План профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалификации

  • автор:

Содержание

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (основные требования)

Министерство образования Российской Федерации
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
в МИНОБРАЗОВАНИИ России
25.04.2000 N 186/17-11

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
(основные требования)

Государственным стандартом начального профессионального образования определена «Квалификационная структура профессионального образования Российской Федерации».
Квалификационная структура представлена ступенями квалификации (их 5), уровнями общего образования, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования.
К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года.
Для таких профессий, на данный период, не разработаны Государственные образовательные стандарты.
Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) настоящие рекомендации и другие документы.
Необходимость создания нового документа — Рекомендаций к разработке учебных планов и программ для краткосрочной профессиональной подготовки продиктована прежде всего появлением ряда новых нормативных документов, которые вносят значительные изменения и дополнения в «паспорта» рабочих профессий. Среди них:

1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (М. 1999 г.).

2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на( )производстве» (М. 1987 г.) требует переработки.
Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

I. Общие положения

1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:
— подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;
— переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;
— переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;
— переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по профессии родственной их предыдущей деятельности;
— повышение квалификации рабочих.

1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;
— создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;
— обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;
— предусматривать возможность сочетания производственного обучения с производительным трудом.

1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:
— Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;
— требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
— дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);
— моделью учебного плана (Приказ Минобразования России N 407 от 21.10.94);
— общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
— настоящими рекомендациями.

II. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих

2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов», а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

2.2 Рабочие учебные планы для подготовки новых рабочих разрабатываются на основе Примерного учебного плана (Приложение 2).
Рабочие учебные планы должны содержать: экономический курс; общетехнический курс; специальный курс; практическое обучение.
Экономический курс является вариативным и может включать один из предметов: «Экономика отрасли», «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Основы менеджмента» и другие.
При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.
Решение о выборе предмета принимается образовательным учреждением (подразделением), в зависимости от цели обучения, профиля подготовки, сферы и организации деятельности предприятий и организации — заказчиков кадров.
Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

2.3 При организации обучения рабочих по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства (выпуск ЕТКС N 1), а также связанных с эксплуатацией и обслуживанием объектов, подведомственных органам государственного надзора, следует руководствоваться, как основой, программами, разработанными Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Министерства образования Российской Федерации. Допускается конкретизация содержания программ специального курса и производственного обучения применительно к специфике предприятий, организаций и фирм, для которых осуществляется подготовка рабочих. Конкретизация проводится на региональном уровне службами непосредственно занимающимися, подготовкой рабочих со сроком обучения до 1-го года.
Учебные планы и программы специального курса и производственного обучения разрабатываются на все уровни квалификации в рамках данной профессии, оформляются в виде сборника и могут использоваться при профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих.
Структура сборника и требования к содержанию каждого его раздела (приложение 1).

2.4 Программы предметов экономического и общетехнического курсов разрабатываются Институтом развития профессионального образования (ИРПО). И могут служить основой для разработки рабочих программ на региональном уровне

III. Учебные планы и программы для переподготовки рабочих и специалистов

3.1 При переподготовке рабочих по профессии родственной их профессиональной квалификации, срок обучения должен быть сокращен в зависимости от уровня квалификации обучаемых. При этом практическое обучение должно сохранять объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации. Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 3).

3.2 При переподготовке рабочих и специалистов со средним специальным или высшим образованием, для получения рабочей профессии, которая оказалась не родственной их предыдущей деятельности, срок обучения также должен быть сокращен, без ущерба практическому обучению. Для этой категории обучаемых предлагается свой учебный план, (приложение 4).

3.3 При переподготовке специалистов со средним специальным образованием по профессии, родственной их предыдущей специальности, или высшим образованием, предусматривается изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к практическому обучению, и курс практического обучения, позволяющий сформировать умения и навыки, соответствующие определенной рабочей квалификации.
Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 5).

3.4 Сокращение срока обучения при переподготовке осуществляется в основном за счет включения в учебный план интегрированного курса «Теоретические основы профессиональной деятельности». Он должен содержать в концентрированном виде учебный материал общетехнических и общеотраслевых предметов.
Введение в учебный план интегрированного курса позволяет проводить обзорные лекции с целью повторения и обновления ранее полученных знаний. Для подготовки новых рабочих и переподготовки лиц, имеющих высшее среднее специальное образование, интегрированный курс в учебные планы не включается.
Частичное сокращение специальной технологии (спецпредметов) происходит за счет «‘типовых тем» и другого материала, который определяется на местах.

3.5 Конкретные (рабочие) планы и программы по одиночным профессиям для переподготовки создаются учебными подразделениями служб, непосредственно занимающихся переподготовкой рабочих, с использованием примерных учебных планов (приложение 3, 4, 5).

IV. Учебные планы и программы для повышения квалификации

Учебно-программная документация для повышения квалификации рабочих ориентируется на последовательное совершенствование их профессионального мастерства по имеющейся профессии.
Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается образовательным учреждением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится подготовка рабочих с учетом целей и задач обучения, сложности изучаемого материала, уровня квалификации обучаемых.
Ориентиром для создания на местах программ повышения квалификации могут быть примерные учебные и тематические планы для повышения квалификации, помещенные в сборниках учебных программ, разработанных Институтом развития профессионального образования (ИРПО) для подготовки рабочих.

Приложение 1. Учебные планы и программы для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Приложение 1

НАИМЕНОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА)

НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕГО ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

Город, год

Пояснительная записка

Пояснительная записка составлена с учетом специфики профессии, отрасли, на основе типовой пояснительной записки, разработанной ИРПО Министерства образования РФ.
В пояснительной записке излагаются основные задачи обучения рабочих, вытекающие из закона Российской Федерации «Об образовании», отраслевых нормативных документов, которыми руководствовались разработчики при составлении данной программы. В ней акцентируется внимание на необходимости обучения рабочих на новой технике и технологии, на формировании экономических знаний применительно к данному производству и данной профессии.
Даются общие рекомендации по реализации учебного плана и программы, организации учебного процесса, распределении времени на консультации, а также указываются допустимые изменения в последовательности изучения программного материала, порядок внесения в него дополнений и уточнений.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационные характеристики, разработанные Минтрудом Российской Федерации даны в специальных сборниках, а также дополнениях к ним, изданных в 1995-1998 годах.
В связи со значительными изменениями в характеристиках профессий прошедшими за последние 5 лет встает необходимость в одних случаях, незначительной переработки учебно-программной документации, в других — коренной, на что и нацеливают данные требования.

2. Квалификационные характеристики содержат:
— наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС, Перечнем профессий и Всероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
— уровень квалификации (разряд, класс, категорию);
— объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, подназорных органов Госгортехнадзора РФ, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.

Учебный план

1. Учебные планы для подготовки, переподготовки или повышения квалификации рабочих предусматривают наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих содержит экономический, общетехнический (общеотраслевой) и специальный курсы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и практическое обучение при подготовке новых рабочих, переподготовке и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков и специфики профессионального обучения рабочих.

4. Изучаемые вопросы экономики (особенно вопросы конкретной экономики) должны органически увязываться с профессиональной подготовкой рабочих в ходе преподавания специальных дисциплин и практического обучения. Учебные программы экономического обучения дифференцируются, дополняются и конкретизируются на местах с учетом специфики предприятий и особенностей состава обучающихся. Экономический курс необходимо ориентировать на конкретное предприятие.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессий, условий труда и сроков обучения.

6. Резерв времени выделяется для изучения новой техники или технологии конкретного производства, но может быть использован и для других целей. В учебном плане резерв времени предусмотрен, начиная с 3-месячной подготовки. В зависимости от особенностей конкретного производства это время может меняться.

7. Количество часов на консультации определяется на местах в зависимости от необходимости этой работы. Расчасовка на консультации дана в примерных учебных планах на различные сроки обучения.

8. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет практического обучения.

Программы теоретического обучения

1. Основной задачей теоретического обучения является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста профессиональной квалификации рабочих, формирование ответственного отношения к труду и активной жизненной позиции.

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название и содержание, в котором закладываются основные понятия, явления, законы, принципы, возможный перечень обязательных лабораторно-практических работ и другое.

4. Учебный материал специального и общетехнического (общеотраслевого) курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом их общеобразовательной подготовки.
Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

5. Содержание программ должно отражать развитие и дальнейшее совершенствование соответствующей отрасли производства, современный уровень ее техники и технологии и отвечать требования действующих нормативов.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знаний устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. Примерные учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, при участии других министерств и ведомств и издаются отдельными выпусками. Они могут являться основой для разработки программ на местах.

Программа практического обучения

1. Практическое обучение является основой профессионально-экономической подготовки и воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия — экономические и организационные, для стимулирования качественного производительного труда, инициативы и предприимчивости в новых условиях хозяйствования.
Содержание практического обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйского отношения к орудиям труда, гражданской ответственности за окружающую среду, выполнения трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа практического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятий.

4. Материал программы должен раскрываться четкими и сжатыми формулировками, отражающими сущность умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделить безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочих мест, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.
Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, Правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, необходимостью повышения квалификации в различных формах профессионального обучения.

6. При повышении квалификации рабочих программа практического обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории), с учетом опережающего обучения.

Приложение 2. Примерный учебный план для подготовки новых рабочих

Приложение 2

Курсы,

Сроки обучения (месяцев)

п/п

предметы

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Основы рыночной экономики и предпринимательства

Другие предметы

Общетехнический (общеотраслевой) курс

Черчение (чтение чертежей, схем)

Электроника (радиоэлектроника)

Материаловедение (электроматериаловедение)

Допуски и технические измерения

Общая технология производства

Охрана труда

Другие предметы

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 3. Примерный учебный план для переподготовки или получения второй профессии рабочими, имеющими родственную профессию

Приложение 3

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

2,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Теоретические основы профессиональной деятельности

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Экзамены

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 4

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

2,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс)

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Экзамены

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 5. Примерный учебный план для переподготовки лиц, имеющих среднее специальное образование, родственное их будущей деятельности или высшее образование

Приложение 5

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Производственное обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Консультации

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минобрнауки России
ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»

по состоянию на 15.05.2015

Сущность процесса подготовки и переподготовки кадров

В начале XX века основными функциями менеджмента были признаны планирование, координация, мотивация и контроль. В XXI веке в качестве полновесной функции управления к перечисленным выше методам присоединилось обучение. Без обучения сегодня не может существовать и развиваться ни малый бизнес, ни международная корпорация, ни государственное и муниципальное управление. Обучение становится неотъемлемой частью управленческого процесса в различных социально-экономических системах.

Обучение становится решающим фактором конкурентоспособности и успеха функционирования любой организации, любой социально-экономической системы. В тех видах деятельности, в которых конкретные знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность, очень важно постоянно проводить обучение персонала. В первую очередь это касается персонала управления. В условиях бурного развития теории и практики управления необходимо постоянно осваивать новые методы управления, в том числе и конкретные приемы и подходы. К ним относятся такие приемы, как мозговые атаки, работа в малых группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов, сбалансированная система показателей и многие другие.

В практике выделяют три основных направления обучения персонала:

— подготовка кадров, под которой понимают «организованное и планомерное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков»;

— переподготовка кадров «это получение персоналом новых знаний, навыков и умений в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам и содержанию труда».

— повышение квалификации или усовершенствование персоналом своих знаний, умений и навыков в связи с ростом требований к профессии или продвижением по должности.

Повышение квалификации преследует цель усовершенствовать знания и практические навыки специалиста в связи с появлением новых технологий в профильной сфере или исходя из требований к занимаемой должности. Такие мероприятия, как правило, проводятся в специальных профильных учреждениях (ИПК – институт повышения квалификации), которые созданы на базе организации или являются общегосударственными. Здесь ключевую роль играет профиль, например, подготовка научных кадров проводится в одних учреждениях, а чтобы подготовить управленца определенного ранга, необходимо пройти совершенно другую программу.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, наряду со стажировкой, являются структурными элементами системы дополнительного профессионального образования в России. Они способствуют устойчивому социально-экономическому развитию отраслей экономики, а также быстрой адаптации работников к непрерывным изменениям в технико-технологической и экономической сферах.

Переквалификация – это мероприятия, направленные на обучение сотрудника основам и нюансам новой профессии. Переподготовка может проводиться непосредственно на предприятии (период стажировки) под руководством наставника (мастер, начальник отдела, более опытный сотрудник).

С правовой точки зрения можно представить подход А.В. Пахунова, который считает, что «подготовка кадров и повышение квалификации персонала являются частью системы отношений трудового права и, хоть они и непосредственно связаны с ними, но являются отдельной категорией правоотношений и оформляются отдельным соглашением между работником и работодателем». При этом обучение и переобучение не рассматривается как прямая обязанность работника, а только лишь как вспомогательный инструмент, с помощью которого можно повысить качество его труда в рамках, возложенных на него должностных обязанностей.

В ст. 197 ТК РФ за работником закрепляется право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе и на обучение новым профессиям. Но содержание данной статьи не позволяет однозначно утверждать, что работник имеет право требовать от работодателя направления на обучение или на курсы повышения квалификации. Решение о том, насколько производственной необходимостью обусловлена подготовка кадров и повышение квалификации персонала, принимает работодатель с учетом как потребностей, так и финансовых возможностей. Это право работодателя закреплено в ст.196 ТК РФ. Поэтому право на обучение персонала на производстве конкретный сотрудник должен рассматривать как потенциально имеющуюся возможность, не предъявляя при этом претензий работодателю.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ, могут быть реализованы только путем заключения двухстороннего договора, второй стороной которого является работник. Согласно закону, для заключения такого документа необходимо согласие обеих сторон. Поэтому, когда одна из них – работодатель – такого согласия не дает, договор просто невозможно оформить. То есть работник имеет право обратиться к работодателю с просьбой о профессиональном переобучении или повышении квалификации, но и у работодателя имеется право ему в этом отказать.

Следует учесть, что есть некоторые категории работников и профессий, для которых профессиональное переобучение является обязательным условием для исполнения трудовых обязанностей. К таким работникам, например, относятся медики и фармацевты, научно-педагогические кадры, транспортники, которые через определенные промежутки времени должны подтверждать свою профессиональную пригодность сертификатами и удостоверениями, которые выдаются после прохождения курса обучения.

Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Таблица 1 — Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Наименование обучения

Сущность процесса

Профессиональная переподготовка кадров

Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию

Повышение квалификации кадров

Обучение, направленное на усовершенствование профессиональных знаний, навыков и умений специалистов

Переподготовка, и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же только актуализировать навыки и знания по «старой» специальности.

Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности. Например, работал человек бухгалтером, а после обучения стал товароведом.

Переподготовка кадров на предприятиях начинается с разработки соответствующей программы, которая включает следующие, основные элементы:

— методы обучения. Сначала руководство компании должно определить, чему обучать сотрудников. В зависимости от целей и желаемого результата определяется и прописывается, какими знаниями и навыками должен обладать сотрудник на той или иной должности. Как правило: 5 — 8 навыков устанавливается для решения стандартных задач, 2 — 3 навыка для более сложных задач, 1 – 2 навыка для самых сложных задач;

— способы обучения. На данном этапе определяется, какими способами проводить обучение. Чем более детально будут выделены навыки и конкретные области знаний, тем проще будет подобрать алгоритм развития умения, а также выбрать тренинги и обучающие материалы;

— варианты подачи информации. Информация должна быть представлена в таком объеме, что бы не перегрузить сотрудников. Необходимо предоставлять только самую необходимую информацию, которая действительно нужна для выполнения обязанностей. Необходимо дозировать ее и расставлять приоритеты: что необходимо давать в первую очередь, а что может немного подождать;

— технологии развития. На этом этапе определяют, какую технологию применять для развития навыка. Она должна быть проста, понятна, запоминаема и легко применима на практике. Технология должна состоять из логически последовательных шагов (от 3 до 7);

— методы оценки полученных знаний и навыков. Обязательно этапом является оценка развития профессионализма сотрудников, эффективность переподготовки кадров. Для оценки применяются различные методы (анкетирование, интервью, метод «360 градусов» и т. п.).

Переподготовка кадров с программами внутреннего обучения имеют ряд преимуществ перед всеми остальными методами. Во-первых, повышается капитализация компании, она становится более независимой от внешних факторов. Во-вторых, внутренние тренинги полностью учитывают специфику предприятия, поэтому полученные знания сотрудники начинают быстрее применять в своей профессиональной деятельности. Кроме того, затраты на организацию такой подготовки и переподготовки кадров, как правило, ниже. Не увеличивая бюджет, можно обучить большее количество персонала. Еще один плюс: появляется возможность подстроиться под график сотрудников, не мешая рабочему процессу. И даже после обучения сотрудники имеют возможность получить консультацию у внутреннего преподавателя непосредственно на рабочем месте.

Есть преимущество внутренней переподготовки кадров и с точки зрения внутренних преподавателей (речь идет о сотрудниках, которые являются экспертами в различных областях, а проведение тренингов является лишь дополнительной нагрузкой). У них появляется возможность реализовать себя в новой профессиональной деятельности. Это может стать дополнительным фактором их мотивации. Несмотря на все преимущества, специалисты не призывают полностью отказываться от внешнего обучения в пользу внутреннего. Для каждой компании важно найти свой баланс внешнего и внутреннего обучения.

Схематично основные цели подготовки и переподготовки кадров можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 — Основные цели подготовки и переподготовки кадров

Таким образом, можно заметить, что комплекс задач, направленных на совершенствование подготовки и переподготовки кадров, имеет итоговую цель – повышение эффективности функционирования предприятия, по средствам повышения качества работы его сотрудников.

Исходя из комплекса представленных целей подготовки и переподготовки кадров, можно сформировать следующие основные задачи (рисунок 2).

Рисунок 2 — Основные задачи подготовки и переподготовки кадров

Наиболее значимой целью подготовки и переподготовки кадров, именно в настоящее время, на наш взгляд, является адаптация сотрудников к современным требованиям, предъявляемым предприятию во внешней среде. Именно адаптация сотрудников к изменениям, происходящим в организации является ключевым стимулом руководства к повышению профессионального уровня работников, их подготовки и переподготовки.

Переподготовка кадров, как полагает М.К. Узаков «предполагает получение новой профессии или второй специальности. Переподготовка кадров проводится, когда основная профессия работника считается частично или полностью устаревшей и более невостребованной» .

Выделяют несколько этапов переподготовки и повышения квалификации персонала (рисунок 3).

Рисунок 3 — Основные этапы переподготовки и повышения квалификации персонала

Повышение квалификации, по мнению О.Л. Чулановой «актуализация профессиональных знаний и навыков, их совершенствование в процессе прохождения обучения на специализированных курсах, либо на рабочем месте под руководством более опытных, высокопрофессиональных коллег». Развитие персонала, в том числе повышение квалификации, для многих работодателей — весьма важная составляющая их бизнеса. Работодатели понимают, чем профессиональнее сотрудники, тем выше качество производимой продукции, быстрее и проще происходит адаптация всей компании к технологическим и организационным переменам, укрепляются ее конкурентные позиции.

Профессиональная переподготовка подразделяется на несколько видов в зависимости от целей ее прохождения.

— профессиональная переподготовка с целью усовершенствования имеющихся профессиональных навыков;

— профессиональная переподготовка для получения дополнительной смежной профессии;

— профессиональная переподготовка для получения новой профессии.

Способность трудовых ресурсов грамотно использовать полученные в ходе обучения знания является одним из основных моментов эффективности производства. Не отстают и производственные технологии, требующие от технического персонала первоклассное знание нового оборудования и технологий; Системы продвижения товаров на рынок и продаж развиваются еще более стремительно. Все это не оставляет иного шанса работодателю для сохранения занимаемой доли рынка и в конечном итоге всего бизнеса, как постоянно повышение образовательного уровня своих подчиненных.

В настоящее время, можно выделить следующие основные препятствия для экономического развития и повышения конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных предприятий:

– слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к ее получению;

– недостаточное стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при производстве высокотехнологичной продукции;

– нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учетом получения специализированного образования и врастания в высокотехнологичный научно-производственный процесс).

Таким образом, именно сейчас, как никогда, возникла существенная потребность в организации переквалификации персонала предприятий, повышения уровня его образования и квалификации, только в этом случае отечественная экономика сможет стабильно развиваться.

Если затраты, относящиеся к первой группе, включаются в расходы, признаваемые для целей налогообложения, при условии выполнения следующих условий, то затраты, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования не признаются расходами, связанными с подготовкой и переподготовкой кадров, для целей налогообложения в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 264 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Между тем налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ). Экономическим основанием налога на прибыль является обложение полученной налогоплательщиком прибыли.

Прибыль для российских организаций есть сумма, составляющая разницу между полученными доходами, уменьшенными на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Следовательно, экономическое обоснование должны иметь также расходы, признаваемые по правилам главы 25 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль.

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров (подп. 23 п. 2 ст. 264 НК РФ). По общему правилу, такие расходы должны быть экономически обоснованными и быть документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Произведенные налогоплательщиком затраты на получение сотрудником новой специальности могут иметь надлежащее документальное подтверждение, а также иметь экономическое обоснование (производственную необходимость).

📌 Реклама Отключить

Поэтому исключение из расходов на подготовку и переподготовку кадров затрат, связанных с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, является, по нашему мнению, необоснованным и нарушающим основные начала (принципы) налогового законодательства, а значит, не соответствующим статье 57 Конституции РФ.

Но учитывая прямое указание закона на исключение из состава затрат указанных выше расходов, налогоплательщику следует до признания указанного положения незаконным либо внесения соответствующих изменений в НК РФ учитывать установленные ограничения.

Специальные условия признания расходов

В соответствии с расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).љ

📌 Реклама Отключить

В настоящее время расходы на подготовку и переподготовку кадров не лимитируются. Пунктом 3 статьи 264 НК РФ установлен ряд обязательных условий включения произведенных затрат в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения.

Прежде всего работники, проходящие обучение, должны состоять в штате налогоплательщика. Штатом предприятия принято считать постоянный состав работников такого предприятия. Как правило, штат предприятия определяется на основании данных штатного расписания, следовательно, штатные работники это работники, должность и оклад которых установлены в штатном расписании.

Но действующее трудовое законодательство не содержит требованийљ об обязательном наличии у каждой организации штатного расписания. Признание произведенных затрат на обучение сотрудников расходами для целей налогообложения не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия штатного расписания. Но во избежание возможных неблагоприятных последствий, связанных с исключением налоговыми органами при проведении проверок затрат на обучение из состава расходов, рекомендуем его все-таки составлять.

📌 Реклама Отключить

Унифицированная форма этого документа (N Т-3) утверждена постановлением Госкомстата России от 06.04.01 N 26. Штатное расписание утверждается и изменяется приказом руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Исключение из этого правила составляют эксплуатирующие организации, которые в соответствии с законодательством РФ отвечают за поддержание квалификации работников ядерных установок. Такие налогоплательщики могут учитывать для целей налогообложения оплату за подготовку работников этих установок независимо от того, состоят ли последние в штате предприятия.

Далее: образовательные услуги должны быть оказаны образовательными учреждениями. Для выполнения данного условия необходимо подтвердить статус образовательного учреждения. При этом для российских образовательных учреждений необходима государственная аккредитация и соответствующая лицензия на осуществление образовательной деятельности. Для иностранных образовательных учреждений таким подтверждением может служить любой документ устанавливающий статус иностранного образовательного учреждения.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, при обучении в российских образовательных учреждениях бухгалтеру необходимо иметь копию лицензии на осуществление образовательной деятельности и копию свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Для того чтобы затраты на обучение работников в иностранном учреждении признавались в качестве расходов бухгалтеру также следует запастись документами, из которых с достоверностью следовал образовательный статус такого учреждения.

Следует также обосновать производственную необходимость обучения. Затраты на обучение должны быть вызваны производственной необходимостью, а программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в рамках деятельности налогоплательщика.

📌 Реклама Отключить

Данное требование означает, что обучение работников должно быть профильным, т. е. непосредственно связанным с выполняемыми такими работниками своих трудовой функции у налогоплательщика. При этом специальность (направление) обучения сотрудника должна соответствовать квалификационным требованиям, предЪявляемым к занимаемой данным сотрудником должности.

Доказательства обоснованности

Кроме изложенного, произведенные расходы должны отвечать общим условиям расходов (ст. 252 НК РФ), которым должны удовлетворять все расходы, принимаемые для целей налогообложения.

Расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными). Применительно к расходам на обучение экономическая оправданность, по нашему мнению, означает, что такие расходы должны быть необходимыми для осуществления налогоплательщиком своей деятельности, а также что такие расходы должны быть связаны с получением дохода в будущем.

📌 Реклама Отключить

Целесообразность осуществления тех или иных затрат в хозяйственной деятельности должна оцениваться организациями самостоятельно и не должна регулироваться налоговым законодательством. Как известно, налоговое право определяет, с каким фактом хозяйственной деятельности связаны налоговые последствия, но не регулирует самих отношений, приводящих к налоговым последствиям.

Учитывая, что в налоговых правоотношениях действует принцип добросовестности налогоплательщика, указанный Конституционным судом РФ в определении от 25.07.01 N 138-О, по нашему мнению, любые затраты, произведенные для осуществления деятельности налогоплательщика, направленной на получение дохода,љ следует рассматривать как обоснованные.

Однако, для исключения возникновения возможных споров с налоговыми органами по вопросу экономической оправданности расходов на обучение, такое условие может быть подтверждено заключениями планово-экономического отдела организации — налогоплательщика, бизнес-планами развития предприятия, программой подготовки кадров организации, а также иными аналогичными документами.

📌 Реклама Отключить

Подтверждение расходов

Расходы должны быть документально подтвержденными. В рассматриваемом случае указанное требование означает, что у бухгалтера должны быть в наличии все подтверждающие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Отсутствие таких документов не позволит отнести затраты на обучение к расходам для целей налогообложения.

Такими документами являются, прежде всего, договор между налогоплательщиком и образовательным учреждением о проведении обучения работников налогоплательщика.

По окончании оказания услуг по обучению стороны договора могут составить акт сдачи-приемки оказанных услуг. При этом необходимо обратить внимание, что обязанностей по составлению таких актов действующим законодательством не установлено.

В качестве документа, подтверждающего окончание обучения, может быть представлен сертификат образовательного учреждения о завершении учащимся определенной программы обучения.

📌 Реклама Отключить

При этом не стоит забывать, что указанные документы, являясь первичными документами, должны содержать все обязательные реквизиты, определенные статьей 9 Закона РФ от 21.11.96 N 129-ФЗљ «О бухгалтерском учете».

Не являются расходами на подготовку

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров для целей налогообложения (п. 3 ст. 264 НК РФ) расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

Очень часто в договорах на обучение сотрудников предоставление такого обучения сочетается с развлекательными услугами, отдыхом или иными услугами. Если стоимость обучения в договоре об обучении не отделена от стоимости дополнительных развлекательных услуг, то признание расходов в целях налогообложения на основании такого договора, влечет риск возникновения спора с налоговыми органами. В связи с этим следует избегать заключения договоров на обучение с дополнительными условиями об организации отдыха и развлечений либо распределять стоимость услуг по таким договорам по их видам.

📌 Реклама Отключить

Не признаются также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг. Для избежания возможных споров необходимо избегать неоднозначных формулировок условий договора на обучение. Так, например, если в договоре будет содержаться условие о том, что организация обязуется оплатить приобретение учебных пособий, то такие затраты не могут быть приняты для целей налогообложения. Для признания таких расходов для целей налогообложения стоимость оплаты учебных пособий должна быть включена в стоимость услуг по обучению.

Таким образом, денежные средства, направляемые организацией-налогоплательщиком на нужды обеспечения и совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении, связаны с содержанием этого учреждения и в качестве расходов для целей налогообложения не признаются. Указанные затраты производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога.

📌 Реклама Отключить

Наконец, как было сказано, не признаются и расходы по оплате обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанное положение существенно ограничивает применение нормы подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, исключая из состава расходов на подготовку кадров затраты на оплату обучения в высшихљ и средних специальных учебных заведениях, связанные с получением высшего и среднего специального образования. Следовательно, расходы на подготовку кадров должны рассматриваться лишь как повышение существующей квалификации работников, поскольку получение нового высшего и среднего специального образования не может относиться к расходам организации, учитываемым при налогообложении.

Налог на доходы физических лиц

📌 Реклама Отключить

На основании разЪяснений МНС РФ (см. письмо от 24.04.02 N 04-4-08/1-64-П758), налоговый орган, рассматривая вопрос о порядке налогообложения сумм, уплаченных организацией за обучение своих работников в интересах самой организации, делает следующий вывод: «в случае оплаты работодателями за своих работников стоимости обучения, связанного с повышением их образовательного уровня, указанные выплаты на основании пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса учитываются у этих работников при определении налоговой базы, облагаемой налогом на доходы физических лиц по ставке 13%».

Приведенные разЪяснения налогового органа не соответствуют налоговому законодательству по следующим основаниям. Оплата организацией обучения своего сотрудника составляет его налогооблагаемый доход только в том случае, если данное обучение произведено исключительно в интересах данного физического лица (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). То есть обучение сотрудника, оплаченное организацией в интересах производственной деятельности организации, не может составлять налогооблагаемый доход физического лица.

📌 Реклама Отключить

Данный вывод подтверждает и судебно-арбитражная практика. Так, в пункте 12 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога (письмо Президиума ВАС РФ от 21.06.99 N 42) применительно к конкретному налоговому спору арбитражным судом сделан следующий вывод: «Стоимость подготовки сотрудников аудиторской фирмы и стоимость аттестации, оплаченные за счет средств фирмы, не может рассматриваться как доход ее сотрудников. Обучение (подготовка) сотрудников и их аттестация производилась по инициативе работодателя с целью повышения их квалификации и более эффективного выполнения ими основной уставной деятельности высокопрофессионального оказания услуг в области общего аудита как можно более широкому кругу клиентов».

К аналогичному выводу об отсутствии налогооблагаемого дохода физических лиц при оплате их обучения организаций в том случае, если это обучение производилось в интересах организации, пришел Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.07.2000 N 355/00.

📌 Реклама Отключить

Несмотря на то, что приведенная судебная практика относится к периоду действия закона «О подоходном налоге с физических лиц», она сохраняет свое значение и применительно к налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, оплата обучения сотрудника организации, при условии, что такое обучение вызвано производственной необходимостью (не осуществляется в интересах физического лица — работника), вне зависимости от вида обучения (получение высшего (среднего специального) образования, либо повышение существующей квалификации) не должна включаться в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц такого работника.

Современные методы обучения сотрудников — «тонкости» налогового учета

Формы обучения

В современных условиях необходимые знания и навыки могут быть получены как в образовательных учреждениях, так и в организациях, не имеющих лицензий на осуществление образовательной деятельности, как форме классических лекций и семинаров, так и посредством тренингов, консультаций и даже электронного обучения.

Например, получать практические навыки по продажам товаров логичнее в ходе тренингов или электронного обучения, осваивать работу на новом оборудовании надо непосредственно на рабочем месте, а подготовку управленческого персонала логичнее осуществлять на основе получения дополнительного образования или прохождения специализированных курсов повышения квалификации, проводимых образовательными учреждениями.

В налоговом учете могут быть учтены лишь расходы на обучение, осуществленные в рамках договора с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ).

Рассмотрим специфику учета расходов по наиболее популярным и востребованным сегодня формам обучения, оказываемым вне рамок образовательной деятельности.

Обучение посредством оказания консультационных услуг

В соответствии с определением, приведенным в Большом энциклопедическом словаре, слово консультация (от лат. consultatio — совещание) имеет несколько значений. В первую очередь, консультация — совет, даваемый специалистом, во вторую — один из видов учебных занятий — дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета, в третью — совещание специалистов по какому-либо вопросу.

Только с учетом приведенного определения можно увидеть, насколько разнообразны могут быть консультационные услуги. Речь идет не только о видах услуг, оказываемых в зависимости от сферы деятельности, но и различных формах консультаций. В том числе, согласно приведенному определению, консультация является и одним из видов учебных занятий.

Действующее законодательство о налогах и сборах (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ) не уточняет, какие именно услуги следует рассматривать в качестве консультационных, что позволяет использовать указанную норму в отношении значительного количества понесенных расходов, в том числе при оказании услуг по обучению в форме консультаций организациями, не имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Например, в качестве консультационных были признаны расходы в следующих случаях:

  • проведение тренинга по командообразованию (постановление ФАС МО от 10.04.2008 № КА-А40/2732-08 по делу № А40-16318/07-115-110);
  • организация и проведение специальных тренингов и получение консультаций с целью поддержания и расширения профессиональной квалификации и навыков менеджеров (постановление ФАС МО от 26.07.2007 по делу № КА-А40/5899-07);
  • проведение семинара по программе «Тренинг-Интервью», в ходе которого обсуждались методы повышения эффективности управления подразделениями, грамотного распределения трудовых ресурсов, пути повышения темпов роста объема продаж за счет правильного распределения ролей/обязанностей в подразделениях (постановление ФАС ПО от 26.02.2008 по делу № А55-3600/07);
  • проведение консультационных семинаров по теме «Практика продаж» и «Как добиться служебного рвения со стороны сотрудников», тренингов (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 № АП-17226/2007-АК);
  • проведение семинара «Оценка и развитие персонала, их экономическая и социальная эффективность в российских и западных компаниях. Опыт и перспективы» (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 № 09АП-5772/2008-АК по делу № А40-37769/07-90-234).

С точки зрения документального подтверждения понесенных расходов со стороны налоговых органов при проведении проверок могут возникать вопросы следующего характера:

  • кто конкретно в организации получал консультационные услуги;
  • какими документами подтверждается оказание услуг, за исключением акта оказания услуг;
  • как полученная информация и знания используются в деятельности организации и т. п.

В данной связи представляет интерес постановление ФАС МО от 25.10.2007 № КА-А40/9904-07. В рамках указанного дела рассматривался вопрос обоснованности и документального подтверждения расходов на проведение консультативного семинара по теме «Мерчендайзинг». В постановлении отмечено следующее: «Поскольку проведение консультационного семинара по теме «Мерчендайзинг» не относится к образовательной деятельности, а носит характер консультационных услуг, то конкретизация работников, в чьем лице Общество получило консультационные услуги в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, не требуется. Требование налогового органа о предоставлении списка сотрудников необоснованно».

Дополнительно стоит отметить, что по данной статье расходов могут быть учтены не только услуги, поименованные в договорах как консультационные, но и названные консалтинговыми услугами. В постановлении ФАС ВСО от 17.07.2008 № А74-3131/07-Ф02-3189/08 отмечено следующее: «Понятие консалтинговых услуг российское законодательство не содержит. …исходя из русского значения слова consult, консалтинговые услуги по своему содержанию тождественны консультационным, в связи с чем расходы на оплату консалтинговых услуг могли быть включены налогоплательщиком в состав прочих расходов в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 253 и подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ».

При рассмотрении указанного дела судьи, в частности, подтвердили правомерность учета по указанной статьей расходов затрат по обучению проектной команды в рамках оказания консалтинговых услуг по определению целей, задач, границ функционального решения, по внедрению системы управления сбытом электроэнергии и проведению опытно-экспериментальных работ по запуску данной системы.

Электронное обучение

В последние годы все большее распространение получает обучение с использованием специальных обучающих программных продуктов. Электронное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых основным является экономия времени и средств, ведь обучение возможно в удобное для сотрудников время, «без отрыва от рабочего места», а стоимость обучения ниже, чем обучения с преподавателем (тренером). Спектр предлагаемых программ становится с каждым годом все шире. Это программы по изучению иностранных языков, обучению ассортименту и правилам работы с клиентами для розничных магазинов, курсы, разработанные для учебных заведений и ряд других. Например, фирма «1С» предлагает следующие мультимедийные обучающие программы серии «1С:Бизнес-Школа»:

Расходы на покупку указанных продуктов могут быть учтены как «расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)» (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). При условии, конечно, что организация сможет обосновать экономическую целесообразность понесенных расходов. Следует отметить, что к данной статье расходов относятся также:

  • затраты на приобретение исключительных прав на программный продукт, если его стоимость не превышает 20 000 руб. (до 1 января 2009 года — 10 000 руб.);
  • расходы на обновление ранее приобретенных программ для ЭВМ.

Исключительные права на программы стоимостью свыше 20 000 рублей следует учитывать как расходы на приобретение НМА, стоимость которых погашается посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Выездное обучение

Для организаций, располагающих достаточными денежными ресурсами, сочетание обучения и отдыха, в том числе за границей — дело привычное. Даже специалисты Минфина России признают правомерность учета понесенных затрат в случае организации обучения сотрудников за пределами РФ. Например, в отношении порядка учета расходов по обучению главного бухгалтера на семинаре по вопросам налогообложения за границей в письме от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137 Минфин России разъясняет:

«Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на обучение документальным подтверждением могут служить: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг.

Стоимость проезда работников к месту обучения и обратно, стоимость проживания по время обучения и суточные также учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, но как расходы на командировки на основании подп. 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ».

Учитывая значительную стоимость обучения за пределами РФ, а также в ряде случаев недостаточную эффективность учебного процесса, данный способ получения новых знаний вряд ли можно назвать широко распространенным.

Практика показывает, что большее распространение, в особенности для холдингов, корпораций и большинства крупных организаций, имеющих филиалы и представительства в различных регионах страны и за ее пределами, наиболее востребованной формой обучения является «выездное корпоративное обучение», организуемое на территории учебного центра, дома отдыха, пансионата или иного аналогичного заведения. В такой ситуации, как правило, возникают расходы по аренде помещений конференц-залов (учебных классов) для проведения занятий, оплаты труда преподавателей/тренеров и расходов по организации обучения. Понесенные расходы будут учтены, соответственно, как:

  • расходы по оплате труда (ст. 255 НК РФ);
  • расходы по аренде (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обучение работе на новом оборудовании

В современных условиях работа практически на любом виде оборудования требует предварительного обучения. Такое обучение может быть предусмотрено и осуществляться в рамках договора (контракта) с поставщиком либо отдельного договора на обучение. Как показывает анализ арбитражной практики, порядок налогового учета понесенных расходов на обучение в рассматриваемой ситуации вызывает некоторые вопросы.

В частности, вопросы могут касаться порядка формирования таможенной стоимости, в том числе включения стоимости обучения в первоначальную стоимость основного средства. Согласно позиции, высказываемой судьями, при рассмотрении дел данной категории стоимость обучения в таможенную стоимость поставленного оборудования не включается (постановления ФАС УО от 20.12.2007 № Ф09-10619/07-С3 по делу № А76-5248/07, ФАС СКО от 06.03.2008 № Ф08-852/2008-300А по делу № А32-25917/2006-23/428).

С точки зрения классификации затрат рассматриваемые затраты подлежат учету как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов. Например, к подобному выводу пришли судьи при рассмотрении вопроса о расходах на подготовку персонала для обслуживания установки гидрокрекинга после ввода его в эксплуатацию (постановление ФАС МО от 01.09.2008 № КА-А40/8144-08 по делу № А40-56143/07-99-249).

В ситуации, когда расходы на обучение не связаны с подготовкой и освоением новых производств, такие расходы могут быть учтены как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Например, судом был признан правомерным учет по данной статье расходов затрат организации по проведению обучения по теме «Скандинавские правила сортировки пиломатериалов…» (постановление ФАС СЗО от 23.04.2007 по делу № А56-19708/2006). В постановлении суд отметил, «что необходимость обучения персонала была обусловлена установкой на фабрике импортного оборудования, требующего применения передовых зарубежных технологий, связанных с переработкой, обработкой древесины».

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

  • Краткосрочное повышение квалификации;

  • Проведение тематических семинаров;

  • Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • состав преподавателей;

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

  • стоимость курсов;

  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *