Порядок проведения технической экспертизы

  • автор:

Независимая негосударственная строительно-техническая экспертиза — один из самых достоверных видов определения качества строительных работ. Она основана на инструментальном анализе и сопоставлении его данных с существующей нормативной и правовой документацией.

Что такое строительно-техническая экспертиза и зачем она нужна

Проведение экспертизы позволяет получить фактические данные о качестве выполненных строительно-монтажных работ, установить полноту, достоверность и правильность представленных материалов, оценить принятые технические решения с точки зрения их соответствия требованиям действующих стандартов. Именно поэтому строительная экспертиза зданий является одним из надежных инструментов урегулирования споров между застройщиками и заказчиками.

При проведении экспертизы используются различные нормативные документы — ГОСТы, своды правил по строительству, методики, среди которых можно выделить:

  1. СП 13-102-2003. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений.
  2. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
  3. МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
  4. МРР 2.2.07-98. Методика обследования зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке и др.

Строительно-техническая экспертиза может быть проведена в отношении практически любого строительного сооружения. При этом в перечень входят не только сами здания (жилые или промышленные), сооружения и конструкции (мосты, эстакады, дороги и пр.), но и следующие объекты:

  • документация строительного проекта, в которую включена смета со списком применяемых в строительстве материалов;
  • данные инженерно-геодезических изысканий;
  • земельные участки;
  • системы коммуникаций;
  • незавершенные строительные объекты.

Основная цель проведения строительно-технической экспертизы — определение технического состояния здания или иной конструкции. В рамках этой цели обычно решается целый список задач. Их количество зависит от того, какой именно объект подвергается экспертизе:

  • определение качества проведенных работ — выявление брака, дефектов и нарушений, прогнозирование их возможных последствий;
  • определение рыночной стоимости здания или помещения (с учетом проведенных работ);
  • проверка на соответствие ГОСТам, пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам, пунктам заключенного между сторонами договора;
  • определение степени износа здания;
  • описание величины ущерба, нанесенного заливом, пожаром, фиксация его объемов и расчет стоимости восстановления;
  • контроль качества и/или испытания строительных конструкций и материалов;
  • проведение обследования при перепланировке здания, включая надстройку и углубление подвальной части;
  • разработка проектно-сметной документации;
  • геодезический мониторинг деформаций;
  • контрольный обмер помещений;
  • определение причин протечки крыши;
  • определение причин образования плесни на конструкциях;
  • установление причин аварий в инженерных коммуникациях;
  • экспертиза несущих конструкций и др.

Важно!
В некоторых случаях возникает необходимость и в экспертной оценке заключения самой независимой экспертизы для выявления сознательных ошибок, допущенных экспертами в интересах подрядчиков.

Как и любая деятельность, строительно-техническая экспертиза имеет свои собственные методы. Они позволяют быстро и эффективно получать необходимые данные независимо от объекта экспертизы и сложности проводимых работ. Среди этих методов — проведение замеров, ультразвуковая дефектоскопия, телевизионная оценка, исследования в лаборатории образцов, забираемых непосредственно на объектах, механическое воздействие на определенные участки зданий, выставление маяков на проблемных участках для выявления трещин.

Обычно строительная экспертиза проводится в тех случаях, если обнаружено наличие дефектов в здании, возобновлены работы на объекте незавершенного строительства, планируется ремонт или реконструкция объекта, изменяется его функциональное назначение, производится узаконивание и ввод в эксплуатацию здания, построенного без проектной документации, проводится подготовка сооружения к продаже.

Этапы проведения экспертизы

Документальным основанием для проведения строительно-технической экспертизы является пакет следующих документов:

  • заявление на строительно-техническую экспертизу;
  • свидетельство о государственной регистрации права;
  • проект строительства, реконструкции или ремонта здания (сооружения);
  • техпаспорт БТИ;
  • схемы и планы земельного участка.

Сама экспертиза проводится в два этапа:

  • Этап 1. Подготовка к экспертизе и изучение документации . Перед началом работ и заключением договора с экспертной организацией необходимо четко определить цели и задачи экспертизы. Сделать это инициатор исследования может самостоятельно, но целесообразнее обратиться за помощью к специалисту, так как сформулировать достаточно сложные задачи, не обладая необходимым опытом, без ошибок очень трудно.
    После этого эксперт или экспертная организация начинают подготовку к самой экспертизе. Прежде всего, определяются нормативные акты и государственные стандарты, которые потребуются в процессе работы. Затем эксперт изучает всю имеющуюся документацию, предоставленную заказчиком, на предмет ее достаточности для проведения экспертизы. На этом же этапе формируется стратегия и тактика будущего исследования, порядок измерений.
  • Этап 2. Проведение измерений . Все измерения при экспертизе должны проводиться в той последовательности, которая определена каждым конкретным случаем. Например, исследование здания снаружи может быть проведено только при дневном свете и оптимальных для приборов погодных условиях. Внутренние же работы практически ничем не ограничены — для них достаточно искусственного освещения, а при наличии отопления экспертиза может проводиться в любое время года и при любой погоде.

Перед началом инструментальных измерений необходимо провести визуальное обследование здания:

  • осмотр и выявление видимых дефектов и повреждений здания;
  • фотофиксацию выявленных дефектов.

Это делается для того, чтобы составить схему вскрытий, отметить места шурфов и забора проб грунта для проведения лабораторных исследований. Кроме того, фотографии дефектов понадобятся для составления отчета о результатах экспертизы.

Детальные инструментальные измерения при проведении строительной экспертизы обычно включают следующие мероприятия:

  1. Обмерные работы с составлением поэтажных планов, фасадов, разрезов и узлов. Сложность измерений зависит от функционального назначения, особенностей конструкции и размеров обследуемого строения.
  2. Проведение выборочного вскрытия железобетонных конструкций для определения диаметра и качества арматуры, толщины защитного бетонного слоя и глубины карбонизации бетона.
  3. Отбор стружки из металлических деталей конструкции для лабораторного определения химического состава.
  4. Проведение согласно утвержденным методикам ультразвукового обследования, отбора образцов, испытаний на взрыв для определения прочности конструктивных элементов здания.
  5. Сооружение контрольных шурфов для обследования фундамента и грунта в основании здания. Пробы грунта для определения его физико-механических характеристик исследуются в аккредитованной лаборатории.
  6. Проверочные расчеты конструкций здания , наиболее подверженных нагрузкам.

На основе всех проведенных измерений и исследований составляется заключение, содержащее подробное описание объекта, его дефектов и рекомендаций по проведению работ, необходимых для их устранения.

Важно!
Эксперт обязан хранить в тайне все сведения, ставшие ему известными по роду служебной деятельности.

Сроки проведения независимой строительно-технической экспертизы, в отличие от государственной, законодательно не определены. Если государственная экспертиза не может проводиться дольше двух месяцев, то срок проведения независимой полностью определяется объемом исследуемого объекта. Если экспертиза проводится по требованию суда, то у последнего есть право уточнить сроки проведения, а в случае умышленного затягивания — поставить вопрос о наказании эксперта. В случае с несудебной экспертизой вопрос о сроках решается сторонами по договоренности.

Результаты строительной экспертизы

На основании проведенных исследований эксперты дают письменное заключение о результатах проведения экспертизы, заверенное их подписями и печатью экспертного учреждения. Во вступлении должны содержаться сведения о времени и месте производства экспертизы, об основании для ее производства, сведения об экспертном учреждении или об эксперте, вопросы, поставленные в начале процедур, и сведения об участниках экспертизы.

В основной части заключения излагается следующее:

  • детальное описание объекта и примененных методов экспертизы;
  • техническая часть: все проделанные расчеты, результаты поверочных и обмерных работ, протоколы испытаний;
  • графическая часть, иллюстрирующая заключение эксперта: материалы фотофиксации и рабочие чертежи, с нанесенными на них отметками;
  • дефектная ведомость, содержащая список всех повреждений здания или сооружения и объем ремонтных работ по их устранению;
  • выводы эксперта и рекомендации по устранению дефектов.

Обычно заключение отвечает на вопрос о том, возможна ли эксплуатация здания в будущем, может ли быть проведена его реконструкция. Если экспертиза проводилась для разрешения спорной ситуации, то в заключении будут определены причины дефектов и повреждений, а также виновное лицо.

Типовой образец
Утверждаю
________________________
___________________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ________________________
предприятия и т.п., его (директор или иное
организационно-правовая форма) должностное лицо,
уполномоченное
утверждать должностную
инструкцию)
» » ____________ 20__г.
м.п.
Должностная инструкция
специалиста по автотехнической экспертизе
(эксперт-автотехник)
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
» » ____________ 20__г. N__________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)
относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с
нее приказом директора предприятия.
1.2. На должность специалиста по автотехнической экспертизе
(эксперта-автотехника) I категории назначается лицо, имеющее высшее
профессиональное (техническое) образование (направления подготовки:
«Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по
специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное
хозяйство», дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник I
категории» с правом проведения без ограничений всех видов экспертных
исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в
должности специалиста по автотехнической экспертизе
(эксперта-автотехника) II категории не менее ________ лет; на должность
специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II
категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое)
образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных
средств»), «Наземные транспортные системы» по специальностям
«Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»),
дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник II категории»
с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного
происшествия и математического анализа их возникновения (без права
проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в
должности специалиста по автотехнической экспертизе
(эксперта-автотехника) не менее _______ лет; на должность специалиста по
автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) — лицо, имеющее высшее
профессиональное (техническое) образование (направления подготовки:
«Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по
специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное
хозяйство»), дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник
III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без
права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и
транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности
не менее _________ лет (года).
1.3. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)
непосредственно подчиняется ____________________________________________.
1.4. В своей деятельности специалист по автотехнической экспертизе
(эксперт-автотехник руководствуется:
— законодательными и нормативными документами по вопросам
выполняемой работы;
— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
— уставом предприятия;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора предприятия
(непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
1.5. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)

должен знать:
— нормативные, методические и другие материалы, касающиеся
автотехнической экспертизы;
— формы и методы проведения автотехнической экспертизы;
— организацию проведения работ по установлению стоимости объектов
автотехнической экспертизы;
— порядок установления конкурентообразующих факторов использования
объектов автотехнической экспертизы;
— таможенные правила;
— порядок заключения договоров купли-продажи объектов
автотехнической экспертизы и регистрации переуступки прав собственности;
— международные договоры и соглашения, регулирующие правовые
вопросы, связанные с объектами автотехнической экспертизы;
— конструкцию узлов и агрегатов автотехнических средств, принципы их
работы, возможные повреждения и причины их возникновения;
— особенности конструкций современных зарубежных транспортных
средств и их дополнительного оборудования;
— основы управляемости и устойчивости автомобилей;
— особенности системы «Автомобиль — водитель — дорога — среда
движения» в зависимости от оснащенности автотехнических средств;
— Правила дорожного движения Российской Федерации;
— систему правления транспортными потоками;
— методы проведения расчетов, связанных с моделированием дорожных
ситуаций, установлением длины тормозного и остановочного пути;
— формы и методы оценки транспортных средств;
— основы экономики и бухгалтерского учета;
— этику делового общения;
— правила проведения переговоров с клиентами;
— передовой отечественный и зарубежный опыт в области
автотехнической экспертизы и использования результатов автотехнической
экспертизы;
— правила и нормы по охране труда.
1.6. Во время отсутствия специалиста по автотехнической экспертизе
(эксперта-автотехника) его обязанности выполняет в установленном порядке
назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее
исполнение.
II. Функции
На специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника)
возлагаются следующие функции:
2.1. Проведение автотехнической экспертизы.
2.2. Осуществление деловых контактов с клиентами.
2.3. Консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию.
2.4. Оформление соответствующей документации.
2.5. Представление установленной отчетности.
III. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций специалист по
автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) обязан:
3.1. Осуществлять проведение автотехнической экспертизы, используя
фактические данные о техническом состоянии транспортных средств,
механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке и
действиях участников движения, а также об обстоятельствах,
способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия.
3.2. В процессе осуществления экспертизы проводить исследование
технического состояния транспортных средств с целью установления
фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов,
систем и дополнительного оборудования, причин их вызвавших в результате
дорожно-транспортного происшествия или посторонних внешних воздействий
(попадания различных предметов атмосферных явлений и т.п.).
3.3. Определять сложность и характер изменений (повреждений)
транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных
факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ.
3.4. Обосновывать необходимость применения специального
контрольно-диагностического оборудования и приборной базы, требующихся
для восстановления поврежденных транспортных средств, в соответствии с
техническими требованиями и требованиями государственных и международных
стандартов, а также нормативных документов заводов-изготовителей
транспортных средств, действующих на момент проведения экспертизы.
3.5. Устанавливать причины и время возникновения повреждений и
технических неисправностей транспортных средств.
3.6. Анализировать возможности обнаружения технической неисправности
до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную
связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного
средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения
дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания,
возгорания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного
средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим
состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли
способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия.
3.7. Исследовать обстоятельства, характеризующие механизм
дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы), в
целях определения скорости и направления движения транспортного средства,
тормозного остановочного пути, направления действия сил между
столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в
различные моменты дорожно-транспортного происшествия.
3.8. Определять время преодоления транспортными средствами
определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения,
требующий принятия экстренных мер по предотвращению происшествия.
3.9. Проводить необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации
и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в
момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а
также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия
в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной
обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие
действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента
возникновения опасности для движения, могли в соответствии с
требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской
Федерации, предотвратить дорожно-транспортное происшествие).
3.10. Устанавливать возможности водителя совершить необходимые
действия для избежания или предотвращения случившегося путем снижения
скорости движения в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть
возникновение опасности для движения, причинную связь между действиями
либо бездействием водителя по управлению транспортным средством и
последствиями дорожно-транспортного происшествия.
3.11. На основе использования технических данных и учета объективных
закономерностей проводить исследование обстановки на месте
дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и
коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других
объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и
т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент
дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и
результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной
обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые
способствовали или могли способствовать его возникновению.
3.12. Определять техническую возможность предотвращения
дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным,
указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным,
полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам
обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов.
3.13. Обеспечивать научную обоснованность, полноту и доказательность
проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов,
связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств
(автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных
механизмов).
3.14. На основе изучения отечественной и зарубежной специальной
литературы, а также компьютерных баз данных проводить исследования и
давать рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности
расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств,
определению размера имущественного ущерба, причиненного в
дорожно-транспортном происшествии.
3.15. Выполнять работу по установлению предмета и цели проведения
экспертизы, принадлежности прав собственности на объекты автотехнической
экспертизы.
3.16. Анализировать информацию об объекте автотехнической экспертизы
для проведения правовой экспертизы.
3.17. Обосновывать формы и методы автотехнической экспертизы.
3.18. Осуществлять деловые контакты, вести переговоры с клиентами, в
соответствии с установленным порядком оформлять заключаемые договоры,
контролировать их выполнение.
3.19. Консультировать клиентов по действующим правилам и требованиям
нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при
подготовке материалов, касающихся проведения автотехнической экспертизы.
3.20. Обеспечивать соблюдение законов и иных нормативных правовых
актов, а также правильность оформления документов, необходимых при
осуществлении автотехнической экспертизы, составлять экспертное
заключение, акты и установленную отчетность о проведенной работе.
3.21. Соблюдать требования по обеспечению конфиденциальности
информации, используемой в процессе экспертизы.
3.22. _____________________________________________________________.
IV. Права
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) имеет
право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по
совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными
настоящей инструкцией.
4.3. Привлекать специалистов всех структурных подразделений

предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с
разрешения руководителя предприятия).
4.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
V. Ответственность
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) несет
ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)
_________________________
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
» » _____________ 20__г.
Согласовано:
Начальник юридического отдела
_____________________________
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
» » ________________ 20__г.
_________________________
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
» » _____________ 20__г.

Другие инструкции в разделе:
— Должностная инструкция научного редактора (редакционно-издательского отдела);
— Должностная инструкция оператора диспетчерского движения и погрузочно-разгрузочных работ;
— Ответственный за делопроизводство в структурном подразделении таможенного органа: должностная инструкция.

подскажите пожалуйста,после 1 сентября 2014 года кому обратиться по расчету за ущерб автомобиля по ОСАГО,ведь если к оценщикам то противореччит изменениям ФЗ ОБ ОСАГО в частности ст.12 где указывется, что эксперт-техник выдает заключение экспертное, получается оценщик состоящий в СРО уже не вправе выдавать отчеты по определению рыночной стоимости восстанвоительного ремонта по ОСАГО или КАК? разъясните пожалуйста.

Уважаемый Мансур,

Мы уже неоднократно отвечали на этот вопрос в рубрике «Вопрос-ответ». Повторяем ответ нашего эксперта Фоменко А.Н.

А.Н. Фоменко, канд. техн. наук,
генеральный директор ООО «АНФ-ОЦЕНКА», член Экспертного совета РОО,
Московская обл.

ОСАГО И ОЦЕНЩИКИ

Обратиться к этой теме меня заставил вопрос, поступивший в РОО: «30 июля 2014 г. утверждены изменения в правилах установления расходов при восстановительном ремонте транспортных средств (постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 717, далее — ПП-717), из которых было исключено слово «оценка». В связи с этим возник вопрос: могу ли я заниматься оценкой восстановительного ремонта автомобилей после ДТП в рамках ОСАГО с дипломом оценщика и членством в вашей организации?»

Давайте вспомним законодательство об ОСАГО.

В прежней редакции Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — ФЗ № 40) в п. 2 ст. 12 было сказано: «При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков». В то же время в п. 7 ст. 12 ФЗ №40 указывалось: «В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства». Отсюда следует, что изначально существовало правило, согласно которому при повреждении имущества, отличного от транспортного средства (ТС), может проводиться как экспертиза, так и оценка, а при повреждении ТС — только экспертиза. Строго говоря, закон не запрещает проводить оценку стоимости ТС в доаварийном состоянии.

В обеспечение этого закона был выпущен ряд правовых актов, в частности:

– Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца»;

– Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 361 «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (далее ПП-361).

Далее практика складывалась следующим образом. Пока не существовало экспертов-техников, этой работой в отношении поврежденных ТС занимались оценщики. С появлением экспертов-техников (в 2012 г.) вспомнили о законе, и Российский союз автостраховщиков дал указание страховым компаниям не работать с оценщиками. В то же время в ПП-361 по ошибке (в нарушение закона) записали, что при определении расходов на материалы и запчасти может проводиться «экспертиза (оценка)». Теперь это несоответствие закону устранили в ПП-717.

В сентябре-октябре 2014 г. вступят в силу изменения в Федеральном законе № 40, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 223-ФЗ. В нем идея проведения экспертизы в отношении поврежденных ТС только усиливается и конкретизируется. Так, изменения претерпела редакция ст. 12. В этой статье (п. 10) в отношении поврежденного ТС по-прежнему говорится о «независимой технической экспертизе, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1». В случае повреждения иного имущества говорится о проведении «независимой экспертизы (оценки)».

Вновь введенная ст. 12.1 устанавливает следующее:

«1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит …

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника…»

Таким образом, участие оценщиков в рамках ОСАГО при определении стоимости ремонта ТС полностью исключается. Но ОСАГО — это договор, действие которого прекращается (в отношении конкретного страхового случая) после достижения размером страховой выплаты лимита ответственности страховой компании (СК). В настоящее время этот лимит ответственности составляет 120 (160) тыс. руб. В соответствии с изменениями, после вступления их в силу лимит ответственности СК в рамках ОСАГО составит 400 тыс. руб. Таким образом, возмещение, превышающее лимит ответственности СК, находится за пределами ОСАГО.

Ни в одном законодательном акте по ОСАГО не встречается словосочетание «рыночная стоимость». В программе подготовки экспертов-техников это словосочетание также не встречается. То есть в рамках ОСАГО возмещение должно проводиться в виде некой «специфической» стоимости. В настоящее время в соответствии с п. 63 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» возмещение должно производиться «исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен». Однако п. 24 ПП-361 предусмотрена разработка специального информационного обеспечения, которое включает в частности, «д) ценовую информацию в отношении материалов и запасных частей».

Таким образом, для возмещения в рамках ОСАГО будут созданы специальные таблицы с «нормативно установленной» стоимостью, которыми будут пользоваться эксперты-техники.

За пределами ОСАГО возмещение должно осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) по рыночной стоимости. Поскольку эксперты-техники предназначены для работы исключительно в рамках ОСАГО и в их программу обучения не входит изучение вопросов определения рыночной стоимости, то их компетенция не распространяется за пределы ОСАГО. Это поле деятельности находится исключительно в компетенции оценщиков. В соответствии с оценочным законодательством (в частности, ст. 5 ФЗ № 135), объектом оценки в этом случае могут являться: право требования (обязательства) по возмещению убытков, а также утраты товарной стоимости, услуги (работы) по восстановительному ремонту, годные остатки, или по отдельности составные части услуг по ремонту: работы, материалы, запчасти. Ни ремонт, который является процессом, ни ущерб, материальный ущерб, определения которых нет ни в одном законодательном акте, ни реальный ущерб или убытки, которые определены в ГК РФ, не могут быть объектом оценки, поскольку не соответствуют объектам, предусмотренным в ст. 5 ФЗ № 135. ТС в этом случае также не может быть объектом оценки, потому что определяется не стоимость ТС, а стоимость иных объектов оценки.

Подводя итоги, можно констатировать следующее. Независимая техническая экспертиза в рамках ОСАГО и оценка для любых иных целей — это разные виды деятельности, которые регулируются разными «специальными» законами. В рамках ОСАГО в отношении определения стоимости ремонта ТС закон об оценочной деятельности не действует. В рамках ОСАГО работают эксперты-техники, которые готовят документ под название «экспертное заключение». Отчет они выпускать не могут. Выпуск отчета в отношении ремонта ТС в рамках ОСАГО не предусмотрен.

Отчет выпускать могут только оценщики. В рамках ОСАГО оценщики могут определять только (рыночную) стоимость имущества, включая стоимость ТС в доаварийном состоянии. В отношении поврежденных транспортных средств оценщики могут определять рыночную стоимость различных объектов оценки только за пределами ОСАГО. При этом для ответа на вопрос о том, какие повреждения относятся к данному ДТП, который находится за пределами компетенции оценщиков, им необходимо привлекать специалистов, имеющих документы об обучении технике проведения транспортно-трассологической экспертизы, например, экспертов-техников, что допускается оценочным законодательством.

Автор ФИО: Шарапов Мансур

Правила проведения автоэкспертизы

Для того чтобы в максимально сжатые сроки осуществить возмещение ущерба автомобиля после ДТП, или причинения вреда третьими лицами, необходимо пройти независимую экспертизу автомобиля. При этом необходимо следовать установленным правилам и порядкам ее проведения, чтобы не допустить ошибки в самом начале и не возвращаться к повторной организации оценки причиненного ущерба. Ниже представлено подробное описание прохождения экспертизы и порядок ее организации.

Порядок проведения автоэкспертизы

Как проводится автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП

Независимая автоэкспертиза на сегодняшний день является наиболее востребованным из всех видов оценочных работ. После вступления в силу закона об ОСАГО, в большинстве случаев, ответственность за проведение автоэкспертизы ложится на страховую компанию. Однако, не всегда точность такой оценки находится на необходимом высоком уровне. Более логично, в данной ситуации, произвести оценку ущерба ДТП в независимой оценочной компании. При проведении независимой автоэкспертизы необоснованное снижение суммы ущерба, причиненного вашему автомобилю, невозможно, и оценка ущерба ДТП всегда является объективной.

Оценка ущерба, причиненного автовладельцу при повреждении автомобиля, должна производиться с соблюдением законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов.

В случае оценки автомобиля для установления ущерба в следствии ДТП или стихийного бедствия существует определенный порядок проведения экспертизы. Оценка должна производиться до начала каких-либо ремонтных работ с соблюдением всех пунктов порядка проведения экспертизы указанных ниже.

Порядок проведения экспертизы авомобиля и оценки ущерба ДТП

  1. Обратиться в оценочную организацию (независимую автоэкспертизу), имеющую в своем штате специалистов, зарегистрированных в саморегулируемой организации оценщиков.
  2. Согласовать с оценочной организацией (независимой автоэкспертизой) дату, место и время проведения оценки автомобиля.
  3. При наличии других заинтересованных сторон пригласить их на предстоящий осмотр. Уведомить виновника причинения ущерба и страховую компанию о дате, месте и времени проведении осмотра автомобиля телеграммой с уведомлением о вручении. (Подробно об отправлении телеграмм)

Данный пункт является особо важным!!! Этот юридический момент проведения оценки ущерба от ДТП, необходим для обеспечения правильного вызова заинтересованных лиц (второго участника ДТП и представителя ЕГО страховой компании) на осмотр аварийного автомобиля.

Заказчику независимой автоэкспертизы необходимо отправить телеграмму с уведомлением о её вручении, а также получить копии отправленных телеграмм, заверенных печатью телеграфного узла.

В случае если другой участник проживает в Вашем городе, то телеграмма должна быть отправлена не позднее, чем за три рабочих дня до проведения осмотра (не считая самого дня проведения осмотра и дня отправки телеграммы), если другой участник иногородний — за шесть рабочих дней.

ПРИМЕР:

Вы планируете произвести оценку ущерба автомобиля во вторник на следующей неделе и ваш ответчик проживает в вашем городе. Для этого вам необходимо отправить телеграмму не позднее среды текущей недели.

Другие участники (второй участник ДТП или представитель ЕГО страховой компании) имеют право не явиться на осмотр, но уведомить их о дате, времени и месте проведения экспертизы Вы обязаны. В противном случае, проведенная оценка ущерба может считаться не действительной.

В случае если другой участник не явился в течение получаса (полчаса дается на возможное опоздание участников) после назначенного времени, осмотр автомобиля может проводиться, если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове второй стороны (уведомление о вручении телеграммы).

  1. Подготовить автомобиль к осмотру:
  • автомобиль должен быть в чистом состоянии, обеспечивающем выявление дефектов, имеющихся на автомобиле;
  • капот и крышка багажника (дверь задка) должны открываться, если это условие не обеспечивается, согласовать этот вопрос со специалистом-оценщиком в момент согласования даты и времени проведении оценки;
  • багажный отсек, если он находится в зоне повреждения, должен быть пуст. Это необходимо для обеспечения доступа к элементам находящимся в зоне удара и выявления возможных повреждений.
  1. Предоставить автомобиль, документы на автомобиль и документы по факту повреждения в согласованное время на осмотр;
  2. Ознакомиться с результатами проведенного осмотра, занесенными в акт осмотра, и подписать его при отсутствии замечаний.

Оценочная фирма на основании акта осмотра производит расчет величины причиненного ущерба, готовит все необходимые документы и выдает их заказчику.

Примечания:

  • данный порядок проведения экспертизы (независимой автоэкспертизы и оценки ущерба ДТП) регламентирован РД 37.009.015-98 (в отдельных случаях вызов телеграммой не требуется – подробная информация по телефону);
  • стоимость независимой автоэкспертизы (в т.ч. повторной), а также отправленных телеграмм, по представлению необходимых документов подтверждающих затрату денежных средств, подлежит возмещению (в т.ч. по ОСАГО ФЗ № 40 статья 12, часть 5);
  • все работы по независимой автоэкспертизе (в т.ч. осмотр автомобиля) проводятся только дипломированными специалистами;
  • стаж работы наших специалистов более 10 лет;
  • при выдаче отчета независимой автоэкспертизы предоставляется бесплатная юридическая консультация о дальнейших действиях по возмещению ущерба ДТП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *