Познавательное развитие дошкольников педсовет

  • автор:

Протокол педагогического совета на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по математике»

Протокол № 2

Педагогического совета МКДОУ «Золотухинский детский сад»

От 15 ноября 2017 г. присутствовали: 30 человек

Повестка дня: «Развитие познавательных способностей детей на занятиях (режимных моментах) по математике»

План педсовета:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя — Никулина Е.С.

  2. «Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике в совместной и самостоятельной деятельности» — воспитатель второй младшей группы Ефремова Т.В.; воспитатель подготовительной группы Горяйнова О.П.

  3. «Математические игры в различных видах деятельности дошкольников» (презентация из опыта работы) – воспитатели разновозрастной группы Лупырь В.М., Юшкова Е.А.

  4. «Значение правильной речи воспитателя для детей» — логопед Никулина Е.С.,

  5. «Воспитателям о правильной речи». Игра-тренинг «Знатоки русской речи» — логопед, воспитатель Фомина Е.А.

  6. Блиц-опрос «Объясни выражение» — старший воспитатель Панькова Н.В.

  7. «Как подготовить детей 2-3 лет к математике»- воспитатель первой младшей группы – Сасина Т.А.

  8. Анализ оперативного контроля «Готовность воспитателя к НОД»

  9. Итоги смотра — конкурса «Лэпбук по математике»

  10. Открытые занятия:

— Проведение занятия «Один-много. Большой – маленький» — воспитатель Кондратова Н.Е.

— проведение занятия «Помощники Буратино» — воспитатель Золотарева Н.В.

— «Путешествие в город цветных человечков» — воспитатели Бурцева Н.В., Гостева Е.П.

— Итоговое занятие по опыту работы «Поиграем» — воспитатель Лыкова Е.В.

— Проведение занятия «Путешествие в страну математика» — Зуборева И.С.

— Проведение занятия

— «Путешествие по русской – народной сказке «Гуси Лебеди»» — Калужских Е.А.

— «Интегрированное занятие «Путешествие в Волшебную и занимательную страну математики» — Маслова Н.В.

По первому вопросу выступил старший воспитатель — Никулина Е.С. который рассказал о методике формирования элементарных математических представлений и о специфической терминологии в данной области (Выступление прилагается).

По второму вопросу «Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике в совместной и самостоятельной деятельности» — выступила воспитатель второй младшей группы Ефремова Т.В.; воспитатель подготовительной группы Горяйнова О.П. (Выступления прилагаются).

Презентацию из опыта работы о «Математических играх в различных видах деятельности дошкольников» показали воспитатели разновозрастной группы Лупырь В.М. и Юшкова Е.А. (Выступления прилагаются).

О значении правильной речи воспитателя для детей рассказала логопед Никулина Е.С. (Выступление прилагается).

О правильной речи и о компонентах профессиональной речи педагогов рассказала логопед Фомина Е.А. Также провела с воспитателями игру-тренинг «Знатоки русской речи». (Выступление прилагается).

О том, как подготовить детей 2-3 лет к математике рассказала воспитатель первой младшей группы Сасина Т.А., которая составила планирование работы по подготовке детей первой младшей группы к математике (Выступление прилагается).

С анализом оперативного контроля «Готовность воспитателя к НОД» познакомили старшие воспитатели Панькова Н.В., Никулина Е.С., которые отметили, что во всех группах имеется перспективное планирование по математике. Большинство воспитателей грамотно умеют составлять конспект занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). Следует отметить следующих воспитателей: Горяйнова О.П., Юшкова Е.А., Калужских Е.А., Гостева Е.П. Воспитатели младших и средних групп большое внимание уделяют подбору демонстрационного и раздаточного материала. Среди них можно выделить Бурцеву Н.В., Зубореву И.С., Сасину Т.А. Воспитатели разновозрастных групп много времени уделяют индивидуальной работе на занятиях по математике.

Так же они познакомили всех с итогами смотра конкурса «Лэпбук по математике»:

По первому зданию:

1 – е место у Лупырь В.М.

2- е место у Сасиной Т.А.

3- е место у Девяниной О.В

«Приз зрительских симпатий» получила Калужских Е.А.

По второму зданию:

1 – е место у Умеренковой Ю.Н.

2- е место у Золотаревой Н.В.

3- е место у Зубаревой И.С.

«Приз зрительских симпатий» получили Юшкова Е.А. и Тарасова Л.А.

И номинация «Нестандартный подход к оформлению лэпбука» у Кретовой А.Н.

Решение педагогического совета

  1. Продолжать строить работу по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО: использовать приемы для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

  2. Проводить открытый показ занятий по ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности и с использованием современных методов и приемов в соответствии с ФГОС ДО (обмен опытом).

  3. Внести в план консультации для родителей по развитию математической деятельности дошкольников, советы «Играйте с детьми в математические игры дома», Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН.

  4. Пополнять кабинет методической литературой, пособиями, играми, разработками, картотекой игр.

  5. Использовать современные ИКТ технологии в ходе НОД.

  6. Принять к сведению рекомендации по итогам тематической проверки по организации занятий, планированию воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями, по использованию демонстрационного и дидактического материала, устранить замечания. Срок: до конца года. Ответственные: воспитатели.

  7. Использовать в работе дидактическое средство развития – лэпбук.

Секретарь: Юшкова Е.А.

Председатель: Панькова Н.В.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» методическая разработка по теме

Педагогический совет

Тема: «Познавательное развитие дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

План проведения:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
  2. Об итогах тематического контроля;
  3. Теоретическая часть «Познавательное развитие дошкольников»;
  4. Деловая игра;
  5. Конкурс для педагогов
  6. О разном.

Предварительная работа:

  1. Проведение тематического контроля;
  2. Анкетирование педагогов;
  3. Повторение материала по данной проблеме;

Материал: наглядный: высказывание «Познай себя», структура модели, таблица «Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модель обучения», название тем игры «Пятью пять».

Раздаточный: синие и зелёные карточки.

Ход педсовета

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета: подобрать фонотеку стихов, рассказов по темам недели до 1 декабря. Решение
  2. Итоги тематического контроля. Зачитываю справку. Решение.
  3. Теоретическая часть

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессом ощущения, восприятия, а так же памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  1. что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  2. как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  3. как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых на занятии, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т. к. познавательная активность детей напрямую зависит от того насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Дьяченко О. М. считает, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового.

Воспитатели знакомят с особенностями познавательного развития дошкольников своей возрастной группы.

Подвожу итог.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  1. знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  2. установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
  3. удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  4. формированию положительного отношения к миру.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один важный шаг в познавательном развитии – дети 4 -5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает желание разобрать «завалы» полученных знаний о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребёнок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка

На 5-ом году жизни у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Ведь интерес к какому-либо объекту пробуждает в ребёнке желание больше узнать о нём.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Игра «Пятью пять»

Правило игры: Каждой команде по очереди предлагается выбрать дну из тем. Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей микрогруппы даёт один из участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

Познавательному развитию детей способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности. Дети постепенно овладевают новыми способами действия, ошибки при этом неизбежны. Педагог должен с пониманием и уважением относиться к поискам правильного пути.

На занятиях и в повседневной жизни педагог сообщает детям знания о разных сторонах окружающего мира. Передавая эти знания, педагог стремится не только расширять их объём, но и вызывать интерес к самому процессу познания, воспитывая любознательность. Для этого очень важно побуждать детей к тому, чтобы они почаще задавали вопросы «кто такой?», «что такое?», «почему?», «а что дальше?». Ведь познавательный интерес становится основной мотивацией, движущей детьми, способствующей заниматься, внимательно слушать рассказы и объяснения педагога, а затем и самому стремится к поиску ответов на бесконечные «почему?»

Так формируется умственная активность, и вместе с ней – волевое усилие, сосредоточенность, способность преодолевать трудности в овладении знаниями, в запоминании информации и умение активно использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

Особая работа проводится с детьми, проявляющими скованность, неуверенность на общих занятиях, в присутствии сверстников. Находясь «один на один» с педагогом, ребёнку легче преодолеть свой недостаток, а педагогу, в свою очередь, вступить в общение с ним. В таком свободном общении и ребёнок становится активнее, и педагогу легче поддержать его.

Таким образом, расширение знаний является средством формирования любознательности, побуждающей к умственной активности, которая становится мотивом к появлению настойчивости, сосредоточенности, развитию интереса к процессу обучения.

Формирование устойчивых познавательных интересов

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Мотивация – совокупность всех мотивов, побуждающих к достижению цели.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте. Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях. Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, можно постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может являться, например, создание условий для детского экспериментирования (Н. Н. Подьяков). Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

Ещё одну возможность появления познавательного интереса содержат регулярно проводимые с детьми занятия.

Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче – условие развития познавательных интересов. Поэтому взрослый, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации, познавательных интересов детей, должен сделать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмыслённой для них, а, следовательно, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Конкурс «Смекалистых»

  1. что общего между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (трубка);
  2. сплюснутый квадрат. (ромб)
  3. скрипичный, водяной, замочный …(ключ)
  4. общее между деревом, книгой и венгерской музыкой? (Лист)
  5. балерина и курильщик. Что общего? (пачка)
  6. учёный, увидевший насквозь всё человечество? (Рентген)
  7. постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)
  8. русский государь, в чьё правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Пётр 1).
  9. Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)
  10. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (якорь).

Проверка домашнего задания

Каждой команде разработать план-конспект познавательного занятия на тему: «Улицы нашего посёлка», «Моя семья». Потом провести это занятие с командой соперников.

По итогам педсовета можно сделать вывод: в младшем возрасте воспитатель – источник информации; в старшем – создаёт условия и руководит познавательной деятельностью.

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие:

Педагогический совет по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Педагогический совет

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

Формы проведения: консультация, деловая игра (соревнование двух команд).

План проведения педсовета

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Для того , чтобы приступить к работе нам необходимо разделиться на 2 команды (Из «Волшебного» мешочка педагоги достают фишки двух цветов и делятся на команды, рассаживаясь за столы по цвету фишек)

2 слайд «Познай себя» — написано на воротах Дельфийского храма.

Послушайте одну историю:

«В древние времена мастер Дао Линь жил на высокой сосне, люди того времени звали его «Монах — Птичье Гнездо». К нему в специальное путешествие отправились министр и командующий.

В конце беседы министр Бо спросил: «В чем полный смысл буддийского учения?»

Мастер сказал: «Не совершать ничего дурного, практиковать все добродетели».

Бо сказал: «Даже трехлетний ребенок может сказать это!»

Мастер ответил: «Хотя трехлетний ребенок может сказать это, восьмидесятилетний человек не может этого выполнить».

Тогда Бо поклонился и уехал» (Ошо «Мастер»).

Мы с вами учителя. Ведь воспитатель — это тот же учитель. Наша задача — научить ре­бенка понимать окружающий мир и правильно к нему относиться.

Сегодня мы с вами поговорим о познавательном развитии дошкольников.

4 слайд

Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

5 слайд

Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 — х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

6 слайд

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

7 слайд

Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»

Согласно годовому плану, реализация основных задач по данной теме, происходила путем выступлений коллег на семинарах, педагогических часах, мастер-классах и сейчас обеим командам с целью закрепления знаний я предлагаю пройти блиц-опрос ,т.е.вам необходимо заполнить ячейки в таблице, расставляя соответствующую цифру с правильным вариантом ответа.

ОТВЕТЫ:

8 слайд

1.Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

2.Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

3.Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов

4.Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

9 слайд

5.Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

6.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

7.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

8.Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

10 слайд

«Детские исследования : содержание и алгоритм исследования.»

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задание: выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.(ОТВЕТЫ)

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

— Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

— Сбор материала;

— Обобщение полученных данных.

11 слайд

Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Задание: Какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментально- исследовательской деятельности? (устные ответы педагогов)

(ответы)Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора

В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку. Сформулируем проблемную ситуацию для детей по исследованию:

1 команда – свойства соли – растворяется.

2 команда-свойство песка – не растворяется.

Нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.

Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.

12 слайд

Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

допустим

предположим

возможно

что если

В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.

Задание: Составьте гипотезу по исследованию свойств: 1 команда – свойства соли – растворяется. 2 команда-свойство песка – не растворяется.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.

13 слайд

Возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ –символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Задание: Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.(раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай-нельзя нюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

На этапе поиска решений проблемы — необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

Использовать зрительный образ в виде символов мы можем и для того, чтобы ребенку было легче исследовать предметы, и самое важное на этапе обобщения, подведения итогов – рассказать об исследуемом предмете как можно больше признаков. Здесь мы используем алгоритм действий.

Задание. Придумайте модель исследования предмета, а какого вы выберите сами, изобразите схематически, прокомментируйте.

Рефлексия: Уважаемые коллеги , если вы считаете, что все ,что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь !

Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!

Педсовет на тему: «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Педсовет на тему:

«Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Форма проведения: устный журнал 28 февраля 2018 г.

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: устный журнал

1. Страница 1. Вступление.

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Самоныкина И. И.

2. Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации детского экспериментирования»

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.

3. Страница 3.Педагогический ринг.

Удивительные превращения. Перевертыши. Вопросы и ответы. Продолжи фразу.

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.

Страница 1 :Вступление.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Наш педсовет будет проходить в форме «устного журнала».

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

— Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности, а слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку: «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живётся».

Психологический этюд » Доброе сердце»

( игра проводится с присутствующими педагогами)

Цель: формирование эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе.

«Уважаемые коллеги, давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьется, излучая свою доброту всему окружающему. А теперь, давайте, возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу. Видите, какое хорошее настроение теперь у всех вас! На лицах появились улыбки. С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу.

«Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста»

Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения

Например:

Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»

Решение проблемы

На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.

Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.

Проблемная ситуация.

К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.

Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Решение проблемы

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

— Что произошло с лентой? (Она порвалась)

— Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)

— Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.

Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.

Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад № 5» г. Алейска в период с 19 февраля по 27 февраля 2018 года был проведён тематический контроль по теме: «Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Цель контроля: определить эффективность образовательной работы ДОУ по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками

Страница 3 .Педагогический ринг.

Мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через соревнование.

Все участники делятся на две команды.

Жюри: заведующий МБДОУ – Соловьева М.В.

Учитель-логопед — Зинина Т.А.

Предлагаю вам немного поиграть

конкурс «Удивительные превращения»

Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.

Предлагаются вопросы, время на обдумывание не дается.

Вам нужно вспомнить в кого превратились и были заколдованы герои сказок ?

конкурс «Перевёртыши»

(строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: — нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

Пример: «Счастье перемещается кучами».

(Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

Конкурс «Вопрос-ответ»

1 команда

2 команда

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

Правила техники безопасности при исследовательской деятельности.

-экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
— все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;
— не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

Как вы понимаете выражение «готовность» к исследовательской деятельности? (самостоятельность; полнота и логичность ответа; правильность выводов и формулировок)

Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.

Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.

конкурс Продолжи фразу.

  • Для ребенка эксперимент это…..

  • Наблюдая ребенок……

  • Планируя исследования, важно…

  • Родители, желая помочь, могут повлиять…..

Подведение итогов ринга. Слово жюри.

— Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Проект решения:

1. Признать работу коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Алейска по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников— удовлетворительной.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

3. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент заинтересованности — продумать участие в исследовательской деятельности определенных персонажей.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

4.Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

5. Педагогам всех возрастных групп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года

6.Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение лета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *