Порядок уплаты государственной пошлины в арбитражном процессе

  • автор:

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Государственная пошлина уплачивается в наличной либо в безналичной форме.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Льготы при уплате госпошлины

На основании ст. 333.37. НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются:

  • прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов только в случаях, прямо предусмотренных законом, (например в случае предусмотренном подпунктом 1 п.1 ст. 333.35. НК РФ). Если же указанные лица выступают ответчиками в суде и решение принято не в их пользу, то они признаются плательщиками госпошлины;
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
  • организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы — инвалиды I и II групп, когда они подают исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если при этом цена иска не превышает 1000000 рублей. Если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.333.21. НК РФ, и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей при уплате при цене иска 1000000 рублей;

В соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. По этим делам не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.

Некоторые особенности уплаты госпошлины
при обращении в арбитражный суд

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и госпошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма госпошлины доплачивается, в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

В случае, если истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При подаче заявлений о возврате из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

При подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 333.40 Кодекса плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Исходя из имущественного положения плательщика государственной пошлины, арбитражный суд вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по рассматриваемому делу, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 НК РФ, в силу которой отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года, по истечению которого суд выносит определение о взыскании с лица госпошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска госпошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

Рассмотрение дел о признании ненормативного правового акта недействительным выделено в Налоговом кодексе РФ из общего массива дел об оспаривании в рамках гражданского судопроизводства решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Напомним, что по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих отнесено к делам, возникающим из публичных правоотношений (п. 3 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, абз. 3 ст. 245 ГПК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в абз. 2 п. 1 Постановления от 10.02.2009 N 2 разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, которое порождает правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Таким образом, в процессуальном смысле ненормативный правовой акт приравнен к решению органа власти (должностного лица). Положений, изменяющих это правило, в Гражданский процессуальный кодекс РФ внесено не было.

«О некоторых вопросах применения

законодательства о государственной пошлине

Арбитражным Судом ПМР»

С изменениями внесенными Постановлением Пленума Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики 28 марта 2008 года «Об исправлении опечатки в Разъяснении Пленума Арбитражного Суда ПМР от 30 сентября 2005 года «О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине Арбитражным Судом ПМР»

В целях обеспечения законности при разрешении экономических споров и иных дел, правильного и единообразного применения Арбитражного процессуального кодекса ПМР (далее — АПК), а также Закона ПМР «О государственной пошлине» (далее — Закон), руководствуясь ст. 14 Конституционного Закона «Об Арбитражном Суде ПМР», Пленум Арбитражного Суда Приднестровской Молдавской Республики постановляет дать следующее

Р А З Ъ Я С Н Е Н И Е

1. Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражным судом, уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет Приднестровской Молдавской Республики (ст. 79 АПК ПМР).

2. В соответствии с п.4 ст.80 АПК ПМР освобождение от оплаты, отсрочка или рассрочка государственной пошлины и уменьшение её размера решается судом, исходя из имущественного положения сторон. Размер государственной пошлины устанавливается Законом ПМР «О государственной пошлине».

3. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 97 АПК ПМР, исковое заявление и кассационная жалоба возвращается без рассмотрения судом в случае, если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных законом порядке и размере.

Перед принятием искового заявления к производству суд должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному п. 2 ст.4 Закона. При определении размера государственной пошлины, установленной в кратном размере от РУ МЗП, учитывается установленный законом РУ МЗП на день уплаты государственной пошлины.

Также судья арбитражного суда должен проверять соблюдение стороной порядка уплаты государственной пошлины, установленного ст. 6 Закона.

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца, либо за лицо, подающее кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в республиканский бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления или кассационной жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

4. Освобождение от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера решаются судом, исходя из имущественного положения сторон на основании п.4 ст. 80 АПК ПМР.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производиться по письменному ходатайству заинтересованной стороны на стадии принятия иска. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, кассационной жалобе или в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, подданное до обращения с исковым заявлением или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относят:

— справка из обслуживающего банка о наличии расчётного и иных счетов, а также о наличии на указанных счетах денежных средств.

Представление документов, подтверждающих обращение истца, лица, подающего кассационную жалобу, к банкам, и иным организациям за получением заемных средств, а также, свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочки уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, оформленное по правилам, изложенным выше, исковое заявление или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, то исковое заявление или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится судьей единолично.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства – в определении о возвращении искового заявления (кассационной жалобы).

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 128 АПК ПМР в определении должны быть указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайств со ссылкой на законы и иные правовые акты.

Определение о возвращении искового заявления в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии с ч.5 ст. 97 АПК ПМР. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления АПК не предусматривает.

6. В случае если при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила документа, подтверждающего ее уплату, то вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковое заявление, кассационную жалобу, то государственная пошлина взыскивается с другой стороны в доход Республиканского бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований или кассационной жалобы государственная пошлина взыскивается с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При распределении судебных расходов по государственной пошлине суд должен руководствоваться п.1 ст. 84 АПК ПМР, в соответствии с которой расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако в соответствии с п.3 ст.84 АПК ПМР, в случае, если дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором, арбитражный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы не зависимо от исхода дела.

8. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине, исходя из ст. 84 АПК ПМР с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению или кассационной жалобе, не подлежащим, согласно закону, оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном ст. 82 АПК ПМР.

10. В соответствии с п.п.3 п.4 ст.6 Закона «О государственной пошлине», руководствуясь п. 2 ст. 77 АПК ПМР, при оставлении иска без рассмотрения по основанию, предусмотренному п.6 ст. 76 АПК ПМР т.е. неявка истца (заявителя) в судебное заседание, суду следует взыскивать с истца госпошлину (в случае предоставления отсрочки по уплате госпошлины при обращении с иском в суд). Сумма государственной пошлины в данном случае определяется в порядке, установленном Законом ПМР «О государственной пошлине».

В случае уплаты госпошлины при обращении с иском в суд, и не явке истца в судебное заседание, госпошлина возврату не подлежит.

На любой стадии арбитражного процесса — и даже в период приостановления производства по делу — его участник может подать заявление о принятии временных срочных мер по обеспечению иска либо по обеспечению недопущения нарушения своих имущественных интересов. Удовлетворение такого заявления возможно, если из его текста и обстоятельств дела будет явно следовать, что непринятие судом искомых мер повлечет для заявителя значительный ущерб, существенно затруднит исполнение решения на территории России и за ее пределами или же сделает его исполнение вовсе невозможным.

Подробнее о подготовке заявлений об обеспечении иска можно прочитать в нашей статье «Составление искового заявления”

Одним из обязательных условий для рассмотрения судом заявления о принятии обеспечительных мер является уплата государственной пошлины за его рассмотрение заявителем. В настоящем материале мы постарались обобщить свой опыт и разобрать основные вопросы, возникающие на практике.

Размер пошлины

Согласно налоговому законодательству за подачу заявления об обеспечении иска взимается пошлина, которая на момент написания настоящей статьи равняется трем тысячам рублей. Документ, которые подтверждает исполнение данной обязанности является обязательным приложением к заявлению; в его отсутствие суд не рассмотрит заявление по существу.

Совет юриста:

Требование о принятии обеспечительных мер может быть оформлена не только отдельным документом, но и включена в сам исковое заявление. Однако отсутствие отдельного документа не освобождает от уплаты пошлины.

Важно отметить, что пошлина уплачивается за реализацию права на саму подачу заявления. Следовательно, сумма платежа будет зависеть лишь от количества поданных заявлений и не будет зависеть от количества обеспечительных мер, которые заявитель просит установить. Эта позиция, сформулированная в Постановлении Пленума ВАС РФ №46 от 11.07.2014, применяется судами единообразно и не допускает исключений.

В связи с этим следует еще до подачи заявления определиться, какие именно обеспечительные меры могут быть применены в конкретном случае. Подача дополнительного заявления станет не только потерей денежных средств на уплату пошлины, но и может стать причиной потери времени, в течение которого оппонент успеет принять меры по выводу активов, сведя тем самым смысл от всех мер по противодействию к нулю.

Заявление о замене примененных ранее обеспечительных мер

Альтернативой подаче дополнительного заявления о применении обеспечительных мер является заявление о замене примененной ранее меры. Оно предполагает более сниженный стандарт доказывания — ведь ранее суд, применяя обеспечительные меры, уже проверил наличие достаточных оснований для этого. Возможно, именно с этим связано отсутствие необходимости уплаты дополнительной пошлины за подачу такого заявления.

Что будет, если подать заявление о применении обеспечительных мер, а пошлину не оплатить?

Если при подаче заявления не приложить к нему документ об уплате пошлины, суд оставит заявление без движения на определенный срок. Если в течение этого времени недостающий документ так и не будет приобщен к материалам дела заявителем, заявление будет возвращено без рассмотрения (что, впрочем, не препятствует его повторной подаче).

Вместе с тем само по себе принятие заявления к производству еще не означает, что оно будет удовлетворено и суд применить обеспечительные меры. Пошлина платится не за применение мер, а за саму возможность рассмотрения заявления об этом — и независимо от результата возврату не подлежит.

Когда пошлину все же не нужно платить?

Поскольку любое судебное разбирательство является достаточно затратной процедурой, важно знать о тех возможностях «экономии” на государственной пошлине, которые предусмотрены российским процессуальным и налоговым законодательством.

Прежде всего, госпошлина не уплачивается за подачу жалоб на определения судов об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявлений о применении обеспечительных мер.

Второй случай — запрос встречного обеспечения одновременно с внесением идентичной суммы на депозит суда.

Госпошлина не уплачивается и за подачу заявлений об отмене обеспечения иска, а также по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов.

Помимо этого существуют и предусмотренные Налоговым кодексом льготы для определенных категорий заявителей:

  • пошлина не подлежит уплате, если заявление об обеспечительных мерах подается в деле о признании незаконными решений, действий или бездействия судебного пристава-исполнителя. Данный вывод подтверждается и разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума ВАС РФ №46 от 11.07.2014;

  • госпошлину не уплачивают прокуроры и иные органы, защищающие интересы общества и государства;

  • также не должны платить ее государственные органы и органы местного самоуправления (вне зависимости от их процессуального статуса);

  • освобождены от уплаты государственной пошлины лица, обращающиеся в суд в защиту прав и законных интересов ребенка;

  • пошлину не уплачивают истцы по делам, связанным с принудительными лицензиями.

  • также от обязанности оплатить пошлину освобождаются истцы инвалиды 1 и 2 группы и также общественные организации инвалидов (вне зависимости от их процессуального статуса в споре). Данное правило действует только в случае, если дело рассматривается Верховным судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Совет юриста:

По общему правилу каждый участник процесса обязан доказать наличие тех обстоятельств, на которые он ссылается. Поэтому при наличии оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины важно подтвердить суду наличие указанных оснований. В противном случае суд будет исходить из презумпции того, что заявителем не выполнена обязанность по уплате пошлины и оставит заявление без движения.

Освобождение от уплаты, отсрочка и рассрочка уплаты пошлины

Дополнительно арбитражные суды и Верховный Суд могут освободить заявителя от уплаты пошлины полностью или частично, а также вправе предоставить возможность отсрочки или рассрочки ее уплаты. Чаще всего это происходит в случае, когда материальное положение плательщика не позволяет ему оплатить всю сумму сразу или делает это крайне затруднительным.

Суд может применить указанные меры лишь в случае, если заявитель попросит об этом в соответствующем ходатайстве.

Распределение расходов по уплате госпошлины между сторонами

Для решения данного вопроса необходимо определить какая сторона одержала верх в споре. Если решение принято в пользу ответчика или если в удовлетворении обеспечения было отказано, то расходы на госпошлину признаются расходами истца. Логика здесь проста: в вышеуказанных случаях истец заявил требование необоснованно, так как либо вины другой стороны в рассмотренном споре не было вовсе, либо суд решил, что не имело места угрозы интересам заявителя. Однако если судья удовлетворил исковое заявление, то все расходы на госпошлину можно перевести на ответчика.

Наша практика

Компания «Крайнев и партнеры” оказывает услуги по судебному представительству, включающие подготовку комплекта документов и представления Ваших интересов в судебном процессе. Наша компания также занимается налоговыми спорами.

Вам также может быть интересно:

Составление искового заявления

Иск о взыскании задолженности в арбитражном суде

Представительство в суде

Адвокат по арбитражным делам

Договор на представление интересов в суде

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Доверенность на представление интересов в арбитражном суде

Подача искового заявления в арбитражный суд

Подача документов в арбитражный суд в электронном виде

Госпошлина в арбитражный суд

Расчет госпошлины в арбитражный суд

Проверить контрагента по арбитражному суду

Госпошлина при подаче апелляционной жалобы в арбитражный суд

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Получение исполнительного листа в арбитражном суде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *