Полномочия должностных лиц по составлению протоколов

  • автор:

Производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок

Из всех видов административных правонарушений, совершаемых физическими лицами, самыми распространенными являются правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Многие совершают их ненамеренно, просто не зная, что нарушают закон.

Существует ряд признаков административного правонарушения, с которыми граждане незнакомы. Да и сама процедура привлечения к административной ответственности требует разъяснения.

Закон определяет административное правонарушение как противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Самыми распространенными в категории правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, являются следующие.

1. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), то есть нарушение общественного порядка, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставание к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Что бы разобраться в значении вышесказанного рассмотрим по отдельности признаки, выделяемые в данном правонарушении:

— Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желаем виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительно отношение к ним. Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте.

— Нецензурная брань.

— Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в порче одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др.

2. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Особое внимание необходимо обратить на то, что факт распития алкогольной продукции начинается с момента открытия бутылки, и то обстоятельство, сделали вы глоток или нет, не будет иметь никакого значения.

Общественное место — понятие обширное, включающее в себя детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории; организации культуры; все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочные пункты его движения (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции; оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности; объекты военного назначения и прилегающие к ним территории; нестационарные торговые объекты; дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

3. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Состояние опьянения включает в себя алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение.

Под состоянием, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, понимается неопрятный внешний вид, отсутствие координации, помеха для передвижения других граждан и т.п.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения осуществляется доставление лица в служебное помещение органа, сотрудниками которого указанное правонарушение было выявлено.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

К правонарушителю может быть применена такая мера как административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указывается:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о задержанном лице;

— время, место и мотивы задержания.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указывается:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— статья КоАП РФ или Закона субъекта РФ (в Ярославской области – Закон от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях»), предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

— объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При составлении протокола должны быть соблюдены следующие условия:

1) сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину его права и обязанности, предоставить возможность ознакомиться с протоколом;

2) гражданин вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прикладываются;

3) гражданину в обязательном порядке вручается копия протокола об административном правонарушении и по его просьбе — копии протоколов о доставлении и задержании;

4) если административное правонарушение совершено в отдаленном от места жительства гражданина районе города или другом населенном пункте, им может быть подано ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства.

В течение трех суток после составления протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок – со дня получения его судьей.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по деду об административном правонарушении.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 28.6 «Назначение административного наказания без составления протокола» КоАП РФ
(ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»)Суд, удовлетворяя требование общества о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии в муниципальном образовании о привлечении к административной ответственности, разъяснил, что административной комиссией не представлены доказательства фиксации совершенного правонарушения с применением средств фотосъемки, киносъемки, видеозаписи с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, как это предусмотрено положениями пункта 3 статьи 28.6 КоАП РФ, а фиксация рассматриваемого нарушения произведена административным органом посредством фотоаппарата Sony CyberShot DSC-H3, SKD 1547338, то есть не в автоматическом режиме, что по смыслу части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 исключало возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в особом порядке, таким образом, привлечение общества к административной ответственности осуществлено без соблюдения установленного законом порядка привлечения к такой ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *