Порядок реализации программ профессионального обучения

  • автор:

Приказ Минобразования РФ от 21.10.94 N 407

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВВЕДЕНИИ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ

В соответствии с Договором о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы занятости России и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.07.94 N 289 «О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве» и в целях совершенствования профессиональной подготовки рабочих на производстве, незанятого населения и высвобождаемых работников приказываю:

1. Ввести с 1 октября 1994 года модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, утвержденную Министерством образования Российской Федерации (Приложение 1).

2. Территориальным органам управления образованием (профтехобразованием):

2.1. Организовать разработку рабочей учебно — программной документации на основе предлагаемой модели и примерных учебных планов для подготовки, переподготовки и получения второй профессии рабочими и специалистами различных категорий (Приложения 2 — 5).

2.2. Во взаимодействии с учебно — методическими органами (подразделениями) службы занятости, по труду, объединениями профсоюзов и предпринимателями (работодателями), молодежными организациями обеспечить постоянную помощь образовательным учреждениям начального, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки в создании комплексного методического обеспечения профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям.

3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра Ю.М. Роговского.

Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ

Приложение 1
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407

УТВЕРЖДЕНА
Министерством образования РФ
Ю.М.РОГОВСКИЙ
19 октября 1994 года

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ

Учебная нагрузка при обучении:

— с отрывом от производства — 40 часов в неделю;

— без отрыва от производства регламентируется учреждениями профессиональной подготовки.

Режим учебной недели устанавливается учреждением профессиональной подготовки.

N п/п Курсы, предметы Сроки обучения (месяцев)
1 2 3 4 5 6
ориентировочное количество часов
1 2 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Экономический курс: варианты курсов: 10 10 16 20 20 30
— основы рыночной экономики;
— основы предпринимательской деятельности;
— экономика отрасли;
— другие предметы
Общетехнический (общеотраслевой) курс: варианты сочетания предметов <*>: 20 28 36 50 50
— материаловедение (электроматериаловедение; радиоматериалы);
— электроника (радиотехника; электроника);
— черчение;
— общая технология производства;
— охрана труда;
— другие общеотраслевые предметы
Специальный курс (базовый): 92 186 288 383 486 584
— специальный предмет или предметы <*>;
— практическое (производственное) обучение;
МЕСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Специализация Резерв времени на конкретизацию содержания специального предмета и производственную практику 50 90 182 220 260 350
Консультации 6 8 13 16 18
Квалификационный экзамен 8 8 8 8 8 8
Итого: 160 320 480 680 840 1040

<*> Варианты сочетания и перечень предметов в соответствии с видом отрасли, производства или деятельности, к которым относится данная профессия.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ

1. Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям является основой для разработки учебно — программной документации (примерных и на их основе рабочих учебных планов и программ) для краткосрочной профессиональной подготовки персонала в профессиональных образовательных учреждениях, учебных заведениях, подразделениях предприятий, учреждений и фирм, имеющих право ведения указанной деятельности в рамках, установленных действующим законодательством, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2. Названная модель содержит в качестве стабильных (централизованно устанавливаемых) параметров:

— типовую структуру периода обучения;

— перечень основных курсов и входящих в них предметов;

— примерное распределение объема учебного времени на отдельные курсы в зависимости от установленного срока обучения, практическое (производственное) обучение, объем учебного времени, установленный на консультации и экзамены;

— резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.

3. Предлагаемая модель разработана для краткосрочной профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям со сроками обучения от 1 до 6 месяцев. Основой для определения указанных сроков является Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (Постановление Федеральной службы занятости, Миннауки России, Минобразования России от 22 июня 1992 г. N 13/53/777/26-13).

Конкретные сроки профессиональной подготовки персонала устанавливаются непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами, исходя из специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной общеобразовательной и специальной подготовки, профессионального и возрастного опыта.

Рекомендуемые сроки переподготовки (переобучения), повышения квалификации, а также обучение вторым смежным профессиям составляют, как правило, не менее половины срока подготовки новых рабочих по данной профессии.

4. Модель учебного плана устанавливает общий объем учебного времени из расчета 160 часов в месяц при 40-часовой учебной неделе.

5. Гибкость предлагаемой модели обеспечивается введением трех относительно независимых курсов: экономического, общетехнического (общеотраслевого) и специального, дифференцированных по объему учебного времени, в соответствии со сроками подготовки.

Экономический курс направлен на формирование у персонала знаний и навыков рыночного хозяйствования в условиях проводимых экономических реформ. Входящие в экономический курс предметы могут быть включены в примерные и рабочие планы как отдельные, так и как интегрированный предмет. Вопросы экономики, относящиеся к практической деятельности предприятия, организации, фирмы, рекомендуется изучать в процессе преподавания учебных предметов специального (базового) курса и (или) производственного обучения.

Общетехнический (общеотраслевой) и специальный (базовый) курсы включают перечень (сочетание) предметов, определяемых спецификой профессии и содержанием труда по ней. При необходимости перечень предметов названных курсов может быть дополнен как другими учебными предметами, так и их сочетанием, отражающим региональную, отраслевую и профессиональную особенности.

Специализация, как наиболее мобильная составная часть специального курса в содержательном плане, определяется непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами во взаимодействии и по согласованию с заказчиком персонала, федеральными и местными методическими органами профессионального образования.

6. Местный компонент модели учебного плана предусматривает включение резерва учебного времени, необходимого как для образовательной реабилитации подготавливаемого персонала при низком начальном уровне подготовки, изучения учебного материала по новой технике, технологии, так и введения, при необходимости, принципиально новых учебных предметов.

7. Начиная со срока обучения 2 месяца порядка 5% учебного времени, предусмотренного на теоретическое обучение, отводится на консультации, проводимые в течение всего срока обучения.

8. На проведение экзаменов отводится 6 часов учебного времени. На экзамены рекомендуется выносить специальный предмет специального (базового) курса. При необходимости в экзаменационные билеты могут включаться вопросы и по другим предметам учебного плана. Учитывая специфику профессии, экзамены могут назначаться и по другим предметам (например, «Охрана труда» и т.п.) и проводиться в этом случае за счет времени, отводимого на данный предмет.

Для минимальных сроков подготовки (менее одного месяца) может быть рекомендовано проведение комплексного зачета в пределах учебного времени, отводимого на соответствующий предмет, либо зачет проводится в период сдачи квалификационного экзамена.

9. Профессиональная подготовка персонала по рабочим профессиям завершается сдачей квалификационного экзамена, на проведение которого отводится 8 часов учебного времени. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными актами.

10. Модель учебного плана включает общие сведения о формах подготовки персонала по рабочим профессиям, его квалификационной структуре и показывает уровень ответственности федеральных и местных методических органов профессионального образования, профессиональных образовательных учреждений, учебных заведений, подразделений и фирм, занятых профессиональной подготовкой персонала по рабочим профессиям.

Приложение 2
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ РАБОЧИХ

N п/п Курсы, предметы Сроки обучения (месяцев)
1 2 3 4 5 6
часов в неделю
Теоретическое обучение по профессии
1.1. Экономический курс 10 10 20 20 20 30
1.1.1. Основы рыночной экономики
1.1.2. Основы предпринимательства
1.1.3. Другие предметы
1.2. Технический (общетехнический и отраслевой) курс 18 24 27 35 45 55
1.2.1. Черчение (чтение чертежей, схем)
1.2.2. Электротехника (радиоэлектроника)
1.2.3. Материаловедение (электроматериаловедение)
1.2.4. Допуски и технические измерения
1.2.5. Общая технология производства
1.2.6. Охрана труда
1.2.7. Другие предметы
1.3. Специальный курс 28 72 81 149 180 200
1.3.1. Оборудование и технология выполнения работ по профессии
1.3.2. Другие предметы
Практическое обучение 96 200 320 440 552 712
2.1. Обучение в мастерских или на учебном участке
2.2. Производственная практика
Резерв учебного времени 16 15 20 25
Консультации 6 8 12 15 10
Квалификационный экзамен 8 8 6 8 8 8
Итого: 160 320 480 580 840 1040

Приложение 3
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОФЕССИИ РАБОЧИМИ, ИМЕЮЩИМИ РОДСТВЕННУЮ ПРОФЕССИЮ

N п/п Курсы, предметы Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)
1 2 — 3 4 5 6
Скорректированная продолжительность обучения (месяцы)
1 1,5 2 2,5 3
часов в неделю
Теоретическое обучение по профессии
1.1. Экономический курс 10 16 16 20 20
1.2. Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс) 5 10 12 16 20
1.3. Специальный курс 29 61 75 80 85
1.3.1. Оборудование и технология выполнения работ по профессии
1.3.2. Другие предметы
Практическое обучение 96 112 192 256 320
2.1. Производственное обучение в мастерских или на учебном участке
2.2. Производственная практика
Резерв учебного времени 15
Консультации 4 6 6 12 12
Экзамены 6 6 6 6
Квалификационный экзамен 8 8 8 8 8
Итого: 152 219 315 396 476

Приложение 4
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РОДСТВЕННОЕ ИХ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

N п/п Курсы, предметы Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)
1 — 2 3 — 4 5 — 6
Скорректированная продолжительность обучения (месяцы)
1 1,5 2
часов в неделю
Теоретическое обучение по профессии
1.1. Специальный курс 34 98 104
1.1.1. Оборудование и технология выполнения работ по профессии
1.1.2. Другие предметы
Производственное обучение 104 144 224
2.1. Производственное обучение в мастерских или на учебном участке
2.2. Производственная практика
Консультации 6 6 6
Квалификационный экзамен 8 8 8
Итого: 152 256 342

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *