Право оперативного управления имуществом

  • автор:

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

1.Правом оперативного управления в настоящем Кодексе признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом). 2.Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранением переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению. 3.Право оперативного управления охраняется законом в соответствии с положениями, установленными для защиты права собственности. 1-3.

Появление в отечественном законодательстве права оперативного управления связано с плановой экономикой. Исконно категория права оперативного управления использовалась для отношений государственной собственности, однако потом она начала приспосабливаться не только к государственной, но и к другим формам собственности. Эта конструкция в массовом юридическом сознании очень популярна. Право оперативного управления определяют как такое, которое финансируется за счет собственника, особое вещественное право юридического лица (организации) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества. Право оперативного управления — это основанное на праве собственности другого лица и предоставленных ему полномочиях право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником. Как и право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограничено в сравнении с ним. Кроме того, оно уже, чем право полного хозяйственного ведения. Если право полного хозяйственного ведения содержит три правомочия — владение, пользование и распоряжение, то право оперативного управления охватывает одновременно лишь два — владение и пользование или владение и распоряжение. В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не имеет права распоряжаться им по своему усмотрению, а может это делать лишь в пределах, установленных собственником. Ответственность по своим долгам лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, несет лишь в пределах последнего. В остальных ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества. Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено раньше, чем право полного хозяйственного ведения, и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности. Однако с принятием Закона «О собственности» и появлением права полного хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких принципах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям). Таким образом, фактически состоялось деление права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления также и за субъектным составом. ГК Украины не предусматривает ни права полного хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как «право собственности юридических лиц» и «владение». С другой стороны, ГК действует вместе с ХК Украины, в котором среди вещественных прав упоминаются право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т. п., а имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и будет подлежать закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ХК Украины). Таким образом, пока еще они продолжают существовать в отечественном законодательстве как категории вещественного права.

Страница 1 из 10

1. Отрасль использования

Правила устанавливают порядок и последовательность выполнения переключений в электроустановках напряжением до и выше 1000 В предприятий Министерства энергетики и электрификации Украины и в электроустановках, оперативно подчиненных этим предприятиям.

2. Определения

В Правилах применяются такие термины и определения:

2.1. Оперативные переключения — действия коммутационными аппаратами, имеющие целью изменение схемы электроустановки или состояния оборудования.
2.2. Оперативное управление — управление состоянием оборудования, при котором переключения в электроустановках могут выполняться только по распоряжению оперативного персонала определенного уровня и в заданной им последовательности. Оборудование находится в управлении диспетчера определенного уровня или руководителей, специалистов, если для перевода его из одного состояния в другое, вывод в ремонт или ввод в работу требуется координация действий подчиненного оперативного (дежурного) или оперативно-производственного персонала.
2.3. Оперативное ведение — управление состоянием оборудования, при котором переключения в электроустановках выполняются по разрешению оперативного персонала определенного уровня.
2.4. Распоряжение о переключениях — устное задание на выполнение переключений в электроустановках, которое содержит цель операций и последовательность их выполнения, и подлежит фиксации в оперативно-диспетчерской документации всеми участвующими в оперативных переключениях лицами.
2.5. Разрешение на переключения — согласие персонала, в ведении которого находится оборудование, на выполнение переключений персоналом, который осуществляет оперативное управление этим оборудованием.
2.6. Бланк переключений – составленное на специальном бланке распоряжение на производстве оперативных переключений на достижение одной конкретной цели. Основной оперативный документ, которым пользуется оперативный персонал непосредственно на месте выполнения переключений, и где поочередно указаны все операции с силовым оборудованием, в цепях РЗА, устройствах ПА и основные проверочные действия.
2.7. Типовой бланк переключений — бланк, составленный заранее на сложные переключения на конкретном оборудовании и для конкретной схемы соединений, которые часто повторяются и содержат много операций и проверочных действий.
2.8. Программа переключений — оперативный документ с планом упорядоченной последовательности работ, направленных на решение конкретной задачи по переключениям в электроустановках разных уровней управления и разных энергообъектов или во время испытаний и ввода нового оборудования.
2.9. Лицо, контролирующее переключения — одно из лиц, непосредственно выполняющих переключения, которое осуществляет пооперационный контроль и следит за ходом переключений в целом согласно бланку переключений.
2.10. Сложные переключения — переключения, которые требуют определенной последовательности и координации действий оперативного персонала при операциях с коммутационными аппаратами, заземляющими разъединителями и устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики.
2.11. Простые переключения — переключения, включающие не более 4-х операций с коммутационными аппаратами в главной схеме электрических соединений или цепях релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики и не влияют на надежность работы оборудования и несвязанные с подготовкой рабочего места на электрооборудовании данного энергообъекта.
2.12. Системообразующая электрическая сеть — электрическая сеть высших классов напряжения, обеспечивающая надежность энергосистем как единого объекта.
2.13. Распределительная сеть — электрическая сеть, распределяющая электрическую энергию между пунктами потребления.
2.14. Фазировка — определение соответствия фаз на одноименных зажимах коммутационного аппарата, включением которого может быть осуществлена параллельная работа сетей.
2.15. Оперативная схема — электрическая схема с нанесенными оперативными названиями оборудования и коммутационных аппаратов с фактическим отображением их состояния.
2.16. Нормальная схема — электрическая схема с обозначением типов оборудования и утвержденным нормальным состоянием коммутационных аппаратов.
2.18. Мнемоническая схема — совокупность элементов и средств отображения информации, которые наглядно представляют электрическую схему электростанции (подстанции, электрической сети) и состояние коммутационных аппаратов.
2.19. Ремонтная схема — документ описательного характера, который определяет условия отклонения от нормальной схемы электроустановки или сети, мероприятия по режиму, РЗА и ПА, которые необходимо при этом выполнить. Также он содержит указания для оперативного персонала при возникновении характерных аварий и способов их ликвидации.
2.20. Оборудование считается находящимся в работе, если его коммутационные аппараты включены и образована замкнутая электрическая цепь между источником питания и приемником электроэнергии.
Вентильные разрядники, конденсаторы связи, трансформаторы напряжения и другое оборудование под напряжением, глухо (без разъединителей) подключенное к источнику питания, считается находящимся в работе.
2.21. Оборудование считается выведенным в ремонт, если оно отключено коммутационными аппаратами или разошиновано и подготовлено к выполнению ремонтных работ в соответствии с требованиями ПБЭЭ.
2.22. Оборудование считается выведенным в резерв, если оно отключено коммутационными аппаратами, и возможно немедленное включение его в работу с помощью этих аппаратов.
2.23. Оборудование считается находящимся в автоматическом резерве, если оно отключено только выключателями или отделителями с автоматическим приводом на включение, и его можно ввести в работу автоматическими устройствами.
2.24. Оборудование считается находящимся в резерве под напряжением, если оно подключено коммутационными аппаратами к источнику напряжения, но не находится в работе (силовой трансформатор на холостом ходу, линия электропередачи, включенная со стороны питающей ее подстанции, система шин под напряжением с отключенным под АВР ШСМВ и т.д.).
2.25. Устройство РЗА или ПА считается введенным в работу, если его выходные цепи подключены накладками (блоками, ключами) к электромагнитам управления коммутационных аппаратов.
2.26. Устройство РЗА или ПА считается выведенным из работы, если его выходные цепи отключены накладками (блоками, ключами) от электромагнитов управления коммутационных аппаратов.
2.27. Устройство РЗА или ПА считается выведенным для технического обслуживания (эксплуатационной проверки), если его нельзя ввести в работу из-за неисправности самого устройства или его цепей, а также из-за выполнения на них профилактических работ.

3. Обозначения и сокращения.

В инструкции используются такие обозначения и сокращения:

РЗА — релейная защита и автоматика;
ПА — противоаварийная автоматика;
МСРЗА — местная служба релейной защиты и автоматики;
НСС — начальник смены станции;
РЭС — район электрических сетей;
ЭС — предприятие электрических сетей;
РУ — распределительное устройство;
УРОВ — устройство резервирования отказа выключателя;
ТН — трансформатор напряжения;
ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина;
КРУ — комплектное распределительное устройство;
ВН — высшее напряжение;
СН — среднее напряжение;
НН — низшее напряжение;
АПВ — автоматическое повторное включение;
АГП — автомат гашения поля;
ВЛ — воздушная линия;
КЛ — кабельная линия;
АВР — автоматическое включение резерва;
СМВ — секционный выключатель;
ДГР — дугогасящий реактор;
ШСМВ — шиносоединительный выключатель;
ОМВ — обходной выключатель;
АРКТ — автоматический регулятор коэффициента трансформации;
НДЦ — национальный диспетчерский центр;
РДЦ — региональный диспетчерский центр;
ОДС — объединенная диспетчерская служба;
ОДГ — оперативно-диспетчерская группа.

4. Общая часть.

4.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии:
_ГКД 34.35.507-96 Оперативные переключения в электроустановках. Правила выполнения.
_ГКД 34.20.507-2003г Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила.
_Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание. Электроатомиздат, 1985.
_СОУ-Н МПЕ 40.1.20.563:2004г Ликвидация аварий и технологических нарушений режима на энергопредприятиях и в энергообъединениях .
4.2. Инструкция является технологическим документом, предназначенным для всех уровней оперативного управления с использованием соответствующих схем и программ оперативных переключений.
4.3. Неукоснительное соблюдение Инструкции обязательно при выполнении переключений и должно обеспечить надежную и согласованную работу всех уровней оперативного управления облэнерго,ОДС и ОДГ электрических сетей и ОДС других лицензиатов руководителей, специалистов имеющих оперативные права.
4.4. Знание Инструкции обязательно для оперативного персонала всех уровней, а также руководителей и специалистов, который имеет право на оперативные переговоры и переключения:
_начальника ОДС;
_зам.начальника ОДС;
_диспетчеров ОДС;
_начальников РЭСов;
_главных инженеров РЭСов;
_мастеров РЭСов
_зам.начальника РЭС по оперативной работе;
_диспетчеров ОДГ РЭСов;
_персонала СПС;
_персонала СРС;
_начальников групп подстанций;
_мастеров групп подстанций;
_оперативно-производственного персонала групп подстанций и РЭСов
_оперативного (дежурного) персонала групп подстанций, ОДГ РЭСов
4.5. Местные инструкции, учитывающие особенности электрических соединений, конструкции оборудования и порядок оперативного обслуживания распределительных устройств, являются дополнением к Инструкции и не должны им противоречить.
О необходимости составления местных инструкций принимает решение главный, зам. главного инженера электрических сетей.

Оперативное управление имуществом – понятие, которое используется в правовом поле только в странах бывшего СССР. В самых общих чертах, это ограниченное вещное право. Государство имеет в собственности некое имущество (неважно, движимое оно или недвижимое). Оно передает его во владение определенной государственной организации, чтобы оное имущество могло быть использовано. Однако право собственности все равно остается именно у государства.

Понятие и виды вещных прав

Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».

С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.

Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.

Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:

  • Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
  • Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
  • Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.

Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.

Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Процедура здесь такова – все имущество, находящееся на хозяйственном ведении у государственного или муниципального учреждения, может быть по необходимости использовано. Таким образом передается возможность владеть и распоряжаться имуществом.

Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.

Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.

Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:

  • Продавать имущество;
  • Сдавать его в аренду;
  • Использовать в качестве закладных средств капитал.

Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.

Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.

Ответственность за имущество, переданное по закону о хозяйственном ведении, лежит на том, в чьем управлении оно находится. То есть, оно зачисляется на баланс того предприятие, которое будет владеть им от имени собственника.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.

Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.

Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.

Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.

  • Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собственником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
  • Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться.
    Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие.
    Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник.
  • Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию.
    Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.

Функции оперативного управления

Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.

Основные же из них таковы:

  • Координировать работу каждого элемента производства и контролировать все включенные в него отделы. К примеру, если брать целый цикл, то здесь будет и обработка полученных заказов (не считая получения как такового), и соответственная связь с производством, и сам процесс создания товаров или услуг и так вплоть до получения заказчиком готового продукта.
  • На оперативном управление лежит необходимость работать со всей документацией. Ответственность за предприятие лежит на владельце, а не на собственника, а значит любые бумаги должны быть подготовлены в срок – иначе это чревато преследованием по закону.
  • Календарное планирование. Владелец учреждения следит за показателями сроков выполнения полученных заказов от собственника, представляя последнему наиболее оперативные планы по каждому заданию.
  • Управление производственным процессом. Уже упомянутое раньше, но несколько расширенная функция, связанная не только и не столько с самим производством, но с техническим обоснованием, что, как, где, когда и почему должно быть произведено. Кроме того, наиболее важным фактором здесь является качество товаров или услуг.
  • Контроль над текущими издержками, которых нельзя избежать, а также их разумное обоснование.
  • Техническое обеспечение также находится в ведении оперативного управления. Функция заключается в подборе технической части производства, или же его создании. В эту категории также относят такие аспекты, как учет, хранение и отправка товаров/услуг.
  • Контролирование запасов и координация закупок необходимых для производства материалов.
  • Регулирование выполнения работ предприятием/учреждением строго в поставленные сроки (указанные в календарном плане и заданиях, поставленных собственником).

Задачи оперативного управления

Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.

Некоторые основные задачи указаны ниже:

  • Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка
    чества;
  • Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
  • Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
  • Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
  • Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
  • Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
  • Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;

Цель оперативного управления

Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.

В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.

Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.

Аренда имущества в оперативном управлении

Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.

Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.

В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.

Процедура здесь следующая:

  1. На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
  2. К прошению прикрепляется пояснительная записка.
    В ней должны быть указаны:
    • Характеристика зданий или помещений;
    • Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
    • Расчеты влияния аренды на работу предприятия;

Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.

Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.

Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.

Движимое имущество в оперативном управлении

Для оперативного управления особое значение имеет только ценное движимое имущество. Несколько противоречивый термин, поскольку подразделение видов имущества не должно происходить.

Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.

Категоризация происходит согласно следующим параметрам:

  • Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
  • Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.

Порядок передачи имущества в оперативное управление

  1. Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
  2. Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
  3. По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.

Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Учет имущества в оперативном управлении

Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.

Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.

Вам необходимо знать, что все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также любое имущество, приобретаемое за данные средства, становятся собственностью учредителя, и одновременно находятся под оперативным управлением.

Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу!

Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84

Из всего вышеописанного мы можем сделать такой вывод – системы оперативного управления в сегодняшней редакции Гражданского Кодекса, являются устаревшими, хотя и продолжают активно действовать.

Хозяйственное ведение и оперативное управление – это механизмы контроля созданными государством или муниципальными органами предприятий/учреждений, направленные на получения адекватного дохода, с сохранением эффективности производства.

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

Оперативное управление производством

Фатхутдинов Р.А.

Оперативное управление производством включает комплекс работ по организации: разработки и выполнения оперативно-календарных планов производства продукции; сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков и рабочих мест; обеспечения рабочих мест всем необходимым; контроля и регулирования хода производства.

Нам представляется, что в рамках требований курса «Производственный менеджмент» наиболее полно этот вопрос изложен в учебном пособии «Менеджмент организации», написанном учеными Государственной Академии управления им. С.Орджоникидзе /14/. Ниже приводится изложение основных положений методики оперативного управления производством по упомянутому источнику.

На межцеховом уровне оперативное управление осуществляется для решения принципиальных вопросов снятия, замены запущенных в производство изделий, включения в программу выпуска новых изделий, обеспечения внешних поставок комплектующих изделий, использования внутренних материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для оперативного управления производством в цехах характерна строгая регламентация выполнения работ во времени по каждой позиции производственной программы и номенклатурно-календарного плана в зависимости от фактически складывающейся производственной ситуации. Работы по оперативному управлению производством выполняются в реальном масштабе времени, не допускающем перерывов в процессе изготовления деталей и сборки изделий. Временной горизонт оперативного управления для цеха может быть в пределах месяца, участка (бригады) и рабочих мест — в интервале недели — смены. Для межцехового уровня этот интервал расширяется от месяца до года.

В настоящее время процедуры оперативного управления все больше переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией) производства. Повседневно выполняемые управленческим персоналом функции по оперативному учету, контролю и анализу хода производства являются основой для выработки вариантов регулирующих воздействий на ход производства.

Таким образом, оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков, а также на рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденных производственных программ. Это достигается выполнением следующих условий:

  • строгим распределением работ на короткие периоды времени (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах) — в подетальном и узловом разрезах, а для рабочих мест в подетально-пооперационном виде;
  • четкой организацией сбора и обработки информации о ходе производства;
  • комплексным использованием средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений;
  • повседневным анализом и владением управленческим персоналом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;
  • своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его восстановления в случае отклонения от запланированных заданий.

Составление оперативно-календарного плана (ОКП) запуска-выпуска деталей для цехов серийного производства — сложная, трудоемкая работа, требующая предварительного глубокого анализа реальных условий производства в каждом цехе, выявления характерных особенностей и рациональных элементов в сложившейся системе планирования.

В отличие от цехов крупносерийного производства с устойчивой номенклатурой деталей здесь мы имеем дело с деталями, производство которых в каждом из планируемых месяцев может носить не всегда стабильный характер. Это означает, что запуск и выпуск каждой партии деталей будет подчинен определенным требованиям либо сборки изделия, либо условиям поддержания на нормативном уровне оборотных и страховых заделов в цеховых кладовых и центральном складе готовых деталей предприятия.

Отсюда вытекает необходимость выявления особенностей и установления основных факторов, определяющих процесс разработки наиболее рационального варианта ОКП запуска-выпуска деталей:

  1. В серийном производстве для каждой партии деталей определяется число запусков или периодичность запусков партии в обработку. Для каждой партии число запусков может быть различным. Если число запусков больше единицы, то в ОКП выпуск каждой партии деталей следует чередовать с периодичностью запуска-выпуска, добиваясь равных промежутков времени между выпусками партии деталей одного наименования.
  2. Затраты времени на переналадку оборудования должны быть минимальными. Это достигается строгим закреплением конструктивно-технологически схожих деталей за одними и теми же станками.
  3. Важным критерием эффективности ОКП служит обеспеченность полной загрузки станков и занятости рабочих. С этой целью, на наш взгляд, рекомендуется анализировать принципы рациональной организации производственных процессов, внедрять бригадную форму организации труда, обеспечивающую совмещение профессий, многостаночное обслуживание, снижение монотонности труда путем обеспечения сменяемости рода деятельности.
  4. Если в цехе выполняются все или основные виды обработки деталей, то детали можно разделить на ведущие, имеющие наиболее длительный технологический цикл обработки, и комплектующие. Необходимо стремиться к соблюдению графика выпуска ведущих деталей.
  5. В условиях стабильной номенклатуры планирование производства деталей организуется по принципу подачи в кладовую цеха, а в некоторых случаях непосредственно в центральный склад готовых деталей завода. Здесь важно четко определить очередность запуска и выпуска деталей.
  6. Оперативно-календарный план разрабатывается на основе подетальной производственной программы и в сущности представляет собой расписание работ по дням недели, в котором каждая партия деталей имеет конкретные сроки ее запуска и выпуска из обработки.
    ОКП могут разрабатываться с разной степенью детализации: укрупненно в разрезе партий деталей в соответствии с расчетными циклами их обработки и периодичностью запуска; дифференцированно, т.е. в пооперационном разрезе в отношении каждой партии деталей.
  7. Разработка плана является делом весьма сложным. При этом следует учитывать, насколько план обеспечен всем необходимым для непосредственной его реализации. Цехи серийного производства оснащены универсальным и частично полуавтоматическим оборудованием. Обслуживающие его рабочие по сути дела и обеспечивают нормальное (по графику) течение производственного процесса. ОКП разрабатывается в разрезе каждой партии деталей с указанием сроков выполнения тех операций, которые должны контролироваться планировщиками и мастерами и которые следует строго выдерживать.
    Это положение упрощает процесс разработки ОКП и позволяет использовать при расчетах эвристические правила, учитывающие рациональные приемы в решении задач.
  8. ОКП разрабатывается до начала очередного планового периода, с учетом имеющегося задела в производстве.
  9. Размеры партии деталей по ходу процесса могут разукрупнять по техническим, организационным, производственным причинам.

Итак, процесс разработки ОКП складывается из определения очередности запуска партий деталей в обработку и календарных сроков запуска-выпуска партий деталей.

Определение очередности запуска партий деталей в обработку, календарных планов их запуска-выпуска осуществляют технологи и организаторы производства исходя из конкретных условий.

Завершающей стадией процесса управления производством является учет, контроль и регулирование (диспетчеризация) хода выполнения частичных процессов. Рассмотрим этот вопрос по тому же источнику /14/.

В процессе разработки производственных программ, ОКП и сменно-суточных заданий используется информация о текущем ходе производства. Эта информация, отражая результаты работы цехов, складов (кладовых) за истекшую смену, сутки и другие промежутки времени, непрерывно накапливается в пунктах сбора, периодически обрабатывается и окончательно формируется к каждому новому плановому периоду в виде соответствующих итоговых данных. Своевременность поступления информации в пункты сбора, ее полнота и достоверность непосредственно влияют на качество разрабатываемых программ и заданий, поэтому эти факторы принимаются в качестве критериев создания системы оперативного учета на предприятии.

Информация о ходе производства используется не только при планировании, но и одновременно является основой действенного контроля и регулирования производственных процессов. Какими стабильными бы ни были цеховые производственные программы и оперативные задания участкам или отдельным рабочим, в ходе производства неизбежно возникают изменения и отклонения, требующие корректировки ранее составленных планов. К ним относятся отсутствие на складе или кладовой цеха материалов, заготовок, готовых деталей, приспособлений, инструмента или возникновение массового брака, отсутствие рабочих, невыход в сравнении с графиком станков из ремонта и т.д.

Своевременный, полный и точный учет перечисленных отклонений позволяет не только вести контроль, но и оперативно регулировать ход производства, направляя его протекание в соответствии с разработанным планом. Эти условия могут быть обеспечены только при рациональной организации системы оперативного учета в масштабе всего предприятия на основе комплексного применения современной вычислительной техники и периферийных средств.

Отсюда вытекает, что основной задачей оперативного учета является получение информации о результатах работы производственных цехов и их подразделений за определенный период времени в целях ее использования для контроля и регулирования текущего хода производства. В синтезированном виде эта информация используется для целей планирования производства в каждом из цехов на более длительные периоды времени: месяц, квартал.

Реализация этой задачи при условии своевременности поступления, полноты и достоверности учитываемой информации может быть осуществлена путем создания комплексной автоматизированной системы оперативного учета на предприятии.

Такая система должна отвечать следующим требованиям:

  • обладать высокой оперативностью по сбору и обработке информации;
  • исключать дублирование в работе каждого звена системы;
  • обеспечить предварительную обработку информации в пунктах ее сбора для целей использования результатов обработки на местах ее возникновения;
  • исключить передачу в ИВЦ предприятия избыточной информации;
  • обеспечивать возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах;
  • исключить и свести к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации;
  • быть экономически эффективной в сравнении с действующей на предприятии системой оперативного учета.

Для управления производством требуется определенный перечень данных, характеризующих результаты работы каждого цеха и его подразделений, их регистрация на соответствующие технические носители и передача в ИВЦ для последующей обработки. При определении перечня регистрируемых данных необходимо стремиться к его минимизации за счет ведения учета не по всем параметрам, а по отклонениям (считаем, что такой подход возможен только в оперативном регулировании).

Информация о ходе производства включает: выпуск изделий и их составных частей в разрезе года с разбивкой по кварталам и месяцам сборочными, обрабатывающими и заготовительными цехами завода; поступление готовых деталей и сборочных единиц на центральный склад завода и их выдача сборочным цехам; поступление обработанных деталей в кладовые цеха и их выдача на сборочные участки; движение деталей и изделий по операциям технологического процесса с указанием времени выдачи задания и завершения выполненной работы; движение заделов деталей на рабочих местах; передача деталей и сборочных единиц между участками цеха и цехами предприятия; брак всех видов; поступление материалов, заготовок, оснастки и инструмента в цеховые кладовые и выдача на рабочие места; время работы и простои оборудования; выход оборудования в ремонт и из ремонта; расход электроэнергии, топлива, воды, пара, горюче-смазочных материалов, эмульсии и других видов ресурсов.

Для организации и проведения работ по регистрации информации на местах ее появления в цехах, складах (кладовых) создаются пункты сбора информации, на которых осуществляется не только регистрация информации о результатах производственной деятельности цеха, но и производится некоторая предварительная ее обработка. Типы и количество периферийного оборудования, которым оснащаются пункты сбора информации, определяются исходя из объема и сложности выполнения работ.

Диспетчерский контроль и регулирование хода производства осуществляется на основе собранной информации о выполнении производственных программ и заданий. Фактические данные о ходе производства сопоставляются с плановыми, затем производится анализ выявленных отклонений и определяются меры по обеспечению равномерного и комплексного выполнения программы выпуска деталей, сборочных единиц и изделий.

Контроль за ходом производства осуществляется диспетчерами цехов предприятия по следующим направлениям: контроль выполнения номенклатурного плана выпуска изделий; контроль комплектующих изделий, контроль межцеховых заделов; контроль оперативной подготовки и обеспечения производства; наблюдение за работой отстающих подразделений и др.

Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям:

  • опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого она является;
  • предлагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
  • осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
  • базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Вся текущая работа по диспетчерскому руководству производством в масштабе предприятия лежит на персонале центрального диспетчерского бюро (сменные диспетчеры и операторы), находящегося в подчинении главного диспетчера (который, в свою очередь, подчиняется заместителю руководителя по производству).

Организационное построение диспетчерского аппарата предприятия зависит от типа, характера и масштаба производства. На крупных предприятиях формируются центральное диспетчерское бюро в составе планово-диспетчерского отдела предприятия. В составе центрального диспетчерского бюро создаются диспетчерские группы по видам производства или стадиям производственного процесса.

Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:

  • контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;
  • принятие мер по предупреждению перебоев в производственном процессе;
  • учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;
  • учет и контроль обеспечения рабочих мест всем необходимым.

В последнее время большое внимание уделяется применению в рамках оперативного управления системы оперативного регулирования (системы власти), граничащей с психологическими аспектами управления.

В. Р. Веснин рассматривает четыре способа реализации власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности /6/.

Суть распоряжения или задания состоит в том, что руководитель указывает подчиненному, что в определенных условиях тот должен совершать или, наоборот, не совершать тех или иных действий. Руководитель тщательно инструктирует сотрудников, разъясняет подробно, что он от них ожидает, настраивает с помощью посул или угроз на эффективную работу. Указания применяются преимущественно в отношении групп или отдельных сотрудников, не желающих или не способных работать самостоятельно. Прежде всего, это новички или те, на которых уже махнули рукой.

Руководитель должен отдавать четкие распоряжения, часто проводить инструктажи, проверять выполнение работы, отмечать ошибки и хорошую работу, наказывать, когда необходимо, быть тактичным, но жестким, требовательным к результатам и одновременно, не переставая, учить людей всему, что он знает сам.

Распоряжения всегда должны соответствовать целям фирмы и быть осуществимыми, тем более, что за их выполнение следуют награды, а невыполнение так или иначе карается. В ситуации, когда точно не известно, каковы реальные пути выполнения распоряжения, его формулировка должна быть достаточно общей, чтобы работники обладали известной свободой действий.

По форме распоряжения бывают устными и письменными. Устные целесообразно использовать в небольших стабильных коллективах с хорошим морально-психологическим климатом, где все друг другу доверяют. В срочных случаях, особенно если распоряжение носит предварительный характер, оно может быть отдано по телефону. Правда, потом его желательно подтвердить в письменной форме.

В зависимости от морально-психологического климата фирмы распоряжение может быть формальным и неформальным, но в любом случае оно должно отдаваться спокойно, корректно, в уважительном тоне, в деловой и дружеской обстановке и быть результатом глубокой проработки руководителем всей проблемы.

Популяризация как способ реализации власти состоит в том, что центр тяжести переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет большую активность. Он инструктирует, контролирует, обсуждает пути решения проблем и результаты, воспитывает, вознаграждает за позитивное поведение. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае.

Своей властью руководитель отводит себе место инициатора действий в том случае, когда люди уже внутренне готовы к ним, обладают определенными навыками, сформировались как личности и как работники, но им еще требуется учиться и их нужно слегка подталкивать.

Когда люди и коллективы обретают необходимые навыки и квалификацию и могут работать самостоятельно, осуществлять контроль над собой, руководитель может ограничить собственную власть над ними, сосредоточившись на консультировании, создании благоприятного морально-психологического климата, постановке общих целей, ограничив прямые указания и контроль до минимума, а разъяснение проводить лишь в исключительных случаях.

И наконец, во власти руководителя отказаться в определенных случаях от власти в решении текущих вопросов вообще, предоставив все необходимые полномочия своим сотрудникам и возложив на них ответственность за решение проблем. Отказ от власти целесообразен там, где люди достигли высокой квалификации, обладают опытом и желанием самостоятельно работать и могут обойтись без команд и поучений. Причем, наибольшую пользу такая практика приносит в случае неопределенности ситуации, когда подчиненным на месте все видно лучше, чем их шефу сверху.

Рис. 6.8. Форма оперограммы

Делегирование полномочий означает, что из «огорода» руководителя в «огород» подчиненного перебрасывается определенная задача, которую тому необходимо решить самостоятельно. Одновременно в соответствии с компетенцией на него возлагается ответственность, называемая функциональной. Шеф же сохраняет за собой ответственность за общее руководство, т.е. управленческую, которая не может быть делегирована.

Для эффективного делегирования полномочий необходимо соблюдать некоторые правила: определять полномочия на каждый вид деятельности; избегать слишком подробного инструктирования, ибо это означает фактический отзыв полномочий; не делать выводов за подчиненных, что сковывает их инициативу; спокойно смотреть на некоторые неизбежные их ошибки; поощрять инициативу и качество работы.

Для оптимизации продолжительности работ и распределения ресурсов по работам программы, а также для обеспечения ее наглядности рекомендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы по следующей форме (рис. 6.8).

На рис. 6.8 показано, что за работу «1» ответственным является исполнитель «Г», а «Б» является соисполнителем. По работе «2» ответственным исполнителем является «А», остальные — соисполнители и т.д. Применение оперограмм позволит обеспечить наглядность взаимосвязей работ и исполнителей.

Предложение авторам статей и книг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *