Права студента в Казахстане

  • автор:

тебя принуждают идти на мероприятие, не связанное с учебным процессом?

Транскрипт

1 Что делать, если тебя принуждают идти на мероприятие, не связанное с учебным процессом? Многие студенты за время учёбы сталкиваются с ситуацией, когда староста, куратор или какой-либо другой представитель администрации, входя в аудиторию, объявляет, что всем «настоятельно рекомендуется» сходить на концерт, парад, университетское собрание, или чтонибудь ещё в этом роде, не связанное с учебным процессом. Временами «рекомендуется» так настоятельно, что в случае отказа последовать этим «рекомендациям», у студентов якобы могут возникнуть проблемы. Для начала давай разберемся, почему существует подобная практика. На протяжении многих лет администрация города, района или университета устраивают различные массовые мероприятия, и, чтобы достоверно гарантировать их посещение, часто спускают деканам/кураторам/другим административным работникам вуза приказы об обеспечении указанного количества людей. Все эти мероприятия не связаны с учебным процессом, то есть их посещение не прописано в учебной программе курса, а соответственно и не обязательно для посещения студентами. И чтобы выполнить приказ, приходится применять «жесткие меры» для студентов. Что такое принуждение? Принуждение это физическое и (или) психологическое воздействие на человека под угрозой чего-либо. Например, если тебе говорят, что у тебя будут проблемы со сдачей экзаменов, то это угроза. Соответственно требование сходить на мероприятие под угрозой не сдачи экзамена это принуждение. А если говорят «пойдём на концерт, тогда тебе не нужно будет идти на занятия», это уже не принуждение, а «несправедливость». За принуждение тебя к каким-либо действиям, человек может понести уголовную ответственность (УК РБ ст. 185 «Принуждение»). Как поступить тогда в таких ситуациях? Конечно, если у тебя есть желание сходить на это мероприятие, то тогда все хорошо, и нет никаких сложностей. Но если тебе не хочется идти кудато, то, что делать тогда? Как лучше поступить в такой ситуации и не получить «карательных мер»? Нужно понять, что все угрозы, о том, что у тебя будут проблемы пусты, и являются не более чем блефом, так как официально никто не обязан ходить на такие мероприятия в обязательном порядке, доказательством этого может служить Устав, который регулирует жизнедеятельность университета. Именно там прописаны все права и обязанности студентов. Заглянув туда, можно убедиться, что там не написано про обязательное посещение мероприятий, не связанных с учебным процессом. Устав можно найти на стендах (где, правда, зачастую его нет). Также, можно пойти в деканат и попросить его там. Уставы некоторых университетов есть на сайте 1

2 Итак, какие действия возможны с твоей стороны? 1. Ты можешь мирно объяснить, что не хочешь идти на это мероприятие и предложить тем, кто тебя заставляет сходить в другую группу и найти там желающих. Ведь зачастую, для администрации важно количество человек, а не из каких групп будут эти люди. 2. Написать жалобу на имя декана с просьбой разрешения ситуации. Этот способ, возможно, даст больший результат, так как после одной или двух жалоб с твоей стороны, тебя вряд ли будут активно «приглашать» на подобные мероприятия, ведь не так там нужен один «проблемный» студент, если есть ещё в распоряжении целый университет. Жалоба произведет больший эффект, если под ней подпишется вся группа или поток. Как составлять подобные обращения смотри в брошюре «Сбор подписей как метод защиты прав студентов». Пример жалобы — в приложении. Важно! Почему лучше документ в виде жалобы, а не личная беседа? Преимущество документов в том, что оно регистрируется у секретаря, и декан должен будет отреагировать на него в обязательном порядке, а беседа может закончиться лишь обещанием «разобраться». Проследи, чтобы жалоба действительна была зарегистрирована секретарём, иначе, она может просто «затеряться». 3. И конечно, нужно помнить про свою фантазию. Она может очень пригодиться при творческом подходе к проблеме. Можно придумать какие-нибудь яркие, оригинальные способы защиты для привлечения внимания. Например, устроить флэш-моб, прийти всем на такое мероприятия, и демонстративно открыть книгу или газету и читать, не обращая внимания на происходящее. А можно каждому на такую газету с обратной стороны нарисовать овечку. В общем, можно реализовывать любые свои идеи. Главное, чтобы они были законными. В случае каких-либо вопросов ты всегда можешь написать нам на почту. Мы обязательно тебе поможем. Удачи! 2

3 Приложение пример жалобы Декану пофигистического факультета Иванову Ивану Ивановичу Студента 2 курса, группы ПОФГ -22 Петрова Фёдора Петровича Жалоба Меня, Петрова Фёдора Петровича, а также моих одногрупников 23 апреля 2011 мой куратор, Василий Павлович Павлов, заставлял идти на концерт «Зайчиков-мальчиков» и угрожал проблемами при сдаче экзаменов. Считаю его действия неправомерными, так как никто не может принуждать студентов посещать мероприятия не связанные с учебным процессом. Эти действия также являются нарушением ст. 185 «Принуждение» главы 22 Уголовного Кодекса РБ ( Принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствие признаков более тяжкого преступления). На основании выше изложенных фактов прошу: 1. принять меры по решению данной проблемы 2. В дальнейшем обеспечивать исключительно добровольное приглашение студентов к участию во вне учебных мероприятиях. 3. Оповестить меня о принятом решении подпись 3

Из-за пандемии коронавируса в России пришлось кардинально скорректировать учебный процесс: школы и вузы отказались от очной формы обучения в пользу дистанционной, а ЕГЭ и вступительные испытания в вузах перенесли на более поздний срок. В сложившихся условиях высшим учебным заведениям приходится срочно менять и привычный формат итоговых аттестаций. “Ъ” решил узнать у руководителей ведущих вузов, каким образом они планируют принимать сессии, ГОСы и дипломные работы в нынешнем году.

Сейчас Минобрнауки РФ вместе с вузами обсуждает, каким именно образом будет организован прием экзаменов у студентов и выпускников. То, что они пройдут в дистанционном формате, уже очевидно. В образовательном ведомстве обращают внимание на техническую сторону вопроса: разный уровень развития IT-инфраструктуры в вузах, необходимость расширения каналов связи и обучение преподавателей новому формату работы.

«Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и возможность понять, точно ли по ту сторону экрана человек отвечает сам, без каких-либо подсказок,— говорят в Минобрнауки.— Эти задачи сейчас решаются в рабочем порядке силами университетов, министерства и партнеров». Тем не менее многие вузы уже решили, каким образом будут проверять знания студентов, если запрет на очные встречи не будет отменен. “Ъ” попросил ректоров ведущих вузов рассказать подробности.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

— Мы уже две недели обучаем дистанционно. В течение дня у нас проходит таким образом тысяча занятий, в этом же режиме преподают все 50 языков по расписанию. Это огромная заслуга преподавателей и студентов, которые проявили дисциплину и понимание. Я в режиме реального времени постоянно получаю информацию, иногда сам присоединяюсь к занятиям из дома.

Если ситуация не изменится, то так и останемся в режиме удаленного общения. И экзамены, и защиту дипломов сможем провести онлайн, по видеосвязи. По опыту двойных магистерских диссертаций, которые мы реализуем с зарубежными вузами, я бы не сказал, что у студентов есть возможность халтурить на таких экзаменах. Ведь они идут в живом формате, все видят.

Плюс вопросы разные — даже если ты заготовил какие-то шпаргалки, то экзамен проводится не по одному вопросу же. Его задача — показать в целом уровень твоей подготовки. Так что проблема списывания меня мало пугает, скажу прямо.

Вступительные испытания (ряд вузов имеет право проводить дополнительные к ЕГЭ экзамены.— “Ъ”) также были перенесены. Мы уже в прошлом году использовали программы подачи заявлений для поступления в электронном виде. Это хорошо сработало, сейчас мы думаем, как ее усовершенствовать, чтобы она была понятна для всех.

Но я надеюсь, что мы все же сможем увидеться с нашими абитуриентами, студентами и коллегами, которые скучают друг по другу и университету. Конечно, электронная среда — это очень важное и нужное дело, теперь, после кризиса, электронная среда войдет в жизнь любого университета как важнейшая составляющая. Но без человеческого, живого общения между преподавателями и студентами университетская жизнь затруднена.

Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана:

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Если сказать, что мы были готовы к переходу на дистанционное обучение,— это будет неправда. У нас и раньше было много наработок, но чтобы перевести на такую форму всех поголовно, нам пришлось потратить целую неделю. И мы до сих пор продолжаем оказывать поддержку тем, кто не очень владеет интернетом.

Хотелось бы, конечно, принимать экзамены в нормальных условиях, но, похоже, не получится. Придется принимать защиты дипломных и курсовых работ и итоговые аттестации по видеоконференции. Здесь эффект присутствия условный будет, конечно, но что делать?! Будем выходить из положения таким образом.

Если позволит обстановка, то в исключительных случаях попробуем прием у групп, где будет ограниченное число людей. Но будем наблюдать за положением дел. Все надеются, что в мае ситуация пойдет на спад — тогда у нас может получиться и очные экзамены проводить. Но пока готовимся к дистанционному формату.

Здесь принципиальных сложностей не будет. Но вы сами понимаете: смотреть на артиста по телевизору или вживую — это две разные вещи.

Виктор Гришин,ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова:

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Мы попытаемся принимать экзамены в дистанционном формате. Можно и по Skype. Письменные задания могут пересылаться студенту — он по ним бы готовился. Конечно, он может попробовать и списать или воспользоваться материалами какими-то, но дальше задаются вопросы в режиме реального времени. И в большей мере при выставлении оценки учитываются ответы на эти вопросы. Но как принимать дипломные работы — непростой вопрос. Плюс должна присутствовать Государственная аттестационная комиссия и принимать защиту работы. Будем думать, как это организовать лучше всего, но, может, и инфекция уйдет. Может быть, мы сможем немного перенести защиты или же подумаем над другими способами.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ:

Фото: ВШЭ

— В НИУ ВШЭ четыре сессии в году. Третья сессия, которая должна была пройти с 23 по 28 марта, перенесена на июнь. В первую очередь перенос связан со снятием напряженности и у студентов, и у преподавателей на старте переходного в онлайн-обучение периода. Необходимо было провести работу по адаптации технологии оценивания к онлайн-обучению.

Преподаватели пересматривают форматы проведения промежуточной аттестации на предмет возможности или невозможности организовать оценивание так, как это было запланировано в программе дисциплины в начале учебного года. Процесс корректировки еще продолжается. Студенты будут проинформированы об изменениях после завершения каникул, объявленных министром науки и высшего образования.

В Вышке принята накопительная система оценивания. Это значит, что промежуточная аттестация состоит не из одного экзамена. Иногда по курсу вовсе нет экзамена. Оценка за курс складывается из большого числа оценок, полученных в течение учебного периода (от двух месяцев до года). При такой системе мы менее зависимы именно от экзамена, от качества его проведения в онлайн-формате.

Если задание студента не предполагает простого, однозначного решения и сданная дистанционно работа позволяет оценить самостоятельность выполнения (это, например, текст, выполненный проект, что-то иное «не простое»), то риски списывания не являются запредельными. Дистанционное общение со студентами во время консультаций либо семинаров позволяет преподавателю дополнительно сделать вывод, насколько самостоятельна была сданная работа. Однако при большом масштабе существует проблема технического сопровождения экзаменов, если они все-таки необходимы.

Онлайн-экзамены с контролем за студентами также будут организованы. Это экзамены с технологиями прокторинга когда специальные люди — прокторы — идентифицируют личность студента и наблюдают за процессом ответа. Опыт проведения таких экзаменов у Вышки уже есть.

В организации устных защит выпускных квалификационных работ мы не видим иных рисков, кроме возрастания объема технических работ (настройка и администрирование вебинаров, запись и хранение большого объема видео проводимых защит и прочее) и непривычности формата для работодателей, которых любой вуз обязан привлекать для проведения государственной аттестации. Чуть сложнее организовать процесс с получением отзывов от руководителей дипломных работ (здесь будем доверять корпоративным информационным системам) и рецензий от внешних лиц. С распространением электронных цифровых подписей и эта задача может быть решена на уровне страны.

В этом году мы намерены окончательно отменить необходимость предоставления дипломных работ в бумажном виде. Уже пять лет мы собираем тексты в электронном виде для проверки работ на плагиат и размещения текстов в нашей информационной среде. Поэтому бумажный носитель отменить будет просто.

Александр Ефремов, проректор по учебной работе РУДН:

Фото: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

— Мы планируем проводить все аттестационные мероприятия дистанционно, на базе внутреннего портала университета, для проведения контрольных работ и тестирования в реальном времени. И с использованием сервисов MS Office 365 для видео- и аудиосвязи. У всех студентов и сотрудников РУДН в Office 365 заведена корпоративная учетная запись, что облегчает идентификацию пользователей.

В зависимости от аттестации студенты могут не использовать средства видеосвязи: в этих случаях им предлагается выполнить задания, требующие комплексных решений, а не просто указания верных ответов. Это снижает вероятность списывания, неплохой вариант для «текущего» контроля.

Для зачетов и экзаменов мы будем использовать видеосвязь для подтверждения личности студента и факта выполнения им заданий самостоятельно.

Технически студентов попросят находиться в отдельном помещении, расположившись перед камерой так, чтобы преподаватель видел, что студент не списывает. На экране должны быть видны руки студента, а также стол, за которым он работает.

Но такие «идеальные» условия смогут создать не все студенты — у кого-то нет возможности находиться одному, у кого-то сложности с рабочим пространством. Поэтому преподавателям придется подходить к аттестации индивидуализированно и креативно.

Основной минус такого формата — его новизна и неадекватность традиционных методов контроля дистанционному формату. А именно невозможность контролировать «честное» выполнение заданий студентом со стороны преподавателя. Требуется не только устойчивая видеосвязь, но и определенное положение студентов перед камерой. Плюс за несколькими студентами сложнее наблюдать по видео, чем в аудитории.

Традиционно в рамках аттестаций мы проверяем, какие знания усвоил студент и может ли он применить их, не подсматривая в подсказки и тем более откровенно не списывая со шпаргалок. Однако с каждым годом такой формат становится сложнее для реализации даже очно, не говоря уже о дистанционном формате.

К тому же сама позиция «не смотрите в справочник» уже не так актуальна. В реальной жизни, на работе нам никто не запрещает проконсультироваться не только со справочником, но и с коллегами, а также просто поискать информацию в интернете.

Таким образом, текущий формат аттестации является для многих специальностей морально устаревшим и оторванным от будущей трудовой жизни.

Мы считаем, что переход на дистанционные образовательные технологии поможет нам сделать следующий логичный шаг — пора перестать проверять память студентов, время оценивать их понимание и мышление. Для этого следует изменить не сам формат контрольных мероприятий, а содержание заданий. Надо перейти к комплексным заданиям, для выполнения которых студент проявляет несколько компетенций и совершает несколько мыслительных операций, а не просто узнает типовое задание и вспоминает формулу его решения.

Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ:

Фото: СПбГУ

— Еще до того, как многие университеты перешли на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой, мы поняли, что ситуация с коронавирусом может затянуться. Поэтому уже 26 марта выпустили приказ о возможном проведении государственной итоговой аттестации и летней сессии в дистанционном формате. Если ситуация не изменится, то экзамены в СПбГУ будут проводиться в дистанционном режиме. Это касается студентов программ среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и аспирантуры.

Выпустив этот приказ, мы взяли на себя очень большую ответственность, так как он не соответствует ряду требований законодательства, и мы это прекрасно осознаем. Руководству университета пришлось действовать в ситуации крайней необходимости в чрезвычайных обстоятельствах — мы просто не можем допустить возникновения угрозы жизни и здоровью наших преподавателей и студентов, если в сложной эпидемической обстановке государственная итоговая аттестация и сессия будут проходить в режиме личного присутствия преподавателей (многие из которых старшего возраста) и студентов.

Как коронавирус повлиял на учебу в разных странах

Технологии проведения таких экзаменов и защит могут быть разными. Например, с момента начала реализации онлайн-курсов все аттестационные испытания, завершающие освоение онлайн-курсов, проводятся в дистанционном формате с использованием технологии прокторинга. Кроме того, в СПбГУ уже не первый год практикуются защиты диссертаций с применением дистанционных технологий.

Хотим отметить, что с 17 марта для студентов всех вузов РФ предоставлен свободный и открытый доступ к онлайн-курсам СПбГУ с возможностью получения бесплатных сертификатов по результатам их успешного освоения. Кроме того, Санкт-Петербургский университет будет помогать всем российским студентам, которые решат пройти онлайн-курсы СПбГУ, засчитывать пройденные занятия как дисциплины их образовательных программ.

Михаил Соловьев, проректор Томского политехнического университета (ТПУ) по образовательной деятельности:

Фото: ТПУ

— Мы будем использовать несколько схем для проведения экзаменов разного уровня, промежуточной аттестации и защиты работ. Это касается и ГОСов, и защиты дипломных работ.

Во-первых, студенты могут проходить аттестацию внутри электронных курсов, а их в ТПУ сейчас более 1,2 тыс. по самым разным дисциплинам. Здесь предполагается использовать внешнюю систему прокторинга — это система наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, такие технологии используются во многих ведущих мировых вузах. Такая схема больше подходит, конечно, для промежуточной оценки успехов студентов.

Также в ТПУ есть своя платформа для оценки результатов и компетенций студентов. На ней студенты смогут выполнять задания в формате компьютерного тестирования. Правильность ответов проверяется автоматически. К этой платформе мы сейчас также подключаем систему прокторинга. На ней же будут размещены экзаменационные билеты традиционной формы. Ответы на вопросы студенты будут загружать преподавателю напрямую либо обсуждать их на вебинаре. Преподаватели будут на своих рабочих местах, а студенты — в общежитиях или дома. Такой вариант обеспечивает прозрачность проведения процедуры для администрации и студентов, и мы его рекомендуем преподавателям, у которых нет экзаменационных билетов в тестовой форме.

Прием экзаменов, зачетов, защиты курсовых проектов и работ, практик в традиционной устной форме также будет организован через вебинары. В процессе будет производиться идентификация личности обучающегося, контроль возможных нарушений, ведение протокола экзамена.

Какую из этих схем выбрать, будут решать преподаватели и руководители их подразделений в зависимости от своих потребностей. Здесь все гибко.

Из подводных камней и минусов, которые мы пока видим для себя, можно выделить стоимость внешних систем для прокторинга. Это порядка 100 руб. в час на каждого студента. Также процедуры идентификации и контроля экзаменов могут усложнить саму процедуру сдачи.

Ольга Петрова, проректор по учебной работе Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского:

Фото: Университет Лобачевского

— Университет Лобачевского уже внес дополнения в Положение о дистанционном образовании в университете, касающиеся как раз приема текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Форма приема может быть различна: и скайп, и Zoom, и Viber, да и наша система LMS позволяет это сделать.

Вопрос идентификации решается тоже легко. Более того, у нас есть опыт приема вступительных испытаний у иностранных студентов, проживающих в других городах и странах. Но у дистанционного формата есть и минусы. Например, возможно увеличение числа жалоб со стороны студентов, но может и нет. Плюсы — это больше гибкости со стороны преподавателей в выборе вариантов средств для оценивания знаний студентов.

Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО):

Фото: ИТМО

— В Университете ИТМО с 16 марта и до конца весеннего семестра все образовательные мероприятия переведены в дистанционный формат. До 28 марта университет был открыт, поэтому возможность проводить очные консультации сохранялась, однако большинство студентов и преподавателей предпочли «уйти в дистант». Поэтому контрольные мероприятия проводятся и будут проводиться в дистанционном формате.

Существует множество вариантов провести экзамен/зачет/тест удаленно. Устный экзамен можно провести с помощью сервисов для вебинаров и видеоконференцсвязи, таких как Zoom, Skype, Cifru-meet и других. Разделить студентов на мини-группы, назначить каждой группе отдельное время для прохождения контрольного мероприятия, дать время на подготовку. Такой формат удобно реализовывать с ассистентом, который будет следить за добросовестностью подготовки к ответу. Опрос каждого студента удобнее проводить в отдельной «комнате», сеансе.

Для проведения тестирований используется как собственная платформа университета — система дистанционного обучения AcademicNT, так и любая другая. В AcademicNT студенты могут проходить тестирование удаленно по ключу доступа, выданному преподавателем. Через ключ можно задавать дату и время прохождения тестирования, обеспечив таким образом одновременное прохождение теста студентами.

Если промежуточная аттестация по дисциплине должна проводиться в форме защиты проекта и презентации, ее тоже можно провести дистанционно. Студенты записывают видео своего выступления и присылают его или выкладывают на одном из облачных сервисов (Google Drive, «Yandex.Диск»). Если необходимо, чтобы студенты показывали презентацию во время выступления и могли записывать звук, то можно записать экран.

Если поднимать вопрос государственной итоговой аттестации, то защита ВКР достаточно серьезный вопрос (в Университете ИТМО нет государственных экзаменов), так как предполагает работу членов государственной экзаменационной комиссии и подтверждение личности сдающего. Но мы уже проводили не только дистанционные защиты выпускных квалификационных работ, но и прием вступительных испытаний в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.

Так, в университете есть собственная разработка — сервис ITMOProctor, позволяющий тщательно контролировать ход любого контрольного мероприятия. Система обеспечивает видеозапись поведения обучающегося во время испытания и его рабочего стола. Таким образом контролируется добросовестность студента.

Кроме того, программа фиксирует поведение проктора, который следит за экзаменами и полностью ведет аудиозапись переговоров. Система состоит из двух частей — приложения экзаменуемого и приложения наблюдателя, позволяет применять методы биометрической идентификации по физиологическим или поведенческим характеристикам, анализирует психофизиологическое состояние и поведение экзаменуемого. Конечно, студенту необходимо обеспечить себя веб-камерой, наушниками, микрофоном, скоростным интернетом и компьютером с подходящими характеристиками и, разумеется, подготовиться к самому экзамену или защите ВКР.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— С 16 марта все обучающиеся НИТУ МИСиС переведены на индивидуальные учебные планы на период весеннего семестра 2019–2020 учебного года. В зависимости от сложности и особенностей контрольных мероприятий и лабораторных работ они могут быть проведены в онлайн-формате либо перенесены на более поздний срок. Таким образом, очного присутствия обучающихся до конца текущего семестра не требуется. Ряд лабораторных работ можно выполнить с помощью виртуальных симуляторов.

У нас в основе большинства выпускных квалификационных работ (ВКР) лежат эксперименты с использованием лабораторного оборудования. Большинство студентов последнего курса к марту уже выполнили все намеченные научные исследования и приступили к аналитической части своих работ. Защита ВКР будет проходить с использованием платформы Microsoft Teams в синхронном режиме с одним лишь отличием от традиционного экзамена: вместо физической подписи членов комиссии в книге регистрации заседания Государственной аттестационной комиссии будут использоваться электронные подписи.

Наши специалисты вместе с преподавателями подбирают и внедряют методики организации синхронного прокторинга для обеспечения верификации онлайн-экзаменов.

При переходе на индивидуальные планы обучения мы опираемся на платформы LMS Canvas и Microsoft Teams, для работы с которыми сотрудники и студенты университета используют корпоративную учетную запись, что позволяет сформировать и сохранить цифровой след каждого студента. С 2020 года в университете действуют электронные ведомости и электронные зачетные книжки.

Леонид Гусев, проректор МГУ имени М. В. Ломоносова:

Фото: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

— У МГУ есть опыт дистанционной аттестации студентов региональных вузов, начиная с 2015 года, когда начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Суть заключается в том, что через систему видеоконференц-связи студент подключается для сдачи экзамена или зачета со своего компьютера. Экзаменатор (проктор) проверяет личность студента (студент предоставляет свой документ), и дальше в устной форме или в форме компьютерного тестирования под наблюдением проктора проводится аттестация.

Консультации обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ будут проводиться с использованием дистанционных технологий.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки в случае проведения государственной итоговой аттестации с применением дистанционных технологий необходимо обеспечить проведение идентификации личности обучающегося. Например, это можно сделать путем сверки изображения студента с его фотографией в документе, удостоверяющем личность, или применения специальных сервисов распознавания лиц.

Беседовала Анна Васильева

Хроника эпидемии

Последние новости о коронавирусе в России

Правила внутреннего распорядка

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией РК, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Уставом и правилами внутреннего распорядка Республиканского колледжа по подготовке и переподготовке средних медицинских и фармацевтических работников от 24.02.2010г., которые определяют внутренний распорядок в РГКП «Республиканский колледж по подготовке и переподготовке средних медицинских и фармацевтических работников» МЗ РК, основные права и обязанности студента, администрации Колледжа, а также регулируют другие вопросы, связанные с деятельностью студента в Колледже.

Правила внутреннего распорядка являются обязательными для выполнения студентами колледжа.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила являются основным нормативным актом, которым определяется внутренний распорядок деятельности студентов в Колледже.

1.2. Студенты (лица, зачисленные в Колледж на обучение приказом директора) обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и образовательными программами.

1.3. Учебная дисциплина обеспечивается администрацией Колледжа созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательного выполнения учебных обязанностей методами убеждения, воспитания, а также поощрения за добросовестный труд и обучение. К нарушителям дисциплины применяются меры дисциплинарного воздействия.

1.4. Вопросы, связанные с применением Правил внутреннего распорядка, решаются администрацией Колледжа в пределах предоставленных ей прав, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан и Правилами внутреннего распорядка, — совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом студентов и студенческим Парламентом Колледжа.

1.5. Правила внутреннего распорядка студентов Колледжа, а также все изменения и дополнения к ним принимаются на педагогическом совете, с участием представителей обучающихся Колледжа по представлению администрации и вступают в силу с момента подписания директора приказа.

1.6. Текст Правил внутреннего распорядка деятельности студентов вывешивается на доске объявлений в Колледже.

2. Основные права студентов

Студенты Колледжа имеют право:

2.1. на получение образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования РК;

2.2. на обучение по образовательному гранту и на договорной основе;

2.3. на получение стипендии в установленном размере (для лиц, обучающихся по госзаказу);

2.4. приобретать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;

2.5. на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

2.6. на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности колледжа, в том числе через общественные студенческие организации и органы управления колледжем;

2.7. на бесплатное пользование в колледже библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, лечебных и других подразделений;

2.8. возможность участия во всех видах творческих проектов, научно-исследовательских работ, в конференциях, симпозиумах, совещаниях, конкурсах, фестивалях, представление к публикации своих работ, в том числе в изданиях колледжа,заниматься в предметных кружках;

2.9.участвовать в конференциях, различных конкурсах, художественной самодеятельности, в работе спортивных секций, в соревнованиях, Днях здоровья и других мероприятиях, организуемых структурными подразделениями Колледжа;

2.10. получать консультации преподавателей по вопросам изучаемых дисциплин, возможности высказываться о качестве и методах преподавания и вносить предложения по их совершенствованию;

2.11. на моральное и (или) материальное поощрение за особые успехи в учебе и активное участие в учебной и общественной работе Колледжа;

2.12. выбирать факультативные курсы, предлагаемые преподавателями Колледжа;

2.13. избирать и быть избранными в органы студенческого самоуправления колледжа.

3. Основные обязанности студентов

Студенты Колледжа обязаны:

3.1. выполнять обязанности, закрепленные в Законе Республики Казахстан «Об образовании»;

3.2. соблюдать Устав Колледжа, правила внутреннего распорядка деятельности студентов, выполнять решения Педагогического совета, приказы и распоряжения директора, заместителей директора, регулирующие учебный, творческий, научный процессы, их организацию и проведение;

3.3. студенты всех форм обучения Колледжа обязаны овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, выполнять в установленные сроки все виды заданий, сдавать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебными планами и программами обучения в установленный срок (экзаменационная сессия);

3.4.посещать учебные занятия, согласно Государственных образовательных стандартов и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и программами, своевременно ликвидировать задолженности;

3.5. соблюдать требования по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, утверждёнными директором Колледжа;

3.6. беречь имущество Колледжа, не допуская его порчи, эффективно использовать оборудование и технику, использовать выделенный ресурс для работы в сети Internet исключительно в учебных и научно-исследовательских целях, бережно относиться к предметам, выдаваемым в пользование студентам, экономно и рационально расходовать энергию, воду и другие ресурсы;

3.7. уважать человеческое достоинство и мнение обучающихся, преподавателей, сотрудников колледжа, терпимо относиться к мнению других лиц, нетерпимо относиться ко всяким антиобщественным проявлениям;

3.8. находясь в учебном корпусе Колледжа, вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим студентам выполнять их обязанности, следовать общепринятым нравственным и этическим нормам, заботиться о деловой репутации Колледжа;

3.9. быть дисциплинированными организованным, соблюдать чистоту и порядок во всех учебных, и других помещениях Колледжа, регулярно принимать участие в мероприятиях по уборке учебных и вспомогательных помещениях учебного корпуса Колледжа и прилегающей территории;

3.10.быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Колледже, на улице, в общественных местах и быту.

Юноши должны носить коротко стриженые волосы, гладко выбриты, девушки — аккуратные прически, волосы собраны;

3.11. за факты вымогательства, правонарушения, драки студент исключаются из числа обучающихся колледжа;

3.12. находиться в учебных комнатах, коридорах Колледжа и на учебных базах в полной медицинской форме, установленного администрацией колледжа образца – медицинский халат с бейджиком, установленного образца, колпак, при себе иметь студенческий билет. За территорию Колледжа в медицинском халате, колпаке выходить запрещается;

На уроках физической культуры спортивная форма установленного образца;

3.13. при входе в аудиторию преподавателей, представителей администрации приветствовать их, вставая с места;

3.14. во время учебных занятий внимательно слушать объяснения преподавателей и ответы товарищей, не разговаривать, не отвлекаться, выполнять все указания преподавателя. Задавая и отвечая на вопросы, вставать и садиться только с разрешения преподавателя. Входить и выходить во время занятий из аудитории можно только с разрешения преподавателя.

3.15. во время занятий в лабораториях, клиниках, больницах, прозектуре, кабинетах и во время прохождения учебно-производственной практики, пользоваться лишь теми приборами и пособиями, которые указаны руководителем занятий, обращаться с ними бережно и соблюдать правила техники безопасности, фото и видеосъемки на мобильные телефоны запрещены;

3.16. при неявке на занятия по болезни или другим уважительным причинам немедленно поставить в известность об этом заведующего отделением, классного руководителя, старосту группы. Причина пропуска занятий считается неуважительной, если студент не поставил в известность об этом заведующего отделением, классного руководителя, старосту группы, приступив к занятиям, в течение трех дней не представил оправдывающий документ. В случае болезни студент обязан представить справку, выданную амбулаторным, лечебным учреждением или здравпунктом Колледжа по установленной форме;

3.18. в каждой группе приказом директора назначается староста группы из числа наиболее успевающих и дисциплинированных студентов;

3.19. в обязанности старосты группы входит поддержание дисциплины в группе, своевременное получение и распределение среди студентов группы учебников, своевременная сдача необходимых документов заведующему отделением;

3.20. староста группы подчиняется непосредственно классному руководителю, заведующему отделением, заместителям директора, председателю студенческого Парламента и выполняет все их устные и письменные указания и доводит до ведома своей группы;

3.21. вход студентов в Колледж осуществляется через турникет, с использованием личного QR-coda, либо при предъявлении ими на вахте студенческого билета или пропускаустановленного образца.

4. В помещениях Колледжа запрещаются:

4.1. громкие разговоры, шум, прослушивание музыки, использование нецензурной лексики, хождение по коридорам во время занятий;

4.2. акты физического насилия или угрозы, дурного обращения и оскорбления друг — друга, кражу имущества других, умышленную порчу личного имущества других и Колледжа, агрессивное или

хулиганское поведение (грубое поведение, крики и т.п.), а также другие противоправные действия;

4.3. курить, сорить, плевать в здании, на территории, во дворе, на крыльце парадного входа учебного корпуса;

4.4. употребление спиртных напитков, употребление средств токсического и наркотического опьянения;

4.5. приносить, передавать или использовать оружие, взрывчатые вещества, газовые баллончики, использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;

4.6. применять физическую силу для выяснения отношений, производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

4.7.употребление семечек, азартные игры;

4.8. во время занятий и внеаудиторных мероприятий иметь включенные мобильные телефоны, носить наушники и жевать жевательную резинку, заряжать мобильные телефоны и другую личную технику от электросети колледжа;

4.9.использовать яркую косметику, носить большое количество украшений, носить длинный и яркий маникюр;

4.10. распространять вредоносное программное обеспечение в локальных сетях колледжа и сети Интернет;

4.11. наносить на стенах, аудиторных столах и в других местах какие-либо надписи и рисунки, расклеивать и вывешивать объявления и иные материалы без разрешения администрации;

4.12. проводить публичные мероприятия политического и религиозного характера с нарушением общественного порядка и регламента их проведения, использовать атрибутику незарегистрированных организаций и пропагандировать идеи, противоречащие законодательству Республики Казахстан.

4.13. бегать по коридорам и лестницам, толкать других студентов, бросать друг в друга различные предметы. С вниманием относиться к обучающимся специальности «Массажист» из числа инвалидов по зрению;

4.14. ношение религиозной одежды, открытие молельных комнат и использование религиозных атрибутов в колледже;

4.15. приходить в колледж в шортах, майках, сланцах, спортивной форме, кроме уроков физической культуры и спортивных мероприятий;

4.16. заносить в учебные аудитории верхнюю одежду (пальто, куртки, плащи, головные уборы и др.);

4.17. употреблять во время занятий пищу и напитки;

4.18. прерывать учебные занятия, входить в аудиторию и выходить из нее во время занятий без разрешения преподавателя;

4.19. не допускать действий, направленных на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды и розни, на унижение национальной чести и достоинства;

4.20. без разрешения администрации Колледжа выносить различное оборудование, другое имущество колледжа.

4.21. студент должен соблюдать академическую честность студента и не допускать:

а) списывание, использование шпаргалок и других незаконных способов получения информации с целью помощи себе или кому-либо другому при выполнении академической работы, в ходе промежуточной или итоговой аттестации;

б) плагиат, т.е. кражу или выдачу за свое чьих-либо идей или выводов, представление соответствующей работы в качестве результата собственных мыслей и идей;

в) подделку и приписку данных в документах (учебные журналы, книжки успеваемости, студенческие билеты), копирование, изменение или любое другое использование хранящейся информации (в т.ч. и компьютерной).

5. Основные обязанности администрации

В целях обеспечения условий обучения администрация Колледжа:

5.1. обеспечивает организацию работы научно-педагогического, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и иного персонала;

5.2. обеспечивает здоровые и безопасные условия обучения, исправное состояние оборудования;

5.3. в пределах финансовых средств Колледжа осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений;

5.4. принимает меры к надлежащему методическому обеспечению образовательного процесса;

5.5. не допускает к учебе студента, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5.6. принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма, постоянно контролирует знание и соблюдение студентами всех требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и гигиене труда, противопожарной охране;

5.7. обеспечивает исправное содержание помещений, отопления, освещения, вентиляции, оборудования, создаёт нормальные условия для хранения верхней одежды студентов;

5.8. своевременно рассматривает предложения студентов по улучшению деятельности, приумножению авторитета Колледжа и его подразделений;

5.9. обеспечивает охрану учебного заведения, сохранность оборудования, инвентаря и другого имущества, а также поддержание необходимого порядка в учебных и бытовых зданиях, охрана здания, имущества и ответственность за их противопожарное и санитарное состояние возлагается приказом директора на соответствующих должностных лиц;

5.10. обеспечивает благоустройство в помещениях Колледжа (наличие исправной мебели, учебного оборудования, поддержание нормальной температуры, освещения и пр.), исправность оборудования и готовность учебных пособий к занятиям.

6. Студенческий Парламент:

6.1. студенческий Парламент в своей работе руководствуется законодательством РК, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами;

6.2. студенты могут входить в состав студенческого Парламента Колледжа;

6.3. студенческий Парламент состоит из лиц, избранных на общих выборах студентов;

6.4. Студенческий Парламент:

  • координирует деятельность студентов, старост групп;
  • привлекает в добровольном порядке студентов к выполнению общественно-полезных работ в Колледже (уборка кабинетов) и на прилегающей территории;
  • помогает администрации Колледжа в организации контроля за сохранностью материальных ценностей;
  • представляет интересы студентов;
  • организует проведение культурно-массовой работы;

6.5. Со Студенческим Парламентом должны в обязательном порядке согласовываться следующие вопросы:

  • меры поощрения и дисциплинарного взыскания, применяемые к студентам;
  • план внеучебных мероприятий в Колледже;
  • и иные вопросы, если об этом будет прямо указано в нормативном акте Колледжа. Администрация Колледжа принимает меры к моральному и материальному поощрению членов Парламента за успешную работу.

7. Учебный распорядок, учебное время и его использование

7.1. учебный год начинается 1 сентября, состоит из двух семестров и заканчивается согласно учебному плану по данной образовательно-профессиональной программе;

7.2. учебный процесс в Колледже осуществляется в течение 5 дней в неделю (с понедельника по пятницу) в соответствии с учебными планами и расписанием занятий. Учёба в воскресенье и праздничные дни допускается в исключительных случаях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

7.3. расписание занятий утверждается заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по практическому обучению и вывешивается в установленном месте;

7.4. после начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий. Недопустимо прерывать учебные занятия, входить в аудиторию и выходить из нее во время их проведения;

7.5. вход студентов и выход из аудитории после фактического начала занятий преподавателем допускается только с разрешения преподавателя;

7.6. в каждой академической группе ведется журнал учета посещаемости студентов установленной формы, ежедневно перед началом занятий староста группы отмечает в нем присутствующих и отсутствующих на занятиях;

7.7. при неявке на занятия по уважительной причине не позже, чем на следующий день студент ставит об этом в известность заведующего отделением или классного руководителя и в первый день явки на учебу представляет данные о причине неявки и документы установленного образца (справки, повестки, письма, телеграммы и т.п.), содержащие сведения оправдательного характера;

7.8. пропущенные занятия студент обязан отработать согласно графику, утвержденного заместителем директора. Отработка пропущенных занятий студентом проводится вне расписания занятий в Центре мониторинга дежурным преподавателем.

8. Поощрения за успехи в учебе

8.1. за успехи в учебе и активное участие в творческой, научной и общественной жизни Колледжа для студентов устанавливаются следующие формы морального и материального поощрения:

а) объявление благодарности;

б) награждение Почетной грамотой Колледжа;

в) иные меры поощрения.

Поощрения объявляются приказом директора, доводятся до сведения всего коллектива и хранятся в личном деле студента.

9. Ответственность за нарушение учебной дисциплины

9.1. за невыполнение учебных планов, нарушения, предусмотренных Уставом Колледжа обязанностей, Правил внутреннего распорядка могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) замечание;

2) выговор;

3) отчисление из колледжа;

9.2.студенты могут получить дисциплинарное взыскание в случаях:

а) однократного или систематического неисполнения обязательств, предусмотренных настоящими Правилами внутреннего распорядка:

б) использования учебного помещения не по назначению;

в) разрушения или повреждения учебного помещения;

г) хранения, распространения наркотических средств;

д) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

е) при наличии пропусков учебных занятий без уважительных причин студенту:

  • за 18 часов – объявляется предупреждение;
  • за 36 часа – объявляется выговор;
  • за 56 часов – исключается из колледжа;

9.3. применение дисциплинарных взысканий оформляется приказом директора Колледжа;

9.4. за халатное отношение к документам (утеря студенческого билета, зачетной книжки и т.п.) к студентам будет применена мера дисциплинарного воздействия. В случае утери документа его дубликат может быть выписан только один раз за весь срок обучения студента в Колледже. Утерянный студенческий билет и зачетную книжку студент восстанавливает за свой счет;

9.5. взыскание студенту за нарушения Устава Колледжа, предварительно согласовывается с профкомом студентов колледжа. Отчисление за академическую неуспеваемость и нарушение учебной дисциплины с профкомом студентов не согласовывается;

9.7. дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть применено к студенту Колледжа после получения от него объяснения в письменной форме. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к

нему меры дисциплинарного взыскания.За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания;

дисциплинарные взыскания оформляются приказом директора колледжа. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося;

9.8. при применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая учеба и поведение студента;

9.9. не допускается отчисление студентов во время их болезни (подтверждённой документально), академического отпуска;

9.10. основания для отчисления лиц, обучающихся в Колледже, в том числе в случае совершения ими противоправных действий, определяются Уставом Колледжа, в соответствии с законом «Об образовании РК». Студент может быть отчислен из Колледжа:

— по собственному желанию, в том числе по болезни или в связи с переводом в другое учебное заведение;

— за академическую неуспеваемость (при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию, при неликвидации академической задолженности в установленные сроки);

— за нарушение условий договора, если обучение производится на основе полного возмещения затрат;

— за грубое или неоднократное нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом Колледжа, настоящими Правилами, при этом неоднократным считается нарушение указанных выше правил, если к студенту ранее в течение одного года применялись меры дисциплинарного взыскания или воздействия;

— за совершение преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также за совершение иных противоправных действий, порочащих звание студента Колледжа;

— за употребление наркотических веществ, не вызванное медицинской необходимостью;

— если студент не приступил к учебным занятиям в текущем учебном году или семестре учебного года без уважительных причин в течение календарного месяца с момента начала занятий, он также может быть отчислен из Колледжа.

Студент имеет право:

Ø на обучение по образовательному гранту и на договорной основе;

Ø на получение образования в рамках общеобязательных стандартов специальности;

Ø на получение стипендии в установленном размере (для лиц, обучающихся по госзаказу);

Ø на проживание в общежитии университета;

Ø на обучение в рамках индивидуальной траектории;

Ø на получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим способностям и потребностям;

Ø на выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами;

Ø на выбор преподавателя, при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава на кафедре;

Ø на восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую в порядке, установленном Приказами МОН РК;

Ø на свободное выражение собственного мнения и убеждения;

Ø на гласность оценок;

Ø на академический отпуск (по состоянию здоровья, в том числе по беременности и родам);

Ø на изучение отдельных учебных дисциплин в других высших учебных заведениях на основании договоров между вузами;

Ø на дополнительное изучение дисциплин для ликвидации академических задолженностей в период летнего семестра или в течение учебного года;

Ø на использование лабораторного оборудования, компьютеров, научно-справочных материалов кафедры, факультета, библиотек;

Ø на обеспечение «Справочником-путеводителем», содержащим информацию об учебном процессе, правах и обязанностях студента;

Ø участвовать через общественные организации в решении важнейших вопросов деятельности университета и студенческой жизни;

Ø принимать участие в научно–исследовательской работе и других видах деятельности, обусловленных соответствующими положениями и Уставом университета;

Ø выступать организатором и участвовать в работе научно–технических творческих центров, кооперативов и других хозрасчетных организаций, участвующих в решении научно–технических проблем, издательской деятельности;

Ø на медицинское обслуживание и другие льготы, установленные для определенных групп студентов;

Ø на поощрение и вознаграждения за успехи в учебе, научно–производственной и другой деятельности, объявление благодарности, награждение грамотой, денежной премией, премирование ценным подарком, бесплатной путевкой в профилакторий или спортивно–оздоровительный лагерь.

Выбор формы материального поощрения осуществляется по предложению деканата, кафедры.

По рекомендации выпускающих кафедр, хорошо успевающие студенты могут быть переведены на индивидуальные графики обучения.

Кодекс чести студента и преподавателя

Принят сообществом вузов на Международном семинаре

«Академическая мобильность в контексте болонского процесса»

Мая 2010г., г. Талдыкорган

Сообщество студентов и преподавателей высших учебных заведений Республики Казахстан, осознавая свою ответственность за реализацию главной цели системы высшего образования — подготовку профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями креативного мышления, владеющей устойчивыми компетенциями по специальности, и считая своим долгом укрепление и развитие принципов корпоративного управления, принимает настоящий Кодекс чести студента и преподавателя высшего учебного заведения Республики Казахстан и обязуется неукоснительно ему следовать.

Кодекс чести студента

Студент стремится стать достойным гражданином Республики Казахстан, профессионалом в избранной специальности, развивать в себе лучшие качества творческой личности.

Студент с уважением относится к старшим, не допускает грубости по отношению к окружающим и проявляет сочувствие к социально незащищенным людям и по мере возможностей заботится о них.

Студент — образец порядочности, культуры и морали, нетерпим к проявлениям безнравственности и не допускает проявлений дискриминации по половому, национальному или религиозному признаку.

Студент ведет здоровый образ жизни и полностью отказывается от вредных привычек.

Студент уважает традиции вуза, бережет его имущество, следит за чистотой и порядком в студенческом Доме.

Студент признает необходимой и полезной всякую деятельность, направленную на развитие творческой активности (научно-образовательной, спортивной, художественной и т. п.), на повышение корпоративной культуры и имиджа вуза.

Вне стен студент всегда помнит, что он является представителем высшей школы и предпринимает все усилия, чтобы не уронить его честь и достоинство.

Студент считает своим долгом бороться со всеми видами академической недобросовестности, среди которых: списывание и обращение к другим лицам за помощью при прохождении процедур контроля знаний; представление любых по объему готовых учебных материалов (рефератов, курсовых, контрольных, дипломных и других работ), включая Интернет-ресурсы, в качестве результатов собственного труда; использование родственных или служебных связей для получения более высокой оценки; прогулы, опоздания и пропуск учебных занятий без уважительной причины.

Студент рассматривает все перечисленные виды академической недобросовестности как несовместимые с получением качественного и конкурентоспособного образования, достойного будущей экономической, политической и управленческой элиты Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *