Понятие юридический статус

  • автор:

Понятие юридическая сила (статус) документа&

Свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Юридическая сила документа — это свойство документа служить подлинным доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе. Юридическая сила документа определяет его способность порождать определенные правовые последствия.

Разные обстоятельства оказывают влияние на приобретение документом юридической силы.

· Требования законности документа. К ним можно отнести соблюдение организацией, ее должностными лицами, готовящими документ, положений действующего законодательства, регламентирующего принятие решения по тем или иным вопросам; компетенции; сроков, дающих право на разрешение вопроса; необходимости предварительного согласования вопроса с другими организациями или подразделениями и т. д.

· Соблюдение ответственными лицами требований, предъявляемых к форме документа, к его отдельным элементам (реквизитам). Юридически значимые реквизиты: наименование организации, дата его подписания (действия, описанного в документе), регистрационный номер документа, подпись (проверка права подписи) (на первом экземпляре документа), печать (не на всех). При отсутствии какого-либо реквизита, оказывающего влияние на обретение документов юридической силы, служащие организации вправе отказать в принятии такого документа, предложив заинтересованному лицу дооформить документ (поставить печать, номер или подпись).

В настоящее время различают следующие типы документов с присущей каждому типу юридической силой:

· Оригинал или подлинники. Это первые и единственные экземпляры официальных документов, подписанные автором или соответствующим должностным лицом и Имеющим юридическую силу;

· Копия или отпуск. Это документы, полностью воспроизводящие информацию подлинников и все их внешние признаки, Не имеющие, однако, юридической силы;

· Заверенные копии – копии с необходимыми реквизитами, придающими им Юридическую силу;

· Выписки – это часть документа. На ней обязательно указывается, из какого документа сделана выписка, ставиться подпись должностного лица и печать организации;

· Дубликаты – это повторные экземпляры подлинника документа, Имеющие такую же юридическую силу, как и подлинник. Дубликаты выдаются при утере или уничтожении подлинника документа.

§ 2. Юридические документы: понятие и виды

Понятие правовых документов

В современном мире документы играют значительную роль. Ранее документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию1.

Появление компьютеров документы не отменило. Напротив, новая форма до­кументов (электронная) сделала документооборот более эффек­тивным.

Как бумажные, так и электронные документы по содержанию могут иметь разный характер: текстовый, графический, видеогра­фический, фотографический, изобразительный, звуковой.

Юридические документы (синоним: правовые документы) ча­ще всего существуют на бумаге.

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Значение юридических документов

Значение юридических документов состоит в следующем:

— с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и т. д.) становятся объек­тивированными и доступными для других субъектов права;

— они позволяют достичь определенности, стабильности в от­ношениях между людьми, прочности их правового положения;

— благодаря им юридическим действиям придается официаль­ный характер.

Юридическая информация содержится не только в документах. Немалая ее часть документально не оформляется, а просматрива­ется в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее

1 См.: Лопатин В. В.,ЛопатинаЛ. Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1993.

собственность, но документ при этом не составляется. Или ин­спектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) жезлом показывает, что проезд по оп­ределенной части магистрали в данный момент запрещен. Непод­чинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия «юридический акт» и «юридический до­кумент» не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значи­тельное место.

Можно попытаться установить удельный вес юридических до­кументов в зависимости от сферы правового регулирования. Тогда получится, что их большая часть будет обнаружена в правоохрани­тельной сфере. Удельный вес юридических документов снижается в сфере политики. В социальной области, возможно, их будет еще меньше (хотя здесь в основном идет распределение государствен­ных средств, и поэтому юридические документы не теряют своей значимости). В сфере экономики многое происходит без юриди­ческого документооборота (например, граждане часто заключают договоры в устной форме). Это общий взгляд на проблему. Вооб­ще же юриспруденция — это не математика, и точные подсчеты здесьделать трудно. Однако это не означает, что надо вообще от них отказаться.

Признаки юридических документов

Признаковюридическихдокументовпесколъко:

1) они содержат юридически значимую информацию;

2) изготавливаются в процессе юридической деятельности;

3) основанием их издания является законодательство, волеизъ­явления граждан и организаций;

4) они издаются (составляются) в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях);

5) порождают юридические последствия, т. е. имеют обязатель­ный характер (например, издание приказа о зачислении в вуз на дневное отделение дает право на приобретение льготного проезд­ного билета и ни один кассир в метро не может отказать в оформ­лении такого билета);

6) должны быть составлены по всем правилам юридической техники (структура, реквизиты и т. д.);

7) могут иметь как документальную, так и электронную форму. Например, наличие чека устанавливается его предъявлением, но наличие акции может отражаться в электронном виде;

8) предназначены для регулирования общественных отноше­ний, придания им стабильности и устойчивого характера. В при­веденном выше примере необходимость при каждой поездке дока­зывать, что гражданин имеет статус студента, способна поглотить массу человеческой энергии, которой уже, возможно, не останется для учебы.

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового ре­гулирования (правотворчество, действие норм права, их реализа­цию, возложение юридической ответственности). Проводя их классификацию (схемы 3.1, 3.2), лучше ориентироваться на ука­занные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на четыре вида:

1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юри­дических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права (см. схему 3.1);

2) интерпретационные акты (или акты толкования)1. Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мыс­ленно толкование (уяснение норм права) производится практиче­ски всегда;

3) документы, фиксирующие юридические факты. Их особен­ность состоит в том, что они регистрируют различные фактиче­ские обстоятельства независимо от их использования в конкрет­ных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.)2. Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

1 А. Ф. Черданцев не выделяет интерпретационные акты в особую группу юри­дических документов. Акты толкования, содержащие интерпретационные нормы, этот автор относит к нормативным документам. См.: Черданцев А. Ф. Логико-язы- ковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. С. 13-19.

2 См.: Исаков В. Б. Юридические факты в российском праве. М., 1998. С. 14.

Международные организации Международные акты, ратифицированные государством
Народ Конституция РФ
Государственная Дума РФ Законы РФ
Президент РФ Указы
Правительство РФ Постановления
Министерства Инструкции
Думы (законодательные собрания) Законы
Губернаторы областей,

краев, президенты республик

Указы
Администрации областей, краев, правительства республик Постановления
Органы местного самоуправления Решения
Организации Корпоративные акты

Наименование субъекта, принявшего нормативный акт

Вид

нормативного акта

Схема 3.1. Виды нормативных актов в Российской Федерации

— фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свиде­тельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об об­разовании, различного рода удостоверения и др.);

— фиксирующие правовой режим объектов (технический пас­порт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);

— фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом со­стоянии);

Схема 3.2. Ввды правовых актов

дающие определенной компетенцией. Эти документы различают­ся в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Пра­вительства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т. п.); документы правоохранительных ор­ганов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.)1.

Система правовых актов представлена на схеме 3.2.

Юридическаяответственность

занарушениеправилдокументооборота

Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране. Вот почему государство, будучи не безраз­личным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает ответственностьзаследующиеправонарушения,связанныесюриди- ческимидокументами:

— подделка документов, штампов, печатей или бланков, их ис­пользование, передача либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ);

— умышленная порча или утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ);

— подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);

— изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных де­нег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ);

— изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчет­ных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);

— фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

1 Я. В. Гайвороиская и В. Г. Валковая предлагают выделять еще и акты общего действия (которые содержат неперсонифицированные предписания либо об­щие требования к субъектам) и смешанные акты (где нормы права перемежаются индивидуальными распоряжениями). Представляется, что первые должны быть все же причислены к нормативным, а вторые и к нормативным (при наличии хотя бы одного нормативного предписания), и к индивидуальным (при наличии хо­тя бы одного индивидуального предписания) (см.: Гайворонская Я. В., Балко- вая В. Г. Правовые акты Российской Федерации: общеисторический аспект. Вла­дивосток, 2009. С. 40).

— незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесе­ние заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незакон­ное приобретение гражданства РФ (ст. 292′ УК РФ);

— приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ);

— фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета дирек­торов (наблюдательного совета).

37. Правовой статус: понятие, структура и виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта права.

Структура правового статуса:

1. Правовые принципы — основополагающие идеи, на которых строится правовой статус: равноправие, равенство перед законом и судом, неотчуждаемость основных прав и свобод, запрет дискриминации, невмешательство во внутренние дела,

Правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с правовым статусом.

3. Полномочия — совокупность прав и обязанностей государства, государственного органа, Юридического лица, должностного лица и т.п.

4. Права и свободы человека — это естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Законные интересы других субъектов права — юридических лиц, государства, субъекта федерации, муниципального образования.

5. Обязанности — мера должного поведения, которое требует государство для обеспечения интересов государства, общества и других индивидов.

6. Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения в связи с нарушением правовых норм, которая накладывается от имени государства.

7. Правосубъектность — способность быть субъектом правовых отношений, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Виды правовых статусов:

1. Общий — статус лица как члена общества и гражданина государства, закрепляется конституцией, отражает типичное положение (статус гражданина, статус юридического лица).

2. Специальный (родовой) — отражает особенности положения определенных категорий субъектов права: военнослужащих, судей, акционерных обществ, политических партий и т.п.

3. Индивидуальный — отражает положение конкретного субъекта права, включая средства индивидуализации: имя, место жительства, возраст, род занятий гражданина; организационно-правовую форму, юридический адрес, наименование юридического лица и т.п.

Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды.

СТАТУС правовой

ПРАВОВОЙ СТАТУС

описание объема свободы, гарантированной субъектам права определенного типа (индивидуальным, коллективным, институциональным) в обществе и государстве, а также в международных отношениях. Содержание П.с. составляет совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, которые не возникают на основании норм права при наличии юридических фактов, а существуют у субъекта права всегда — в силу его П.с. (см. Субъективное право). Исходным является П.с. индивида (человека и гражданина). В сфере частного права П.с. коллективных или институциональных субъектов (юридических лиц, органов государства и местного самоуправления и т.д.) произволен от П.с. физических лиц: у надиндивидуальных субъектов не может быть такой частноправовой свободы, которой нет у индивида. В сфере публичного права П.с. (компетенция) государственных органов, производный от полномочий государства в целом, ограничен общим П.с. индивида. П.с. юридических л и ц и органов государства устанавливается законом. Общий П.с. индивида состоит из естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина (т.е. прав человека, которые гарантируются каждому, и прав человека, которые в данной стране гарантируются только гражданам этой страны) и абстрактных обязанностей каждого не нарушать права других и быть законопослушным. Этим правам корреспондирует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека; обязанность быть законопослушным вытекает не из «права» государства устанавливать своими законами обязанности индивидов, а из фактической обязательности велений публичной политической власти. Общий П.с. индивида возникает в индустриальном обществе, где достигается равная свобода (формальное равенство) всех индивидов, и права человека признаются принадлежащими каждому от рождения. В доиндустриальном обществе существуют разные по содержанию сословные П.с. Общий П.с. индивида складывается из трех элементов: 1) описание сферы свободы, в которую не вправе вмешиваться ни частные лица, ни государство (право на жизнь, достоинство личности, свободу и неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, право быть собственником, свобода передвижения и т.д.); 2) притязания на государственную защиту прав и свобод; 3) возможность (главным образом граждан данного государства) свободно участвовать в публичной жизни, в формировании и осуществлении государственной власти (свобода выражения убеждений и мнений, собраний и манифестаций, избирательные права и т.д.). Некоторые категории членов общества имеют приобретенный в соответствии с нормами права специальный П.с, временно или пожизненно ограничивающий (например, лиц, отбывающих назначенное судом наказание в виде пожизненного лишения свободы) или расширяющий объем свободы, гарантированный общим П.с. индивида. В последнем варианте специальные П.с. содержат юридически допустимые привилегии, дополнительные гарантии свободы. Например, специальный П.с. президента, депутата парламента, судьи содержит иммунитет, исключающий привлечение к уголовной ответственности до тех пор, пока гражданин обладает специальным П.с. Дополняющие общий П.с, установленные социальным законодательством привилегии (льготы и преимущества) социально слабых (инвалидов, пенсионеров, многодетных и т.д.) образуют особый (неправовой) социальный статус. См. также Права человека, Право. В.А. Четверти

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Правовой статус государственного органа

Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов. В зависимости от того, какой отраслью права преимущественно регламентируется правовой положение данного органа, говорят о конституционно-правовом статусе (обычно в отношении законодательных органов) и административно-правовом статусе (в отношении органов исполнительной власти).

Говоря о правовом статусе человека, обычно называют две его составляющие – права и обязанности. В отношении государственного органа такой подход неприемлем. Государственный орган – это публично-правовое образование, он создан не «сам для себя», не для реализации своих частных интересов, а для исполнения общественно-значимых функций.

Элементами правового статуса государственного органа являются:

– территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);

– принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);

– организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);

– сферы общественных отношений, управление которыми осуществляет данный орган (определение таких сфер невозможно для органов общей компетенции, которые осуществляют государственное управление во всех сферах общественной жизни);

– порядок формирования органа (назначение или избрание);

– подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;

– властные полномочия органа;

– виды правовых актов, которые издает данный орган, их юридическая сила;

– наименование должности руководителя, порядок его назначения (избрания);

– порядок принятия решений в органе (коллегиальный или единоличный);

– наличие и статус структурных, территориальных подразделений в органе;

– источники финансирования органа;

– наличие статуса юридического лица;

– официальная символика органа;

– место нахождения органа.

Выше представлен максимальный перечень элементов правового статуса государственного органа. Иногда отдельных элементов может не быть. Например, государственные органы, состоящие из одного лица (президент, губернатор) не могут иметь организационной структуры. Высшие органы государства не имеют над собой вышестоящих.

Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция. Именно компетенция раскрывает содержание его деятельности, а значит и в целом социальное предназначение. Именно ради осуществления определенной компетенции и создаются государственные органы. В этом смысле другие элементы правового статуса можно считать второстепенными.

Компетенция государственного органа включается в себя:

1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды, охрана правопорядка). При этом предметы ведения у разных органов могут быть общими.

2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать друг друга.

Полномочия государственного органа представляют собой одновременно и права, и обязанности, это единство прав и обязанностей. У государственного органа не может быть своих прав в том же смысле, как у человека. Человек может пользоваться или не пользоваться своими правами в зависимости от своих личных предпочтений, желаний, настроений. Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.

Обычно полномочия государственных органов формулируются в нормативных правовых актах следующим образом: государственный орган «реализует», «представляет», «обеспечивает проведение», «осуществляет контроль и надзор», «принимает меры», «определяет порядок», «осуществляет», «регулирует», «вносит предложения», «координирует», «участвует в осуществлении», «создает условия», «назначает», «формирует», «учреждает», «организует проведение» и т.д. Эти формулировки имеют довольно важное значение, поскольку они определяют способ реализации властных функций государственного органа.

Юридическое закрепление правовой статус осуществляется в разных источниках. Так, правовой статус Президента РФ закреплен только в Конституции РФ, Правительства РФ – в Конституции РФ и федеральном конституционном законе, Счетной палаты РФ – в федеральном законе, министерств и других органов исполнительной власти – в положениях, утверждаемых Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от их подчиненности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *