в некоторых случаях проверка затягивается на 1-2 недели. В сложных ситуациях сроки исследования устанавливаются на договорных началах.

Стоимость экспертизы юридических документов на соответствие законодательству зависит от политики самой организации, предоставляющей данные услуги, а также от сложности поставленной задачи. Претензионно-исковые бумаги исследуются по меньшей цене. Более высокая стоимость данной услуги в отношении коммерческих, организационных или распорядительных документов.

Вас также может заинтересовать: Перерегистрация компании на другое лицо или в другой регион: нюансы процедуры

Какие вопросы задавать во время проведения юридической экспертизы документов

Перечень вопросов, которые задаются специалисту, должен находиться в сфере его компетенции. Поэтому уместно составлять вопросы вместе с выбранным экспертом. Ниже представлен типовой список вопросов юристу, осуществляющему правовую экспертизу документов. Он далеко не полный, но на его основе могут быть сформулированы и другие проблемы, с которыми в состоянии справиться правовой эксперт. Вопросы юристу могут касаться следующих моментов:

  • правильность составления предоставленного документа;
  • уровень соответствия документа основам нравственности и правопорядка;
  • степень риска признания документа нелегитимным;
  • наличие в содержании документа противоречий действующему законодательству;
  • наличие положений, противоречащих конституционным правам и свободам контрагентов;
  • наличие и характер допущенных при составлении документа ошибок;
  • список приложений, необходимых для соблюдения интересов сторон;
  • пункты, подлежащие коррекции;
  • пункты, которыми необходимо дополнить исследуемую бумагу, чтобы учесть интересы сторон или клиента, заказавшего экспертизу;
  • пункты, подлежащие упразднению;
  • расшифровка юридического смысла тех или иных положений;
  • какие действия на самом деле подразумевает выполнение данного положения после подписания исследуемого документа;
  • потребность в детализации тех или иных положений;
  • прозрачны ли условия, изложенные в исследуемой бумаге;
  • необходимость в коррекции формулировок для достижения их юридической однозначности;
  • наличие ошибок и неточностей в каждом положении;
  • присутствие соответствующих полномочий у лица, заверившего бумагу;
  • содержание пунктов, ухудшающих положение одного контрагента по отношению к другому;
  • риски, связанные с незапланированными расходами (например, налоговыми отчислениями) после подписания соглашения;
  • описание последствий в случае отказа от коррекции найденных ошибок и неточностей.

Вас также может заинтересовать: Как внести изменения в устав и зарегистрировать их

Заключение юридической экспертизы документов

Заключение, которое дается лицу, заказавшему правовую экспертизу юридических документов, состоит из трех частей: вступление, исследование, вывод.

Вступительная часть содержит:

  • дата и адрес проведения процедуры;
  • основания для ее осуществления;
  • данные органа или лица, инициировавшего экспертизу;
  • наименование судебно-экспертной организации (необязательно);
  • данные специалиста (Ф. И. О., образование, должность, трудовой стаж, ученая степень и т. д.);
  • предупредительный пункт об ответственности за преднамеренную дачу ложных результатов;
  • перечень вопросов эксперту;
  • список исследуемых объектов, способ их доставки (упаковка);
  • данные об участниках – свидетелях процесса судебной экспертизы;
  • ходатайства о предоставлении дополнительных материалов;
  • существенные дополнительные обстоятельства дела.

Исследовательская часть содержит:

  • информацию о состоянии исследуемых материалов;
  • методику и технические условия экспертизы;
  • предварительные результаты проведенных анализов;
  • перечень законодательных документов и справочной литературы, используемой в процедуре;
  • резюмирование проведенной работы.

Традиционно для каждого вопроса, заданного эксперту, выделяется отдельная часть исследования. Часто текстовое содержание дополняется для наглядности иллюстрациями, фотографиями, схемами, которые выносятся в отдельные приложения. При невозможности дать однозначный ответ в исследовательской части должны быть изложены четкие обоснования этому.

В заключительной части содержатся однозначные ответы на поставленные эксперту вопросы в заданной последовательности. По каждому из вопросов излагается вывод в таких формулировках, которые не допускают многозначного толкования, или подтверждается невозможность его решения. Если специалист дает дополнительные рекомендации по заданным вопросам, выходящие за рамки простых ответов, их помещают за основными выводами.

Получить консультацию

Нажимая кнопку «Отправить» я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *