Подарочный сертификат закон о защите прав потребителей

  • автор:

Ольга Широкова

Юрист Европейской Юридической Службы

специально для ГАРАНТ.РУ

В наше время вопрос «Что подарить?» стало решить намного проще, чем 10 лет назад. Так, например, проблема выбора сегодня решается с помощью приобретения подарочного сертификата. Определяетесь с магазином, суммой подарка и вручаете красивый конверт виновнику торжества. Однако и тут может что-то пойти не так… Например, не удалось посетить праздник или именинник заболел, уехал, не попал в магазин в указанные в сертификате даты, а то и вовсе пришел и ничего подходящего для себя не выбрал. И тут встает вопрос: можно ли обменять подарочный сертификат на равнозначную денежную сумму? И как это можно сделать?

Понятийный аппарат

Для начала попробуем разобраться, что такое подарочный сертификат (или подарочная карта). Это, по сути, документ, подтверждающий оплату товаров или услуг на определенную сумму – авансовый платеж. Деньги за него получены, а товар еще не отдан. В документе обычно указывается денежный эквивалент, правила использования, срок действия и иногда другие нюансы, которые нужно знать владельцу – например, возрастные ограничения или количество участников (если речь идет о развлекательном мероприятии).

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие подарочного сертификата, так же, как и нет конкретных норм права, которые регулировали бы спорные вопросы, связанные с ним.

В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар или оказать услугу, не связанные с предпринимательской деятельностью, а покупатель – оплатить.

Но в случае с подарочным сертификатом, который является лишь авансом будущей оплаты товара, продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения. В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) до момента, пока товар не передан покупателю или не оказана услуга, договор купли-продажи будет считаться не заключенным. В ст. 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса. Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги). Вы вправе, например, мотивировать свой отказ от сертификата тем, что в магазине нет подходящей вещи или услуги. В этом случае продавец не может исполнить свои обязательства по договору купли-продажи, а покупатель, в свою очередь, вправе потребовать возмещения. По аналогии вы также вправе воспользоваться сертификатом частично в разное время.

В случае если сертификат приобретался третьим лицом по безналичному расчету, то в данной ситуации предъявителю возвращаемого сертификата рекомендуется указать в заявлении на возврат свои банковские реквизиты. Ведь даже у фактического приобретателя сертификата к моменту возврата могут измениться банковские реквизиты.

В соответствии со ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей номинал сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления.

При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег, что закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, а также в ст. 493 ГК РФ, которые будут применяться по аналогии с общими нормами, применяемыми к договору розничной купли-продажи. Потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Вернуть сертификат может не только тот, кто его приобретал, но и тот, кто получил его в подарок.

Ситуация: вы сдаете в магазин сертификат, купленный вами.

Для этого необходимо обратиться с письменным требованием о возврате сертификата и денежных средств, указать реквизиты банковского счета, с которого был оплачен сертификат, либо иные банковские реквизиты. В случае отсутствия банковских реквизитов просите произвести возврат денежных средств наличными.

Ситуация: вы сдаете в магазин сертификат, подаренный вам

Вы также обращаетесь с письменным требованием о возврате сертификата и денежных средств, указываете свои реквизиты банковского счета. В случае отсутствия банковских реквизитов просите произвести возврат денежных средств наличными.

Напомним, из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что делать, если продавец отказывается возвращать денежные средства?

Если продавец отказывается возвращать деньги или оставляет претензию без ответа, потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, прокуратуру, а также в суд. Рассмотрение жалобы в первых двух случаях в соответствии с действующим законодательством составляет 30 дней.

Что касается судебного процесса, то точные сроки решения вопроса указать сложно – обычно это занимает несколько месяцев.

Напомним, что в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в своем Определении от 13 октября 2015 г. № 57-КГ15-7 пришла к окончательному выводу, что подарочный сертификат является авансом будущей оплаты товара, работы или услуги, а потому к правоотношениям в этой сфере применимы положения Закона о защите прав потребителей. В связи с этим, при неиспользовании сертификата держателем потенциальной возможности получения товара или услуги, уплаченные за сертификат денежные средства, подлежат возврату, так как уплаченная за него сумма является неосновательным обогащением.

На сегодняшний день примеров судебной практики довольно много, и она в большинстве случаев положительная. Например, апелляционное определение Ленинского районного суда г. Иваново от 2 ноября 2017 г. по делу 11-40/17, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 июня 2016 г. по делу № 33-5400/2016 и др.

Также хочется обратить внимание, что магазины, безусловно, вправе самостоятельно утверждать условия выпуска подарочных сертификатов и определять собственные правила их оборота. Но в случае, если в правилах пользования сертификатом указывается, что приобретенные подарочные карты не подлежат возврату, имеют срок для их предъявления, либо стоимость сертификата должна быть использована в полном объеме, иначе не потраченная часть суммы не подлежит возврату – это прямое нарушение прав потребителя.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Поэтому отказ со стороны продавца вернуть деньги из-за истечения срока действия сертификата, наличия условий о невозвратности сертификата и т. д., ссылаясь на свои правила выпуска, являются неправомерными.

Более того, потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор о привлечении продавца к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП, а именно включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Данная позиция также отражена в Определении ВС РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522. Такие же разъяснения опубликованы на официальных сайтах Роспотребнадзора различных регионов.

Подарочные карты и сертификаты это прекрасная возможность для клиентов сделать своим близкий неординарный подарок, а для компаний – лишний раз напомнить о себе потенциальным покупателям. Кроме того, подарочные карты и сертификаты способствуют продвижению бренда, а также росту продаж услуг и товаров.

Особой популярностью подарочные карты и сертификаты пользуются в праздничные дни: новогодние и рождественские праздники, 8 марта и 23 февраля.

Особенности подарочных карт и сертификатов

Поскольку подарочные карты и сертификаты относятся к категории сувениров, требования к их дизайну намного выше, чем к бонусным, дисконтным или даже клубным картам. Согласитесь, намного приятнее подарить красиво оформленный подарок, чем простую пластиковую карту, даже если она дает возможность приобрести товар или услугу на большую сумму.

Именно поэтому подарочные карты и сертификаты, как правило, вклеиваются в открытки или кардхолдеры, дизайн которых отображает специфику деятельности компании или приурочивается к определенной праздничной дате. При этом кардхолдер может быть как сдержано благородным, так и достаточно оригинальным. Например, таким, как на видео, расположенном ниже.

Где востребованы подарочные карты и сертификаты?

Поскольку с помощью подарочных карт и сертификатов можно подарить любой товар или услугу, данный вид сувенирной продукции востребован практически во всех торгово-сервисных сферах. Например, достаточно часто подарочные карты и сертификаты самого разного номинала предлагают салоны красоты, спортивные клубы, магазины парфюмерии и брендовой одежды/обуви, кафе и рестораны.

Кроме сертификатов с денежным номиналом большой популярностью пользуются и «впечатления в подарок». К нам часто обращаются за изготовлением карт на прохождение квестов, полеты в аэродинамической трубе или мастер-классы в различных творческих мастерских. Поводов для приобретения подарочных сертификатов каждый день находится великое множество, а «Маджента» находит еще больше вариантов, как сделать такие карты по-настоящему уникальными и праздничными.

Многие салоны красоты или бутики дарят своим первым клиентам сертификаты в качестве комплимента. Некоторые компании заказывают единичные тиражи карт с крупным номиналом для VIP-персон.

Утром деньги — вечером стулья

Различные маркетинговые исследования говорят о том, что подарочные карты и сертификаты несут в себе не только «рекламную», но и финансовую выгоду. В частности, как показала практика «обналичивать» подарочные карты приходят только 80% людей. Остальные 20% либо не успевают вовремя (в указанные на карте сроки) воспользоваться сертификатом, либо вообще о нем забывают. То есть, компания получает утром деньги, а вот отдавать вечером стулья приходится не всегда.

Помимо этого, дополнительная финансовая выгода заключается в том, что:

  • во-первых, большая часть людей выбирает товар/услугу, цена которого ниже указанного на карте номинала;
  • во-вторых, многие люди тратят на 15-55% больше средств, чем предусмотрено подарочной картой.

Как организовать учет подарочных карт и сертификатов

Чтобы подарочные сертификаты принесли компании не только моральное удовлетворение, но и ощутимую финансовую выгоду, необходимо правильно организовать учет использования карт. Сделать это можно с помощью таких инструментов идентификации, как баркоды, магнитные полосы или скретч-слои, которые наносятся на каждую карту.

Подарочные карты и сертификаты изготавливаются с номерами не по порядку, а со случайным значениями

При этом срок действия подарочной карты и сертификата лучше всего ограничить. Особенно если речь идет о предоплате за определенную услугу – фотосессию, прогулку на лошадях, или СПА-процедуру. Ведь через какое-то время стоимость услуги может измениться, и сумма, уплаченная за подарочную карту, не сможет покрыть расходы на оказание предоплаченного сервиса.

Заказать подарочные сертификаты и картхолдеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *