Подготовка кадров

  • автор:

sotsiologia_otvety все, что нашел слил в один

51. Новое международное разделение труда приводит к…

созданию межнациональных производственных комплексов

удорожанию рабочей силы

удешевлению рабочей силы

повышению затрат на производство товара или услуги

Решение: Термин новое международное разделение труда используют для обозначения крупномасштабного перемещения производств и экономических операций в страны третьего мира начиная с 70-х годов XX века.

52. Неодинаковый доступ больших социальных групп к экономическим ресурсам, социальным благами политической власти характеризует социальное – ую…

интеграцию

неравенство

дифференциацию

равенство

Решение: Под социальным неравенством понимается неодинаковый доступ больших социальных групп в обществе к экономическим и социальным благам, политической власти, который закрепляется в социальной структуре и поддерживается государством и другими институтами.

53. Направление социальной мысли, отвергающее идею общественного прогресса, – это…

постмодернизм

марксизм

структурный функционализм

позитивизм

Решение: Мировосприятие постмодерна отличается глубинным пессимизмом, скептицизмом в отношении познания и истины, возможности конструктивного научного поиска

54. Определяющим фактором эволюции, по О. Конту, является рост…

знаний

численности населения

общественного богатства

промышленности

Решение: Науки для О. Конта не самоцель, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука должна обеспечить научное познание общества, а оно будет способствовать развитию самого общества и государства к позитивному состоянию

55. Определение прогресса не вызывает вопросов ооб ________ прогресса.

механизме

объекте

субъекте

критериях

Решение: Прогресс – непрерывное закономерное движение человечества ко все более совершенным формам социальной жизни. Творцом прогресса являются как индивидуальные субъекты, так и коллективные субъекты нации, социальные классы.

сенситивного

универсального

конформного

одномерного

Решение: Г. Маркузе ввел понятие одномерный человек. Это тип личности, формирующийся в постиндустриальном обществе, ориентированный на потребительство и образ жизни, создаваемый рекламой и СМИ.

57. Особую роль в формировании общественного мнения в современном обществе играет …

наука

мифология

пресса

религия

Решение: Термин общественное мнение ввел в обиход У. Липпман, который отмечал возрастающую роль прессы в повышении прозрачности публичной арены, в предоставлении гражданам определенных схем и стандартов оценки различных событий.

58. Общественное мнение основано на …

диалектической логике

простых чувствах

суждениях здравого смысла

научном исследовании

Решение: Наиболее простой формой общественного мнения является здравый смысл обыденное мышление – распространенные в группе спонтанные интуитивные суждения и представления. Они фиксируют разнообразный опыт, который члены данной группы общества получают в повседневной жизни.

59. Оптимальным способом снятия ролевого конфликта является…

объединение ролей

разделение ролей

регулирование

отрицание

Решение: Способы снятия ролевых конфликтов различны. Р. Мертон считал, что человеку необходимо подразделять свои роли на важные и неважные, выполняемые в семье и на работе и вести себя в соответствии с этим.

60. Основоположником теории обмена является…

М. Вебер

О. Конт

Дж. Хоманс

В. Зомбарт

Решение: Дж. Хоманс разработал теорию обмена, в которой социальное действие рассматривается как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоды и минимизировать затраты.

61. Особую роль в формировании общественного мнения в современном обществе играет …

мифология

наука

религия

пресса

Решение: Термин общественное мнение ввел в обиход У. Липпман, который отмечал возрастающую роль прессы в повышении прозрачности публичной арены, в предоставлении гражданам определенных схем и стандартов оценки различных событий.

62. Общество – это _________ система.

механическая

открытая

закрытая

линейная

Решение: Общество – это открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, постоянно осуществляет обмен информацией со средой. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций – непредсказуемых отклонений от стационарного состояния.

63. Пять типовых переменных действия индивида выделял…

Э. Дюркгейм

Т. Парсонс

Ю. Хабермас

П. Сорокин

Решение: Типовые переменные действия в социологии Т. Парсонса – это система основных ориентаций, срабатывающих в процессе выбора варианта действия. Они представлены альтернативами ориентация на себя – ориентация на другого и т.д.

64. Признаком формальной социальной организации, согласно М. Веберу, не является…

рациональность

иерархия

безличность

прибыль

Решение: Для формальной организации рациональной бюрократии, согласно М. Веберу, характерны: рациональное разделение труда; иерархия; безличные отношения; наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации и т.д.

65. Первым этапом социального движения является…

инициация выборов в законодательные органы

разработка планов действий

рекрутирование членов

проведение собраний и митингов

Решение: Первым этапом карьеры социального движения становится набор рекрутирование своих членов. Это может происходить стихийно, по вулканической модели или по модели мобилизации сил и средств, благодаря деятельности квазипрофессиональных групп.

66. Поощрение ученика учителем…

является позитивной социальной санкцией

является формальной социальной санкцией

является нормой

не является санкцией, поскольку санкция ассоциируется с наказанием

Решение: Санкция – это средство поощрения или наказания, стимулирующее человека к должному поведению. Санкции применяются через институциональные и социальные механизмы. Они бывают позитивными предполагающими поощрение к соблюдению норм и негативными предусматривающими наказание.

67. Поведение людей в толпе…

ценностно-рационально

эмоционально

традиционно

рационально

Решение:Г. Лебон выявил особенности поведения в толпе как особой форме коллективного поведения: повышенная эмоциональность и спонтанность, отказ от рационального расчёта и мышления и др.

68. Профессиональная деквалификация человека может происходить в силу…

недоступности мобильности

восходящей социальной мобильности

нисходящей социальной мобильности

межпоколенной мобильности

Решение: Частый пример нисходящей вертикальной мобильности – увольнение, переход на менее оплачиваемую и менее квалифицированную работу

69. Патриархальную традиционную семью отличает…

совместное принятие решений супругами

отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские

ослабление родственных связей

совместное проживание нескольких поколений родственников

Решение: Для традиционной семьи характерно совместное проживание минимум трех поколений; экономическая зависимость женщины от супруга; четкое закрепление мужских и женских обязанностей; безусловный приоритет мужчины в вопросах семейного главенства.

70. По характеру санкции бывают…

строгие

воздействующие

позитивные

поощряющие

Решение: Социальные санкции – средства поощрения и наказания, побуждающие индивидов к соблюдению установленных норм. По характеру их классифицируют на позитивные и негативные.

71. Понятие органическая солидарность ввел…

Т. Веблен

Э. Мейо

М. Вебер

Э. Дюркгейм

Решение: Разделение труда, по утверждению Э.Дюркгейма, – признак высокоразвитого общества. Специализация труда вынуждает индивидов выполнять взаимодополняющие функции, непроизвольно составляя единое целое. Этот вид солидарности он определил как органическую.

72. Примером смешанного статуса является…

мужчина

безработный

токарь

руководитель

Решение: Смешанный статус совмещает в себе характеристики достигаемого и предписанного статусов. Он приобретается, а не дается от рождения, однако индивид, как правило, не прилагает усилий для его получения, а приобретает такой статус в силу сложившихся обстоятельств.

73. Разговор на улице с бомжом не относится к методу…

формализованное интервью

глубинное интервью

включенное наблюдение

фокус-группа

Решение: Фокус-группа – это методика проведения интервью по заранее подготовленному сценарию с небольшой по численности группой специально отобранных респондентов.

74. Россию в мировой системе относят к странам…

с переходной экономикой

промышленно развитым

беднейшим

новым индустриальным

Решение: В России с начала 90-х годов XX века происходит переход к современному типу рыночной экономики – социально ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства.

75. Результатом аккультурации может стать культурная-ое…

ассимиляция

аккомодация

уничтожение

адаптация

Решение: Аккультурация – процесс усвоения индивидом группой чужой культуры в результате контакта с ней ее представителями, этот процесс может привести к ассимиляции социальных групп, т.е. к потере их прежней культурной идентичности

76. Ретретизм в социологии Р. Мертона – это…

форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения

поведение, характерное для белых воротничков

форма конформного поведения

делинквентное поведение

Решение: Социолог Р. Мертон выделил четыре формы девиантного поведения на основе отношения индивида к социально одобряемым целям и средствам деятельности. Ретретизм – форма социального нигилизма, т.е. отрицания одобряемых обществом целей и средств их достижения.

77. Ролевое поведение человека в какой-либо социальной позиции определяется…

индивидуальными характеристиками

субъективными комплексами

существующими ожиданиями других людей

прошлым опытом

Решение:

Социальная роль – это совокупность социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с определенной социальной позицией.

78. Социальная карьера индивида характеризует ______ мобильность.

межпоколенную

внутрипоколенную

историческую

групповую

Решение: Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в различные периоды его жизни.

79. Символической чертой социального института образования не является…

диплом

плата за обучение

степень магистра

учёная степень

Решение: Выделяют следующие институциональные признаки общие черты различных социальных институтов: установки и образцы поведения; символические культурные признаки знаки отличий, звания; утилитарные черты материальные элементы; устный и письменный кодекс поведения; идеология.

80. Семью как малую группу отличает – ют…

постоянный профессиональный рост

единство политических взглядов

общие увлечения

общность быта

Решение: Семья – это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и строят совместную жизнь на основе экономического сотрудничества, общности быта и заботы о детях.

81. Социальное движение, направленное против использования наднациональных институтов регулирования экономики и политики – это…

феминизм

антиглобализм

либерализм

экологическое движение зеленые

Решение: Антиглобализм – социальное движение, выступающее за сохранение уникальных и равноправных сообществ, не имеющих претензий подчинить себе другие, непохожие на них группы, против формирования и функционирования глобальных наднациональных институтов управления мировой экономикой и политикой.

82. Современные социологи считают, что контркультура …

это культура, где вместо ценностей функционируют антиценности

существует в рамках культуры современного общества

не возникает в тоталитарных обществах

равнозначна антикультуре

Решение: Контркультура – часть культуры, находящаяся в конфронтации с господствующей культурой. Например, делинквентная субкультура, которая включает асоциальную мораль.

83. Социальное изменение можно определить как…

проявление индивидуального отклонения

отклонение от нормы

изменение, которое носит спонтанный, часто катастрофический характер

долговременный феномен, протекающий в рамках большого масштаба

Решение: Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей институтов и организаций из одного состояния в другое, их развитие, предполагающее движение от простого к сложному.

84. Современному обществу соответствует такой базисный тип личности, как…

игрок

предприниматель

эксплуататор

потребитель

Решение: Некоторые социологи выделяют базисный тип личности, наиболее оптимально соответствующий потребностям общества и тенденциям его развития; модальный тип личности – реально преобладающий в данном обществе в конкретное время; идеальный тип личности – образцовый, желаемый с точки зрения культурных ценностей общества.

85. Толпа – это социальная группа, которая…

формирует экономический класс

является временным скоплением индивидов, объединенных общим интересом

предполагает наличие героев

не имеет единого основания для сплочения

Решение: Толпа – масса людей, которые находятся в непосредственном пространственном контакте и реагируют на что-либо происходящее спонтанно и подражая друг другу.

86. Тип общества, основанный на знаниях называется…

индустриальное общество

аграрное общество

информационное общество

Решение: Информационное постиндустриальное – это общество, в котором осевой принцип развития всех социальных отношений образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний.

87. Утопические социальные теории базируются на идее ________ потребления.

неограниченного

классового

массового

уравнительного

Решение: Центральная идея социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы – социальное равенство. Оно обеспечивается обязательным для всех членов общества участием в труде и уравнительным распределением необходимых жизненных благ.

88. Уголовное дело, возбужденное против Вас, – это ___________ санкция.

формальная позитивная

неформальная негативная

неформальная позитивная

формальная негативная

Решение: Формальные и неформальные санкции подразделяются в соответствии с субъектами социального контроля на формальные применяемые государством, производственными организациями и т.д. и неформальные применяемые в семье, компании и т.д.

89. Феральные люди – это продукт…

рационального позитивизма

аккультурации

социальной адаптации

социальной изоляции

Решение: Феральные люди дети-маугли – это индивиды, оказавшиеся в изоляции без общения с людьми, в результате чего даже специальное обучение не позволяет в полной мере привить им необходимые социальные навыки

90. Функция ________ выражает заинтересованно-ценностное отношение массового социального субъекта к актуальной проблеме.

регулятивная

оценочная

адаптирующая

целеполагающая

Решение: Общественное мнение выполняет следующие функции: оценочную выражает заинтересованное отношение социального субъекта к актуальной проблеме, познавательную является источником и средством социального познания, целеполагающую обеспечивает влияние социальных групп на формирование целей политики и управления.

91. Характерным признаком социального взаимодействия является …

моментальность

предметность

нерациональность

бессубъектность

Решение: Предметность – это признак социального взаимодействия, характеризующий наличие внешней цели, осуществление которой требует объединения усилий.

92. Человечество разделено на _______ царств – а, согласно А. Августину.

три

два

четыре

пять

Решение: А. Августин развивал теологическое понимание истории и жизни общества, суть которого в противопоставлении двух царств: земного, отождествляемого с государством, и божественного, отождествляемого с церковью и христианской общиной.

93. Э. Дюркгейм описал ____________ типа-ов самоубийства.

пять

три

два

шесть

Решение: Э. Дюркгейм проанализировал социальные причины самоубийств: 1 кризис социальных норм и ценностей аномия, 2 недостаточная интеграция индивида в общество, разрыв социальных связей, 3 тотальное подчинение индивида коллективным интересам. Им соответствуют три вида самоубийств: аномическое, эгоистическое, альтруистическое.

94. Элементарное социальное объединение, по Аристотелю, – это…

малая группа

общество ремесленников

семья

народ

Решение: В работе Политика Аристотель проанализировал происхождение и развитие государства, которое формируется на основе более простых и ранних форм объединения людей: семьи, сельской общины.

95. _________ не может применить формальные санкции.

Прокуратура

Суд

Коллега по работе

Начальник

Решение: Применение формальных санкций регламентировано законами, инструкциями и другими официальными документами. Их могут применять уполномоченные органы и субъекты.

96. __________ утверждал, что по мере прогресса общества принудительный характер коллективного сознания ослабевает.

Э. Дюркгейм

Дж. Мид

Г. Лебон

М. Вебер

Решение: Э. Дюркгейм в работе О разделении общественного труда проанализировал механический и органический тип социальной солидарности и соответствующие им специфические формы коллективного сознания.

97. _______ класс составляют представители влиятельных богатых династий, обладающих значительными ресурсами.

Низший-высший

Маргинальный

Высший-высший

Элитарный

Решение: Модель стратификации современного общества, предложенная У.Уотсоном, включает 6 классов. Наиболее богатые представители старых династий, располагающие властью, богатством и престижем в масштабах государства, образуют высший-высший класс.

Тема: Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки

1. «Друг» и «брат» – это ________ роли. Конвенциональные

2. Авторами поведенческой концепции, рассматривающей личность как систему реакций на различные стимулы, являются … Дж. Хоманс и Б. Скиннер

3. Автором концепции «стадий экономического роста» является … У. Ростоу

4. Автором концепции социальной мобильности является … П. Сорокин

5. Автором концепции явных и латентных функций социальных институтов является … Р. Мертон

6. Автором первой договорной теории происхождения государства был … Т. Гоббс

7. Автором теории структурации является британский социолог … Э. Гидденс

8. Адаптируясь к другому обществу, эмигранты проходят процесс …аккультурации

9. Азартные игры – это форма проявления ________ поведения индивида. девиантного

10. Балет и опера являются примером ______ культуры. Элитарной

11. Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется … полиандрией

12. В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли. Индустриальном

13. В естественных для изучаемого процесса условиях проводят ______ эксперимент. Полевой

14. В зависимости от места наблюдения его классифицируют на лабораторное и полевое

15. В качестве социальных «лифтов» мобильности выступают социальные … институты

16. В классовой модели У. Уорнера работники умственного труда включены в высший и _______ классы. Средний

17. В концепции ____ этап «цивилизации» характеризуется упадком культурной единицы. О. Шпенглера

18. В научный оборот термин «закрытое общество» был введен … К. Попером

19. В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные _________, типовые для всех стран и народов. Изменения

20. В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей ______ цивилизации по всему миру. Западной

21. В современном обществе нижний средний класс объединяет служащих и … высококвалифицированных рабочих

22. В современных мусульманских странах распространена такая форма покупного брачного союза, как _____ брак. Калымный

23. В теории структурации Э. Гидденса утверждается, что социальные структуры … воспроизводятся через социальные действия

24. В эволюционной концепции социальных изменений Дж. Ленски аграрным обществам предшествуют … огороднические

25. В эволюционной модели У. Огборна главным источником социальных изменений являются инновации в … материальной культуре

26. Важнейшим политическим основанием стратификации в теории М. Вебера выступает… – власть

27. Важным культурным фактором социальных изменений в современном обществе является … идеология

28. Важным элементом групповой динамики является … Лидерство

29. Ваши взаимоотношения с продавцом в магазине относятся к типу _____ группы. Вторичной

30. Верны ли следующие суждения: А) Характерная особенность социального движения – отсутствие общих целей и координации; Б) Характерная особенность социального движения – направленность на особую цель. — Оба суждения неверны

31. Включенное наблюдение и нарративное интервью относят к ______ методам исследования. Качественным

32. Внушаемость, иррациональность характеризуют ______ как форму коллективного поведения. Толпу

33. Вопрос социологической анкеты, включающий несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один, называется … закрытым вопросом

34. Впервые в научный оборот термин «диада» ввел … Г. Зиммель

35. Выборка называется случайной, если любой представитель генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку

36. Г. Блумер определил _____ как усредненную агрегацию индивидов, разобщенных и анонимных. Массу

37. Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества. Андеркласса

38. Глобализация ______ возможности национальных государств реально управлять внутренними процессами в стране. Снижает

39. Глобализация усиливает …миграционные процессы

40. Глобальной военной проблемой является … неконтролируемое распространение ядерного оружия

41. Государственные управленческие структуры получают информацию об общественном мнении посредством … массовых опросов

42. Гражданское общество как реальность включает все ______ отношения. Неполитические

43. Граффити — это одна из форм проявления _________ поведения молодежи. Девиантного

44. Группа людей, по отношению к которым индивид не испытывает чувства идентичности и принадлежности, называется … аут-группой

45. Группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения, называется … домохозяйством

46. Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется _______ группой. Первичной

47. Группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, называется … ин-группой

48. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется … Внутренней

49. Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется _______ группой. Референтной

50. Два человека, ожидающие автобус на остановке называются …квазигруппой

51. Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется … Социальным взаимодействием

52. Действие, ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, называется … целерациональным

53. Действие, основанное на сознательной вере в то, что поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность, согласно классификации М. Вебера, называется … ценностно-рациональным

54. Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации М. Вебера называется … Традиционным

55. Дж. Хоманс выделил в структуре малой группы три элемента: задания, взаимодействие и … установки

56. Для изучения структуры малой группы разработан метод … Социометрии

57. Для обозначения негосударственной части общества используют термин «______ общество». Гражданское

58. Для описания процесса формирования доминирующей культуры из множества национальных культур в американской социологии используется термин …»плавильный котел»

59. Если один человек выражает другому приветствие «здравствуйте», то он выполняет … вербальное взаимодействие

60. Если человек не получает желаемого признания, то он будет вести себя агрессивно, – так рассматривает реакцию человека ________ концепция. Поведенческая

61. Задачей социологии согласно ______ является анализ общества как системы функционально связанных переменных. Т.Парсонсу

62. Заключение человека в тюрьму – это проявление ___________ санкции. Формальной негативной

63. Идеология шовинизма – это проявление … этноцентризма

64. Из перечисленных социальных проблем для России является наиболее острой проблема социально-демографическая

65. Изменения индивидом или социальной группой места, занимаемого в социальной структуре общества, называется социальным (-ой) … мобильностью

66. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, осуществляет … внутренний контроль

67. Инструментом формирования общественного мнения является … Пропаганда

68. Исключительно ненасильственные методы действия использовало … национальное движение М. Ганди в Индии

69. Использование методов научного менеджмента, разработанных Ф. Тейлором, в различных странах мира – это пример … Культурной диффузии

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

или Конфуция:

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл? 🙂

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Обучение и подготовка — две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка — с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого — обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов).

Подготовка персонала требуется в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; когда работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; когда у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также когда происходят серьезные изменения в экономике организации или во внешней среде.

Современная государственная политика в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных задач социально-экономического характера:

1. Обеспечение потребности производства рабочей силой требуемой квалификации,

2. Борьба с безработицей путем переподготовки безработных.

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. (Первый случай в истории подготовки кадров относится еще к XVIII в., когда фирма «Boulton and Watt» ввела специальную систему отбора и обучения своих работников (1795 г.). Но по меньшей мере столетие потребовалось на то, чтобы подготовка персонала стала массовой и систематической.). Подготовка кадров тесно связана с другими направлениями планирования персонала, но является относительно самостоятельной сферой кадровой политики. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Следует заметить, что определение конкретных результатов, достигнутых с помощью подготовки квалифицированных кадров, — достаточно сложная методическая задача. Несовершенно очевидно, что активизируя уже имеющийся потенциал работников, подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его (персонала) сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.

Подготовка квалифицированных кадров затрагивает множество компонентов социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на:

— гарантии (сохранении) рабочего места; возможностях профессионального роста на производстве; доходах работника;

— чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. Проблемы сточки зрения социальной эффективности могут проявиться в том случае, если повышению квалификации не будет противопоставлена никакая соответствующая этой квалификации деятельность. В результате этого не будет условий роста, а задачи будут выполняться и без применения полученных квалификаций.

При подготовке должны быть точно определены задачи, строго соответствующие целям организации в целом. Следовательно, подготовка персонала является важным элементом в системе управления, как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. На коллективном уровне подготовка является неотъемлемой частью развития организации, на индивидуальном — развития карьеры.

Ускорение процесса реализации нововведений требует приспособления к постоянно изменяющимся условиям производства, что невозможно без постоянного обновления знаний, навыков, умений. Это обстоятельство создает резкое повышение спроса на высококвалифицированные, в первую очередь инженерные, кадры, потребует пересмотра традиционных подходов менеджмента к содержанию подготовки персонала.

Во-первых, более тесными становятся связи организаций с вузами и другими учебными организациями. Последние разворачивают программы обучения с учетом прикладных задач, а то и прямых запросов организаций.

Во-вторых, значительно возрос интерес компаний к моделям непрерывного образования, поддержке заочного обучения, «модульной» организации учебных программ, концепции «открытого обучения» и другим формам постоянного обновления знаний работников.

В-третьих, совершенствуются организационные механизмы внутрифирменного обучения, в том числе в рабочих группах, «кружках качества» и др., а также в системе наставничества. Особое внимание этим вопросам уделяется в японских фирмах, где управляющие и специалисты до 20-30% своего рабочего времени тратят на обучение персонала.

В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство. Последнее осуществляется, наряду с другими мерами, путем перекладывания расходов по профессиональному образованию на государство, а в конечном результате — на налогоплательщиков, т.е. на самих трудящихся. Следует заметить, что на уровне малых и средних предприятий все еще проявляется стремление ограничить объемы и масштабы профессиональной подготовки текущими рыночными потребностями экономики.

Подготовка и повышение квалификации высококвалифицированных кадров остается в значительной степени прерогативой крупных предприятий. Следует отметить, однако, что в рамках политики поддержки среднего и мелкого бизнеса правительство старается стимулировать предпринимателей в активизации их усилий в этой области путем преференциального налогообложения, различного рода субсидий и поощрений государственных учебных заведений к совместной работе.

Такая политика должна приносить свои позитивные результаты в виде создания консорциумов малых и средних предприятий по профессиональной подготовке с участием местных органов самоуправления и государственных учебных заведений.

Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня — это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы.

Значение квалификации персонала для эффективности применения новых технологий стало столь важным, что в современном менеджменте практически всех индустриально развитых стран мира квалификация стала главнейшим признаком классификации персонала предприятия и получила ранг, равный характеристикам, определяющим принадлежность работника к управленческому или производственному персоналу.

Квалификация — это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны, потенциальную возможность работника выполнить работу определенной сложности, а с другой — уровень развития самого работника.

Все рабочие, занятые в экономике развитых стран, исходя из различий в уровне профессиональной подготовки и связанных с этим особенностей трудовой деятельности подразделяются по этой классификации на три категории запятых.

К первой категории относятся лица с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом, предполагающим наличие высшего и среднего специального образования или трех-четырехгодичный курс официального производственного обучения после окончания средней школы. В эту группу входят специалисты с высшим и средним специальным образованием всех отраслевых профилей, административно-управленческий персонал и рабочие высшей квалификации.

Ко второй категории работников относятся лица, имеющие средний уровень профессиональной и квалификационной подготовки, предполагающей наличие образования в объеме средней или неполной средней школы и в дополнение к этому курсы специального обучения, чаще всего сроком в несколько месяцев, В эту группу входят конторские и торговые служащие (продавцы), фермеры, рабочие средней квалификации. Труд работников этого уровня подготовки связан с выполнением законченного комплекса операций, сопряженных с известной ответственностью за функционирование какого-либо отдельного участка хозяйственной деятельности.

К третьей категории относятся лица, обладающие минимальной профессиональной подготовкой, работа которых предполагает возможность изучения ее в течение нескольких часов или дней. В эту группу входят малоквалифицированные рабочие во всех отраслях хозяйства. Деятельность этих работников строго подчинена существующим технологическим регламентам и организационным принципам. Характерные признаки такого труда — однообразные операции, выполняемые в заданном технологическим процессом темпе.

Суть концепции «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться преемственностью прохождения каждым рабочим отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень являлась логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.

Идея непрерывного образования существенно изменяет сложившееся понимание целей и задач, стоящих перед существующей системой образования. Целью образования в первую очередь должно стать развитие способности осваивать разнообразные и все более сложные виды деятельности, что позволит без ущерба для производства и человека преобразовывать профессию и специализацию. Это означает, что образование не просто дает профессиональную подготовку, а формирует умение и способность учиться и совершенствоваться.

Система непрерывного образования должна охватывать все уровни, виды и формы обучения; иметь самостоятельные подсистемы, способные дать базовые знания, а затем отслеживать, упреждать и прогнозировать социальное и экономическое развитие общества, постоянно обеспечивать соответствие образовательного, культурного и профессионального уровня личности потребностям ускорения социально-экономического развития страны на основе научно-технического прогресса.

Иными словами, непрерывность образования есть принцип, на котором должна быть основана вся организация системы образования.

Планирование работ

Планирование — это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования:

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:

— хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

— производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;

— научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

— социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;

— экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, «продукт-рынок». При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

В планировании используются следующие основные методы:

— нормативный — на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

— балансовый — целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

— экстраполяции — выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

— интерполяции — предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

— факторный — на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

— матричный — путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

— экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.

Что такое переподготовка?

3 окт. 2019

Кира Снегина

9 минут

Для чего нужна профессиональная переподготовка? Допустим, вы выбрали не ту профессию. Возможно, в силу жизненных обстоятельств вы трудоустроены не по специальности и хотите стать профессионалом в новой сфере деятельности. А бывает, что профессия нравится, но в век современных технологий она устарела и больше не востребована на рынке труда.

Профпереподготовка нужна как раз для решения таких проблем. Это отличная возможность за небольшой срок изменить свою жизнь к лучшему, устроиться на новую работу, которая будет приносить доход и позволит заниматься любимым делом.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Описание и значение понятия

  • Как пройти профпереподготовку

  • Что такое диплом о профессиональной переподготовке

  • Кто может пройти переподготовку (требования)

  • Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

  • Чем отличается второе высшее от переподготовки

  • Где можно пройти профессиональную переподготовку

Описание и значение понятия

Что значит «профессиональная переподготовка»?

Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение компетенций (знаний и навыков), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

В настоящее время переподготовку считают достойной альтернативой второму высшему образованию.

Основные преимущества:

  • возможность получить новую профессию за небольшой срок;

  • доступная стоимость обучения (на порядок ниже стоимости второго высшего образования);

  • практикоориентированность (программы содержат только профильные дисциплины и стажировку, что позволяет приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности).

  • подготовка работника в соответствии с требованиями действующих профстандартов;

  • диплом о профессиональной переподготовке может стать весомым преимуществом в вашем резюме. Ведь он подтверждает не только профессионализм, но и ваше желание учиться новому, стремление развиваться и расширять свои возможности.

Работодатели лояльны к соискателям с дипломом о профессиональной переподготовке. Как правило, с трудоустройством проблем не возникает.

Как пройти профпереподготовку

В первую очередь, Вы должны правильно выбрать новую профессию. Собрать как можно больше информации: какие трудовые функции вы будете исполнять на работе, в каких организациях будете работать, насколько эта профессия востребована на рынке труда, особенно в вашем регионе.

Следующий шаг – посмотреть, в каких учебных заведениях есть программа профпереподготовки по данной профессии (вузы, организации ДПО). С учётом ваших предпочтений и финансов, выбрать организацию и подать заявку. Обучение начинается после оформления документов и оплаты. Зачисление происходит без вступительных испытаний.

Что такое диплом о профессиональной переподготовке

После освоения образовательной программы и успешной сдачи итогового экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца – документ, который даёт право вести профессиональную деятельность по изученной специальности.

Некоторые специалисты обязаны проходить профессиональную переподготовку, чтобы соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов. Например, воспитатель. Чтобы устроиться на работу воспитателем, надо иметь высшее или среднее педагогическое образование или любое высшее или среднее профессиональное образование и диплом о профессиональной переподготовке в сфере педагогики дошкольного образования.

Действующие воспитатели, которые проходили обучение очень давно, должны регулярно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Кто может пройти переподготовку (требования)

Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:

  • имеете высшее или среднее профессиональное образование;

  • находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.

Обратите внимание: некоторые программы профпереподготовки требуют определенной квалификации! Например, обучение медицинских сестер по программе «Диетология» возможно только при наличии среднего профессионального образования по специальностям «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело».

Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.

Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

Если вы хотите актуализировать знания по уже имеющейся профессии, усовершенствовать навыки, не повышая при этом образовательного уровня, для вас существуют программы повышения квалификации.

Преимущества повышения квалификации:

  • дает возможность внедрять и использовать в трудовой деятельности новые методы и современные технологии, что повышает качество работы и в целом производительность труда;

  • позволяет быть в курсе последних изменений в законодательстве, регламентирующих вашу сферу деятельности;

  • повышает вашу конкурентоспособность на рынке труда;

  • позволяет соответствовать требованиям действующих профстандартов (некоторые специалисты обязаны проходить регулярное обучение по программе повышения квалификации).

Чем отличается второе высшее от переподготовки

Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.

Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:

  • Задачи обучения

Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.

  • Структура учебной программы

Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.

Программа переподготовки предполагает изучение только специальной части, что значительно экономит время обучающемуся и позволяет намного быстрее освоить новую профессию и в конечном итоге — трудоустроиться.

  • Стоимость обучения

Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).

  • Форма обучения

Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.

Где можно пройти профессиональную переподготовку

Обучиться по программе переподготовки можно в учреждении дополнительного профессионального образования, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.

Как выбрать среди огромного количества учебных заведений ДПО? Советуем определить, какие параметры для вас наиболее важны. Большинство людей считают важными: качество образовательной программы, стоимость обучения, репутацию образовательной организации и возможность обучаться дистанционно.

АБиУС полностью соответствует перечисленным параметрам.

Преимущества обучения в АБиУС

  • 20-летний опыт в сфере образования;

  • Дипломы и удостоверения установленного образца, с обязательным внесением данных о них в государственную систему ФИС ФРДО;

  • Преподаватели и разработчики программ — действующие профессионалы отрасли;

  • Востребованные и актуальные программы, подготовленные в соответствии с профстандартами;

  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета;

  • Гибкий график и режим обучения — выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим;

  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.;

  • Доступные цены (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Общие положения

Наличие хорошо организованной системы подготовки (профессионального образования и обучения), переподготовки и повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) работников, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики, стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять обязательства, возложенные на нее Конвенцией МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы профессионального образования и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки (обучения) на всех уровнях квалификации.

Правовые основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников заложены Конституцией РФ, ТК, Законом об образовании и др. Их положения конкретизируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, прежде всего постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ.

Принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. (в ред. от 27 декабря 2012 г.)), определяющая стратегические цели системы образования и меры ее реализации. На ее основе разрабатываются региональные программы, которые отражают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности субъектов РФ. Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Мероприятия Федеральной программы касаются и вопросов совершенствования нормативно-правовой базы.

Законы об образовании действуют во многих субъектах РФ. В соответствии с ними целями профессионального образования являются последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов высокой квалификации. Их достижение обеспечивается программами среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка — это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ.

Переподготовка работников — это процесс получения новых и дополнительных знаний по основной и смежной профессии, специальности или должности.

В ТК и в Законе об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика необходимой квалификации содержится в профессиональном стандарте.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 (в ред. от 23 сентября 2014 г.). В соответствии с этими Правилами Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения РТК устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется на основе утвержденных Минтрудом России Методических рекомендаций, макетов профессиональных стандартов и уровней квалификации. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Координация разработки профессиональных стандартов возложена на Минтруд.

Утвержденные Минтрудом профессиональные стандарты вносятся в реестр профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Повышение квалификации — это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Прямая заинтересованность работодателя в квалифицированных кадрах согласуется с правом работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое он может реализовать и независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает вид и форму профессиональной подготовки, учебное заведение, а работодатель обязан создать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т. е. предоставить ему гарантии, установленные ТК, нормативными актами, соглашениями и трудовым договором (дополнительные (учебные) отпуска, свободные от работы дни, сокращение рабочего времени и т. п.)191.

Обучение работников организации проводится на основе перспективных планов ее развития с учетом новых направлений деятельности, создания новых рабочих мест и т.п. Условия профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами и ученическими договорами.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение на производстве, конкретные формы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Профессиональная подготовка

Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.

Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования. Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.

Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Повышение квалификации

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан направлять работников на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Так, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Согласно ст. 25 Федерального закона от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет и при необходимости профессиональную переподготовку в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Указанные примеры можно продолжить.

В ряде случаев работник вправе требовать прохождения дополнительной профессиональной подготовки за счет средств работодателя. Это происходит при ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК).

Профессиональная переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации проводятся по дополнительным образовательным программам (например, на курсах, в центрах, факультетах, институтах повышения квалификации и др.).

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под повышением квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.

Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение, либо за счет бюджетных ассигнований как федерального, так и бюджетов субъектов РФ.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программы профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Кроме того, она направлена на приобретение практических навыков и умений, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются исходя из целей обучения. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер, предусматривать следующие виды деятельности:

  • самостоятельную работу с учебной литературой;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ могут использоваться различные образовательные технологии, включая дистанционное и электронное обучение.

Ученический договор

В 90-е годы прошлого века получила распространение практика договорной подготовки работников. ТК называет такие договоры ученическими договорами.

ТК предусматривает два вида ученических договоров:

  • работодателя с работником на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Такой договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством;
  • работодателя с лицом, ищущим работу и желающим получить работу в данной организации. В этом случае после успешного завершения обучения между работодателем и указанным лицом заключается трудовой договор. Как правило, в ученическом договоре устанавливается обязанность лица, получившего образование, проработать по трудовому договору с данным работодателем в соответствии с полученной квалификацией в течение определенного срока.

Согласно ст. 198 ТК, ученический договор может заключаться только работодателем — юридическим лицом (организацией). Это означает, что индивидуальные предприниматели таких договоров заключать не могут и должны принимать на работу лиц, уже имеющих необходимую профессию и квалификацию.

Отношения, возникающие в результате заключения ученического договора, непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Ученический договор с работником данной организации и трудовой договор существуют параллельно, если обучение происходит без отрыва от работы. Если работник освобождается от работы на период обучения, то действие трудового договора приостанавливается.

Ученический договор составляется в письменной форме в двух экземплярах.

Обязательными условиями ученического договора, при отсутствии которых он считается недействительным, являются:

  • наименование сторон;
  • профессия, специальность, квалификация, приобретаемая учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и обязанность отработать у работодателя в течение установленного в договоре срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Другие положения включаются в ученический договор по соглашению сторон и не должны противоречить ТК, коллективному договору и другим локальным актам.

Условие об отработке после обучения может содержаться также в трудовом договоре (ст. 57 ТК) или в соглашении об обучении (ст. 249 ТК). Однако наличие указанного условия не означает автоматического заключения срочного трудового договора.

Соглашаясь на данное условие, работник (лицо, ищущее работу) лишь берет на себя обязательство возместить расходы на обучение путем отработки. Срок отработки должен быть разумным, т. е. не нарушать принципа свободы труда. Обязательство об отработке продолжает действовать и после прекращения срока ученичества.

Срок ученического договора должен быть достаточным для овладения профессией, специальностью, квалификацией. Предписания и рекомендации относительно продолжительности обучения закреплены в отраслевых нормативных правовых актах.

Срок действия ученического договора должен быть продлен в случаях, когда обучающийся не может посещать занятия и выполнять учебный план по уважительным причинам (например, в связи с болезнью, привлечением к выполнению государственных или общественных обязанностей и т. д.).

Ученичество организуется в различных формах: индивидуального, бригадного, курсового обучения и др. Конкретная форма зависит от профессии, специальности, квалификации, содержания учебного плана, возможностей ученика и др.

При индивидуальной подготовке учащийся осваивает теоретический курс самостоятельно, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной форме ученичества ученик либо группа учеников включаются в состав бригады, где обучение осуществляется на рабочем месте под руководством одного или нескольких членов бригады — инструкторов производственного обучения, обладающих высокой квалификацией и имеющих достаточный опыт работы.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Производственное обучение рабочих проводится в два этапа. На первом этапе — в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы. На втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

Максимальная продолжительность времени обучения в течение недели не должна превышать нормы рабочего времени для работников соответствующего возраста, профессии, специальности (ст. 91, 92 ТК). Данная гарантия распространяется на всех учеников независимо от вида ученического договора.

По соглашению с работодателем ученики — работники данной организации могут в период обучения полностью освобождаться от работы или работать в режиме неполного рабочего времени, а также проходить обучение в свободное от работы время.

В период обучения учеников запрещено привлекать к сверхурочным работам, направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

В период ученичества выплачивается стипендия, размер который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 204 ТК).

На работников-учеников в полной мере распространяется трудовое законодательство, а также действие коллективного договора и локальных нормативных актов.

Лицам, успешно прошедшим итоговые испытания (квалификационный экзамен), при приеме на работу после окончания обучения испытательный срок не устанавливается.

Если ученик без уважительных причин не выполнил своих обязательств по ученическому договору (например, не приступил к работе), то он должен возвратить работодателю стипендию и возместить другие расходы. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *