Порядок предоставления муниципальных гарантий

  • автор:

Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий

Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий описывается в статье 115.2 бюджетного кодекса РФ. Рассмотрим порядок предоставления данных гарантий.

  • 1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:
    • -проведения анализа финансового состояния принципала;

Принципал представляет собой получателя гарантий от государства. Проведение анализа его финансового состояния необходимо, для того, чтобы определить все возможные риски которые может понести государство.

Финансовая устойчивость и надежность принципала являются одними из важнейших требований, предъявляемых к принципалу.

— предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

То есть государство имеет право предъявить принципалу требование уплатить ту денежную сумму, на которую были выданы гарантии. Еще в начале двадцать первого века, В. Кокорев выдвинул позицию, в которой говорилось о необходимости предоставления государственных и муниципальных гарантий на условиях платности и возвратности.

С одной стороны можно согласиться с таким мнением, в частности затронем условие платности. Но при этом очень важно назначить обоснованную цену за предоставление гарантий, так как в противном случае выдача государственных и муниципальных гарантий может быть не эффективна.

— отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Отсутствие у заемщика прочих долгов, также немаловажный фактор, характеризующий его кредитоспособность с положительной стороны. Так как государство не станет ручаться за не надежных заемщиков

При предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться.

Следовательно, когда предоставляется такой вид гарантий, то со стороны принципала не требуется обеспечения исполнения данных обязательств перед гарантом.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантии.

  • 2. Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.
  • 3. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

Анализ финансового состояния получателя гарантий дело не легкое, сложность связана с отсутствием единого подхода к проведению такого анализа. Отсюда и упреки в сторону финансового органа в предвзятости и субъективизме.

4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно.

Субъекты и муниципальные образования, как известно тоже имеют право выдавать гарантии, но в связи с тем, что большинство субъектов и муниципальных образований не в состоянии покрывать такие затраты собственными средствами, им выделяются бюджетные средства на эти цели.

5. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий, вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования соответственно.

Государственные гарантии предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

Основные цели, преследуемые государственными органами при предоставлении гарантий:

1) Стимулирование инвестиционной активности.

Суть этой цели заключается в том, что получатели гарантий смогут привлечь крупные суммы денежных средств на долгосрочной основе и впоследствии инвестировать эти средства в различные проекты.

2) Привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

То есть государство само решает, кому выдать гарантии, а кому нет. Следовательно, с помощью государственных и муниципальных гарантий может оказываться влияние на развитие тех или иных отраслей.

Следует отметить, что не все инвестиционные проекты могут быть приняты на рассмотрение. Те претенденты, обладающие наиболее высокой финансовой устойчивостью, а также способностью вернуть денежные средства, взятые в долг, в указанные сроки и в полном объеме.

Проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта.

Государство отбирает инвестиционные проекты по различным признакам, это может быть, например: возможный размер дохода от реализации этого проекта, который может получить государство. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств, для реализации конкретного инвестиционного проекта.

Размер государственных гарантий указывается в заключаемом между Министерством экономики РФ и кредитором договоре поручительства.

Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете РФ на соответствующий год. Объем предоставленных государственных гарантий фиксируется при расчете государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Что касается срока гарантий, то нужно отметить, что они определяются по бизнес-плану самого проекта, а именно — это время, в течение которого должник обязан вернуть кредит, который он взял в коммерческом банке для финансового обеспечения этого инвестиционного проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Министерством экономики РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит.

Таким образом, гарантийным случаем следует назвать, фактически невозвращенный заемщиком кредит, в указанный в договоре кредитования срок. Сроки выдачи кредита должны быть установлены в кредитном договоре, который заключается между кредитором и заемщиком.

Министерством экономики РФ для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением территориальных органов Центрального банка РФ, Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Эта комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Министерства финансов РФ.

Комиссия в свою очередь составляет заключение, на основе результатов проведенной работы. В этом заключении комиссия подтверждает либо не подтверждает факт наступления ответственности Минэкономики Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства.

Минэкономики РФ дает поручение Главному управлению Федерального казначейства Минфина РФ о перечислении средств из Бюджета РФ на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.

При реализации государственной гарантии кредитор передает в Министерство экономики РФ документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора.

Министерство экономики РФ для защиты интересов государства в месячный срок после реализации государственной гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора.

Предоставление муниципальной гарантии

Документы, необходимые для получения услуги

  1. Документы, подтверждающие разрешение на совершение крупных сделок, в случае, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации (для юридического лица)

    Тип Обязательный, Копия Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  2. Заявление на предоставление муниципальной гарантии

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  3. Копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица (Зырянское)

    Тип Обязательный, Копия Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  4. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя

    Тип Обязательный, Оригинал Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  5. Бухгалтерский баланс за последние три отчетных года и последний отчетный период (для юридического лица)

    Тип Обязательный, Оригинал Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  6. Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности к бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов и дат их возникновения (для юридического лица)

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  7. Расшифровка задолженности по кредитам и займам к бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату и на дату обращения с указанием кредиторов, величины долга, дат получения и погашения обязательств, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных обязательств с приложением подтверждающих документов (для юридического лица)

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  8. Бизнес-план, содержащий финансово-экономическое обоснование проекта, включающее в себя обоснованные расчеты срока окупаемости проекта, рентабельности проекта, суммы отчислений в бюджеты различных уровней, расходы на заработную плату персонала, обеспечение исполнения обязательств по муниципальной гарантии

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  9. Копия аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности заявителя за последний отчетный год (в случае, если проведение аудиторской проверки является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации)

    Тип Обязательный, Копия Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  10. Справки из кредитных организаций об остатках на счетах и отсутствии картотек к счетам

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  11. Расшифровка основных средств к бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату (для юридического лица)

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  12. Отчет об оценке имущества, предоставляемого заявителем гаранту в обеспечение обязательств получателя муниципальной гарантии

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

  13. Проект договора (соглашения) между заявителем и его контрагентом, подтверждающий гражданско-правовые обязательства, в обеспечение которых запрашивается муниципальная гарантия

    Тип Обязательный, Рабочий документ Количество копий 1 Варианты предоставления

    Предоставляется без возврата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *