Пожертвование бюджетному учреждению

  • автор:

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Образовательные учреждения вправе иметь дополнительный источник доходов в виде добровольных пожертвований, полученных от физических и юридических лиц в денежной, натуральной и иной формах. В статье рассмотрим, как указанные доходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Гражданско-правовые отношения

Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):

  • передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

  • наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

  • выполнения работ, предоставления услуг;

  • оказания иной поддержки учреждению.

Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.

Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:

  • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;

  • договор содержит обещание дарения в будущем;

  • передается объект недвижимого имущества.

В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

Стоит отметить, что пожертвованное образовательному учреждению имущество должно использоваться по определенному назначению, обусловленному жертвователем. Именно цель является мотивом к заключению договора пожертвования, в отличие от договора дарения. При отсутствии цели указанное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Обратите внимание: не допускается использование добровольных пожертвований на цели, не соответствующие желаниям жертвователей и уставной деятельности образовательного учреждения.

Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

По факту использования пожертвований по целевому назначению, на нужды учреждения составляется письменный отчет, который представляется всем заинтересованным пользователям и может быть размещен на официальном сайте учебного заведения.

Оформление и принятие к учету пожертвований

Дополнительно к договору пожертвования могут быть оформлены следующие документы:

  • заявление жертвователя на имя руководителя учреждения о передаче пожертвования, с указанием суммы пожертвования (если это денежные средства), цели его использования, реквизитов жертвователя, даты подачи заявления;

  • акт приема-передачи имущества;

  • акт сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг на добровольной и безвозмездной основе.

Согласно положениям п. 39, 42 СГС «Доходы» добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в виде полученных денег, имущества, результатов выполнения работ, предоставления услуг являются иным доходом от необменных операций, который признается в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату его получения.

Передача денежных средств

При безвозмездной передаче денежных средств по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.

Пожертвования наличными деньгами вносятся в кассу учреждения на основании заявления жертвователя с последующим зачислением их:

  • на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;

  • в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, если получатель пожертвования имеет статус казенного учреждения.

Стоит отметить, что пожертвованные деньги, как и другие доходы, полученные бюджетными (автономными) учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, поступают в их собственное распоряжение.

Что касается казенных учреждений, они не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Данные поступления в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (см. Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

Передача объектов имущества

Пожертвование в виде имущества (объектов нефинансовых активов) оформляется актом приема-передачи и ставится на баланс образовательного учреждения.

К сведению: право собственности на недвижимое имущество, полученное по договору пожертвования, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Объекты нефинансовых активов, полученные по договору пожертвования, принимаются к учету по первоначальной стоимости, признаваемой их справедливой стоимостью. Она равна текущей оценочной стоимости объектов на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

Определение справедливой стоимости осуществляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие объекты по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом имущество, соответствующее критериям признания активов, отражается учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль». После получения данных о соответствующих ценах по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости.

Выполнение работ, оказание услуг

В силу п. 43 СГС «Доходы» доходы от пожертвований учреждению в виде выполненных работ, предоставленных услуг в бухгалтерском (бюджетном) учете не признаются.

Согласно п. 55 указанного стандарта и положениям инструкций № 33н, 191н сведения об основных видах безвозмездно полученных работ (услуг) указываются в разд. 2 текстовой части пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С учетом изложенного при условии раскрытия информации о безвозмездно полученных услугах (работах) в пояснительной записке отражение данных операций на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета не осуществляется, в связи с чем показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности не формируются. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 22.05.2019 № 02-07-10/36688.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Выбор кода КОСГУ

В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.

Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.

Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:

Денежные пожертвования

Неденежные пожертвования

капитального характера

текущего характера

капитального характера

текущего характера

Статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»

Статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»

Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»

Указанные статьи детализируются соответствующими подстатьями КОСГУ. Выбор той или иной подстатьи зависит от категории жертвователя. В частности, пожертвования, поступившие образовательному учреждению от физических лиц и коммерческих организаций, учитываются следующим образом:

  • денежные средства, пожертвованные на приобретение (создание) основных фондов, – по подстатье 165, на иные цели –по подстатье 155 КОСГУ;

  • имущество в виде основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, пожертвованное физическими лицами, – по подстатье 197, а коммерческими организациями – по подстатье 196 КОСГУ. Объекты, не признаваемые в целях бухгалтерского учета основными фондами (например, материалы), отражаются по подстатьям 193 и 192 КОСГУ соответственно.

Бухгалтерские записи по учету пожертвований

Добровольные пожертвования:

  • бюджетному (автономному) учреждению учитываются по КВФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»;

  • казенному учреждению – по КВФО 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

В силу положений п. 39, 40 СГС «Доходы» пожертвования, полученные:

  • без условий их использования по определенному назначению, признаются в бухгалтерском учете доходами текущего отчетного периода по факту получения от передающей стороны;

  • с условиями их использования по определенному назначению, – в составе доходов будущих периодов (в момент возникновения права на их получение). По мере реализации условий эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода.

Инструкциями № 162н, 174н, 183н предусмотрены следующие бухгалтерские записи по учету пожертвований:

Дебет

Кредит

В учете казенных учреждений

Начислены доходы в виде денежного пожертвования

1 205 5х 56х

1 401 10 15х
1 401 40 15х

Поступили в бюджет денежные пожертвования:

– если учреждение осуществляет полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 210 02 15х

1 205 5х 66х

– если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (на основании извещения (ф. 0504805))

1 304 04 15х

1 303 05 731

1 303 05 831

1 205 5х 66х

Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей

1 401 40 15х

1 401 10 15х

Приняты к учету объекты имущества, полученные в виде пожертвования

1 101 хх 310
1 102 хх 320
1 103 хх 330

1 401 10 19х
1 401 40 19х

В учете бюджетных (автономных) учреждений

Начислены доходы в виде денежного пожертвования

2 205 5х 56х
2 205 6х 56х

2 401 10 15х (16х)
2 401 40 15х (16х)

Поступили денежные пожертвования учреждению

2 201 34 510
2 201 11 510
2 201 27 510

2 205 5х 66х
2 205 6х 66х

Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей

2 401 40 15х (16х)

2 401 10 15х (16х)

Приняты к учету объекты имущества, полученные в виде пожертвования

2 101 хх 310
2 102 хх 320
2 103 хх 330

2 401 10 19х
2 401 40 19х

Пример 1.

В кассу школы (бюджетного учреждения) поступили деньги от физического лица в качестве добровольного пожертвования на покупку ноутбука в размере 20 000 руб. Указанные средства были зачислены на лицевой счет учебного заведения и израсходованы в полном объеме, что подтверждено соответствующими документами и отражено в отчете, представляемом жертвователю. Ноутбук, приобретенный у коммерческой организации за счет средств денежного пожертвования, принят на баланс в качестве объекта основных средств.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде денежного пожертвования

2 205 65 567

2 401 40 165

20 000

Поступили на лицевой счет школы денежные средства в виде пожертвования

2 201 11 510

Забалансовый счет 17

2 205 65 667

20 000

Отражены доходы текущего периода на основании отчета о целевом использовании средств пожертвования, представленного жертвователю

2 401 40 165

2 401 10 165

20 000

Получен ноутбук от поставщика

2 106 31 310

2 302 31 734

20 000

Принят к учету ноутбук

2 101 34 310

2 106 31 310

20 000

Погашена задолженность перед поставщиком ноутбука

2 302 31 834

2 201 11 610

Забалансовый счет 18

20 000

Пример 2.

Физическое лицо пожертвовало детскому саду (имеет статус казенного учреждения) денежные средства в сумме 3 000 руб. Деньги перечислены напрямую в бюджет (на счет администратора кассовых поступлений). Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Харебов Е.Ю. 1 Битиева М.Г. 1 1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Владикавказский филиал) В статье рассматривается значение безвозмездных поступлений в структуре доходов региональных бюджетов. Зависимость от вышестоящих бюджетов зачастую не позволяет регионам в полной мере осуществлять программы социально-экономического развития. Данная проблема особо актуальна для регионов, которые в силу определенных структурных проблем в экономике не в состоянии покрывать бюджетные расходы собственными налоговыми и неналоговыми доходами. Анализ объемов и структуры безвозмездных поступлений проведен на примере доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания, которая является одним из наиболее дотационных субъектов федерации. Для таких регионов важна не только помощь вышестоящих бюджетов как таковая, но и механизм ее предоставления, обеспечивающий эффективное использование этой помощи. В то же время, по мнению авторов, безвозмездные поступления должны быть жестко регламентированы и в перспективе их удельный вес в структуре доходов региональных бюджетов должен снижаться. В конечном итоге это позволит региону относится к числу депрессивных, понятие которых было приведено в статье. 124 KB доходная часть региональных бюджетов. налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов иные межбюджетные трансферты субвенции субсидии дотации дотационный регион безвозмездные перечисления 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ . – Режим доступа: http://www/consultant.ru/popular/budget. 2. Болтинова О.В. Бюджетное право/Учебное пособие. М., Инфра-М, 2013. 3. Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне//Финансы.2015-№2. 4. Официальный сайт Министерства финансов РСО-Алания/http://www.mfrno-a.ru. 5. Сланов А.Э. Основные проблемы формирования и некоторые пути совершенствования доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере республики Северная Осетия-Алания)//Управление экономическими системами (электронный научный журнал). 2012.-№12 6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление/Учебник. М., Инфра-М, 2006

Эффективность функционирования бюджетной системыво многом зависит от степени его сбалансированности. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда налоговые и неналоговые доходы не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

В сложившейся экономической ситуации субъекты Российской Федерации четко разделились на регионы-доноры и регионы реципиенты. Последниево многом зависят от безвозмездных перечислений из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.

Согласно ст. 6 БК РФ дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратнойоснове без установления направлений и (или) условий их использования.

Межбюджетная субсидия — это межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета публично-правового образования на условиях софинансирования целевых расходов,осуществляемых в рамках исполнения расходных обязательств другого публично-правового образования.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федеральногобюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочийорганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектовРФ, и расходных обязательств по выполнению полномочийорганов местного самоуправления по вопросам местногозначения.

В ст. 6 БК РФ, где закреплен понятийный аппарат, понятие субвенции отсутствует.

На наш взгляд, наиболее точно это понятие отражено О.В. Болтиновой»субвенция — это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечениярасходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленномпорядке».

Субвенция как форма межбюджетных трансфертов предоставляется бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам,бюджетам автономных округов, бюджетам муниципальныхрайонов, а также бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Законодатель использует в БК РФ термин «иные межбюджетные трансферты». Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Кроме того, в федеральном бюджете предусматриваютсямежбюджетные трансферты региональным бюджетам дляпредоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

С середины 2000-х гг. благодаря высоким ценам на мировом рынке энергоносителей и соотсветственно притоку в страну значительных сумм в виде валютной выручки федеральные монетарные власти имели возможность перечислять необходимые средства в нижестоящие бюджеты. Ввследствии этого региональные бюджеты в целом были сбалансированными, динамика их доходов с учетом федеральных трансфертов соответствовала динамике расходов. Исключением стал кризисный 2009 год, когда мировой финансовый кризис и резкое падение цен на нефть привело к сокращению доходов федерального бюджета, а следовательно к сокращению финансирования региональных бюджетов и образованию дефицита в размере 0,8% ВВП. Нормализовавшись после кризиса, ситуация вновь ухудшилась в 2012 г., когда начавшееся замедление роста экономики и стагнация в ряде отраслей совпали с появлением у регионов дополнительных социальных обязательств, связанных с необходимостью выполнения указов Президента от 7мая2012года.

В этих условиях перечисленные выше виды безвозмездных перечислений играют важную роль при формировании доходной части региональных бюджетов.

Причем в ряде регионов, которые принято называть эти поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов. К таким регионам относится и Республика Северная Осетия -Алания. В таблице 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия — Алания в 2011-2013 годах.

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия — Алания в 2011-2013 годах, млн. рублей

Источник: Минфин Республики Северная Осетия-Алания

Показатели таблицы наглядно свидетельствуют о том, что безвозмездные поступлению в бюджет республики занимают более половины ее доходов.

Более детальную характеристику безвозмездным поступлениям дает таблица 2.

Таблица 2

Структура и динамика безвозмездных поступлений в бюджет

РСО-Алания за 2011-2013 годы

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

11976280,41

13 629 588,20

13 731 477,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11754487,31

13 522 228,19

13 609 243,9

Дотации бюджетам субъектов РФ

и муниципальных образований

6287116,7

7 687 982,30

9 130 484,3

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

2661365,2

3 595 986,98

3 092 803,5

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1610713,8

1 511 720,45

1 195 142,9

Иные межбюджетные трансферты

1195154,7

723 636,67

179 515,8

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

136,8

2 901,79

11 297,4

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

221793,1

431 361,83

321 509,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

11 740,40

20 800,7

По данным таблицы наглядно видно, что наибольший удельный вес в структуре занимают дотации из федерального бюджета и, хотя их доля в 2013 году несколько снижается, преобладание данной статьи доходов является негативным фактором, снижающим экономическую безопасность республики.

В противовес этому как положительный фактор можно отметить рост объемов субсидий, которые напрямую зависят от уровня софинансирования из регионального бюджета и направлены на реализацию различных программ социально-экономического развития региона. Соответственно рост субсидий из вышестоящего бюджета теоретически означает увеличение возможностей нижестоящих бюджетов.

По логике вещей каждый бюджет должен стремиться к минимальной дотационности, а то и вовсе стать независимым от дотаций. Однако на практике это является труднодостижимым, так как регионы различаются наличием ресурсной базы, геополитическим положением и многими другими факторами. В этой связи в последние два десятилетия распространен термин «депрессивный регион». Что же подразумевается под этим термином? Приведем определение Фетисова и Орешина, которые дают следующую трактовку: «Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающеговозникновение новых стимулов развития» В данном определении, на наш взгляд, довольно спорной представляется последняя часть.Стимулы развития должны разрабатываться государственной региональной политикой.

Основным предложением специалистов по данной проблематике является увеличение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В этой связи предлагается увеличение доли федеральных (регулирующих) налогов, зачисляемых в региональный бюджет, а то вовсе построить налоговую систему по американскому принципу «один бюджет -одинналог» с передачей большей части налогов в ведение регионов. Данную позицию не разделяет Поляк, справедливо утверждая, что нестабильность отечественной экономики порождает нестабильность налоговой базы, и замена дотаций дополнительными налоговыми полномочиями может способствовать недополучению в определенные периоды значительных поступлений в доходную часть региональных бюджетов.

Решение проблемы снижения дотационности во многом лежит в самой структуре безвозмездных поступлений. Выше нами отмечалась положительная роль субсидий, поступающих в региональный бюджет. Необходимо повысить уровень эффективности программных мероприятий, на которые направлены эти субсидии, так как именно эффективная реализация целевых программ позволит создать новые производства и увеличить налоговую базу.

Рецензенты:

Лазарова Л.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и финансов Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Харебов Е.Ю., Битиева М.Г. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19073 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Бюджетному учреждению в рамках договора пожертвования переданы денежные средства на уставную деятельность. Договор заключен в 2018 году, денежные средства в полном объеме поступили также в 2018 году, но расходование средств и отчет о целевом использовании будут в 2019 году.
Договор пожертвования был заключен на период с декабря 2018 года по февраль 2019 года. Денежные средства получены в полном объеме в декабре 2018 года, поступлений денежных средств в 2019 году договором не предусмотрено. Для оформления «дорожной карты» в феврале 2019 года учреждение должно составить Отчет о расходовании полученных денежных средств на цели, определенные договором пожертвования. Сам договор такого требования не содержит. При поступлении денежных средств следует начислить доходы текущего периода или будущего периода на сумму договора?

18 февраля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступившие по договору пожертвования в 2018 году денежные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».

Обоснование вывода:
Пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). При этом под вещью как объектом гражданских прав понимаются в том числе безналичные денежные средства (ст. 128 ГК РФ).
Согласно абзацу двенадцатому п. 150 и абзацу восьмому п. 93 Инструкции N 174н начисление безвозмездных поступлений, в том числе полученных пожертвований отражается по дебету счета 2 205 89 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».
Поэтому в силу прямой нормы поступившие по договору пожертвования в 2018 году денежные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».

К сведению:
Если безвозмездные поступления нефинансовых или финансовых активов обусловлены определенными условиями при их передаче, то в момент возникновения права на их получение доходы от безвозмездных поступлений учитываются в составе доходов будущих периодов.
Здесь следует отметить, что жертвователь вправе обусловить использование пожертвования по определенному назначению, а при невыполнении этого условия — требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п.п. 3, 5 ст. 582 ГК РФ). При наличии такого условия в договоре оценить целевой характер использования пожертвованных средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть.
Именно поэтому для некоторых видов доходов Планом счетов предусмотрен счет 401 40 «Доходы будущих периодов». На этом счете подлежат отражению поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В п. 301 Инструкции N 157н приведены доходы, которые могут учитываться как доходы будущих периодов, и этот перечень не является исчерпывающим, что позволяет учреждению в учетной политике на 2018 год предусмотреть отражение на счете 401 40 в том числе доходов от пожертвований, предоставленных на условии использования по целевому назначению.
А с 2019 года необходимость отнесения доходов от безвозмездно полученных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, в момент возникновения права на его получение к доходам будущих периодов закреплена в п. 40 СГС «Доходы».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Что такое пожертвование на благотворительность?

В соответствии с гражданским законодательством РФ пожертвованием на благотворительность считается дарение определённой вещи или права, пользование которыми полезно обществу. К общеполезной сфере можно отнести культуру, поэтому дарение такому учреждению является пожертвованием на благотворительность после заключения договора пожертвования денежных средств. Порядок заключения договор пожертвования и договор дарения регулируются одними и теми же нормами гражданского законодательства.

Одно из основных условий договора пожертвования – это его обязательная безвозмездность.

Фактом пожертвования или дарения признаётся право или передача имущества, при получении которых одариваемый не совершает каких-либо действий в интересах дарителя. Пожертвованием или дарением не может быть спонсорство, которое отличается получением спонсором встречного возмещения от спонсируемого лица. Предложение спонсируемым лицом рекламодателю (спонсору) рекламы в качестве встречного возмещения. Поступление средств от спонсора считается доходом, поэтому такие поступления облагаются налогом. При заключении договора дарения, где речь идёт о пожертвовании, понятие «спонсорство» употреблять не стоит.

В соответствии с договором дарения пожертвование может предназначаться:

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам (образовательным, культурным, воспитательным и другим учреждениям);
  • религиозным и общественным организациям;
  • учреждениям соцзащиты;
  • муниципалитетам;
  • субъектам РФ.

В качестве стороны, совершающей пожертвование, могут выступать:

  • организации;
  • дееспособные граждане, имеющие в собственности имущество или обладающие правом его передачи.

В соответствии с гражданским законодательством (ст.575 ГК РФ) возможность дарения не распространяется на следующие категории граждан:

  • работников учреждений и граждан, находящихся в этих учреждениях на содержании, лечении и воспитании (категорически запрещается дарить имущество, стоимость которого превышает 3 тыс. руб.);
  • родственников вышеуказанных граждан.

Отличительная особенность договора пожертвования учреждению заключаются в передаче в собственность имущества или права на него без освобождения от обязанности. Договор о добровольном пожертвовании денежных средств может заключаться с условием использования пожертвования на определённые цели. В таком случае учреждение, принимающее пожертвование, должно его использовать в соответствии с целевым назначением, предусмотренным в договоре. Об использовании такого пожертвования должен предоставляться отдельный учёт. При использовании средств или имущества не по назначению жертвователь имеет право написать заявление об отказе в пожертвовании.

Заключение договора пожертвования на получение гранта

При заключении договора пожертвования на получение гранта в нём должны предусматриваться дополнительно особые условия. Под грантом подразумевается передача денежных средств или имущества на определённых условиях. Эти условия заключаются в следующем:

  • безвозмездной передаче без возврата вознаграждения другой стороной соглашения;
  • в качестве грантодателя может выступать физическое лицо или некоммерческая организация;
  • целевом использовании гранта (на реализацию определённых программ в сфере образования, культуры, искусства и др.);
  • обязательном предоставлении отчета получателем гранта об использовании денежных средств в соответствии с целевым назначением;
  • ведении раздельного учёта доходов и расходов средств, полученных от грантодателя;
  • обязательном предоставлении отчётности в контролирующие органы;
  • использовании гранта строго по назначению и в соответствии со сроками, установленными грантодателем.

Особенности пожертвования движимого имущества бюджетному учреждению

При пожертвовании движимого имущества бюджетному учреждению заключается договор в письменной форме. Для дарения недвижимого имущества необходима государственная регистрация (если это предусмотрено законодательством).

Заключение договора дарения в устной форме может предусматриваться в следующих случаях:

  • вручении дара или передаче его символически;
  • вручении физическим или юридическим лицом документов на право пользование имуществом, стоимость которого не превышает 3 тыс. руб.

При передаче имущества учреждению, которым ведётся бухгалтерский учёт, договор пожертвования должен обязательно оформляться в письменной форме.

Специальной формы либо структуры договора пожертвования законодательством не предусмотрено. Поэтому при его составлении учитываются предмет соглашения и условия сторон. При составлении договора пожертвования на получение денежных средств желательно указать их назначение.

При получении юридическим лицом денежных средств в виде пожертвования его право распоряжения ими может нарушаться финансовыми органами. Поэтому при передаче такого вида пожертвования в договоре необходимо указать особенности его учёта и использования. В договоре могут предусматриваться следующие условия:

  • порядок и сроки перечисления пожертвования;
  • право юридического лица на использование полученных денежных средств по своему усмотрению;
  • возможные расходы, на покрытие которых будут использоваться денежные средства, полученные в виде пожертвования, их назначение и т.д.

В этом году вступили в действие новые нормативные документы по учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Порядок учета доходов в виде безвозмездных поступлений и пожертвований существенно изменился. Об изменениях и о том, как отражать в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» денежные пожертвования, рассказывают эксперты 1С.

Нормативное регулирование благотворительной деятельности

Согласно статье 582 Гражданского кодекса РФ и статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки является благотворительной деятельностью.

В соответствии со статьей 5 Закона о благотворительной деятельности благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

С 01.01.2019 применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Стандартом «Доходы» безвозмездные поступления в сектор государственного управления отнесены к группе «Прочие доходы от необменных операций». К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Порядок учета доходов зависит от наличия условия при передаче активов. Условия при передаче активов — это условия, устанавливаемые передающей стороной, согласно которым будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне (п. 6 Стандарта «Доходы»).

В соответствии с пунктами 37, 39, 40 Стандарта «Доходы»:

Выдержка из документа

«Объектом бухгалтерского учета прочих доходов от необменных операций являются отдельные виды поступлений от необменных операций с учетом их целевого назначения (условий при передаче активов), исходя из экономического содержания необменных операций согласно бюджетной классификации Российской Федерации.

…Безвозмездные поступления денежных средств (включая субсидии и гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду.

…Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений.»

Соответствующие бухгалтерские записи предусмотрены в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Начисление доходов по безвозмездным поступлениям, предоставленным без условий при передаче активов (п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н), отражается:

  • в части, относящейся к текущему периоду, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 100 «Доходы будущих периодов» (040110150, 040110160);
  • в части, относящейся к будущим периодам, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160);

Порядок начисления доходов по безвозмездным поступлениям, предоставленным на условиях при передаче активов:

  • начисление доходов будущих периодов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160) (п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н);
  • начисление доходов текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 100 «Доходы будущих периодов» (040110150, 040110160) (п. 150 Инструкции № 174н, п. 178 Инструкции № 183н).

Согласно пунктам 72 Инструкции № 174н и Инструкции № 183н поступление иных доходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отражается по дебету счета 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 (п. 365 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

С 01.01.2019 вступил в действие Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н. Согласно пункту 12.1.5 Порядка № 132н безвозмездные денежные поступления, пожертвования от физических и юридических лиц относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов (АГПД) бюджетов классификации доходов БК РФ (ранее применялась статья 180 АГПД).

Также с 01.01.2019 вступил в действие Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 209н введено разграничение безвозмездных поступлений в сектор государственного управления на поступления текущего и капитального характера (статьи 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера», 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»):

Выдержка из документа

«Поступления, перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды — недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), на осуществление капитальных вложений в объекты дочерних обществ государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, на приобретение (создание) объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета основными средствами, приобретение (создание) программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.

Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. К таким поступлениям, перечислениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление расходов как не капитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества);»

Отметим, что в 2018 году безвозмездные поступления отражались по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы». Кроме того, Порядком № 209н введено разграничение поступлений по видам благотворителей, ссудодателей.

Денежные пожертвования в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Рассмотрим новый порядок отражения денежных пожертвований в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2) на примере.

Пример

Автономному учреждению ФГУП перечислило пожертвование на ремонт помещений. По окончании ремонта учреждение предоставило жертвователю отчет о выполнении ремонта.

Пожертвование на проведение капитального ремонта относится к поступлениям текущего характера, следовательно, отражается по КОСГУ из группы 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера».

В целях применения КОСГУ согласно пункту 9.5 Порядка № 209н унитарные предприятия входят в группу «Организации государственного сектора».

Согласно пункту 9.5.4 Порядка № 209н, с 01.01.2019 безвозмездные поступления текущего характера — гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования, и др. безвозмездные поступления от унитарных предприятий — относятся на подстатью 154 «Поступления текущего характера от организаций государственного сектора» КОСГУ.

В рассматриваемом случае пожертвование получено на конкретную цель — ремонт помещений, то есть с условием при передаче активов.

Бухгалтерские записи по отражению в 2019 году доходов от безвозмездных поступлений, предоставленных автономному (бюджетному) учреждению на условиях при передаче активов в соответствии с договором, и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.

На рисунке 1 приведен фрагмент документа БГУ2 «Начисление доходов будущих периодов».

Рис. 1

Налог на прибыль

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.

Имущество (в т. ч. денежные средства), полученное некоммерческой организацией в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *