Положение об отделе внутреннего муниципального финансового контроля

  • автор:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Начальник отдела внутреннего муниципального финансового контроля и контрактной системы —

Лариса Витальевна НИКИТЕНКОВА

Тел +7(351 38)2-00-67

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

456580, Челябинская область, город Еманжелинск, ул. Мира, д.18

Основные задачи отдела:

— реализация полномочий администрации Еманжелинского муниципального района по осуществлению контроля в сфере закупок, а также контроля, осуществляемого органом внутреннего муниципального финансового контроля, в пределах компетенции администрации Еманжелинского муниципального района;

— оптимизация и централизация процесса проводимых заказчиками конкурентными способами закупок, осуществление единого подхода по вопросам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципальных казенных и бюджетных учреждений Еманжелинского муниципального района в соответствии с законодательством РФ.

Функции отдела:

  • Контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений.
  • Контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
  • Контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов.
  • Контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
  • Контроль в сфере закупок, предусмотренный пунктом 3 части 3, частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем в случаях, предусмотренных пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Осуществление мероприятий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок конкурентными способами для муниципальных заказчиков Еманжелинского муниципального района;
  • Установление правил нормирования при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд с правом размещения в единой информационной системе муниципальных правовых актов.
  • Регулирование контрактной системы с правом размещения в единой информационной системе нормативно-методической и справочной информации по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
  • Рассмотрение жалоб участников закупок на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

Перечень законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции отдела:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации и Челябинской области;
  • Устав Еманжелинского муниципального района;
  • Нормативные правовые акты администрации Еманжелинского муниципального района, Собрания депутатов Еманжелинского муниципального района;
  • Положение об отделе внутреннего муниципального финансового контроля администрации Еманжелинского муниципального района

План проверок отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Еманжелинского муниципального района на 2020 год

Постановление администрации ЕМР от 28.02.2020г. № 101 «Об утверждении положения об отделе внутреннего муниципального финансового контроля и контрактной системы администрации Еманжелинского муниципального района должностных регламентов сотрудников муниципального района отдела внутреннего муниципального финансового контроля и контрактной системы администрации Еманжелинского муниципального района»

Постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 08.10.2019г. № 527 «Об утверждении Плана проверок отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Еманжелинского муниципального района на 2020 год»

Постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 24.04.2019г. № 198 «О внесении изменений в постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 16.10.2018г. № 531»

Постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 24.10.2017г. № 531 «Об утверждении Плана проверок отдела внутреннего муниципального контроля администрации Еманжелинского муниципального района на 2019 год»

Постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 24.10.2017г. № 513 «Об утверждении Плана проверок отдела внутреннего муниципального контроля администрации Еманжелинского муниципального района на 2018 год»

Постановление администрации Еманжелиского муниципального района от 19.10.2017г. № 500 «О внесении изменений в постановление администрации Еманжелинского муниципального района от 21.04.2015г. № 361″

Результаты контрольной работы отдела внутреннего муниципального финансового контроля

АКТ № 20 от 30.06.2020 г. по результатам плановой проверки муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 7» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 19 от 30.06.2020 г. по результатам плановой проверки муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 11» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 18 от 29.05.2020 г. по результатам плановой проверки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 17 от 29.05.2020 г. по результатам плановой проверки Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 16 от 29.05.2020г. по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» Еманжелинского муниципального района Челябинской области за 2019год.

АКТ № 15 от 30.04.2020г. по результатам плановой проверки администрации Красногорского городского поселения.

АКТ № 14 от 30.04.2020г. по результатам плановой проверки администрации Красногорского городского поселения

АКТ № 13 от 13.04.2020 г. по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1 им. Ф. Липса» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 12 от 13.04.2020 г. по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 11 от 13.04.2020 г. по результатам плановой проверки Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 10 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 9 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой проверки муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 8 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 7 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой проверки муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 6 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой камеральной проверки муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 5 от 28.02.2020г. по результатам внеплановой камеральной проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 4 от 28.02.2020 г. по результатам внеплановой камеральной проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 3 от 28.02.2020г. по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры 30 лет ВЛКСМ» Еманжелинского муниципального района Челябинской области за 2019год.

АКТ № 2 от 28.02.2020г по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного учреждения дворец культуры им. А.С. Пушкина Еманжелинского муниципального района Челябинской области

АКТ № 1 от 28.02.2020г по результатам плановой проверки Муниципального бюджетного учреждения дом культуры «30 лет ВЛКСМ» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Результаты контрольной работы отдела внутреннего муниципального финансового контроля 2019 год

Результаты контрольной работы отдела внутреннего муниципального финансового контроля за 2018 год

Результаты контрольной работы отдела внутреннего муниципального финансового контроля за 2016-2017гг.

  • Общие положения
  • 1.1. Отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — Отдел) является структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — Управление) и создан для осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита деятельности структурных подразделений Управления.

    1.2. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Управления, органами государственной власти (государственными органами) Российской Федерации (в части поступивших и рассматриваемых в Управлении документов) и их территориальными органами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, на котором осуществляется деятельность Управления (далее — субъект Российской Федерации), органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами), иными организациями и гражданами, с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (контрольно-счетными органами муниципальных образований), правоохранительными органами, а также с иными органами и организациями в установленной сфере деятельности, а также осуществляет непосредственное взаимодействие с Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства в части возложенных на Отдел функций.

    1.3. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, приказами Управления, а также настоящим Положением.

  • Задачи Отдела
  • 2.1. Задачами Отдела являются:

    2.1.1. осуществление в установленном порядке внутреннего контроля и внутреннего аудита деятельности структурных подразделений Управления;

    2.1.2. организация внутреннего контроля в Управлении;

    2.1.3. формирование отчетности о контрольной и аудиторской деятельности Управления;

    2.1.4. организация управления внутренними (операционными) казначейскими рисками;

    2.1.5. проведение анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

  • Функции Отдела
  • 3.1. В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции:

    3.1.1. организует и осуществляет в установленном порядке внутренний контроль соответствия деятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности (далее-внутренний последующий контроль), а также внутренний аудит эффективности и надежности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль», достоверности отчетности, включая бюджетную, в том числе:

    • осуществляет планирование контрольной и аудиторской деятельности в Управлении, за исключением деятельности по внутреннему контролю, осуществляемому методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль»;
    • организует и осуществляет проверки деятельности структурных подразделений Управления;
    • обеспечивает в установленном порядке формирование и направление руководству Управления отчетности о контрольной и аудиторской деятельности;
    • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности структурных подразделений Управления;

    3.1.2. в пределах своей компетенции готовит в установленном порядке и по итогам проведенных контрольных и аудиторских мероприятий предложения и рекомендации:

    • по устранению и/или предупреждению в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации;
    • по совершенствованию функциональной структуры и технологического процесса обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Управлении, по совершенствованию деятельности Управления и его структурных подразделений по исполнению установленных полномочий, по повышению экономности и результативности деятельности в Управлении;
    • по совершенствованию систем внутреннего последующего контроля и внутреннего аудита, по повышению эффективности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль», управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;
    • по повышению эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества;

    3.1.3. осуществляет в пределах своей компетенции организацию управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

    3.1.4. проводит в установленном порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций);

    3.1.5. осуществляет в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях подготовку процессуальных и иных документов, а также составление протоколов об административных правонарушениях;

    3.1.6. осуществляет в установленном порядке оценку эффективности функционирования системы управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

    3.1.7. осуществляет в установленном порядке сбор, обобщение информации, полученной от других структурных подразделений Управления о выявленных внутренних (операционных) казначейских рисках, подготовку и направление в Федеральное казначейство отчетности по управлению внутренними (операционными) казначейскими рисками, а также предложений по актуализации классификаторов внутренних (операционных) казначейских рисков;

    3.1.8. осуществляет в пределах своей компетенции организацию внутреннего контроля в Управлении;

    3.1.9. обеспечивает в установленном порядке формирование и направление в Федеральное казначейство отчетности о контрольных и аудиторских мероприятиях, проводимых в Управлении, информации о результатах деятельности Отдела, иной запрашиваемой Федеральным казначейством информации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

    3.1.10. осуществляет в установленном порядке координацию взаимодействия Управления с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (контрольно-счетными органами муниципальных образований), правоохранительными органами, а также с иными органами и организациями в установленной сфере деятельности.

    3.1.11. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан в пределах компетенции Отдела и в соответствии с поручением руководителя Управления (заместителя руководителя Управления), подготовку проектов ответов заявителям по указанным обращениям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    3.1.12. осуществляет в пределах компетенции Отдела ведение делопроизводства;

    3.1.13. осуществляет внутренний контроль соответствия деятельности Отдела по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, а также принятых управленческих решений в пределах компетенции Отдела;

    3.1.14. взаимодействует в пределах компетенции со структурными подразделениями Управления, центрального аппарата Федерального казначейства, МОУ ФК, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

    3.1.15. осуществляет организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям Отдела;

    3.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образовавшихся в ходе деятельности Отдела;

    3.1.17. обеспечивает в пределах компетенции Отдела выполнение норм и требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, сведений ограниченного доступа, не составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения, в случае, если предполагается защищать также и информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования»;

    3.1.18. обеспечивает исполнение технологических регламентов Федерального казначейства, относящихся к функциям Отдела;

    3.1.19. участвует в тестировании и внедрении прикладного программного обеспечения, используемого при реализации функций Отдела;

    3.1.20. участвует в мероприятиях мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления;

    3.1.21. обеспечивает соблюдение требований охраны труда и правил противопожарного режима в пределах компетенции Отдела;

    3.1.22. поддерживает контент сайта Управления в сети Интернет актуальном состоянии в пределах компетенции Отдела;

    3.1.23. участвует в подготовке проектов правовых актов, регламентирующих деятельность Управления по работе сайта Управления в сети Интернет;

    3.1.24. участвует в информационном обеспечении работы сайта Управления в сети Интернет в части соблюдения процедур и сроков публикации информации и размещение информации в разделах «Анонсы», «Новости», «Публикации»;

    3.1.25. осуществляет управление в установленном порядке внутренними (операционными) казначейскими рисками в пределах компетенции Отдела;

    3.1.26. осуществляет иные функции в пределах компетенции Отдела.

  • Полномочия Отдела
  • 4.1. Отдел для выполнения своих задач и функций имеет право:

    4.1.1. взаимодействовать в установленном порядке со структурными подразделениями Управления, органами государственного финансового контроля и правоохранительными органами по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

    4.1.2. привлекать в установленном порядке, по согласованию с руководителем Управления, сотрудников других структурных подразделений Управления для участия в проверках деятельности структурных подразделений Управления, а также для подготовки материалов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

    4.1.3. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Управления:

    • сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
    • письменные объяснения по фактам выявленных нарушений, либо неисполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и указаний Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и Управления;
    • информацию об устранении выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований;

    4.1.4. принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений действующего законодательства путем внесения предложений руководству Управления о применении мер дисциплинарного воздействия к соответствующим должностным лицам, процедур принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях и проводимых операциях;

    4.1.5. давать устные и письменные разъяснения, а также осуществлять обмен опытом в пределах компетенции Отдела;

    4.1.6. участвовать в работе совещаний, семинаров, конференций по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

    4.1.7. реализовывать иные полномочия в пределах своей компетенции.

  • Организация деятельности Отдела
  • 5.1. Отдел подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Управления.

    5.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления.

    В отсутствие начальника Отдела (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) общее руководство Отделом осуществляет заместитель начальника Отдела или сотрудник Отдела на основании приказа Управления.

    5.3. Структура и штатная численность сотрудников Отдела определяется руководителем Управления.

    Заместитель начальника Отдела, а также сотрудники Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  • Ответственность Отдела
  • 6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на Отдел, несет начальник Отдела.

    6.2. Каждый сотрудник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных лично на него, при этом степень ответственности устанавливается должностными регламентами сотрудников Отдела.

Развернуть все комментарии Свернуть все комментарии

Толковое положение о внутреннем аудите написать чрезвычайно тяжело. Почему? Потому что, обычно, в организации крайне мало людей, которые могут оценить качество такого положения.

Одна из идей, как можно создать нечто более-менее стоящее – это открыть Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита на сайте ИВА, конкретнее – Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА), и начать ими руководствоваться. На этой странице мы это и сделали.

Стандартом 1000 «Цели, полномочия и ответственность» минимальный набор требований к положению о внутреннем аудите приведен, ими и ограничимся. Небольшой перевод с русского на русский:

  • текущий перевод Стандартов требует наличия положения о внутреннем аудите, а не о подразделении внутреннего аудита. Здесь представлено Положение о подразделении внутреннего аудита. Если хотите быть каноничным, то п. 1.1. должно стать «Функции внутреннего аудита возлагается на подразделение внутреннего аудита», далее текст сохраняется;
  • как нам кажется, для подразделения целесообразно ставить не цели, а задачи, а функции и обязанности – это одно и то же. Тем не менее, на усмотрение пользователей, в тексте выкрутились с помощью фраз «Цели (задачи)» и «Функции (обязанности)».

Из всего приведенного самое важное для внутреннего аудита – это права. В этом тексте собраны почти все права, встретившихся в самых разных положениях (за исключением совсем экзотических вещей типа приостановления проверки в случае угрозы жизни и здоровью). Тем не менее, если чего-то не хватает – пишите в комментариях, учтем.

Положение о подразделении внутреннего аудита.

Общие положения.

1.1. Подразделение внутреннего аудита (далее – ПВА) является самостоятельным структурным подразделением Компании. Статус ПВА определен в разделе «Организация деятельности ПВА».

Кому подчиняется подразделение – традиционный пункт в положении о подразделении. Так как подразделение внутреннего аудита в части подчиненности – одно из нетривиальных, то здесь не расписываем, кому именно подчиняется, а отсылаем к дальнейшим разделам. При этом общая схема документа сохраняется.

1.2. ПВА создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с решениями Совета директоров.

В этом тексте мы написали о подчинении Совету директоров. Это канонично, но в некоторых холдингах возможны варианты: во-первых, это может быть не СД, а собрание участников (в случае ООО); во-вторых, владелец может занимать должность генерального директора, миноритариев в бизнесе нет, и в этом случае очевидно, что подчинение генеральному директору подразделения внутреннего аудита – разумное подчинение. Если у Вас такая ситуация – то здесь и далее необходимо изменить Совет директоров на что-то соответствующее бизнесу, где работаете.

Цели (задачи) ПВА.

2.1. Создание и поддержание в Компании внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

Вообще говоря, для сторонних пользователей будет понятнее, если привести определение внутреннего аудита прямо в тексте, а также рассказать что-нибудь про эффективность и результативность, достоверность отчетности, сохранность активов, соответствие законодательству, информационные системы и т.п. Но если изменятся Стандарты (а они меняются), придется переписывать документ. Как говорится, на усмотрение.

С другой стороны, теоретически возможно создание внутреннего аудита и не в соответствии со стандартами. Есть целый пласт компаний, в которых никто не различает понятий, например, КРУ и Внутренний аудит. Поэтому, в таком случае, если владелец увидит, что его КРУ теперь соответствует международным стандартам, то может и распустить орган за излишний американизм. Будьте бдительны, короче.

2.2. Координация работы ревизионных комиссий юридических лиц Компании.

Традиционное дополнение. Атавизм в виде ревкомов на момент написания положения есть, отменять вроде собираются, но никак не отменят. Одному из авторов довелось работать в организации, где на внутренний аудит были возложены обязанности ревкомов. Ничего в этом страшного нет, но, если рассматривать ревкомы как элемент внутреннего контроля – внутренний аудит должен оценивать и их качество… Поэтому – на выбор, должно или не должно так быть.

Возможны еще дополнения, как-то: организация и сопровождение внешнего аудита отчетности (на самом деле мы против, пусть себе внешние аудиторы копаются в бухгалтерии и не отвлекают от полезных действий ПВА), взаимодействие со Службой безопасности в части подготовки материалов для всяческих органов (тоже традиционно: внутренний аудит на моей памяти регулярно помогает СБ посчитать что-либо типа размера ущерба в виде бухгалтерской справки) и т.п.

Функции (обязанности) ПВА.

Функционал следует из МПСВА, Стандарты деятельности (начинаются с цифры 2). Небольшое отличие от текста стандартов – заменяем «гарантии», «услуги аудита», «проведение оценки», что непонятно среднестатистическому обывателю, на «внутренние аудиторские проверки», что понятно среднестатистическому обывателю.

3.1. Ежегодная подготовка риск-ориентированного плана работы на основании формализованной оценки рисков и мнения Совета директоров и генерального директора Компании.

3.2. Проведение внутренних аудиторских проверок корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля, в т.ч.:

3.2.1. Планирование проверок.

3.2.2. Выполнение проверок, в т.ч. сбор, анализ и оценка полученной информации.

3.2.3. Документирование информации.

3.2.4. Подготовка и согласование отчета (итогового заключения) по результатам проверки.

3.2.5. Подготовка рекомендаций по итогам проверок.

3.3. Мониторинг решения проблемных вопросов, выявленных по результатам внутренних аудиторских проверок.

3.4. Оказание консультационных услуг менеджменту Компании по совершенствованию корпоративного управления (в т.ч. этики и IT), управления рисками и внутреннего контроля.

3.5. Регулярная отчетность о деятельности ПВА, состоянии системы внутреннего контроля и уровнем принятых рисков менеджментом Компании перед Советом директоров.

3.6. Исполнение функций ревизионных комиссий для юридических лиц Компании в соответствии с действующим законодательством.

Организация деятельности ПВА.

Необходимость этого раздела вытекает из МПСВА: там достаточно много фраз о подчиненности и пр. В другие разделы это не впихнуть, поэтому создаем новый.

Здесь приведены только основные пункты из Стандартов в «коротком» варианте. Если нужен объем – открываем не только стандарты и интерпретации, но и руководства по применению и практические руководства. В руководствах по применению по каждому стандарту есть как минимум страница разумного текста, поэтому объем положения о ПВА фактически ограничивается только сверху.

4.1. В своей деятельности ПВА руководствуется Международными основами профессиональной практики внутреннего аудита.

В принципе, этого достаточно. Но раздел из одного пункта не поймут согласующие, поэтому напишем еще несколько фраз.
Далее – проекция стандарта 1100 «Независимость и объективность» на жизнь в компании. Можно ограничиться только первым предложением, но целесообразно, как минимум (чтобы не трясти МПСВА перед менеджментом) включить пункты, ограничивающие ответственность ПВА за все хорошее, что будет происходить:

4.2. Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей. В связи с этим не допускаются:

4.2.1. Любые управленческие решения в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.2. Любые функциональные обязанности в Компании, за исключением касающихся работы ПВА.

4.2.3. Любые транзакции, в том числе их создание и согласование со стороны ПВА (за исключением транзакций, касающихся работы ПВА).

4.2.4. Согласование внутренних документов.

4.2.5. Использование в целях выплаты премий мнения менеджмента Компании (в т.ч. в виде опросов) о деятельности сотрудника ПВА.

4.3. ПВА функционально подчиняется Совету директоров, административно – генеральному директору. Функциональная подотчетность Совету директоров обеспечивает прямой доступ руководителя ПВА к членам Совета при возникновении чувствительных вопросов. Административная подотчетность генеральному директору обеспечивает достаточный организационный статус руководителя ПВА и наличие у него полномочий выполнять свои обязанности беспрепятственно и решать сложные вопросы с другими высшими руководителями.

Очень длинная фраза в этом пункте — прямая цитата из Руководства по применению 1100 «Организационная независимость». Цитата очень нравится, вставлена в данный документ для того, чтобы потенциальные оппоненты не искали в интернетах о функциональной и административной подчиненности, а то найдут что-то не то.

И помните оговорку в п. 1 о том, что Советы директоров могут быть не везде.

4.3.1. Функциональное подчинение Совету директоров означает, что Совет директоров:

Фразы из интерпретации Стандарта 1110 «Организационная независимость».

4.3.1.1. одобряет Положение о ПВА;
4.3.1.2. одобряет риск-ориентированный план внутреннего аудита;
4.3.1.3. одобряет бюджет и ресурсный план внутреннего аудита;
4.3.1.4. получает информацию непосредственно от руководителя ПВА о ходе выполнения плана внутреннего аудита и другим вопросам;
4.3.1.5. принимает решение о назначении и снятии с должности руководителя ПВА;
4.3.1.6. одобряет вознаграждение руководителю ПВА;
4.3.1.7. получает информацию у менеджмента и руководителя ПВА с целью определить, существуют ли неприемлемые ограничения в объеме работ или ресурсах.

Можно где-нибудь, в т.ч. здесь, указать о том, что распределение премий в подразделении внутреннего аудита – дело внутреннего аудита, а не генерального директора. А то, сами понимаете, согласовывать премию проверяющих с проверяемыми – не есть гуд…

4.3.2. Административное подчинение генеральному директору означает, что генеральный директор:

На самом деле, административное подчинение правильнее назвать административным обеспечением. Речь идет о том, что генеральный директор, в целом, не только имеет право требовать от внутреннего аудита соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (при этом не наказывая самих внутренних аудиторов за опоздания), но и обязан обеспечить их всем необходимым для работы в соответствии с бюджетом ПВА.

4.3.2.1. издает на основании решений Совета директоров соответствующие документы, касающихся деятельности ПВА;

4.3.2.2. обеспечивает исполнение бюджета ПВА;

На самом деле этого достаточно. Но в некоторых случаях генеральный директор может оказаться мелким пакостником, и начать вопрошать: а есть ли у ПВА в бюджете строка на электроэнергию и принтеры, для того, чтобы работать? А раз нет, то не будет вам ничего: ни помещений, ни компьютеров, ни Windows. Поэтому в этих некоторых случаях целесообразно допрописывать все, что нужно для работы: помещения (с ограничением на вход только для сотрудников ПВА), компьютеры (а у внутренних аудиторов, скорее, должен быть ноутбук), программное обеспечение (в т.ч. специализированное – например, 1С и сметное), сейфы, оргтехника, телефон, телеграф, интернет, факсимильная связь и прочие телексы. Касается только места постоянного размещения ПВА, при проведение выездных проверок – к регламенту проведения проверок.

4.3.2.3. обеспечивает и контролирует исполнение прав ПВА.

Опять же, можно расшифровывать (см. следующий раздел): пропуска на объекты, допуск в информационные системы, контроль исполнения запросов внутреннего аудита, оформление приказов о командировках и т.п.

4.4. Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.

Это стандарт 1200 «Профессионализм и профессиональное отношение к работе».

Этот пункт можно исключить, а можно расшифровать. Например, написав, что «Профессионализм означает сопоставление затрат на проведение проверок в сравнении с потенциальными выгодами», что позволит отклонять идеи сплошных проверок счетов-фактур на наличие ручной подписи, если не нужно и не хочется этого делать. Или же указать в каком-то виде, что для проведения проверок предметной области компетенция аудитора вовсе не обязана превосходить компетенцию аудируемого. Но, по-хорошему, из всех стандартов 1200 для положения о подразделении внутреннего аудита нам важен стандарт 1230 «Непрерывное профессиональное развитие». Следующий пункт – именно про это.

4.5. Компания оплачивает сотрудникам ПВА профессиональное обучение и повышение квалификации в соответствии с утвержденным бюджетом ПВА, в т.ч.:

4.5.1. для подтверждения и продления имеющихся у сотрудников ПВА профессиональных аттестатов и лицензий, используемых ими при исполнении служебных обязанностей;

4.5.2. для повышения профессиональной квалификации и приобретения новых профессиональных навыков в случае необходимости таких навыков при исполнении ими служебных обязанностей.

Следующий стандарт качественных характеристик – 1300 «Программа обеспечения и повышения качества внутреннего аудита». Там написано многое, в т.ч. внутренние оценки. Логика документов на этом сайте – брать на себя повышенные обязательства не является необходимым, соответственно, пишем только то, что интересно (при этом стандарты не нарушаем – есть безусловный пункт 4.1). Из интересного (особенно на этапе разработки положения) – нужно зафиксировать проведение внешней оценки, что и делаем:

4.6. Для подтверждения качества внутреннего аудита не реже одного раза в пять лет проводится внешняя оценка. Внешняя оценка проводится квалифицированным и независимым оценщиком или группой оценщиков, не являющихся сотрудниками Компании.

Права.

Можно коротко. В этом случае мы берем только заголовки первого уровня. Можно подлиннее, тогда переписываем все имеющееся.

5.1. Запрашивать, получать и копировать всю необходимую для работы информацию в том виде, в котором ее используют сотрудники, непосредственно от сотрудников Компании, в т.ч., но не ограничиваясь:

Очень важный момент – «непосредственно от сотрудников». Если это не указать, то подразделение внутреннего аудита будет получать даже банальную информацию долго, трудозатратно, и, в итоге, может не получить.

5.1.1. материалы коллегиальных органов;

5.1.2. материалы для подготовки решений для единоличных и коллегиальных органов и обоснования к ним;

5.1.3. распорядительную документацию (приказы, распоряжения, указания, планы работ, регламенты и пр.);

5.1.4. внутреннюю и внешнюю переписку;

5.1.5. материалы для подготовки управленческих решений и отчетности (включая промежуточные расчетные файлы, журналы учета и пр.);

5.1.6. первичные документы бухгалтерского учета (в т.ч. договоры и дополнительные соглашения к ним, расчеты и пр.);

5.1.7. контрольные журналы (входа/выхода, вноса/выноса, въезда/выезда);

5.1.8. техническую документацию;

5.1.9. рабочую и исполнительную документацию, а также сметы;

5.1.10. документацию по используемым в работе информационным и технологическим системам, а также списки сотрудников с ролями/допусками для работы в этих системах;

5.1.11. информацию по результатам внешних и внутренних проверок.

5.2. Получать доступ ко всей информации в локально-вычислительных сетях, включая учетные системы (электронные файлы, электронные базы данных и другие информационным ресурсам) без права изменения (аудиторский доступ) и копировать ее.

5.3. Находиться на территории и входить в помещения Компании, в т.ч. в технологические помещения, помещения, используемые для хранения документов (архивы), для обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях (серверные) в любое время суток с соблюдением внутренних нормативных документов, определяющих порядок доступа в данные помещения.

5.4. Проводить процедуры фактического контроля, в т.ч., но не ограничиваясь:

5.4.1. инвентаризацию всех видов активов и обязательств Компании;

5.4.2. беспрепятственную фото- и видеосъемку;

5.4.3. обследование помещений, мест хранения, рабочих мест сотрудников и пр.;

5.4.4. контрольные обмеры, замеры, взвешивание и пр.;

5.4.5. пробный запуск машин и механизмов, отдельных систем и пр.;

5.4.6. лабораторные анализы.

5.5. Получать от всех сотрудников Компании напрямую устные и письменные пояснения.

Тоже очень важный момент: в некоторых случаях целесообразно запросить письменные пояснения, обязанность предоставить эти пояснения (естественно, знаток ТК РФ может отказаться) и зафиксирована в положении о подразделении внутреннего аудита.

5.6. Привлекать при осуществлении внутренних аудиторских проверок сотрудников других подразделений Компании по согласованию с их непосредственным руководителем.

5.7. Участвовать в пределах своих компетенций в работе совещаний, заседаний и рабочих групп.

5.8. Участвовать в работе закупочных и инвентаризационных комиссий, временных и постоянных органов управления Компании (комитеты, комиссии и др.);

5.9. В случаях производственной необходимости осуществлять запись проводимого интервью и встреч на диктофон с предупреждением интервьюируемого об осуществлении записи разговора.

5.10. По решению руководителя ПВА в случае обнаружения признаков финансовых злоупотреблений, подделки и подлога документов изымать первичную документацию с составлением акта изъятия и передавать изъятую документацию на хранение в Службу безопасности.

5.11. Передавать в Службу безопасности материалы для проведения дополнительных расследований.

5.12. Привлекать к проведению внутренних аудиторских проверок и оказанию консультационных услуг внешние юридические и физические лица в рамках утвержденного бюджета ПВА.

Дополнительно можно ограничить:

1. Получение инфо от Службы безопасности и первого отдела. Традиционно (формально или неформально) между подразделением внутреннего аудита и службой безопасности имеется «пакт детей лейтенанта Шмидта», соответственно, можно закрепить данный пакт путем ограничения на получения всей инфо от СБ.

2. В случае наличия государственной тайны – дополнительно ввести ограничения на получения данной инфо.

3. В некоторых случаях чувствительны знания о заработной плате (особенно топ-менеджеров), знать ее даже руководителю подразделения внутреннего аудита не нужно.

Заключительный момент – в соответствии с данным положением любой младший аудитор в регионе имеет право запросить у генерального директора управляющей компании объяснительную по поводу его знаний об учете канцелярских товаров в соседнем регионе. Понятное дело, что перегиб, причем эффект этого перегиба сравним с «shit hits the fan». Если служба большая, для исключения таких ситуаций можно ввести ограничение, что информация запрашивается через определенный уровень должностей (типа начальник отдела) либо же с официального почтового ящика подразделения внутреннего аудита.

И еще: эксперт включает в качестве приложения к положению о подразделении внутреннего аудита кодекс этики. Возможно, полезно, на усмотрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *