Понятие цели и задачи налогового контроля

  • автор:

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Значимость налогов и сборов как одного из элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.

Также современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения и постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий.

Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Налоговый контроль — это особая форма деятельности налоговых органов, заключающаяся в проведении мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

Данная особая форма деятельности налоговых органов законодательно закреплена в ст. 30 НК РФ, из содержания которой следует, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Таким образом, налоговый контроль — это особая форма деятельности налоговых органов в сфере управления, основанная на властных предписаниях правовых норм, направленная на предупреждение, выявление и пресечение налоговых правонарушений, осуществление принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, привлечение к ответственности.

Выделим признаки налогового контроля:

1. Налоговый контроль — это разновидность государственного контроля.

2. Налоговый контроль — это одна из самостоятельных функций управления.

3. Налоговый контроль — это властные отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах.

4. Налоговый контроль — это особая деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению и выявлению нарушений налогового законодательства.

5. Налоговый контроль направлен на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

Налоговый контроль является составной частью налогового администрирования.

К предметам налогового контроля относятся:

— своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;

— соблюдение налогоплательщиками порядка учета доходов (расходов) и отчетности и предоставление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

— достоверность и полнота содержащейся в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности информации об объектах налогообложения.

Налоговый контроль проводится в целях создания совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается наличие нарушений налогового законодательства.

К задачам налогового контроля относятся:

— обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

— наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

В качестве основных задач налоговых органов при осуществлении контрольной деятельности законодатель закрепил следующие:

— контроль за соблюдением налогового законодательства;

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, иных обязательных платежей, а также платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации;

— контроль за соблюдением валютного законодательства.

Можно выделить всего четыре формы налогового контроля:

— учет налогоплательщиков;

— контроль налоговых поступлений;

— контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков;

— налоговые проверки.

В результате мероприятий налогового контроля:

— выявляются недоимки, т.е. суммы налога или сбора, не уплаченные в установленный законодательством срок;

— начисляются пени за несвоевременную уплату налога или сбора;

— устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений;

— налогоплательщики, совершившие налоговое правонарушение, привлекаются к ответственности.

Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:

— предварительный;

— текущий;

— последующий.

В Российской Федерации преобладает последующий налоговый контроль. Однако оптимальным и наиболее эффективным вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В указанную систему входят:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким органом сегодня в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России);

— территориальные органы ФНС России.

Объектом налогового контроля являются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:

— наблюдение;

— проверка;

— обследование;

— анализ;

— ревизия.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— в других формах, предусмотренных НК РФ.

Проверки, проводимые иными органами, не являются налоговыми и не учитываются при принятии решений о повторности проверок. Не относятся к налоговым проверкам также проверки, хотя и проводимые с участием налоговых органов, но осуществляемые в соответствии с законодательством о контрольно-кассовой технике, валютном регулировании и валютном контроле, производстве и обороте.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 части второй НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (смотрите, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 1 марта 2007 г. по делу N А12-8906/06-С65; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2005 г. N Ф08-5516/2005-2175А).

Данное положение основано на ст. 24 Конституции Российской Федерации, которой установлен категорический запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Налоговые органы при осуществлении налогового контроля не могут собирать и каким-либо образом использовать информацию о частной жизни налогоплательщика (сотрудников организации, в том числе директора и главного бухгалтера). Нарушение данного требования может повлечь административную или уголовную ответственность.

По объекту выделяется комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль. Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный, а по месту проведения — на камеральный и выездной. Также в литературе предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический.

По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Налоговый контроль определяют также как сплошной и выборочный. Первая форма налогового контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а вторая предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

Кроме того, налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной. Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок. Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определен в налоговом законодательстве.

Так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК РФ камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными — проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Учитывая статистику налоговых органов, выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Классифицируется налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах.

Реализуется он при помощи следующих приемов:

— формальной, логической и арифметической проверки документов;

— юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах;

— встречных проверок;

— оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;

— экономического анализа.

Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза . В свое время специалистами фактический контроль определялся как «проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания».

Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.

В зависимости от субъектов налогового контроля, он классифицируется на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

Налоговый контроль можно подразделить на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности . При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

К методам налогового контроля следует отнести:

— проверку данных учета и отчетности;

— истребование документов;

— осмотр (обследование) территорий и помещений;

— выемку документов и предметов;

— инвентаризацию;

— проведение экспертизы;

— опрос свидетелей;

— получение объяснений налогоплательщиков.

Таким образом, налоговый контроль может быть охарактеризован как самостоятельная функция (форма) управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта органом государственного управления с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений от действующих правовых норм и неблагоприятных ситуаций, по которым целесообразно своевременно принять правовое решение или проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел.

В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;

  • текущий (оперативный);

  • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

  • налоговых органов;

  • таможенных органов;

  • органов внутренних дел;

  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;

  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В целях реализации Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, а также повышения эффективности деятельности ФНС России, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению технологических процессов ФНС России приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее — Положения).

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) организаций, находящихся в ведении ФНС России, организовать ознакомление сотрудников и обеспечить исполнение Положений с учетом пункта 5 настоящего приказа.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Управлению контроля налоговых органов (Н.А. Воронова):

4.1. разработать проекты документов, применяемых при осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России, (далее — Документы) в срок до 01.05.2016;

4.2. совместно с Управлением по работе с задолженностью (Л.В. Загайнов) определить технологические процессы ФНС России, относящиеся к компетенции Управления по работе с задолженностью, а также территориальные органы ФНС России для проведения пилотного проекта по апробации Положений и Документов в срок до 01.05.2016 и провести пилотный проект в срок до 01.11.2016;

4.3. организовать совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России работу по разработке параметров оценки надежности системы внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России в срок до 01.12.2016;

4.4. совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России доработать Классификатор нарушений, выявленных при проведении внутреннего аудита налоговых органов, утвержденный приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-10/499@, в части соотнесения нарушений с технологическими процессами ФНС России, приведенными в Перечне технологических процессов ФНС России, утвержденном приказом ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@, в срок до 01.01.2017.

5. Разделы 4 и 5 Положений вступают в силу с 01.01.2017.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Основные положения
об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@)

Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее — Положения) разработаны в целях реализации Концепции внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, приказа ФНС России от 11.09.2015 N ММВ-7-12/392@ «О возложении обязанностей по организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществлению внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России на сотрудников ФНС России и ее территориальных органов, на работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и его филиалов».

Внутренний контроль деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее — внутренний контроль), осуществляемый непрерывно во всех налоговых органах, их структурных подразделениях, а также в организациях, находящихся в ведении ФНС России и участвующих в выполнении технологических процессов ФНС России (далее — Организации), является эффективным инструментом для своевременного и эффективного корректирующего воздействия на риски, присущие технологическим процессам ФНС России.

Задачами внутреннего контроля являются:

соблюдение налоговыми органами, Организациями и их филиалами, а также их должностными лицами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов и писем ФНС России (далее — Требования);

обеспечение эффективности и результативности деятельности налоговых органов и Организаций по выполнению технологических процессов ФНС России;

своевременное выявление и анализ рисков нарушений Требований и неэффективной деятельности налоговых органов и Организаций по выполнению технологических процессов ФНС России (далее — Риски);

обеспечение полноты и достоверности данных, содержащихся в информационных ресурсах, показателей отчетности налоговых органов и Организаций.

Настоящие Положения определяют общие подходы к организации и осуществлению внутреннего контроля в налоговых органах и Организациях, а также подходы к оценке надежности взаимосвязанной совокупности организационных структур, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающей выполнение задач внутреннего контроля (далее — система внутреннего контроля).

Объектом внутреннего контроля является деятельность ФНС России, ее территориальных органов и Организаций, их структурных подразделений, филиалов, должностных лиц по выполнению ими технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России).

Внутренний контроль осуществляется должностными лицами ФНС России, ее территориальных органов, а также Организаций и их филиалов, в функции которых входит участие в выполнении технологических процессов ФНС России, а также организация, координация и/или методологическое сопровождение их выполнения (далее — субъекты внутреннего контроля).

К методам внутреннего контроля относятся:

самоконтроль выполняемых должностным лицом действий;

контроль с применением автоматизированных контрольных процедур в случае полной или частичной автоматизации выполнения технологического процесса ФНС России;

контроль по уровню подчиненности в отношении выполняемых структурными подразделениями (подчиненными должностными лицами) технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России);

контроль по уровню подведомственности в отношении выполнения нижестоящим налоговым органом либо филиалом Организации технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России).

Объекты внутреннего контроля, методы внутреннего контроля указываются в должностных регламентах должностных лиц налоговых органов и должностных инструкциях должностных лиц Организаций, закрепляя тем самым персональную ответственность за осуществление внутреннего контроля.

2. Принципы организации внутреннего контроля

Внутренний контроль основывается на следующих принципах:

1) каждый государственный гражданский служащий налоговых органов и должностное лицо Организации участвует в осуществлении внутреннего контроля (принцип общей вовлеченности);

2) внутренний контроль осуществляется по всем технологическим процессам ФНС России с учетом анализа взаимосвязи и взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов с целью установления причинно-следственных связей реализации Рисков в деятельности по осуществлению технологических процессов ФНС России (принцип комплексности);

3) масштаб и объем мероприятий внутреннего контроля должен быть соразмерен выявленным Рискам и обеспечивать результативность и эффективность выполнения технологических процессов ФНС России (принцип эффективности);

4) мероприятия внутреннего контроля должны носить упреждающий характер и быть направлены на пресечение возможных Рисков, а также минимизацию негативных последствий нарушения Требований и неэффективной деятельности по выполнению технологических процессов ФНС России (принцип своевременности);

5) при организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля должны своевременно учитываться изменения в порядке выполнения технологических процессов ФНС России, а также внедрение новых технологических процессов ФНС России (принцип адаптивности).

3. Осуществление внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется путем реализации контрольных процедур, к которым относятся:

проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках технологических процессов ФНС России, на соответствие Требованиям;

санкционирование операций технологических процессов ФНС России (процедур, действий);

сверка данных;

сбор и анализ информации о результатах выполнения операций (процедур, действий), в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов;

анализ фактических значений показателей результатов выполнения технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России), включая анализ соответствия прогнозным (плановым) значениям показателей, нормативным либо иным применяемым для сравнения значениям показателей, анализ динамики значений показателей;

сопоставление данных, получаемых в ходе выполнения технологических процессов ФНС России, с данными из внешних источников информации;

применение автоматизированных средств контроля в информационных системах;

проверка наличия и состояния объекта движимого и недвижимого имущества, документа;

ограничение доступа к объектам движимого и недвижимого имущества, информации и средствам ее обработки.

Применяемые контрольные процедуры подразделяются на:

интегрированные в технологический процесс ФНС России контрольные процедуры, осуществляемые на основе единых подходов, устанавливаемых владельцем технологического процесса ФНС России;

не интегрированные в технологический процесс ФНС России, то есть «внешние» по отношению к технологическому процессу контрольные процедуры, осуществляемые в том числе в форме мониторинга хода выполнения технологического процесса.

4. Документирование внутреннего контроля

В целях установления сфер ответственности за выполнение операций технологических процессов ФНС России либо технологических процессов ФНС России, характеризуемых Рисками, организации выполнения необходимых контрольных процедур и определения ответственных исполнителей составляются документы внутреннего контроля.

В документах внутреннего контроля отражается следующая информация:

о выполняемом технологическом процессе ФНС России;

об операциях технологических процессов ФНС России (в рамках которых возникает вероятность реализации Рисков), включая информацию о выполняющих их должностных лицах, либо структурных подразделениях, либо налоговом органе или Организации;

о возможных Рисках в ходе выполнения операций технологического процесса ФНС России (с применением сведений Классификатора нарушений, выявленных при проведении внутреннего аудита налоговых органов, утвержденного приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-10/499@ (далее — Классификатор нарушений);

о контрольных процедурах по выявлению и минимизации либо исключению Риска и сроках их осуществления, должностных лицах, ответственных за реализацию контрольных процедур.

Регистрация выявленных в ходе внутреннего контроля недостатков и (или) нарушений при выполнении технологических процессов ФНС России, сведений о причинах их возникновения и предлагаемых мерах по их устранению отражается в отдельном документе внутреннего контроля.

5. Требования к надежности системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля считается надежной, если она обеспечивает достижение задач внутреннего контроля.

Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется в рамках аудиторской проверки на основании сведений из документов внутреннего контроля, а также информации, полученной в ходе аудиторской проверки.

Необходимые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (шкала оценки надежности, градация оценки надежности) для технологических процессов ФНС России устанавливаются владельцем технологического процесса ФНС России.

Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основании оценки частоты выявленных нарушений по операциям технологических процессов с применением балльной шкалы, установленной владельцем технологического процесса ФНС России (основной способ оценки надежности системы внутреннего контроля). По решению владельца технологического процесса ФНС России вместо основного способа может быть применен комплексный способ, базирующийся на оценке величины выявленных по результатам аудиторской проверки негативных последствий нарушений и/или недостатков в виде потерь бюджета, с применением балльной шкалы.

Для оценки надежности рекомендуется следующая градация:

высокая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается максимальная вероятность достижения задач внутреннего контроля;

средняя надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается средняя вероятность достижения целей внутреннего контроля;

низкая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается низкая вероятность достижения целей внутреннего контроля.

При необходимости владелец технологического процесса ФНС России может установить иную градацию (с большим количеством оценочных категорий).

Результаты оценки надежности системы внутреннего контроля отражаются в таблице «Оценка надежности системы внутреннего контроля» согласно приложению к настоящим Положениям.

При этом выводы и рекомендации по повышению надежности системы внутреннего контроля формируются с учетом анализа следующих обстоятельств:

оценка полноты учета Рисков в целях определения и реализации контрольных процедур;

оценка качества и полноты выполнения контрольных процедур;

оценка эффективности применяемых контрольных процедур в отношении воздействия на соответствующие Риски.

Приложение
к Основным положениям
по осуществлению внутреннего контроля
(утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@)

Оценка
надежности системы внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее — СВК)

технологический процесс ФНС России (далее — ТП) Операция ТП, в ходе которой выявлены нарушения и/или недостатки Наименование нарушения и/или недостатка количество операций ТП, по которым выявлены нарушения и недостатки в % к количеству проверенных операций ТП Оценка негативных последствий нарушений и недостатков, тыс. руб. (при возможности оценки) Оценка негативных последствий нарушений и недостатков в среднем на 1 операцию ТП, по которой они выявлены, тыс. руб. (при возможности оценки) Оценка надежности СВК Контрольные процедуры, предусмотренные в целях воздействия на Риск (согласно документу внутреннего контроля) Причины реализации Риска
код наименование применяемая контрольная процедура не оказывает влияния на реализацию Риска контрольная процедура не выполнена либо ненадлежаще выполнена контрольная процедура для воздействия на Риск не предусмотрена в документе внутреннего контроля
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

* указывать наименование операции, приведенное в паспорте функции (при наличии)

** — риск нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов и писем ФНС России и риск осуществления неэффективной деятельности налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению ТП

FinSociality

— негосударственный контроль (внутренний и внешний аудит).

Государственный оперативный налоговый контроль — проверка налоговыми органами налогоплательщика в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции (внезапный контроль).

Государственный периодический налоговый контроль — проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также скрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Периодический контроль подразделяется на такие виды как выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка.

Государственный документальный налоговый контроль — проверка соответствия проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяется на основании первичных и производственных документов.

Государственный фактический налоговый контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки.

Негосударственный аудит — одна из форм финансового контроля, но при этом это независимая проверка, независимая предпринимательская деятельность.

Негосударственный внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерской и финансовой службы предприятия. Он предусматривает обеспечение точности, достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Негосударственный внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет установлено проверкой налоговой инспекцией.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

— налоговые проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— проверка данных отчета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода;

— контроль за расходами физических лиц;

— другие формы, предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Таким образом, налоговый контроль является многогранным и сложным явлением. Создание прочной финансовой основы существования государства общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Перейти на страницу: 1 2

58. Налоговый контроль: общие положения

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений.

Налоговый контроль — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Субъектами налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. В полном объеме осуществлять налоговый контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должны осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Объект налогового контроля – финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет налогового контроля – денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Согласно ст. 82 НК, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *