Повторная налоговая проверка

  • автор:

Содержание

Что говорит закон

Налоговый кодекс в ст. 87 предусматривает, что налоговиками могут проводиться 2 основных вида проверок: выездные и камеральные. Камеральные должны проходить в период не позднее 3 месяцев с даты подачи налогоплательщиком декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки организуются налоговиками непосредственно на рабочем месте плательщика налогов, и для их проведения никаких разрешений не требуется. В отдельных случаях, например, если плательщик налогов не может по объективным причинам предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Общие правила организации выездных проверок изложены в Письме ФНС России № АС-4-2/13622. В нем, в частности, говорится о том, что срок выполнения проверочных мероприятий начинает отсчитываться с даты подписания руководителем налоговой инспекции соответствующего решения. Сроком окончания считается дата оформления итоговой справки по проверке (ст. 89 НК РФ). Как того требует п. 6 указанной статьи, длительность проверки не может быть больше 2 календарных месяцев.

В каких случаях срок можно продлить

В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.

Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю. В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев. При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.

Увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.

Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.

Для налогоплательщика даже одна выездная проверка доставляет много хлопот, не говоря уже о двух. Потому полезно знать, во-первых, в каком случае может проводиться такая проверка, а во-вторых, какие существуют дополнительные основания для признания результатов такой проверки недействительными.

По общему правилу проведение повторной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период запрещено. Это установлено ст. 87, 89 НК РФ и подтверждено судебной практикой: Постановлениями ФАС ЗСО от 01.07.2002 № Ф04/2274-816/А45-2002, от 17.05.2000 № Ф04/1198-169/А67-2000 и т. д., но существует и один прецедент, свидетельствующий об обратном: Постановление ФАС УО от 16.08.2001 № Ф09-1839/01ПК. Сначала определимся с тем, что можно считать повторной проверкой.

Критерии повторности.

Проверка считается повторной, если она проводится во второй (третий и т. д.) раз по одним и тем же налогам за один и тот же период. Свидетельством повторности могут являться сведения из решения о назначении налоговой проверки либо фактически повторный характер. В последнем случае налицо проверка одних и тех же налоговых периодов по одним и тем же налогам, например, выражающееся в фиксации при ее проведении тех же обстоятельств, что были установлены ранее проведенной проверкой (Постановление ФАС ЦО от 23.04.2002 № А54-3825/01-С1) и т. д.

Необходимо отличать от повторных проверок встречные, которые применяются в рамках налогового контроля над деятельностью других налогоплательщиков. При таких встречных проверках налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. В противном случае (параллельная проверка самой организации) проверка допускается только на общих основаниях ст. 89 НК РФ. Такая проверка может быть квалифицирована как повторная со всеми вытекающими отсюда последствиями (Постановление ФАС СЗО от 20.08.2001 № А42-7493/00-23-1336/01).

Органы, полномочные проводить налоговую проверку, в том числе и повторную:

Налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации; Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. При проведении проверки вышестоящим органом необходимо проверить подчиненность органов. Так, налоговый орган не может проверять деятельность таможенного органа: Органы налоговой полиции не вправе проводить налоговые проверки в рамках налогового контроля. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны проводить проверки в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок в смысле ст. 87 НК РФ (Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5).

Основания проведения повторной налоговой проверки.
  • Реорганизация или ликвидация юридического лица.
  • Ликвидация или реорганизация филиала налогоплательщика не дает права на проведение повторной налоговой проверки, которая имеет место только при реорганизации и ликвидации юридического лица (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № 6048).

  • Контроль над деятельностью нижестоящего органа.
  • Повторная выездная налоговая проверка производится в целях осуществления контроля над деятельностью органа, проводившего первую налоговую проверку, а не за исчислением налога налогоплательщиком (Постановлением ФАС СЗО от 16.01.2002 № А01-1415/01-104/13 отменено Постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки с целью оперативного контроля за исчислением налогов налогоплательщиком). Вместе с тем в решении вышестоящего органа о проведении повторной налоговой проверки не обязательно должны содержаться мотивы и ссылки на основания и обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения повторной налоговой проверки (Постановление ФАС ЗСО от 27.03.2000 № Ф04/788-93/А67-2000). Таким образом, если в решении налогового органа указаны ненадлежащие основания проведения проверки, то такое решение может быть обжаловано, но при отсутствии каких-либо основания проведении проверки решение не может быть признано незаконным.

    Включение в состав лиц, проводящих повторную выездную налоговую проверку, сотрудника нижестоящего налогового органа свидетельствует об отсутствии цели проверки деятельности нижестоящего органа и является одним из оснований для признания недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам повторной выездной налоговой проверки (Постановление ФАС СЗО от 16.01.2002 № А05-1415/01-104/13).

    Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является основанием для проведения повторной налоговой проверки, а привлечение к ответственности по ее результатам признается судом незаконным (Постановление ФАС ВСО от 14.08.2001 № А19-1256/01-26-Ф02-1855/01-С1).

    Привлечение к ответственности по результатам повторной налоговой проверки.

    Привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам повторной проверки производится на общих основаниях в соответствии с разделом 6 НК РФ (Постановление ФАС ЦО от 07.06.2002 № А14-9515-01/76/1).

    Таким образом, повторная налоговая проверка является исключительной мерой налогового контроля, и к ее проведению предъявляются дополнительные требования, что дает дополнительные гарантии налогоплательщикам.

    Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

    Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

    Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

    Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

    Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

    Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

    Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

    1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

    Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

    1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

    Указанные действия сопровождаются:

    • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

    Подробности — в статьях:

    • «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?»;
    • «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

    При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

    Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

    • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
    • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

    Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

    • проведением экспертиз;
    • выемкой документов.
    1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

    Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

    Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

    • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
    • имеются ли у нее обособленные подразделения;
    • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
    • прочие факторы.

    О них подробно рассказывается в этом материале.

    Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

    • находиться у налогоплательщика;
    • запрашивать документы;
    • производить осмотр помещений;
    • осуществлять прочие мероприятия.

    О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

    Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

    Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

    Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

    Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

    О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

    • дата;
    • реквизиты проверяемого лица;
    • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
    • номер решения о проведении проверки;
    • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
    • период проверки;
    • прочая важная информация.

    Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

    После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

    После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

    Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

    План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

    С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

    Подробности — в наших материалах:

    • «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна»;
    • «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

    Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

    Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

    Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

    • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
    • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
      • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
      • представленная уточненная декларация.

    Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов «старше 3 лет»».

    • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

    Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

    Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

    Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.

    Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).

    В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.

    Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.

    Распространенные заблуждения

    Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

    Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

    Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

    Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

    Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

    В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

    • Критические отклонения в налоговой нагрузке

    Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

    Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из .

    (актуализировано с учетом данных за 2017 год)

    • Критические отклонения в рентабельности

    Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам — .

    Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

    Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

    К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на .

    Критерий №3. Низкая зарплата

    Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть .

    Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

    Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

    • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
    • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
    • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

    Критерий №5. Опережающий рост расходов

    Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

    Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

    При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

    Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

    • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
    • взаимозависимость участников сделок;
    • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
    • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

    При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

    • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
    • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
    • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

    Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

    Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

    ***

    Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе .

    Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

    В частности, в обязательном порядке:

    • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
    • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
    • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

    и пр.

    Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

    После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

    Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

    Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

    В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

    Связаться с экспертом

    Отбор кандидатов для проведения выездной проверки

    Комментирует Александр Матиташвили, налоговый адвокат, аудитор, ведущий вебинара про выездные налоговые проверки:

    «Раньше процесс отбора кандидатов для проведения налоговых проверок был закреплен во внутренних регламентах налоговых органов и являлся закрытой информацией. Подход к организации контрольной работы налоговых органов изменился и стал более прозрачен и понятен. Была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) – на ее основании налоговые органы формируют годовой план проведения проверок. План может быть изменен в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств.

    План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией и не предоставляется налогоплательщикам для ознакомления».

    Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер».

    Откуда налоговая берет информацию о деятельности налогоплательщиков

    Назначению налоговой проверки предшествует большая работа — налоговые органы собирают и обобщают информации о налогоплательщике из внутренних и внешних источников.

    К внутренним источникам относится информация, находящаяся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие ресурсы налоговых органов.

    К внешним источникам относится информация о налогоплательщиках, полученная законным путем, посредством обмена информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

    Также налоговые органы анализируют любую общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм уплаченных налогов, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, публикации и т. д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц.

    Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

    Разберем подробно, на что налоговая инспекция обращает внимание при выборе кандидатов для проверки.

    12 факторов, которые могут приблизить выездную проверку:

    1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня прочих организаций в этой отрасли. Чтобы оценить риск включения в план проверок по этому критерию, нужно сравнить фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, то организация может попасть в план выездных проверок.
    2. Убытки в налоговой и бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение двух и более лет подряд. Рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
    3. Значительные суммы налоговых вычетов. По данному критерию оценивают налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате НДС. Сумма вычетов по НДС считается значительной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов. Этот критерий актуален для организаций — плательщиков налога на прибыль. Основывается на анализе данных налоговой декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах за несколько отчетных периодов (минимум за 2-3 года).
    5. Заработная плата на одного работника ниже среднего уровня в субъекте. Фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ.
    6. Компания неоднократно приближается к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы (2 и более раза в течение года).
    7. Расходы ИП максимально приближены к сумме его дохода за год. По данному критерию оценивают индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ. Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ), заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83%.
    8. Построена «цепочка контрагентов» без наличия разумных причин. Наличие «цепочки контрагентов» принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
    9. Налогоплательщик не представляет пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представить документы и пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Налогоплательщик не отвечает без объективных причин? – повод назначить выездную налоговую проверку.
    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения. Смена места нахождения налогоплательщика может быть оправдана, если по новому месту больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению налоговых органов, часто такие действия связаны с возможными попытками уклониться от налогообложения. Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.
    11. Уровень рентабельности значительно отклоняется от уровня для данной сферы деятельности. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. Принимается во внимание уменьшение рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более. Таблица рентабельности закреплена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@ ().
    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В письме ФНС от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@, а также на официальном интернет сайте ФНС содержится информация о том, что такое «деятельность с высоким налоговым риском». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

    Как вести себя при проведении выездной проверки и на рассмотрении материалов проверки, смотрите в записи вебинара в Школе бухгалтера «Права налогоплательщика и налоговой инспекции при выездной проверке».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *