Почему в карусели перестали продавать алкоголь

  • автор:

Фото: iStock

Крупные торговые сети, включая «Пятерочку», «Перекресток» и «Карусель», массово получили отказы в продлении или выдаче лицензий на продажу алкоголя, пишет «Коммерсант». Регуляторы объясняют это наличием у супермаркетов неоплаченных штрафов. Представители ретейла считают, что сроки оплаты задолженностей на момент отказов еще не истекли.

Сложившаяся ситуация может привести к тому, что магазины лишатся прав продавать крепкие напитки в течение полугода — из-за этого торговые сети потеряют 15% всей выручки. Представители Минпромторга пообещали решить проблему поправками к законодательству, однако их принятие может затянуться.

Супермаркеты начали сталкиваться с проблемами выдачи алкогольных лицензий во второй половине 2019 года, рассказал источник «Коммерсанта». Он подчеркнул, что связано это с поправками к закону «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» — из-за них основанием для приостановки лицензий может быть наличие у магазина неоплаченных штрафов в сфере оборота спиртного.

Читать также

Как устроен бизнес сети «Красное& Белое»: исследование Inc.

Только в Москве и Подмосковье торговые сети ежемесячно получают около 15 отказов в выдаче или продлении алкогольной лицензии, в регионах ситуация еще хуже, рассказал источник «Коммерсанта». Наличие подобной проблемы подтвердили в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и в Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит», «Ленту», Auchan, Metro).

Чтобы разрешить ситуацию, представителям сетей приходится повторно обращаться к регулятору после оплаты штрафов — только так можно внести в систему сведения о погашении задолженности. Этот процесс занимает около полугода, в течение которых магазины вынуждены приостанавливать продажу алкоголя, рассказал собеседник газеты.

В Минпромторге признают наличие проблемы и считают, что она требует «срочного решения».

Ранее Inc. рассказывал, что правительство хочет запретить продавать алкоголь в некоторых кафе и барах. Речь идет о законопроекте, который запрещает продажу алкоголя в барах и кафе с залами обслуживания до 20 кв. м, расположенных в жилых домах.

Подпишитесь на Inc. в удобном вам сервисе: Facebook, VK, Telegram, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Google News или OK.

Данара Курманова, Sputnik.

Сокращение деловой активности ударило по всем странам мира, из-за транспортных ограничений, прежде всего, снизились продажи топлива и нефтяных продуктов. Для стран-членов ЕАЭС сырьевой сектор – один из самых важных в категории экспорта. Поэтому в ЕЭК ожидают, что для Союза год закончится спадом ВВП.

«Мы видим снижение ВВП по всему миру. В Еврозоне ожидается снижение более 8%, в США – 4,3%, что касается Евразийского экономического союза, мы ожидаем, что закончим год со спадом 3,2%. Да, спад ниже, чем у других, и все-таки это спад, а не рост», — заявил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

© Sputnik Вячеслав Шарапов

Данный прогноз уже отчасти подтверждают показатели экономики Кыргызстана за первые 9 месяцев текущего года.

«Спад составил минус 6%, — рассказал министр экономики республики Санжар Муканбетов. – Наблюдается и отток прямых иностранных инвестиций. Правительство подготовило антикризисные планы, однако политические события в октябре (протесты и политический кризис после выборов в парламент – ред.) также негативно отразились и будут отражаться на экономике Кыргызской республики. До конца года предполагается спад до 8%».

Исключением не стала и Беларусь, где за 9 месяцев снижение ВВП составило 1,3% Больше всего сократились белорусские поставки нефтепродуктов и калийных удобрений за рубеж. Об этом рассказал первый заместитель Министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов.

«Мы не практиковали локдаун (закрытие предприятий целого ряда сфер экономики – ред.), но из-за ситуации на ключевых рынках экспорт снизился на 16%, и большое падение произошло на западном направлении», — сообщил он.

Экспорт растет

Несмотря на пандемию, рост несырьевого экспорта из стран ЕАЭС составил 2,5%. По словам Андрея Слепнева, с начала года производство агропродовольственной продукции выросло на 5%. При этом экспорт подсолнечного масла увеличился на 40%, а экспорт сахара возрос почти в 9 раз.

Более чем в 2 раза выросли поставки мяса птицы, и значительную роль здесь сыграл Китай. «Рост поставок мяса птицы в Китай вырос в 3,6 раза. Надеемся на скорое решение и по поставкам безопасной в ветеринарном отношении свинины», — отметил член ЕЭК.

Сотрудничество с Китаем способствует и развитию электронной торговли в Казахстане, считает министр торговли и интеграции республики Бахыт Султанов. По его словам, в прошлом году 50 казахстанских компаний при поддержке властей страны стали членами ведущей торговой площадки Китая Alibaba.com. Данные компании получили статус «Золотого поставщика» и смогли заключить экспортные контракты на общую сумму 1,7 млн долларов.

Китай поможет стабилизации?

КНР является крупнейшим торговым партнером для Союза. 20% товарооборота ЕАЭС приходится на торговлю с Китаем. По данным министра РК Бахыта Султанова, в 2019 году товарооборот ЕАЭС и Китая составил 133 млрд долларов.

© CC0 / jette55 /

«С января по август торговля несколько снизилась, но эти темпы снижения меньше, чем у других стран, — сказал заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь. – В тот же период инвестиции Китая в Союз росли вопреки тенденциям и достигли 710 млн долларов, показав рост на 7,9%».

По мнению министра КР Санжара Муканбетова, стратегически важно строительство железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном, это позволит расширить экспортный стран-участниц.

Бороться с последствиями пандемии в зоне ЕАЭС удается еще и благодаря сотрудничеству государств-членов Союза. Как рассказал Андрей Слепнев, ЕЭК оперативно реагировал на кризисные явления, создавая зеленые коридоры для импорта критически важных товаров и уделяя особое внимание продовольственной безопасности в ЕАЭС.

«Безусловно, коронавирус – это вызов, но международная экономика постепенно адаптируется. Массовых карантинных режимов и повальных локдаунов уже не наблюдается. Пандемия стала катализатором изменений в логистике, осмыслении рисков международных кооперационных цепочек и цифровизации. У нас насыщенная повестка торговых переговоров. Мы укрепляем связи с Индией, Китаем, Ираном, странами Африки и открыты взаимодействию с Европейским Союзом», — заявил Слепнев.

Минфин кардинально пересмотрел свой подход к легализации продаж алкоголя в интернете. По новому замыслу чиновников, от онлайн-торговли до 2021 года будут отстранены одни из инициаторов этой реформы — ретейлеры Читать в полной версии Фото: Alessandro Garofalo / Reuters

Минфин подготовил новую версию законопроекта, разрешающего продажу алкоголя в интернете. Обновленный вариант документа опубликован на сайте regulation.gov.ru.

Министерство, в частности, отказалось от поэтапной легализации онлайн-торговли. Ранее планировалось, что с января 2018 года будет разрешена продажа в интернете пива, медовухи и марочных вин, а с января 2019-го — уже и крепкого алкоголя. Теперь Минфин предлагает разрешить со следующего года торговлю в Рунете любым алкоголем независимо от крепости напитка. При этом чиновники готовы пойти навстречу онлайн-продавцам пива, сидра, медовухи и пуаре — они по замыслу чиновников смогут торговать этими напитками без специальной лицензии на интернет-продажу алкоголя (в офлайне на продажу этих напитков лицензия также не требуется). Таких продавцов внесут в специальный реестр, вести который будет Росалкогольрегулирование. «Дистанционная торговля должна быть открыта одновременно для всех видов алкогольной продукции», — соглашается с идеей Минфина директор по корпоративным отношениям Diageo в России Елена Кузнецова.

Однако, как следует из обновленного законопроекта, круг онлайн-продавцов на первом этапе будет сужен. Право на интернет-торговлю алкоголем в первые четыре года будет только у действующих производителей алкоголя и оптовиков. Как сказано в законопроекте, «лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания», — иными словами, ретейлеры и рестораторы — смогут продавать спиртное через интернет лишь с 1 января 2021 года.

Именно ретейлеры выступали одними из инициаторов легализации онлайн-продаж алкоголя. В конце 2016 года, как сообщал «Коммерсантъ», X5 Retail Group, «Ашан», «Метро Кэш энд Керрри», «Утконос», Simple и другие розничные продавцы подготовили план такой интернет-торговли: склад интернет-магазина оборудуется универсальным транспортным модулем ЕГАИС и встает на учет в Росалкогольрегулирование, а доставку товара осуществляет только штатный курьер такого магазина.

В 2016-м розничные продажи в России всех спиртных напитков снизились, свидетельствуют данные Росстата. Пива (без учета пивных коктейлей) — на 3,7%, до 780,6 млн декалитров, водки и ликеро-водочных изделий — на 0,6%, до 96,6 млн декалитров; тихих вин — на 2,3%, до 84,9 млн декалитров, шампанских и игристых вин — на 6,9%, до 22 млн декалитров. Через магазины продается около 97% всего алкоголя, через сегмент Horeca (бары, рестораны, кафе, отели и т.п.) — лишь 3%, оценивает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

В пресс-службе Минфина появившуюся отсрочку для ретейлеров и рестораторов объясняют их большим количеством: сначала механизм интернет-торговли протестируют на производителях и оптовиках, а потом распространят «на более широкий круг».

Эта отсрочка станет неприятным сюрпризом для ретейлеров, которые рассчитывали на участие в программе уже с 2018 года, констатирует предправления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. Это будет ударом для ретейлеров, соглашается на условиях анонимности представитель одной из розничных сетей, поясняя, что в концепции интернет-продаж некоторых крупных игроков наверняка делалась ставка на алкоголь, так как это высокомаржинальный продукт.

О намерении развивать на основе известного бренда современный онлайн-супермаркет заявлял, к примеру, менеджмент «Перекрестка». Этот проект стартовал в 2017 году, указано в отчетности X5 Retail Group, владельца «Перекрестка». У сети «О’кей» онлайн-продажи в 2016-м выросли на порядок, до 661 млн руб., через интернет было продано почти 1,5 тыс. т продуктов, сообщал этот ретейлер.

Впрочем, ретейлеры зачастую сегодня выступают еще и как оптовики. Правда, доля таких оптовых продаж у них невелика: например, у «Магнита» они в первом полугодии 2017 года равнялись почти 5,8 млрд руб., что соответствует лишь 1% всей выручки сети. Возможно, организация, имеющая лицензию и на розничную, и на оптовую продажу алкоголя, сможет получить лицензию на интернет-торговлю, полагает Андрей Карпов.

В пресс-службах X5 Retail Group, «О’кей» и «Магнита» не ответили на запрос РБК.

Рестораторы по поводу предложенной Минфином отсрочки на интернет-продажу не переживают. «Доставка алкоголя вместе с едой была бы хорошей возможностью, но бороться за это сегодня не стоит, так как в отрасли есть более глобальные задачи», — считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

В мире в интернете алкоголь покупают в среднем 8% потребителей спиртного, утверждают аналитики Profitero на основе опросов исследовательской компании Nielsen (30 тыс. респондентов в 63 странах, осень 2016 года). Больше всего онлайн-продажи спиртного развиты в Китае (27% всех потребителей), Японии (22%) и Великобритании (21%). В России, где интернет-магазины сейчас работают незаконно, этот показатель равен, по данным Profitero, 4%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *