Почему Россия асимметричная федерация

  • автор:

Симметричная федерация — федерация, которая характеризуется равноправием субъектов.Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено полное равноправие субъектов федерации, однородных по природе и разных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса.

Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов.

Российская Федерация является асимметричной. В нее входят как края, области и города федерального значения, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа. Говоря об асимметричности федерализма в России, стоит иметь в виду, что

Российская Федерация является ≪глубоко≫ и всесторонне ассиметричной, то есть

асимметричность российского федерализма проявляется в различных сферах

государственной деятельности; правовой, властной, бюджетной, экономической

и т.д. Таким образом, асимметричность федерализма-в Российской Федерации —

это явление многогранное, представляющее реальную угрозу основам государственного строя. Правовая асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции РФ и в

основных законах субъектов РФ. В связи с установленным в ст. 5 Конституции

РФ различным статусом субъектов Российской Федерации республики относят- ся к числу национально-государственных образований, края, области и города

федерального значения — к числу административно-территориальных единиц, а

автономная область и автономные округа — к числу национально-территориальных образований. Такое разнообразие правового положения субъектов территориального устройства РФ порождает ряд проблем практического и теоретического характера: проблему правового равноправия субъектов РФ, суверенитета и самоопределения народов, проблему асимметричности конституционного статуса субъектов и т. д. Кроме того, асимметричность Российской Федерации еще более усложняется и. фактом существования в России сложносоставных субъектов

На основе типологии политических режимов Х. Линца проанализируйте российский политический режим по уровню идеологизации, конституционности, мобилизации масс, степени централизации власти. Сделайте вывод о типе российского политического режима.

Характеристики режима Российский политический режим
Идеологизация Нет четко разработанной руководящей идеологии. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Конституционность Имеется Конституция, с закреплёнными нормами и правами. Но Конституцию соблюдают не все. Поэтому в стране процветает коррупция, преступность и т.д.
Мобилизация масс Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев.
Централизация власти Мнимое право власти народа.

Вывод:

_ Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Ана­литики характеризуют эту систему терминами «автори­тарная демократия», «режимная система», связывая ее воз­никновение со слабостью государства и незрелостью граж­данского общества.

В рамках российской политической системыуживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Выделите признаки и условия формирования сообщественной демократии согласно концепции А. Лейпхарта. Сделайте вывод, возможна ли в России сообщественная демократия?

Лейпхарт определяет сообщественную демократию, указав четыре ее главных признака. Он их делит на два главных и два вспомогательных. К главным относится «большая коалиция» (политические лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной в рамках большой коалиции)и «автономия сегментов» (самоуправление меньшинства в сфере своих исключительных интересов). Признаки вспомогательные, но значительно усиливающие главные – пропорциональность (как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств распределения государственного бюджета и высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами)и право вето (Главная цель права вето меньшинства состоит в защите интересов меньшинства: оно наделяет каждый сегмент правом самостоятельно защищать себя).

В РФ возможна сообщественная демократия, так как государство делится на субъекты. В связи с этим, происходит распределение постов в государственном аппарате и средств распределения госбюджета. Более того, каждый субъект имеет высокую степень автономности в управлении своими внутренними делами. Что касается «большой коалиции», то этого в РФ на данный момент нет.

Конституционное право России — асимметричная федерация

асимметричная федерация модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации. А.ф. характеризуется наличием в ее составе субъектов: а) обладающих различной государственно-правовой природой (к примеру, республики и иные субъекты в составе РФ); б) как являющихся формой самоопределения наций, так и выражающих интересы местного населения (региона) без учета национального фактора; в) базирующихся на разных правовых основаниях (в частности, в Индии штат Джамму и Кашмир имеют свою конституцию, остальные штаты не имеют конституций); г) население которых по сравнению с другими территориями не всегда обладает равным представительством в органах федерации. Так, в Сенате Бельгии группа сенаторов от сообщества включает по десять сенаторов от Фламандского Совета и от Совета Французского сообщества, но только одного от Совета Немецкоязычного сообщества (в силу его малочисленности).

Большинство современных федеративных государств являются федерациями симметричными с элементами асимметрии. Это федерации, в которых все субъекты признаются однородными по природе и статусу (Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария и др.). В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила (оговорки), не касающиеся различий государственно-правовой природы субъектов федерации, но лишь затрагивающих отдельные элементы конституционного статуса. Различают два вида А.ф.: 1) федерация, в которой ее субъекты юридически и фактически сохраняют значительные особенности (к числу таковых относится Российская Федерация); 2) федерация, в которую наряду с ее субъектами входят и иные территориальные образования федеральные территории особые административно-территориальные образования без права автономии и представительства в федеративных органах; федеральный округ административно-территориальное образование, на территории которого расположена столица федерации; федеральные владения мелкие, малонаселенные, иногда ненаселенные территории, чаще всего прибрежные острова.

Россия относится к первой из отмеченных моделей А.ф. Юридическое разнообразие ее субъектов проявляется в их названии, сохраняющейся специфике конституционно-правового статуса и др. В частности, значительные особенности сохраняют республики. По Конституции РФ за ними сохранены название государств, право учреждать республиканское гражданство. Только республики имеют свои конституции, в то время как остальные субъекты уставы. Существенны и фактические особенности. Субъекты РФ различаются по величине территорий, численности и плотности населения, его национальному составу. Таким образом, Российская Федерация является уникальной (единственной в своем роде) А.ф.: разные по природе субъекты наделены равными правами и обязанностями.

Кроме того, принято выделять: 1) ограниченно асимметричные федерации различия касаются правосубъектности однородных по природе и идентичных по названию субъектов федерации (к примеру, Индия, где существует градация между штатами по их правам и обязанностям); 2) абсолютно асимметричные федерации, характеризующиеся наличием разных по природе территориальных образований с различным объемом полномочий (к примеру, Танзания, которая по Конституции 1997 г. имеет в своем составе разнородные субъекты Таньганьику и Занзибар).

(В.Ч.)

Лекция № 8

Судебная система

Судебная власть – ветвь государственной власти в России, основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Правосудие – деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства дел, правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Основная нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы осуществления судебной власти заложены в гл. 7 Конституции:

1. законность;

2. самостоятельность;

3. независимость, несменяемость и неприкосновенность судей;

4. равенство всех перед законом и судом;

5. состязательность и равноправие сторон во время судопроизводства;

6. участия граждан в отправлении правосудия;

7. гласность.

Судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд РФ, 2. Верховный Суд РФ, Верховные (у нас областной) Суды субъектов РФ, районные, военные и специализированные суды, 3. Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

Субъекты РФ – территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определённой государственной самостоятельностью. Они не наделены государственным суверенитетом и не имеют права на односторонний выход из состава РФ (право сецессии).

В составе РФ находятся субъекты 5 видов: республики, автономная области, автономные округа, города федерального значения, края, области.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ, но только республики характеризуются в качестве государств (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), остальные субъекты РФ оцениваются как государственно-территориальные образования.

Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на принципах:

1. равноправия субъектов;

2. государственной целостности РФ;

3. единства системы государственной власти;

4. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

5. равноправия и самоопределения народов в РФ;

6. верховенства Конституции и законов на всей территории РФ;

Признаки государственной самостоятельности субъектов РФ:

1. Невозможность изменения статуса субъекта РФ без его согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);

2. самостоятельное принятие субъектами РФ собственных учредительных актов и обычных законов;

3. субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют собственное наименование;

4. субъекты РФ обладают собственной территорией (однако не включает внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство – ч. 1 ст. 67 Конституции РФ);

5. субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью (осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств и т.д.);

6. согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

7. субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью, основу которой составляют имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов, имущественные права субъекта.

Федерализм и Конституция Российской Федерации



В основе российского федерализма лежат глубокие социально-экономические, исторические, этнические и геополитические корни. Его сущность составляют государственная целостность, принцип единства государственной власти, самоопределение и равноправие народов, а также разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации, в состав федерации входят три типа субъектов: республики (национально-государственные образования); области, края и города федерального значения (административно-территориальные образования); автономная область и автономные округа (национально-территориальные образования). Таким образом, Российская Федерация образована 89 субъектами: 6 краев, 21 республика, 49 областей, автономная область и 10 автономных округов, а также Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения .

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе. Если края и области имеют территориальный принцип, то республики, автономные округа и области построены на национальном принципе. Между тем, в таких национальных образованиях, как республика Алтай, Саха (Якутия), Коми и др. коренное национальное население, к сожалению, не составляет большинства.

Россия представляет собой ассиметричную федерацию, то есть, полномочия и правовое положение ее субъектов в значительной степени не равнозначны и не унифицированы. Положение республик можно назвать более «привилегированным» по сравнению с краями и областями. Например, в конституциях республик а также в рамках договоров с Российской Федерацией о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения закреплены такие институты, как суверенитет, гражданство, предусмотрено создание Конституционного суда, а Республика Татарстан, например, имеет статус ассоциированного члена Российской Федерации.

При наличии значительных различий субъекты Российской Федерации характеризуются следующими общими чертами:

− наличием конституций и других уставных документов, в которых установлена их компетенция и правовое положение;

− официальным представительством в федеральных органах власти;

− самостоятельным установлением механизма государственной власти согласно конституционным нормам Российской Федерации, а также общим принципам организации исполнительных и представительных органов государственной власти;

− собственным законодательством и бюджетом;

− частичной международной правосубъектностью;

− собственной символикой;

− правом заключать договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и регионом .

Процедура и основные условия принятия образования и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта установлены в Федеральном конституционном законе № 6-ФКЗ от 17. 12. 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» .

Некоторое влияние на государственное устройство страны оказывает Указ Президента России № 849 от 13. 05. 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», в котором утвержден перечень из семи федеральных округов и принято Положение о полномочных представителях в округах. Эти округа с единой столицей объединяют входящие в их границы субъекты Российской Федерации. Создание округов вряд ли противоречит федеративному устройству российского государства, но способно частично нивелировать федеративную асимметрию через установление общих для всех каналов обратной связи с федеральной исполнительной властью .

Федерализм закреплен в качестве одной из основ конституционного строя России. Смысл этого понятия раскрыт в преамбуле Конституции РФ и в рамках основного текста (статьи 1, 4, 5, 65, 68 и др.). Являясь отражением сущностных признаков государственности, конституционный строй представляет собой юридический каркас, на котором строится правовое государство.

Принцип федерализма является не просто одним из принципов государственного устройства.

Федерализм российского государства представляет собой конституционную основу исторически сложившегося единства народов, проживающих на территории Российской Федерации и выражающих добровольное желание сохранить это единство. Федерализм является юридической гарантией целостности Российской Федерации и входящих в ее состав территорий и республик .

Своеобразие современной конституционной модели российского федерализма заключается в том, что она объединяет территориальные и национальные начала. Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город федерального значения. В ст. 65 Конституции дан перечень всех субъектов Российской Федерации. Сам термин «субъект российской Федерации», употребляемый в Конституции РФ, в советских конституциях не применялся. Впервые он появился в 1991 г. в текущих законодательных актах, а затем — в тексте Протокола к Федеративному Договору.

В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия субъектов федерации, независимо от их территории, вида, уровня социального и экономического развития и численности населения. Очевидно, что субъекты российской Федерации по объективным причинам характеризуются большим разнообразием и фактически не могут быть равными. Асимметричность федерации обусловлена ее историческим развитием. Таким образом, закрепление равноправия субъектов вне зависимости от их реального неравенства носит универсальный характер. Статья 5 Конституции РФ закрепляет равноправие в качестве принципа российского федерализм в трех значениях: равноправие народов России, равноправие субъектов Федерации, равноправие во взаимоотношениях между субъектами Федерации и федеральным центром. В данном случае речь идет о равенстве прав всех субъектов любой государственно-правовой формы (край, область, республика или какая-либо форма автономии), идентичности компетенции и обладании конституционным статусов субъекта Российской Федерации.

Субъекты Федерации фактически не в состоянии воспользоваться в полной мере своими конституционными полномочиями. Их правовое положение де-факто является неодинаковым по причине различий экономических и социальных условий, численности населения, размеров территории и т. д.

В статье 5 (ч. 2) Конституции вслед за словом «республика» в скобках следует слово «государство». На этапе разработки Конституции в некоторых вариантах формулировок предлагалось определять республику как суверенное государство в составе Федерации, а область, край, город федерального значения — как государственно-территориальное образование. Однако в проекте Конституции, вынесенном на референдум 12 декабря 1993 г., термины «государственно-территориальное образование» и «суверенное» были опущены. Между тем, в некоторых республиканских конституциях правовая констатация государственного суверенитета была сохранена.

Основные принципы федеративного устройства страны сформулированы в ст. 5 (ч. 3) Конституции и конкретизированы в третей главе документа.

Государственная целостность России признается главным принципом федеративного устройства страны. Этот принцип вытекает из суверенитета, территориальной целостности Российского государства и отражает преемственность его геополитического развития.

Государственная целостность страны, в сою очередь, тесно связана с единством государственной власти — еще одним принципом федеративного устройства. Это означает, что действие федеральной власти распространяется на всю территорию Российской Федерации, обеспечивая эффективное функционирование государственного механизма на всех уровнях. Субъекты Федерации в пределах своих территорий наделены всей полнотой власти за исключением сферы ведения Федерации и сферы совместного ведения субъекта и Российской Федерации. Субъекты имею право самостоятельно устанавливать систему государственно власти, если это не противоречит основам конституционного строя страны .

Одним из важнейших принципов федерализма является равноправие народов, более 140 из которых проживают на территории Российской Федерации. Независимо от уровня их культурного и социально-экономического развития, а также численности, они обладают равными правовыми возможностями принимать участие в осуществлении власти многонационального народа России. Конституция гарантирует каждому гражданину, независимо от национальности, возможность пользоваться всеми свободами и правами.

Рассмотрим статус субъектов Российской Федерации, закрепленный Конституцией.

Статус республики прежде всего определяется тем, что согласно Конституции она является государством. Ее конституционно-правовое положение характеризуют следующие особенности. Как и любое государство, республика в составе Российской Федерации имеет свое законодательство и конституцию, государственные символы (флаг, герб и гимн), систему органов власти (президент, правительство, парламент, министерства и ведомства и и т. д.). Статьей 68 Конституции РФ республика наделяется правом устанавливать на своей территории государственный язык, который наряду с русским употребляется в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республики. В некоторых республиках введен институт республиканского гражданства.

Республиканская конституция обладает высшей юридической силой по вопросам, которые относятся к ведению субъекта, прямым действием и применяется на всей его территории. Статус республики в конституции конкретизируется и развивается.

Основным законом Калмыкии является Степное уложение. Однако название не менять сути этого конституционного документа.

Статус других субъектов Российской Федерации, не являющихся республиками, характеризуется отсутствием атрибутов государственности. Этот статус определен Конституцией РФ, а также уставами, которые принимаются субъектами самостоятельно и не требуют регистрации или утверждения в каких-либо федеральных органах государственной власти. Конституцией РФ устанавливается, что уставы субъектов федерации принимаются их представительными (законодательными) органами, что отличает их от республик, имеющих право самостоятельно определять механизм принятия республиканских конституций .

По своей роли и значению уставы субъектов Федерации аналогичны конституциям республик. Некоторые уставы называют основным законом, поскольку они обладают высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами субъекта.

Уставы существенно различаются по свой структуре и содержанию. Например, структура Устава Тамбовской области включает в себя 12 разделов, состоящих из 125 статей, собранных в 60 главах, а Устав Новгородской области содержит лишь 7 разделов, и 64 статьи, распределенных по 16 главам. Между тем предметы регулирования в обеих документах идентичны.

Особенностью статуса автономных округов является то, что, за исключением Чукотского АО, непосредственно входящего в состав Российской Федерации, все они входят в состав области или края. Между тем, автономный округ имеет все государственно-правовые атрибуты самостоятельного субъекта Федерации.

Однако нахождение автономных округов в составе области или края не может не обусловить особые отношения между этими субъектами Федерации. Подобные отношения отражаться в уставах — учредительных документах этих субъектов. Однако бывают исключения, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Уставе которого данные положения отсутствуют. Власти Тюменской области расценили такую ситуацию как стремление округа, который входит в ее состав, изменить свой статус в одностороннем порядке, что является недопустимым согласно Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд в своем определении отмечает, что взаимоотношения между автономным округом и областью (краем), в состав которых он входит, отличны от их взаимоотношений с другими субъектами Российской Федерации. Наличие в составе области (края) автономного округа обязывает эти субъекты формировать свои взаимоотношения на основе сложившихся к этому времени государственно-правовых реалий, не противоречащих Конституции РФ. Такие взаимоотношения предполагают распространение юрисдикции области (края) на территорию входящего в их состав автономного округа на основе взаимного согласия. Автономный округ и область (край), в интересах населения обязаны поддерживать сложившиеся экономические, территориальные, политические, этнические, социальные и другие отношения через различные формы взаимодействия, включающие в себя перераспределение полномочий и предметов ведения, их совместное осуществление, делегирование, не допускающие несогласованных односторонних действий, касающихся общих интересов этих субъектов .

Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 66) предусмотрена возможность изменения статуса субъектов. Это может быть реализовано в результате взаимного согласия между Федерацией и субъектом, а значит осуществить изменение статуса субъекта в одностороннем порядке невозможно. Процедуры по изменению статуса субъектов Российской Федерации установлены конституционным законом, предусмотренным Конституцией.

Осуществить изменение статуса субъекта Федерации можно в следующем порядке. Используя право законодательной инициативы, орган представительной власти субъекта вносит проект соответствующего закона на рассмотрения Государственной Думы Российской Федерации, которая принимает федеральный конституционный закон в предусмотренном Конституцией порядке и далее вносятся изменения в ст. 65 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Литература:

Что такое федерация и для чего она нужна?

Каждая страна на нашей планете имеет определенный статус. Одна называет себя конфедерацией, вторая – республикой, а третья – федерацией.

Федеративное устройство считается одним из наиболее эффективных и действенных, поскольку позволяет по максимуму учитывать интересы всех народов и национальностей, проживающих на территории государства. Что же такое федерация?

Что означает слово «федерация»?
Что такое федеративное государство?
Что такое субъект федерации?
Что такое Российская Федерация?
Чем федерация отличается от конфедерации?

Что означает слово «федерация»?

Слово «федерация» произошло от латинского foederātiō, что переводится как союз, объединение. Впервые его стали использовать в XVII веке, когда в связи с ростом общественного сознания начали появляться первые объединения территорий с ограниченным суверенитетом.

Пионерами этого направления были бывшие европейские колонии (например, Федеративные Малайские Штаты), за ними последовали различные регионы Европы (Федеративная Республика Испания). Многие из них позже распались, но некоторые существуют по сей день.

Что такое федеративное государство?

Под федеративным государством понимается такая форма устройства, при которой отдельные части страны имеют определенную политическую самостоятельность. В федерациях, в отличие от стран с унитарным способом организации общества, предусмотрены две системы управления – одна выполняет общегосударственные функции, другая представляет интересы отдельных регионов страны.

Каждая территория обладает правом издавать уставы, законы, нормативные акты, создавать свои органы законодательной и исполнительной власти.

Часто у регионов, входящих в федеративное государство, имеются свой герб, своя столица и гражданский институт. В то же время при такой форме устройства отдельные территории не могут самостоятельно решать международные вопросы – этим занимаются федеральные органы, которые официально сотрудничают с другими странами от имени всего федеративного государства. Хорошими примерами федераций выступают Россия, Соединенные Штаты, Германия.

Что такое субъект федерации?

Субъекты федерации – это ее составляющие, то есть отдельные территории, объединенные в одну страну. В разных федеративных государствах они носят свои названия. Например, в Бразилии и США – штаты, в Австрии – федеральные земли, в России – республики, области, края, автономные области и автономные округи. В отдельных странах федеративными субъектами могут выступать города. Так, в РФ это Москва и Севастополь, в Аргентине – Буэнос-Айрес с пригородами.

Объединение субъектов в федеративные государства может происходить по различным причинам. Часто страны формируются по территориальному признаку, то есть союз создается из расположенных рядом территорий (примеры – Германия, США).

Иногда основой появления новой страны становится объединение по национальной принадлежности, когда в одну страну вливаются территории с жителями разных национальностей (Югославия, Чехословакия). Бывают и смешанные формы (Россия), в которых объединение осуществляется и по национальным, и по территориальным признакам.

Что такое Российская Федерация?

Российская Федерация в своем современном виде появилась после распада СССР – в 1991 году, хотя история ее федерализма насчитывает почти столетие. В состав России входит 85 равноправных субъектов, имеющих собственные законодательные и исполнительные органы.

Дополнительно государство делится на 9 федеральных округов, где интересы президента РФ представляет назначенное им должностное лицо. Представительным и законодательным органом России является парламент, состоящий из двух палат. Одна из них, Совет Федерации, представляет интересы субъектов государства и насчитывает 170 членов – по два из каждого региона.

Чем федерация отличается от конфедерации?

Конфедерация – это союз суверенных государств, не имеющих общей конституции, единых систем управления и законодательных органов.

В отличие от федераций государства в составе конфедераций сохраняют международный статус и не предоставляют своим жителям единого гражданства. К числу стран с конфедеративным устройством относятся Швейцария, Босния и Герцеговина, отчасти таковой можно назвать Европейский Союз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *