Поддержка малого бизнеса государством 2018

  • автор:

Содержание

Минэкономразвития России

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

В реализации программы задействованы все регионы страны.

В рамках программы предусмотрены как прямые, так и непрямые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  • поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка и развитие молодежного предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.);
  • содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих представителям малого бизнеса получить доступ к заемным средствам;
  • поддержка социального предпринимательства.

При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

АО «Корпорация «МСП»

В 2015 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» создано АО «Корпорация «МСП», которое будет осуществлять деятельность в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства.

В рамках деятельности АО «Корпорация «МСП» будет обеспечено решение следующих задач:

  • оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение совершенствования мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Корпорация «МСП» выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, на базе АО «Корпорация «МСП» будет сформирован единый центр финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства как «массового», так и высокотехнологичного сектора.

С участием АО «Корпорация «МСП» будут обеспечены разработка и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Корпорация «МСП» будет также организована реализация системных проектов в области пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности.

В целях снижения издержек бизнеса, связанных с доступом к правовой и маркетинговой информации, на базе АО «Корпорация «МСП» будет организована система информационно-консультационной и маркетинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом предоставление консультационных и иных видов нефинансовых услуг АО «Корпорация «МСП» будет организовано на базе сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Корпорация «МСП» будет также организована система мониторинга за оказанием поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами власти разного уровня, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Контактная информация:

Тел.: (495) 644-28-94

E-mail: info@acgrf.ru

Официальный сайт: www.acgrf.ru

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

(далее – Фонд) – государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.

Основными задачами Фонда являются:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
  • содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
  • привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
  • подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).

За 21 год деятельности Фонда:

  • поступило свыше 55 тыс. заявок;
  • заключено более 13 тыс. контрактов на выполнение НИОКР;
  • поддержано более 12 тыс. молодых инноваторов;
  • создано более 4,5 тыс. стартапов;
  • создано 68 региональных представительств Фонда на территории Российской Федерации.

В настоящее время Фонд реализует программы инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест.

Контактная информация:

Тел.: (495) 231-19-01

E-mail: info@fasie.ru

Официальный сайт: http://www.fasie.ru

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Минсельхоз России целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.

При этом порядок предоставления средств фермером определяется субъектом Российской Федерации.

Реализуемые меры поддержки включают в себя следующие:

Поддержка начинающих фермеров

Гранты начинающим фермерам предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств – гражданам Российской Федерации на конкурсной основе. Начинающим фермером признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки с даты регистрации хозяйства не превышает двух лет.

Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Грант на развитие семейной животноводческой фермы (субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, действующим более 12 месяцев) может быть получен на конкурсной основе, если: главой и членами хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии.

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (кроме кредитных).

Субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляется по кредитным договорам на срок до 8 лет, до 5 лет, а также на срок до 2 лет.

Субсидии предоставляются получателям в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и не менее 1/3 – за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, государство компенсирует не менее 100% ставки рефинансирования по кредитам для малых форм хозяйствования.

Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств

Программой предусмотрено мероприятие по компенсации затрат крестьянских (фермерских) хозяйств в случае оформления в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, представленных фермеру на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, а также земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.

Программы развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: программы субъекта РФ

  • Подпрограмма V «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2016-2020 годы»
  • Подпрограмма IV «Формирование благоприятной инвестиционной среды и стимулирование инноваций» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

Формы поддержки предпринимательства в ХМАО-Югре

Социально значимые виды деятельности для города Ханты-Мансийска

УДК 338.246: 336.2

DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-4

В. Ю. Щеглов, А. О. Скворцов

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Развитие малого бизнеса в России является одной из главных задач, которые ставит руководство нашей страны. Актуальность изучения вопроса малого бизнеса объясняется тем, что он занимает существенное место в экономической и социальной структуре общества, является одним из главных факторов, которые формируют ВВП страны. Цель работы — рассмотреть проблемы государственной поддержки малого бизнеса в России и пути их решения.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательных актов РФ, в которых рассматриваются различные виды поддержки форм малого предпринимательства. Особое место в исследовании занимают данные по деятельности субъектов малого предпринимательства. Методологический потенциал включает методы экономического и статистического анализа, которые позволяют сопоставить различные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Результаты. Исследованы проблемы развития малого бизнеса, проанализированы основные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес на настоящем этапе, рассмотрены основные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Предложены меры по улучшению среды для ведения малого бизнеса в России.

Выводы. Одной из главных проблем, с которой сталкивается малый бизнес в России, является недостаточная поддержка со стороны государства. Часто предприниматели отказываются от помощи государства из-за больших административных барьеров при получении мер государственной поддержки. Для увеличения количества малых предприятий в стране необходимо создать правовую среду, обеспечивающую экономическую выгоду, предоставить государственные гарантии малым предприятиям при получении кредитов, ослабить некоторые контрольные функции.

Ключевые слова: малый бизнес, государство, экономика, рынок, государственная поддержка.

V. Yu. Shcheglov, A. O. Skvortsov

PROBLEMS OF STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

© 2018 Щеглов В. Ю., Скворцов А. О. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

this work is to examine the problems of small business in Russia and offer their solutions.

Key words: small business, state, economy, market, support

Малый бизнес определяет содержание экономических условий, бeз кoторыx невозможна высокая эффективность рынка . Малое предпринимательство нуждается в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Для нормальной жизнедеятельности малого предпринимательства необходима широкая правовая среда.

Большую роль в развитии малого предпринимательства сыграл ФЗ от 16.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» . Настоящий федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности .

Для большинства западных стран уровень развития малого предпринимательства отражает уровень развития экономики и деловой активности населения. Анализ состояния и деятельности предприятий данного сектора экономики является важным аспектом при определении уровня развития страны. Для оценки деятельности субъектов МП в РФ использовались следующие показатели: количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях; оборот малых предприятий; инвестиции в основной капитал. Рассмотрим подробнее каждый из указанных показателей .

Количество зарегистрированных малых предприятий в первом полугодии 2014 г. в целом по РФ составило 235,5 тыс. единиц, что представлено в табл. 1 .

Таблица 1

Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в I полугодии 2016 г.

Субъекты РФ Число предприятий, тысяч Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. человек Оборот, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Российская Федерация 172 830 5 043 368 8 138 678 834 143 593 981

Южный федеральный округ 51 294 1 430 842 3 195 978 205 41 314 527

Северо -Кавказкий федеральный округ 26 060 627 785 955 977 087 6 528 830

Приволжский федеральный округ 12 837 446 996 616 502 562 16 152 630

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский федеральный округ 3357 117 920 150 246 095 10 819 724

Сибирский федеральный округ 34 906 1 070 201 1 378 805 060 39 536 168

Дальневосточный федеральный округ 14 460 408 185 634 427 358 5 320 525

Буквально каждая компания, стоящая у истоков своей деятельности, нуждается в устойчивой материальной базе. Именно от нее зависит успешное процветание бизнеса, а также его дальнейшее развитие.

Для успешной экономической деятельности участникам, т.е. субъектам малого предпринимательства, должна быть оказана значительная социальная и экономическая поддержка со стороны правительства России.

В результате сочетания государственной поддержки малого предпринимательства с деятельностью органов государственного регулирования государство должно:

— пересмотреть систему использования внебюджетных фондов;

— вовлечь в сферу малого бизнеса как можно больше технологий привлечения средств;

— ознакомить предпринимателей с новыми методами заимствования;

— изменить нормативно-правовую базу, сделав ее более понятной и доступной предпринимателям;

— своевременно исправлять федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты, ориентируясь на условия современной экономики.

В состав государственной поддержки входят разного рода направления, методы, элементы, принципы и инструменты. Тем не менее в системе государственной поддержки прослеживается ряд вопросов и недостатков, что требует улучшения, так как форма малого предпринимательства имеет далеко не последнее место в экономике государства.

Одной из главных проблем малого бизнеса в Российской Федерации является недоработка налоговой системы: несовершенство налоговых режимов, сложность регистрации, юридическое оформление, недостаток производственных помещений и оборудования, несовершенство кредитования малого бизнеса, сложность, что в конечном итоге приводит к теневому кредитованию. Установление высоких налоговых ставок влечет за собой негативные последствия, а именно, уход предприятий в теневую экономику. Незаманчивым малый бизнес для кредиторов делают слишком высокая доля риска и непостоянство на рынке; невысокий потенциал организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей; недостаток квалифицированных специалистов. Требуются разработанная системная методология малого предпринимательства и особое отношение государства к малому бизнесу.

Таблица 2

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Пензенской области

Сведения Всего Юридические Индивидуальные

лица предприниматели

Всего 46 848 16 137 30 711

Имеющие признак «вновь созданные» 6 968 2 149 4 819

Представившие сведения о производимой субъектом МСП продукции 1 1 0

Микропредприятия 44 638 14 442 30 196

Имеющие признак «вновь созданные» 6 968 2 149 4 819

Участвующие 0 0 0

в программах партнерства

Представившие сведения

о производимой субъектом МСП продукции 0 0 0

Малые предприятия 2 107 1 597 510

Представившие сведения

о производимой субъектом МСП продукции 1 1 0

Средние предприятия 103 98 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеющие признак 0 0 0

«вновь созданные»

Участвующие 0 0 0

в программах партнерства

Представившие сведения

о производимой субъектом 0 0 0

МСП продукции

На сегодня исходя из данных проблем государство придерживается следующих путей решения: улучшение нормативно-правовой базы функционирования малого предпринимательства с целью создания благоприятных

условий для малого бизнеса; модернизация процесса регистрации: осуществление регистрации должно происходить в одном регистрационном ведомстве с ограниченным сроком, в пределах десяти дней; стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Предстоит улучшить поддержку кредитования малого предпринимательства; следует укрепить взаимодействие малых и крупных фирм; образовать кредитные союзы. В настоящее время это единственный финансовый институт, который для большего числа малых предприятий решает проблему доступа к кредиту.

Действенной государственной поддержкой страхования малого сектора экономики будет реализация следующих мер: построение выгодной правовой среды, предоставление государственных гарантий при индивидуальном обеспечении страхования малых предприятий, также формирование и развитие обществ взаимного страхования для того, чтобы, во-первых, возместить пробел страховых услуг для малых предприятий, во-вторых, динамично использовать интересы и капиталы действующих малых предприятий; развитие банка данных по каждому предприятию независимо от формы хозяйствования для того, чтобы оценить уровень привлекательности каких-либо инвестиций.

Содержанием банка данных должна быть бизнес-карта, которая в дальнейшем может стать ключом информации о данных возможностях и условиях инвестирования в образование новых предпринимательских подразделений в каждом регионе, о неэксплуатируемых производственных мощностях, о транспортной системе, объектах незавершенного строительства, свободных трудовых и сырьевых ресурсах, развитии технопарковых и инкубационных структур, взаимосвязи налоговой службы и кредитных учреждений.

Государству необходимо ослабить некоторые функции, в частности, контрольные и административные, стимулировать предпринимательскую деятельность, защищать собственность, права и безопасность предпринимателей.

Следует развивать инфраструктуру для оказания поддержки малому предпринимательству, формировать систему предоставления консультационных услуг разного характера, улучшать систему обучения и повышать квалификацию каждого предпринимателя. В дальнейшем это приведет к стабильности функционирования не только конкретно малого предпринимательства, но и всего бизнеса в стране.

Библиографический список

4. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. — URL: http://smb.gov.ru/

5. Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/

2. Rossiyskaya gazeta . 1995, no. 117.

5. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki . Available at: http://www.gks.ru/

Щеглов Вадим Юрьевич

старший преподаватель, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: sheglov.pgy@mail.ru

Скворцов Алексей Олегович кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: finep63@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338.246: 336.2 Щеглов, В. Ю.

Открытие бизнеса с нуля – процесс не только сложный и трудоемкий, но и необычайно затратный. Ввиду этого государство предоставляет финансовую и методическую помощь новичкам в сфере предпринимательской деятельности, помогая им справиться с первыми сложностями, возникающими в период старт-апа.
Сегодня я расскажу об основных направлениях поддержки малого бизнеса, о том, кто может рассчитывать на помощь и как ее получить.

○ Что собой представляет программа поддержки малого предпринимательства?

Программа поддержки предпринимательства – комплекс мер, направленных на развитие и становление малого бизнеса в России.

Нормативное определение понятие выглядит следующим образом:

«Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ».
(п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Государство предоставляет регионам разрабатывать собственные местные программы помощи субъектам предпринимательской деятельности, поэтому виды поддержки могут несколько отличаться, но в целом они схожи.

Основные формы поддержки, гарантированные малому бизнесу, предусмотрены в ч. 1 ст. 16 Закона № 209-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

✔ Субсидиарная помощь.

Субсидии на предпринимательство предоставляются на основании ст. 78 Бюджетного кодекса. Поддержка в виде субсидий предоставляет собой безвозмездную целевую помощь на покрытие издержек бизнеса и возмещение недополученных средств. Выделяется она из бюджетов различных уровней.

Основные претенденты на получение субсидий:

  1. Граждане, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью. Помощь выделяется на открытие бизнеса при условии, что кандидат на получение денежных средств предоставит хороший бизнес-план.
  2. Граждане, нуждающиеся в поддержке. Субсидирование предоставляется и бизнесменам, ведущим деятельность уже длительное время. Помощь является целевой, поэтому претенденту придется доказать свою нуждаемость в средствах и обосновать свою пользу для региона.

✔ Обучение и переобучение специалистов.

Оказание поддержки осуществляется преимущественно через центры занятости населения. В них проводятся бесплатные тренинги, семинары, лекции.

Обучение проводится:

  1. Для самих предпринимателей. Новоиспеченных бизнесменов учат вести налоговую и кадровую документацию, помогают реализовать на практике бизнес-идеи, информируют о государственных и региональных программах поддержки, рассказывают, где лучше получить кредиты на предпринимательство.
  2. Для персонала. Создаются условия для переподготовки и получения профобразования.

✔ Организация ярмарок и выставок.

Муниципалитеты способствуют продвижению малого бизнеса в виде организаций для них тематических ярмарок и выставок. Так, в зависимости от региональных особенностей, местными органами власти собираются ремесленные, промышленные, сельскохозяйственные ярмарки, на которые приглашают представителей малого бизнеса, занимающихся этими видами деятельности. Такая организация способствует как продвижению товаров, так и формированию специализации отдельных регионов на тех или иных видах промысла, а также повышает культуру населения.

Для малого бизнеса это отличная возможность воспользоваться бесплатными торговыми местами, найти деловых партнеров, перенять опыт у конкурентов.

✔ Консультирование по возникающим вопросам.

Статьей 20 Закона № 209-ФЗ предусмотрено бесплатное консультирование по правовым или экономическим вопросам. Зачастую оно проводится в центрах занятости населения. Также органы местного самоуправления могут создавать специальные консультационные пункты для субъектов малого бизнеса.

✔ Льготная аренда.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 209-ФЗ малому бизнесу органы государственной и местной власти могут предоставлять в пользование и владение:

  • Оборудование и инвентарь.
  • Землю.
  • Строения.
  • Здания.
  • Машины, установки и механизмы.

Аренда может осуществляться на льготных условиях за определенную плату или на бесплатной основе. Главное требование при этом – целевое использование переданного имущества.

Срок договора не может быть менее, чем 5 лет. При этом если договор является платным, то предполагается постепенное ежегодное увеличение арендной платы: в первый год – 40%, во второй – 60%, в третий – 80%, далее – 100% (Постановление Правительства РФ № 645).

○ Как получить помощь?

Если вы решили открыть свой бизнес, то для получения помощи следуйте следующему алгоритму.

✔ Регистрация деятельности ИП.

Если у вас еще не зарегистрировано ИП, вы можете претендовать на получение помощи на регистрацию бизнеса. На сегодняшний день нет фиксированной суммы субсидии, субъекты РФ устанавливают размеры поддержки самостоятельно. Например, в Москве это 10 200 рублей.

Чтобы получить данные средства необходимо состоять на учете в ЦЗН.

После того, как вас зарегистрируют в качестве безработного, приступайте к разработке бизнес-плана. Это обязательный документ, который требуется для участия в различных конкурсах на получение грантов. Бизнес-план должен предусматривать осуществление деятельности в качестве ИП как минимум на год.

После этого следует открыть ИП. Осуществляется это в местном отделении ИФНС. Регистрация занимает 3 рабочих дня.

После оформления ИП позаботьтесь о том, чтобы вас добавили в Единый реестр малых и средних предприятий. Данные должны быть внесены в следующем месяце после регистрации ИП 10-числа (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

✔ Требующиеся документы.

Чтобы получить компенсацию через ЦЗН за регистрационные действия потребуются:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • ИНН.
  • Бизнес-план.
  • Справка об открытии банковского счета.
  • Квитанции, подтверждающие расходы.
  • Выписка из ЕГРИП.

После предоставления всех документов с ЦЗН заключается договор, гражданину компенсируют затраты на регистрацию.

Чтобы получить более существенную помощь, следует принять участие в местных или государственных конкурсах на получение грантов. Для этого проработайте до мелочей свой бизнес-план, составьте резюме и подайте заявку на участие в программе.

✔ Куда обратиться за помощью?

Обратиться можно в местный муниципалитет, где вам расскажут о программах, которые проводятся в вашем регионе.

Кроме того, можно самостоятельно поискать различные проекты и конкурсы. Они могут проводиться государственными комитетами, банками, частными субъектами.

○ Приоритетные направления помощи.

Государство и регионы осуществляют в первую очередь поддержку следующим видам предпринимательства:

  • Сельское хозяйство, переработка с/х продукции.
  • Придорожный бизнес и различные виды хозяйств в отдаленных регионах.
  • Инновации.
  • ЖКХ и бытовое обслуживание.
  • Транспорт и туризм.
  • Социальная сфера.
  • Предприятия, где может применяться труд инвалидов.
  • Строительство.
  • Ярмарочная деятельность.

Также есть сферы, которые не нуждаются, по мнению законодателя, в поддержке. Это бизнес, связанный с алкоголем, табачной продукций, предоставлением кредитов, добычей полезных ископаемых, азартными играми.

○ Советы юриста:

✔ Могут ли рассчитывать на льготы предприниматели, открывающие дело в сфере торговли?

Да. Право на поддержку предприниматели, занимающиеся торговлей, получают в общем порядке. В зависимости от выбранного вида деятельности в регионе проживания соискателя могут вводится те или иные виды помощи. Например, зачастую это налоговые льготы или компенсации на открытие бизнеса. Чтобы получить поддержку необходимо входить в Единый реестр малых и средних предприятий.

✔ Все ли предприниматели получают помощь от государства, если ведут дела в отдаленных поселках и сельской местности?

Действительно, бизнес в селах и отдаленных регионах поддерживается более всего. Ознакомиться с действующими программами можно в Постановлении Правительства РФ № 717. Ими предусмотрена не только поддержка бизнеса, но и предоставление льгот для постройки жилищ. Также в отдаленные регионы проводятся дороги и коммуникации, создаются другие условия для нормальной жизнедеятельности.

Налоговые послабления

При расчете налога на прибыль будут учитывать затраты на маски и тест-системы. Принятый закон, по которому такие расходы, не профильные для большинства предприятий, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Дополнительно

  • Упрощение регистрации новых лекарств

    22.04.2020

  • Временная приостановка проверок малого и среднего бизнеса

    23.04.2020

При определении базы по налогу на прибыль компаний малого и среднего предпринимательства не будут учитываться субсидии, которые они получат из бюджета на преодоление последствий распространения COVID-19.

Также внесены изменения в 44-ФЗ, предусматривающие снижение нагрузки для участников госзакупок: упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контракта. Такая мера сохранит для малых и средних предприятий возможность претендовать на участие в госконтрактах.

Читайте об этом: «Налоговые послабления в связи с распространением коронавируса: кому они помогут?»

Комиссия по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства

Работать Комиссия будет постоянно. Ее главная задача – помощь малому и среднему бизнесу в условиях распространения коронавирусной инфекции и усложняющейся экономической ситуации. Обсуждение проблем будет вестись с представителями бизнеса. Предложения, выработанные в ходе обсуждения, вопросы, возникающие у малого и среднего бизнеса, будут передаваться Правительству через Координационный совет по борьбе с распространением коронавируса.

.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Читайте: «Упрощение регистрации новых лекарств» .

Временная приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получат поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца этого года. Также предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это даст возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия может влиять на их финансовое состояние.

Материал на эту тему: «Временная приостановка проверок малого и среднего бизнеса»

Гособеспечение кредитов на зарплаты

Подробнее

Речь в законе идет о возможности предоставления государственных гарантий РФ, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитным договорам. Предприятия смогут взять кредит для выплаты зарплаты сотрудникам, а государство его обеспечит.

Производство в исправительных учреждениях ФСИН

Разместить производство в исправительных учреждениях станет проще в соответствии с принятым законом. Упрощение позволит трудоустроить заключенных и наладить выпуск востребованной продукции, например средств индивидуальной защиты.

Предоставляется право заключать договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений УИС без проведения торгов, если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися.

Дополнительно об этом: «В исправительных учреждениях будет проще наладить производство масок» .

Обеспечение гибкости бюджетного процесса

Законом устанавливается право оперативного использования накопленных средств ФНБ для замещения недополученных нефтегазовых доходов. Также сняты жесткие рамки по срокам проверки и рассмотрения бюджетной отчетности Счетной палатой и контрольно-счетными органами с учетом невозможности в текущей ситуации проводить выездные проверки. Кроме того, дана возможность направлять дополнительные доходы бюджетов на увеличение расходов, а также возможность финансирования новых направлений расходов без изменения закона о бюджете. Обо всем этом можно подробнее прочитать в материале, который наша редакция подготовила с Председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым Макаров
Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Выделение необходимых средств без поправок в бюджет

Правительство наделяется правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

Обеспечение парламентского контроля

Законом предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде, в которую будет входить семь депутатов от всех фракций и семь членов Совета Федерации. Комиссия будет согласовывать предложения по перераспределению средств или принимать решение о необходимости рассмотрения изменений на пленарном заседании Государственной Думы. Данной Комиссии на 2020 год будут переданы полномочия членов трехсторонней комиссии от Государственной Думы и Совета Федерации.

Читайте общую статью об этом: «Как новый закон обеспечит гибкость бюджетного процесса» .

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Не потребуется в этот период и переоформлять разрешительные документы (лицензии, аккредитации и т. д.) несмотря на истечение сроков действия, срок действия автоматически пролонгируется. Те организации, деятельность которых приостановлена, например в связи с закрытием торговых центров, смогут получить отсрочку внесения арендных платежей.

Правила возмещения затрат туроператорам

Туроператоры смогут возместить затраты из‑за COVID-19. Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил правила предоставления субсидий туроператорам на возмещение затрат из‑за коронавируса, соответствующий документ опубликован на сайте Правительства.

.

Обновление (22.05.2020):

Правительство получит право уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, устанавливать особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице, а также временно приостанавливать обязательства туроператоров по возврату туристам уплаченных денежных сумм.

Туркомпании смогут вместо денег за отмененные из‑за коронавируса поездки выдавать клиентам ваучеры на равноценные путешествия в будущем. Речь идет о договорах, заключенных до 31 марта 2020 года. Порядок их выдачи определит Правительство РФ. Правительство также будет вправе устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, возврата платы за проезд и провоз багажа при ЧС и введении режима повышенной готовности.

Правила предоставления субсидий бизнесу

Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей экономики. Опубликовано соответствующее постановление.

.

1 мая ФНС запустила специальный сервис для выплаты субсидий бизнесу и ИП

Выплаты в размере одного МРОТ (12 130 рублей) будут давать предприятиям малого и среднего бизнеса из перечня наиболее пострадавших отраслей.

.

Поддержка кинотеатров и стоматологий

Кинотеатры и стоматологические клиники смогут оформить временное освобождение от платежей за аренду федерального имущества. Такое постановление подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин 28 апреля.

.

Авансы по госконтрактам подняли до 50%

Предприятия и компании, занимающиеся поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг для госнужд, смогут получить в качестве аванса до 50% от цены контракта. Ранее ограничение по размеру авансов для исполнителей госконтрактов составляло 30%.

Об этом в материале .

  • Владимир Путин озвучил дополнительные меры по поддержке бизнеса

    11.05.2020

  • Вводятся госгарантии для предприятий, пострадавших от коронавируса

    13.05.2020

  • Выделено 23,4 млрд рублей на поддержку российских авиакомпаний

    14.05.2020

  • Арендаторы смогут расторгнуть договор аренды без штрафов

    22.05.2020

  • Новые меры поддержки: помощь самозанятым

    23.05.2020

  • Налоговые послабления для НКО и ИП

    23.05.2020

Госгарантии для пострадавших от коронавируса предприятий

Правительство сможет предоставлять госгарантии на любых условиях, не противоречащих Бюджетному кодексу, без необходимости внесения специальных изменений в Закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Также вводится новый вид госгарантий – в пользу одного бенефициара по обязательствам нескольких юридических лиц (принципалов). Такой механизм ориентирован на оказание массовой поддержки.

Читайте об этом в материале: «Вводятся госгарантии для предприятий, пострадавших от коронавируса» .

Субсидия для запуска программы льготного кредитования по ставке 2%

Банкам, присоединившимся к льготному кредитованию бизнеса и НКО по ставке 2%, будет выделено 5,7 млрд рублей на возмещение недополученных доходов. Такое распоряжение утвердило Правительство.

Поддержка российских авиакомпаний

Выделено 23,4 млрд рублей на поддержку российских авиакомпаний. Субсидии помогут авиаперевозчикам пережить сложный период и сохранить персонал.

Об этом читайте в материале .

Помощь для бизнеса и НКО при выплате долгов по аренде госимущества

Бизнес и НКО смогут выплачивать долги по аренде госимущества в течение двух лет. Кроме того, на три месяца – до 1 октября 2020 года – продлевается отсрочка по платежам за аренду госимущества. Такое распоряжение утвердило Правительство.

Обновление (22.05.2020):

Поддержка арендаторов

Малые и средние компании, работающие в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса, получат право досрочно расторгать договоры аренды до 1 октября 2020 года без возмещения убытков в виде упущенной выгоды. При этом обеспечительный платеж останется у арендодателя. Кроме того, такое расторжение возможно, если арендатор обратился к арендодателю с предложением о снижении арендной платы, и ему в этом было отказано.

Читайте об этом в статье: «Арендаторы смогут расторгнуть договор аренды без штрафов» .

Поддержка МСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства получат право на отсрочку выкупных платежей на срок от шести месяцев до одного года, в случае приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества. Ранее было принято решение дать возможность МСП приобретать муниципальное и государственное имущество.

Также субъекты МСП смогут уплачивать штраф в течение 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При этом это не касается штрафов, связанных с нарушением антикоронавирусных мер.

.

Поддержка самозанятых

Самозанятые граждане смогут использовать полученный ими по поручению Президента РФ налоговый капитал в размере 1 МРОТ (12 130 рублей) как для уплаты новых налогов, так и для погашения задолженности по ним. Капитал можно будет использовать и в 2021 году, если предприниматель не успеет потратить его в течение текущего года.

Также принятым 27 мая Государственной Думой законом предлагается распространить на самозанятых отдельные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прежде всего финансовую, имущественную, информационную, консультационную и образовательную.

Речь идет в том числе о финансовой и имущественной поддержке — это аренда муниципального имущества по льготным ставкам, льготные кредиты, субсидии и гранты на открытие и развитие бизнеса, доступ к навигатору готовых правовых и бизнес-решений, который поможет занять свою нишу, и бесплатным обучающим семинарам, в том числе дистанционным.

Поддержка ИП

Снизятся налоговые издержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с коронавирусом. Их затраты на приобретение имущества для предотвращения распространения, а также диагностики и лечения инфекции будут отнесены к расходам, связанным с производством.

Речь идет об имуществе, безвозмездно переданном медорганизациям, органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В составе налогооблагаемых доходов не будет учитываться списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов.

Кроме того, для ИП — не работодателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших сферах, будут установлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года — 20 318 рублей.

Статья по данной теме: «Налоговые послабления для НКО и ИП» .

Поддержка социально ориентированных НКО

Субъекты малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей и социально ориентированные НКО будут освобождены от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года.

.

Расширение списка отраслей экономики, пострадавших от последствий распространения COVID-19

Пассажирские перевозки железнодорожным, а также морским и внутренним водным транспортом включены в список отраслей, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Постановление об этом 28 июня подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Выдача субсидий для бизнеса на профилактику COVID-19

Заявку на выплату можно подать через личный кабинет налогоплательщика с 15 июля по 15 августа. У организации, претендующей на субсидию, не должно быть недоимки по налогам и страховым взносам, превышающей 3 тыс. рублей, она не может проходить процедуру ликвидации или банкротства.

На субсидию могут рассчитывать те, кто ведет бизнес в сфере гостеприимства, бытовых услуг, общепита, спорта и дополнительного образования, а также социально ориентированные некоммерческие организации. Ее размер составит 15 тыс. рублей на первоначальные расходы и еще 6,5 тыс. рублей на каждого сотрудника по численности на май 2020 года.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов будет продлен до 7 января 2021 года включительно. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Решение, которое было анонсировано на заседании Правительства 1 октября, распространяется на компании и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей, в том числе на гостиничный бизнес, предприятия общепита, негосударственные образовательные учреждения, сферу бытовых услуг, непродовольственную розницу. Срок прежнего моратория, действовавшего в течение шести месяцев, истекает 6 октября.

.

Статья обновляется.

Заходите в наш новый раздел «Меры поддержки в условиях COVID-19».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *