Подсистема адаптации

  • автор:

Привлечение психологии труда к решению практических задач вызвано, в частности, тем, что разные люди с разной степенью успешности овладевают профессией, с разной успешностью справляются со своими профессиональными задачами. Развитие профессиографии способствовало лучшему пониманию объективных и субъективных причин этих явлений.

Анализ содержания профессиональной деятельности и «симметричных» ей профессионально важных качеств субъекта и принятие решения о целесообразности его использования на данном рабочем месте отнюдь не является дискриминацией человека. Как отмечал К. М. Гуревич, «любой человек способен овладеть любой профессией. Все дело в том, сколько на это потребуется сил и времени» Таким образом, вопрос овладения профессией имеет свою абсолютную (материально-финансовую) и относительную (личностно-смысловую) цену. Как долго будет продолжаться профессиональное обучение, пока у субъекта не сформируются необходимые качества для успешного, высокоэффективного и надежного (безаварийного) выполнения требований трудовой деятельности? Время пребывания человека в стадии ученичества имеет объективную стоимость — материальную (затраты на обучение, амортизация и «простой» оборудования и техники, их неполная занятость и др.) и субъективную (самооценка человеком своей личностной и профессиональной состоятельности, «идентичности» и пр.).

Очевидно, что в интересах отдельного человека, организации и государства необходимо оптимально распределять людей по рабочим местам в пространстве профессии. Успешное решение задач профессионального самоопределения — первоначального и в продолжение всей профессиональной карьеры позволяет максимально использовать природные склонности людей к определенному типу профессий, их профессиональный и личностный потенциал — в пространстве жизнедеятельности личности, а также как «человеческие ресурсы» организации и государства.

В отечественной психологии «классической» считается позиция К. М. Гуревича, выделившего два типа профессиональной пригодности — абсолютную и относительную В профессиях первого типа (связанных с высокой ответственностью за принимаемые решения, стрессовыми ситуациями и т. п.) успешно проявляют себя лишь лица без специфических психофизиологических ограничений (к которым относятся, например, слабость и инертность нервных процессов, эмоциональная неустойчивость, слабое распределение и переключение внимания и др.). К профессиям этого типа относятся деятельность летчика, оператора АЭС и т. п. В профессиях второго типа успеха -могут добиться люди с разными природными задатками благодаря эффективному обучению, адаптации к требованиям и условиям рабочего места, развитию и взаимной компенсации психических функций.

Основными путями адаптации как активного приспособления человека к требованиям трудовой деятельности специалисты считают обучение и воспитание, привыкание, отбор и формирование индивидуального стиля деятельности В. А. Бодров в процессе формирования профессиональной пригодности выделяет ряд этапов:

♦ трудовое воспитание и обучение;

♦ профессиональная ориентация;

♦ профессиональный отбор;

♦ профессиональная подготовка;

♦ профессиональная адаптация;

♦ профессиональная деятельность;

♦ профессиональная аттестация;

♦ профессиональная реабилитация

Профессиональное обучение и воспитание являются неотъемлемыми условиями овладения тем или иным видом деятельности. Если деятельность достаточно сложная, то необходим особый этап приспособления субъекта к ее специфическим требованиям.

Однако не всегда полученных знаний и опыта достаточно для надежного выполнения работником требований деятельности в любых условиях, в том числе сложных и экстремальных. В этом случае решающую роль может играть не опыт, не стаж работы, а наличие или отсутствие определенных психологических качеств. Чаще всего таковыми выступают эмоциональная устойчивость, объем и переклю-чаемость внимания и т. п., т. е. качества, обеспечивающие стабильность и надежность деятельности субъекта при резких изменениях факторов внешней и внутренней среды. Профессиональный отбор претендентов, наиболее пригодных для данной работы, обычно используется там, где есть избыток кандидатов или же существуют высокие требования к определенным психологическим особенностям человека (способность противостоять действию стрессогенных факторов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.)

Страницы: 1 2

Чувство
Чувство— эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Чувствами называют процессы внутренней регуляции де …

Приложения
Приложение 1 Опросник Айзенка 1. Процедура проведения. 1.1 Описание процедуры проведения Тест проводился с 18.30-18.44, 13 октября 2005 года, в комфортных условиях (благоприятное освещение, соответствующий температурный режим), без шумоизоляции. 1.2 Способ проведения Способ проведения индивидуальный с использованием сборника психо …

Переключающая функция эмоций
Эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремиться максимизировать …

3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций

Если общество представляет собой систему, то основные функции, обеспечивающие его сохранение и развитие, должны выполняться отдельными частями системы. Специализированные на выполнении определенных задач, они могут быть названы подсистемами. Каждая из подсистем сравнительно независима от других, ее деятельность имеет смысл лишь при наличии целого, т. е. общества как системы.

Начнем с рассмотрения той подсистемы, которая обеспечивает выполнение функции приспособления общества к внешней среде. Любое человеческое сообщество состоит из индивидов, которые, чтобы физически существовать, нуждаются как минимум в пище. Чем суровее условия существования (например, чем холоднее климат), тем больше человеку необходимо средств защиты от среды. Это одежда, жилище, источники энергии, позволяющие обогревать жилище, орудия добычи питания и обработки земли. Даже этот примитивный набор условий человеческого выживания достаточен, чтобы определить, что функцию адаптации обеспечивает подсистема экономики. Разумеется, современная экономика вышла далеко за пределы минимальных условий поддержания жизни общества. Но, какие бы сложные формы она ни принимала, всегда и везде она обеспечивает человеческому обществу возможность выживать в окружающей среде.

Обращаясь к следующей подсистеме, отметим, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут действовать по-разному. В зависимости от понимания ситуации или в зависимости от тех выгод, которые они надеются сохранить или получить. Даже в самых небольших и примитивных по уровню развития человеческих обществах довольно часты разногласия по поводу того, что и как всем членам общества нужно делать. Если общество примитивно и невелико, то, как правило, находится вождь, который в любой ситуации ставит перед остальными цели, ради достижения которых все должны действовать. Но в обществах крупных, сложноорганизованных и высокоразвитых появление такого вождя практически невозможно. Один человек в таких обществах не вправе решать все за всех. А если такое происходит, то общество неминуемо приходит к катастрофе, как показывают примеры фашистской Италии в 1921 — 1943 гг. и нацистской Германии в 1933—1945 гг.

В современных обществах решение о том, какие цели выдвигать и как действовать ради их достижения, принимается с участием всех членов общества, обладающих гражданскими правами. Формы этого участия могут быть разными, итог всегда один — определенные группы людей, называемые парламентом и правительством, получают законное право (власть) формулировать общественно значимые цели и выбирать определенные способы их достижения. Все действия, которые люди совершают в процессе наделения таким правом той или иной группы, можно обобщить одним словом — «политика». А подсистему, отвечающую за целеполагание и целедостижение, мы назовем подсистемой политики.

Деятельность людей в подсистемах экономики и политики, как и в обществе в целом, может быть продуктивной только при условии, что все знают одни и те же нормы и все подчиняются им (институционализированным, даже в традиционных обществах, не имевших письменности). А также если все знают, кто и каким образом обеспечивает всеобщее соблюдение таких норм. Без выполнения этих условий людей, составляющих общество, невозможно будет объединить для выполнения функций адаптации и целедостижения. Ведь эти функции (как и вообще совместная жизнь людей) требуют четкого различения прав каждого участника того или иного вида деятельности, согласия одних подчиняться распоряжениям других, ответственности тех, кто принимает решения, перед всеми остальными. Без такого различения прав и обязанностей общество не сможет достичь единства в деятельности его членов. Следовательно, необходима подсистема права, содержащая в себе совокупность общеобязательных норм и правоприменительных институтов (прокуратура, суды). Эта подсистема и отвечает за функцию интеграции.

И наконец, последняя по очереди рассмотрения, но не по значимости подсистема. Она должна обеспечивать обществу функцию сохранения его в устойчивом виде, отличающем от всех других обществ. Иначе говоря — функцию сохранения образца. Какие институты в обществе могут взять на себя такую функцию? И что они должны делать? В самом общем виде ответ нам известен: они должны обеспечить новым поколениям возможность вхождения в мир старших поколений. Чтобы это происходило, каждое новое поколение должно воспринять ценности, нормы и систему ролей, уже освоенных старшим поколением. Ни в одном обществе не существует специальных учебников, содержащих описание всего этого. Но в любом стабильном обществе существуют такие институты, как семья, школа (включая и систему дошкольного воспитания), религиозные организации (церкви). С их помощью каждое новое поколение формирует себя в качестве членов именно этого общества, принимая и продолжая в будущем все его неповторимое своеобразие. За сохранение и трансляцию в будущее общества как собственного образца и отвечает подсистема социализации.

Поскольку все рассмотренные функции являются базисными для любого общества, то и обеспечивающие их выполнение подсистемы в равной степени важны. Ни одна не может быть подчинена другой, и лишь все вместе они образуют общество как эффективно действующую и развивающуюся систему.

Функцию адаптации общества выполняет подсистема экономики. Функцию целеполагания — подсистема политики. Функцию интеграции — подсистема права. Функцию сохранения образца — подсистема социализации.

Однако само общество внутри себя имеет разные механизмы действия, которые обязательно должны быть подчинены друг другу. Самым первым и самым очевидным механизмом действия выступает человек как простое физическое существо. Именно деятельность каждого из нас как физического существа обеспечивает обществу контакт с природой и преобразование природной среды в то, что принято называть второй природой или культурой.

Однако человек как анатомо-физическое существо — это всего лишь поведенческий организм. И он продуктивно действует лишь под контролем нашего сознания и воли. То есть над простейшим механизмом первичного действия нужно поставить наш сознательно-волевой комплекс и рассматривать человека как личностную систему.

Далее, мы уже видели, что отдельный человек в обществе появляется как результат процесса социализации. И на него постоянно воздействуют три остальные общественные подсистемы. Это значит, что каждый из нас, будучи неповторимой личностью, вместе с тем оказывается результатом воздействия всего общества в целом. Так что можно сказать, что общество контролирует наш сознательно-волевой комплекс.

А что способно контролировать само общество?

Рис.58. Зависимость жизнедеятельности организма от интенсивности стрессора:
1 – энергозатраты; 2 – оптимальность жизнедеятельности.
Цена адаптации
Любые негативные последствия адаптации составляют «структурную цену адаптации». Это предпатологические или патологические изменения в организме, обусловленные его затратами для повышения устойчивости к действию стресс-фактора. Само явление цены адаптации определяется тем, что в процессе приспособления ресурсы организма затрачиваются целенаправленно на синтез нуклеиновых кислот и белков и формирование системного структурного следа, в то время как параллельно протекает процесс распада белка и разрушения структур и тем самым происходит истощение энергетических и пластических запасов организма.
На стадии срочной адаптации независимо от стрессора в организме происходит резкое увеличение траты гормонов и нейромедиаторов стресса, что выражается отрицательным азотистым балансом, уменьшением массы тела, деструкцией митохондрий, лабилизацией лизосом, очаговыми микронекрозами в органах адаптивной функциональной системы. Эта совокупность сдвигов не ограничивается простым расходом энергии, а сопровождается разрушением и последующей реконструкцией структур, что составляет суть самого понятия «цена адаптации» и вместе с этим главную предпосылку превращения адаптации в болезнь. На этапе срочной адаптации это превращении становится особенно вероятным при имеющейся неполноценности какого-либо звена системы, ответственной за адаптацию. Например, при действии гипоксии на нетренированный организм возникнет горная болезнь, при чрезмерной физической нагрузке нетренированного организма может возникнуть острая недостаточность сердца и т.п.
При переходе срочной адаптации в долговременную дополнительное увеличение мощности доминирующей системы адаптации (синтез дополнительных популяций молекул РНК, белка; гипертрофия или гиперплазия клеток соответствующих органов и т.д.) выражает собой определённую структурную цену адаптации. При этом уменьшается выраженность стресс-реакции и организм успешно приспосабливается к данным условиям. Однако, если стресс-фактор чрезвычайно силён, то приспособительная реакция оказывается неосуществимой: функциональная система, ответственная за эту адаптацию, не формируется, а системный структурный след отсутствует. В этой ситуации стресс-реакция превращается из звена адаптации в звено патогенеза стрессорных заболеваний (язвенная болезнь, артериальная гипертензия, иммунодефициты, аритмии сердца и т.д.). Эти заболевания также представляют собой выражение структурной цены адаптации.
На стадии сформировавшейся долговременной адаптации, когда имеется системный структурный след в доминантной адаптивной функциональной системе организма и отсутствует стресс-реакция, снижается функция и структурный резерв других систем, подавленных доминантой. Такое доминирование одних и «разоружение» других систем организма составляет основу успешной узко специализированной адаптации к определённому фактору и вместе с тем становится предпосылкой болезней одностороннего развития, которые представляют собой выражение структурной цены адаптации.
Истощение организма при чрезмерно напряжённой адаптации приводит к тому, что большая нагрузка на доминирующие системы сопровождается чрезмерной гипертрофией клеток этой системы, а затем угнетением синтеза РНК и белка, нарушением обновления структур, их изнашиванием с развитием органного и системного склероза, что является структурной ценой данной адаптации.
Прямые и перекрёстные эффекты адаптации
В процессе адаптации к определённому фактору среды возникают прямые и перекрёстные эффекты.
Прямой эффект адаптации связан с развитием адаптивных изменений в определённой доминирующей системе, ответственной за адаптацию к конкретному фактору внешней среды. Например, при действии на организм гипоксии возникает выраженная мобилизация внешнего дыхания и функции сердца. По мере развития адаптации происходит увеличение дыхательной поверхности лёгких, количество крови в лёгочных капиллярах, кислородной ёмкости крови и т.п. Эти сдвиги приводят к тому, что необходимое количество кислорода поступает в кровь и доставляется к тканям в условиях к гипоксии при незначительном увеличении внешнего дыхания и сократительной функции сердца.
Перекрёстный эффект адаптации связан с формированием системного структурного следа, который, как правило, содержит «избыточные» компоненты. Эти компоненты влияют на резистентность организма не только к тому фактору, к которому шла адаптация, но и к другим. Если при этом резистентность к другим факторам возрастает, то речь идёт о положительной перекрёстной адаптации, а если резистентность снижается, то мы имеем дело с отрицательной перекрёстной адаптацией.
Так, например, при адаптации к физической нагрузке, или гипобарической гипоксии помимо повышения эффективности транспорта кислорода наблюдается увеличение мощности регуляторной системы опиоидных пептидов, что повышает устойчивость организма к стрессорным нагрузкам. Одновременно развивается частичная атрофия супраоптического ядра гипоталамуса, где образуется антидиуретический гормон, и клубочковой зоны коры надпочечников, где образуется альдостерон. Это приводит к облегчению выделения из организма воды и соли, а поэтому возрастает устойчивость к факторам артериальной гипертензии. Адаптация к теплу повышает устойчивость к гипоксии и мышечной работе. Дегидратация организма повышает устойчивость к гипоксии. Всё это – примеры положительной перекрёстной адаптации, которая составляет основу адаптационной профилактики различных заболеваний. Примерами отрицательной перекрёстной адаптации являются снижение устойчивости к гипоксии, мышечной нагрузке, теплу и химическим факторам при адаптации к холоду; снижение устойчивости к холоду и снижение резистентности к инфекционным заболеваниям при адаптации к чрезмерной мышечной нагрузке и гипоксии и т.д. Таким образом, отрицательная перекрёстная адаптация является выражением цены адаптации и тем самым указывает на важное значение выбора режима и дозирования факторов среды для их использования в адаптационной медицине.
Адаптация к гипоксической гипоксии
Адаптация к гипоксической гипоксии – это физиологический процесс приспособления организма человека к существованию в условиях пониженного парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Адаптация организма к недостатку кислорода на начальном этапе проходит существенно иначе, чем адаптация к другим факторам среды. Отличие состоит в том, что гипоксия первично не действует на экстерорецепторы, и незаметно вторгается во внутреннюю среду, приводя к гипоксемии и нарушая гомеостаз. Под влиянием гипоксемии возникает увеличение функции систем, специфически ответственных за транспорт кислорода из окружающей среды в организм и его распределение внутри организма; развивается активация стресс-реакции, проявляющейся в мобилизации аппарата кровообращения и внешнего дыхания и в резко выраженном катаболическом эффекте.
Следует различать адаптацию к гипобарической гипоксии (в условиях медицинских барокамер) и акклиматизацию (в условиях гор), так как в горах, помимо пониженного парциального давления кислорода в воздухе, на организм оказывают влияние температурный режим, высокая ультрафиолетовая радиация и др.
Различают:
1) низкогорье: 200-1400 м над уровнем моря (у приезжих в эти районы физиологические параметры в покое и при деятельности не отличаются от показателей у людей, проживающих в условиях равнины);
2) среднегорье: 1400-2500 м над уровнем моря (у приезжих в эти районы в покое и при умеренных физических нагрузках физиологические параметры существенно не отличаются от нормы, у большинства улучшается общее самочувствие, но отдельные лица около недели испытывают дискомфорт – тахикардию, повышение артериального давления, беспокойный сон и одышку при нагрузке);
3) обжитое высокогорье: 2500-4500 м над уровнем моря (у приезжих в эти районы отмечается снижение работоспособности и напряжение механизмов регуляции вегетативных функций; для адаптации к этим условиям требуются недели и даже месяцы);
4) снежное нежилое высокогорье: 4500 м и выше над уровнем моря (у приезжих в эти районы наблюдается резкое напряжение всех физиологических функций, особенно газотранспортной системы, значительное снижение работоспособности; пребывание на таких высотах отрицательно влияет на здоровье).
Большое значение в адаптации к гипоксии имеют длительность и сила воздействия последней, что вынуждает различать две полярных модели приспособления:
I) адаптация к кратковременному воздействию острой, значительной гипоксии, несовместимой с длительной жизнью (острая сублетальная гипоксия);
II) адаптация к длительной менее выраженной гипоксии:
1) адаптация к непрерывному воздействию высотной гипоксии (акклиматизация);
2) адаптация к прерывистой гипоксии (в лабораторных условиях и в клинике).
Понятно, что любая из вышеперечисленных разновидностей имеет свои специфические особенности, проявляющиеся на разных уровнях организации организма.
Острая гипоксия.
Острая гипоксия, в первую очередь отражается на деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Например, при подъёме неадаптированного человека на высоту 5000 м происходит мобилизация существующей функциональной системы, специфически ответственной за устранение гипоксемии в организме. Эта система включает в себя регуляторно связанные воедино органы кровообращения и внешнего дыхания, которые мобилизуются при возбуждении хеморецепторов аортально-каротидной зоны в ответ на гипоксемию. Однако развивающихся гиперфункции сердца и гипервентиляции лёгких оказывается недостаточно для устранения гипоксемии в этих условиях. Поэтому в течение короткого промежутка времени человек теряет способность критически оценивать ситуацию (эйфория, депрессия, истерические реакции и т.п.), осознавать опасность. При этом снижается умственная и физическая работоспособность, к чему присоединяется быстрая утомляемость, апатия, головокружение и сильная головная боль. Если острая гипоксия длится недолго (минуты), то эти изменения обратимы. При более продолжительном воздействии острой гипоксии возникают необратимые поражения мозга, вплоть до летального исхода. Наиболее грозными осложнениями глубокой кислородной недостаточности являются отёк мозга и лёгких.
Таким образом, при острой гипоксии имеет место срочный этап адаптации, который не успевает перерасти в долговременный этап адаптации из-за чрезмерности действующего фактора. Поэтому в результате этой адаптации системный структурный след не формируется, существующая функциональная система не эффективна и, следовательно, резистентность организма не увеличивается. Процесс срочной адаптации приводит к истощению функциональных резервов организма и быстрой декомпенсации его функций, что может закончиться летальным исходом. При этом функциональное состояние центральной нервной системы лимитирует устойчивость организма к острой гипоксии, а сдвиги в газотранспортной системе определяют эффективность приспособления к кислородному голоданию.
Адаптация к длительной гипоксии.
При длительном пребывании людей в условиях гипоксии, когда интенсивность гипоксического воздействия и её продолжительность для данного человека являются относительно хорошо переносимыми, срочная адаптация к гипоксии сменяется долговременной.
Срочный этап адаптации к гипоксии заключается в мобилизации функциональной системы, специфически ответственной за доставку кислорода к органам и генерализованного возбуждения ряда функций организма, прежде всего, функций высших отделов головного мозга, что проявляется нарушениями интеллектуальной и двигательной активности.
Затем дефицит богатых энергией фосфорных соединений в клетках систем, осуществляющих увеличенную функцию и подвергающихся действию гипоксемии, вызывает активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков. Активация биосинтеза охватывает в процессе адаптации к гипоксии необычайно широкий круг органов и систем и приводит к формированию обширного системного структурного следа, обладающего разветвлённой архитектурой.
В сложной структуре компенсаторно-приспособительных процессов, развивающихся в организме человека на гипоксическое воздействие, выделяют 4 уровня координированных между собой механизмов:
1) механизмы, мобилизация которых может обеспечить достаточное поступление кислорода в организм, несмотря на его дефицит в окружающей среде (гипервентиляция, гиперфункция миокарда, увеличение кислородной ёмкости крови и др.);
2) механизмы, обеспечивающие достаточное поступление кислорода к мозгу, сердцу и другим жизненно важным органам, несмотря на гипоксемию (уменьшение расстояния диффузии для кислорода между капиллярной стенкой и мембранами клеток за счёт образования новых капилляров и повышения проницаемости клеточных мембран);
3) увеличение способности клеток утилизировать кислород и образовывать АТФ, несмотря на его дефицит (повышение сродства цитохромоксидазы, новообразование митохондрий, увеличение сопряжения окисления с фосфорилированием);
4) увеличение анаэробного ресинтеза АТФ за счёт активации гликолиза.
Разветвлённый структурный след, в той или иной мере охватывающий все органы и ткани, является причиной того, что адаптация к гипоксии сопровождается повышением резистентности организма ко многим другим факторам, т.е. обладает выраженным перекрёстным эффектом. Стадия устойчивой адаптации к гипоксии, возникшая в результате длительного пребывания в условиях умеренной высоты или сформировавшаяся в результате периодического действия гипоксии в условиях барокамеры, может быть использована в целях профилактики и лечения различных заболеваний. Так, адаптация к гипоксии оказывает положительное влияние на функцию и метаболизм сердца при экспериментальных пороках, инфаркте миокарда, эмоциональном стрессе, а также уменьшает количество экспериментальных язв в желудке. Ступенчатая продолжительная адаптация организма к условиям высокогорья после начальной непродолжительной реакции напряжения приводит к длительной активации факторов защиты и к общему повышению резистентности организма.
Адаптация к физической нагрузке
Физическая нагрузка – это самый естественный и древний фактор, воздействующий на человека, который обусловлен самой природой земной гравитации. Поэтому мышечная активность во все времена была важным звеном приспособления человека к окружающему миру.
Но двигательная активность как атрибут жизнедеятельности не означает, что все люди могут выполнять длительную и интенсивную мышечную работу. Способность (тренированность) к такой работе приобретается в результате систематических воздействий физической нагрузки.
В течение жизни под влиянием различных требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону его повышения или понижения.
Если человек изменяет образ жизни так, что его двигательная активность по необходимости становится высокой, то его организм должен приспосабливаться к этому состоянию. В случаях постоянной регулярной физической активности раз­вивается специфическая адаптация, характеризующаяся перестройкой структуры мышечной ткани в соответствии с выполняемой повышенной функцией.
В основе этого механизма лежит активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в мышечной ткани. Увеличение функции на единицу массы ткани вызывает изменение актив­ности генетического аппарата: повышается количество информационной РНК, что приво­дит к увеличению числа рибосом и полисом, в которых происходит синтез белков. В конеч­ном итоге, количество клеточных белков увеличивается и нарастает масса мышечной тка­ни, другими словами, возникает мышечная гипертрофия. При этом в митохондриях миоцитов увеличивается использование пирувата, что предотвращает повышение содержания лактата в крови и обеспечивает мобилизацию и использование жирных кислот, а это, в свою очередь, приводит к повышению работоспособности. В результате объём функции приходит в соответствие с объёмом структуры органа и организм становится адаптирован­ным, или тренированным, к определённой физической нагрузке.
Если человек проводит усиленную тренировку в объёме, значительно превышающем его физиологический уровень, то структура мышц подвергается особенно выраженным изменениям. Объём мышечных волокон возрастает в такой степени, что кро­воснабжение не справляется с задачей столь высокого обеспечения мышц. Это приводит к обратному результату – энергетика мышечных сокращений ослабевает и развивается дизадаптация.
Тренированный организм имеет следующие преимущества:
1) он может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному организму;
2) он отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных (непредельных) нагрузках, а при максимальных нагрузках достигает такого высокого уровня функционирования систем, который недостижим для нетренированного организма;
3) он обладает повышенной резистентностью к различным повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.
Адаптация к различным воздействиям информации
Человек развивался в ходе эволюции благодаря интенсивному обращению информации. Получение информации связано с различными видами функциональной активности человека (двигательной и умственной деятельностью, эмоциями и др.).
Полная изоляция человека от каких бы то ни было раздражений быстро приводит к нарушению режима сна, появлению зрительных и слуховых галлюцинаций и другим психическим расстройствам, которые могут стать необратимыми. Длительные ограничения поступления информации приводят к обратному развитию (деградации) существующих функций. Адаптация к отсутствию информации не носит укрепляющего характера, в ней не проявляются типичные черты активного приспособления, а преобладают лишь реакции, связанные со снижением функций и приводящие в конечном итоге к патологии.
С другой стороны, в условиях современного общества возрастает влияние информационных перегрузок, что требует от человека повышенного умственного и психического напряжения. Поэтому в условиях информационных технологий адаптация к информационным перегрузкам постепенно выходит на первый план. Зачастую информационные перегрузки являются причиной отрицательных эмоций и различных психологических реакций, имеющих защитный адаптивный характер. Нередко они сопровождаются вегетативными компонентами, такими как повышение артериального давления, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта и т.д.
Адаптация к воздействию информации различается у лиц с различными типами высшей нервной деятельности. У крайних типов (холерики, меланхолики) такая адаптация является неустойчивой, что рано или поздно приводит к срыву психической деятельности и развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций.
Некоторые методы, повышающие общую резистентность организма
Закаливание.
Закаливание – это система процедур, основанная на адаптации организма к неблагопрнятньым метеорологическим факторам и приводящая к повышенной устойчивости организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Для закаливания используется действие естественных факторов (воздуха, воды, солнца).
Сущность закаливания заключается в том, что за счёт постепенного искусственного воздействия метеофакторов терморегуляционные механизмы повышают свои возможности в поддержании температуры тела на постоянном уровне при различных воздействиях на человека. Закаливание позволяет нивелировать эмоциональный температурный стресс, каким является переохлаждение. Закаливание расширяет возможности адаптации организма к низким температурам или, наоборот, к высоким. Итак, закаливание – это умелое использование адаптационных механизмов организма.
Принципы закаливания:
1) систематичность;
2) постепенность;
3) последовательность;
4) учёт индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
5) комплексность использования закаливающих процедур.
При закаливании воздухом на организм действует комплекс факторов: температура, влажность, подвижность. В результате закаливания тренируется «подвижность» сосудистых реакций.
Закаливание водой – это наиболее эффективное средство закаливания. При этом термический, механический и физико-химические факторы действуют в комплексе. Теплоёмкость воды очень большая, а теплопроводность в 28 раз выше, чем у воздуха. При закаливании водой главный фактор – это температура воды.
Водные процедуры лучше делать утром. Различают общие и местные процедуры. Местные – обтирание отдельных участков, ванны для рук, полоскание горла. Общие – обливание, душ, купание. Купание – одно из самых мощных, воздействий. Длительность купания определяется температурой воды. В первые дни – продолжительность купания не более 4-5 минут, затем доводится до 15-20 минут, а для закалённых – 25-30 минут.
Бани.
Бани – это гигиеническая процедура, принимаемая как с целью тренировки терморегулирующих механизмов (закаливания), так и с лечебной целью.
Вдыхание горячего воздуха значительно усиливает кровоснабжение слизистых верхних дыхательных путей и расслабляет гладкие мышцы бронхов, снижает эластическое сопротивление лёгочной ткани, что в целом улучшает процесс внешнего дыхания. Улучшается способность гемоглобина отдавать кислород тканям. Бани положительно влияют ка тонус автономной нервной системы: наблюдается «игра» тонуса – периодически повышается тонус то симпатической системы, то парасимпатической. Под влиянием адаптации к повышенной температуре в клетках различных органов синтезируются специфические белки – белки «теплового шока», которые стабилизируют клеточные мембраны, повышают их устойчивость к действию неблагоприятных факторов.

После приема на работу нового сотрудника или уже работающего в другом подразделении, в рамках кадрового планирования должны быть разработаны и организованы мероприятия по планированию адаптации персонала. Трудовая адаптация представляет собой взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных,психофизиологических,социально-психологических,организационно-административных,экономических,санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Технология процесса адаптации состоит из четырех этапов: подготовительный, информационный, ознакомительный и адаптационный. На подготовительном этапе осуществляется разработка документационного обеспечение процесса адаптации. Информационная брошюра – дает общее представление об организации(история создания, виды деятельности, стратегические задачи, оргструктура, нормы корпоративной культуры, деловая и производственная этика) и данные, касающиеся непосредственно рабочего места сотрудника(функции подразделения, данные о руководителе, содержание предстоящей работы, должностные требования к работнику, возможность профессионального роста). Общая программа адаптации является организационным документом по управлению адаптацией, составленным для конкретного работника на период информационного этапа адаптации. На основе общей программы адаптации менеджер по персоналу разрабатывает проект специализированной программы адаптации для новичка с учетом его личностных особенностей. Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

1.Функции подразделения:

цели и приоритеты, организация и структура;

направления деятельности;

взаимоотношения с другими подразделениями;

взаимоотношения внутри подразделения.

2.Рабочие обязанности и ответственность:

детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

длительность рабочего дня и расписание;

3.Процедуры,правила, предписания:

правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;

поведение в случае аварий, правила техники безопасности;

информирование о несчастных случаях и опасности;

гигиенические стандарты;

отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

правила поведения на рабочем месте;

контроль за нарушениями;

перерывы(перекуры, обед);

использование оборудования;

контроль и оценка исполнения.

4.Представление сотрудников подразделения.

Кроме этого на данном этапе разрабатываются следующие документы: адаптационный лист; методические рекомендации по оценке уровня адаптированности сотрудника; бланк оценки адаптации; бланк отзыва о работе нового сотрудника в период адаптации; анкета сотрудника; требования к заключению об итогах адаптации. На информационном этапе менеджер по персоналу в день подписания трудового договора встречается с новым работником, вручает информационную брошюру о предприятии, знакомит с предприятием и внутренними правилами, проводит ознакомительную экскурсию по объектам предприятия(столовая, цех, кабинет директора, правила входа и выхода, расположение информационного стенда). При зачислении нового сотрудника менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем, если необходимо, подбирают для него наставника. Наставник должен обладать достаточным объемом знаний, умений и навыков, отзывчивостью, желанием работать с новым работником. На ознакомительном этапе нового работника представляют непосредственному руководителю и рабочему коллективу. В назначенный день менеджер по персоналу провожает его на рабочее место и представляет непосредственному руководителю. Руководитель доводит до него основные правила и требования к работе, особенности социально-психологического климата трудовой группы, нормыповедения, методы контроля и оценки исполнения работы, правила использования оборудования и т.д.

Вводя нового работника в коллектив, руководитель представляет сотрудников данного подразделения и тех работников других подразделений,с которыми он будет взаимодействовать в процессе своей трудовой деятельности.

Заключительным и решающим является адаптационный этап. На этом этапе наставник наблюдает за ходом работы новичка, помогает решить текущие проблемы, советует и направляет.Через определенный промежуток времени с начала работы во время собеседования руководитель или наставник совместно с проходящим адаптацию заполняют адаптационный лист. На этом этапе осуществляется оценка текущих показателей адаптации, на основе нормативного документа»Оценка уровня адаптированности сотрудников организации.В качестве показателей продуктивности деятельности сотрудника используются данные о выполнении заданий в его адаптационном листе. Эти данные сравниваются с запланированными,и в соответствующем документе делается запись о мере их соответствия.Бланк оценки адаптации фиксирует результаты оценки, проведенной в два этапа:через один месяц и через три месяца со дня приема;хранится в службе управления персоналом(Приложение4). Один раз в месяц в течение трех месяцев руководитель пишет отзыв о работе нового сотрудника в период адаптации по установленной форме. Отзыв позволяет установить отрицательные факторы адаптации,для их дальнейшего предотвращения.Сотрудник заполняет анкету в конце своего испытательного срока. Анкетный опрос проводится для определения и анализа его уровня социально-психологической и профессиональной адаптированности.Выявления мнения сотрудника о ходе адаптационного периода позволяет определить причины плохой адаптированности,выявить недостатки в проведенных мероприятиях.

Заключение об итогах адаптации подготавливается по завершению основных мероприятий,его пишет руководитель.В заключении указывается выявленный уровень адаптированности и выводы о прекращении мероприятий или продолжении или отказе в трудоустройстве работника после прохождения адаптационного периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *