Правила безопасности лифтов

  • автор:

Обязательные требования к безопасной эксплуатации лифтов установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011. Однако данный нормативный акт не содержит сколько-нибудь наглядного перечня эксплуатационных и правоустанавливающих документов, которые должен иметь владелец таких объектов.
В данной статье мы представим и прокомментируем список обязательной документации, которая нужная для законной эксплуатации лифтового хозяйства.

Обязательные документы для эксплуатации лифтов

1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:

  • отметка о вводе лифта в эксплуатацию (+дата);
  • отметка о последней оценке лифта в форме технического освидетельствования (+дата);
  • отметка (+дата) о последней оценке лифта в форме обследования – для лифта, отработавшего назначенный срок службы (от 25 лет, если в паспорте не указан иной срок службы);
  • сведения об ответственных за лифт специалистах, если таковые назначены (как со стороны владельца опасного объекта, так и со стороны обслуживающей лифт специализированной организации).
  • результаты проверок, исследований, испытаний и измерений лифтового оборудования (с приложением копий протоколов).

2. Руководство (инструкция) по эксплуатации лифта, а также монтажный чертеж, принципиальная электрическая схема с перечнем элементов, принципиальная гидравлическая схема (для гидравлических лифтов), копия сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (п. 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011).
3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010 (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифтов, отработавших назначенный срок службы).
5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).
6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно (чаще это приказ о назначении сотрудников с приложением документов о пройденном обучении).
7. Полис на обязательное страхование лифтов как опасных объектов (ст. 5 ФЗ № 225 от 27.07.2010 г.).
8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, – свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.
Обратите внимание – для ТСЖ/ЖСК/ТСН документ о собственности могут заменить:

  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК/ТСН.
  • Устав ТСЖ/ЖСК/ТСН (зарегистрированный).
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Часто задаваемые вопросы по документам для лифтов

Нужно ли издавать приказ и назначать ответственного за безопасность лифтов?
Обязательные меры по обеспечению безопасности лифтов в период назначенного срока службы установлены п. 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011. В числе указанных мер отсутствует обязанность владельца опасного объекта назначать лицо, ответственное за безопасность лифтов.

Какие документы об обучении и аттестации должны быть у сотрудников владельца лифта?
С 2013 года лифты исключены из категории ОПО. Обязательные требования к эксплуатации лифтов установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.
Положения ТР ТС 011/2011 и иных нормативно-правовых актов РФ не содержат требований к порядку обучения и аттестации работников организаций, эксплуатирующих лифты. Образовательные мероприятия в отношении сотрудников остаются на усмотрение владельца лифтов.

Лифт является довольно обыденным транспортным средством, которым каждый из нас пользуется чуть ли не по нескольку раз в день. Однако он, согласно нормативным документам, относится к средствам, имеющим повышенную опасность. Для осуществления безопасности в эксплуатации лифтов, они должны постоянно проходить технический осмотр. Ответственность за их исправность несет владелец, в здании которого находится сам лифт или обслуживающая организация (например в жилых домах).

Современные лифты более надежны и соответствуют всем стандартам, но и у них в редких случаях бывают непредвиденные поломки и неисправности, которые могут привести к человеческим жертвам. О каких правилах необходимо помнить, чтобы поездка была безопасной, что делать, если застрял в лифте и как себя вести, если он вдруг стал резко падать, рассмотрим более подробно.

Немного отойдя от темы, помните: во время пожара, лифтами категорически запрещено пользоваться, так как в случае его остановки, Вы окажитесь в ловушке.

Основные устройства лифта

Лифт

В данном техническом средстве предусмотрены механизмы, которые должны обеспечивать его безопасность. Они в обязательном порядке подлежат сертификации. К ним относятся:

  • Ограничители скорости, которые включаются, когда скорость лифта начинает превышать установленную.
  • Буфер, также призван влиять на плавный ход кабины.
  • Гидроаппарат безопасности представляет собой клапан, который связан с корпусом лифта и обязан предотвращать возможное падение.
  • В дверях кабины есть замки, которые можно механически открыть специальным ключом и вызволить застрявших пассажиров.

В каждом лифте современного типа есть аварийная кнопка, пожарная сигнализация, электропривод, который не допустит движение кабины с плотно незакрытыми дверями. Однако, несмотря на все эти устройства безопасности лифта, необходимо помнить о собственной безопасности до и вовремя поездки.

Рекомендации по безопасному использованию лифтов

Если застрял в лифте

  1. Никогда не вбегайте в кабину, внимательно не осмотрев ее. Посмотрите и убедитесь, что после открывания дверей не будет видна часть шахты лифта. Ждите, когда двери полностью откроются. Не помогайте им руками и не придерживайте ногами.
  2. Не стойте рядом с зеркалами. В случае резкой остановки, они могут разбиться, и Вы получите травмы.
  3. Учитывая, что лифт относится к средствам повышенной опасности, то первым входит мужчина, потом женщина.
  4. Кнопку с нужным этажом следует нажимать, когда все люди войдут в кабину.
  5. Старайтесь не входить в кабину с незнакомыми людьми подозрительной внешности или поведения. Такое же правило действует в случае, если в лифте плохая освещенность или вовсе отсутствует свет.
  6. Если Вы все-таки оказались в лифте с малознакомым и подозрительным человеком, то займите положение ближе к дверям, спиной закрывая панель с кнопками. Так, человек не сможет заблокировать двери. Нажмите несколько кнопок, как бы случайно. Часто открывающиеся двери дадут вам возможность побега в случае нападения. Не опускайте глаза, держите человека в поле Вашего зрения.
  7. Если за вами в кабину, буквально в последний момент вбежал странный человек, то не спрашивая у него, какой ему нужен этаж, нажмите кнопку ближайшего и выходите. Можно повернувшись к панели случайно нажать кнопку связи с диспетчером. Лучше потом извиниться, чем стать жертвой нападения.
  8. Запрещается в кабине топать, прыгать. Такие действия могут спровоцировать остановку.

Следует также помнить о том, что каждый лифт имеет свой максимальный вес подъема, который он может выдержать. Не следует заполнять его до отказа, соблюдайте предусмотренное инструкцией количество человек. В современных лифтах установлены специальные датчики, которые просигнализируют вам о перегрузе.

Инфографика МЧС: Что делать если застряли в лифте

Ребенок в лифте

В большинстве случаев, дети не воспринимают лифт, как средство, от которого может исходить опасность. Для них он средство для игр, в котором можно по нажимать кнопочки и попытаться его остановить, прыгнув, как можно сильнее.

Родителям следует объяснить ребенку, что такое лифтовая кабина и какие правила безопасности предусмотрены для ее пользования. Большое значение имеет собственный пример взрослого.

Помните, что маленькие дети могут пользоваться этим средством только в сопровождении взрослого. Входит в лифт сначала взрослый человек, а потом ребенок. Выходить следует наоборот: сначала выпускать детей, потом взрослых. Если ребенок находится в коляске, то схема та же. Но, безопаснее будет, если малыша Вы будете держать у себя на руках. В случае внезапного закрывания дверей пострадает только пустая коляска.

Ребенку следует объяснить, что нажимать нужно только 1 кнопку, соответствующую вашему этажу. Вести себя нужно спокойно: не прыгать, ни кричать и не играть с панелью. Расскажите детям о кнопке «вызов диспетчера». В каких случаях следует ее нажимать и что говорить.

Запретите входить в кабину с незнакомыми людьми. Если за ребенком в кабину вошел незнакомый, то пусть малыш сделает вид, что передумал ехать или что-то забыл на улице, и выходит из кабины.

Малолетних детей лучше всего встречать и провожать до 1 этажа, составляя им компанию в кабине. Это наиболее безопасный способ.

Правила поведения в лифте

Вызов диспетчера в лифте

  1. Лифт остановился без причины, соблюдайте спокойствие, даже если у Вас есть клаустрофобия. Кабина оснащена вентиляцией, поэтому как бы долго Вы в нем не находились, задохнуться не сможете.
  2. Воспользуйтесь кнопкой связи с диспетчером. Именно для таких случаев она и нужна. В случае, если не удалось с ним связаться, воспользуйтесь телефоном. На панели обычно есть телефоны аварийных служб, куда следует обращаться.
  3. Можете поднять шум, чтобы привлечь внимание жильцов. Постучите по кабине.
  4. Запрещается самостоятельно открывать двери и пытаться вылезти через них. Лифт может застрять между этажами, а Вы об этом не знаете. Кроме того, пуск кабины может быть таким же внезапным, как и остановка!
  5. В ожидании помощи снимите верхнюю одежду и примите удобное положение.

Заметив, что скорость лифта увеличивается и при подозрении на то, что он падает, следует не забывать про кнопку «стоп» на панели и воспользоваться ей. Затем, по – возможности, примите наиболее безопасную позу – лягте на пол, лицом вниз. Под голову подложите скомканную одежду и/или сумку. В этой позе сила удара равномерно распределиться по всему телу, и есть возможность, что полученные травмы не заденут важные внутренние органы.

Если в кабине тесно и лечь не получается, то присядьте на корточки и упритесь руками об пол, зафиксируйте тело. Чем Вы будете менее подвижными в момент остановки или падения лифта, тем меньше пострадаете.

30 августа 2017 года вступили в силу новые правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017г. № 743.
На подходе – изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые введут административные наказания (штрафы и т.д.) за нарушение обязательных требований в сфере лифтового хозяйства.
В рамках данной статьи мы рассмотрим только те положения новых Правил, которые касаются эксплуатации лифтового оборудования.

Обратите внимание: требования Правил не распространяются:

  • на лифты, предназначенные для использования и используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море, самолетах и летательных аппаратах;
  • на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей;
  • на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема-спуска грузов и конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека (с учетом комментариев Ростехнадзора);
  • на объекты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.

Ввод лифтов в эксплуатацию

Новые Правила предъявляют требования к вводу в эксплуатацию лифтов:

  • в составе объектов капитального строительства;
  • после монтажа в связи с заменой или модернизации.

Ввод в эксплуатацию лифтов в составе объектов капстроительства
В данном случае речь идет о сдаче в эксплуатацию новых лифтов в составе жилых или нежилых объектов капитального строительства.
Процедура осуществляется, когда получено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. После этого, согласно п. 10 новых Правил, владелец лифта в течение 10 дней направляет в Ростехнадзоруведомление о вводе объекта в эксплуатацию(форму можно скачать на сайте ФСЭТАН) для постановки его на учет в соответствующем реестре.
В свою очередь Ростехнадзор (п. 11 Правил) в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления направляет владельцу лифта информацию (письмо) о постановке объекта на учет (как в случае с кранами и сосудами под давлением).
Ввод в эксплуатацию лифтов после замены и модернизации
В данном случае процедура выглядит сложнее. Перед вводом в эксплуатацию замененных или модернизированных лифтов на объект выезжает Ростехнадзор, который и примет решение о возможности его дальнейшего использования по назначению.
По новым Правилам алгоритм действий следующий:
Шаг 1. Владелец лифта направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию, в котором указываются:

  • реквизиты декларации о соответствии требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
  • реквизиты полиса на обязательное страхование лифтов по ФЗ № 225 от 27.07.2010.

К уведомлению могут прилагаться копии договоров со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу/демонтажу лифта, если таковые были заключены.
Шаг 2. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представитель Ростехнадзора выезжает на объект для проведения контрольного осмотра (п. 7 Правил), по результатам которого оформляется акт в 2 экземплярах (один экземпляр получает владелец объекта).
Контрольный осмотр, без которого лифт нельзя ввести в эксплуатацию, будет проводиться только в том случае, если:

  • поданное уведомления о вводе объекта в эксплуатацию содержит все необходимые сведения и не содержит нарушений;
  • владелец лифта смог представить Ростехнадзору сопроводительную документацию объекта, декларацию соответствия ТР ТС 011/2011, договор со специализированной организацией и страховой полис.

Шаг 3. По результатам контрольного осмотра (если Ростехнадзор не выявил нарушений) принимается решение о вводе лифта в эксплуатацию.
Шаг 4. В течение 5 рабочих дней после успешного проведения контрольного осмотра оформляетсяАкт ввода лифта в эксплуатациюв 2 экземплярах, один из которых передается владельцу объекта.
Шаг 5. Лифт ставится на учет в соответствующем реестре Ростехнадзора на основании акта ввода в эксплуатацию (в течение 5 рабочих дней владелец объекта получает письмо с учетным номером).
Обратите внимание!
1. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке его на учет владелец должен внести в паспорт объекта (п. 14 Правил).
2. Ввод в эксплуатацию, содержание и использование лифта осуществляются при наличии (п. 9 Правил):

  • сопроводительной документации объекта (паспорт, руководство по эксплуатации и другие документы, предусмотренные ТР ТС 011/2011, в том числе техническая документация по замене или модернизации);
  • декларации по ТР ТС 011/2011, зарегистрированной в едином реестре деклараций о соответствии;
  • договора (договоров) со специализированной организацией на монтаж/демонтаж, обслуживание и ремонт лифта, либо документы, подтверждающие, что владелец объекта выполняет эти работы самостоятельно;
  • полиса на обязательное страхование лифтов как опасных объектов.

Вывод лифта из эксплуатации также оформляется документально (п. 12 Правил). Владелец объекта в течение 10 рабочих дней после прекращения его использования должен направить в Ростехнадзор уведомление о выводе из эксплуатации (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН).
При смене владельца лифта (эксплуатирующей организации) новый собственник (п. 15 Правил):

  • обеспечивает наличие документов, указанных в п. 9 Правил;
  • в течение 10 рабочих дней со дня перехода к нему права владения и пользования лифтом направляет в Ростехнадзор уведомление о смене владельца объекта (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН).

Требования к владельцам лифтов

Согласно п. 3 Правил, владельцем лифта может выступать:

  • юридическое лицо или ИП, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта;
  • лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (МКД) в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
  • специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении лифта (при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в таком доме и в случаях, если способ управления МКД не выбран или не реализован).

Согласно п. 4 Правил, организация безопасного использования и содержания лифта обеспечивается владельцем объекта. В рамках этой деятельности он должен выполнять следующие мероприятия:
1) Соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, а также руководства (инструкции) по эксплуатации.
2) Обеспечивать соответствие фактических параметров лифта основным техническим данным и характеристикам, указанным в сопроводительной технической документации.

3) Организовывать осмотр объекта, его обслуживание и ремонт, в том числе системы диспетчерского контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации.
4) Организовывать круглосуточное аварийно-технического обслуживание объекта в соответствии с Правилами и руководством (инструкцией) по эксплуатации.
5) Инициировать проведение технического освидетельствования (в период назначенного срока службы) и обследования (по истечении назначенного срока службы) объекта.
6) Обеспечивать соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций.
7) Назначать распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифта из числа квалифицированного персонала.
8) Выполнять мероприятия по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении тех. освидетельствования и обследования, в сроки, указанные в акте тех. освидетельствования или в заключении по результатам обследования.
9) Обеспечивать надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, и квалифицированным персоналом.
10) Обеспечивать сохранность сопроводительной документации объекта, декларации соответствия ТР ТС 011/2011, договора (договоров) со специализированной организацией, страхового полиса и других документов.
11) Размещать в кабине лифта и на основном посадочном этаже информацию на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащую:

  • сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;
  • правила пользования объектом.

12) Размещать на основной посадочной площадке (этаже) объекта информацию с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования.
13) Приостанавливать использование лифта:

  • при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций до устранения такой угрозы;
  • при наличии нарушений по перечню согласно Приложению № 1 к Правилам;

14) Обеспечивать беспрепятственный и безопасный подход (доступ) квалифицированного персонала к сооружениям и техническим устройствам на объекте, а также освещенность подходов, проходов и зон обслуживания.
15) Хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений и выдавать их только квалифицированному персоналу, исключая доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта.
16) Исключать хранение и размещение в машинных и блочных помещениях предметов и оборудования, не связанных с использованием и содержанием лифта.
17) Обеспечивать электрической энергией оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.

Требования к специализированным организациям

Для выполнения работ по монтажу/демонтажу, обслуживанию (включая аварийно-техническое и обслуживание систем диспетчерского контроля) и ремонту владелец лифта может заключить договор (договоры) со специализированной организацией, которой передается копия руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Согласно п. 17 Правил, специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:
1) Быть юридическим лицом или ИП, зарегистрированным на территории РФ.
2) Иметь в штате квалифицированный персонал, квалификация которого должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. При этом численность и уровень знаний работников зависят от:

  • выполняемых ими трудовых функций;
  • требований Правил эксплуатации лифтов;
  • требований руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
  • условий, технического состояния и особенностей использования лифтов;
  • количества лифтов.

3) Разрабатывать для квалифицированного персонала производственные (должностные) инструкции, которые содержат:

  • объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности и положениям профессионального стандарта;
  • перечень функций, обязанностей, прав и ответственности;
  • меры по приведению лифта в положение, которое исключает возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые при нахождении объекта в неисправном состоянии;
  • порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов на лифте.

4) Обеспечивать допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ только на основании распорядительного акта.
5) Иметь распорядительный документ:

  • определяющий структуру управления;
  • обеспечивающий каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий;
  • закрепляющий обязанности квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров.

6) Обеспечивать выполнение работ по обслуживанию и ремонту лифтов в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации. При отсутствии в документе информации о составе и периодичности работ по обслуживанию определить состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью:

  • ежемесячно;
  • один раз в 3 месяца;
  • один раз в 6 месяцев;
  • один раз в 12 месяцев.

7) Своевременно организовывать и выполнять аварийно-восстановительные и аварийно-технические работы на объекте.
8) Устранять неисправности, не связанные с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в течение 24 часов с момента его остановки.
9) Назначать распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:

  • лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта (проф. стандарт «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования», утв. Приказом Минтруда России от 17.01.2014 № 18н), на которое возлагается контроль за работой лифтеров и диспетчеров по контролю за работой лифтов;
  • лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта, на которое возлагается контроль за работой электромехаников по лифтам. Сведения об указанном лице (ФИО, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта.

Обратите внимание: допускается возлагать обязанности ответственного за организацию эксплуатации лифта на лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта.

  • электромеханика по лифтам (проф. стандарт «Электромеханик по лифтам», утв. Приказом Минтруда России от 20.12.2013 № 754н) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта (в распорядительном акте нужно указать адрес каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров);
  • лифтера (проф. стандарт «Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных», утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1082н);
  • диспетчера по контролю за работой лифтов (проф. стандарт «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», утв. Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1120н).

Обратите внимание: владелец лифта может самостоятельно выполнять работы по монтажу/демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта (п. 16 Правил). При этом он должен соответствовать требованиям Правил к специализированным организациям и иметь в своем штате обученный квалифицированный персонал.

Аварийно-техническое обслуживание и контроль за работой лифтов

Новые правила эксплуатации лифтов ввели понятие, которое ранее не было зафиксировано в нормативной базе. Речь идет об аварийно-техническом обслуживании, которое представляет собой «комплекс мероприятий по эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта), и пуску остановившихся объектов, а также устранение неисправностей, связанных с прекращением функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта» (п. 3 Правил).
Согласно п. 18 Правил, аварийно-техническое обслуживание (далее – АТО) должно осуществляться круглосуточно и обеспечивать:

  • прием сведений о неисправностях и авариях, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия мер, а также контроль за исполнением таких мер;
  • устранение неисправностей лифта и неисправностей двусторонней переговорной связи и (или) системы диспетчерского контроля.

Порядок АТО устанавливает организация, проводящая обслуживание. Для этого готовятся специальные распорядительные документы, которые должны предусматривать:
1) выполнение требований п. 18 Правил (см. выше);
2) порядок функционирования аварийной службы, в том числе в ночное время, рабочие, выходные и праздничные дни;
3) порядок работы аварийной службы в экстремальных условиях (авария, пожар, затопление, прекращение энергоснабжения и т.д.);
4) необходимое количество квалифицированного персонала, его подбор и расстановку с учетом уровня квалификации;
5) требования об обеспечении работников аварийной службы запасными частями, материалами, оборудованием, транспортными средствами и средствами связи с диспетчером по контролю за работой лифтов;
6) порядок эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта) при его аварийной остановке.
Обратите внимание: эвакуация должна осуществляться лицом, обслуживающим объект (п. 16 Правил), в течение 30 минут после регистрации сведений об аварийной остановке. Ее должен проводить квалифицированный персонал с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации лифта.
Контроль за работой лифтов
Контроль за работой лифтов осуществляется в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского контроля одним из следующих способов (по выбору владельца лифта):

  • диспетчерский контроль;
  • постоянный контроль квалифицированным персоналом, находящимся на объекте.

Приостановление работы лифта, не связанное с АТО, на срок более 24 часов, должно оформляться распорядительным актом владельца объекта. При этом должны выполняться следующие меры безопасности:

  • размещение предупреждающих табличек на дверях шахты, посадочных этажах и площадках о нерабочем состоянии;
  • выполнение действий, исключающих проникновение посторонних лиц в шахты, приямки, машинные, блочные и другие помещения, относящиеся к опасному объекту;
  • обеспечение электробезопасности пользователей и квалифицированного персонала при их воздействии на аппараты управления и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта;
  • назначение распорядительным актом лица, ответственного за обеспечение безопасности объекта на период приостановления работы.

Обратите внимание: сведения о выполнении осмотров лифта, его обслуживании и ремонте должны заноситься в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта (формы можно скачать на сайте ФСЭТАН). Отметки вносит квалифицированный персонал, выполнивший работы, и заверяет лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Техническое освидетельствование и обследование лифтов

Техническое освидетельствование и обследование лифтов проводится в порядке, установленном ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (п. 25 Правил):

  • Техническое освидетельствование – 1 раз в 12 месяцев (п. 4 ст. 6 ТР ТС).
  • Обследование – по истечении назначенного срока службы (указан в паспорте) или через 25 лет со дня ввода лифта в эксплуатацию.

Процедуры проводит аккредитованная испытательная лаборатория. При это для проведения обследований в штате лаборатории должны быть специалисты (эксперты) по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (проф. стандарт «Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности», утв. Приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 267н).
Обратите внимание: организации (ее квалифицированному персоналу), которая осуществляет техническое освидетельствование и обследование объектов, запрещается проводить такие работы на лифтах, принадлежащих ей и ее аффилированным лицам.
Результат тех. освидетельствования оформляется актом. По завершении обследования оформляется заключение. Данные об этих процедурах заносятся в паспорт объекта. Акт ТО и (или) заключение становятся частью сопроводительной документации лифта.

Нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов

В Приложении 1 к Правилам даны общий и дополнительный перечни нарушений обязательных требований к обеспечению безопасности лифтов.
К основным нарушениям относятся:
1. Непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования.
2. Отсутствие квалифицированного персонала для работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта.
3. Отсутствие лица, ответственного за эксплуатации лифта и (или) организацию обслуживания и ремонта лифта.
4. Отсутствие:

  • паспорта лифта;
  • руководства (инструкции) по эксплуатации;
  • сертификата соответствия на лифт и устройства безопасности лифта;
  • декларации соответствия лифта.

5. Невыполнение предписаний Ростехнадзора в отношении лифта.
6. Несоответствие конструкции, элементов и составных частей лифта требованиям паспорта, руководства по эксплуатации, проектной документации по установке, установочных и монтажных чертежей.
7. Нарушение требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности, установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации.
8. Неисправность цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности, указанных в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации объекта, при которой не исключен пуск или не обеспечивается остановка электродвигателя главного привода.
Дополнительные нарушения носят, как правило, инженерный характер и касаются технической исправности объектов. Среди них можно выделить «Возможность открытия дверей шахты снаружи без применения специального ключа» и «Отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала», которые мы бы отнесли к общему перечню нарушений.

Для организации удобного перемещения людей и грузов в пространстве существует масса самых разнообразных технических приспособлений, одним из которых является лифт.

Лифт это устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

Лифты отличаются по типу привода (электрический, гидравлический, пневматический) и виду транспортируемого груза (пассажирские, грузовые).

Классическим вариантом конструкции лифта, является электрический, с тяговыми канатами и двигателем.

Пассажирские лифты подразделяются по предназначению: для жилых зданий, общественных зданий, зданий промышленных предприятий, для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах и с сопровождающим персоналом, этими лифтами управляет лифтер (больничные лифты).

Важно учитывать, что пассажирские лифты не предназначены для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, они имеют ограниченную грузоподъемность и, как правило, управляются изнутри. Крупные и тяжелые грузы следует перевозить на грузовых лифтах.

Грузовые лифты предназначены для транспортирования грузов без сопровождения людьми и оборудованы наружным управлением.

По способу управления различают лифты с внутренним, наружным или комбинированным управлением. В первом случае управлять оборудованием можно из самой кабины, во втором – с остановочных площадок, в третьем – и с площадок, и из кабины. В многоэтажных жилых домах используют комбинированный способ управления, в частных можно использовать только внутреннее. Только наружное управление применяют в малых грузовых лифтах.

В целях установления единых требований к устройству и безопасной эксплуатации лифтов, Государственной службой горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики (далее – Госгорпромнадзор ЛНР) разработаны и утверждены приказом от 27.06.2019 № 393 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов Луганской Народной Республики», зарегистрированные в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 24.07.2019 за № 354/2903 (далее – Правила).

Требования Правил не распространяются на:

лифты, предназначенные для использования и используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и летательных аппаратах, а также на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей;

грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека;

лифты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.

Все вновь установленные лифты, кроме малых грузовых лифтов, подлежат регистрации в Госгорпромнадзоре ЛНР.

Грузовой малый лифт должен быть зарегистрирован у владельца лифта в журнале учета грузовых малых лифтов или в специализированной организации.

По состоянию на 30 апреля 2020 года в Госгорпромнадзоре ЛНР зарегистрировано 1256 лифтов, из них 48 больничных, 1156 пассажирских и 52 грузовых лифта.

Лифт, подлежит перерегистрации в Госгорпромнадзоре ЛНР после: реконструкции; модернизации, если был составлен новый паспорт; передачи в собственность или эксплуатацию другому субъекту хозяйствования.

Лифт снимается с регистрации в Госгорпромнадзоре ЛНР при его списании, если он стал не пригодным для последующей эксплуатации, а так же при демонтаже.

Регистрация, перерегистрация и снятие с регистрации лифтов должны проводиться согласно требований «Порядка регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации объектов котлонадзора и подъёмных сооружений», утвержденного приказом Госгорпромнадзора ЛНР от 24.02.2016 № 117, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 21.03.2016 за № 137/484 (с изменениями).

Ввод лифта в эксплуатацию может быть осуществлен только после получения разрешения Госгорпромнадзора ЛНР, выданного в соответствии с требованиями Порядка выдачи разрешения на начало работы повышенной опасности в части обеспечения требований законодательства по охране труда и промышленной безопасности, утвержденного приказом Госгорпромнадзора ЛНР от 03.04.2018 № 246, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 26.04.2018 за № 121/1765 (с изменениями).

В процессе эксплуатации лифты подлежат техническим освидетельствованиям и экспертным обследованиям, проведение которых осуществляется согласно действующего законодательства Луганской Народной Республики.

Лифты должны подлежать техническим освидетельствованиям:

– первичному (после установки лифта перед вводом его в эксплуатацию);

– периодическому (не реже одного раза в 24 месяца на протяжении установленного срока службы, если иное не предусмотрено эксплуатационными документами изготовителя);

– внеочередному (после ремонта, реконструкции, модернизации; перерыва в эксплуатации более 12 месяцев; демонтажа и установки на новом месте; окончания предельного срока эксплуатации (с применением видов работ, не использовавшихся при проведении экспертного обследования); эксплуатационного или деградационного отказа, выявления износа (механического или коррозионного), остаточной деформации, трещин, других повреждений составных частей, деталей или их элементов; аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера).

Техническое освидетельствование и экспертное обследование объектов могут проводить специализированные организации, получившие в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики лицензию Госгорпромнадзора ЛНР, имеющие в своем составе специалистов по визуально-измерительному и неразрушающему контролю соответствующей квалификации, а также располагающие комплектом устройств, приборов и оборудования в количестве, необходимом для обеспечения проведения технического освидетельствования и (или) экспертного обследования с учетом требований настоящих Правил, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.

Проведение технического освидетельствования и (или) экспертного обследования владельцем лифта не допускается.

По состоянию на 30.04.2020 Госгорпромнадзором ЛНР выдано 5 Лицензий на право проведения экспертизы промышленной безопасности с целью освидетельствования, диагностирования, испытания, технического осмотра и обследования технических устройств (лифтов).

Субъект хозяйствования, который намерен начать (продолжить) эксплуатацию лифтов, должен обеспечить их содержание в исправном состоянии и безопасно эксплуатировать путем организации надлежащего технического обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

Техническим обслуживанием и ремонтом лифтов является комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности лифтов на стадии эксплуатации, простоя, хранения и транспортирования.

Субъект хозяйствования, эксплуатирующий лифты, обязан обеспечить их обслуживание, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонт лифтов самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец лифта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации лифта.

Работа лифтов не допускается, если:

– отсутствует паспорт или сведения о регистрации объекта; отсутствует руководство (инструкция) по эксплуатации объекта;

– не проведено техническое освидетельствование или экспертное обследование объекта;

– истек указанный в паспорте срок службы объекта;

– не назначены приказом работники, ответственные за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту объекта, за организацию эксплуатации и за исправное состояние объекта;

– отсутствует аттестованный обслуживающий персонал (электромеханики, лифтеры, операторы, диспетчера);

– износ канатов лифта превышает установленные нормы; имеются трещины, деформации в металлоконструкциях объекта;

– отсутствует двусторонняя переговорная связь между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала. Неисправны приборы и устройства безопасности, а также имеют место другие неисправности, влияющие на безопасную эксплуатацию объекта.

Аварийно-техническое обслуживание объекта должно осуществляться круглосуточно и обеспечивать:

– прием сведений о неисправностях объекта и возникновении аварийных ситуаций на объекте, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер, а также контроль за исполнением таких мер;

– устранение неисправностей объекта и неисправностей функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта.

Эвакуация лиц, находящихся внутри кабины в случае аварийной остановки лифта, должна осуществляться в течении 30 минут с момента регистрации соответствующей информации лицом, осуществляющим обслуживание лифта.

Владелец лифта обеспечивает наличие правил пользования пассажирским лифтом самостоятельного пользования (далее – Правила пользования пассажирским лифтом), в которых указываются краткие сведения о порядке пользования лифтом.

В Правилах пользования пассажирским лифтом, установленным в жилом доме, должны быть предусмотрены запрещение проезда детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых, запрещение пуска кабины с этажной площадки, а также порядок перевозки младенцев в детских колясках.

В Правилах пользования грузовым лифтом с внутренним управлением и грузовым лифтом самостоятельного пользования должно быть предусмотрено запрещение одновременной перевозки пассажира и груза, а в Правилах пользования грузовым лифтом с внешним управлением должно быть предусмотрено запрещение перевозки людей.

Правила пользования лифтом должны быть вывешены на основном (первом) этаже или в кабине (при смешанном управлении), в кабине (при внутреннем управлении), возле каждого поста управления (при внешнем управлении).

При групповом управлении на основном этаже разрешается вывешивать одну табличку правил, которая касается всей группы лифтов.

Кроме того, на основном этаже лифта должна быть вывешена табличка с указанием наименования лифта (по назначению), грузоподъемности (с указанием допустимого числа пассажиров), регистрационного номера и номера телефона для связи с обслуживающим персоналом или с аварийной службой.

У лифта самостоятельного пользования в табличке также указывается местонахождение обслуживающего персонала.

На всех дверях шахты лифта с наружным управлением делают надписи о грузоподъемности лифта и о запрещении перевозки людей.

4.5. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ

186. На какие лифты распространяются и на какие не распространяются ПУБЭЛ? Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов распространяются на: электрические лифты номинальной грузоподъемностью 50 кг и выше; многокабинные пассажирские подъемники непрерывного действия; строительные подъемники. ПУБЭЛ не распространяются на следующие лифты: а) устанавливаемые в шахтах горной промышленности;
б) устанавливаемые на судах и иных плавучих сооружениях;
в) устанавливаемые на самолетах и других летательных аппаратах; г) специального назначения и конструкции, устройство которых должно производиться по согласованию с Госпроматом-надзором СССР.

Владелец лифтов должен обеспечить постоянное содержание их в исправном состоянии путем организации надлежащего обслуживания и технического надзора. В жилых и административных зданиях пассажирские лифты Обслуживают лифтеры-диспетчеры, лифтеры-обходчики, лифтеры-проводники или электромеханики. Виды обслуживания лифтов: лифтерное, безлифтерное и диспетчерское изложены выше. Лифты, оборудованные диспетчерским пультом, обслуживает лифтер-диспетчер. Управление грузовыми лифтами поручают проводнику или лифтеру в зависимости от системы управления.
Технический надзор, за исправным состоянием лифтов поручен электромеханикам, в качестве которых могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие практический стаж не менее 6 мес по надзору за лифтами в качестве помощника электромеханика, а также лица, имеющие практический опыт не менее 6 мес по монтажу или ремонту лифтов. Лифтеры подчиняются электромеханику по вопросам технического обслуживания. Число лифтов, закрепленных за каждым электромехаником, определяется из расчета нормы времени на проведение периодических осмотров и ремонтов, с учетом типа лифта. Ответственность за исправное состояние и безопасное действие лифтов возлагается приказом на лицо технической администрации предприятия, учреждения, которому принадлежит лифт, а в случаях, когда ведение надзора за лифтами осуществляется специализированной организацией, — на лицо технической администрации этой организации. Ответственность владельца лифтов в этом случае определяется договором.
Ответственный за исправное состояние и безопасное действие лифтов, а также лицо, которому в специализированной организации поручается проведение технических освидетельствований лифтов, должны обладать соответствующей квалификацией и пройти аттестацию, согласно Положению о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками. В паспорте лифта указаны фамилия, ими, отчество и имеется подпись ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов, а также номер приказа о его назначении; ему подчинены электромеханик, а на промышленных предприятиях также лифтеры-проводники.
Лифтеры-проводники, лифтеры-диспетчеры, лифтеры-обходчики и электромеханики, осуществляющие надзор за лифтами, должны быть обучены по соответствующей программе, аттестованы в квалификационной комиссии учебного заведения или предприятия, проводящего обучение, и получить удостоверение, которое всегда должны иметь при себе. Допуск к работе лифтеров-проводников, лифтеров-диспетчеров, лифтеров-обходчиков н электромехаников оформляют приказом после выдачи на руки должностной инструкции. Повторную проверку знаний лифтеров-проводников, лифтеров-диспетчеров, лифтеров-обходчиков и электромехаников проводит комиссия предприятия (учреждения) в объеме должностной инструкции. Повторную проверку осуществляют периодически, но не реже 1 раза в 12 мес: при переходе с одного предприятия на другое; по требованию лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную работу лифтов. Проверку знаний оформляют протоком с записью в удостоверении каждого проверенного.
При переводе на работу на лифтах с приводом на постоянном токе или лифтах со скоростью перемещения кабины более 1 мес обслуживающий персонал должен быть хорошо ознакомлен с особенностями устройства и обслуживания этих лифтов. Владелец лифта обязан обеспечить лифтеров-проводников, диспетчеров и электромехаников должностными инструкциями, которые разрабатываются на основании типовых. Владелец лифтов также обязан обеспечить проведение периодических осмотров, проверку и ремонт лифтов согласно трафику планово-предупредительных ремонтов (ППР).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *