План по развитию бизнеса

  • автор:

Если бизнес не развивается, он деградирует. Это справедливо и для людей тоже. Потому что мир вокруг нас меняется, и даже для удержания уже занятых позиций приходится меняться вместе с миром.

В этой статье вы не найдете волшебных таблеток. Это простой план работы над стратегией развития бизнеса, если вы такого еще никогда не делали.

Кстати, есть еще одна статья, в ней вы даже можете скачать бланк плана стратегического развития на год: распечатываете, заполняете — и в путь.

Вот ссылка: Стратегический план развития бизнеса на год.

С чего начать разработку стратегии для строительной фирмы

Напомню, это простой способ, поэтому мы с вами не будем забивать себе голову всякими умными терминами и концепциями.

Начнем с описания трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

Прошлое

Вы можете задать вполне резонный вопрос: «Дмитрий, это же стратегия развития, на кой ляд нам копаться в прошлом?».

Отчасти, я с вами согласен, потому что считаю, что прошлое не должно определять наше будущее.

Но оно в большинстве случаев определяет. По крайней мере, влияет на настоящее, которое, в свою очередь — фундамент для строительства будущего.

Так что придется подумать о прошлом.

Взгляд в прошлое позволяет нам найти ошибки и поставить под сомнение то, во что мы верим, не задумываясь и не спрашивая себя: «А какого, собственно, хрена что заставляет нас верить в это?».

Простой пример.

В какой-то момент вы принимаете неверное решение с отложенными последствиями. И продолжаете делать то, что решили делать. Потому что никогда не делали по-другому.

Принятые решения дают нам силу (как верные, так и неверные), поэтому пересматривать собственные решения, чаще всего, не хочется. Это же надо признавать собственные ошибки!

Многие люди (я не исключение) иногда подсознательно защищают себя от боли признания себя идиотом, и продолжают копать, даже упав в яму. Это смешно, когда касается кого-то другого. И больно, когда касается себя, любимого.

Когда вы думаете о прошлом, это помогает понять:

  1. Какие решения, договоренности и идеи, принятые ранее, сдерживают ваше развитие и, вообще, мешают вам сейчас.
  2. Что надо немедленно прекратить делать.
  3. Что работало раньше и продолжает работать сейчас.
  4. Какие идеи, методы, направления вы недостаточно развивали, а надо бы.

В процессе анализа прошлого вас может настигнуть совсем уж мощное озарение. Это может быть что-то такое, о чем никто не говорил и не думал из-за «неудобности» вопроса. Но этом могло все это время наносит огромный ущерб вашему бизнесу.

Пример — человек, который работает в вашем бизнесе с самого его основания, но откровенно не тянет, и больше вредит, чем помогает. Вы держите его «за заслуги», и всем кажется, что так и должно быть.

Вы никому ничего не должны. Это ваш бизнес. Подумайте об этом.

Если вы хотите, чтобы бизнес двигался вперед, то прошлое — хороший объект внимания для начала работы. Вдумчивый анализ прошлого помогает провести ревизию того, что происходило в вашем бизнесе, как полезного, так и вредного.

Что-то вы решите оставить в прошлом, что-то возьмете с собой в будущее. О чем-то поймете, что не надо было прекращать тогда, и это полезно начать заново.

Настоящее

После анализа прошлого вы можете почувствовать себя потерянным или, наоборот, окрыленным собственными успехами и достижениями. Работа с прошлым — это очистка. Вы выбрасываете лишнее и сдуваете пыль с полезного, о чем забыли.

Теперь вы готовы приступить к настоящему.

Один из важнейших факторов анализа настоящего времени — это окружающая среда, в которой работает ваш бизнес. Она включает в себя:

  • анализ рынка (что происходит вокруг прямо сейчас);
  • обратную связь от заказчиков (за что хвалят, на что жалуются);
  • обратную связь от работников (чего хотят, что советуют, на что жалуются);
  • анализ конкурентов (что предлагают, чем продвигаются);
  • самоанализ (что вы предлагаете рынку, чем продвигаетесь, какие системы используете в бизнесе);
  • для начитанных — SWOT анализ бизнеса.

Все это звучит пафосно и сложно, но никто вас не загоняет ни в какие рамки: делайте все это так, как знаете. Если вы никогда раньше этим не занимались, то один раз, сделанный не по стандартам из умных книжек, а «как придется», все равно, даст вам огромный прорыв в понимании бизнеса.

Минутка мотивации

Проблема многих предпринимателей — в низкой самооценке. Мы думаем, что «чтобы это сделать, надо 5 лет учиться в институте». И это — ошибка. Если вы понимаете задачу, и у вас есть идеи, как ее решить, то надо пробовать сначала эти идеи, а уже потом, если не получится, искать ответы в книгах и прочем.

Вы не идиот. Хотя бы потому, что идиоты не задерживаются в бизнесе. Большинство из них даже не начинает. Так что хватит преуменьшать вашу способность придумывать выходы из сложных ситуаций. Вы что-нибудь придумаете.

В конце концов, если вы можете решить проблему по-своему, а не так, как учат профессора в институтах (с зарплатой в несколько раз меньше вашей), то кого это волнует? Победителей не судят.

Вы можете гораздо больше, чем думаете.

Так вот, для того, чтобы проделать все, что я описал, лучше разбить все на небольшие подзадачи и откусывать по небольшому кусочку за раз. Иначе не сможете прожевать.

Если у вас есть вменяемые сотрудники (а уж если есть партнер, то сам Бог велел), задействуйте их. Для подчиненных с потенциалом это будет хорошей прокачкой мозга и поможет им лучше понять, в каком бизнесе они работают. Когда ваш бизнес выйдет на следующий уровень, именно они будут заменять вас на важных участках.

К тому же, когда вы привлекаете человека к решению таких задач, он себя отлично проявляет: можно ли тянуть его вверх или это бесполезно, и лучше поискать кого-то другого.

Есть два варианта:

  1. Вы можете все продумать сами, и раздать задачи.
  2. Вы можете собрать всех, кого хотите задействовать, озвучить задачи, и предложить каждому взять себе по кусочку.

Но это — если у вас уже есть вменяемые сотрудники на уровне ИТР: менеджеры проектов, начальники участков, прорабы, инженеры. В большинстве случаев в вашем поле будет только один воин — вы сами (несгибаемый и неустрашимый герой, на которого вы можете полностью положиться).

Будущее

Итак, будем считать, что прошлое и настоящее нам подвластно: мы перебрали наши богатства, выкинули лишнее, почистили полезное, решили начать забытое.

Пора переходить к магии.

Мы будем разрабатывать план на ближайшие три года. Я понимаю, что большинство из нас живет в России, а остальные — в республиках бывшего СССР. И стабильностью наша жизнь не отличается (может быть, кроме Беларуси, но тут я могу ошибаться).

Несмотря на то, что мы живем в крайне нестабильной среде, план, все равно, нужен. Хотя бы для того, чтобы отслеживать изменения хода событий и их отклонение от нашего прогноза. Без этого сложнее адаптировать рост бизнеса.

Если у вас есть люди, которые помогали на предыдущем этапе (когда вы разбирались с настоящим), то здесь им тоже найдется работа.

Я обещал, что будет просто, не так ли?

Но просто — не значит легко. В нашем случае простые и понятные действия требуют усилий. Но эти усилия многократно окупятся, поверьте мне на слово.

Итак, начать надо с нескольких критически важных вопросов, которые настроят ваш разум на нужный лад:

  1. Где мы сейчас и что из себя представляет наш бизнес? Какие у него показатели?
  2. Как мы дошли до жизни такой сюда пришли? Что нам мешало, что помогало?
  3. Где мы хотим быть через три года?
  4. Что вокруг нас (рынок, законы, тренды, технологии) надо принять во внимание?
  5. Как нам преодолеть разрыв между «сейчас» и «через три года»?
  6. Что в том, что мы делаем сейчас, надо изменить, чтобы двигаться в выбранном направлении?
  7. Какие ресурсы нам понадобятся, чтобы преодолеть разрыв?
  8. Какие промежуточные цели (вехи) разумно поставить?

По ходу поиска ответов на эти вопросы вы можете с невероятным удивлением осознать, что, оказывается, вы только что сформулировали понятия, важность которых вдалбливают в студентов умные преподаватели MBA за ведра денег:

Видение

Это штука, с которой носятся, как с писаной торбой, теоретики бизнеса. Они придумывают заумные способы формулировки этого самого видения.

А вы без лишнего шума и пыли получаете его, как побочный продукт вашей работы над стратегией. Потому что видение — это просто объяснение того, что вы будете делать с сегодняшнего дня, чтобы попасть туда, куда хотите попасть через три года.

Ценности компании

Еще один пафосный термин, которым можно повышать собственную значимость в компании коллег или подчиненных. На самом деле, ценности компании — это границы, в которых вы работаете: вот к этому стремимся, а это — западло избегаем.

Эти ценности определяются двумя факторами:

  1. Вашей личной моралью. Это ваш бизнес, и вы никому ничего не должны. Никто не заставляет вас делать то, что вы лично считаете неприемлемым в силу воспитания и ваших взглядов на жизнь. Поэтому вы строите бизнес с учетом вашего собственного понимания, что хорошо, а что плохо.
  2. Рациональными соображениями. Есть вещи (например, манера общения), которые для вас привычны, а для ваших заказчиков или работников могут быть неприемлемыми. Рационально найти такие вещи и изменить их так, чтобы и вам не надо было переступать через себя, и заказчик (или работник) это принимал.

Первый пункт задает направления для работы, второй — ограничения на этих направлениях. И все становится чуть понятнее.

Мы все — в малом бизнесе. Здесь, как нигде, заметна жесткая связь между тем, что каждый из нас собой представляет, и тем, как воспринимают наш бизнес заказчики.

Ваш бизнес всегда будет отражать вас.

Это как оторванный у Иа-Иа хвост в мультфильме про Винни-Пуха (моей дочке сейчас четыре года, поэтому такие примеры). Туповатая Сова думала, что это шнурок, но всем остальным было понятно, от чего эта деталь.

С вашим бизнесом все так же: какой вы, такой и он. Вы развиваетесь — развивается он.

Что вы получаете в итоге этой работы

Скорее всего, работа над стратегией займет больше одного дня. Это нормально: вы же планируете курс на три года вперед. На такое стоит потратить время, а не ляпать впопыхах.

Скорее всего, первый проход по всем пунктам не будет последним. Это тоже нормально: дело ответственное. Сколько надо доработок внести, столько и внесем.

Скорее всего, ваш план будет меняться в течение этих трех лет. Это может происходить по разным причинам:

  • меняется окружающая среда;
  • вы находите ошибки в плане и у вас достаточно силы, чтобы их признать и исправить;
  • вы понимаете, что ваши цели были занижены в силу недооценки ваших собственных возможностей.

Это нормально. Поменять план лучше, чем действовать без плана и плавать, как бревно в проруби. Да-да, именно бревно.

Согласитесь, коллега, то, о чем я написал в этой статье, не требует степени магистра экономики, как и невероятной гениальности. Все просто. Трудоемко, но просто.

И после того, как вы проделаете всю эту работу, вы получите два очень полезных для дальнейшего развития бизнеса результата:

  1. Непосредственно, стратегию развития, и понимание, куда идти, что делать и как понять, что вы идете куда надо.
  2. Сфокусированное на развитии бизнеса внимание. Благодаря этому фокусу в ближайшее время вы начнете видеть возможности, которые раньше не замечали. Окружающий мир сам начнет вас двигать в нужную сторону.


Привет, хабралюди! Кто из вас не мечтал создать свою игру? А возможно ли написать браузерную стратегию, не имея при этом опыта и денег? Возможно, если очень этого хотеть.
Под катом моя история создания бесплатной пошаговой стратегии.
Что из себя представляетигра? В двух словах — сетевой аналог старого доброго «Panzer General».
Но обо всем по порядку.

Предыстория

Некоторое время назад я играл и модифицировал серию игр «В тылу врага». Серия отличная, а тамошние танковые бои считаю прародителями World of Tanks. Но за несколько лет сетевая игра жутко надоела, даже с модами. Причиной тому был однообразный геймплей: одни и те же карты, один и тот же поток юнитов,
все игроки всегда копили кредиты на более мощный танк или отряд пехоты, а юнит-лист каждого был строго фиксированным.
Таким образом некоторая техника полностью исчезла из боев, а последние были однообразны и предсказуемы. Искались способы в модах кастомизировать меню покупки, дабы игрок хотя бы рандомно получал свой юнит лист и им сражался, не говоря уже о специализациях. Но увы движок этого не позволял.
Тогда же в форумных дискуссиях и родилась идея — «а что, если к игре прикрутить глобальную карту с экономикой?».
Стратегия на глобальной карте, тактические бои в ВТВ. Юниты доступные сторонам диктует фронт. Не успел прислать подкрепления? — сражайся тем что есть! Круто! Конец однообразию!
Осталось только уговорить разработчиков. Но результат разговора с ними, я думаю, всем очевиден — неизвестно окупится ли.
Я немного знаком с коллективом BestWay, и мы пришли к выводу, что стратегию то можно и в браузере реализовать, тогда «В тылу врага» придется минимально дорабатывать, всего лишь дописав API.
Браузерную часть, без раздумий, гордо взял на себя. Договорились после каких-то моих наработок обсудить дальнейшую жизнь проекта, ведь «поболтать» все мастера.
Имея за душой скудный опыт программирования, в свободное от работы время я все же начал свой путь.
С тех пор прошло около двух лет.

Разработка

В качестве фреймворка был выбран Сodeigniter, на нем я правил несколько чужих проектов, и был некий опыт. Клиентскую часть было решено писать на JS, точнее на jQuery, ведь flash я еще больше не знал.
Далее нужно было понять как это все должно выглядеть. Из игр подобного жанра я видел лишь «Total war» и «Карибский кризис», но все они были standalone. Продолжительное гугление дало свой результат — weewar.com. Вот оно, то что нужно!
За основу была выбранакарта Европыи начал анализировать html. На виваре было несколько слоев. Нижний — картинки территорий, средний — юниты, самый верхний — теги area с точным контуром гексы. При этом, весь html код весил больше 500 кб.
Я решил упростить схему и ограничиться двумя слоями: территория и войска. Но в таком случая возникла проблема клика не на ту клетку. Ведь дивы наезжали друг на друга:

Как я решил эту проблему? Никак. Практика показала, что она совершенно несущественная. Все клики в 99% случая производятся в центр гексы или выше. Если в будущем будут жалобы, сделаю проверку координат клика.
Карта отрисована, в глазах счастье. Движемся дальше.
А дальше все пошло как по маслу, до того момента, когда нужно было реализовывать поиск путей. Причем нужно не просто найти путь, а отобразить всевозможные, куда юнит может двигаться.
Как обычно, сначала строился велосипед, затем внезапно обнаружен «волновой алгоритм», и на его основе все хорошо собралось до работоспособного состояния. Далее его нужно было портировать на php, т.к. любые расчеты js легко подделываются. Переписал, выбросил все лишнее, ведь на сервере необходимо всего-лишь проверить валидность движения из точки А в точку Б. Работает.
Очередная интересная задача — избавиться от перезагрузки страницы. Тут все оказалось достаточно просто. Запись всех игровых действий в лог, выборка аяксом свежих логов с помощью long polling, анимация на карте полученных данных. В итоге, в двух разных браузерах я видел одни и те же действия, совершаемые в третьем. И это было очень круто, учитывая, что даже на виваре не было никаких анимаций и практически невозможно было понять, что твой враг делает, кого куда передвинул и кем атаковал.

Очередное «ноу хау» по сравнению с weewar — отображения лога действий и возможность просматривать повтор. Ну кому будет удобно читать player1 move unit 23,5 -> 24,6?
Пару десятков строк кода, и юзер, кликнув на глаз в логе, видит повтор анимации.
Когдаданный прототипбыл показан, никакого внятного ответа от BestWay я не получил. Но совершенно не расстроился. За плечами был отличный опыт программирования и стремительное решение доделать игру как независимую. Как weewar, но лучше.
То что было дальше, помимо программирования, можно смело считать геймдизайнерской работой.
Сеттинг был оставлен — Вторая Мировая.
Придумывались формулы для расчета атаки, характеристики юнитов… Очередная моя гордость — разные бонусы территорий, для взаимодействия разных типов войск. Например, танк в лесу получал +2 к обороне от вражеской техники, но -2 от пехоты, что было вполне логично и имело важное значение для геймплея. На виваре лес просто давал танку -2 к обороне.
Так медленно и печально, спустя пол года, была рождена альфа версия, где уже можно было играть и даже местами было интересно. Потратились «кровные» на покупку домена и хостинга, проект выкачен в свет, и с друзьями начали играть первые партии. Выглядело это тогдатак.

Жизнь проекта

В первые недели количество зарегистрированных пользователей было очень мало. Никто не понимал, куда он попал и что нужно делать. Нужен был хороший мануал, и я начал смотреть онлайн проекты на их наличие, дабы хоть примерно понять как они пишутся. Пролистав несколько, мне стало нудно. Если ты уже немного знаком с игрой, тогда документация читается легко. Но для новичка — это «лес». Пришел к выводу, что нужно интерактивное обучение. Минимум текста, максимум действий. После его реализации жизнь стала налаживаться.
День за днем игрались партии на затертой до дыр карте Европы, еще той, с weewar. Это быстро надоело. Было ясно, что без редактора карт не обойтись.
Примерно за месяц написалтакой редактор, которому игроки были очень рады. В первые сутки его существования в проекте появились 5 новых карт. На сегодняшний день карт около 40.
Очень хотелось сделать красивую отрисовку возможный путей.
Но уперся в производительность браузеров. Для реализации необходимо JS-ом накладывать третий слой с полупрозрачной белой гексой. А на средней карте это около 1000 новых div. Файрфокс, опера — довольно быстро справлялись с задачей. Хрому нужно было несколько секунд. Ну а виновник «торжества» — IE. Даже девятая версия добавляла дивы секунд 5. Пришлось отказаться. Думаю над более производительной схемой.
Вот так, в течении нескольких месяцев, почти каждый день в проекте что-то делалось. Фиксились баги, прикручивались новые фичи. Добавлялись юниты. Буквально на днях был кардинально обновлен интерфейс, и добавлена новая нация — США. Полная история изменений доступна в разделе «Что нового?».
За 2 месяца жизни проекта зарегистрировалось почти 150 русскоязычных пользователей, было сыграно 300 игр, а в логе действий оказалось 75 тысяч записей.
Наверное неплохо, учитывая, что ни копейки не было потрачено на рекламу, а проект был представлен всего-лишь на нескольких русскоязычных форумах.

Что дальше?

Кто-то клеит модельки, кто-то играет в страйкбол, мое хобби — моя стратегия.
В данный момент собираю «кровные» на хорошего художника, ведь многие юниты и объекты в игре из других игр.
В будущем планирую реализовать еще несколько сеттингов, например, средневековье или современную войну, пока не решил. А может и орков с эльфами, с чем чёрт не шутит.
Также в планах нужные фичи, такие как туман войны или бронирование техники. Более подробно можно почитать на сайте в разделе «В разработке».
Проект пока крутится на обычном хостинге, поэтому даю ссылку сразу на обучение. Оно полностью на JS, не насилует MySql. Надеюсь, хабраэффект будет милостив.

В московской школе боевых искусств Доджо Карате Киокушинкай состоялось открытие Академии Го. Эту игру, которой порядка 4 тысяч лет,справедливо называют боевым искусствомдля мозга и воли. На открытиибыли замечены представители топ-менеджмента «Росатома», «Технониколь» и других крупных компаний. Был дан старт первому курсу «Основы стратегического Го», слушателями которого стали владельцы бизнесов, управленцы среднего и высшего звена, банкиры,маркетологи, профессиональные спортсмены. Всего технологии развития комбинаторного и стратегического мышления осваивали 20 человек.

Как игра Го едва не оставила весь мир без Google

В разные периоды этой игрой увлекались основатель Microsoft Билл Гейтс, патриарх мировой политики,госсекретарь США, а ныне советник американского президентаи главный коммуникатор между Путиным и ТрампомГенри Киссинджер, председатель КНР Мао Цзэдун, владелец Faberlic Алексей Нечаев. А основатель Google Сергей Брин и вовсе признавался: «Мы так часто играли с Пейджем в Го, что если б он не сказал мне однажды: «Хватит», корпорации Google могло и не возникнуть».

В число российских поклонников игры Го входят весьма значимые представители власти и бизнеса. Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, Владимир Мединский, Сергей Кириенко –это далеко не полный перечень. Новому увлечению подвержены известные аппаратные политики, министры, половина топ-менеджеров госкорпораций. Внешэкономбанк, например, основываясь на Го-стратегии, строил свою антикризисную программу. Специальные корпоративные клубы Го существуют в Институте развития парламентаризма при Государственной Думе, и во многих крупных компаниях России. Из ярких бизнес-примеров –создатель российского косметического бренда Faberlic Алексей Нечаев, чья компания выросла от небольшой косметической сети до крупного холдинга и создавалась, по его собственному признанию, непосредственно на принципах Го-стратегий, и сегодня успешно конкурирует с крупнейшими транснациональнымикорпорациями.

Маленькие камни выстраивают работу большой системы

Сегодня Го, входящая в пятерку лучших бизнес-игр мира,– это игра топ-менеджеров и наследников. Двигая белые и черные камни по расчерченной клетками доске сильные мира сего учатся стратегии создания и расширения бизнеса, управления коллективами людей, находят новые пути по выходу из кризиса и вдохновение для побед в конкурентной борьбе.

Первым, по-новому взглянувшим на древний источник знаний, стал японский маркетолог Миура Ясуюки, который в своей книге «Го: Азиатская парадигма бизнес стратегии» провел параллель между мышлением игрока Го и предпринимателя. Одни называют эту игру «мост из мира Игры в мир Реальности», где модель Вселенной – Го, другие – универсальный бизнес-инструмент. Правы обе стороны. Если на востокеэто –часть культурыи философии,то на западе это, скорее, игра для интеллектуальной элиты и практикум по управлению.

Го, в отличие от шахмат не про «войну», а про «борьбу за территорию и влияние».И тем самым она гораздо ближе к нашей действительности: не смотря на ХХI век на дворе, законы «пищевой цепочки» в человеческом сообществе все-также негласно правят социумом. Игра учит важнымпрактическим навыкам, таким как: работать в рамках правил и маневрировать. Помогает выстраивать стратегию и работать в ситуации с большим количеством неопределенностей, когда невозможно просчитать все варианты развития событий. Развивает умениеувидеть ситуацию, которая еще вчера казаласькатастрофичной, под неожиданным углом и найти в ней скрытые возможности.

В Японии владение навыками игры в Го – негласное правило при приеме на работу на позицию топ-менеджера, а в Корееи Китае в обязательном порядке игру изучают в школах и в армии. Кстати, по словам знатоков, трактат «Искусство войны» Сунь Цзы, ни что иное, как Игра Го, облаченная в книгу. И результаты налицо: это и экспансия японских компаний «Mitsubishi», «Toyota»,»Honda» и «Suzuki» на рынок, сгубившаяамериканский автопром.Икорейский «прорыв в космос». Не говоря ужео завоевании мирового рынка Китаем. Помните, что сказал Греф, вернувшись с Кремниевой Долины: мы только озвучили идею, а в Китае ее уже реализовали, освоив наши технологии, они производят многие товары гораздо быстрее и в очень высоком качестве.

Мышление как боевое искусство

«Если говорить о применении навыков Го и стратегического мышления в политике и бизнесе, – рассказывает директор Академии Виктор Бахметьев, – то коротко можно сказать, что Го даёт следующее:

Для политиков: Как выиграть выборы в конкурентном регионе? Как разработать эффективную стратегию? Как сформировать правильный имидж?

Для топ-менеджеров: Как получить продвижение по карьерной лестнице? Как остаться на плаву в условиях жёсткой конкурентной борьбы? Как больше зарабатывать? Как управлять подчинёнными?

Для бизнесменов: Как вывести компанию из кризиса? Как выиграть конкурентную борьбу? Как получить новую долю рынка?»

При этом каждому Го даёт возможность наработать эффективные алгоритмы в модельных условиях игровой доски, чтобы потом, не задумываясь применять их в кризисной ситуации.

Предвыборная гонка: победу обеспечили греки и тролли

Главный консультант Академии Го, советник Председателя Госдумы РФ, политолог Алексей Чадаев. Быть подшефным у такого мастера дорогого стоит – среди его учеников – министры. На примере конкретных кейсов Алексей поведал слушателям, как он применял древнейшие стратегии в предвыборных кампаниях и выигрывал выборы, используя приемы Го.

2016 год. В самом конкурентном регионе страны – на Северном Кавказе – идет нешуточная борьба за кресло в Государственной Думе между тремя достойными кандидатами. «Когда мы отправлялись вкомандировку, никто не верил в победу, – вспоминает Алексей, -– слишком сложной была ситуация. Все ключевые позиции центрабыли заняты соперником – действующим мэром. Край –большой клубок сложностей и противоречий: эконмический спад, нестабильная политическая обстановка, отсутствие крупных городов. Я провел блиц-анализ ситуации и,последовательно выставляя камни на доске,обозначил нашу стратегию, которая учит – обеспечить тылы, создать базу, и только потом идти в центр (к цели).

Кстати, «центр» – это не всегда территориальное понятие, это может быть карьерное достижение, уровень качества жизни, достижение успеха, а «окраина» –не обязательно провинция. Для нас тылом (ключевыми опорными точками) стали несколько разных групп: казаки, этнические диаспоры, региональные медиа, региональная элита и интернет-территория: блогеры, соцсети, популярные комментаторы.

Второй момент: правильное распределение ресурсов, в данной ситуации – времени, денег и кадров. Мы не стали вкладываться в агитационную пропаганду (баннеры и телеэфиры), посчитав это нецелесообразным. Это была кампания полевых коммуникаций: мы пошли в народ – завоевывать территорию, попутно выполняя более 5 тысяч наказов жителей (более 90% действительно удалось разрешить, т.к они были местного значения). И только потом другие наши группы атаковали центр. Конечно, кроме нас на»предвыборной доске Го»играли разные силы: Москва, соседние республики, другие политические партии, крупные бизнесмены. Но влияние, все-таки, обеспечили мы.Итог: активность конкурентов удалось побороть.

Мы попросили Алексея на конкретных примерах рассмотреть и другие правила (принципы) стратегии и т.н. стратагемы (приемы) Го:

«Сначала возьми под контроль тыл»

Как уже говорилось, азиатские политики и бизнесмены активно применяют мышление Го в принятии стратегических решений.Вспомним победу Мао Цзэдуна в гражданской войне. На старте у Гоминьдана было все: контроль над ключевыми точками, армия, вооружение, ресурсы. Председатель КНР действовал через стратегическоеокружение: отдал города и методично перерезал коммуникации, рвал связи между опорными пунктами. А каждая провинция в условиях бездорожья и плохой логистикистановилась уже проблемой, а не преимуществом.

Кстати, на похожей Го-стратегии позже была выстроена и победа Трампа. Его противник Клинтон выигрывала 80-90% во всех крупных городах, а ему принесли победу региональные баллы, которых по объему было больше. А если приводить примеры из российского бизнеса – то это сотовый оператор «Теле-2» и сеть магазинов «Магнит», которые сначала завоевали окраины, а потом пришли в столицу.

«Прежде чем атаковать – оглянись»

Прежде чем бороться за власть или деньги, проверь собственную структуру на прочность. Должна быть гарантия,что, нападая,не развалишься сам. Это испытание на прочность. Вспомним зимние события на Болотной площади 2011-2012 года: с одной стороны, борьба за территорию, с другой за влияние и умы. Атака на власть захлебнулась потому что структура оппозиции была рыхлой. Не было идейного, организационного и содержательного единства, не было понимания общей стратегии. Да, был лидери много «разрозненных камней», плохо связанных друг с другом. Но наличие лидерадает только фокус внимания, но не жизнь всей команды.

«Борьба за территорию и за влияние»

В игре есть два таких главных понятия как «территория» и «влияние». Крым наш в 2014 году – яркая иллюстрация размены территории на влияние:после событий с отсоединением территории влияние России на Украину сильно пошатнулось.

А вот решение Кутузова сдать Москву французам, позволившее выиграть войну 1812 года, пример, что влияние – иногда важнее, чем локальная победа.

«Укрепление территории и надежный тыл»

Это первое правило Игры, нарушая которое ежемесячно гибнут сотни стартапов, которые инвестируют в масштабирование,не создав работоспособную базу (территорию), ониатакуют центр (влияние). Из последних печальных примеров – ЛингваЛео. Впрочем, этим грешат не только стартапы: знаменитый «Е-мобиль»тоже «сдулся», оттого, что имея хорошую бизнес-технологию,онигнорировал наличие работающей бизнес-модели.

«Делай срочный ход преждебольшого»

Президентская кампания – 2018, ведущаядискуссиюпро национальную идею и образ будущего –это разговор «не туда». Сначала надо дать образ настоящего, попробовать решить срочные задачи и насущные проблемы. Ведь когда у народа «болит» сегодня, ему не стратегий и не до планов на будущее.Это ошибочные шаги с точки зрения Го-мышления.

«Нет одного камня, есть движение камней»

Положительный пример: Евгений Демин («Сплат»), который сделал из товара не просто вещь, но и пространство для меседж-сообщения, чем, безусловно, привлёк новых покупателей и интерес к своему продукту.

«Хаос или отсутствие стратегии приводит к поражению»

Вся стратегия (политическая игра) Горбачевапотерпела фиаско, рассыпалось т.к. все и «наши» и «ваши», а возможно и сам Президент СССР,перестал понимать всю картину происходящего.

«Перенос игры на другой конец доски»

Сирийская компания России 2014 года – яркий пример того, что когда есть сложнаязапутаннаянедоигранная тупиковая ситуация (в данном случаес Украиной),то надо сместить свое внимание и решать другие задачи. Это был верный ход.

«Гибкость: применение новых стратегий»

Мы помним, что без стандартов,организованностии порядка тебя порвут конкуренты,а если ты будешь действовать узко, шаблонно, предсказуемо – тоже проиграешь. Важно сочетание заготовок и маневра. Интернет-активность Ричарда Бренсона, Илона Маска, Владимира Дымова, Олега Тинькова–хороший пример «выхода за рамки», нарушение правил и устоев, который приносит этимбизнесменам немалые дивиденды.

«Туман войны»

Именно держаниесоперника в неведении своих действий позволяет приращивать преимущество, ведь именно страх неизвестности вводит соперника в стресс и заставляет совершать глупые поступки.

Машина или человек: кто кого?

Маленькое отступление от темы: существует и электронная версия данной игры – шедевр искусственного интеллекта – компьютерная гугловская программа «AlphaGo». Это не просто подсчети программирование комбинаций, как в шахматах, где больше агрессии и почти нет позиционной борьбы, ведь игра Го – связана с эмоциями, интуицией и хитростью, вней много психологии. Команда Брина создалаIT-модель, создающую новые нейросети через зеркальные нейроны. По-простому говоря, машина может заглянуть вам не только в голову, но и в душу: по стратегии ваших шагови стилю игры, она чувствует настроение иэмоции соперника и прогнозирует поведение человека. С одним она воюет агрессивно и комбинаторно, а с другим – наоборот – территориально и спокойно. Впрочем, нашествия машин бояться пока рано, Алексей Чадаевподелился, чтопослепартии с партнером, он тожеможет рассказать о нем практически все.

«Откусить нос» конкуренту, или Зачем играть, если можно прочитать?

А теперь о самом главном! Почему это– форма бесконтактного боевого искусства?

На самом деле мы играем с миром, социумом, действительностью. Просто в данный момент нам помогает увидеть свои силу и слабость наш партнер по игре. Игра показывает намустановки, которые мы удерживаем в подсознательной памяти на принципиальные аспекты жизни.А управление имеет как раз дело с кризисом: стресс, острый вызов, лимит времени, средств, ресурсов. Все действия происходятна автомате. Вспомните военные мемуары – все гениальные решения рождаютсяна острие нервов. Управленческие решения принимаютсяточно также: серьезное решение чаще всего нужно сделать в кратчайшие сроки и на пике напряжения.

И именно Го в имитационном бою тренирует правильные боевые рефлексы. Причем, рефлекс, о котором мы говорим, не столько про ум, сколько про волю. Это наработка способов реагирования, вариацийуправленческого анализа и действийв имитационной игре.

Проведем аналогию. Один бывалый разведчик на вопрос: что делать, если на тебя напали в лифте? Как подготовитьсяк отражению? Ответил так: «Свари морковь, держи ее горизонтальнои резко кусай ее.Только когда у твоего тела есть физическая память,как совершать эти действия, ты в стрессовый моментсможешь откусить насильнику нос. Если опыта нет – не сможешь».

Все ходы, которые мы совершаем, что в игре, что в реальной жизни, подсказаны нам прошлым опытом. Человек так устроен, что в момент стресса, он всегда действуетна автомате, инстинктивно. Именно поэтому бесполезны любые книги или учебники по управлению. Только отработанный в игре навык: умение принимать решения в кризисный момент, умение быть хладнокровным, умение маневрировать в сложной ситуации, а не действовать по шаблону, «вкладывает в наш мозг» этот опыт, которым мы сможем пользоваться в реальных, полевых условиях!

Особая культура мышления помогает выиграть любое сражение

По случаю открытия Академии Президент Западно-Российской Организации Киокушинкай Каратэи Академии Го Шихан Виктор Белов, 5 дан (столь высокое звание в России имеют единицы, и Президент РФ в том числе), вышел на татами, чтобы продемонстрировать применение Го в поединке карате. Философия Го во многом перекликается с философией Карате. Например, за игрой можно легко научиться жертвовать малым ради победы и тренировать внимание. Ведь чем больше групп камней на доске, тем больше они требуют внимания и тем больше фронтов у тебя в поле зрения.

«Го и карате? Что общего?», – спросили мы у Белова. «Тренировка и опыт. Мозг, а вернее силу воли, как и мышцы можно и нужно тренировать. Ведь почему каратист побеждает дворового хулигана? Он не всегда сильнее физически, опытнее, быстрее или моложе. Но у негоесть одно важное преимущество: он много и долго нарабатывал последовательность ударов,и теперь эта «связка»работает на автомате, на психосоматическом уровне.Тоже самое происходит и во время игры Го: нарабатываются алгоритмы управленческих решений или действий. И в кризисный момент:во времямаркетинговой илиполитическойкампании –человек действует из известных ему шаблонов.

Кстати, спорткак нагрузкуВиктор Белов, чье имя дважды занесено в книгу рекордов Гиннесса, считает абсолютно бессмысленным: «Другое дело – карате, в нем есть смысл и цель, как и любое боевое искусство оно направлено напреодоление боли, усталости и страха. Что касается Го – то оно про прокачку силы воли и про принятие правильных решений.

Игра Го показывает, под каким углом мы смотрим на ту или иную ситуацию, проблему или задачу в жизни. Стратегия игры абсолютно отражает ход мыслей, слабые и сильные стороны каждого игрока.Лично мне Игра помогла понять, в какую сторону двигаться: раньше я вкладывал средства в бизнес ради бизнеса, но не ради души.И терпел фиаско. Пока стратегия не помогла мне найти свой Путь: сегодня Доджо – не просто школа болевых искусств, аМногофункциональный Центр российско-японских культурных связей и спортивных инициатив. Здесьпредставлено все: от каллиграфии, языка, музыки, оригами до спорта и кинезотерапии. Аего филиал в Подмосковье – единственный в мире европейский «Шаолинь»».

С точки зрения биохимии это про созданиебольшого количества нейронных связей, которое в свою очередь влияет на умение принимать решение, скорость мышления. А главное – как уже говорилось – это тренировка силы духа, которая развивает оба полушария одновременно: гибкость (управление постоянно меняющимся процессом)итвёрдость (следованиеправилам и шаблонам).

Не удивительно, что ученикиБелова – представители абсолютно разных профессий:командиры подводных лодок, IT-директора, поэты, летчики, врачи, художники, бизнесмены – сегодня вслед за своим Учителем, развернули свой взгляд к интеллектуальной игре Го, понимая, что карате помогает выиграть поединок, аособая культура мышления – любое сражение.

На вопрос: «Какие стратагемы из 36 вы посоветуете российским предпринимателям взять на вооружение в первую очередь?»,академики ответили:»Отдай малое, чтобы забрать большее. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти. Ударь палкой по траве, чтобы узнать, куда поползет змея. Именно этих качеств не хватает нашему бизнесмену, который частодействует на авось, не может вовремяостановиться и не любит ждать. Таков уж у нас менталитет».

Какую опасность таит игра Го

Теоретические занятия по основам игры проводили уже знакомые намАлексей Чадаев иВиктор Бахметьев. А также Александр Динерштейн, 7-кратный чемпион Европы, Мария Марьясова, управляющий партнер Академии, владелица федеральной сеть школ Го «Юный Император».Главным помощником для всех новичков стал Мастерспорта по игре Го Игорь Бурнаевский, 6 дан, человек-олицетворение самой игры Го (гибкости и строгости), который щедро делился знаниями на практических уроках, помогал анализировать каждую сыгранную партию, с эмпатией относился даже к самым нерадивым ученикам, но заставлял тренировать мозг, ведь именно за этим они и пришли.

«Будьте осторожны,–напутствовал выпускников Чадаев, –у игры Го есть оборотная сторона: научившись удерживать понимание ситуации и просчитывать на 10-20 ходов вперед,мыслить аналогиями и абстракциями, начинаешь ощущать себя великим стратегом, чувствуешь, что ты в этой жизни достоин большего,и порой самооценка может прийтив противоречие с реальностью». Впрочем, есть те, кто не только чувствует себя великим, но и творит: Анна Вишнякова, ученица Алексея, освоив игру, почувствовала силу и мощь,переехала из провинции в Москву и всего за год (!) выстроила федеральную компанию груминга Zooprofi без связей и стартового капитала, используя только базовые знания Го.

Олигархом быть хочу, пусть меня научат

Го помогает любому человеку самоидентифицироваться, понять «кто ты»: Миротворец? Воин? Мудрец? Учитель? Торговец? Правитель? Понять свои сильные и слабые стороны и при желании – усовершенствовать себя. Сегодня эти знания открыты для всех: мы же не в Древнем Китае, где обучение Го простолюдинов каралось смертной казнью, ибо вооруженные знаниями людьми Правителю были не нужны.

Но есть один маленький нюанс. «Информацию можно дать всем,– говорят преподаватели Академии Го, –только возьмут ее не все. При всей толерантности и стремлении к равноправию, надо признать: это некий механизм селекции или даже сегрегации, вычленяющий класс стратегов, класс элиты. Увы, некоторым людям не удается переложить игруна свою жизнь, увидеть в ней философию взаимодействия с миром. И они рассматривают Го просто как соревновательный элемент, как обычную настольную игру. Отчего это происходит? Слишком сильны шаблоны, в которых мы воспитаны семьей, школой, улицей, социумом,и разрушать их очень непросто. Хотя, конечно, в любом случае, эта практика может быть полезна, даже просто как настольная игра, ведь она развивает мышление, внимательность, память». И последнее, о чем хотелось сказать: все мыхотим, чтобы наши дети были успешными, богатыми и мудрыми. Быть может, быть и российским родителям тоже стоит взять пример с азиатских мам и пап, которые вкладывают в своих детей? Купить доску, черные и белые камни, и научить своего ребенка играть в такую простую непростую игру Го? Во имя его будущего! Как это делают в тех семьях, на которые все хотят быть похожими – в России есть всего одно дошкольное учреждение, в котором дети постигают азы стратегического взаимодействия с миром через игру Го.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *