Постановление правительства 230

  • автор:

Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам — и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

ГАРАНТ:

См. Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации на 2001 год, утвержденные приказом МПР РФ от 7 мая 2001 г. N 398

Часть третья утратила силу с 1 января 2005 г.

См. текст части третьей статьи 90

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование.

Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для граждан и юридических лиц в пределах лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, установленных для субъекта Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) для граждан и юридических лиц осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии утверждены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383

Хитрый лимит

Правовое регулирование отношений по подаче питьевой воды и оказанию услуг по приему сточных вод отнесено в ч. 2 Гражданского кодекса РФ к главе 30 «Купля — продажа» § 6 «Энергоснабжение» (ст. 539 — 548) (на основании п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ) и главе 39 «Возмездное оказание услуг» (ст. 779 — 783).
Договор подачи питьевой воды и оказания услуг по приему сточных вод является двусторонним, консенсуальным, возмездным, смешанным, публичным (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 433, ст. 426 Гражданского кодекса РФ, ч. 1).
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. — п.1.ст.426 ГК РФ).
То есть продавец предлагает, а покупатель покупает воду для своих нужд. Затем покупатель использованную воду возвращает продавцу.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.2. ст.539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1. ст. 544. ГК РФ).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения ст.ст.539-547 применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п.2.ст. 548. ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 539 ГК РФ договор по подаче питьевой воды и оказанию услуг по приему сточных вод подлежит регулированию также утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», которые являются основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность субъектов в сфере пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
Согласно п.1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» (далее Правила):
«абонент» — юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод,
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом,
«лимит водопотребления (водоотведения)» — установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени;
«нормативы водоотведения или нормативы сброса» — установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование;
«разрешительная документация» — разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
«самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации» — присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий;
«самовольное пользование» — пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом;
«сверхнормативный сброс сточных вод» — сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу;
«сверхлимитное водопотребление» — объем воды, потребляемый абонентом на хозяйственно-питьевые и производственные нужды сверх установленного лимита;
Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.3. Правил).
Странно – на отношения с объединениями граждан-собственников рассматриваемые Правила распространяются, а на отношения с просто гражданами – нет.
Отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. (п.10 Правил).
Для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в числе прочих документов заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;…(п.12. Правил).
Каким образом абонент определяет объемы водопотребления и водоотведения сточных вод? Скажем, организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом?
В договоре …предусматриваются следующие существенные условия …лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод; …осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод; …порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ; … (п.13. Правил).
Как назначаются лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод?
В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления (п. 57. Правил).
Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, — в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля (п. 69. Правил).
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межпроверочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57…(п. 77. Правил).
Термин – потребление питьевой воды без средств измерений – некорректен. Ведь при заключении договора предполагается наличие прибора учета, либо его отсутствие, зафиксированное в договоре. По смыслу речь может идти только о самовольном присоединении, самовольном пользовании, пользовании неисправным или неповеренным прибором.
Абонент (заказчик) обязан: …обеспечивать учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод; … (п. 88. Правил).
А если неучет уже зафиксирован в договоре?
Методология лимитирования была зафиксирована Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 3 февраля 1984 г. N 65, которым была утверждена до сих пор не утратившая силы «Инструкция по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям».
Целью лимитирования является упорядочение использования питьевой воды на основе нормирования и контроля всех видов ее расхода промышленными предприятиями … (п.1.4. Инструкции).
Итак, согласно «Инструкции…» в основе лимитирования лежат нормы.
Предприятие ВКХ обязано…устанавливать лимиты и режимы отпуска воды промышленным предприятиям и представлять их на утверждение в местные Советы народных депутатов; контролировать соответствие фактического водопотребления промышленными предприятиями установленным лимитам и при сверхлимитном потреблении взимать с них в установленном порядке повышенную плату;… (п.1.11. Инструкции).
Повышенная плата должна была, по мысли разработчиков, заставить промышленные предприятия сокращать водопотребления и водоотведение, сводя их до лимитов.
Под лимитом следует понимать предельное количество воды, необходимое промышленному предприятию для ведения производственных процессов, на хозяйственно-питьевые нужды рабочих и служащих, коммунально-бытовые и иные цели, определяемые на нормативной основе с учетом сложившейся на момент разработки лимита схемы водоснабжения промышленного предприятия, фактически действующего технологического водопотребляющего оборудования и процессов, а также состава и вида коммунально-бытовых служб и численности работающих (п.2.1. Инструкции).
При расчете лимитов на отпуск воды промышленным предприятиям следует руководствоваться следующими нормативами расхода воды:
-для технических целей: по видам технологического оборудования, для отдельных агрегатов, аппаратов, машин и механизмов — по данным организаций-разработчиков или заводов-изготовителей в соответствии с техническими паспортами, инструкциями по эксплуатации или другими сопровождающими оборудование документами; на технологический процесс — в соответствии с технологическими картами;
-для хозяйственно-питьевых нужд рабочих и служащих предприятий: СНиП 2.04.02-84;
-для коммунально-бытовых нужд: СНиП II-30-76. (примечание — документ был заменен на СНиП 2.04.01-85 — Внутренний водопровод и канализация зданий). (п.2.6. Инструкции).
Приказом Минэкономики России от 6 мая 1999 г. №240 были утверждены «Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства», в которых была предложена методика дифференцированного назначения нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Под нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению (п.5. Методических рекомендаций).
Здесь уже речь не о пределе, а о минимально необходимом объеме потребления.
Определение нормативов водоснабжения и водоотведения основано на учете основных, наиболее типичных процедур использования воды в быту при наличии централизованного холодного и горячего водоснабжения и стандартном наборе сантехнического оборудования.
Данные относительно продолжительности и периодичности процедур базируются на материалах выборочных натурных и анкетных обследований и экспертных оценок; секундных расходов воды через краны различных санитарно — технических устройств, принятых в соответствии с рекомендациями СНиП. (п.14. Методических рекомендаций).
…Норматив потребления, определяющий физиологическую и хозяйственную потребность в воде, включает внутриквартирные хозяйственно-питьевые потребности населения (индивидуальные и общесемейные), а также внутриквартирные расходы воды в пределах жилищного фонда.
Индивидуальные потребности включают в себя использование воды на личные санитарно-гигиенические нужды, стирку белья и приготовление пищи. К общесемейному потреблению относится использование воды на мытье посуды, сантехнического оборудования, влажную уборку жилых помещений, полив комнатных растений (п.16. Методических рекомендаций).
Внутриквартирное потребление воды проживающими в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройства, включая ванны, л/сутки:
Индивидуальное потребление
работающий взрослый 122
неработающий взрослый 135
ребенок 146
общее на семью 29
Для исчисления общего объема потребления воды в пределах жилищного фонда в расчет включаются потери и неучтенные расходы (10% от суммарного потребления на семью), расходы на внеквартирные нужды (уборка лестниц, холлов, полив придомовых территорий и зеленых насаждений) — рекомендуется принимать в размере 5 л в сутки на 1 человека, а также предусматривать резерв водоснабжения в размере 25 л в сутки на 1 человека.
Стандартный уровень потребления воды в пределах жилого фонда семьей из трех человек составляет 185 л в сутки в расчете на одного члена семьи (в том числе потери и нерациональный расход — 14 + 25 = 39 л в сутки на 1 человека).
Этот уровень соответствует сложившейся практике бытового водопользования, низкому уровню оплаты и отсутствию приборов учета. (П.17. Методических рекомендаций).
Подобное утверждение с российской практикой на самом деле никоим образом не связано. Фактически это среднеевропейский уровень водопотребления.
Для населения, проживающего в жилищном фонде с пониженным уровнем благоустройства, социальные нормативы водопотребления составляют:
-в жилых домах с водопроводом, канализацией, ванными и газовыми водонагревателями — 125 л в сутки на 1 человека;
-в жилых домах с водопроводом и канализацией, без ванн- 80 л в сутки на 1 человека. (п.19. Методических рекомендаций).
Норматив водоотведения принимается на уровне норматива водопотребления за вычетом 5-10 л на 1 человека, теряющихся при приготовлении пищи, уборке помещений и территории, поливке зеленых насаждений и не попадающих в канализацию.
Средние показатели норматива по водоотведению составляют, л/сутки на человека:
· в полностью благоустроенном жилищном фонде — 175;
· в жилищном фонде без горячего водоснабжения — 115;
· в жилищном фонде без горячего водоснабжения и без ванн — 70.
· В среднем для жилищного фонда — 155.
Все расчеты соответствуют средним климатическим условиям (II зона).
В СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» приведены нормы расхода воды (общая/горячая), в частности, для домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, на 1 человека, в среднем, л/сут.:
С душами 195/85
с ваннами длиной 1500-1700 мм 250/105.
То есть в 1985 г. норма водопотребления в благоустроенном жилье составляла 250 л/сутки на человека. Через 15 лет в Методических рекомендациях речь пошла о 185 л/сутки.
Согласно данным Росстроя РФ (Фатахетдинова А.) в 2004 г. средние месячные нормативы водопотребления в РФ составили 6,85 м3/чел, водоотведения (0,99~0,95 от водоснабжения и ГВС) 6,51-6,78 м3/чел. В сутки средняя норма водопотребления – 228 л/чел.
В 2006 г. утверждены постановлением Правительства №306 от 23.05.06 «Правила установления и потребления коммунальных услуг».
Согласно этим Правилам:
«норматив потребления коммунальных услуг» — месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды….) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета;
…»уполномоченные органы» — органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению — органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п.2 Правил установления).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. (п.4. Правил установления).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. (п.8. Правил установления).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. (п.10. Правил установления).
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать…. (п.14. Правил установления).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод. (п.20. Правил установления).
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами. (п.24. Правил установления).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды,…) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. (п.25. Правил установления).
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. (п.26. Правил установления).
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. (п.27. Правил установления).
И что же, органы местного самоуправления (представим себе, сколько их по стране!) должны рассчитывать расход холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимый для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей (опять-таки – у всех одинаковые потребности?) и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов и экспертного метода производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах. (п.32. Правил установления).
На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов коллективными приборами учета, а также данных выборочных замеров определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (степеням дифференциации). (п.42. Правил установления).
Норматив водоснабжения определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. (п.46. Правил установления).
Итак:
Лимит водопотребления определяет орган местного самоуправления.
В том числе для организаций, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организаций, уполномоченных оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Основой лимита является норма водопотребления. Которая зависит одновременно от физиологических и социокультурных потребностей человека, и от конструктивных и технических параметров зданий.
За превышение лимита положен штраф в виде резкого увеличения тарифа.
Но штраф должно платить юридическое лицо. Физические лица подобной санкции не подвергаются. То есть если коллективный узел учета показывает сверхлимитное водопотребление, штрафные санкции нельзя взимать с жителей многоквартирного дома. А с кого их тогда взимать?
А нужны ли эти штрафы? Если вода – товар, то пусть покупатель сам решает, сколько ему нужно. По его потребностям. И его возможностям.
Но для этого нужен учет потребления.
Кто его должен вести? По логике – поставщик. Причем это может быть сам «Водоканал». Либо посредник. В любом случае тот, кто контролирует сеть до потребителя и отпускает тому товар по прибору.
Теперь о нормативном потреблении.
Если в доме имеется узел учета на входе, а у части потребителей отсутствуют приборы учета, то возникает абсурдная ситуация. Когда потребители, имеющие приборы учета, платят больше, чем те, кто платит по нормативу. (Попутно – та же ситуация с теплоснабжением. Один установил современные окна, а другой нет. Расчет за потребление тепла — по общедомовому теплосчетчику и по общей площади).
Попытка переложить бремя платежей полностью на потребителей путем установки и контроля только коллективных приборов учета – по-меньшей мере глупость.
Да еще на фоне подлинной вакханалии тарифов. В Москве тарифы на ЖКХ с 1 января 2010 года решили повысить на 26%. Успокаивая людей тем, что, мол, первоначально планировалось повышение на 44%. И что будет оплачиваться не более 65% стоимости услуг. (Юрий Кочемин. Монополии требуют все больше. /НГ. 2009-12-11 /).
Объяснения повышение тарифов совершенно нелепые. Мол, растет стоимость энергоресурсов. Так уменьшайте энергоемкость продукта!
Или уж совсем абсурдное – мол, одной из причин роста цен является увеличение расходов бюджета на социальные нужды — доплаты к пенсиям, бесплатный отпуск медикаментов, эксплуатация жилищного фонда, увеличение городского минимума оплаты труда. То есть тарифы – форма налога!

Производственные расходы на оплату сверхлимитного водопотребления и водоотведения

Как отразить в учете производственной организации расходы на оплату сверхлимитного водопотребления и водоотведения? Организацией (абонентом) в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод. В соответствии с этим договором организация оплачивает сверхлимитное водопотребление и водоотведение в пятикратном размере. Сумма платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение в марте составила 16 520 руб. (в том числе НДС 2520 руб.). Сверхлимитное потребление воды и сброс стоков осуществлены в офисном здании организации в рамках обычной эксплуатации здания. Плата за сверхлимитное водопотребление и водоотведение произведена в месяце предъявления акта об оказанных услугах организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Нормативно-правовое регулирование

Получение питьевой воды и сброс сточных вод осуществляются организацией на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 11 Правил). В договоре указываются в том числе лимиты на получение питьевой воды и сброс сточных вод, а также порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абз. 3, 7 п. 13 Правил).

Под лимитом водопотребления (водоотведения) понимается установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени (п. п. 1, 58 Правил).

В случае если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по существующему положению, а также план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ. В этом случае лимиты водопотребления и водоотведения рассчитываются с учетом согласованных с органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроков проведения мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ (п. 59 Правил).

Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется организацией-абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям соответствующих средств измерения (п. п. 33, 34 Правил).

Оплата полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с указанными данными (п. 69 Правил). В рассматриваемой ситуации сумма платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение, рассчитанная исходя из установленных договором тарифов и данных учета, составила 16 520 руб. (в том числе НДС 2520 руб.).

Бухгалтерский учет

Затраты на водопотребление и водоотведение (в том числе сверхлимитное), которые производятся в процессе осуществления обычной деятельности организации, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности организации. Поскольку в данном случае речь идет о водоснабжении и водоотведении в офисе организации, указанные затраты признаются управленческими расходами (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Управленческие расходы производственной организации отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Следовательно, на дату получения расчетных документов от организации водопроводно-канализационного хозяйства в учете производится бухгалтерская запись по дебету счета 26 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму 14 000 руб. (16 520 руб. — 2520 руб.) .

Напомним, что общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных могут ежемесячно списываться в дебет счета 90 «Продажи» (Инструкция по применению Плана счетов).

Предъявленный организации НДС (о чем будет сказано ниже) отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 (Инструкция по применению Плана счетов). Вычет предъявленной суммы НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19.

На дату оплаты сверхлимитного водопотребления и водоотведения в учете производится запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС, предъявленный организацией водопроводно-канализационного хозяйства со стоимости платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение, в данном случае удовлетворяет требованиям, предусмотренным пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Следовательно, он принимается к вычету на основании правильно оформленного счета-фактуры после принятия на учет оказанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-03-06/1/717.

Полученный счет-фактура регистрируется в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и книге покупок, применяемых при расчетах по НДС (п. 10 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В рассматриваемой ситуации превышение установленного лимита водопотребления и водоотведения произошло в процессе производственной деятельности организации, направленной на получение дохода. Плата за такое водопотребление и водоотведение установлена договором с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, считаем, что данные затраты соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Отметим, что данные затраты, а именно плату за услуги по гражданско-правовому договору, следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, не включаемых в состав расходов организации (п. 4 ст. 270 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05).

Услуги по водоснабжению и водоотведению в офисном здании включаются в состав материальных расходов согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. В соответствии с разъяснениями Минфина России плату за сверхлимитное водопотребление и водоотведение организация вправе учесть по указанной норме (Письмо Минфина России N 03-03-06/1/717).

Такие расходы организация, в соответствии со своей учетной политикой для целей налогообложения, может относить как к прямым, так и к косвенным расходам. При этом механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом (п. 1 ст. 318 НК РФ, Письма ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79). Отметим, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете организация может учитывать перечень прямых расходов, применяемый для целей бухгалтерского учета (Письма Минфина России от 02.05.2012 N 03-03-06/1/214, от 19.12.2011 N 03-03-06/1/834, от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803).

В рассматриваемой ситуации полагаем, что расходы на водоснабжение и водоотведение в офисе организации являются косвенными и в полном объеме учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

№230 от 31.10.2007

Постановление
Правительства Самарской области
от 31.10.2007 №230
«Об утверждении Методики расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей»

В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях эффективного использования средств областного бюджета на содержание находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета номатива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных учреждений дополнительного образования детей.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор — председатель Правительства
Самарской области
В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Правительства
Самарской области
от 31.10.2007 №230

Методика
расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении
Самарской области государственных образовательных учреждений
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов и государственных образовательных
учреждений дополнительного образования детей

1. Настоящей Методикой определяется порядок расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области (министерства образования и науки Самарской области) государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей для организации и проведения:
повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов организаций системы образования, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
учебной работы по программам дополнительного образования детей;
научных исследований в области образования;
научно-методической и организационно-методической деятельности;
опытно-экспериментальной работы;
консультационной деятельности;
экспертизы образовательных программ, учебных планов, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю их работы;
информационно-методического сопровождения деятельности системы образования;
психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения работы школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий;
профильных смен учащихся.
2. Норматив бюджетного финансирования из расчета на одно образовательное учреждение указанного в настоящем постановлении типа и вида определяется по формуле
N = F+ Qm + Qcom + Qz
где F — расходы на фонд оплаты труда;
Qm — расходы на выплату педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации в целях обеспечения указанных работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, размеры которой утверждаются Правительством Самарской области в соответствии с действующим законодательством;
Qcom — расходы на обеспечение содержания зданий, помещений, территории исходя из значений индекса роста потребительских цен к предыдущему уровню для данных расходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области на очередной финансовый год (в части оплаты коммунальных услуг с учетом утвержденных тарифов и лимитов);
Qz — прочие расходы, рассчитываемые на очередной финансовый год, исходя из значений индекса роста потребительских цен к предыдущему уровню, для иных расходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области на очередной финансовый год.
Фонд оплаты труда рассчитывается по формуле
F = ((Si/h) x p x Oqad x D + K) x tax,
где Si — сумма объемов трудозатрат, необходимых на реализацию государственных заданий, определяется по формуле
Si = S1 + S2 + … Sn,
где S — средние трудозатраты на осуществление каждого вида деятельности, определяемые в соответствии с приложением к настоящей Методике, которые ежегодно наряду с содержанием, количественными и качественными показателями определяются министерством образования и науки Самарской области при формировании государственного задания в отношении данного типа и вида учреждений;
h — продолжительность рабочего времени в год для педагогических работников;
p — среднегодовой уровень заработной платы педагогических работников, выплачиваемой за счет средств областного бюджета, сложившийся по данному образовательному учреждению, исходя из среднего разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области по данному образовательному учреждению, на момент формирования государственного задания;
D — коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на величину фонда для выплат надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы (указанный коэффициент устанавливается в размере 1,1);
Oqad — коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на величину расходов по оплате труда административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, размер указанного коэффициента ежегодно устанавливается учредителем в зависимости от объемов государственных заданий, занимаемых площадей зданий и помещений в пределах 1,2 — 1,4;
K — доплаты к тарифным ставкам ЕТС с 1 по 9 разряд, утверждаемые Правительством Самарской области в соответствии с действующим законодательством;
tax — коэффициент, увеличивающий фонд оплаты труда на сумму отчислений по единому социальному налогу.
Фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством включая доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и иные предусмотренные законодательством доплаты.

Приложение*doc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *