Площадке или площадки?

  • автор:

Главная → Статьи → Учет расходов на услуги электронной торговой площадки

Электронная торговая площадка выставила ООО счет на оплату годового абонемента на обслуживание. Годовой абонемент приобретается ООО на период с 01.09.2016 по 31.08.2017. В акте от 05.09.2016 наименование услуги приведено как «Покупка абонемента «Годовой абонемент”, при этом указано, что услуги выполнены полностью и в срок. Появление другого акта в конце срока действия абонемента не запланировано. Однако спустя несколько дней электронная площадка представила ООО акт на всю сумму годового абонемента. Может ли ООО учесть такие расходы при налогообложении прибыли единовременно, или нужно эту сумму разбить на 12 месяцев и постепенно списывать на расходы? Какие проводки необходимо сделать в бухгалтерском учете ООО?

Под электронной торговой площадкой (далее также – ЭТП) понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы (часть 4 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон № 44-ФЗ). Поскольку аукцион проводится на электронной площадке, обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (часть 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ).

Аналогично определяется электронная площадка в п. 20 ст. 110 в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” – как сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”, на котором проводятся торги в электронной форме.

Тот факт, что покупка абонемента является оплатой услуг оператора электронной торговой площадки, отражен в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 № 04АП-1531/12.

Исходя из вышеизложенного считаем покупку абонемента на обслуживание у оператора ЭТП оплатой за услуги информационных систем.

Налог на прибыль

Основные требования для признания расходов для целей налогообложения изложены в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, определяющим критерием для признания расходов является то, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В рассматриваемом случае ООО использует ЭТП для реализации продукции (работ, услуг). Считаем, что в этих условиях расходы организации на оплату услуг оператора ЭТП могут быть признаны для целей налогообложения.

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, ст. 264 НК РФ предусматривает, в частности, учет затрат организации на расходы на оплату услуг вычислительных центров, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Следовательно, расходы ООО на оплату услуг оператора ЭТП могут быть признаны в составе прочих расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В то же время в п. 1 ст. 272 НК РФ указано: «В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов”.

Если из документов, подтверждающих расходы, этот срок установить невозможно, то он определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Отметим, что соответствующих разъяснений контролирующих органов по отношению конкретно к услугам информационных систем нам обнаружить не удалось, поэтому высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением.

Учитывая данные обстоятельства, организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
– расходы по обычным видам деятельности;
– прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на оплату услуг вычислительных центров, информационных систем можно отнести на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):
– расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
– сумма расхода может быть определена;
– имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Вместе с тем, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Расходы организации на оплату услуг оператора ЭТП являются управленческими расходами, которые формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Однако, поскольку указанные расходы обусловливают получение выручки (доходов) в течение целого года, ООО может признавать их путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Выбранный метод признания рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике ООО для целей бухгалтерского учета.

Напомним, что согласно п. 20 ПБУ 10/99 порядок признания управленческих расходов должен быть раскрыт в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности ООО.

Далее мы будем рассматривать вариант равномерного признания расходов в течение года аналогично налоговому учету.

Рассматриваемые виды расходов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, отражаются по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками” или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Учитывая, что предоплата за услуги осуществлена за год вперед, рекомендуем проводки:

Дебет 60, Кредит 51
– приобретен абонемент;

Дебет 20 (25, 26), Кредит 60
– ежемесячное признание расходов в размере 1/12 годовой суммы.

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РКА
Контроль качества ответа: Родюшкин Сергей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

В рамках создания единого экономического пространства Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки» подписала официальные соглашения о сотрудничестве с Белорусской универсальной биржей и Товарной биржей «Евразийская Торговая Система» (Казахстан). Соглашения были подписаны на Форуме «Госзаказ-2012», который проходит в эти дни в Москве.

Соглашения призваны развивать взаимодействие в области организации и проведения торгово-закупочных процедур. В рамках сотрудничества будет осуществляться поэтапная интеграция двух электронных торговых площадок, которая приведет к созданию открытой конкурентной информационной среды.

Площадки планируют повысить эффективность проведения торгово-закупочных процедур в рамках Единого Экономического Пространства. Благодаря партнерству клиенты бирж получат ряд преимуществ, таких как: доступ к обширной базе поставщиков и заказчиков, единый и удобный формат документов, широкие возможности для анализа эффективности торгово-закупочной деятельности.

В результате интеграции этих площадок пользователи получат возможность взаимного участия российских и белорусских и казахстанских поставщиков в процедурах размещения государственных заказов Республик.

В настоящее время на демо-версии ЭТП ММВБ «Госзакупки» завершено тестирование передачи данных между торговыми системами ЭТП ММВБ и БУТБ.

Евгений Эллинский, генеральный директор ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» отметил, что создание интегрированного рынка госзакупок между Россией, Белоруссией и Казахстаном является важным шагом в формировании единого экономического пространства. «Уже сегодня поставщики из Белоруссии могут участвовать в аукционах на ЭТП ММВБ через дочернюю компанию БУТБ, аккредитованную на ЭТП ММВБ. Очередным шагом интеграции площадок двух стран стал обмен информацией о проводимых аукционах по госзакупкам. В настоящий момент ЭТП ММВБ и БУТБ прорабатывают технологию взаимной аккредитации поставщиков. Сотрудничество ЭТП ММВБ и БУТБ позволит существенно повысить эффективность размещения заказа и ускорит решение таких проблемных вопросов, как взаимная аккредитация участников, получение ЭЦП, проверка надежности поставщиков, ускорит обучение клиентов электронных площадок новым технологиям размещения заказа. Соглашение между ЭТП ММВБ и Товарной биржи ЕТС также будет способствовать ускорению процесса интеграции Казахстана в единую систему размещения госзаказа в рамках ЕЭП», — добавил он.

Аркадий Саликов, председатель правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» отметил: «сегодня мы решили юридически закрепить наши договоренности и подписать Соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения электронных аукционов на электронных торговых площадках. Как результат нашей общей работы мы видим: для заказчиков – повышение конкуренции участников за право заключения госконтракта, расширение географии поставщиков; для поставщиков – доступ к информации о госзакупках России и Беларуси в одном привычном для них интерфейсе, расширение рынков сбыта; для России и Беларуси – обеспечение равноправного доступа на национальные рынки поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и товаров (работ, услуг), оптимизация бюджетных расходов на закупки товаров». Он добавил, что «в целях обеспечения доступа белорусских организаций на рынок госзаказа России, параллельно с решением обозначенных вопросов, нами создана на территории РФ дочерняя компания – ООО «Белорусский торговый дом «Белмаркет». Указанная организация уже аккредитована в качестве участника размещения заказа на ЭТП ММВБ «Госзакупки», пройдет данную процедуру на других российских ЭТП и будет участвовать в электронных аукционах, предлагая от своего имени товары (работы, услуги) белорусских производителей».

По словам Курмета Оразаева, председателя иравления АО «Товарная биржа «ЕТС», «традиционно, объем товарооборота и оказываемых услуг между нашими странами был высок и по-прежнему демонстрирует устойчивый рост, что является немаловажным фактором для успешных интеграционных процессов в регионе. Подписанное соглашение является логичным этапом по дальнейшему развитию сотрудничества в рамках ЕЭП. Результаты работы по развитию проекта ЕТС позволяют сегодня производителям товаров и услуг из Казахстана на равных условиях участвовать в электронных биржевых закупках в вышеуказанных странах. При этом, поставщики из России и Белоруссии также имеют возможность принять участие в государственных биржевых закупках на территории Казахстана. В целом, развитие электронных торгов и закупочных операций призвано способствовать эффективному, прозрачному товарообороту и Биржа ЕТС готова приложить все необходимые усилия для успешного развития данного направления».

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки» (www.etp-micex.ru) является одной из пяти федеральных электронных площадок, уполномоченных на проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1. Федерального закона № 94—ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

ЭТП ММВБ «Госзакупки» приступила к полномасштабному функционированию 1 октября 2010 года. Оператор Электронной торговой площадки – ЗАО «ММВБ-Информационные Технологии», входит в состав Группы ММВБ-РТС и основной сферой деятельности ее является выполнение крупных транзакционных программных проектов для обеспечения функционирования финансовых рынков.

С целью обеспечения максимального комфорта пользователей Электронная торговая площадка ММВБ доступна как в полномасштабном торговом режиме (http://www.etp-micex.ru), так и в демонстрационно-обучающей версии (http://auction.micex-pfo.ru)

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (www.butb.by, http://zakupki.butb.by) является универсальной электронной торговой площадкой, на которой субъекты хозяйствования республики осуществляют закупки двумя из пяти, предусмотренных Соглашения о государственных (муниципальных) закупках способов, – на биржевых торгах и на электронных аукционах.
Биржа определена Правительством Республики Беларусь в качестве оператора ЭТП и этот выбор обусловлен множеством факторов. ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» является единственной товарной биржей в Республике Беларусь, созданной в 2004 г. по решению Правительства в целях формирования организованного оптового товарного рынка. Биржа обладает семилетним опытом в области организации и проведения электронных процедур закупок – с 2005 г. в республике проводятся биржевые торги лесо- металло- и сельхозпродукцией, в 2009 г. организована биржевая торговля промышленными и потребительскими товарами. В качестве участников биржевой торговли по состоянию на сегодняшний день аккредитовано уже около 10 тыс. организаций, в том числе более 2,0 тыс. нерезидентов из 55 стран мира. В среднем за год на биржевых торгах совершается сделок на сумму, эквивалентную 1,5 млрд. долл. США.

АО «Товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС) учреждено в 2008 году. Первые торги состоялись в марте 2009 года. Товарная биржа ориентирована на проведение спотовых и срочных торгов биржевыми товарами. Участники торгов ЕТС — конечные потребители продукции, казахстанские и международные брокеры. Биржа создана в целях совершенствования механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, повышения прозрачности торговых операций, а также развития организованного оптового рынка в стране путем исключения посреднических звеньев. На данный момент на бирже работают четыре секции спотовой торговли: сельхозпродукции, нефтепродуктов, металлов и промышленных товаров, специализированных товаров, а также секция срочного рынка.

За дополнительной информацией общайтесь в пресс-службу ММВБ-РТС по тел: +7-495-363-3232.

Описание площадки B2B-Center

Участие в электронных торгах на площадке B2B-Center платное для заказчиков и поставщиков.

Исключение – закупки атомной отрасли с начальной ценой до 200 тысяч рублей. Скачивание тендерной документации в открытых процедурах бесплатное.

После решения участвовать в закупке потребуется пройти регистрацию на площадке и купить тариф.

Для малого бизнеса участие в тендерах до 600 тыс. рублей возможно по демократичной цене в 1 тысячу рублей. Участие во всех торговых процедурах на B2B-Center возможно по тарифу от 10 тыс. рублей.

Экономия корпоративных заказчиков в ходе электронных торгов достигает 20%, что в текущих условиях становится определяющим фактором конкурентоспособности и снижения издержек.

На площадке проходят торговые процедуры 43 видов.

Основные способы закупок на B2B-Center:

  • Электронные аукционы (7 видов)
  • Конкурсы (9 видов)
  • Запросы предложений
  • Запросы цен
  • Конкурентные переговоры

Для пользования площадкой необходима электронная подпись для торгов. ЭЦП B2B Center должна включать специальный атрибут для работы именно на этой торговой площадке. Обычно он не включен с состав электронной подписи. Поэтому уточните такую возможность при получении ЭЦП, потом внести изменения не будет возможности.

Регистрация на торговой площадке B2B-Center

Для регистрации на площадке необходимо заполнить профиль и указать данные:

  • Пользователя: ФИО, e-mail, телефон, должность
  • Организации: страна, организационно-правовая форма, ИНН, рубрики для предлагаемой и потребляемой продукции
  • Реквизиты: полное и краткое наименование, ОГРН, КПП, фактический, юридический и почтовый адрес

Далее отправить заявку на электронную площадку для рассмотрения.

В отличие от аккредитации на электронные торговые площадки по 44-ФЗ, которая занимает 5 рабочих дней, регистрация на B2B-Center обычно проходит за 1 день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *