Право СПС

  • автор:

§ 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции:

1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

2) тенденции развития структуры (системы) права;

3) тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие.

1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому – установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран – участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам – институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тенденции развития системы права и системы законодательства в Российской Федерации

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества, к которым относятся:

    1. процессы, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;
    2. процессы развития структуры (системы) права и совершенствования законодательства.
Общие тенденции:
    • изменение соотношения «человек и право», гуманизация права;
    • изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми; расширение сферы действия частного права и определенное ограничение публично-правового регулирования;
    • децентрализация правового регулирования (Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления; значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права);
    • интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).
Тенденции развития системы права

Система права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования, что влечет образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к модульному строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования системы законодательства

Система законодательства — совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Сущность и черты системы права

Определим сущность системы права, а также выявим основные черты системы права.

Система права отражает его внутреннее строение и организацию. Сущность системы права объективно отражает реально складывающиеся и развивающиеся общественные отношения. Сущность системы права проявляется в том, что она выступает не следствием субъективного усмотрения законодателей, но в концентрированной форме воспроизводит реально сформировавшуюся объективную действительность.

Реальное социальное устройство общества и государства в конечном итоге определяет соответствующую сущность системы права, её отрасли, институты и иные составляющие. Она показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Неотъемлемой чертой системы права выступает её структурированность. Системность является общей чертой всех типов права. Каждый этап исторического развития права отличает собственная система, которая отражает черты данного типа и в целом всего общественного устройства. Структура права представляет собой юридическое отражение структуры соответствующего общества, что и выражает сущность системы права.

Указанная черта раскрывает объективную социальную обусловленность системы права, её зависимость от экономических, социально-культурных, духовных и иных факторов. К примеру, рабовладельческое и современное право заметно отличаются не только своей сущностью, но и внешними чертами, то есть формальными атрибутами, в том числе и системного свойства. Они отражают особенности и черты развития соответствующего исторического этапа.

При рассмотрении сущности важно разграничивать две категории: «правовая система» и «система права». Первое понятие раскрывает правовую организацию всего общества, совокупность всех функционирующих в государстве юридических институтов, а второе – показывает внутреннее строение права, которое предстает как отдельное явление. Иными словами, система права является лишь одной из составляющих правовой системы.

Право – это совокупность норм, принимаемых и охраняемых государством. Оно не может быть случайной и неорганизованной их совокупностью. Право выступает четко согласованной и взаимозависимой целостной системой, в которой нормы как основные её элементы выстраиваются в определенном порядке. Оно формируется как системное и иерархическое образование, которое пронизано чертами интеграции и дифференциации.

Любой тип права предполагает, что между его нормами всегда имеются черты сходства и отличия, общего и единичного, зависимости и самостоятельности.

Система права также характеризуется следующими чертами:

– единство;

– различие;

– взаимодействие;

– способность к делению;

– объективность;

– согласованность;

– материальная обусловленность.

Единство как черта системы предполагает, что она построение на единых принципах и подчиняется единым правилам функционирования, что придает её целостность.

Различие означает, что она содержит в себе элементы, имеющие различную природу, и выполняющие различные функции.

Взаимодействие как черта предполагает, что отдельные составляющие системы находятся в тесных взаимосвязях друг с другом. Это обстоятельство соединяет их в целостное образование и позволяет существенно повысить эффективность функционирования всего образования.

Способность к делению как черта означает возможность отдельных составляющих к разделению на более мелкие образования, каждое из которых имеет свой собственный функционал. При этом деление не приводит к снижению качества работы всей системы.

Объективность означает, что система права должна в полной мере отражать действительность, она не может быть оторванной от реальности.

Согласованность как черта означает, что между отдельными составляющими должна устанавливаться эффективная взаимосвязь, которая позволит избежать несогласованности в работе системы.

Материальная обусловленность предполагает, что система права должна быть обусловлена материальными условиями, в которых живет общество.

Таким образом, сущность системы права проявляется в том, что она в концентрированной форме воспроизводит реально сформировавшуюся объективную действительность. Система права характеризуется следующими чертами: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

71. Содержание и форма права.

Право характеризуется тем, что оно как любое сложное социальное явление имеет две стороны — содержание

и форму.

Содержание права — это та конкретная совокупность запретов, дозволений, обязываний, поощрений и

рекомендаций, которую законодатель считает нужным утвердить, ввести в действие и охранять в данном

конкретно-историческом обществе.

Это то конкретное содержание норм права, которое отражает в себе

потребности и интересы данного общества и способ их разграничения и защиты. Это конкретные

предписания, конкретный объем материальных и духовных благ, которые государство предоставляет своим

гражданам и иным лицам на территории данного государства, те конкретные способы и процедуры, в

рамках которых происходит применение и охрана права. То есть — что конкретно написано в законах. Это —

содержание объективного права.

Содержание права выступает конкретизацией правообразующей воли общества или господствующего

класса применительно к текущей ситуации в обществе, поэтому любое содержание любого права имеет

прежде всего конкретно-исторический характер и зависит от многих факторов, действующих в обществе.

Это внутреннее наполнение права, непосредственное отражение воли класса или общества, которое под

влиянием указанных факторов — интеллектуальных, волевых, классовых, экономических, нравственных,

психологических, исторических объективирует принципы права, раскрывает их в нормах.

В содержании права находят отражение представления законодателя о социальной справедливости, желание

следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или

иной научной теории, правовой доктрине. Содержание права может быть обусловлено заимствованием иных

правовых моделей из других государств, правовой экспансией метрополии в колонии или добровольным

принятием чужих образцов правового мышления и поведения.

В содержании права находят свое отражение следующие моменты:

1) Интеллектуальный и волевой. Интеллектуальное содержание права — это результат познания субъектами

правотворчества закономерностей правового регулирования и практики, результат интеллектуальной

деятельности по формулированию нормы права и включения ее в систему иных действующих в

государстве норм. Волевое содержание права — это стремление правовыми средствами добиться

определенных желаемых целей, стремление придать нормам права действенность, регулятивность и

эффективность, провести их в жизнь. Содержание права отражает волю класса или гражданского

общества. В зависимости от того, насколько силен волевой момент в содержании права нормы права

будут или не будут действовать, будут или не будут обеспечены средствами и процедурами,

позволяющими им осуществиться в жизни. Пример: Конституция РСФСР 1936 года.

2) Объективный и субъективный. Объективное содержание права — это те предписания, которые заданы

объективно, обусловлены закономерностями развития общества. Например — охрана жизни, здоровья и

собственности человека, разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, установление

судебных процедур для защиты права. То, без чего право не может существовать, те предписания,

которые логически и объективно вытекают из потребностей данного общества, которые заданы

интересами членов общества, которые нужны данному обществу. Субъективное содержание права — это

предписания, обусловленные спецификой процесса формулировки и принятия норм права, которых

могло бы и не быть. Например, предписания, сделанные в результате ошибки законодателя, принятия

чужеродных образцов правового регулирования, не вписывающихся в данную правовую систему,

произвола законодателя, тирании, заблуждения, симпатии или антипатии законодателя к конкретным

лицам, лоббирования, давления извне.

3) Материальный и духовный. Материальное содержание права — это тот объем материальных благ,

который попадает в сферу правового регулирования. Например, установление МРОТ 100 рублей,

подоходного налога 13 %, а для нерезидентов 30 %. Обеспечение исполнения законов конкретными

материальными, ре^чфсамв^^ставовдение-окладов судьям^сотйханйкам ^^воохранительных органов,

выделение определенного объема денег на судебную систему. Материальное содержание права зависит

от экономического уровня данного общества. Духовное содержание права — это тот минимум

нравственности, который общество считает приемлемым и который закрепляет право в своих

предписаниях, оно зависит от духовного уровня развития данного общества. Например, запрещено

убийство, кража, за них установлена мера наказания, которая основана на нравственной оценке

обществом этих деяний. Не запрещено курение, потребление алкоголя, за это не предусмотрено

наказание.

Содержанию права противопоставляется его форма.

Форма права отражает такое свойство права как формальная определенность. Недостаточно сформировать

определенное содержание правовых предписаний, необходимо еще и подать их пользователям в

определенной форме, которая была бы оптимальной для эффективной реализации и применения права.

Правовые нормы должны быть определены по форме, только их принятие и закрепление в особых

специальных формах способно придать праву качества жизненности и эффективного воздействия на 00.

Задача государства — оформить содержание права в установленных формах.

Форма права — это способ фиксации правовых норм, выражения их вовне, способ сделать властные

предписания государства действующим объективным правом.

Право приобретает свою форму в двух моментах:

1) Прохождение предписаниями определенных процедур, необходимых для их превращением в правовые

нормы, приданием им общеобязательной силы и обеспеченности государственным принуждением.

2) Закрепление норм права в специальных формах — источниках права в формальном смысле, к которым

относятся закон и нормативные акты государства, правовые обычаи, судебные прецеденты и др.

Значение, роль, признаки каждой формы права, юридическая сила и порядок применения закрепленных в

ней норм разрабатывается ТГП и закрепляется в законодательстве.

Институт гражданства

Понятие «институт гражданства»

Определение 1

Институт гражданства – это специфическая государственная система, регулирующая все вопросы нахождения на территории той или иной страны лица с наличием правового статуса «гражданин страны».

В каждом государстве существуют собственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оформления гражданства, а также иные правовые действия в отношении граждан своей страны.

Институт гражданства в Российской Федерации регламентируется и регулируется Федеральным Законом и Конституцией РФ «О гражданстве РФ», вступившим в силу от 31.05.2002 г. (со всеми внесенными позже дополнениями).

Гражданство в РФ — это закрепленная правовая связь физического лица с государством, которая выражается совокупностью взаимных обязанностей и прав. Гражданство – юридический статус населения. Гражданство отображает устойчивую правовую и юридическую связь государства с человеком, что выражается в комплексе взаимных прав и обязанностей, основанных на признании и уважении прав и свобод человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Физическое лицо, обладающее гражданством РФ, что подтверждено соответствующим документом (паспорт, свидетельство о рождении), имеет статус гражданина РФ. Физическое лицо, не имеющее подтверждающих гражданство документов, приравнивается к статусу иностранца.

Обладание гражданством – это необходимое условие полного распространения на физическое лицо абсолютно всех прав и свобод, предусмотренных законом, обязательной защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Замечание 1

Регулирование института гражданства происходит в соответствии с нормами, прописанными в ст. 6 Конституции РФ.

Гражданские отношения не зависят от факта проживания или нахождения в определенный момент на территории РФ. Данные отношения образуют юридический характер связи государства с человеком. Гражданство – это в большей части правовое, а не просто фактическое состояние.

Существует большое число граждан РФ, проживающих на постоянной основе за пределами Федерации. Также на территории нашей страны проживают граждане других стран. Подобные категории лиц вместе с гражданами, проживающими на территории России, составляют демографическое население РФ.

Юридическую численность населения составляют все граждане РФ, не зависимо от места проживании. Такие отношения основаны на юридическом оформлении гражданских отношений и связей, основанных на содержании гражданства.

В законе установлены определенные основания, касающиеся гражданства в РФ:

  • любое физическое лицо может быть признано гражданином страны при соблюдении ряда условий;
  • приобретение гражданского статуса или его прекращения, порядок решения подобных вопросов;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, который заключается во взаимной ответственности человека и государства, заложенной в основе гражданских отношений и означает признание данных субъектов равноправными и равнообязанными друг к другу.

Принципы гражданства в Российской Федерации

Конституция РФ устанавливает общие основы отношений гражданства, суть которых заключается в следующих принципах:

  1. Важнейший принцип федеративного устройства — единое гражданство Российской Федерации, которое закреплено в ст. 6 Конституции. Единство в федеративном государстве является необходимым условием сохранения целостности и суверенного статуса государства. Граждане Федерации, постоянно проживающие в составе субъекта федерации или на территории республики, являются одновременно и гражданами субъекта федерации и республики.
  2. Гражданство РФ равноправно независимо от оснований приобретения гражданского статуса. В законодательстве не установлено особенностей в юридическом статусе гражданства лиц, получивших гражданство Российской Федерации не зависимо от оснований: по рождению, восстановлением в гражданстве, в связи с принятием в гражданство, усыновлением и т.д.
  3. Открытый и свободный характер гражданства РФ. Согласно Закону, это выражается возможностью для любого проживающего на территории страны физического лица приобрести гражданский статус в соответствии с Международным Законом «О правах человека», который призывает государство стремиться к уменьшению числа лиц, существующих без гражданства. Активная политика РФ стимулирует получение гражданского статуса РФ лицами, проживающими на ее территории без гражданства, при этом такая политика не препятствует наличию иного гражданства. Согласно Закону РФ ребенок, который родился на территории России от лиц, имеющих иное гражданство, становится гражданином России. Закон закрепляет право на смену гражданства. Изменения гражданского статуса подтверждает свободный характер отношений гражданства в Российской Федерации. Стабильность связей гражданского лица и государства не означает, принудительного удержания человека в гражданстве.
  4. Невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации (п. 3 ст. 6). В Конституции РФ из права человека на гражданство вытекает запрет на лишение гражданского статуса физического лица государством в одностороннем порядке. Взаимная связь государства с человеком предусматривает расторжение этой связи только по взаимному согласию.
  5. Гражданин РФ имеет право на двойное гражданство (гражданство иностранного государства). Данное право предусмотрено Конституцией РФ ст. 62, федеральным законодательством, Международным договором. Наличие двойного гражданства не является основанием для ограничения в правах, уклонением от выполнения обязанностей, не освобождает от всех существующих видов ответственности. Прохождение лицами, имеющими двойное гражданство, альтернативной или военной службы регулируется федеральными законами и международными договорами РФ.
  6. Сохранение гражданского статуса РФ за человеком не зависимо от физического места проживания. Естественное право человека самому избирать место своего жительства, иметь свободу выезда за пределы Российской Федерации вытекает из норм Конституции РФ ст. 27. Нарушение данного права является ущемлением свободы человека.
  7. В основе гражданского права РФ лежит отрицание изменения гражданства при заключении брака гражданина РФ с лицом иного гражданства или его расторжении, либо при изменении гражданского статуса другим супругом. Такая норма признает брак равноправным союзом. Брачный союз, заключенный между гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет иностранному супругу гражданства РФ без определенной процедуры.
  8. Гарантия прав и защиты граждан РФ, находящихся за пределами (ст. 61 Конституции). Данная норма дает гарантии прав гражданину РФ невозможности изгнания его за пределы страны, а также запрет на выдачу физического лица другому государству. Нарушения закона соответствующего характера, совершенные человеком, имеющим гражданство РФ за ее пределами, подлежат соответствующей ответственности по законам своей страны. Это гарантирует обеспечение принятых государственных гарантий защиты прав и интересов человека.
  9. Принцип почетного гражданства. Институт почетного гражданства предусматривает, что почетное гражданство может быть предоставлено лицу, который не является гражданином России, но имеет выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом (с согласия данного лица). Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

Основания приобретения гражданства

На сегодняшний день в мире существуют разные основания для получения гражданства:

  1. Филиация, или по рождению. Приобретение гражданства обусловлено местом рождения, с учетом гражданства родителей, то есть исходит из сочетания «права почвы» и «права крови». В Америке за основу принят принцип «права почвы», а в России (по европейскому образцу) — «право крови». Если родители ребенка являются на момент его рождения гражданами России, то ребенок автоматически становится гражданином РФ вне зависимости от места рождения. Ребенок также является гражданином РФ, если на момент его рождения хотя бы один из родителей является гражданином РФ. Если родители не известны, являются лицами без гражданства или относятся к иностранным гражданам, но ребенок родился на территории России, он автоматически получает гражданство РФ (если родители не предоставили ему иное гражданство).
  2. Гражданство, полученное в порядке регистрации. Регистрация представляет собой упрощенный порядок получения гражданства, осуществляется миграционными органами соответствующего уровня. Если супруг или родственник по восходящей прямой линии является гражданином России, или на момент рождения ребенка один из родителей является гражданином РФ, то такие лица могут воспользоваться правом стать гражданином РФ в течение пяти лет после достижения 18 лет. Такая возможность распространяется на детей бывших граждан РФ, если такой ребенок родился после прекращения гражданства у родителей.
  3. Натурализация (в порядке приема гражданства). Гражданство РФ предоставляется при наличии следующих условий: постоянное проживание на территории России на протяжении 5 лет, дееспособность, знание государственного языка, наличие постоянного источника дохода.

Лица, которые желают получить российское гражданство, должны обратиться в отделение Федеральной миграционной службы по месту постоянного проживания на территории Федерации. В случае, если лицо проживает на территории зарубежного государства, то необходимо обращаться в российское консульство по месту проживания. Заявление должно подаваться на имя Президента РФ и может рассматриваться сроком до одного года.

Прием гражданства облегчают следующие обстоятельства:

  • если лицо являлось гражданином СССР;
  • усыновление ребенка, который является гражданином РФ;
  • владение профессией, представляющей интерес для страны;
  • наличие заслуг в области техники, культуры и науки;
  • получение убежища на территории России;
  • состояние лица в российском гражданстве по рождению в прошлом, а также по прямой восходящей линии одного из родственников.

Основания для отклонения ходатайства в предоставлении российского гражданства лицам, которые: пропагандируют и поддерживают насильственное изменение конституционного строя России; состоят в организациях и партиях, деятельность которых несовместима (или противоречит) с основным законом страны – Конституцией РФ; отбывают наказание и осуждены за действия, преследуемые по законам РФ.

Восстановление в гражданстве представляет собой упрощенный порядок получения гражданства РФ. Формы восстановления в гражданстве: признание факта восстановления; в порядке регистрации; по ходатайству лица. Регистрацией могут воспользоваться лица, утратившие российское гражданство в связи с установлением попечительства, опеки, усыновлением, в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление гражданства распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства насильственным путем без учета их волеизъявления (во время коммунистического режима).

Оптация – это выбор гражданства. Применяется при изменении принадлежности территории как части государства, при постоянном проживании лица на этой территории. При оптации изменяется часть государственной границы, вследствие чего часть населения оказывается за пределами государства. Лица, проживающие на таких территориях, могут или оставить прежнее гражданство, или получить новое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *