Попов Игорь Павлович современник

  • автор:

«Современник» оживит портреты артистов и запустит трансляции

«Современник» должен быть современным!» – уверен его директор Игорь Попов. Фото Ильи Золкина с сайта www.russcult.ru

В прошедшем месяце окончательно были подписаны документы на реставрацию здания на Чистопрудном бульваре, бывшего кинотеатра «Колизей», где с 1974 года располагается московский театр «Современник». Согласование и экспертиза здания с историческим фасадом длились больше пяти лет, и вот теперь в театре идут масштабные строительные работы, которые, напомним, рассчитывают закончить в следующем году. Директор «Современника» Игорь ПОПОВ прокомментировал корреспонденту «НГ» Елизавете АВДОШИНОЙ ход ремонта и интерьерный дизайн Александра Боровского.

– Игорь Павлович, почему так долго длился этап согласования проекта реконструкции?

– Время ушло на перезагрузку проекта, так как проект проходил государственную экспертизу. Сначала был договор на подготовку с одной балтийской компанией но, когда я пришел на должность директора в 2014 году, мы поняли, что какие-то вещи просто устарели. Сейчас контракт подписан с компанией «Ренессанс-реставрация». Это питерская компания, получившая достаточно хорошие рекомендации со стороны Государственного Эрмитажа. У нас проходит ремонт с элементами реставрации, то есть не реконструкция, если говорить дословно. Памятником архитектуры является только фасадная часть здания. В конце сентября был подписан договор, и с октября процесс идет. После вскрытия здания обнаружилось довольно много проблем: и грунтовые воды, и трещины фундамента. Мы заменим все коммуникации, так как здание старое и последний капитальный ремонт проводился более 40 лет назад. Тогда, в 70-х годах, к бывшему кинотеатру пристраивали сценическую коробку. Строительный контракт у нас подписан до конца года, надеемся, что все успеют. Параллельно мы готовим техническое задание на проведение конкурса по оборудованию сцены. В ближайшее время конкурс будет объявлен. Административное здание на Чистых прудах, где располагаются мастерские и репетиционные помещения, уже отремонтировано и готово к запуску.

– Как вы оформите театр внутри?

– Дизайнером проекта у нас выступает художник Александр Боровский. В центральном фойе будет два витража, одно из них – случайно обнаруженное окно, которое было заложено. Дерево при оформлении мы пытаемся минимизировать по нормам пожарной безопасности, поэтому в интерьерных перегородках будут преобладать алюминиевые вставки (решение оформления зрительской зоны театра соединяет черты конструктивизма и стиля хай-тек, цвет – теплые оттенки коричневого, с белыми и бежевыми вкраплениями. – «НГ»). Пытаемся расширить зоны общепита, чтобы максимально создать удобства для зрителя. Конфигурация зрительного зала меняться не будет, изменится его внешний вид, и достаточно серьезно.

– Уложится ли театр в заявленную стоимость проекта?

– У нас возникают идеи по ремонту, которые контрактом не предусмотрены, с точки зрения дизайна. Мы хотим вдоль стен по всему периметру помещений, начиная с гардероба, дизайнерскую планку с названием театра пустить в виде бегущей строки. Чтобы быть современными. «Современник» должен быть современным! В зоне портретов труппы в фойе мы хотим повесить вместо обычных фотографий электронные планшеты. Например, артисты, которые будут заняты в конкретный день, – их индивидуально выделят и подсветят. Такие портреты смогут оживать или показывать какие-то кадры из спектаклей. Во время спектакля тут может идти трансляция из зала. Эти идеи мы пытаемся окончательно сформулировать и понять их стоимость. С реализацией поможет город либо будем изыскивать собственные средства, которые театр зарабатывает.

– Некоторое время назад Чулпан Хаматова была назначена Волчек заместителем художественного руководителя театра по вопросам ремонта, она курирует процесс?

– Ее функции в должности заместителя касаются не только курирования ремонта, но в первую очередь художественных вопросов работы театра, но она активно интересуется и помогает в вопросах стройки.

– Как театр существует на сцене Дворца на Яузе?

– Активно мы здесь второй сезон, в первый – пытались адаптировать спектакли к новой сцене, некоторые приживались проблематично – вплоть до изменения декораций. Так что первое время ушло на налаживание качественной работы. Сейчас мы чувствуем себя все равно в гостях, но уже достаточно комфортно.

– А зритель?

– Количество зрителей не изменилось, к нам ходят. То, что касается возраста, основной публикой теперь являются женщины, девушки от 20 до 35 лет. И это радует – зритель молодой. Есть зритель, который ходил на Чистые пруды, но появился и новый, наверное, из тех людей, кто живет здесь, рядом.

Facebook

18 апреля. Должны были сыграть два спектакля. «Игру в джин» и «Загад…очное ночное убийство собаки». Пока, как вы знаете, перспективы возвращения к прежнему образу жизни обозначить невозможно. Но это не повод нам с вами расставаться. Мы будем продолжать общаться ежедневно. А сегодня у нас праздник, первый день рождения антивирусного проекта «Доктор Чехов». Впервые мы вышли на это онлайн общение со зрителями ровно месяц назад, 18 марта. Тогда вы услышали «Студента» в исполнении Владислава Ветрова, на следующий день его поддержал Сергей Гармаш, прочитав «Недоброе дело». А история рождения проекта такова. 16 марта, в тот день, когда объявили, что спектаклей больше не будет, на репетиции Сергей Гармаш и Владислав Ветров заговорили о том, что нельзя забывать зрителей на время карантина. Тогда казалось, он ненадолго, до 11 апреля, и все равно. Стали фантазировать. — Давайте стихи читать. — Нет лучше прозу. — Надо только короткую. — Рассказы короткие. — Чехова, может быть. — Может быть, Доктор Чехов, — произнёс Влад. И тут стало понятно, что у идеи есть и название. И в этот же вечер Влад и Сергей прислали свои первые видеозаписи. Сегодня, в первый день рождения проекта, с нами один из его основателей Сергей Гармаш с рассказом «Наивный леший». Завтра, 19 апреля, слушайте и обязательно смотрите Николая Клямчука. Будет «Пассажир первого класса». В 19.00 по московскому времени. Уточняем часовой пояс, потому что точно знаем: смотрят нас на разных континентах. С праздником! See More

Назначен новый художественный руководитель «Современника»

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Виктор Рыжаков в 2019 г. получил «Золотую маску» в номинации «Драма/спектакль большой формы» за спектакль «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Александринского театра (Санкт-Петербург) Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Новым художественным руководителем театра «Современник» станет театральный режиссер, руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда (ЦИМ) Виктор Рыжаков. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе московского департамента культуры. Он приступит к работе с 4 января 2020 г. Обязанности руководителя ЦИМа перейдут его арт-директору Елене Ковальской.

Рыжаков родился в 1960 г. В 1998 г. стал одним из организаторов и художественным руководителем первого фестиваля независимых театров «Театр в поисках театра» в Сочи. С 1995 по 2001 г. был худруком Театра драмы и комедии на Камчатке. С 2001 г. – режиссер-педагог Школы-студии МХАТ. С 2002 г. Рыжаков был одним из учредителей и руководителей Театрального фестиваля имени А. М. Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге. С февраля 2011 г. является мастером режиссерского курса международной магистратуры при ЦИМ и Школе-студии МХАТ. С сентября 2012 г. – худрук ЦИМа. С июня 2016 г. – худрук театра «Июльансамбль. Мастерская Виктора Рыжакова».

Виктор Рыжаков – главный режиссер драматурга Ивана Вырыпаева. В числе их совместных постановок спектакли «Кислород» (Театр.doc), «Бытие», «Июль» (Театр Практика), «Иллюзии», «Пьяные» и «Dreamworks». В числе постановок Рыжакова также «Солнце всходит» (МХТ им. А. П. Чехова), «Пять вечеров» (театр «Мастерская Петра Фоменко»), «Маленькие трагедии Пушкина» (театр «Сатирикон»), «Горе от ума» (Школа-студия МХАТ) и др. Рыжаков – обладатель многочисленных театральных премий. В частности, Национальной премии «Золотая маска» и Гран-при фестивалей «Новая драма». В 2014 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.

С 1972 по 2019 г. художественным руководителем театра «Современник» была Галина Волчек. 26 декабря она умерла в возрасте 86 лет от осложнений после воспаления легких. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве 29 декабря.

Волчек окончила школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Горького. Вместе с актером Олегом Ефремовым и другими выпускниками она участвовала в создании театральной студии, которая позже стала театром «Современник». Волчек не только играла в спектаклях, но также занималась их постановкой и еще снималась в кино.

Третий пошел: «Современнику» представили худрука

Новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков не будет торопиться, вырабатывая стратегию, и учтет все особенности прославленной труппы. Приоритеты театра, заложенные Галиной Волчек, — разговаривать со зрителем современным языком и посредством актуальной драматургии — останутся в силе. Этими мыслями режиссер поделился с «Известиям», после того как в первый рабочий день года был представлен актерам и сотрудникам театра.

Народная артистка СССР Галина Волчек, бессменно руководившая «Современником» с 1972 года, ушла из жизни 26 декабря. И уже 30 декабря стало известно, что департамент культуры правительства Москвы, в чьем ведении находится «Современник», назначил на должность худрука Виктора Рыжакова.

Правильный кандидат

Подобная расторопность свидетельствует о том, что решение было готово заранее и обсуждено с мэтрами российского театра. Об этом «Известиям» со ссылкой на внутреннюю кухню намекнул худрук Александринского театра Валерий Фокин.

— Кандидатура Виктора Рыжакова, с моей точки зрения, наиболее правильная, — заявил он. — Я всячески ее поддерживал и раньше, когда были какие-то первые разговоры на эту тему. Я знаю его не просто как человека одаренного, но и склонного к современному искусству, к эксперименту. Это всё то, что, на мой взгляд, нужно театру, который должен думать и возвращать себе имя «Современника» сегодняшнего дня.

По мнению Валерия Фокина, в последнее время сложилась трагическая ситуация, когда в театрах нет «скамейки запасных» — художественных руководителей, которые могли заменить ушедших мастеров старшего поколения, а 59-летний Рыжаков, имея опыт руководства, как раз может это сделать.

Виктор Рыжаков родился в Хабаровске, учился во Владивостоке. Окончил Театральное училище им. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС), служил в Московском театре юного зрителя, в 1990-е был одним из организаторов первого фестиваля независимых театров в Сочи. Руководил театром драмы и комедии на Камчатке, театральным фестивалем имени Адександра Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге. В сентябре 2012 года стал худруком Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Ставил в Театре.doc, театре «Практика», МХТ им. Чехова, «Мастерской Петра Фоменко», «Сатириконе», Театре Наций, на других российских и зарубежных сценах. Преподает на актерском курсе Школы-студии МХАТ.

Худрук театра «Практика» Марина Брусникина уверена, что от назначения Рыжакова выиграют все — «Современник», актеры и сам режиссер.

— «Современник» приобретает руководителя, который интересуется тем, что происходит в молодом и актуальном театре, — поделилась она с «Известиями». — Виктор Рыжаков привнесет какую-то долю эксперимента, лабораторных работ, одним словом, жизни. Думаю, всем нужно набраться терпения, услышать друг друга, начать активно работать и тогда скоро мы увидим конкретные результаты.

На сегодняшний день Рыжаков еще продолжает оставаться худруком ЦИМа. За годы руководства он упрочил наследство, оставленное ему Валерием Фокиным. Сейчас ЦИМ — отлично оснащенная площадка-трансформер, где воплощаются самые смелые режиссерские идеи. Ее худрук славится творческой бескомпромиссностью и пристрастием к современной драматургии, что отвечает установкам Галины Волчек. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене «Современника», почти две трети написаны авторами специально для этого театра. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по сценам страны. Сейчас в репертуаре театра — «Нэнси» драматурга Ивана Вырыпаева, с которым Рыжакова связывает длительное сотрудничество.

Не актер и не директор

Закономерным назвал назначение худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. И в первую очередь потому, что Рыжаков — режиссер.

— В последнее время появилась мода назначать руководителями театров артистов и директоров. Это абсолютно неправильно, — посетовал Иосиф Райхельгауз в разговоре с «Известиями». — Более того, это прямой путь к развалу русского репертуарного театра. Театральным организмом может руководить только режиссер с ясной эстетической и технологической программой. Виктор Рыжаков как раз такой.

Журналистов по инициативе учредителя театра на церемонию знакомства Виктора Рыжакова с труппой не пригласили, пообещав устроить отдельную встречу. Источник в «Современнике» сообщил «Известиям», что причиной такого решения может быть сложившееся в коллективе неоднозначное отношение к появлению нового лица.

Кто-то считает, что этот вариант лучший из того, что могло быть. Во-первых, с «Современником» Виктора Рыжакова связывают добрые отношения. Известно, что Галина Волчек обговаривала с ним постановку «Хрестоматии» Михаила Дурненкова в сезоне 2019–2020. Во-вторых, он имеет успешный опыт руководства ЦИМом. Наконец, он, будучи человеком со стороны, не втянут в кланы и интриги, которые неизбежно возникают в долго работающем коллективе, и может объективно оценивать ситуацию.

В то же время оппоненты нового худрука утверждают, что для успешного руководства «Современником» необходимо знать его изнутри, как знают актеры Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова, которых Галина Борисовна назначала себе в помощники. «Известия» попросили оценить ситуацию Сергея Гармаша, однако он отказался от комментария.

— Для людей, с которыми я общаюсь в «Современнике», а это достаточно близкий круг, данное назначение было неожиданным, — заметил в разговоре с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — На мой взгляд, оно достаточно торопливо. Что касается фигуры Виктора Рыжакова, то его плюсы уже не раз были названы — умение работать с хорошими актерами, внимание к новой драматургии, умение ее чувствовать. Пожелаем ему удачи.Театр находился в последние годы в непростой ситуации, и хочется верить, что новый художественный руководитель даст ему необходимые ориентиры.

Перемены неизбежны

Начиная с 9 января Виктор Рыжаков вплотную займется «Современником». Он будет его третьим худруком после Олега Ефремова и Галины Волчек. Последняя оставила преемнику крепкую труппу, разнообразный репертуар и две сцены, только что отремонтированные с учетом последних технологий. Если учесть, что после ухода Ефремова во МХАТ Волчек приняла театр фактически обескровленным — без репертуара и ведущих актеров, — Рыжакову досталось хорошее наследство.

Что касается художественной политики, то под его руководством «Современник» ждут перемены, считают культурные деятели. Курс Галины Волчек изменится, возможно, значительно.

— К сожалению, театральное дело не может существовать без художника. Уходит художник, и оно заканчивается, — отметил в беседе с «Известиями» режиссер Евгений Марчелли. — Никакие попытки продолжить не дадут положительного результата. Нужно это понимать, принимать и продолжать жить дальше.

Он назвал Виктора Рыжакова замечательным, интеллигентным человеком, у которого получаются интересные спектакли. Кроме того, подчеркнул Евгений Марчелли, у нового худрука хорошая репутация: он не замешан в скандалах.

— Получится ли у него? Предсказать сложно, да и, наверное, не нужно, — резюмировал Евгений Марчелли, пожелав коллеге терпения и стойкости.

Справка «Известий»

Московский театр «Современник» создан группой молодых актеров в 1956 году.

Основой репертуара стали произведения современных советских и зарубежных современных авторов. Первым худруком театра стал Олег Ефремов. В 1972 году после его ухода во МХАТ труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство приняла Галина Волчек. С 4 января 2020 года театром руководит Виктор Рыжаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *