Права иностранного инвестора

  • автор:

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция)

9 июля 1999 года N 160-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 16.11.2011 N 322-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 03.02.2014 N 12-ФЗ, от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 01.05.2017 N 97-ФЗ, от 18.07.2017 N 165-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

  • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
  • Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
  • Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
  • Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
  • Статья 8. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
  • Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации
  • Статья 10. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором
  • Статья 11. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм
  • Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции
  • Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг
  • Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
  • Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
  • Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей
  • Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
  • Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором
  • Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и филиалом, представительством иностранного юридического лица
  • Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями
  • Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
  • Статья 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица, положению о представительстве иностранного юридического лица
  • Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций
  • Статья 24. Федеральный орган исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций
  • Статья 25. Признание утратившими силу ранее принятых законодательных актов Российской Федерации и их отдельных положений в связи с принятием настоящего Федерального закона
  • Статья 26. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 27. Утратила силу
  • Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Права иностранных инвесторов

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации – это отрасль, которая сейчас активно развивается.

Совершение вкладов обеспечивает не только гармоничное развитие государства в аспекте макроэкономики, но и является источником доходов для инвестора.

Грамотное ведение инвестиционной деятельности помогает создать потенциал развития не только для отрасли, в которую проводятся вложения, но и для экономики страны на государственном уровне. При этом увеличивается инвестиционная привлекательность как отдельно взятых экономических районов, так и страны в целом. А тут срабатывает принцип – чем больше привлекательность, тем выше интерес у вкладчиков из других стран.

Иностранное инвестирование в Российской Федерации

Естественно, что инвестированием занимаются не только у нас в стране. И как доказывает опыт на территории России есть достаточно много объектов, привлекательных для вложения зарубежных капиталов. Этот факт заставляет законодательную власть приспосабливаться и разрабатывать механизмы по защите прав иностранных инвесторов.

Дело в том, что, вкладывая деньги в нашу страну, инвесторы требуют каких-то гарантий того, что деньги принесут им прибыль. Если же по каким-то причинам этого не случилось, необходимо защитить их права на эту прибыль. Таким образом государство дает гарант безопасности для вкладчика, чем повышает свою инвестиционную привлекательность.

Почему возникает потребность в защитных механизмах?

В современной Российской Федерации достаточно нестабильная экономическая обстановка. Этот факт отпугивает зарубежных вкладчиков из-за того, что они элементарно бояться потерять свои вложения.

Для увеличения своей привлекательности в их глазах, наше государство разрабатывает на законодательном уровне механизмы по защите их прав, чтобы предоставить вкладчикам какие-то гаранты. Этот факт повышает авторитет России как на мировой арене, так и в глазах вкладчиков из других стран. Они понимают, что в случае возникновения каких-то проблем с их денежными средствами можно будет обратиться в суд, а законы будут охранять их права.

Охрану каких прав зарубежных инвесторов обеспечивает Российская Федерация

Зарубежные вкладчики имеют ряд прав, которые они вправе защищать в суде. Для того чтобы защитить себя, они должны обратиться в арбитражный суд, так как это именно тот орган, который занимается проблемами предпринимательской деятельности и нарушениями финансовых прав.

Согласно действующему законодательству, зарубежный вкладчик имеет право:

  • выступать собственником какого-либо имущества на территории России;
  • распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, то есть, продавать его, сдавать в аренду и совершать с ним все законные финансовые операции;
  • осуществлять инвестирование в законные объекты и отрасли;
  • выводить за границу нашего государства имущество или информацию на электронных носителях, выступающих в качестве иностранных инвестиций;
  • на денежную компенсацию в том случае, если будет проведена национализация объекта, в который инвестор вложил денежные средства;
  • защищать свои интересы в судебном порядке.

Все эти права иностранный вкладчик может защищать в суде при их нарушении. Он может защищать себя самостоятельно или выступать третьим лицом.

Рассмотрим далее механизмы защиты вышеуказанных прав иностранных инвесторов.

Механизмы защиты прав иностранных инвесторов

Существуют различные механизмы защиты прав иностранных вкладчиков. В зависимости от субъекта, их обеспечивающего, механизмы можно разделить на 3 большие группы:

  1. если инициатива исходит от инвестора. В эту группу входят такие механизмы, как: обращение в арбитражные суды местного и государственного управления в стране; обращение с решением суда или для расследования финансовых преступлений к исполнительным органам власти; обращение в международные органы и организации, специализирующиеся на защите прав вкладчиков.
  2. если инициатива исходит от государства – реципиента инвестиций, то все механизмы будут в основном связаны с добавлением в законодательство страны норм, регулирующих взаимоотношения донора и реципиента, в том числе если вкладчик не является резидентом этого государства. Также обязанностью государства-реципиента является обеспечение выполнения созданных и введенных в законодательство норм. Это значит, что необходимо создать управляющие и судовые органы, которые будут заниматься проблемами защиты прав иностранных инвесторов на основе общемировых прецедентов;
  3. если инициатива исходит от международных органов и организаций, то данные органы должны заключать специальные соглашения между различными странами, которые бы обеспечили законодательную базу для защиты инвесторов из других держав. Создаются специальные контролирующие органы, только уже на международном уровне.

Гаранты для иностранных инвесторов на территории РФ

В нашей стране существуют такие гаранты защиты прав:

  • гарантия защиты прав иностранных вкладчиков на территории РФ – обеспечивается законом «Об иностранных инвестициях»;
  • гарантия предоставления возможности осуществлять вклады любыми способами;
  • компенсация в случае если объект инвестирования подвергся национализации или ревизии;
  • гарант защиты инвестора от неблагоприятных изменений законов РФ – заключается договор, который обеспечивает реализацию этого гаранта, на срок от 3 до 7 лет.
  • РФ гарантирует, что инвестор сможет вывести из страны прибыль, полученную в процессе инвестиционной деятельности, а также документы и электронные носители с информацией, рассматриваемой в качестве иностранных инвестиций.
  • гарантия соблюдения всех вышеуказанных прав.

Гарантии, права и льготы иностранного инвестора в России

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае — субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона «Об иностранных инвестициях», заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом «Об иностранных инвестициях» №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях», субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 6 Закона «Об иностранных инвестициях» провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).

Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.

Присутствующая в ныне действующем Законе «Об иностранных инвестициях» гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.

Пунктом 2 ст. 5 Закона «Об иностранных инвестициях» установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.

Статьей 13 Закона «Об иностранных инвестициях» провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях»). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ «о рынке ценных бумаг».

В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности — может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.

Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.

Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.

Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона «Об инвестициях в форме капитальных вложений»).

Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:

— Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);

— Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);

— Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:

— Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);

— коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;

— коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной — это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона «Об иностранных инвестициях»). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.

Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона «Об иностранных инвестициях»). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Наконец, Закон «Об иностранных инвестициях» предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона «Об иностранных инвестициях»).

Порой иностранные инвестиции являются хорошим источником финансирования, а иностранные инвесторы привлекаются для совместной реализации международных инвестиционных проектов. Привлечение иностранных инвесторов имеет целый ряд преимуществ и выгод.

Иностранный инвестор это лицо, осуществляющие процесс инвестиционной деятельности на территории страны в которой данное лицо не проживает.

Согласно Федеральному Закону № 160-ФЗ иностранным инвестором могут считать следующие группы лиц:

  • предприятия и организации, образованные на основе правовых норм иностранно законодательства. Стоит отметь, что государство в котором учрежден данный вид иностранного инвестора должно обладать правами на осуществление инвестиций на территории Росси
  • организации, учрежденные в соответствии с законодательством другой стране и не являющиеся юридическими лицами
  • лица, являющиеся гражданами иной страны, а также лица, не имеющие гражданства, которые в данный период времени не проживают на территории Российской Федерации, однако законодательство их родной страны позволяет осуществлять инвестиции на территории РФ
  • международные организации, как правительственные так и не правительственные
  • иностранное государство согласно и в соответствии нормам закона Российской Федерации.

Формы инвестиций иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы способны осуществлять вложения в форме

  • образования совместного предприятия, либо покупки доли в уставном капитале
  • образования собственной фирмы не территории страны, или представительства других иностранных фирм
  • полного приобретения компании
  • осуществления кредитования представителей бизнеса
  • приобретения ценных бумаг
  • приобретения имущества разного рода, как движимого, так и недвижимого.

По большей части иностранные инвесторы занимаются осуществлением инвестиций на долгосрочной основе. Финансирую различные области экономической и хозяйственной деятельности страны. Это могут быть инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, энергетику, проекты инфраструктуры и многое другое.

Преимущества иностранных инвесторов

Компания, сумевшая привлечь иностранные инвестиции и заручиться поддержкой иностранных инвесторов, имеет возможность извлечь из этого сотрудничества целый ряд выгод:

  • денежные и финансовые средства
  • новые технологии
  • новые маркетинговые стратегии
  • эксклюзивный опыт
  • новые системы управления
  • технические и производственные ноу-хау.

Справедливо будет заметить, что для привлечения иностранных инвестиций предприятию необходимо разработать и подготовить четко вымеренное инвестиционное предложение. Для этого необходимо составить полный пакет инвестиционной документации в строгом соответствии со всеми международными стандартами. Провести экономическую и аналитическую работу. Изучить рынки сбыта, потенциальных клиентов и сопоставить эти данные с возможностью их удовлетворения. Разработать четкую, грамотную и понятную стратегию развития собственного предприятия.

Гарантии иностранных инвесторов

На территории Российской Федерации распространяются следующие гарантии иностранных инвесторов, регламентируемые законодательством

  • иностранный инвестор вправе участвовать в приватизации
  • использовать разные формы инвестиционной деятельности
  • иметь правовую защиту своей деятельности
  • иностранный инвестор вправе приобретать ценные бумаги
  • инвестор вправе претендовать на земельные участки, здания и другие природные ресурсы
  • рассчитывать на правомерное разрешение споров, возникающих при осуществлении инвестиционной деятельности
  • иностранный инвестор вправе вывозить за рубеж доходы, полученные легальным путем, а также любую информацию, привезенную в виде иностранных инвестиций
  • иностранный инвестор вправе рассчитывать на гарантию компенсации в случаи национализации его бизнеса.
Риски иностранных инвесторов

Во время осуществления инвестиционной деятельности на территории нашего государства иностранные инвесторы сталкиваются с определенными рисками. Риски иностранных инвестор, по мнению этих самых инвесторов, выглядят именно так

  • налоговые, юридические и прочие финансовые риски
  • технологические риски
  • информационные риски
  • рыночные риски
  • административные и управленческие риски.

По большей части иностранные инвесторы выделяют риск налогообложения, мотивируя это несправедливым размером начисленных налогов, применения налогообложения к иностранному бизнесу в целом, а также спорных и необъективных решений по результатам налоговой проверки бизнеса.

Ограничения для иностранных инвесторов

Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна

В целях обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и формирования в России предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов были приняты Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (далее — «Закон») и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).

Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети «Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).

Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).

Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).

Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)

Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ действующее законодательство приводится в соответствие с новым Законом. Внесены изменения в Закон «О недрах», федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О континентальном шельфе РФ», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об иностранных инвестициях в РФ», «О связи», «О защите конкуренции», «О государственном регулировании развития авиации», а также в Кодекс об Административных нарушениях и в Арбитражно-процессуальный кодекс.

Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *