Правила по ОСАГО 2018 правила

  • автор:

*сайт rsa.su не предоставляет услуг страхования транспортных средств. Виджет подбора страховки размещен на правах партнерского соглашения с сайтом https://kbmka.ru/ . На сайте https://kbmka.ru/ оказываются исключительно посреднические и консультационные услуги. Заполняя заявку Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, также известное как обязательное страхование автогражданской ответственности или ОСАГО, представляет собой один из видов страхования ответственности.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Объектом такого страхования выступают имущественные интересы, которые связаны с риском гражданской ответственности владельца ТС (транспортного средства) по обязательствам, наступающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при эксплуатации соответствующего транспортного средства.

Другими словами, заключая договор обязательного страхования автогражданской ответственности, страховщик гарантирует при наступлении страхового случая, то есть предусмотренного в договоре ОСАГО события, произвести возмещение потерпевшей стороне причинённого вреда. Такое возмещение происходит в виде страховой выплаты либо путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта, который требуется осуществить для повреждённого ТС. Возмещение осуществляется в пределах страховой суммы.

При заключении договора ОСАГО страхователь, то есть лицо (физическое или юридическое), выступающее в качестве одной из сторон при оформлении соответствующего документа, вносит обусловленную договором плату — страховую премию. В то же время страховщик (страховая организация, осуществляющая обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании полученной лицензии в установленном законодательством РФ порядке) обязуется в случае наступления предусмотренного в договоре страхового случая произвести необходимое возмещение.

Полис ОСАГО и страховой случай

Договор ОСАГО является публичным и заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Именно данным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, им же определяются основы осуществляемого на территории России страхования автогражданской ответственности в рамках международных систем страхования, к числу участников которых относится профессиональное объединение страховщиков — РСА.

Федеральный закон принят с целью защиты прав потерпевших сторон на возмещение вреда, который оказался причинённым их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации ТС иными лицами.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ

Закон включает шесть глав, в которых собраны 34 статьи. Здесь можно ознакомиться с общими положениями, условиями и порядком осуществления обязательного страхования, компенсационными выплатами, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков и заключительными положениями.

В качестве основных принципов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС выступает гарантия возмещения вреда, который оказался причинённым жизни, здоровью либо имуществу потерпевших. При этом возмещение осуществляется в законодательно установленных пределах. К числу основных принципов также относятся всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.

В числе основных принципов также представлена недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцами которых не исполнена законодательно установленная обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Ещё один основной принцип обязательного страхования — экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Безопасность на дорогах

При изучении вопросов, касающихся ОСАГО, важным является ознакомление с основными понятиями, которые используются для целей Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

Так, потерпевшим лицом, которое сможет рассчитывать на получение возмещения полученного вреда, является лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред в результате использования ТС иным лицом. В качестве страхового случая рассматривается случай наступления гражданской ответственности владельца ТС за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании соответствующего средства.

Потерпевшая сторона

Перед заключением договора ОСАГО важно ознакомиться с информацией о страховщиках, то есть страховых компаниях, которые имеют право на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с полученным разрешением (лицензией). Такое разрешение должно быть выдано федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном российским законодательством порядке.

Страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, который окажется уполномоченным на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков. Кроме того, он должен быть уполномочен на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков. Следует отметить, что предоставление услуги по заключению договора ОСАГО должно быть доступным в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

Офисы страховой компании

Важным является и понимание того, кто является представителем страховщика в субъекте РФ. В качестве такового выступает обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, которое выполняет полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению. Кроме того, представителем может являться другой страховщик, который присоединился к соглашению о прямом возмещении убытков. В этом случае другой страховщик выполняет полномочия по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении и их осуществлению на основании заключённого с первым страховщиком договора.

Страховщик, имеющий право на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должен быть членом профессионального объединения страховщиков, которое действует в соответствии с Федеральным законом. В том случае если страховая организация выходит из объединения либо оказывается исключённой из него, необходимо в течение одного рабочего дня уведомить об этом Банк России, который регулирует страховые тарифы по ОСАГО (к слову, до 2015 года такие тарифы устанавливались Правительством РФ).

Официальный сайт РСА

Для получения страховщиком разрешения (лицензии) на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности необходимым требованием выступает наличие у соответствующей страховой организации не менее двухлетнего опыта осуществления операций, касающихся страхования транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Кроме того, страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для осуществления своих функций помещениях. Важным также является наличие доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Ознакомиться с полным перечнем страховых компаний, имеющих разрешение на осуществление соответствующей деятельности, можно на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков, членами которого все они являются. Там же доступен перечень представителей страховых организаций — членов РСА в регионах России.

Действительные члены РСА

Перечень страховых компаний на сайте РСА — это не только список действительных членов, но и перечень компаний, у которых приостановлено, ограничено или прекращено действие лицензии. Также имеется возможность ознакомиться с членами-наблюдателями, компаниями с отозванными лицензиями, а также компаниями, которые вышли или исключены из РСА.

Что касается РСА, это российский союз автостраховщиков, представляющий собой некоммерческую организацию, объединяющую страховщиков, которые занимаются осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данная организация учреждена в 2002 году. Свою деятельность союз автостраховщиков осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

В соответствии с законодательством профессиональное объединение страховщиков представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение, которое основывается на принципе обязательного членства страховщиков. Его целью выступает обеспечение взаимодействия и координации предпринимательской деятельности страховщиков. К числу целей объединения также относятся представление и защита общих профессиональных и имущественных интересов, установление правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Кроме того, важным является обеспечение проведения технического осмотра ТС в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Без прохождения технического осмотра невозможно заключение договора ОСАГО, а также получение доступа к участию в дорожном движении.

Ознакомиться со структурой, компетенцией, порядком формирования и сроком полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, а также порядком принятия ими решений и их выступления от имени такого объединения можно в его уставе, который принимается в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации. Надзор за соблюдением союзом автостраховщиков требований законодательства в области технического осмотра ТС осуществляется Банком России.

Устав РСА

При наступлении страхового случая потерпевшая сторона может рассчитывать на получение страховой суммы, в пределах которой осуществляется возмещение полученного вреда. Страховая сумма составляет в части возмещения вреда, который причинён жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причинённого имуществу нескольких потерпевших, не более 400 тысяч рублей; в части возмещения вреда, который причинён имуществу одного потерпевшего, не более 400 тысяч рублей.

Следует отметить, что размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 135 тысяч рублей, который получают лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца). Также возможно получение не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение. Эта сумма выдаётся лицам, которые понесли соответствующие расходы. В прочих случаях расчёт размера страховой выплаты производится как в других видах страхования.

Выплаты по ОСАГО

Если выплата страхового возмещения страховщиком невозможна из-за отзыва лицензии или применения к страховщику процедуры банкротства, в случае неизвестности лица, которое ответственно за причинённый потерпевшему вред либо при отсутствии договора обязательного страхования автогражданской ответственности у причинившего вред лица, потерпевший может рассчитывать на получение компенсационных выплат, которые производятся Российским союзом автостраховщиков.

Также компенсационные выплаты производятся в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, если у страховщика была отозвана лицензия либо к нему применялась процедура банкротства.

Компании с отозванными лицензиями

В случае компенсационных выплат предельный размер таковых является таким же, как и страховая сумма по ОСАГО. При этом данные выплаты уменьшаются на сумму, равную частичному возмещению вреда, которое было произведено страховщиком и ответственным за причинённый вред.

Компенсационные выплаты, которые наступают в результате отзыва лицензии и применения к страховщику процедуры банкротства, осуществляются из средств резерва гарантий, все остальные выполняются из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств необходимо предоставить пакет документов, которые являются обязательными. Если заключение договора происходит в отделении страховой компании, а не через официальный сайт, то необходимым является заявление о заключении договора обязательного страхования (при оформлении полиса через Интернет, данный документ не требуется).

Заявление о заключении договора ОСАГО

К числу обязательных документов относятся паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (требуется в том случае, когда в качестве страхователя выступает физическое лицо). Если транспортное средство страхуется юридическим лицом, обязательным выступает свидетельство о государственной регистрации данного лица. Также необходимо предоставить документ о регистрации ТС, который выдаётся органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств (это может быть паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации ТС).

В числе прочего должны быть предъявлены водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению транспортным средством (этот документ требуется в том в случае, когда договор ОСАГО предусматривает допуск к управлению ТС ограниченного числа водителей, которые и указываются в полисе). Также необходимо предоставить диагностическую карту, которая выдаётся по результатам проведённого государственного технического осмотра транспортного средства и содержит информацию о параметрах, по которым проводилась такая проверка. В ней же указываются сведения о соответствии либо несоответствии параметров установленным нормам.

Диагностическая карта

Узнать стоимость обязательное страхования гражданской ответственности владельцев ТС для конкретного транспортного средства можно непосредственно в офисе страховой компании либо на её официальном сайте, где доступен онлайн-калькулятор ОСАГО.

Содержание

Обязательное страхование в РФ: что это такое, какие виды являются обязательными в России, в каких случаях оно осуществляется

Обязательное страхование — это особая форма правовых и финансовых отношений между государством и его гражданами. В России разработана система, заключающаяся в регулярных принудительных отчислениях с доходов, поступающих в специальный фонд. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определены на законодательном уровне и являются обязательными для всех физических и юридических лиц, независимо от их желания и уровня заработной платы. Документальное оформление отношений осуществляется путем составления договоров или сумма выплат включается в стоимость товара при его приобретении.

Что собой представляет обязательное страхование в РФ

В Российской Федерации обязательное страхование осуществляется на основании Закона РФ «Об организации страхового дела». В соответствии с этим актом, государство оценивает возможные риски для граждан и принимает меры к компенсации потенциальных последствий. Принуждение носит социальный оттенок и является проявлением заботы правительства страны о ее населении. Обосновано это тем, что люди не хотят или не могут тратить деньги на добровольное страхование и недооценивают опасность ситуации в которой они находятся постоянно или могут оказаться в будущем. Основным вопросом системы является ее финансирование.

Что касается частных лиц и коммерческих структур, то они платят из собственного бюджета. Представители силовых структур получают гарантию из бюджета государства.

Обязательное страхование в РФ отличается такими признаками:

  • Массовость. Вовлекается максимальное количество лиц, охваченное переписью и учетом на местах.
  • Всеобъемлемость. Страхованию подлежит каждый объект, представляющий для людей потенциальную опасность.
  • Всеобщность. К процессу привлекаются все люди, входящие в категорию страхователей.
  • Универсальность. Законом установлены единые правила обязательного государственного страхования. Они применяются одинаково, независимо от объектов соглашения и места его проведения.
  • Доступность. Процедура страхования в РФ организована так, что занимает немного времени, не доставляет человеку никаких трудностей и осложнений.

Обратите внимание! Величина страховых премий устанавливается в каждом случае индивидуально, исходя из уровней доходов физических и юридических лиц.

Главные задачи и функции обязательного страхования

Осуществление обязательного страхования является принудительным мероприятием, которое не зависит от желания гражданина или организации.

Отношения людей и государства строятся по следующим принципам:

  • Обязательность. Это положение закреплено на законодательном уровне и распространяется на все категории субъектов и объектов.
  • Полный охват. Ответственность за вовлечение в процесс возложено на страховые компании. В их обязанность входит проверка регистрационных ресурсов с целью выявления потенциальных клиентов.
  • Автоматичность. Подлежащие привлечению субъекты определяются по мере их регистрации в тех или иных учетных формах.
  • Бессрочность. Все виды обязательного страхования после подписания договора действуют до тех пор, пока существует имущество, личность или не будет принято новое законодательство.
  • Нормирование. Во всех случаях оговаривается размер внесения платежей. Он может определяться процентом от стоимости объекта или прописываться в виде конкретной суммы.

Важно! Выплаты независимо от мнения и желания сторон сделки являются обязательными. Если СК или страхователь отказываются от внесения взносов или возмещения ущерба, то это делается через суд.

Какие существуют виды обязательного страхования в России

В России разработаны различные виды страхования, каждый из которых имеет свою направленность, специфику и охватывает ограниченную условными рамками сферу жизни граждан.

Так, к обязательному страхованию относится такой список направлений деятельности:

  • Медицинское. Этот полис является наиболее распространенным, так как его обязаны приобретать все граждане, начиная от рождения. Целью сервиса ОМС является оказание врачебной помощи людям в любом месте Федерации за счет ранее внесенных средств в том числе и из корпоративного фонда.
  • Социальное. Подразделяется на 2 подкатегории — временная нетрудоспособность по беременности, заболевания и несчастные случаи на производстве. Страхованию подлежат взятые на учет женщины и принятые по трудовому договору работники.
  • Пенсионное. Все работающие по контракту граждане на протяжении официальной деятельности делают отчисления из зарплаты в пенсионный фонд. Впоследствии после окончания трудовой деятельности люди получают ежемесячные денежные выплаты. Их размер определяется средней зарплатой и рабочим стажем.
  • ОСАГО. Это разновидность страхования гражданской ответственности автомобилистов. Приобретение полиса является неотъемлемым условием покупки транспортного средства в салоне. Соглашение подразумевает выплату компенсации пострадавшим от компании ОСАГО.
  • Защита банковских вкладов. Эта принудительная мера направлена на повышение доверия граждан к банковской сфере и их стимулированию к увеличению объемов денежных накоплений.

  • Ответственность владельца объекта повышенной опасности. Страховать свою деятельность должны владельцы шахт, металлургических комбинатов, складов нефтепродуктов и прочих производств, связанных с риском взрыва и отравления. Здесь страхование осуществляется за счет хозяина объекта.
  • Пассажирское. Поскольку общественный транспорт представляет собой потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, то в цену билета автоматически включается страховой сбор. Его размер устанавливается индивидуально для каждого перевозчика.

Это интересно! Государство имеет право застраховать гражданина в бездоговорной форме, поставив его перед фактом обязательных платежей. Эта функция позволяет осуществлять регулярные удержания, которые компенсируют материальные издержки или вред для здоровья за счет СК.

Кто является участниками обязательного страхования

Процесс обязательного страхования предполагает участие в нем трех сторон, каждая из которых имеет свои интересы.

Инициатором процедуры является государство в лице законодательных и исполнительных органов. В парламенте разрабатывается законодательная база, а правительство обеспечивает ее внедрение, определяет порядок и правила применения актов и механизм их реализации. Воплощением действий органов управления являются законы, постановления и инструкции.

Второй стороной принудительной сделки являются граждане. Что касается медицинской страховки, то она охватывает всех без исключения жителей страны. Под пенсионный полис попадают все официально зарегистрированные работники. Существует категория служащих, которая автоматически включается в страховую категорию, исходя из рода их профессиональной деятельности.

Лицами обязательного страхования являются представители следующих профессий:

  • судьи;
  • прокуроры;
  • следователи;
  • офицеры внешней разведки;
  • военнослужащие;
  • сотрудники ФСБ, МВД, МЧС;
  • подводники (промышленные водолазы, аквалангисты, ныряльщики)

Важно! Обязательное государственное страхование не отражается на денежном довольствии лиц из перечисленных категорий. Финансирование программы осуществляется из годового бюджета страны.

Любая форма страхования не может проводиться без участия СК. В этом направлении деятельности их возможности ограничиваются рамками, которые устанавливаются властью. Полномочие компаний регулируется нормами, которые одинаково устраивают и приемлемы для всех участников процесса. Изначально исключаются злоупотребления, взяточничество и возможность получения дополнительной прибыли за счет клиентов.

Интересно! Поскольку услуги любой организации не могут быть бесплатными, то издержки их работы компенсируются из госбюджета, в котором закладывается соответствующая сумма.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Государство предполагает послушание его граждан правилам, которые являются едиными для всех его физических и юридических составляющих. Исходя из этого, такое понятие, как желание подлежать страхованию или отказаться от него, является риторическим. Вопросы вхождения в единую социальную систему страны являются корпоративными и безусловными.

Это обеспечивает созданию эффективного функционирования солидарного фонда, работающего по принципу лотереи, где страховщик, а равно и государство, всегда оказываются в выигрыше в равной степени, поскольку количество договоров намного больше страховых случаев, погашение ущерба граждан всегда гарантировано.

Заключение обязательного соглашения проводится в таких случаях:

  • трудоустройство;
  • беременность;
  • рождение младенца;
  • регистрация предприятия;
  • приобретение билета на транспортное средство;
  • регистрация предприятия.

Независимо от того, хочет или не хочет человек входить в круг застрахованных, или договор с СК заключается без его согласия, он обязанный делать взносы в соответствии с полученными требованиями.

Ответственность за нарушения правил страхования

Каждый гражданин должен с пониманием относиться к действующим в стране законам, так как они направлены на благо каждого ее субъекта. За нарушение правил обязательного страхования предусмотрена ответственность, которая распространяется, как на подлежащие защите объекты, так и на уполномоченные для этого субъекты. В соответствии со ст. 395 ГК РФ виновные лица несут материальную, административную и дисциплинарную ответственность. Применяются штрафы, начисления и долговые обязательства. В случае тяжелых последствий, потерпевшая сторона может обращаться в суд с уголовными притязаниями.

Законодательство об ОСАГО

Нормативные правовые документы, регулирующие отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Закон

  1. Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ
  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  2. Распоряжения Правительства РФ № 337-р от 19 марта 2008 года «О национальном бюро «Зеленая карта» + Уведомление Правительства Российской Федерации в адрес Европейской экономической комиссии ООН и Совета бюро в отношении членства Российского Союза Автостраховщиков в Совете Бюро

Ведомственные и иные нормативные акты

  1. Приказ Минтранса России от 22.09.2016 № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования»

Акты Центрального Банка Российской Федерации

  1. Указание Банка России от 4 декабря 2018 года № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  2. Указание Банка России от 12 сентября 2014 года № 3380-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»
  3. Указание Банка России от 14 ноября 2016 года № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  4. Указание Банка России от 14 ноября 2016 года № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов»
  5. Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  6. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»
  7. Указание Банка России от 8 июля 2019 года № 5192-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования от несчастных случаев и болезней в части страхования от несчастных случаев физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств»

Закон об ОСАГО: его действие в России и нововведения 2020 года

Каждый водитель, выезжающий на дорогу, обязан знать данный закон. Я, водитель со стажем более 10 лет, постоянно изучаю нововведения, которые вносятся в этот нормативно-правовой акт. Потому что каждый водитель несет ответственность перед другими участниками движения. Но чтобы действовала страховка ОСАГО, необходимо не только застраховаться, но и правильно действовать при оформлении ДТП. И в этой статье я расскажу вам, как действует этот закон в текущем 2019 году с учетом последних изменений и нововведений.

Суть закона

Он вступил в силу весной 2002 года и вызвал тогда немало дискуссий и шума среди общества. Он подразумевал введение первого платного обязательного вида страхования граждан. Объектом страхования в нем является ответственность каждого человека, управляющего транспортным средством перед другими участниками движения. Закон распространяется не только на водителей других автомобилей, но и на мотоциклистов, а также на иные ТС, скорость которых может достигать более 20 км/ч. Если на управление ТС требуется водительское удостоверение, значит должна быть оформлена и страховка ОСАГО.

Сама аббревиатура означает обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть водитель, имеющий такой вид страховки, не будет выплачивать компенсацию причиненного вреда здоровью человека или ущерба его транспортного средства, а эта обязанность будет возложена на страховую компанию.

И такую страховку должны иметь все водители. Соответственно, каждый пострадавший в ДТП человек, может рассчитывать на получение компенсации.

Регулирование страхования ответственности водителей осуществляется на основании действующего закона «Об ОСАГО». В нем содержатся:

  1. Основные понятия и суть процедуры, с помощью которой защищаются права невиновных участников происшествия на дороге.
  2. Закон обязывает виновника нести материальную ответственность за причиненный материальный вред, а также вред здоровью граждан. Страховая компания должна компенсировать этот вред только в рамках, установленных законодательством.
  3. Ответственность виновника ДТП определяется и ограничивается только полисом ОСАГО. Вся остальная ответственность взимается с самого виновника, если она не входит в условия страховки.

Закон состоит из 6 глав, в которых закреплены все основные моменты:

  1. Общие положения. Здесь прописываются используемые понятия в нормативно-правовом акте, принципы самого ОСАГО и необходимость в обязательном страховании для каждого водителя.
  2. Условия и порядок страхования. Эта глава содержит положения о том, как должно осуществляться страхование, а также порядок исчисления стоимости страховки
  3. Компенсационные выплаты. В этой главе описывается, когда возникает право на получение этих выплат, а также порядок их получения и взыскания.
  4. Страховщики. Здесь прописаны требования, предъявляемые к страховщикам, как можно заменить одну страховую компанию на другую, а также особенности операций по данному виду страхования.
  5. Объединение страховщиков. Здесь прописаны основные правила и порядок объединения страховщиков, размер членских взносов, обязанности каждой страховой компании и объединения в целом.
  6. Заключительные положения. В этих положениях заложены основы осуществления контроля над исполнением закона.

Все возникающие спорные моменты, касающиеся страхования ответственности регулируются данным нормативно-правовым актом.

Основы ОСАГО

Выучить все пункты законы сложно, поэтому многие вообще избегают знакомства с этим правовым актом. Но можно обойтись знанием самых основных пунктов, которые обязательны для каждого водителя:

  1. Закон распространяется одинаково на всех водителей. Но если кто-то желает увеличить страховую сумму или добавить дополнительные преимущества к своей страховке ОСАГО, он может оформить дополнительную добровольную страховку ДСАГО.
  2. Сумма ответственности по страховке установлена в пределах 400 000 рублей, если пострадали только ТС и 500 000 рублей, если еще был причинен вред здоровью. Если пострадавших несколько, сумма ущерба делится между ними пропорционально причиненному ущербу. Если суммы компенсации страховой компании недостаточно, чтобы возместить весь ущерб, остальную сумму должен компенсировать сам виновник происшествия.
  3. Стоимость страховки устанавливается законодательством в размере базовой тарифной ставки. Она может быть уменьшена или увеличена страховщиком в зависимости от определенных коэффициентов. Все страховые компании обязаны считать стоимость полиса по одной методике, поэтому независимо от выбранной компании, цена ОСАГО будет одинаковой.
  4. Для получения компенсации от страховщика необходимо соблюдать строго установленный порядок действий на дороге. При его нарушении и непредставлении необходимых документов, страховщик имеет право в выплате отказать.
  5. Компенсация ущерба осуществляется в натуральном и денежном эквиваленте. Если причинен материальный ущерб одному ТС, то страховая компания должна направить его на восстановительный ремонт (если автомобиль подлежит восстановлению). Затем страховщик оплачивает выполненные работы. Если восстановить ТС невозможно, либо пострадало несколько автомобилей, компенсация осуществляется в денежном эквиваленте.
  6. Для получения компенсации можно обращаться не только в страховую компанию виновника, но и в свою собственную. Это значительно облегчает выплату, так как вы можете обращаться туда, куда вам территориально удобно, а не ехать в другой регион, где находится страховая компания виновника.

Я несколько раз была в ДТП, и раньше мне приходилось обращаться за выплатой к страховщикам виновника. Один раз мне пришлось ехать в другой регион, так как представительства этой страховой компании в моем городе не было. Я была вынуждена съездить несколько раз в другой город, чтобы оформить все документы. И после того, как ввели возможность обращаться за компенсацией к своему страховщику, я была очень этому рада.

Ответственность за езду без ОСАГО

Наличие полиса обязательно для каждого автомобиля и водителя. Полис делается на каждый автомобиль. В полис можно вписать несколько водителей, либо сделать его неограниченным с допуском для всех, кто имеет водительское удостоверение нужно категории. Если один и тот же водитель управляет несколькими ТС, то он должен иметь столько страховок, сколькими ТС он управляет.

При отсутствии ОСАГО предусмотрены следующие административные наказания:

  • 800 рублей, если автомобиль не застрахован;
  • 500 рублей, если машина застрахована, но водитель не вписан в полис;
  • 500 рублей, если полис действующий, но в настоящее время он имеет перерыв в действии;
  • 500 рублей, если полис оставлен дома и нет никакого подтверждающего документа;
  • 800 рублей, если полис просрочен.

Данные суммы можно сократить в 2 раза, если штраф будет оплачен в первые 20 дней с момента вынесения постановления.

Действие закона

В настоящее время большинство страховых компаний оформляют электронные полисы. Они имеют одинаковую юридическую силу вместе с распечатанными полисами, полученными в страховых компаниях. Электронный полис оформляется через интернет на сайте любого страховщика и присылается на электронную почту, указанную страхователем. Данный полис необходимо самостоятельно распечатать и хранить вместе с документами.

Проверка действия законодательства осуществляется инспекторами ГИБДД при проверке документов водителя. Кроме проверки наличия самого полиса автоинспектор имеет возможность проверить действительность полиса на сайте РСА. Это может сделать так же любой другой человек.

Когда я попала в ДТП, другой водитель мне показал свой распечатанный полис. Но я понимаю, что такой документ легко можно подделать, и в этом случае страховая компания может отказать мне в выплате компенсации по европротоколу. Поэтому я сама лично проверила его полис по базе РСА и только после этого мы составили извещение о происшествии.

Изменения 2019 года

В текущем году изменения коснулись в отношении порядка оформления происшествия и подачи документов для страховых компаний. Раньше требовалось обязательное наличие документов от ГИБДД. Участники ДТП не имели права покинуть место происшествия, поэтому зачастую водители были вынуждены часами находиться в пробках. Сейчас порядок оформления возможен в упрощенном режиме, если выполняются следующие обстоятельства:

  • количество участников не превышает 2 транспортных средств;
  • все они имеют страхование ответственности;
  • ущерб причинен только транспортным средствам и не превышает 100 000 рублей;
  • нет споров по поводу виновности в происшествии;
  • нет пострадавших людей.

Такие условия распространяются на все регионы, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, Ленинградской и Московской области. Эти субъекты включены в экспериментальную программу, по которой размер выплат увеличен до 400 тысяч рублей. Если ее действие пройдет успешно, то эта сумма будет увеличена для всех регионов.

Порядок действий при ДТП

Теперь действовать при аварии надо следующим образом, если соблюдаются перечисленные условия:

  1. Выставляем знак аварийной остановки, включаем сигнализацию, чтобы другие участники происшествия видели вас на дороге.
  2. Уточняем, нет ли пострадавших людей, определяем виновника происшествия, предварительную сумму ущерба. Также надо проверить и действительность страховки ОСАГО у второго участника происшествия. Если все условия дают возможность оформить ДТП без сотрудников ГИБДД, то приступаем к его оформлению.
  3. Фотографируем и снимаем на видео расположение транспортных средств на дорожном полотне. Фиксируем все дорожные знаки, разметку. На фотографии должны быть четко видны все госномера машин.
  4. Освобождаем дорогу от своих транспортных средств. Паркуемся в разрешенном месте вместе с виновником происшествия.
  5. Составляем европротокол. Им называется обычное извещение о происшествии, которое выдают все страховые компании вместе с полисом. Его можно также скачать самостоятельно с правовых ресурсов в интернете. Обязательно ставим подпись виновника. Также в извещении он должен указать, что в произошедшем считает виновным себя.
  6. Если ущерб может превысить установленные 100 000 рублей, лучше вместе с ним проехать на ближайший пост ГИБДД и получить обязательные документы о происшествии для страховой компании. Это справка об аварии, а также постановление, в котором указан виновник ДТП. С этими документами сумма компенсации может достигать 400 000 рублей.
  7. Направляем извещение своему страховщику в течение 15 дней. Виновник это должен сделать в первые 5 дней после происшествия.
  8. Подаем документы в свою страховую компанию. К ним относится само извещение, заявление, а также документы на автомобиль, полис и удостоверение водителя.
  9. Страховщик выдает направление на экспертизу. Вы должны предоставить свой автомобиль для осмотра. Если возможны внутренние повреждения, то позаботьтесь заранее о снятии бампера или иных деталей. Не все компании производят осмотр со снятием этих деталей.
  10. Получите акт оценки ущерба, если ваш автомобиль эксплуатируется менее 3 лет, можно также сделать оценку УТС. Это 2 разные оценки, поэтому не путайте их и заказывайте оба акта.
  11. Предоставьте акт осмотра страховщику и ожидайте выплаты средств в течение 20 дней. Если страховщик решит направить вас на восстановительный ремонт, то он должен сделать это также в установленные 20 дней. Срок ремонта не может превышать 30 дней. И только при очень сложном ремонте срок может быть увеличен.
  12. Если у вас есть претензии к выполненным работам или срокам и порядку выплаты средств, надо составить и подать претензию страховщику. Помните, что за каждый просроченный день, страховщик должен выплачивать пени, начисленные с общей суммы задолженности.
  13. Если ваши требования, заявленные в претензии, не были удовлетворены, обращайтесь в суд.

Для всех остальных случаев, когда вызов сотрудников ГИБДД является обязательным, необходимо их дожидаться и составлять документы на месте. Обратите внимание, что во всех автомобилях 2019 года выпуска должна быть установлена система ГЛОНАСС. При попадании в ДТП нажимайте эту кнопку, и спутник зафиксирует ваше местоположение на дороге. С помощью нее страховщики в дальнейшем смогут проверить факт дорожного происшествия. Если этой кнопки в машине нет, так как автомобиль более раннего выпуска, вы должны снимать все на видео и фото.

Порядок возмещения убытка на практике вы можете узнать в этом видео.

В любом случае, когда вы попали в ДТП и не знаете, как действовать в этой ситуации, звоните в ГИБДД или страховую компанию. Они обязаны подсказать вам, что делать. Также вы всегда можете воспользоваться платными услугами аварийного комиссара. Он поможет вам правильно заполнить все бумаги, а также расскажет, как действовать дальше. Удачи вам на дорогах!

Камеры и отсутствие ОСАГО

Идея штрафовать с ноября водителей, которые ездят без полиса ОСАГО по новым правилам ОСАГО 2018 года, пока не реализована на практике. Срок запуска проекта в Москве, как экспериментального, пока отложен на неопределенное время, хотя и вызвал живой интерес у москвичей. Смысл нововведения состоял в том, что камеры считывают по госномерам автотранспорта и проверяют по информационной базе ОСАГО наличие страхового полиса. Если полис отсутствует, то информация передается ГИБДД, которая оформляет штраф. Размер штрафа за езду без ОСАГО не изменился и составляет 800 рублей за езду без страховки (ст. 12.37 КоАП РФ). Представители РСА и ГИБДД пока не пришли к единому выводу по количеству выписанных штрафов после фиксации камерой на одного автовладельца в день. Приемлемым вариантом пока считается наложение штрафа на автолюбителя один раз в день, а не за фиксацию нарушения каждой камерой в течение дня.

Онлайн-полисы

Новые правила ОСАГО с 1 сентября 2018 года в соответствии с первым этапом реформы, ввели электронное оформление полисов ОСАГО. К электронному полису предъявляются следующие технические требования:

  • действует спустя три дня после оформления;
  • один телефонный номер подразумевает регистрацию одного личного кабинета на сайте страховой компании;
  • специальная серия ХХХ;
  • ключ электронной подписи состоит только из латинских букв и цифр.

Пошаговая процедура покупки полиса онлайн:

  1. Автовладелец выбирает сайт страховой компании. Решающее значение играет цена полиса, уровень предоставляемых услуг, клиентская лояльность, а также репутация страховщика. Для большинства автолюбителей ключевым фактором в выборе страховой компании считается время работы на рынке, а также насколько быстро страховщик справится с урегулированием убытков. Срок присутствия на рынке свыше десяти лет — привлекательный аргумент для покупки страхового продукта.
  2. Создаем личный кабинет. Это займет пару минут.
  3. Заполняем заявление: вносим паспортные данные, сведения о транспортном средстве (ПТС, диагностическая карта техосмотра, свидетельство о госрегистрации), информацию о водительском удостоверении. Информация, предоставленная страхователем, проходит проверку страховщиком через информационную систему РСА. Далее производится расчет полиса. Со стороны страховщика е-ОСАГО подписывается усиленной ЭЦП. Для страхователя применимо использование вместо ЭЦП в качестве подписи пароля и логина, внесенных при регистрации. Для юрлиц или ИП страховка подписывается в обязательном порядке усиленной ЭЦП (разъяснения Минкомсвязи РФ).
  4. Оплата страховки способом, указанным на сайте страховщика. После оплаты на e-mail клиента направляется готовая страховка и размещается в личном кабинете.
  5. Чтобы избежать недоразумений с ГИБДД, страховку лучше распечатать и поместить в машину. Проверка сотрудниками госавтоинспекции проводится через спецсервис ИМТС МВД России или через РСА путем подачи запроса.

При отказе страховщика заключать договор с водителем (часто причиной является просто нежелание продавать полис проживающим в проблемных регионах), подается жалоба в интернет-приемную Центробанка. Преимущество полиса ОСАГО на электронном носителе очевидно:

  • полис нельзя потерять или испортить;
  • автовладелец сам выбирает, нужны ли ему дополнительные опции;
  • опасность купить подделку минимальна;
  • свобода в выборе страхователя.

Поэтапное изменение тарифов и коэффициентов

Центробанк утвердил 30 ноября пределы ставок тарифного коридора для легковых автомобилей по ОСАГО, которые могут колебаться от базового на 20% в сторону повышения или понижения. Указанием ЦБ РФ также определен порядок применения коэффициентов: по возрасту и стажу, а также коэффициент бонус-малус (КБМ) за безаварийную езду.

Правила ОСАГО с последними изменениями 2018 года в ценовой политике пока не получили полной реализации. Первый этап реформы еще не затронул подорожания стоимости ОСАГО, которая рассчитывается из базовой ставки — тарифный промежуток с 3432 до 4118 рублей с учетом коэффициентов по стажу, возрасту и количеству страховых возмещений водителю. Изменения коснулись пока технических характеристик процедуры проведения техосмотра.

Планируется разбить ценовую реформу на три этапа:

  1. Расширить коридор стоимости полиса по тарифам на 20% вниз и вверх.
  2. С сентября 2019 года поэтапно аннулировать следующие виды коэффициентов: на мощность автосредства, региональный.
  3. До 2020 года планируется принять законодательные изменения, которые пройдут апробацию как пилотные проекты. Например, как пояснил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин, собираются отказаться от верхних и нижних ставок тарифного коридора и социальных коэффициентов.

Планируемая стоимость полиса ОСАГО по максимальной и минимальной тарифной сетке

Вид транспортного средства Максимальная тарифная ставка Минимальная тарифная ставка
Автомобили физлиц 4942 рубля 2746 рублей
Мотоциклы 1407 рублей 694 рубля
Автотранспорт юрлиц, относящийся к категории В 2911 рублей 2058 рублей
Автотранспорт, относящийся к категории D с числом мест для пассажиров до 16 4044 рубля 2246 рублей
Автотранспорт, относящийся к категории D с числом мест для пассажиров больше 16 5053 рубля 2807 рублей

В декабре 2018 года ожидалось принятие проекта, однако его отправили на доработку, а чтения перенесли на весну 2019 года. Скорее всего, стоимость полисов вырастет. Согласно приблизительным расчетам, среднестатистический водитель заплатит около 7000 рублей за полис, вместо 5800 рублей сейчас. Стоимость дешевого полиса ОСАГО поднимется до 1700 рублей против 1500, которые платят автовладельцы. Однако стоимость полиса не может превосходить пределы максимального тарифа, установленного ЦБ больше чем в три раза.

Реформа в системе расчетов КБМ

Организации по страхованию готовы снизить стоимость страховки для безаварийных водителей, что было бы справедливо, а к молодым водителям применять максимальный тариф из-за высокой убыточности. Идея индивидуального тарифа полиса, который введут новые правила ОСАГО, будет содействовать объективному и гибкому расчету. У каждого автоводителя появится единая страховая история, которая не будет обнуляться, даже если был перерыв в вождении. По действующим правилам довольно часто за водителем и автовладельцем закрепляются неодинаковые КБМ. За каждый год безаварийного вождения будет сниматься по 0,5 коэффициента.

Если водитель проездил:

  • 5 лет без ДТП, КБМ будет равен 0,75;
  • 10 лет без аварий, КБМ снизят до 0,5;
  • в случае двух и более аварий ставка повысится до 2,45.

Для автопарка юрлиц собираются ввести одинаковый для всех автотранспортных средств коэффициент бонус-малус 1,87. Для физлиц, являющихся собственниками ТС, а также и ИП, когда количество водителей минимально, КБМ составляет 1, если количество водителей не ограничено — 1,87.

Скидки по КБМ за безаварийную езду страховщики предложили устанавливать на год. Благодаря этим нововведениям стоимость полиса ОСАГО возможно снизить для трети автовладельцев. А вот для 15% стоимость ощутимо подорожает по утверждению представителя «Альфастрахования». Для остальной части водителей стоимость, практически, не изменится. По прогнозу РСА, около 20 регионов России ожидает снижение тарифов по ОСАГО.

Новая градация коэффициента по возрасту и стажу (КВС)

Центробанк одобрил идею расширить диапазон коэффициента по возрасту и стажу, где вместо пяти категорий планируется ввести 50. Коэффициент КВС будет устанавливаться следующим образом:

  • верхний уровень установят для молодых автолюбителей с 16 лет до 21 года без стажа — КВС равен 1,87;
  • минимальный КВС для автолюбителей с 21 года до 30 лет без стажа — 1,63;
  • для тех водителей, у которых возраст с 30 лет и стаж 10–14 лет, КВС равен 0,96;
  • для водителей старше 35 лет со стажем 7–9 лет, КВС равен 0,96.

Если транспортное средство зарегистрировано не в России, то при покупке полиса ОСАГО КВС для физлиц и ИП составит 1,7, а для юрлиц — 1.

Возмещение при ДТП

Минфином вынесено предложение ввести новые сроки страхования. Планируется увеличить срок действия договора до трех лет вместо одного, как сейчас. На второй и третий год предлагается сделать скидку, введя, соответственно, три варианта страховой суммы за вред имуществу и жизни:

  • 400 000 и 500 000 рублей;
  • 1 млн рублей;
  • 2 млн рублей.

После внесения поправок в ФЗ за № 49 от 28.03.2017 проводится оценка ущерба, затем страхователю выдается направление на ремонтирование, и автомобиль направляется на СТОА. Денежные выплаты не выдаются, реставрацию и капремонт оплачивает страховщик согласно заключенному соглашению со СТОА. Поврежденные детали и механизмы заменяются на новые. Для расчета стоимости используется алгоритм Центробанка с использованием специальных показателей. Но предусмотрены случаи, когда страхователю или наследникам полагается денежная выплата:

  • смерть потерпевшего;
  • автосредство невозможно восстановить;
  • стоимость ремонтирования превышает лимит в 400 000 рублей;
  • у страховщика отсутствует возможность выполнить условия по соглашению, кроме как выплатить денежную компенсацию;
  • собственник автомобиля — инвалид I или II группы, который написал заявление о денежной компенсации.

Законом предусмотрены следующие суммы компенсации:

  • 500 000 рублей за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего;
  • 400 000 рублей за вред имуществу;
  • 50 000 рублей за оформление ДТП без инспектора госавтоинспекции;
  • 500 000 рублей при гибели потерпевшего, из которых 25 000 — затраты на погребение.

Защита полисов от мошенников

Гарантией «чистоты» приобретаемого полиса будет покупка на официальном сайте страховой компании или оформление в офисе страховщика. Электронное ОСАГО введено, чтобы защитить клиента от недобросовестных посредников.

По сведениям Центробанка до 10% проданных е-ОСАГО содержат недостоверные сведения, из-за чего можно говорить о новом виде мошенничества с использованием электронных технологий. С помощью графических программ подделываются сведения о водителе и автомобиле, намеренно занижая стоимость полиса при покупке у страховщиков. Популярностью среди мошенников пользуется занижение территориального коэффициента. Например, в Москве он равен 2, вместо него ставят коэффициент Крыма — 0,6, а покупателю назначают более высокую цену. Разницу стоимости полиса липовые агенты присваивают себе.

Еще одним видом мошенничества стал фишинг — создание сайтов-клонов страховых организаций. В этом случае рекомендуют перед покупкой внимательно проанализировать сведения, представленные на сайте и сравнить адрес сайта страховщика на сайте РСА.

Последствия после покупки поддельного ОСАГО проявляются в двух случаях:

  • cтрахователь решил внести изменения в полис;
  • наступило страховое событие. В этом случае последствия будут ощутимее, придется за счет собственных средств возмещать ущерб, причиненный имуществу или здоровью потерпевшего.

При покупке полиса с рук у агента покупателю нужно обратить внимание на следующие настораживающие моменты:

  • у агента нет на руках агентского договора или доверенности;
  • путается в подсчете коэффициентов;
  • после оплаты не предоставляет квитанцию о получении денежных средств;
  • не использует информационную базу РСА;
  • не проверяет диагностическую карту техосмотра;
  • стоимость полиса занижена.

Для защиты от мошенников, планируется создать единую базу, объединяющую сведения ГИБДД и РСА, по которой идет проверка запроса по автомобилю и владельце по е-ОСАГО. Водителям следует учесть, что услуги посредников при покупке полиса в электронном виде запрещены. Если покупатель обнаружил, что полис липовый, следует быстро подать заявление в полицию о выявленном факте мошенничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *