Подтверждение страны происхождения товара 44 ФЗ

  • автор:

Нацрежим — нормативно закрепленная система правил для поддержки отечественных поставщиков ТРУ и поставщиков стран ЕАЭС. Национальный режим в закупках выражается в запретах, ограничениях и условиях допуска.

Главное преимущество нацрежима в том, что он позволяет не зависеть от зарубежных поставок и развивать собственную экономику. На этом фоне очевидно, что одним из главных критериев, необходимых при рассмотрении и оценке заявок, становится страна происхождения товара. Другими словами, больше шансов получить контракт у тех, кто производит, предлагает и закупает российскую продукцию или продукцию стран ЕАЭС.

В 2020 году указывать страну происхождения товара необходимо при совершении любой закупки товара (работ/услуг с одновременной поставкой товара): в извещении, документации, контракте, реестре контракта, приемочных документах, товарной накладной и прочих информационных документах это указание обязательно должно быть. Информацию о наличии страны происхождения товара на всех этапах закупки контролирует Казначейство РФ.

Содержание

Главные особенности нацрежима в закупках по 44-ФЗ в вопросах и ответах

  1. На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?
  2. Какие товары не попадают под нацрежим?
  3. Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?
  4. Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?
  5. Как работает правило «третий лишний»?
  6. В каких случаях запреты не действуют?
  7. Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?
  8. Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?
  9. Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?
  10. Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара.
  11. Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях?
  12. Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?
  13. В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?

Общий подход к требованиям национального режима содержит ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ. Правительство РФ оставляет за собой право принимать решения, связанные с ограничением и запретом на допуск товаров иностранного производства, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.

Какие товары не попадают под нацрежим?

Список товаров, происходящих из иностранных государств, на закупку которых установлен запрет в условиях национального режима указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Данный нормативный акт содержит 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Топ списка остался прежним: нацрежим не распространяется на закупку товаров машиностроения, легкой промышленности, программного обеспечения, товаров для нужд обороны и безопасности, станкоинструментальной промышленности, систем хранения данных.

Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?

Условие допуска иностранных товаров, работ и услуг содержит Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Ограничения на поставку иностранных товаров действуют для отдельных позиций, среди которых медицинские изделия, лекарства, продукты, радиоэлектроника. В конце апреля появился новый нормативный документ — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Он содержит около 200 новых позиций, которые попали под ограничения.

Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?

Запреты носят абсолютный характер: есть товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств по общему правилу приобретать нельзя. Список таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий. Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив тем самым их шансы победить.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Как работает правило «третий лишний»?

Согласно правилу «третий лишний» разрешается приобретать товары иностранного производства только в том случае, когда предложения на закупку прислали менее двух российских поставщиков. Причем это должны быть предложения от разных российских производителей или их представителей.

В каких случаях запреты не действуют?

Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:

  • Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
  • Стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость единиц товара не превышает 1 млн руб.
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные части к иностранным товарам, оборудованию, которое уже использует заказчик: в соответствии с технической документацией он имеет право приобретать оригинальные комплектующие у производителя или того, кто способен их поставить.

Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?

Указание на такую закупку должно содержаться в документации заказчика: вся информация о национальном режиме прописывается в извещении о закупке, в документации, а также сам заказчик должен описать, как работают правила нацрежима. Участники же, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и сведения, указанные в нормативных актах, подтверждающие страну происхождения товара. Это указание служит доказательством для заказчика, что товар соответствует всем заявленным требованиям по нацрежиму.

В условиях пандемии вступил в силу принцип срочной закупки у единственного поставщика. На основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе приобрести товар любого происхождения, если это необходимо для ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключение — запреты по национальному режиму: даже в этом случае их необходимо соблюдать!

Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее, еще в документации, должен указать ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат происхождения СТ-1;
  • копия специального инвестиционного контракта.

Другими словами, вид документа может варьироваться в зависимости от вида товара. Это регулируется документами правительства.

Применение Нацрежима Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ Программа курса

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

При подаче заявки, как правило, факт того, что товар отечественного производства, лишь декларируется. Далее, в зависимости от требований нормативных актов по национальному режиму, если закупка попадает под соответствующие постановления, может потребоваться:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый ТПП; или
  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей; или
  • информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

В настоящее время существует обязанность указывать страну происхождения товара в первой части заявки. При этом документы, подтверждающие информацию о стране происхождения, не требуются. По сути, нововведения не требуют иметь в наличии товар, но маневр в выборе поставляемого товара теперь ограничен.

Рассмотрим возможность замены страны происхождения товара на стадии исполнения контракта.

По мнению ФАС России, Законом № 44-ФЗ установлены однозначные запреты на изменение страны происхождения поставляемого товара в определенных случаях:

  • если участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
  • если применен нацрежим;
  • если указание страны происхождения повлияло на присвоение баллов при определении победителя;
  • если технические и функциональные характеристики предлагаемого товара другой страны происхождения хуже, чем характеристики, указанные в контракте.

Исходя из этого, заменить страну происхождения товара в иных случаях можно при исполнении контракта в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако стоит учесть вероятность, что заказчик откажется вносить изменения в контракт или принимать товар с иной страной происхождения товара, что приведет к риску расторжения контракта и РНП.

Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях:

  1. российский на иностранный. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  2. иностранный на российский. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  3. иностранный на российский, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар иностранный;
  4. иностранный на российский, и наоборот (если заявка была единственная);
  5. российский на иностранный, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар российский. Вторая заявка — весь товар российский, но другого производителя. Третья заявка — весь товар иностранный?

Есть ли на этот счет какие-либо разъяснения официальных органов?

Постановление № 102 регулирует закупки:

  • отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1,
  • медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2.

Указанным Постановлением предусмотрено следующее:

  • п. 3.1: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
  • п. 3.2: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

Применение Нацрежима Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 223-ФЗ Программа курса

Таким образом, в случае если были применены ограничения, предусмотренные Постановлением № 102, замена российского (ЕАЭС) товара на иностранный запрещена, равно как и замена производителя. В ситуации, описанной в вопросе №4, в случае если закупка была признана несостоявшейся в силу единственной заявки, указанные ограничения не действуют.

Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?

Заказчику необходимо придерживаться следующего списка действий:

  • определить объект закупки и проверить его в перечне ПП №878;
  • если товар включен в реестр, то в закупочной документации установить ограничение на приобретение иностранной продукции;
  • если товара в реестре нет, составить обоснование невозможности соблюдения ограничения и подать заявку на приобретение иностранного товара — опубликовать обоснование в ЕИС вместе с извещением о закупках.

В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

Рассмотрим на примере. Подана заявка на закупку с условиями допуска товаров иностранного происхождения и еще две заявки с товарами из стран ЕАЭС, соответствующие требованиям: то есть заявки с разными товарами от разных производителей. В этом случае заказчик должен использовать правило «третий лишний» и отклонить заявку. Например, первая заявка содержит по большей части товар производства РФ, но 40% позиций из Китая. Вторая заявка содержит товары только российского производства. Третья заявка предлагает товары РФ и Беларуси. Ознакомившись с тремя заявками, заказчик отклоняет первую, так как в его распоряжении есть еще две с товарами, которые полностью соответствуют условиям национального режима.

Специалисты министерства в своем письме, в частности, отметили, что при осуществлении закупок, предполагающих выполнение работ, оказание услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия участника, должна содержать наименование страны происхождения, конкретные показатели и указание на товарный знак (при наличии) товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (письмо Минфина России от 17 февраля 2020 г. № 24-05-07/10764).

При этом в отношении товаров, поставка которых при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг не осуществляется, наименование страны происхождения, конкретные показатели и товарный знак в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указываются.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Напомним, что в силу ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  • согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
  • наименование страны происхождения товара;
  • Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

  • конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии). Такая информация включается в заявку при отсутствии в документации указания на товарный знак или в случае, если участник предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации).

Кроме этого, если при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документация об аукционе содержит проектную документацию, заявка должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (ч. 3.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *