Порядок формирования тарифов на жилищно коммунальные услуги

  • автор:

Как формируются тарифы ЖКХ

Поделитесь ссылкой с друзьями:

По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация

2015

2016

январь-март

2293,71

2528,68

январь-июнь

1999,71

2149,06

январь-сентябрь

1830,23

январь-декабрь

1949,19

*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.

Из чего состоит квартплата

В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:

  1. Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.

  2. Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.

  3. Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.

Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.

Структура тарифа на жилищные услуги

Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).

К таким услугам относятся:

  • вывоз мусора;
  • облагораживание придомовых участков;

  • уборка во дворах;

  • содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;

  • осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.

Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).

Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.

Компоненты тарифа на коммунальные услуги

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.

Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Счетчиков нет

При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.

Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).

Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).

Счетчики есть

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

V – индивидуальное потребление;

V1 – общедомовое потребление;

S – общая площадь квартиры;

S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

T – тариф.

При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).

Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.

Общедомовые нужды

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

Как можно снизить тарифы ЖКХ

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Дата публикации материала: октябрь 2016.

Вам также может быть интересно:

  • Как узнать задолженность по квартплате?
  • Как передать показания счетчиков, максимально сэкономив время?
  • Сколько нужно хранить квитанции об оплате ЖКХ?

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет

Механизмы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Тариф — рассчитана на основании действующих нормативно-правовых актов цена (совокупность цен) единицы оказания услуги (выполнения работы).

Порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 1 июня 2011 г. № 869 и имеет целью обеспечить единый подход к формированию тарифов.

Постановление устанавливает единую процедуру формирования тарифов на:

— тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды;

— централизованное водоснабжение и водоотвод;

— услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий;

— электрическую энергию;

— природный газ для населения.

Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды

Согласно Постановлению Кабинета Министров «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 1 июня 2011 г. № 869 тарифы на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды могут быть одноставковими и двоставковими.

Одноставочный тариф на тепловую энергию — стоимость единицы (1 Гкал) тепловой энергии соответствующего качества, реализуемой потребителям, определена как денежное исчисление планируемых экономически обоснованных затрат на ее производство, транспортировку, поставку с учетом планируемой прибыли и не распределена на условно-переменную и условно-постоянную части тарифа.

Двухставочный тариф на тепловую энергию — денежное исчисление двух отдельных частей тарифа (условно-переменной и условно-постоянной).

Формирование одноставкових тарифов на тепловую энергию

Формирование одноставкових тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку осуществляется путем определения стоимости выработки, транспортировки и поставки единицы (1 Гкал) тепловой энергии, которая состоит из планируемых затрат, включаемых в полной себестоимости и планируемой прибыли.

Формула расчета одноставкових тарифов на тепловую энергию зависит от видов деятельности, производятся лицензиатом, а именно:

производство, транспортировку и поставку тепловой энергии (вместе);

— только производство тепловой энергии;

— только транспортировки тепловой энергии;

— только поставка тепловой энергии.

Формулу расчета одноставкових тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии можно представить следующим образом:

где ОТвтп — одноставочный тариф на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии;

ОТв — одноставочный тариф на производство тепловой энергии;

ОТт — одноставочный тариф на транспортировку тепловой энергии;

ОТп — одноставочный тариф на поставку тепловой энергии;

Ввтп — планируемые годовые расходы, которые включаются в производственную себестоимость, административные расходы, другие операционные расходы, финансовые расходы, касающиеся соответствующего вида деятельности лицензиата;

Пвш — планируемый годовой доход деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии;

^птп — планируемый годовой объем реализации тепловой энергии, определенный на основании фактических за последние пять лет и прогнозируемых объемов производства и потребления тепловой энергии с учетом заключенных с потребителями договоров и других технико-экономических факторов.

Одноставочные тарифы на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии рассчитываются лицензиатами и устанавливаются уполномоченными органами отдельно для каждого вида лицензируемой деятельности, которую осуществляет лицензиат. Для лицензиатов, которые осуществляют реализацию тепловой энергии потребителям, дополнительно устанавливаются тарифы на тепловую энергию.

В случае, когда лицензиат осуществляет деятельность только по производству тепловой энергии, тариф на производство тепловой энергии можно представить так:

где Вв — планируемые годовые расходы, которые включаются в производственную себестоимость, административные расходы, другие операционные расходы, финансовые расходы, касающиеся только деятельности по производству тепловой энергии;

Пв — планируемый годовой доход деятельности по производству тепловой энергии;

В — планируемый годовой объем отпуска тепловой энергии с коллекторов всех теплогенерирующих источников, принадлежащих лицензиату, который для таких лицензиатов объему реализации лицензируемого вида деятельности по производству тепловой энергии.

В отдельных прямых расходов, включаемых лишь к тарифам на производство тепловой энергии, относятся:

— расходы на топливо (газ, мазут, уголь, торф, другие виды технологического топлива), активную и реактивную электрическую энергию, используемые для технологических нужд при производстве тепловой энергии;

— расходы на приобретение тепловой энергии у других субъектов хозяйствования и/или установленная Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), полная планируемая себестоимость тепловой энергии, выработанной собственными теплоэлектроцентралями, тепловыми электростанциями, атомными электростанциями, когенерационными установками и такими, которые работают с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии;

— расходы на холодную воду для производства тепловой энергии (планируются согласно государственных и отраслевых нормативов (норм), определенных в установленном порядке для технологических нужд, в частности, подкормки и наполнения сетей, регенерацию фильтров, гидравлические испытания своих тепловых сетей и оборудования, промывку тепловых сетей и систем) и водоотведения.

В случае, когда лицензиат осуществляет деятельность только по транспортировке тепловой энергии, формулу расчета тарифа на транспортировку тепловой энергии можно описать следующим образом:

где Вт — планируемые годовые затраты производственной себестоимости, административные расходы, другие операционные расходы, финансовые расходы, касающиеся только деятельности по транспортировке тепловой энергии;

Пт — планируемый годовой доход лицензированной деятельности по транспортировке тепловой энергии;

УТ — планируемый годовой объем полезного отпуска из собственных сетей других лицензиатов, который в таком случае является объему реализации лицензируемого вида деятельности по транспортировке тепловой энергии.

В отдельных прямых расходов, включаемых лишь к тарифам на транспортировку тепловой энергии, относятся:

— расходы на активную и реактивную электрическую энергию для технологических нужд транспортировки тепловой энергии;

— расходы на транспортировку собственной тепловой энергии другими субъектами хозяйствования;

— расходы на холодную воду для технологических нужд транспортировки тепловой энергии (планируются согласно государственных и отраслевых нормативов (норм), определенных в установленном порядке для технологических нужд, в частности, подкормки и наполнения сетей, гидравлические испытания своих тепловых сетей и оборудования, промывку тепловых сетей и систем) и водоотведения.

Тариф на поставку тепловой энергии условий осуществления лицензиатом только данного вида деятельности рассчитывается по формуле:

где Вп — планируемые годовые затраты производственной себестоимости, административные расходы, расходы на сбыт, другие операционные расходы, финансовые расходы, касающиеся только деятельности по поставке тепловой энергии;

Пп — планируемый годовой доход лицензированной деятельности по поставке тепловой энергии;

Уп — планируемый годовой объем реализации тепловой энергии потребителям, включая поставщиками коммунальных услуг с централизованного отопления и горячего водоснабжения.

Отдельными затратами, которые включаются лишь к полной себестоимости тарифов на поставку тепловой энергии, являются расходы на сбыт тепловой энергии.

Формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию

Лицензиатов, получивших лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, могут в установленном порядке устанавливаться двухставочные тарифы на тепловую энергию. При этом отдельно определяются условно-постоянная и условно-переменная части такого тарифа.

Формирование двухставочного тарифа на тепловую энергию осуществляется путем определения денежного исчисления условно-переменной (стоимость ІГкал потребленной тепловой энергии) и условно-постоянной (абонентская плата за ІГкал/ч тепловой нагрузки) частей тарифа, применение которых обеспечивает планируемый годовой доход, равный сумме планируемой годовой полной себестоимости и соответствующего планируемого годового дохода, которые получаются при условии применения одноставочного тарифа.

Условно-переменная часть двухставочного тарифа на тепловую энергию определяется как стоимость 1 Гкал тепловой энергии, реализуемой потребителям, и денежное расчета переменной части планируемых прямых затрат на ее производство, которые изменяются прямо (или почти прямо) пропорционально изменению объема производства тепловой энергии, с учетом соответствующего планируемой прибыли.

Условно-постоянная часть двухставочного тарифа на тепловую энергию определяется как абонентская плата за 1 Гкал/ч. тепловой нагрузки объектов теплопотребления и денежное исчисление остальных планируемых затрат полной себестоимости производства, транспортировки и поставки тепловой энергии, которые являются постоянными и не изменяются прямо (или почти прямо) пропорционально изменению объема производства тепловой энергии, с учетом соответствующего планируемой прибыли.

Во время формирования двухставочных тарифов определяются планируемая полная себестоимость и планируемую прибыль от лицензируемой деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, и осуществляется их распределение на условно-переменную и условно-постоянную части.

Условно-переменная часть тарифа содержит планируемые прямые затраты на приобретение технологического топлива и технологической электроэнергии для производства тепловой энергии собственными котельными и приобретение тепловой энергии, установленные НКРЭ затраты, входящие в полной планируемой себестоимости производства тепловой энергии собственными теплоэлектроцентралями, тепловыми и атомными электростанциями, когенерационными установками, и соответствующая часть планируемой прибыли.

Условно-постоянная часть тарифа охватывает остальные расходы, входящие в планируемой полной себестоимости производства, транспортировки и поставки тепловой энергии, кроме отнесенных к условно-переменных расходов, и соответствующая часть планируемой прибыли.

Двухставочный тариф на тепловую энергию рассчитывается по формуле:

где ДТВТП — двухставочный тариф на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии;

ДТВТП(УЗ) — условно-переменная часть тарифа на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии;

ДТвтп(уп) — условно-постоянная часть тарифа на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии.

ВВТП(у3) — условно-переменная часть затрат, включаемых в планируемой полной себестоимости;

ВВТП(уП) — условно-постоянная часть расходов, включаемых в планируемой полной себестоимости;

Чптп(уз) — условно-переменная часть планируемого годового дохода;

Чптп(уп) — условно-постоянная часть планируемого годового дохода;

УВТП — планируемый объем реализации тепловой энергии потребителям в соответствии с годовыми планами производства, транспортировки и поставки тепловой энергии.

Согласно законодательству Украины лицензиат несет обязательства относительно ведения отдельного учета доходов и расходов по видам лицензируемой деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии.

Формирование одноставкових тарифов на услуги по централизованному отоплению

Единицей калькулирования себестоимости услуги централизованного отопления 1 Гкал тепловой энергии, использованной балансодержателем (предприятием, которое предоставляет услуги) для удовлетворения потребностей потребителя в обеспечении нормативной температуры воздуха в квартире (доме усадебного типа). В случае отсутствия приборов учета стоимость услуги по централизованному отоплению определяется из расчета за 1 кв. метр отапливаемой площади (1 кубический метр отапливаемого объема).

Одноставочный тариф на услуги централизованного отопления описывается формулой:

где ОТцо — одноставочный тариф на услуги по централизованному отоплению;

Вцо — планируемые годовые расходы, которые включаются в полную себестоимость услуги по централизованному отоплению;

Пцо — планируемый годовой доход деятельности по предоставлению услуги по централизованному отоплению;

Уцо — планируемый годовой объем реализации услуг по централизованному отоплению, определенный годовыми планами предоставления услуг.

Общие подходы к формированию тарифов на услуги по централизованному снабжению горячей воды

Формирование тарифов на услуги по централизованному снабжению горячей воды предприятиями, предоставляющими указанные услуги, осуществляется на основании годовых планов предоставления данного вида услуги, экономически обоснованных планируемых расходов, определенных на основании государственных нормативов (норм) расходов ресурсов, технико-экономических расчетов и смет, ставок налогов и сборов (обязательных платежей) и цен в планируемом периоде.

Тариф на услуги по централизованному снабжению горячей воды рассчитывается, исходя из утвержденной для соответствующей категории потребителей стоимости тепловой энергии и холодной воды, используемых для предоставления услуг по централизованному снабжению горячей воды, с учетом потерь тепловой энергии и воды в сетях централизованного снабжения горячей воды, определенных в установленном законодательством порядке согласно межотраслевых, отраслевых и региональных методик, других документов по нормированию расходов и потерь ресурсов, которыми предусмотрены основные особенности технологических процессов конкретного производства.

Годовые планы предоставления услуг по централизованному снабжению горячей воды составляются на основании заключенных договоров с учетом объемов фактически потребленной воды и тепловой энергии по показаниям домовых приборов учета (в случае их отсутствия — по установленным нормам) и других технико-экономических факторов, в частности:

— изменения объема предоставления услуг в результате экономического развития населенного пункта, осуществления мер для уменьшения объема затрат на технологические нужды, потерь тепловой энергии и воды, выполнение региональных программ оснащения приборами учета объемов потребления горячей воды и требований к качеству услуг, экономии топливно-энергетических ресурсов;

— повышение технологического уровня предоставления услуг путем осуществления мероприятий, направленных на их автоматизацию и механизацию, применения прогрессивных энергосберегающих технологий;

— повышение уровня организации работы по предоставлению услуг и улучшение условий труда путем совершенствования операционно-производственного планирования, систем управления, материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности.

К полному планируемой себестоимости услуг по централизованному снабжению горячей воды включаются определенные в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины расходы на амортизацию, ремонт и прочее улучшение основных фондов.

Расходы, объективное нормирование которых невозможно, планируются с учетом экономически обоснованных планируемых расходов за предыдущий год, прогноза индексов изменения цен производителей промышленной продукции и на основании смет.

Предприятия могут применять двухставочные тарифы на услуги по централизованному снабжению горячей воды.

В случае изменения ставок налогов и сборов (обязательных платежей), размера минимальной заработной платы, ставок арендной платы (по объектам производственного назначения), других обязательных платежей и сборов, цен (тарифов) на топливно-энергетические и материальные ресурсы для возмещения в полном объеме затрат по операционной деятельности тарифы на услуги по централизованному снабжению горячей воды пересматриваются в установленном законодательством порядке.

Формирование одноставкових тарифов на услуги по централизованному снабжению горячей воды

Единицей калькулирования себестоимости услуги по централизованному снабжению горячей воды 1 куб. метр воды, подогретой до нормативной температуры.

Формулу расчета одноставочного тарифа на услуги по централизованному снабжению горячей воды можно представить следующим образом:

где ОТцпгв — одноставочный тариф на услуги по централизованному снабжению горячей воды;

Вцпгв — планируемые годовые расходы, которые включаются в полную себестоимость;

ГІцпгв — планируемый годовой доход деятельности по предоставлению услуги по централизованному снабжению горячей воды;

УЦПТВ — планируемый годовой объем реализации услуг по централизованному снабжению горячей воды, определенный годовыми планами их предоставления.

Формирование двухставочных тарифов на услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды

Тепловая нагрузка объекта теплопотребления определяется техническими условиями на присоединение потребителя и договором между теплоснабжающей организацией и потребителем об использовании тепловой энергии и горячей воды.

Количество тепловой энергии, использованной для предоставления услуги по централизованному отоплению, определяется по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия — путем проведения расчета по договорным техническими показателями системы отопления или для жилых домов — с учетом нормативных удельных расходов тепловой энергии для отопления домов соответствующего населенного пункта.

Количество горячей воды, использованной для предоставления услуги по централизованному снабжению горячей воды, определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — путем проведения расчетов в соответствии с установленными нормами.

Расчет прибыли предприятий проводится согласно утвержденного уровня рентабельности. Каждая составляющая часть прибыли, которая включается в условно-постоянной и условно-переменной частей тарифа, определяется путем умножения суммы соответствующих расходов на уровень рентабельности.

Формирование двухставочного тарифа на услуги по централизованному отоплению

Форма исходных данных и технико-экономические показатели, необходимые для расчета двухставочного тарифа на услуги по централизованному отоплению, утверждаются Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Стоимость услуг с централизованного отопления состоит из условно-постоянной и условно-переменной частей.

К условно-постоянной части, которая связана с необходимостью поддержания в рабочем состоянии системы централизованного отопления, включаются расходы, предусмотренные разделом «Формирование планируемых затрат, включаемых в полную себестоимость услуг централизованного отопления» Порядка формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды, а именно экономически обоснованные планируемые расходы, определенные на основании государственных и отраслевых нормативов расходов ресурсов, технико-экономических расчетов, смет, налогов и сборов, цен на материальные ресурсы и услуги в планируемом периоде (за исключением условно-переменных затрат) и соответствующая часть прибыли .

К условно-переменной части включаются расходы на электроэнергию и тепловую энергию, которые используются для нужд централизованного отопления (кроме расходов на внутренние производственные нужды), и соответствующая часть прибыли.

Форма расчета условно-постоянной и условно-переменной частей расходов теплоснабжающего предприятия на услуги по централизованному отоплению утверждается Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Распределение прибыли между условно-постоянной и условно-переменной частями определяется как произведение суммы соответствующих расходов на уровень рентабельности.

Двухставочный тариф на услуги централизованного отопления состоит из:

1. условно-переменной части тарифа, которая компенсирует условно-переменную часть затрат и определяется из расчета на 1 Гкал тепловой энергии, используемой для централизованного отопления, или из расчета на 1 кв. метр общей отапливаемой площади в соответствии с расчетной нормы расхода тепловой энергии на отопление в соответствующем населенном пункте для жилых домов, не оборудованных счетчиками тепловой энергии, и соответствующей части прибыли;

2. годовой (месячной абонентской платы, которая компенсирует условно-постоянную часть расходов на предоставление услуг по централизованному отоплению и исчисляется с учетом тепловой нагрузки объекта теплопотребления на 1 Гкал/ч. для всех категорий потребителей, а для населения при отсутствии в жилых домах приборов учета — на 1 кв. метр общей отапливаемой площади в соответствии с нормативной величины удельной тепловой нагрузки системы отопления в соответствующем населенном пункте, и соответствующей части прибыли.

Расчет двухставочного тарифа на услуги по централизованному отоплению производится отдельно для каждой категории потребителей.

Формирование двухставочного тарифа на услуги по централизованному снабжению горячей воды

Формирование статей затрат и их корректировка для расчета двухставочного тарифа на услуги по централизованному снабжению горячей воды осуществляется с применением механизма формирования тарифов на услуги централизованного отопления и состоит из:

— условно-постоянной части (абонентской платы), которая покрывает все расходы (кроме отнесенных к условно-переменных расходов), в частности на производство, транспортировку и сбыт горячей воды, и охватывает расходы воды для подпитки сетей и затраты тепловой и электрической энергии для ее циркуляции в распределительных, внутридомовых сетях и рушникосушильниках (в случае их подключения к системам горячего водоснабжения), и соответствующей части прибыли;

— условно-переменной части, которая частично покрывает расходы на производство и транспортировку от места приготовления до точки потребления планируемых объемов горячей воды, определенных по показаниям домовых приборов учета или при их отсутствии — по установленным нормам, и включает затраты на холодную воду в объемах потребления расхода тепловой энергии на подогрев этой воды и электроэнергии для ее подкачки с целью повышения давления (в случае необходимости), в том числе потери воды, тепловой и электрической энергии на транспортировку и циркуляцию, и соответствующей части прибыли.

Расходы тепловой и электрической энергии на циркуляцию в распределительных, внутридомовых сетях и рушникосушильниках определяются по расчету отдельно для каждого дома, а при отсутствии данных расчетов — как стала доля общей суммы расходов тепловой и электрической энергии, приходящаяся на здание, в размере:

— 10 процентов — за отсутствия рушникосушильників;

— 20 процентов — при условии их подключения к системам горячего водоснабжения.

Распределение прибыли между условно-постоянной и условно-переменной частями расходов определяется как произведение суммы соответствующих расходов на уровень рентабельности.

Формы исходных данных и технико-экономические показатели, необходимые для расчета двухставочного тарифа на услуги по централизованному снабжению горячей воды, утверждаются Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Двухставочный тариф на услуги по централизованному снабжению горячей воды состоит из:

— условно-постоянной части (абонентской платы), которая покрывает условно-постоянные расходы и рассчитывается для отдельных домов согласно тепловым нагрузкам домовой системы централизованного снабжения горячей воды, а для отдельных потребителей распределяется в соответствии с количеством квартир в доме, и соответствующей части прибыли;

— условно-переменной части, которая покрывает условно-переменные затраты и рассчитывается при наличии счетчика на 1 куб. метр потребленной горячей воды, а при его отсутствии в жилых домах на одного жителя, и соответствующей части прибыли.

Расчет двухставочного тарифа на услуги по централизованному снабжению горячей воды производится отдельно для каждой категории потребителей.

При изменении в течение срока действия тарифов объема отдельных расходов, связанных с предоставлением услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, как-то, увеличение или уменьшение налогов и сборов, минимальной заработной платы, арендной платы и амортизационных отчислений, цен (тарифов) на топливно-энергетические и другие материальные ресурсы, может проводиться пересчет тарифов путем корректировки только тех составных частей их структуры, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения или уменьшения.

Калькулятор жилищно коммунальных услуг

Расчет квартплаты осуществляется по установленным тарифам и нормативам потребления коммунальных услуг и ресурсов.

Жилищно-коммунальные услуги стоят всё дороже, и если раньше не было необходимости разбираться в том, как начисляются платежи по ним, сейчас для всё большего числа людей она появляется.

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифом называют цену за услугу, которая может быть установлена либо за единицу предоставляемого ресурса (например, за кубический метр воды), либо за единицу времени для тех услуг, которые предоставляются всем в равной степени (например, обслуживание лифта).

Федеральным законодательством установлено, что менять тарифы и вводить новые можно не чаще, чем раз в год. Региональные стандарты для тарифов ежегодно устанавливаются Правительством РФ, однако, точные тарифы вводятся уже на местном уровне с учётом специфики – для этого проводится экспертиза затрат на обеспечение потребителей услугами и их обоснованности.

Что до затрат, то их структура для коммунальных и жилищных услуг значительно различается: для коммунальных характерен высокий удельный вес приобретаемых для их предоставления ресурсов, а для жилищных – необходимой рабочей силы.

К примеру, при калькуляции в стоимости теплоснабжения цена приобретения топлива составляет около 35-40%, и ещё около 10% уходит на электроэнергию, также требующуюся для работы систем. При оплате водоснабжения около 20-25% уходит на приобретение воды, и столько же на электроэнергию.

В структуре расходов на жилищные услуги же заработная плата работников, занимающихся их предоставлением, составляет около 50-60%, ещё 10-15% уходит на необходимые материалы и 8-10% на электроэнергию. Более велики расходы на материалы в структуре затрат на такую услугу, как ремонт. Именно разным составом затрат объясняется, что на разные виды ЖКУ тарифы могут сильно различаться.

Оплачиваться коммуналка должна ежемесячно, до наступления десятого числа в полном объёме – при просрочке возможно начисление пени, при длительной неоплате – лишение права на пользование ЖКУ, при этом долг за уже предоставленные услуги всё равно остаётся.

Начисление платежей

Платежи за коммунальные услуги, если установлены счётчики, определяются в соответствии с их показаниями, если их нет – по нормативам. Плата за ЖКУ начисляется по установленному тарифу. Соответственно, нужно разобрать три основных варианта: за жилищные услуги, по нормативам и по показаниям счётчиков.

За жилищные услуги

Как указывает пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса, размер платы за содержание помещения устанавливается самими собственниками жилья на общем собрании. При этом, однако, должны учитываться пояснения и предложения управляющей компании (УК). На практике обычно это установление происходит в виде утверждения тех тарифов, что предлагает УК. Они, в свою очередь, базируются на установленных местной властью.

Ставка тарифа на жилищные услуги, в большинстве случаев, основывается на площади жилья, и для того, чтобы выяснить сумму к оплате, нужно умножить тариф за единицу на площадь.

То есть, при использовании этой методики формула будет выглядеть так:

T x S

T здесь тариф, а S – квартирный метраж.

С помощью этой формулы можно правильно посчитать оплату для части жилищных услуг, в других случаях сумма может быть фиксированной.

За коммунальные услуги по нормативам

Если тариф – это стоимость за одну единицу ресурса, то норматив – определённое законодательно количество ресурсов, которое, как предполагается, должен потреблять один человек в месяц. Норматив приходится применять в тех случаях, когда нет возможности установить, сколько было потреблено на самом деле, то есть при отсутствии счётчиков либо не проведённой вовремя их поверке.

В зависимости от конкретной услуги, может использоваться один из двух вариантов формулы для расчёта – в первом случае он ведётся на основе площади квартиры, как и в случае с услугами ЖКХ, а во втором – исходя из того, сколько в ней жильцов.

Например, если нет общедомового прибора учёта тепла, то считать по нормативу надо по следующей формуле:

S x T x N

К площади и тарифу здесь добавился N – норматив.

А вот плата за водоснабжение будет базироваться вместо площади жилья на количестве проживающих в нём, в результате чего формула выглядит следующим образом:

Q x T x N

Как видите, вместо площади (S), в формуле появилось количество (Q).

Подробнее о том, как ведётся расчёт, с конкретными цифрами и примерами, мы расскажем в разделе «Расчёт стоимости».

За коммунальные услуги по показаниям счётчиков

Для индивидуальных счётчиков всё предельно просто: количество потреблённого за расчётный период ресурса (обозначим его как V), нужно умножить на тариф за единицу, и получится сумма к оплате:

V x T

Немного сложнее расчёт для общедомовых приборов, которые часто используются для учёта потребляемого тепла. Формула здесь будет выглядеть довольно громоздко:

(V + S / S1 x V1) x T

Если V, как и прежде, индивидуальное потребление, то под V1 скрывается общедомовое за вычетом потреблённого в жилищах. То же и с S – простая буква обозначает площадь квартиры, для которой ведётся расчёт, а S1 – общую площадь помещений в многоквартирном доме, включая и нежилые, но отапливаемые.

Расчёт стоимости

Отдельно и на конкретных примерах рассмотрим, как проводятся расчёты цены отопления, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.

Газоснабжение

Рассчитать стоимость потреблённого газа наиболее просто, наряду с электроэнергией: в обоих случаях есть два простых варианта расчёта – с установленными счётчиками и без них.

Цена за кубический метр и норматив будет различаться с учетом места вашего проживания, кроме того, норматив меняется в зависимости от того, есть ли в квартире центральное горячее водоснабжение и газовый водонагреватель.

Для проведения расчёта возьмём примерно соответствующие средним по стране цифры в 10 куб. метров норматива и стоимости одного кубического метра в 6,5 рубля. Расчёт будет вестись по приведённой ранее формуле (Q x T x N).

Если в квартире проживают пять человек, тогда без счётчиков они должны будут заплатить за месяц:

10 x 6,5 x 5 = 326 рублей.

А со счётчиками применяется также уже приводившаяся формула V x T, и если они за месяц использовали 20 кубических метров газа, то расчёт будет прост:

20 x 6,5 = 130 рублей.

Электроснабжение

Фактически всё что изменится по сравнению с расчётом газоснабжения – нормативы, а также правила их установления. А именно: они будут зависеть от числа проживающих и количества комнат в квартире. Зависимость здесь такая: чем больше людей живёт в квартире, тем меньше норматив на одного человека, чем меньше в ней комнат при этом – тем, опять же, ниже будет норматив на одного. Например, по Башкортостану, если четыре лица проживают в трёхкомнатной квартире, норматив на каждого – 65 кВт/час, а если пять – 57. А если четыре человека проживают в двухкомнатной квартире, то норматив на одного снизится до 58 кВт/час, если их пять – до 50.

Для расчёта возьмём норматив, установленный для пятерых проживающих в трёхкомнатной квартире, и цену за один кВт/час в 2 рубля:

57 x 5 x 2 = 570 рублей.

Если же в жилище установлены счётчики, и за месяц было использовано 160 кВт/ч, то платить будет нужно:

160 x 2 = 320.

Как видите, сам расчёт ничем не отличается от проведённого для газоснабжения.

Водоснабжение

Тут необходимо отдельное выполнять расчёт за горячее и холодное водоснабжение, и в этом вся разница с предыдущими случаями, поскольку сами формулы аналогичны используемым для газа и электроэнергии.

Если счётчики на воду установлены, расход согласно их показаниям умножается на тариф. Так как мы продолжаем вести расчёт для семьи из пяти человек, предположим, что расход оказался довольно высоким – 10 куб. метров холодной и 3 горячей воды за месяц. Тариф равняется 23 и 48 рублей за кубометр соответственно.

Тогда нужно просто провести два отдельных расчёта по стандартной формуле (V x T) и суммировать их результаты:

10 x 23 + 3 x 45 = 365 рублей.

При отсутствии счётчиков для расчёта берётся норматив – если он равен 8 и 2 кубометра на человека для горячей и холодной воды соответственно, то расчёты по формуле Q x T x N будут выглядеть так:

5 x 23 x 8 + 5 x 48 x 2 = 1 400 рублей.

Отопление

Плату за отопление рассчитать сложнее, потому что тут применяют другие формулы, причём существует целых пять вариантов, применяющихся:

  1. при отсутствии общего счётчика и расчёте только в отопительный период;
  2. при отсутствии общего счётчика и равномерном распределении платы за год;
  3. с общим счётчиком и расчётом в отопительный период, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  4. с общим счётчиком и равномерным распределением, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  5. с общим счётчиком, если во всех квартирах установлены индивидуальные.

На первый взгляд, это кажется довольно сложным, но в действительности расчёт не составит труда, ведь его нужно вести лишь по одному из этих вариантов, а по какому именно можно узнать у коммунальщиков. Мы же вкратце рассмотрим все пять.

В первом случае расчёт нужно вести по уже известной нам формуле S x T x N. Подставим в неё цифры – пусть площадь квартиры равняется 80 квадратным метрам, норматив составляет 0,02 Гкал на метр, а тариф составляет 1 800 рублей:

80 x 0,02 x 1 800 = 2 880 рублей.

Для второго случая формула будет следующей:

S x (N x k) x T

k здесь – это коэффициент периодичности внесения платы, который равняется числу месяцев отопительного периода, делённому на общее количество месяцев в году

Если отопительный период продлился 6 месяцев, то расчёт будет таким:

6 / 12 = 0,5 – это число подставляется в формулу вместо k.

80 x (0,02 x 0,5) x 1 800 = 1 440 рублей – сумма получилась вдвое ниже, но и вноситься она будет не в течение 6 месяцев, а весь год. Фактически плата за отопление просто распределяется на эти месяцы.

Формула для третьего варианта:

V1 x (S / S1) x T;

V1 здесь общедомовое потребление;

S1 – общая площадь всех помещений в доме.

Если мы возьмём её равной 5 000 квадратных метров, а общее потребление в 120 Гкал, то расчёт будет таким:

120 x (80 / 5 000) x 1 800 = 3 456 рублей.

Для расчёта в четвёртом случае потребуется сначала определить среднемесячный объём затраченной тепловой энергии на квадратный метр. Для этого совокупный объём за год делится на число месяцев, а затем на общую площадь.

Если за год было потрачено 720 Гкал (в прошлый раз за месяц мы брали 120, а отопительный период продлился 6 месяцев), то:

720 / 12 / 5 000 = 0,012 Гкал.

Далее расчёт ведётся по формуле S x Vm x T, где как Vm обозначается среднемесячный объём энергии, затрачиваемой на отопление одного квадратного метра:

80 x 0,012 x 1 800 = 1 728 рублей.

Наконец, последний вариант расчёта – при наличии как общего, так и индивидуального счётчика. Применяется формула (V + S / S1 x V1) x T, уже приводившаяся в начале статьи с расшифровкой.

Возьмём индивидуальное потребление по счётчику равным 1,4 Гкал, а общедомовое – 10 Гкал, тогда:

(1,5 + 80 / 5 000 x 10) x 1 800 = 2 988 рублей составит плата.

Использование калькулятора

Чтобы не вести все эти долгие расчёты самостоятельно, вы просто можете воспользоваться специальным калькулятором ЖКУ, в который уже заложены все рассмотренные нами формулы, и необходимо лишь ввести ваши параметры – действующие у вас тарифы и показания счётчиков.

Такой калькулятор жилищно-коммунальных услуг можно найти, например, на сайте Федеральной Антимонопольной Службы. Здесь даже не придётся самостоятельно узнавать тарифы – достаточно ввести место своего жительства, и стоимость всех ЖКУ будет рассчитана.

Льготы по коммунальным услугам

Есть ряд граждан, имеющих по законодательству право получать льготы по оплате коммунальных услуг, то есть платить на определённый процент меньше. Рассмотрим, кто имеет такое право и как это оформляется.

Кто имеет право

Детально все категории граждан, получающие право на льготы и возмещение, регламентируются в региональном законодательстве, потому этот вопрос нужно уточнять на местном уровне. Однако есть основные категории, которые могут рассчитывать на льготы практически в любом регионе. К ним относятся:

  • Пенсионеры – если расходы на коммунальные услуги превышают 20% от общего дохода (в некоторых регионах этот порог может быть ниже), гражданин получает право на льготы на оплату коммунальных услуг. Для большей части пенсионеров эта норма выполняется.
  • Инвалиды – также могут рассчитывать на помощь государства, в результате получения которой платить им нужно будет половину от расчётной суммы.
  • Ветераны – имеют право на скидку в 50% от суммы расходов на ЖКХ, а отдельные категории полностью освобождаются от оплаты.
  • Многодетные семьи – если в семье три ребёнка или больше, то она может рассчитывать на скидку в 30% от суммы, которую должна платить за ЖКУ, но только в пределах норм потребления. Если несовершеннолетних детей в семье 10 или больше, то скидка возрастает до 50%.
  • Матери-одиночки – точный размер льготы в данном случае колеблется в зависимости от региона.

Помимо перечисленных категорий, льготы предоставляются и многим другим, более узким, например, переселённым из областей радиоактивного заражения гражданам, семьям с детьми-инвалидами, детям-сиротам и так далее.

Порядок получения

Чтобы оформить льготы, нужно обратиться с заявлением в многофункциональный центр (МФЦ) или управление социальной защиты по месту жительства.

Оформление будет различаться в зависимости от того, к каким льготникам гражданин относится – федеральным или региональным. В первом случае оформление проводится один раз, во втором потребуется делать это каждые полгода.

Для получения льгот нужны следующие документы:

  • паспорт;
  • подтверждающее статус льготника удостоверение;
  • выписка из домовой книги либо справка о прописке;
  • подтверждение права собственности на жильё;
  • квитанции для подтверждения отсутствия задолженностей по оплате коммунальных услуг – а при их наличии льготы оформить не получится.

Изменения порядка расчёта нормативов на коммунальные услуги

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В ближайшее время может измениться в пользу жильцов порядок начисления платы за коммунальные услуги по нормативам.

Проект поправок в Жилищный кодекс уже внесен в Госдуму. Один из инициаторов проекта председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Как начисляется плата за коммунальные услуги сейчас

Нормативы, по которым начисляется плата при отсутствии счетчиков, в настоящее время разрешено определять одним из двух способов:

  • расчётным методом
  • методом аналогов.

Метод аналогов

Метод аналогов учитывает фактическое потребление услуг в оборудованных приборами учета аналогичных домах — с похожими конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и в том же климате.

Несмотря на то, что правила определения нормативов устанавливают приоритет метода аналогов, до настоящего времени нередко применяется расчетный метод. В связи с чем зачастую жителям приходится через суд добиваться отмены нормативов, рассчитанных таким образом. А на протяжении всех судебных разбирательств им приходится платить завышенные тарифы.

Сейчас объемы потребления тепла, воды и прочих ресурсов могут различаться даже в соседних муниципалитетах, что вызывает законные вопросы жителей — почему в одном городе для мытья человеку нужно в несколько раз больше воды, чем в другом.

В одном регионе власти сдерживают рост нормативов, чтобы не провоцировать народное недовольство, а где-то, наоборот, увеличивают нормативы, чтобы «обойти» ограничения роста тарифов.

Мнение экспертов

Как считает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер: если заботиться о справедливости размера платы за коммунальные услуги, нельзя допускать, чтобы кто-то не имел счетчиков и рассчитывался по нормативам.

Нежелание устанавливать приборы учета часто связано с тем, что фактическое потребление в квартире значительно выше нормативного (например, если проживает больше людей, чем зарегистрировано). Потребление сверх норматива этими жильцами в итоге оплачивают их соседи через «общедомовые нужды».

По мнению эксперта, оптимальнее было бы вообще отказаться от использования нормативов и перейти на оплату по общедомовым приборам учета. А как именно учитывать данные квартирных счетчиков, может, решать общее собрание дома.

Подобная схема используется в других странах. «Как справедливо распределить общий объем между собой — по людям, по квадратным метрам — решают сами собственники. При этом у каждого есть право (не обязанность!) поставить собственный счетчик. Их показатели учитывает при распределении общего объема управляющий домом. А поставщик принимает показатели индивидуальных счетчиков, только если ими оборудованы все помещения в доме».

Законопроект № 929623-7 О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации

Предлагается внести изменения в ст. 157 Жилищного кодекса, установив, что правила расчета нормативов возможно лишь методом аналогов. Определять же нормативы расчетным методом будет разрешено лишь в том случае, если похожих домов не существует в принципе.

Этот метод, по мнению разработчиков поправок, «наиболее прозрачный» и не позволяет существенно завышать объемы потребления.

Нормативы же-всегда вещь приблизительная, не отражающая реальное потребление, кто-то будет переплачивать, а кто-то — недоплачивать.

А как считаете вы, уважаемые читатели: какой метод расчета оплаты за коммунальные услуги предпочтителен?

1. По смыслу п. 2 ст. 167 ГК работа выполняется, а услуга предоставляется (оказывается). Согласно ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под услугами понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц. Для целей налогообложения под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК).

К коммунальным услугам, предоставляемым специализированными предприятиями, относятся электро-, тепло-, водо-, газоснабжение, оплачиваемые собственником (нанимателем) жилья по установленным ценам (тарифам).

2. В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. N 1289, к ведению Госстроя России отнесены обеспечение контроля за качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг, а также (совместно с МАП России) разработка методических рекомендаций по регулированию цен и тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунальной сферы, являющихся естественными монополистами на рынке жилищно-коммунальных услуг.

3. Согласно п. 2 — 7 Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Министерства экономики РФ (ныне — Минэкономразвития России) от 6 мая 1999 г. N 240, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг отражают минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением.

Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг используются для определения:

общего объема услуг, предоставляемых населению (отдельно по каждому виду услуг);

экономически обоснованных тарифов;

величины платежей за жилищно-коммунальные услуги;

размера (компенсаций) субсидий;

общего объема финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

потребности в бюджетных средствах.

Под нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению.

Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг определяются исходя из социальной нормы площади жилья, объемов воды, газа, электрической и тепловой энергии, приходящихся на одного человека в среднем по территории (населенному пункту).

Уровень нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как в натуральном, так и в стоимостном выражении не является фиксированным во времени, он может меняться в зависимости от динамики социально-экономической ситуации в стране, изменений демографического характера и периодически пересматриваться.

Методика определения нормативов услуг жилищно-коммунального хозяйства, оказываемых населению, и расчетные значения минимального уровня их потребления (по каждому виду услуг) определены разд. II вышеуказанных Методических рекомендаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *