Полномочия уполномоченного органа в сфере закупок

  • автор:

Вправе ли уполномоченные органы при подготовке аукционной документации закупки (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») осуществлять изменения описания объекта закупки, проекта контракта, которые были сформированы заказчиком?

30 мая 2019

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в целях централизации закупок могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.
Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Как видим, ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на передачу полномочий по определению условий контрактов уполномоченным органам. Требования к объекту закупки определяются заказчиком самостоятельно, исходя из собственных потребностей. Аналогичной позиции придерживаются суды при рассмотрении споров по вопросу привлечения к ответственности уполномоченных органов (учреждений) за включение в извещение или документацию о закупке условий, не соответствующих требованиям Закона N 44-ФЗ*(1).
Вместе с тем имеется и противоположная практика. Так, с учетом требований нормативных актов, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных органов (учреждений) и заказчиков при осуществлении закупок, предписывающих таким органам (учреждениям) контролировать и при необходимости изменять содержание извещения (документации о закупке), суды приходят к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности за несоответствие извещения (документации о закупке) требованиям действующего законодательства не только заказчика, но и уполномоченного органа (учреждения)*(2).
Поэтому, несмотря на наличие вышеупомянутого запрета, в случае возникновения споров по вопросу о правомерности внесения уполномоченным органом изменений в извещение (документацию о закупке) в части описания объекта закупки и условий контракта, в целях устранения противоречий требованиям действующего законодательства, окончательное решение по данному вопросу может принять только суд, учитывая требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных органов (учреждений) и заказчиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь специализированную организацию на основе контракта для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) путем проведения конкурса или аукциона. Обращаем внимание, что речь идет о передаче заказчиком функций по проведению именно конкурсов и аукционов, передача функций по проведению иных конкурентных способов — запросов котировок, запросов предложений законом не предусмотрена.

По определению, данному в п. 11 ст. 3 Закона N 44-ФЗ специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, заказчик может передать отдельные функции по определению контрагента только юридическому лицу, заключение аналогичного контракта с физическим лицом недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2146).

В то же время, поскольку каких-либо особых требований к осуществлению функций специализированной организации законом не установлено, фактически такие функции может осуществлять любое юридическое лицо, в том числе и иной государственный или муниципальный заказчик. Последнюю ситуацию следует отличать от централизованных закупок, когда уполномоченному органу или уполномоченному учреждению на основании нормативного правового акта передаются функции по проведению закупок, определенные таким актом, от и совместных торгов, когда все функции по проведению конкретной закупки передаются по соглашению между заказчиками одному из них (подробнее об этих ситуациях смотрите в отдельных материалах).

Следует иметь в виду, что по смыслу ч.ч. 1, 4 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специализированной организации могут быть переданы только «технические» функции, связанные именно с обеспечением проведения определения контрагента. Часть 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специально указывает, что создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком. Подробнее вопрос о функциях, которые могут быть переданы заказчиком специализированной организации, рассмотрены, в отдельном материале.

Специализированная организация осуществляет переданные ей заказчиком функции от имени заказчика, при этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика (ч. 3 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

Выбор специализированной организации согласно ч. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ осуществляется заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация выступает в качестве специализированной, осуществляя соответствующие функции (ч. 5 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). Каких-либо иных особенностей закупки при отборе именно специализированных организаций Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением контрагента, при осуществлении ею функций, связанных с обеспечением проведения определения контрагента от имени заказчика (ч. 4 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). То есть физические лица и юридические лица, которым нанесен ущерб действиями специализированной организации, вправе требовать возмещения этого ущерба от специализированной организации заказчика одновременно, либо от любого из них на равных основаниях (ст.ст. 322, 323 ГК РФ).

Компания «Бартон» с первых лет существования электронных тендеров оказывает услуги специализированной организации и эксперта, экспертной организации.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусматривает возможность привлечения к осуществлению закупок лиц, обладающих специальными навыками и знаниями как в области организации закупок (специализированные организации), так и в области объекта закупки (эксперты, экспертные организации).

1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Заказчик вправе для выполнения отдельных функций при определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — исполнитель) путём проведения конкурса или аукциона привлечь на основе контракта ООО «Бартон» в качестве специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Он может привлечь нашу организацию для осуществления как одной закупки, так и нескольких или всех закупок.

Для привлечения специализированной организации заказчику необходимо:

— определить перечень функций, для выполнения которых она привлекается (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ);

— выбрать организацию на основании требований Закона № 44-ФЗ, т.е. провести закупку соответствующих услуг (ч. 2 ст. 40 Закона № 44-ФЗ);

— заключить со специализированной организацией контракт (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Срок: заключить контракт со специализированной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от двух недель до трех месяцев.

1.1. Функции специализированной организации

Специализированной организации заказчик может передать следующие функции (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ):

1) разработка конкурсной документации, документации об аукционе;

2) размещение на официальном сайте, в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о проведении конкурса, электронного аукциона;

3) направление приглашений принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;

4) иные функции, связанные с обеспечением проведения конкурсов и аукционов.

Указанные функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика. При этом права и обязанности возникают у последнего.

Закон № 44-ФЗ определяет ряд функций заказчика, которые не могут быть переданы специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). К ним относятся:

1) создание комиссии по осуществлению закупок;

2) определение начальной (максимальной) цены контракта;

3) определение предмета и существенных условий контракта;

4) утверждение проекта контракта;

5) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе;

6) подписание проекта контракта.

1.2. Выбор специализированной организации

Заказчик выбирает специализированную организацию в соответствии с порядком, установленным Законом № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Для осуществления закупки услуг специализированной организации заказчику необходимо:

1) выбрать способ определения исполнителя — специализированной организации.

При этом заказчик должен руководствоваться ограничениями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

2) провести процедуру определения исполнителя — специализированной организации.

1.3. Контракт со специализированной организацией

См. ниже образец проекта контракта на оказание услуг специализированной организации.

Заказчик привлекает специализированную организацию к определению поставщика на основании контракта (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Он заключается по результатам определения исполнителя, которое осуществлено в соответствии с общим порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Форма: произвольная.

Если контракт со специализированной организацией заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, то его форма должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Если контракт со специализированной организацией заключается как с единственным исполнителем на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то по усмотрению заказчика он может быть заключен в устной форме (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Обязательно указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

2) функции и полномочия, которые заказчик передает специализированной организации.

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта (ч. 4 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). С учетом этого контракт со специализированной организацией должен содержать сведения о конкретных функциях и полномочиях, осуществление которых заказчик передает нашей организации;

3) информацию о закупках, для проведения которых привлекается специализированная организация.

В целях разграничения функций и зон ответственности заказчика и специализированной организации в контракте необходимо указать закупки, для осуществления которых привлекается наша организация. Если она привлекается не для конкретной закупки, а для осуществления закупок определенного вида или в течение определенного периода, в контракт целесообразно включить условия о порядке привлечения организации к осуществлению каждой из закупок (например, по заявке заказчика, после получения уведомления и т.д.);

4) ответственность специализированной организации.

Как правило, при осуществлении закупки специализированная организация подготавливает конкурсную (аукционную) документацию и размещает необходимую информацию в ЕИС (на официальном сайте). Нарушения положений Закона № 44-ФЗ, которые организация может допустить при осуществлении указанных действий, могут повлечь для заказчика негативные последствия (привлечение к административной ответственности, аннулирование закупки). В целях их предотвращения необходимо предусмотреть в контракте жесткие меры материальной ответственности специализированной организации за допущенные в ходе оказания услуг нарушения.

Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ЭКСПЕРТА,

ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Требования к экспертам, экспертным организациям

2.2. Выбор эксперта, экспертной организации

2.3. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика на основании п. п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы, однако в настоящее время они не установлены (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у участников финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

4) приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (ч. 3, 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

2) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

Продолжение списка:

3) закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

4) закупка услуг, срочность исполнения которых вызвана чрезвычайными и иными происшествиями (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

5) поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

6) закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

7) заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

8) закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

9) закупка изданий определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права на использование таких изданий (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

10) закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

11) закупка услуг по техническому и авторскому надзору (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

12) закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

13) закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

15) закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Срок: заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от двух недель до трех месяцев.

2.1. Требования к экспертам, экспертным организациям

Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Выбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

2.3. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Законе № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном названным Законом.

Форма: произвольная.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путём проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Если закупка осуществляется на сумму не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть заключен в устной форме (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Обязательно указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом, отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проект контракта на оказание услуг специализированной организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *