Планировка производственного цеха

  • автор:

Технология машиностроения / Проектирование машиностроительного производства / 5.2. Планировка оборудования и рабочих мест цеха

Разработка планировки – весьма сложный и ответственный этап проектирования, когда одновременно должны быть решены вопросы осуществления технологических процессов, организации производства и экономики, техники безопасности, выбора транспортных средств, механизации и автоматизации производства, научной организации труда и производственной эстетики.

Планировка цеха – это графическое изображение на плане и разрезах цеха оборудования, подъемно-транспортных устройств и других средств, необходимых для выполнения и обслуживания технологического процесса.

Существуют следующие способы выполнения планировок:

1. Темплетный. Используются темплеты – шаблоны из ватмана или картона, выполненные заводским способом. На темплетах указывается модель станка и масштаб (обычно 1:100). В таком же масштабе выполняется и планировка здания цеха. На темплете также указывается место рабочего, расположение инструментальных тумбочек, столов и другой организационной оснастки.

2. Макетный. Используются объемные макеты из пластмассы или гипса. Этот способ достаточно дорогой и используется при размещении оборудования специфического производства.

При разработке планировок следует учитывать следующие основные требования:

1. Оборудование в цехе необходимо размещать в соответствии с принятой организационной формой технологических процессов. При этом нужно стремиться к расположению производственного оборудования в порядке последовательности выполнения технологических операций обработки и контроля.

2. Расположение оборудования, проходов и проездов должно гарантировать удобство и безопасность работы: возможность монтажа, демонтажа и ремонта оборудования; удобство подачи заготовок и инструментов; удобство уборки отходов. При этом необходимо обеспечить установленные нормами расстояния между оборудованием (табл. 5.1) при различных вариантах их размещения (рис. 5.1), а также ширину проездов.

3. Планировку оборудования необходимо увязывать с применяемыми подъемно-транспортными средствами. В планировках предусматривают кратчайшие пути перемещения заготовок, деталей, узлов в процессе производства, исключающие возвратные движения. Грузопотоки должны не пересекаться между собой, а также не пересекать и не перекрывать основные проезды, проходы и дороги, предназначенные для движения людей.

4. Планировка должна быть «гибкой», т.е. необходимо предусматривать возможность перестановки оборудования при изменении технологических процессов.

5 Планировкой должны быть предусмотрены рабочие места для руководящего инженерно-технического персонала; следует предусматривать возможность применения механизированного и автоматизированного учета и управления.

Таблица 5.1 Нормы расстояний станков от проезда, между станками, а также от станков до стен и колонн здания, мм

Расстояние (см. рис. 5.1)

Наибольший габаритный размер станка в плане, мм, не более

От проезда до:

· фронтальной стороны станка (а)

· боковой стороны станка (б)

· тыльной стороны станка (в)

Между станками при расположении их:

· «в затылок» (г)

· тыльными сторонами друг к другу (д)

· боковыми сторонами друг к другу (е)

· фронтальными сторонами друг к другу и при обслуживании одним рабочим:

одного станка (ж)

двух станков (з)

по кольцевой схеме (и)

От стен колонн до:

· фронтальной стороны станка

л

л1

· тыльной стороны станка (м)

Примечания

1. Расстояние между станками (к) при размещении их по кольцевой схеме принимается не менее 700 мм. Расстояние от колонн до боковой стороны станков (н) установлено 1200/900.

2. В знаменателе приведены нормы расстояний для цехов крупносерийного и массового производства, когда они отличаются от соответствующих норм для условий единичного и среднесерийного производства.

При планировке оборудование размещается, исходя из удобства работы и обслуживания, эстетических соображений, норм технологического проектирования с соблюдением требований техники безопасности и охраны труда.

При определении расстояний между станками, от станков до стен и колонн здания нужно учитывать следующее:

1) Нормы расстояний даны от наружных габаритных размеров станков, включающих крайние положения движущихся частей и открытых дверок станка, стоек и шкафов управления;

2) при разных размерах двух рядом стоящих станков расстояние между ними принимается по большему из этих станков

1) при обслуживании станков мостовыми кранами или кран-балками расстояние от стен и колонн до станков принимают с учетом возможности обслуживания станков при крайнем положении крюка мостового крана;

Рис. 5.1. Схемы расстановки станков

2) нормами расстояний не учитываются места для расположения конвейеров для уборки стружки, тумбочек, ящиков для расположения заготовок;

3) в зависимости от условий планировки, монтажа и демонтажа станков нормы расстояний могут быть, при соответствующем обосновании, увеличены.

4) для тяжелых и уникальных станков (габаритом свыше 16000 х 6000 мм) необходимые расстояния устанавливаются применительно к каждому конкретному случаю;

Планировку оборудования разрабатывают на основе компоновочного плана. Так же, как и для компоновки, при разработке планировки вычерчивают в соответствующем масштабе план цеха или отделения с изображением строительных элементов.

Возможные варианты размещения стационарных рабочих мест сборки для условий единичного, мелкосерийного и среднесерийного производства показаны на рис. 5.2, а в табл. 5.2 приведены нормы на их размещение.

На планировке необходимо показать следующее:

· строительные элементы – стены наружные и внутренние, колонны, перегородки (с указанием их типа), дверные и оконные проемы, ворота, подвалы, тоннели, основные каналы, антресоли, люки, галереи и т.п.;

· технологическое оборудование и основной производственный инвентарь –станки, машины и прочие виды оборудования (включая резервные места), плиты, верстаки, стенды, складочные площадки материалов, заготовок, полуфабрикатов и места для контроля деталей (при необходимости), магистральные, межцеховые и внутрицеховые проезды;

Рис. 5.2. Схемы размещения рабочих мест сборки

· подъемно-транспортные устройства: мостовые, балочные, консольные и прочие краны (с указанием их грузоподъемности), конвейеры, рольганги, монорельсы, подъемники, рельсовые пути;

· вспомогательные помещения и мастерские, склады, кладовые, трансформаторные подстанции, вентиляционные камеры, а также конторские помещения и санитарные узлы, находящиеся в цехе.

· местоположение рабочего;

· необходимые разрезы с указанием размеров

· указывается ширина пролетов и шаг колонн, расстояние от стен и колонн до станков и расстояние между станками; площади всех помещений; нумерация оборудования с расшифровкой в спецификации (оборудование нумеруют сквозной порядковой нумерацией последовательно слева направо затем сверху вниз).

Подъемно-транспортное оборудование в малых цехах с несложным транспортом нумеруют после технологического оборудования.

Таблица 5.2 Нормы расстояний для размещения сборочных рабочих мест, мм,

Расстояние

Рабочая зона с одной стороны

Рабочая зона вокруг объекта

Габаритные размеры собираемого изделия,

мм

До 650×250

До 1250х750

До 2500×1000

От проезда до:

· фронтальной стороны стола (а)

· тыльной стороны стола (б)

· боковых сторон столов (в)

Продолжение таблицы 5.2

Между сборочными местами при взаимном расположении:

· «в затылок» (г)

· тыльными сторонами (д)

· боковыми сторонами (е)

· боковыми сторонами (е1)

· фронтальными сторонами (ж)

От стен и колонн до:

· фронтальной стороны стола (л)

· тыльной стороны стола (м)

· боковой стороны стола (н)

1000/750 | 1000/900

Примечания: 1.

В знаменателе приведены нормы для среднесерийного производства, если они отличаются от единичного и мелкосерийного производства.

2. В нормы не включены площади для складирования деталей и сборочных узлов.

На планировке цеха используются условные обозначения, наиболее употребляемые из которых приведены в таблице (1.1).

Металлорежущие станки участков или линий могут быть расположены одним из двух способов: по типам оборудования или по ходу технологического процесса, т.е. в порядке выполнения операций.

По типам оборудования станки располагают только в небольших цехах единичного и мелкосерийного производства при малых массах и габаритах обрабатываемых деталей, а также для обработки отдельных деталей в серийном производстве. В этих случаях создают участки однородных станков: токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных и т.п.

По ходу технологического процесса станки располагают в цехах серийного и массового производства так, чтобы не было возвратных движений грузопотоков.

При размещении станков в цехе руководствуются следующими правилами и прие­мами.

1) Участки, занятые станками, должны быть, по возможности, наиболее короткими. В машиностроении длина участков составляет 40 – 80 м. Зоны заготовок и готовых деталей включаются в длину участка.

2) Технологические линии на участках располагают как вдоль пролетов, так и поперек их.

3) Станки вдоль участка могут быть расположены в два, три и более рядов. При расположении станков в два ряда между ними оставляется проход для транспорта. При трехрядном расположении станков может быть два (рис. 5.3, а) или один проход (рис. 5.3, б). В последнем случае продольный проход образуется между одинарным и сдво-енным рядами станков. Для подхода к станкам сдвоенного ряда (станки расположены друг к другу тыльными сторонами), находящимся у колонн, между станками оставляют поперечные проходы. При расположении станков в четыре ряда вдоль участка устраивают два прохода: у колонн станки располагают в один ряд, а сдвоенный ряд – посредине (рис. 5.3, в).

4) Станки располагают по отношению к проезду вдоль, поперек (рис. 5.4.) и под

углом (рис. 5.5, 5.6, а). Наиболее удобное расположение – вдоль проезда и при обращении станков к проезду фронтом. При поперечном расположении станков затруднено их обслуживание (подача заготовок, обмен инструментов, приемка деталей

и т.д.), так как приходится предусматривать поперечные проходы для доставки деталей на тележках или электрокарах к рабочим местам. Для лучшего использования площади револьверные станки, автоматы и другие станки для обработки прутковых материалов, а также протяжные, расточные, продольно-фрезерные и продольно-шлифовальные станки располагают под углом. Станки для прутковой работы ставят загрузочной стороной к проезду, а другие станки так, чтобы сторона с приводом была обращена к стене или колоннам, что удобнее для складирования заготовок и исключает поломку привода при транспортировке деталей. Станки для прутковой работы размещают также в шахматном порядке (рис. 5.6, б), причем в этом случае необходимо обеспечить возможность подхода к ним с двух сторон.

Рис. 5.3. Расположение станков в пролете:

Рис. 5.4. Продольное и поперечное расположение станков в пролете

Рис. 5.5. Расположение расточных станков под углом и продольно-строгальных вдоль пролета

Станки по отношению друг к другу располагают фронтом, «в затылок» и тыльными сторонами. При расположении станков вдоль участка более выгодно используется площадь с тыльным расположением станков.

1) Крупные станки не следует устанавливать у окон, так как это приводит к затемнению цеха.

Ширина магистральных проездов межцеховых перевозок выбирается от 4500 до 5500 мм.

Рис. 5.6. Расположение токарно-револьверных станков

Ширина цеховых проездов зависит от вида напольного транспорта и габаритных размеров перемещаемых грузов. Для всех видов напольного электротранспорта ширина проезда А (в миллиметрах) составляет:

ü при одностороннем движении А = Б + 1400;

ü при двустороннем движении А = 2Б + 1600;

ü для робокар при одностороннем движении А = Б + 1400,

где Б – ширина груза, мм.

Ширина пешеходных проходов принимается равной 1400 мм. Зона рабочего (от фронтальной стороны станка до затылка рабочего) принимается равной 800 мм.

Если станки расположены у стен, что усложняет уборку с проезда механизированными средствами, необходимо вдоль стены предусмотреть проезд шириной 3000 мм. В проездах рекомендуют применять одностороннее движение; двустороннее допускается только тогда, когда обоснована его необходимость.

При разработке планировки следует рационально использовать не только площадь, но и весь объем цеха и корпуса. Высоту здания необходимо использовать для

размещения подвесных транспортных устройств, а также проходных складов деталей и сборочных единиц, инженерных коммуникаций и т.д.

Места поперечных разрезов рекомендуется выбирать так, чтобы можно было показать высоту пролета, перегородки, антресоли, каналы и т.п. Плоскость разрезов при пересечении со стенами должна проходить по проемам (окнам, дверям, воротам). В плоскостях разрезов допускаются переломы под прямым углом. Линия разреза указывается на плане согласно требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД). На чертеже разрезы размещают так, чтобы горизонтальные линии в натуре были параллельны нижней кромке чертежа, не зависимо от места разреза на плане. Элементы здания на технологической планировке можно не штриховать. Строительные размеры конструкций здания, оконных и дверных проемов и т.п. на технологических планировках не указывают.

Проектирование сборочно-сварочных цехов

Обеспечение применения современных технологических процессов, автоматизированного оборудования и робототехнических комплексов – вот что стоит во главе угла при проектировании сварочных цехов.

К моменту ввода цеха в эксплуатацию его нужно снабдить оборудованием с высокой производительностью труда и качеством выпускаемой продукции при минимальных капиталовложениях.

При этом данное оборудование должно обеспечить себестоимость продукции, обуславливающую рентабельность производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций.

Основные задачи проектирования сборочно-сварочных цехов

При разработке проекта сборочно-сварочного цеха перед проектировщиками стоят такие задачи:

  • выработка технологического процесса производства, включая выбор рационального способа изготовления изделий;
  • определение качественного и количественного состава всех необходимых элементов производства для изготовления продукции;
  • разработка плана рационального размещения в цехе всех элементов производства и составление разрезов здания цеха с указанием нужной высоты его помещений;
  • определение потребной суммы капитальных затрат и оборотных средств для осуществления производства, себестоимости продукции, и других экономических показателей проекта.

Вместе с этим при проектировании нужно учитывать: основные технические направления в технологии, требования научной организации труда и перспективы развития науки и техники в стране и за рубежом.

Состав проекта сборочно-сварочного цеха

Как правило, в состав проекта входят:

  • основа проекта – технологическая часть;
  • архитектурно-строительная часть;
  • санитарно-техническая часть;
  • энергетическая часть;
  • экономическая часть.

Немного подробнее о каждой из частей проекта. Итак, технологическая часть – она же основа проекта. Ее разрабатывают первой, так как она является основополагающим компонентом технического задания на разработку всех остальных частей проекта.

В ней есть: расчеты и обоснование выбора всех видов оборудования цеха и транспортных средств; расчеты и обоснование состава и количества рабочего персонала; расчеты потребности во всех видах энергии; расчет площади цеха; планировка размещения в цехе всех элементов производства; технико-экономический анализ работы проектируемого цеха путем определения технико-экономических показателей этой части проекта.

По техзаданию технологов разрабатывается архитектурно-строительная часть, в которой содержатся сведения о:

  • строительном и архитектурном оформлении цеха;
  • проекте административно-хозяйственных и бытовых помещений.

В санитарно-технической части есть режимы и схемы инженерных сетей и коммуникаций по отоплению, вентиляции, водопроводу, канализации.

В энергетической части содержатся расчеты и схемы по снабжению цеха: паром, горячей водой, сжатым воздухом, кислородом, горючими и защитными газами, силовой и осветительной электроэнергией, системами связи и сигнализации.

Экономическая часть содержит такие расчеты:

  • сметная стоимость строительства цеха;
  • годовые эксплуатационные расходы цеха;
  • проектная цеховая себестоимость продукции;
  • сводные данные по цеху и технико-экономические показатели его работы на основе результатов расчетов по всем частям проекта.

Планировка участков сборочно-сварочного цеха

Данный аспект зависит от серийности производства сварных конструкций, определяемой исходя из годового объема выпуска деталей. И основным показателем является проектная производственная мощность цеха.

В целом при проектировании сварочных цехов используют ряд типовых планировочных схем.

В мелкосерийном и серийном производстве относительно несложных металлоконструкций при небольшой и устойчивой номенклатуре применяют схему с продольным направлением производственного потока. Еще преимущество – простота и ясность схемы грузопотоков, совпадающих с направлением технологического потока, отсутствие возвратных перемещений грузов.

Другим характерным примером типовой планировки является схема цеха для крупносерийного производства сложных однотипных сварных конструкций. Здесь производство общей сборки конструкций располагается в пролете, поперечном по отношению к пролетам заготовительного производства и пролетам сборки и сварки узлов. Такая схема облегчает решение транспортных проблем в условиях крупносерийного и массового производства, а также в условиях поточных, автоматизированных и роботизированных технологических линий, включающих операции заготовительного производства и механической обработки узлов после сварки.

При планировке размещения оборудования необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • рационально использовать площадь цеха;
  • обеспечить самый короткий путь движения обработанных деталей и узлов;
  • исключить обратные, кольцевые, петлеобразные схемы движения деталей с целью исключения встречных потоков, затрудняющих транспортировку;
  • обеспечить удобство разборки оборудования при ремонте или демонтаже.

Чтобы заказать проектирование сборочно-сварочного цеха, просто позвоните или напишите нам на email. V-GRAND – качество, оперативность, результат!

Определяются планировкой помещений цеха с размещением оборудования. В проекте указывается наименование и площади участков, наименование помещений, входящих в состав производственных и вспомогательных площадей цеха. Деление площади на вспомогательные и производственных условно. При анализе степени эффект. площади использование цеха в качестве основного показателя принимается показатель выпуска продукции с 1 м2 общей площади цеха и только основной площади. Производственные площади предназначены для осуществления технологических процессов в данном цехе.

Она включает площади, занимаемые:

1. Производственным оборудованием.

2. Наземным транспортным оборудованием (рольганги).

3. Верстаки, стенды, разметочные плиты.

4. Шкафы для инструмента.

5. Складочные места для заготовок и обрабатываемых деталей или сварных узлов.

6. Рабочие места у оборудования.

7. Оборудование для испытаний.

8. Проходы и проезды внутри цеха.

Вспомогательные участки (площади) для:

1. Ремонта оборудования и оснастки.

2. Комнаты для дежурных слесарей, механиков, электриков.

3. Изготовления охлаждающих жидкостей и газов а также защитных атмосфер.

4. Утилизации отходов.

5. Места ОТК.

6. Сантех. площади.

7. Трансформаторные подстанции.

8. Вентиляционные камеры.

9. Бойлерные комнаты.

10. Площади магистральных проездов цехов.

Магистральные проезды (ширина больше 4 м) – те проезды, по которым возможны проезды погрузчиков, грузовых и уборочных машин.

Перед началом разработки планировки цеха прежде всего разрабатывается маршрутная карта, т.е. устанавливается последовательность перемещения заготовки или полуфабриката по технологической цепочке (от поступления материалов в цех до выхода готовой продукции). Наиболее точно площадь цеха определяется планировкой оборудования и помещений цеха.

Инструкцией СН 202 – 69 установлено, что в техническом проекте (технологическая часть) дают планировку основных цехов и отделений с расположением основного оборудования. В тех случаях, когда такую планировку не выполняют, площадь цеха определяют расчетом по удельным нормам площади: на 1 единицу оборудования, на 1 рабочее место или по показателям выпуска (съема) продукции с 1 м2площади цеха. Удельные величины площади принимают по нормам технологического проектирования или по технико-экономическим показателям.

В проекте указывают наименование и площади отделений, участков и помещений, входящих в состав производственной и вспо­могательной площади цеха. Общекорпусные вспомогательные службы в этом подразделе не указывают.

При строительстве цеха удельная стоимость 1 м2 вспомогательной площади, как правило, не отличается от стоимости 1 м2 производственной площади. При эксплуатации цеха зачастую назначение площади изменяется: вспомогательную площадь используют для производственных участков и наоборот.

Высокие показатели выпуска продукции с 1 м2 производственной площади не означают еще рационального использования всей площади цеха, если в цехе имеются излишки вспомогательной площади. Поэтому при анализе степени эффективности использования площади цеха в качестве основного показателя принимается показатель выпуска продукции с 1 м2 общей площади цеха.

Место расположения цеха в комплексе данного производства (корпуса) и его взаимосвязи с другими цехами и службами выявляют на компоновочном плане.

Компоновочный план здания (корпуса) с указанием размещения входящих в него цехов, отделений, участков и вспомогательных помещений является необходимым материалом в составе технического проекта. Назначение компоновочного плана – взаимная увязка входящих в состав корпуса цехов, отделений и участков, выбор оптимального направления производственного процесса и внутрицехового транспорта, анализ грузовых и людских потоков по корпусу, а также определение наилучшего размещения вспомогательных помещений и бытовых устройств.

В тех случаях, когда в состав корпуса входят различные цехи, проекты которых разрабатывают разные отделы проектной организации, компоновочный план корпуса выполняют ответственный проектант ведущего отдела совместно с главным инженером проекта.

На компоновочном плане указывают:

— габариты здания (корпуса), маркировку осей здания, стены капитальные наружные и внутренние перегородки (в одну линию), сетку колонн пролетов, отметки фундаментов колонн; границы между цехами и участками; вспомогательные службы, помещения, устройства (трансформаторные подстанции, вентиля­ционные камеры приточной общеобменной вентиляции, мастерские, кладовые и др.);

— магистральные и межцеховые проезды, вводы ж.-д. путей;

— общекорпусные и цеховые подъемно-транспортные средства; краны, кран-балки, конвейеры, лифты и др.;

— подвалы, тоннели, антресоли (с отметками их пола).

Расположение оборудования на компоновочном плане, как правило, не показывают.; В отдельных случаях, когда расположение основного борудования влияет на компоновочные решения (например, поточные станочные или автоматические линии в механичеких, заливочные конвейеры в механизиро­ванных литейных цехах и др.), на компоновочных планах может быть схематично показано размещение основных групп оборудования.

Компоновочные планы выполняют в масштабе преимущественно 1 : 400; для особо крупных корпусов допустимо применение масштаба 1 : 800, а для очень мелких – 1 : 200. На компоновочном плане указывают размеры длины и ширины здания, ширины пролетов, шага колонн.

На свободном поле чертежа компоновочного плана указывают высоту пролетов от пола до низа несущих конструкций покрытия здания и до головки рельсов подкрановых путей (для крановых пролетов). При сложном профиле здания могут потребоваться поперечные разрезы (в одну линию). Бытовые и конторские помещения, запроектированные в отдельно стоящем здании или пристройке, показывают в одну контурную линию.

Пример компоновочного плана дан на рис. 1, условные обозначения, применяемые на чертежах, приведены в табл. 2.

Линии на плане, проведенные через оси колонн, образуют прямую сетку, называемую сеткой колонн.

Расстояние между осями колонн в продольном направлении называется шагом колонны. Он обычно бывает 6 или 12 м. Расстояние между осями колонн в поперечном направлении называется пролетом. Размеры пролетов между продольными осями должны быть кратны 6, начиная с 12. (12, 18, 24 и т.д.).

Продольные оси, идущие вдоль пролетов здания обозначаются заглавными буквами русского алфавита, а поперечные оси обозначаются цифрами.

Планировка цеха (план расположения оборудования и рабочих мест).

В отличие от компоновочных планов, которые выполняют только по корпусам, план расположения оборудования может выполняться по корпусам, а для очень крупных заводов — по цехам. За основу плана расположения оборудования принимают архитектурно-строительный чертеж. Условные обозначения на этом плане отличаются от обозначений на компоновочном плане (см. табл. 2).

Разбивочные оси здания на плане сохраняют маркировку, принятую в строительных чертежах и в компоновочном плане, а именно: горизонтальные оси рядов колонн помечают снизу вверх по оси ординат последовательными прописными буквами русского алфавита; вертикальные оси рядов колонн нумеруют слева направо по оси абсцисс последовательными арабскими цифрами, начиная с единицы.

Строительные размеры конструкций здания, оконных и дверных проемов и т. п. на тех­нологических планировках можно не указы­вать.

На планировке должны быть показаны:

— технологическое оборудование и основной производственный инвентарь – расположение станков, машин и прочих видов оборудования (включая резервные места), плит, верстаков, стендов, складочных площадок материалов, заготовок, полуфабрикатов и мест для контроля деталей, магистральные, межцеховые и внутрицеховые проезды;

— подъемно-транспортные устройства: мостовые, балочные, консольные и прочие краны (с указанием их грузоподъемности), конвейеры, рольганги, монорельсы, подъемники, рельсовые пути;

— расположение вспомогательных помеще­ний и мастерских, складов, кладовых, трансформаторных подстанций, вентиляционных камер, а также конторских помещений и санитарных узлов, расположенных на площади цеха.

На плане дают надписи наименования цехов, отделений, вспомогательных помещений и групп оборудования, а также указы­вают основные размеры здания в целом (длина, ширина здания, ширина пролетов, шаг колонн) и внутренние размеры основных крупных изолированных помещений.

В тех случаях, когда в состав корпуса входит небольшое число цехов и отделений, рекомендуется под надписями наименования цеха и отделения указывать его площадь.

Условные обозначения, применяемые на технологических планах

Оборудование обозначается по контуру, при этом учитывают размеры выдвижного пода или сдвигающейся крышки, двери и т.д.

Объект Условное обозначение
Компоновочный план
Капитальная стена, сплошная перегородка до низа фермы или до потолка
Легкие перегородки всех типов
Граница цеха, отделения участка — — — — — — — — — —
Колонна здания +
Подвал (с отметкой уровня пола)
Антресоли (с отметкой высоты)
Проезд (между штриховыми линиями затушевать)
Тоннель, канал
Железнодорожный путь тупиковый (ввод)
Трансформаторная подстанция
Санитарный узел
План расположения оборудования
Строительные элементы
Капитальная стена
Колонна железобетонная с фундаментом
Колонна металлическая
Ворота, дверь в проеме створная двупольная
Сплошная перегородка до низа фермы или до потолка
Остеклененная перегородка
Перегородка с сеткой
Металлическая перегородка на каркасе
Звукоизолирующая перегородка
Барьер
Тоннель, канал
Люк
Трап
Технологическое оборудование
Автоматические линии
Технологическое оборудование (станок и др.) и № по плану
Технологическое оборудование, существующее в цехе, не перестанавливаемое
Место рабочего
Место рабочего при многостаночном обслуживании
Разметочная плита
Контрольная плита
Верстак
Контрольный стол
Резервное место под оборудование
Складочное место заготовок и деталей
Контрольный пункт деталей
Подводы промышленных жидкостей, газов и электротока; вентиляционные отсосы
Подвод холодной воды
Подвод холодной воды с отводом в канализацию
Подвод холодной воды с раковиной на стене (перегородки)
То же холодной и горячей воды
Слив отработанной охлаждающей жидкости в канализацию
Подвод пара
Подвод сжатого воздуха р = 6 ат.
То же, р = 3 ат.
Подвод эмульсии
Подвод содового раствора
Подвод масла (сульфофрезола)
Подвод газа
Местный вентиляционный отсос
Подвод спецтоков
Местное освещение
Щит управления
Пожарный кран
Подъемно-транспортное оборудование (компоновочные планы и планы расположения оборудования)
Электрический мостовой кран на плане здания
То же, на разрезе здания
Кран однобалочный подвесной, кран-балка подвесная на плане здания
То же, на разрезе здания
Кран мостовой однобалочный (опорный), кран-балка опорная на плане здания
То же, на разрезе здания
Электрический козловой план в плане
То же, вид спереди
Кран поворотный в плане
Подвесной цепной конвейер с примыкающим монорельсом
Подъем и спуск подвесного цепного конвейера
Ленточный транспортер
Рольганг
Монорельс с тельфером
Монорельс с пневматическим подъемником
Электроинструмент на монорельсе
Желоб, склиз

Оборудование на плане изображают условным упрощенным контуром в предельных габаритных размерах с учетом крайних положений движущихся частей станка, от­крывающихся дверей и кожухов. Внутри контура габарита оборудования (а для мел­кого оборудования — вне контура на вынос­ной полке) указывают номер оборудования по спецификации к плану.

Спецификацию оборудования к планировке составляют по форме 12 и комплектуют вместе с чертежом этого плана. Для неболь­ших цехов спецификацию размещают на самом чертеже. Для крупных цехов с большим количеством оборудования спецификацию брошюруют от­дельным альбомом, комплектуемым вместе с чертежом плана расположения оборудова­ния.

Рекомендуется следующий порядок нумера­ции оборудования цеха на плане и в специ­фикации: оборудование нумеруют сквозной порядковой нумерацией, которую следует вести на плане по отделениям и участкам це­ха последовательно слева направо и затем сверху вниз. Каждая единица оборудования должна иметь свой отдельный номер, даже если тип оборудования повторяется. В спе­цификации допустимо объединять в одной строке несколько рядом стоящих одинаковых станков одного отделения.

Таблица

Спецификация оборудования к плану

Номера Оборудование Тип, модель, фирма Краткая техническая характеристика Мощность 1 единицы, кВт Количество
По порядку По плану Инвентарные

Подъемно-транспортное оборудование в ма­лых цехах с несложным транспортом нумеру­ют после технологического оборудования.

Для крупных цехов с большим количест­вом механизированного транспорта ведут отдельную нумерацию с добавлением к цифре буквы Т (или первой буквы наименования соответствующего транспортного устройства: Р – рольганг).

Возле габаритов оборудования, а также других рабочих мест (верстаков, стендов и пр.) на чертеже планировки цеха дают условное обозначение места рабочего в виде кружка диаметром 4-5 мм (при масшта­бе 1 : 100); половина кружка зачернена, светлая половина обращена к станку. Жела­тельно также возле габаритного контура оборудования или рабочего места показать условными обозначениями (рис. ) необ­ходимые подводки энергоносителей, воды и пр.

Планы расположения оборудования для крупных корпусов выполняют в масштабе 1 : 200. Допускается применение масштаба 1 : 100. Разрезы корпуса дают на базе архи­тектурно-строительных чертежей в масшта­бе 1 : 400.

Рис. Пример (фрагмент) плана расположения оборудования

Рис. Термический цех для обработки поковок деталей грузовых автомобилей

Рис. Отделение для жидкостной цементации

Рис. . Термический цех для обработки автомобильных деталей

Основные требования к размещению оборудования в соответствии с маршрутной технологией и:

1. Грузопотоки в цехе не должны пересекаться;

2. Пути перемещения грузов должны быть наиболее короткие и безопасные для рабочих и оборудования;

3. Обрабатываемые изделия не должны возвращаться к началу или к зонам обработки;

4. Транспортировка отходов не должна мешать или разрушать общую направленность грузовых потоков, поэтому наряду с использованием напольного транспорта для уборки отходов применяют конвейерные устройства в разных уровнях, т.е. в траншеях или на подвесных дорогах;

5. Обрабатываемое изделие не должно перемещаться в процессе прохождения по технологической цепочке из одного пролета в другой, кроме как по торцевым зонам цеха. В соответствии с этим должно размещаться оборудование, а также участки внутри цеха.

6. Участки с вредными условиями труда выносят в отдельную зону, отделенную от людей. В этом случае возможно отклонение от линейного технологического маршрута. Любое отклонение от линейного маршрута должно быть обосновано экономически и функционально.

7. Передача грузов из одного цеха в другой осуществляется через ворота, высота ворот для безрельсового транспорта не меньше 2,1 м, проем двери не меньше 200 мм. Наружные ворота оборудованы воздушными или воздушно-тепловыми завесами, что отражается в описании схем вентиляции и отопления. Ворота открываются либо наружу, либо откатываются в бок.

8. Людские потоки – пути массового перемещения людей. Необходимо обеспечить перемещение людей по кратчайшим, удобным и безопасным путям. Не допускается пересечение грузовых и людских потоков, в местах неизбежного пересечения устанавливаются переходы (мостики, тоннели).

9. Рабочие места должны иметь свободный доступ.

10. Завершением грузовых потоков является склад готовой продукции и места сбора отходов производства.

На планировке надо показывать цехи, из которых поступают заготовки и пути выхода готовой продукции.

Таким образом, нанизывая отдельные участки на нить, получают планировка цеха.

После определения габаритов рабочих зон цеха, на чертеж наносятся планы примыкающих цехов и конторско-бытовых помещений. Конторско-бытовые помещения обычно располагаются в многоэтажном здании, примыкающем непосредственно к производственному корпусу. Это обеспечивает их расположение между цехами (равномерное) и удобный подход рабочих каждого цеха к участку своих бытовых служб и цеховых контор.

В состав бытовых помещений входят: женские и мужские гардеробы, душевые и сан. узлы, медицинские пункты, столовая, буфет, помещения для личной гигиены. В этом же цехе могут располагаться служба механика, энергетика, отдела технического контроля, склады. Конторско-бытовые помещения обозначаются прямоугольником, примыкающим непосредственно к одной из стен цехового корпуса, на прямоугольнике делается надпись: «конторско-бытовое помещение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *