После согласования и утверждения проектной идеи проводятся

  • автор:

(Окончание темы. Начало на стр. 1)

В ходе выездного совещания органов контроля и надзора за строительством по вопросам обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ, наведения порядка на строительных площадках, путей и методов совершенствования осуществления надзорных функций заместитель генерального директора Государственного предприятия «Главгосстройэкспертиза» А. Г. Солнцев рассказал о внесении изменений и дополнений в нормативную правовую базу в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, связанных с регламентацией проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве.

О новой редакции Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»

Как известно, 30 ноября 2010 г. были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон). В новой редакции Закон вступает в силу с 9 июня т. г.

В соответствии с планом мероприятий по приведению в соответствие взаимосвязанных документов, Госстандарт подготовил, согласовал с уполномоченными органами государственного управления и согласно новой редакции Закона внес в Совет Министров изменения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы, утвержденное постановлением Правительства Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476.

В своем выступлении А. Г. Солнцев остановился на изменениях, внесенных в Закон, напрямую связанных с работой смежных органов, представители которых приняли участие в выездном мероприятии, — государственной экспертизы и контроля и надзора за строительством.

В первую очередь он порекомендовал обратить особое внимание на новую терминологию в Законе (статья 1 «Основные термины и их определения, используемые в настоящем Законе»).

Так, используемые в ряде ТНПА термины «новое строительство», «вновь строящиеся объекты» получили единую новую терминологию — «возведение». А именно, в Законе сказано: «Возведение объекта строительства (далее — возведение объекта) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, результатом которых является создание объекта строительства».

Кроме того, термин «стройка», который специалисты использовали в обиходе многие годы, в том числе и при формировании сметной стоимости строительства, не нашел своего места в Законе и заменен на «объект строительства»: «Объект строительства (далее, если не предусмотрено иное, — объект) — одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы». «Это очень важный элемент технической терминологии, — подчеркнул А. Г. Солнцев, — который используется всеми участниками строительства в т. ч. в деятельности органов государственной экспертизы и контроля и надзора за строительством, а также органами государственного управления».

Он также обратил внимание на изменение технического содержания термина «пусковой комплекс»: «Пусковой комплекс — определенная проектной документацией часть объекта, предназначенная для обслуживания части объекта основного назначения, которая может самостоятельно эксплуатироваться и обеспечивать в числе прочего выпуск продукции, производство работ, оказание услуг».

Говоря о Законе, следует отметить, что деятельность органов государственной экспертизы (равно как и контроля и надзора за строительством) относится к основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 12). «Трактовка указанной статьи существенно не видоизменилась по сравнению с прежней редакцией, — обратил внимание выступающий. — В то же время сюда включены изменения, которые произошли после 2008 г. с введением параллельного проектирования и строительства. Таким образом, теперь записано: «Государственная экспертиза градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)».

А. Г. Солнцев также прокомментировал статью 51 «Разработка проектной документации», как имеющую тесную связь с проведением государственной экспертизы: «Во-первых, там уже используется вышеназванный термин «возведение». Кроме того, уточнено, на основании чего можно строить. Дело в том, что либерализация экспертной, надзорной и контрольной деятельности порой приводила к негативным последствиям, когда некоторые участники строительной деятельности вольно трактовали действующий порядок, решив, что осуществлять строительную деятельность можно и без документации в случаях, когда они не являются поднадзорными. Особенно ярко это проявлялось, когда объекты не подвержены получению разрешения на строительство. Некоторые считали — раз не надо получать разрешение, то и строить можно без документации». В связи с этим выступающий процитировал пункт 1 статьи 51: «Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством».

Еще одно изменение, подкрепленное практикой, — это введение варианта двухстадийной схемы разработки проектной документации.

А. Г. Солнцев напомнил, что в 2009 г. было распространено совместное письмо Минстройархитектуры и Госстандарта «Об апробации внедрения процедур установившейся практики в целях совершенствования работы строительной отрасли». Там был предложен такой вариант двухстадийного проектирования — «обоснование инвестирования в строительство», а затем «строительный проект». Предполагалось, что он может применяться в случаях, когда объект (тогда — «стройка») представлял совокупность многих зданий и сооружений, ряд из которых являлись технически несложными объектами. Для таких простых зданий и сооружений можно было применять одностадийную стадию проектирования — «строительный проект». Т. е. после того, как проектная документация для всего крупного объекта разработана на стадии «обоснование инвестирования» и утверждена, появлялась возможность работать самостоятельно с каждым отдельным объектом, причем их можно было разрабатывать в одну стадию по решению заказчика и проектировщика. После отработки нового порядка на практике Закон определил, что проектирование может осуществляться в одну, две или три стадии. При трех стадиях: первая — «обоснование инвестирования», вторая — «архитектурный проект», третья — «строительный проект». В две стадии — в двух вариантах: «обоснование инвестирования в строительство» и «строительный проект», либо «архитектурный проект» и «строительный проект». И в одну стадию: «строительный проект». Соответственно, субъекты строительной деятельности могут принимать один из вариантов, подходящий для каждого конкретного случая в зависимости от принятой схемы реализации данного инвестиционного проекта в строительстве.

Кроме того, в статье 51 Закона нашли отражение случаи необязательного внесения изменений в проектную документацию.

По словам А. Г. Солнцева, указанная статья плотно перекликается со статьей 31 «Государственная экспертиза градостроительных проектов», т. к. государственная экспертиза градостроительной проектной документации основывается на принципах и порядке разработки проектной документации.

В заключение выступающий обратил внимание участников мероприятия, что Законом предоставлено право Совету Министров определять случаи и порядок проведения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с Законом

В соответствии с указанным планом мероприятий по приведению документов в соответствие с новым законодательством, разработано Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

А. Г. Солнцев напомнил, что действующим вышеупомянутым постановлением № 1476 утверждено два документа: Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов.

Порядок разработки проектной документации регулируется СНБ «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» (которые переработаны в ТКП). Однако Законом определено, что со вступлением его в силу порядок разработки документации относится к прерогативе Совета Министров Республики Беларусь. Поэтому в Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов Минстройархитектуры внесло в Совет Министров изменения в виде Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации. Таким образом, по словам А. Г. Солнцева, «произошла выемка из технического законодательства и перенос в нормативные правовые акты вышестоящего уровня».

Выступающий обратил внимание на некоторые изменения, внесенные в данное Положение (в редакции, согласованной Госстандартом). Здесь, как и в Законе, определены варианты двух- и трехстадийного проектирования. Кроме того, теперь внесение изменений в утвержденную проектную документацию, связанных с принятием новых актов законодательства, не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика. «То есть, — пояснил А. Г. Солнцев, — это производится в случае, если заказчик осознанно на это идет и готов профинансировать такие работы».

Определены случаи и необходимость согласования градостроительной и проектной документации, а также порядок их утверждения. Для проектной документации утверждению подлежат: «обоснование инвестирования в строительство» (при проектировании в две или три стадии), «архитектурный проект» (при проектировании в две стадии) или архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию). При этом выступающий заострил внимание: при трехстадийном проектировании «обоснование инвестирования в строительство» подлежит утверждению, а «архитектурный проект» — нет. Этап работ подлежит утверждению в случае, когда принято решение о параллельном проектировании и строительстве при наличии утвержденной стадии разработки проектной документации по объекту строительства в целом. Утверждению также подлежит проектная документация, разработанная в качестве типового проекта.

Изменения в порядке проведения госэкспертизы

В соответствии с указанными документами внесены соответствующие изменения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, которое будет иметь новое наименование — Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

Уточнена цель проведения государственной экспертизы. Она определена так: «Целью проведения государственной экспертизы является оценка соответствия разработанной градостроительной и проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

В основном сохранилось распределение полномочий по проведению экспертизы между органами государственной экспертизы — Главгосстройэкспертизой и дочерними предприятиями по областям и г. Минску.

В то же время для упрощения работы субъектов строительной деятельности внесен пункт о том, что дочерние республиканские предприятия по областям и г. Минску могут независимо от стоимости строительства объектов проводить экспертизу проектов, разработанных на основе типовых и повторно применяемых проектов. «Это «жизненный» вопрос, — отметил А. Г. Солнцев. — В последнее время большое количество объектов строительства возводится с применением такой документации. Причем порой они имеют такую стоимость строительства, которая регламентирует проведение государственной экспертизы только предприятием Главгосстройэкспертиза. Рассматривать в Минске такую документацию, доставленную из регионов, не всегда целесообразно. Тем более что базовая документация ранее прошла экспертизу в Главгосстройэкспертизе и получила положительную оценку. Новый порядок как сокращает сроки, так и упрощает взаимодействие между участниками процесса. Теперь экспертиза таких проектов может проводиться по территориальному признаку расположения объекта. Дополнительным плюсом при этом является хорошее знание дочерними предприятиями местных условий, например, природохранных и т. п.

В соответствии с Законом определены также сроки проведения экспертизы. Как и ранее, это месяц или два в случае, если документация требует доработки. Однако теперь второй месяц допускается только по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, который разрабатывал документацию (если он видит, что в эти сроки может ее доработать). Если он такой инициативы не проявляет, а проект требует по замечаниям экспертов существенной доработки, по окончании месяца на этот проект будет выдано соответствующее — в данном случае отрицательное — заключение.

Окончательно урегулирован вопрос по срокам действия экспертного заключения. Ранее здесь существовали определенные проблемы. Так, срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год . Если объект не реализуется в течение этого времени, органы государственной экспертизы имеют право продлевать срок действия заключений государственной экспертизы при наличии обоснований заказчиков, застройщиков.

Видоизменилась трактовка того, что подлежит государственной экспертизе. Теперь она звучит так — государственной экспертизе, проводимой в соответствии с настоящим Положением, подлежат: градостроительные проекты, обоснования инвестирования, архитектурные и строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметная документация. А также разделы и отдельные технические решения строительных проектов объектов I и II уровней ответственности, оценка надежности и безопасности которых возможна после детальной проработки. Решения в объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражаются в выводах заключения государственной экспертизы по обоснованию инвестирования в строительство и архитектурному проекту. «То есть, — пояснил А. Г. Солнцев, — разделы и отдельные технические решения строительных проектов в случаях двух- или трехстадийного проектирования подлежат обязательной государственной экспертизе только в случае, если в выводах экспертного заключения по документации обоснования инвестирования в строительство, архитектурного или строительного проекта будет выставлено такое требование. В остальных случаях для документации стадии «строительный проект» при двух- или трехстадийных схемах проектирования проведение экспертизы не является обязательным».

Окончательно определен вопрос о проведении государственной экспертизы по построенным объектам. А. Г. Солнцев напомнил участникам совещания, что государственная экспертиза проводится проектной документации, и она предшествует строительству. Если строительство осуществлено, необходимость проведения государственной экспертизы отсутствует, потому что объект уже существует, и по нему никаких предупреждающих и т. п. действий провести нельзя.

Приложением № 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы установлен Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, а Приложением № 2 — Перечень исполнительной и согласующей документации, представляемой на государственную экспертизу.

Как подчеркнул А. Г. Солнцев, в связи с изменением цели проведения государственной экспертизы и тем фактом, что органы государственной экспертизы не являются контрольными (это самостоятельный элемент регулирования в области архитектурной и градостроительной деятельности), теперь указываются предметные области, подлежащие не «контролю», а «оценке» государственной экспертизы.

Планируется, что данный документ будет в ближайшее время принят Советом Министров Республики Беларусь и вступит в действие одновременно с изменениями и дополнениями в Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 марта 2010 г. N 118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ, СОГЛАСОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР, ПО ВИДАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВИДАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.08.2011 N 651, от 02.04.2014 N 259)

В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Председатель Правительства Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ, СОГЛАСОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР, ПО ВИДАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВИДАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.08.2011 N 651,

от 02.04.2014 N 259)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее — проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

2. Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

3. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее — проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

4. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.

5. Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее — документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее — комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

6. В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В состав комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, включаются представители территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

К работе комиссии привлекаются при необходимости специалисты специализированных научно-исследовательских и проектных организаций.

7. Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

II. ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ СОГЛАСОВАНИЮ

8. Комиссия осуществляет согласование проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, в отношении следующих видов пользования недрами:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

а) геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

б) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

в) геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;

г) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

8(1). Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении следующих видов пользования недрами:

а) геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

б) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;

в) геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемые по совмещенной лицензии;

г) строительство и эксплуатация подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

9. Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых:

а) твердые полезные ископаемые — проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологическая схема первичной переработки минерального сырья;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

б) углеводородное сырье — проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения;

в) подземные воды, за исключением подземных вод, указанных в пункте 10 настоящего Положения:

при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод — проект водозабора;

при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, — проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка).

9(1). Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых — проекта опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.

(п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

10. Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2011 N 651)

11. При пользовании недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, согласованию с комиссией подлежит проектная документация в отношении:

а) строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки;

б) размещения отходов производства и потребления;

в) захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

12. В проектную документацию включаются:

а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;

в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;

г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

13. В проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе:

а) в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, а также на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых — в отношении:

объема работ, сроков начала и завершения работ;

порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку;

технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр;

срока выхода на проектную мощность;

порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых;

б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья — в отношении:

выделения эксплуатационных объектов;

выбора способов и агентов воздействия на пласт;

выбора системы размещения и плотности сеток добывающих и нагнетательных скважин (кроме одиночных поисковых и разведочных скважин);

уровней, темпов добычи углеводородов и жидкости из пластов, закачки в них вытесняющих агентов;

применения методов повышения степени извлечения и интенсификации добычи углеводородов, предупреждения осложнений при эксплуатации скважин и борьбы с ними, контроля и регулирования процессов разработки месторождений;

способов и режимов эксплуатации скважин;

показателей коэффициентов извлечения углеводородов, эксплуатации и использования фонда скважин;

конструкции скважин и технологий производства буровых работ, методов вскрытия пластов и освоения скважин;

мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа;

в) в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод — в отношении:

выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин;

выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод;

г) в проектную документацию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — в отношении:

состава отходов и технологий их предварительной подготовки, объемов отходов, подлежащих захоронению;

объемов жидкостей или газов, которые намечается разместить в подземных хранилищах, размеров горных выработок для строительства подземных сооружений в соответствии с их целевым назначением;

типа и способа строительства подземных сооружений, технологии строительства и конструкции поглощающих и наблюдательных скважин на целевой пласт или пласты-коллекторы, а также на буферные горизонты и горизонты зоны активного водообмена;

оптимальных режимов эксплуатации подземного сооружения;

технологической схемы наземных частей подземных сооружений (если проектной документацией предусматривается их наличие).

14. Требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

IV. ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

15. Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

16. К заявлению пользователя недр прилагаются следующие документы:

а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде);

б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений:

государственной экспертизы запасов;

государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

государственной экологической экспертизы;

экспертизы промышленной безопасности;

г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.

17. Копии документов, прилагаемых к заявлению, подписываются пользователем недр и скрепляются его печатью.

18. Представленные на согласование материалы рассматриваются Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 15 — 17 настоящего Положения, в течение 5 дней со дня их представления, после чего направляются на рассмотрение комиссии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

Материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются пользователю недр с указанием причин возврата в течение 7 дней со дня представления материалов.

19. В отношении материалов, касающихся разработки месторождений углеводородного сырья, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган одновременно с направлением на рассмотрение комиссии направляет в электронном виде в Министерство энергетики Российской Федерации следующую проектную документацию:

технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей);

технологическая схема разработки месторождения и дополнения к ней;

технологический проект разработки месторождения и дополнения к нему.

Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает проектную документацию в течение 7 дней со дня ее получения, после чего направляет в комиссию заключение о результатах рассмотрения, в том числе о рекомендуемом к согласованию варианте проектного решения.

20. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. Срок рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья — с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

21. Основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;

б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами «в» и «г» пункта 13 настоящего Положения);

в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

22. В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим (руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

23. Решение о согласовании проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

Решение о согласовании документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

24. Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)

25. Подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *