Правила критики

  • автор:

Конструктивная и деструктивная критика: что это такое, правила, алгоритмы, примеры

Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть.

Конструктивная критика: что она значит

Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов.

Главные признаки конструктивных замечаний.

  • Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция.
  • Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.
  • Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы.
  • Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт.
  • Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту.
  • Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности.

Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы.

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.

Основные причины таких необоснованных упреков.

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.

Психолог Дарья Милай

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.

Когда уместно критикование

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.

Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Что делает суждение конструктивным

В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.

При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.

Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.

Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу.

На какие замечание не следует обращать внимания

Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций.

В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду.

  • Интернет. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие – агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез.
  • Политика. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности.
  • Наука. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос.

Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации.

С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента

Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.

Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.

Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
  • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
  • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
  • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
  • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
  • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
  • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
  • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
  • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
  • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
  • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
  2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
  3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
  4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.

Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

Задайте вопрос

Как следует реагировать на замечания

Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя.

Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.

Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения.

Советы для родителей

Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц.

  1. Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести.
  2. Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом.
  3. Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.
  4. Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться.

Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.

Если вы боитесь предстать перед группой людей, которая будет оценивать вашу деятельность, запишитесь ко мне на консультацию, я помогу вам:

  • побороть эниссофобию;
  • подавлять в себе агрессию, которая возникает в ходе обсуждения;
  • повысить уверенность в себе;
  • избавиться от скованности;
  • адекватно реагировать на конструктивную критику.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Общение. Формы критики.

ФОРМЫ КРИТИКИ

Если в процессе работы вы часто встречаетесь с критикой, то не трудно вспомнить случай, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего.

Вот почему, прибегая в критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы и стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики. Будьте гибче и используйте при необходимости различные варианты критических оценок.

Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие формы критики:

Критика — похвала:

• Работа сделана хорошо, но не для этого случая.

• Неплохо, но вы способны на большее.

• Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.

• Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недо­статочно.

• Ну вот так уже совсем неплохо, осталось дело за малым.

• Уже лучше, но ещё надо поработать.

• В основном всё правильно, но несколько ошибок при­дётся устранить.

Безразличная критика:

• В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.

• Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.

• Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с биб­лиотекой. Надеюсь, они об этом знают.

• Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.

• Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.

Критика — озабоченность:

• Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно я озабочен вашим

недобросовестным отношением к работе.

• Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.

• Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.

• Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.

• Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами тво­рится что-то неладное.

Критика — сопереживание:

• Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше поло­жение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.

• Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.

• Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.

• Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых — каково им сейчаc?

Критика — сожаление:

• Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сдела­на не качественно.

• Очень жаль, но вы не справились с заданием.

• Я сожалею, но вы совершили ошибку.

• К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.

• Сожалею, но это вы могли сделать лучше.

• К сожалению, мы не ожидали от вас такогорешения.

• Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

• К сожалению, это не совсем то, что надо.

• Мне так жаль, что вы не успели выполнить работу.

Критика — удивление:

• Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал..

• Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.

• Я не ожидал от вас такого результата.

• Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.

• Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнитель­ности.

• Вотуж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.

• Как, ты не видишь здесь недостатков?

• Как, разве тебе это нравится?

• Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?

• Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критика — смягчение:

• Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…

• Наверно, вам неправильно объяснили это задание…

• Не вините только себя в произошедшем.

• Это просто очередная рабочая ошибка.

• Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.

• В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.

• Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

Критика — предупреждение:

• Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.

• Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой раз­говор.

• Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.

• При повторной ошибке вы будете наказаны.

• Это было моё последнее предупреждение.

Критика – требование:

• Сожалею, но работу вам придётся переделать.

• Эта работа требует немедленного выполнения.

• Я требую, чтобы…

Подбадривающая критика:

• Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.

• Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.

• С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь от­личного результата.

• Не переживайте, если захотите, вы непременно выпол­ните это задание.

• Всё получится, если попробовать ещё разок.

Критика — упрёк:

• Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал.

• Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчет.

• Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.

• Как же так, я думал у вас всё получится!

• Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика — надежда:

• Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.

• Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.

• Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою ра­боту.

• Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.

• Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.

• Хочется верить, что в будущем вы станете более внима­тельны.

Критика — аналогия:

• Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.

• Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.

• У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.

• Раньше я тоже не мог выполнить это действие.

• Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.

• Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же и что из этого получилось?

• Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверен­ным.

Критика — требование:

• Я считаю, что работу нужно переделать.

• Это мнение ошибочное, его необходимоизменить.

• Сожалею, но здесь вам придётся уступить.

• Этот вопрос требует немедленной доработки.

• Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.

Критика — замечание:

• Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательней!

• Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться.

• Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь.

• Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным.

• Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать.

• Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.

Конструктивная критика:

• Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь пред­принять?

• Как вы планируете исправить допущенные ошибки?

• Что вы предпримите, чтобы исправить положение?

• Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать?

• Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения?

Критика — опасение:

• Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена cтоль же некачественно.

• Боюсь, это войдёт у вас в практику.

• Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.

• Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание.

• Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.

Как мы видим, есть много способов не превращать критику в разнос и унижение подчинённых, сохраняя конструктивный стиль общения.

Как критиковать эффективно. Правила конструктивной критики

Библиотека » Эффективное общение » Правила критики

© Сергей Мамонтов

Никто не любит критики — это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь складывалась успешно, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Подумайте: если вы меняете прическу или одежду, приобретаете новые носки или шляпу, насколько важна для вас первая реакция других людей? Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните? Человек склонен привыкать к хорошему, но каждый раз болезненно реагирует на плохое.

Гораздо легче принять критику в свой адрес, когда мы воспринимаем критику не как личное оскорбление, и осознаем, что она не затрагивает отношений в целом. Мы зачастую ошибаемся, когда думаем: «Если он критикует меня, значит, я ему не нравлюсь».

Необходимо уметь управлять своими эмоциями, тогда у вас появляется возможность критиковать более взвешенно и беспристрастно; в результате мы становимся зрелыми людьми и достигаем значительно большего успеха в бизнесе и профессиональной сфере. С точки зрения социальных отношений, этот навык просто незаменим.

Предположим, в семье происходит ссора.

— Опять не приготовила мне ужин! — укоризненно говорит муж, вернувшись с работы.

— Ах, тебе еще и ужин!? — с пол-оборота заводится жена, — Да ты еще не заработал на ужин! Чего, котлет захотел? Может, тебе еще и эскалоп с гарниром подать?

— Я устал и хочу есть, — начинает раздражаться муж. — Неужели так сложно хоть изредка делать что-нибудь по хозяйству?

— Ты хочешь сказать, что я ничего не делаю?! и т. д.

Если такие сцены повторяются достаточно часто и по различным поводам, это может привести к опасному молчанию — той самой коварной трещине в отношениях, которая незаметно расширяясь, превращается в пропасть. Например, однажды муж придет с работы, и, не говоря ни слова жене, сварит себе пельмени. Не будет ни ссор, ни криков — вообще ничего. Критика прекращается, но и общение тоже. Если ничего не меняется, завершается и сам брак.

Наиболее эффективный способ научиться принимать критику — это научиться самому правильно критиковать других. Вот шесть правил, которые помогут вам освоить этот навык общения.

Шесть правил конструктивной критики

  1. Можно ли это изменить? Если нельзя, не стоит идти дальше. Молчите. Никогда не критикуйте то, что нельзя изменить. «Ты не должна была надевать сегодня это платье». Такая критика может только обидеть. Если уже слишком поздно, забудьте об этом. Это самое трудное правило поведения, потому что оно лишает нас возможности выразить свое мнение. Мы вынуждены сдерживать свое разочарование, как бы сильно нам ни хотелось поделиться этим, даже если нас одолевает желание высказаться. В нас самих предостаточно того, что нужно исправлять, так что давайте не будем тратить время на то, что уже невозможно изменить.
  2. Выберите подходящее время и место. Никто не любит публичной порки. Так что сдержитесь и найдите возможность высказать человеку ваши критические замечания наедине. И прежде, чем начинать — успокойтесь, сосчитайте до десяти. Наихудший критик тот, кто по-настоящему зол. Я знаю это по себе, думаю, что и вы не исключение.
  3. Будьте объективны. Если есть такая возможность, начните с хорошего. За что можно похвалить человека, которого вы собираетесь критиковать? За мужество, с которым он принимает критику, за веселый нрав, за честность, — да мало ли найдется качеств, которые вызывают у вас восхищение и одобрение и которые не имеют отношения к тому, за что вы собираетесь человека раздраконить! Только будьте искренни. Не надо говорить: «Ты, конечно, хорош, но…» Скажите, что именно хорошо.
  4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль конкретно, лучше вообще не критикуйте. Если вы сами не можете ясно выразить, что вы имеете в виду, то как вы можете ожидать, что вас правильно поймут?
  5. Дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию. Вы критикуете нечто такое, что, по вашему мнению, может быть исправлено. Помогите человеку понять и поверить, что он на самом деле может все сделать лучше. Только такая установка дает возможности для грамотной и корректной критики. И постарайтесь, чтобы исправление ошибок не оказалось бы непосильной задачей.
  6. Одобрите исправления. Посмотрите еще раз на то, что получилось. Забыть о ситуации после того, как вы высказали критическое замечание, попросту грубо. Если вы нашли время для критики, найдите его и для похвалы. Не только хвалите за улучшение, но при необходимости и дальше честно оценивайте усилия человека. Это естественно для дружеских отношений. Как могу я вдохновить кого-то другого на исправление ошибок, на изменение поведения, на достижение лучших результатов?

Поставьте себя на место другого человека. Что бы я сам хотел услышать в подобной ситуации? Мне бы, например, хотелось, чтобы тот, кто меня критикует, отметил, что все остальное, сделанное мной, очень хорошо, что если я и ошибся, это еще не трагедия, что все люди могут ошибаться, дело не в том, что я лентяй, безответственный человек или тупица — я могу сделать все правильно, если попробую еще раз.

Раз мы смогли научиться критиковать других, мы сможем научиться лучше принимать чужие критические высказывания. Здесь вам следует вспомнить задачи 3 и 10. Вы уже потренировались, и вам удается взглянуть на себя со стороны в различных ситуациях. Это умение вам очень пригодится для того, чтобы грамотно и с пользой для себя реагировать на критику.

Пять шагов к правильному восприятию критики

  1. Посмотрите на ситуацию со стороны. Снимите эмоциональное напряжение. Вы можете это сделать различными способами, я вам предлагаю «полетать». Итак, взлетаем! Давайте посмотрим, что происходит внизу. Два человека, один из которых похож на вас, о чем-то ожесточенно спорят. Понаблюдайте за их лицами. Оба разозлились, размахивают руками. Мда… выглядите вы не лучшим образом… А в чем, собственно дело, что это вас так завело? Итак послушаем, о чем же беседуют эти двое.
  2. Сосредоточьтесь на самой критике. Не думайте о том, кто вас критикует, о его или своих эмоциях. Вы и высказанная критика — не одно и то же. Помните, что критикующий человек заботится о вас, если находит время для критики. — Действительно, он говорит это не мне, а этой фигуре, которая стоит рядом с ним. А я-то выше всего этого, над ними, и могу спокойно слушать. А он сказал дельную вещь. Конечно, в этой ситуации я выгляжу не лучшим образом.
  3. Найдите в ней ценность. В том, что вам говорят, наверняка есть нечто ценное, даже если в целом высказывание не слишком существенно. Помните, что критика — это возможность улучшить себя. Расспросите конкретно. Убедитесь, что вы все правильно поняли. Не отвечайте просто «да, да». Выслушайте все, что вам говорит критикующий. Когда вы все хорошо поняли, переходите к следующему шагу. — И что же он имеет ввиду, говоря, что я лентяй? Мою работу или то, что я отказываюсь сбегать в магазин за скрепками?
  4. Оцените. Если вы сосредоточились на самой критике, отделили себя от мгновенных эмоций и ясно поняли, что вам предлагают, вы готовы определить, есть ли необходимость вносить какие-либо изменения и если да, то какие именно. Спросите себя, в первый ли раз вы слышите подобные критические замечания, компетентен ли высказавшийся человек в данном деле, является ли критика попыткой подавить вас или искренним желанием оказать вам помощь. Помните, однако, даже самая резкая и надменная критика может содержать ряд ценной для вас информации. — Да, как интересно, сколько нового он мне рассказал обо мне. Смотри-ка, он наступает на меня, по-моему, он готов меня растерзать. Пора спускаться вниз и принимать меры. Я уже все понял.
  5. Скажите «спасибо». Поблагодарите критикующего за совет и воспользуйтесь его помощью, если это необходимо.

Вездесущий страх того, что люди увидят тебя таким, какой ты есть на самом деле, сильно влияет на нас — иногда, подвергаясь беспощадной критике, мы чувствуем себя униженными. Уверяю вас, ваши чувства совершенно необоснованны. Если вы будете действовать по схеме, предложенной выше, именно вы будете контролировать ситуацию.

По материалам книги С. Мамонтова «Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе». С-Пб., 2001

См. также:

Правила эффективной критики
Техника конструктивной критики. Как правильно критиковать коллег и подчиненных

Виды и формы критики

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.→

Открытая и скрытая

Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация — просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.

Какой должна быть критика профессиональной деятельности

Многие не видят разницы между конструктивной критикой и способом тупо покритиковать.

Очень часто неконструктивная критика сказывается на самооценке человека, которого критикуют. Я это встречаю повсеместно и сам через такое проходил. Многим не хватает знаний о том, как нужно реагировать на критику окружающих. Ведь нас этому никто не учил!

Как часто лично вас критикуют некомпетентные личности, не имеющие к вашей деятельности никакого прямого отношения? И ведь часто мы склонны их выслушивать и воспринимать всерьез!

Многие люди, начиная свой профессиональный путь, сталкиваются с критикой. И из-за незнания, как на нее реагировать, они сворачивают деятельность, которая им нравится, и идут заниматься чем-то попроще — тем, что не приносит никакого удовлетворения.

Например:

Какой-нибудь профессор математики может начать критиковать тактику ведения боя Майка Тайсона.

Домохозяйка, которая не знает ничего об изобразительном искусстве, начинает критиковать картину художника.

До какой степени эта критика является конструктивной?

Разве эти люди способны объективно высказывать конструктивную критику в данном случае? Подобная критика основана на личном мнении конкретного человека и не имеет отношения к вашему профессионализму.

Профессор математики не является профессиональным боксером. Домохозяйка не является художником. Эти люди могут только с позиции своего жизненного опыта давать оценку профессионалам. Но к деятельности профессионала эта оценка не применима.

Те, кто имеет компетенцию, часто в принципе молчат. А если вы достигли успехов в сфере их компетентности – они могут даже похвалить вас за ваши успехи.

Ведь только профессионалы, добившиеся в вашей сфере успеха, имеют объективное мнение в таком случае. Они знают, через что вам пришлось пройти, чтобы научиться писать картины или выйти на профессиональный боксерский ринг.

Если вам интересна данная тема, то дайте мне знать об этом в комментариях. Я расскажу больше о нюансах конструктивной и неконструктивной критики, помимо профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *