План и программа аудита

  • автор:

Сам увольняемый получает:

— информацию о конъюнктуре рынка труда и возможностях трудоустроиться;

— списки потенциальных работодателей;

— необходимые психологические консультации.

В заключении хотелось бы отметить, что большинство современных предприятий не готовы нести затраты связанные с процедурой профессионального аутплейсмента, тем не менее основной целью настоящей статьи является предоставление специалистам в области кадрового управления первичных знаний об аутплейсменте как инструменте для проведения цивилизованного увольнения работника, позволяющего сохранить не только добрый имидж предприятия и персонал, но и экономить финансовые ресурсы предприятия (т.к. до момента трудоустройства уволенным сотрудникам организация выплачивают компенсацию).

Список литературы:

1. Лисуков В.В. Увольнение без «скальпеля» // Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. — Саратов, 2010.

2. Фут М., Хоук К. Введение в НЯ-менеджмент: учеб. для студентов и аспирантов. — Тюмень: ДИС, 2005.

3. Отдел кадров коммерческой организации. — 2010. — № 1 // Консультант плюс.

4. www.hr-portal.ru/up/article.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА © Лоскутов В.А.*, Черкаева Э.С.4

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

Планирование аудита представляет собой ключевой этап проведения проверки. От качества планирования зависят эффективность и качество результатов. В статье рассматривается порядок организации и планирования аудиторской проверки.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

* Научный руководитель: доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук К.К. Арабян.

* Научный руководитель: доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук К.К. Арабян.

Важнейшим этапом организации и проведения аудиторской проверки является планирование, в соответствии с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенными, что в каждой конкретной ситуации применяется наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

— деятельность аудируемого лица;

— системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— риск и существенность;

— характер, временные рамки и объем процедур;

— координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;

— прочие аспекты.

Одним из вариантов составления плана является наглядный график работы всех участников аудиторской группы. Преимуществом такого плана является наглядность оказания аудиторских услуг и проведения проверок. В таком плане указывается занятость сотрудников по часам, которые группируются в рабочие дни (по 8 часов), также по такому плану легко проследить какие именно специалисты работают в данный момент на данном участке работы и каких экспертов или юристов данная аудиторская группа привлекает в ходе своей деятельности.

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита. Такими действиями можно считать:

— установление уровня существенности;

— рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора;

— планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств.

Первоочередной задачей аудитора является выяснение того, достаточно ли достигнутое понимание деятельности для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Проанализировав данные аспекты, составляется план с учетом всех рисков, уровня существенности, объемом выполнения работ. При правильном понимании деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, формируется оптимальный состав группы.

Планирование аудита состоит из следующих основных этапов:

— изучение деятельности аудируемого лица;

— подготовка и составление общего плана аудита;

— подготовка и составление программы аудита.

С учетом всех замечаний, требований и принципов, рассмотренных в данной статье, мы разработали следующий способ планирования аудиторской проверки:

8 часов формируются в 1 рабочий день

Часы Руководитель группы Аудитор п Помощник п Стажер п Эксперт п

Примечание: п — количество специалистов.

Количество столбцов в таком плане не ограничено и соответствует составу аудиторской группы.

Общий план аудита представлен в табл. 1. Виды работ указываются в приложении к этой таблице, где дополнительно прописывается время, очередность выполнения работ для каждого участника. В отдельной графе закреплен необходимый состав для выполнения данного участка работы.

Таблица 1

Общий план аудита

№ Виды работ Период аудита, в часах Исполнители Порядок выполнения работ Комментарии

1 Аудит учредительных документов и уставного капитала 10 помощник 2 1

2 Аудит учетной политики:

для целей бухгалтерского учета 4 аудитор 2, стажер 1 2/1

для целей налогового учета 4 аудитор 2, стажер 1 2/1

Продолжение табл. 1

№ Виды работ Период аудита, в часах Исполнители Порядок выполнения работ Комментарии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Аудит гражданско-правовых договоров 10 Помощник 2, юрист 2/1

4 Аудит основных средств 48 аудитор 1 1

5 А>дит нематериальных активов 40 аудитор 2 1

6 Аудит МПЗ 32 эксперт 1, помощник 3 1/1

7 Аудит финансовых вложений

долгосрочные 10 аудитор 2, стажер 1 3/2

краткосрочные 10 аудитор 2, стажер 1 3/2

8 Аудит денежных средств

касса 10 аудитор 3, помощник 1, стажер 2 1/1/1

расчетный счет 20 аудитор 3, помощник 1, стажер 2 2/2/2

валютный счет 16 аудитор 3, помощник 1, стажер 2 3/3/3

9 Координация и контроль выполняемы х работ В течение всего проекта Руководитель группы 1

На графике эта таблица будет выглядеть следующим образом.

Один час отражается 1 клеткой в столбце каждого участника проверки. Клетки, выделенные одним цветом, означают выполнение одной работы, по мере выполнения работ их цвета на графике меняются в следующем порядке:

— первая работа обозначается красным цветом;

— вторая — желтым;

— третья — оранжевым;

— и т.д.

Для удобства определения количества дней проведения проверки, а также определение выполнения необходимых работ за день в графе «часы» мы выделяем разными цветами интервалы по 8 часов.

Рассмотрим пример.

Вид работ: аудит гражданско-правовых договоров.

Исполнитель: помощник 2 и юрист.

Время выполнения: 10 часов.

Порядок работ: у помощника эта работа является второй по очередности, поэтому выделена желтым цветом, в то время как у юриста — первой, поэтому на графике выделена красным (см. график работ (извлечение)).

Это наглядно показано на графике, и очень удобно при использовании самими специалистами, так как они могут легко проследить порядок выполнения именно своих работ и не запутаться.

Приложение к табл. 1

График работ (извлечение)

Время выполнения работы — 10 часов.

Отображение на трафике синхронного начала работ ио аудиту денежных средств (валютный счет) в составе группы следующие специалисты: аудитор 3: помощник 1. стажер 2.

часы Руководитель группы Аудитор 1 Аудитор 2 Аудитор 3 Помощник 1 Помощник 2 Помощник 3 Стажер 1 Стажер 2 Эксперт 1 Аудитор-юрист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 £ 1

13 и -3 о -Э

14 г Р ч £ К ч

15. ж и ^

16 о Е =

17 О и г к «

18 С 1 5 г

19 о ё

29 -1 —

31 -— ^ —- _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же, как видно из графика, в нем предусмотрено отсутствие разрывов времени и учтена синхронность начала совместной работы специалистов. При таком наглядном представлении всех необходимых работ избежать таких несостыковок очень просто. При таком способе организации работы очень важно отметить, что специалисты не отвлекаются с аудируемого объекта на другие объекты. Это позволяет снизить риск человеческого фактора, сконцентрировав все внимание на данном объекте аудирования и конкретно на работах, закрепленных за специалистом.

Итогом планирования является общий план, и от того, насколько качественно он составлен, зависит качество результатов проверки. В нем должны быть учтены все работы, задействованы все специалисты, участвующие в проверке, отражены сроки проведения работ. Также для увеличения эффективности и продуктивности работы группы специально была введена колонка «комментарии» в разделе «приложение», где руководителем группы указываются определенные аспекты работы (при их наличии); специалистами, закрепленными за данным участком работы, указывается список документов, привлеченных к проверке и (или) не предоставленные, но запрошенных.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3.

2. Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 № 863.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ

КОНСОЛИДИРОВАННОГО УЧЕТА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ХОЛДИНГОВ

© Медведева В.Е.*

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, г. Волгоград

В системе консолидированного учета особое внимание следует уделить моделированию первичных документов учета финансовых резунь-

* Аспирант кафедры «Экономический анализ и финансы». Научный руководитель: заведующий кафедрой Теории финансов и кредита, доктор экономических наук, профессор Л.В. Перекрестова.

34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………2

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1 Задачи и обязательность планирования ……………………………………. 4

1.2 Принципы планирования аудита ……………………………………………… 6

1.3 Содержание предварительного планирования аудита ……………………… 7

1.4 Принципы подготовки общего плана и программы аудита ………………… 9

1.5 Подготовка и составление общего плана аудита ……………………………. 10

1.6 Программа аудита ……………………………………………………………… 12

Глава II «План и программа аудиторской проверки по ООО «Альянс-М»

2.1 Характеристика предприятия, цели и задачи его деятельности …………….. 14

2.2 Структура бухгалтерской отчетности ………………………………………….16

2.3 План и программа аудиторской проверки ……………………………………. 25

2.4 Подготовка аудиторской проверки ……………………………………………. 26

2.5 Планирование аудита …………………………………………………………… 27

2.6 Общий план инициативного аудита формирования издержек обращения

и расчетов по НДС ……………………………………………………………… 29

2.7 Программа инициативного аудита формирования издержек обращения

и расчетов по НДС ……………………………………………………………… 30

Заключение……………………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………………………….33

Введение

В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит ежегодной аудиторской проверке. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательство аудиторских фирм (самостоятельных аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых расчетов, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Эта деятельность включает также оказание иных аудиторских услуг: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства; обучение и др.

В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение аудита:

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций по законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Аудит, как отмечают американские специалисты, — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, осуществляемой независимым лицом.

Главная цель аудита – определение достоверности финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Различают аудит внутренний и внешний.

Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутреннего контроля, а также о достоверности годового отчета. Такое заключение является основанием для утверждения или неутверждения (отказа от утверждения) проверенного годового бухгалтерского отчета. Организация сама вправе выбрать аудитора для проведения проверки.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки заключения.

Основные мероприятия , проводимые в ходе аудита , включают:

  1. Планирование аудита;

  2. Получение аудиторских доказательств;

  3. Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

  4. Документирование аудита;

  5. Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1.Задачи и обязательность планирования

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника , консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки , исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей.

Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедится в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом , предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость своевременного получения качественной информации о функционировании различных подразделений и филиалов предприятия.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

В ряде случаев объективная экспертиза важна для следственных органов , судов, прокуратуры для подтверждения интересующей их бухгалтерской отчетности предприятий.

Таким образом в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы: администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики, государственные органы (налоговые, статистические и др.). Косвенно заинтересованы в надежности финансовой информации биржи, юристы, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения.

Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами-специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и официальное разрешение на право оказания таких услуг.

Аудит представляет сложный интеллектуальный вид деятельности, требующий индивидуального подхода к проверке предприятий разнообразного профиля.

Успех дела во многом обусловливается четкой последовательностью этапов аудита, определением источников получения информации, формированием бригады специалистов и другими факторами, входящими в понятие разработка плана и программы аудита. Этим вопросам посвящено Правило (Стандарт) «Планирование аудита», одобренное Комиссией при Президенте РФ от 25 декабря 1996 г., протокол №6.

Данное Правило разработано с целью установления норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя (в дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации» ), при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами Стандарта являются:

-описание предварительного этапа планирования аудита;

-формулирование принципов подготовки общего плана и программы;

-описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита;

Требования данного Правила (Стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку

официального аудиторского заключения.

Они носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правило(Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта.

1.2.Принципы планирования аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма—обязательства и до заключения договора о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:

— комплексности;

— непрерывности;

— оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным в отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Страницы ← предыдущая следующая → но по счетам второго порядка 91101 и 91102; — регистрационные журналы; — баланс. Принятые инкассовые поручения регистрируются уполномоченными банками в регистрационном журнале и приходуются на внебалансовом счете 911. При поступлении кредитового авизо от иностранного банка они списываются в расход. При проверке данных операций особое внимание следует обратить на соответствие фактических сроков оплаты инкассо указанным в инкас- совом поручении, подтверждение списания с внебалансовых счетов, от- ражающих фактические остатки инкассовых поручений, кредитовыми авизо банков-корреспондентов. Контрольные вопросы 1. Какие направления выделяют аудиторы при организации аудиторской про- верки расчетных операций? 2. Что является основанием для списания средств с расчетного счета клиента? 3. Какие приемы используются аудитором при проверке расчетных операций? 4. Как аудитором группируются выявленные нарушения? 5. Какую документацию запрашивает аудитор при проверке расчетов платеж- ными поручениями? 6. В чем преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов? 7. Допускается ли выплата с аккредитива наличными деньгами? 8. Перечислите операции, которые может проводить организация с расчетного счета. 9. Основные документы по операциям на расчетном счете. 10. Когда открываются текущие счета? 71 ТЕМА 6. Аудит депозитных операций 6.1 Цели и этапы аудита депозитных операций Целями аудита депозитных операций являются: 1) оценка полноты и своевременности исполнения банком обяза- тельств по депозитным операциям; 2) определение их соответствия законодательству; 3) проверка правильности оформления договоров; 4) проверка достоверности и своевременности бухгалтерского отра- жения операций; 5) проверка процедуры установления процентных ставок и адекват- ности их уровня сложившейся экономической ситуации. Для проведения аудита депозитных операций аудиторы запрашива- ют в банке следующие документы: — депозитные договоры; — юридические дела клиентов; — книга регистрации открытых счетов клиентов; — лицевые счета клиентов; — ведомости начисления процентов; — оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета; — баланс; — отчет о прибылях и убытках; — внутренние инструкции банка, определяющие политику привлече- ния денежных средств во вклады. При проверке депозитных операций: 1) изучаются внутренние документы, регламентирующие работу по привлечению денежных средств; 2) проверяются депозитные договоры на наличие необходимых рек- визитов таких, как: номер договора, дата, наименование сторон, их адреса и банковские реквизиты, подписи, печати, размер вклада, срок, процент по вкладу, порядок и сроки выплаты процентов, дата возврата вклада, ответ- ственность сторон; 72 3) соответствие количества депозитных договоров открытым лице- вым счетам, а также правильность открытия лицевых счетов; 4) по лицевым счетам и первичным документам правомерность бух- галтерских проводок; 5) соответствие подписей на расходных документах клиентов заяв- ленным образцам; 6) по ведомости начисленных процентов их соответствие условиям депозитных договоров и Гражданскому кодексу РФ; 7) своевременность отражения в балансе выплаченных процентов; в случае присоединения процентов к вкладу − своевременность их зачисле- ния на лицевые счета вкладчиков, а в случае их выплаты − проверяется своевременность зачисления на расчетный счет клиентов, корреспондент- ский счет или счет «Касса»; 8) соответствие данных синтетического и аналитического учета; 9) досье клиентов − юридических лиц, наличие справки налогового органа, копия уведомления банка налоговому органу об открытии этому налогоплательщику депозитного счета. 6.2 Типичные ошибки, выявляемые при осуществлении аудита депозитных операций Типичные ошибки, совершаемые при осуществлении депозитных операции: 1) отсутствие при оформлении договора оттиска печати, номера сче- тов, дат, сроков выплаты процентов; 2) несоответствие сроков учета средств на балансовых счетах сро- кам, установленным в депозитном договоре; 3) несвоевременность и неполнота выплаты процентов по депозит- ному договору; 4) отсутствие справки из налоговой инспекции; 5) зачисление и списание средств на депозитный счет, минуя расчет- ный счет; 73 6) проведение расчетных операций с депозитного счета юридическо- го лица; 7) незачисление процентов по вкладу на расчетный счет, если не предусмотрено их присоединение к вкладу; 8) отсутствие в банке внутренних документов, определяющих поли- тику привлечения средств; 9) открытие депозитного счета без депозитного договора; 10) несоответствие суммы остатка средств в лицевых счетах данным баланса; 11) изменение процентов в одностороннем порядке, если иное не оговорено в договоре; 12) начисление процентов реже одного раза в квартал. Контрольные вопросы 1.Каковы цели аудиторской проверки депозитных операций? 2. Каков перечень документов, которые должен запросить аудитор в банке с целью проверки депозитных операций? 3. Каковы этапы проверки депозитных операций банка? 4. С какой целью необходимо проверить депозитные договоры? 5. На какие аспекты должен обратить особое внимание аудитор в ходе провер- ки правильности начисления и выплаты процентов по вкладам? 6. Каковы типичные ошибки учета депозитных операций? 7. Проверяется ли аудитором досье клиентов при проведении аудита депозит- ных операций? 8. Подвергаются ли проверки лицевые счета клиентов? 9. Что проверяют аудиторы в депозитных договорах? 10. Является ли ошибкой проведение расчетных операций с депозитного счета? 74 ТЕМА 7. Аудит кредитных операций 7.1 Основные на правления проверки активных операций Проверка активных операций − наиболее продолжительная и трудо- емкая стадия в силу того, что структура и качество активов обусловлива- ют ликвидность, платежеспособность и надежность банка. Основные направления аудита: — проверка законности и правомерности операций; — анализ и оценка рискованности операций; — оценка уровня управления банком по совершению активных опера- ций. Кроме того, подвергаются проверке следующие области взаимоот- ношений кредитной организации с клиентами: организация работы кре- дитного отдела; разделение обязанностей ответственных сотрудников в части кредитных операций, адекватное кредитной политике банка; огра- ничение доступа к документам (кредитным досье, документации по зало- гу и др.); процедура рассмотрения кредитной заявки; методика формиро- вания резервов на возможные потери. Для проведения аудита кредитных операций банка аудитор запра- шивает такие источники информации, как: — устав; — кредитное досье заемщиков; — документы, отражающие возникновение, развитие и прекращение кредитных отношений; — рекламации и претензии к банку; — акты предыдущих аудиторских проверок; — денежно-расчетные документы; — отчетность. После предварительного ознакомления с состоянием кредитной ра- боты банка аудитор должен принять решение о том, будет ли проводиться проверка сплошным или выборочным методом. Сплошной проверке обычно подвергаются просроченные и пролонгированные ссуды. 75 7.2 Оценка организации кредитной работы в банке Аудит организации кредитной работы в банке проходит следующим образом: Проверяется правильность заключения и исполнения договоров по журналу регистрации кредитных договоров, выявляется, по всем ли вы- данным кредитам имеются договоры и по всем ли договорам открыты ссудные счета (на основе книги регистрации открытых счетов). Проверяются юридическое оформление кредитных договоров и до- говоров обеспечения; наличие в кредитном досье заемщиков материалов об их финансовом положении; документов, свидетельствующих о способ- ности вернуть кредит; правильно оформленных договоров залога, гаран- тии, поручительств, страховых свидетельств; наличие материалов, свиде- тельствующих об осуществлении контроля над целевым использованием кредита и за сохранностью товарно-материальных ценностей, обеспечива- ющих его возврат; документов об условиях хранения залоговых ценностей. Проверяется обоснованность процентных ставок. При этом обраща- ют внимание на слишком низкие и высокие ставки и выясняют причины. Использование заниженных ставок расценивается как нарушение Закона «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 29 этого Закона банк не вправе изменять в одностороннем порядке процентные ставки, если это не оговорено, значит следует проверить изменение процентных ставок. Проверяется выполнение банком условий кредитных договоров в части своевременности начисления и взыскания процентов и отнесения их на доходы, отнесения непогашенных в срок кредитов на счета просрочен- ных, а также оформления этих операций. Особое внимание уделяют просроченным кредитам. Их анализ про- водится по таким направлениям, как: — состав заемщиков, своевременно не погасивших кредиты; — условия, на которых были выданы эти кредиты; — состав просроченных задолженностей в общей сумме задол- женностей; — доля просроченных кредитов в общей сумме активов; 76 — полнота создания резерва на возможные потери по ссудам (РВПС). Устанавливаются причины пролонгации кредитов, а также причины, по которым не обращалось взыскание на имеющееся по кредитам обеспе- чение по просроченным и необоснованно пролонгированным ссудам. Отслеживаются максимально допустимые размеры кредитов, так как их невозврат существенно влияет на ликвидность банка. Проверяются операции по взысканию задолженностей и списание их за счет РВПС. В результате проверки качества кредитного портфеля при формиро- вании РВПС аудитор должен высказать мнение о: — правильности классификации кредитов по группам риска; — ликвидности кредитного портфеля банка и отсутствии сомнений о возможности банка продолжать деятельность как минимум в течение 12 месяцев; — достаточности сформированного резерва; — правильности списания безнадежных кредитов. Проверяется ведение бухгалтерского учета. 7.3 Типичные ошибки, возникающие при проведении активных операций банка Обычно в ходе проверки кредитных операций банка аудиторы выяв- ляют следующие ошибки: 1) отсутствуют кредитные договоры; 2) отсутствуют номера и даты; 3) договора подписаны не уполномоченными лицами; 4) не указаны сроки погашения кредитов; 5) не указана процентная ставка; 6) отсутствуют суммы кредита; 7) отсутствуют указания цели использования кредита; 8) формально составлен раздел «Обеспечение обязательств», что не позволяет определить формы и объем обеспечения; 9) не заверены исправления; 77 10) неполно указаны юридические адреса и расчетные реквизиты сторон; 11) не контролируется банком заложенное имущество и не может быть им реализовано вследствие неправильного оформления залога; 12) отсутствуют материалы по оценке платежеспособности заемщи- ка и по проверке заложенного имущества; 13) неправильно оформлены гарантийные письма, поручительства, страховые полисы; 14) несвоевременно отражены просроченная задолженность и про- центы по ней на счетах; 15) предоставлены отсрочки по уплате процентов и погашению кре- дитов без достаточного на то основания; 16) не соблюдена очередность платежей при погашении за- долженности; 17) составлены документы о пролонгации кредита без надлежащего заверения их со стороны заемщика; 18) слишком высок удельный вес максимально крупных кредитов; 19) преимущественно кредитуется какая-то одна отрасль, что ведет к отраслевому риску; 20) наличие необеспеченных и недостаточно обеспеченных ссуд; 21) не осуществляется претензионно-исковая работа по взысканию просроченной задолженности; 22) преимущественно обеспечиваются выданные кредиты по своим ценным бумагам, ценным бумагам филиалов или гарантиям, выданным своими филиалами; 23) необоснованно отнесены кредиты к более высокой группе рисков; 24) необоснованно списаны безнадежные ссуды без принятия мер к взысканию; 25) не высылаются должнику выписки, подтверждающие наличие просроченной задолженности. Развернутая рабочая программа аудита кредитных операций банка представлена в таблице 6. 78 Таблица 6 Рабочая программа аудита кредитных операций банка (развернутая) Этапы проверки Соответствует требованиям или нет (+, -) 1 2 Цель проверки: а) установить, что остаток из балансовых ссудных счетов досто- верно отражает задолженность заемщиков перед банком; б) установить, что в банке существует адекватный контроль за: — выдачей кредитов — целевым использованием заемщиками кредитов — возвратностью кредитов — своевременным отнесением просроченных ссуд на счета 458 и 459 — своевременным списанием невозвращенных кредитов; в) оценить состояние кредитного портфеля банка; г) проверить контроль за начислением и бухгалтерским отраже- нием процентов по кредитам; д) оценить эффективность процентной политики банка; 1. Проверка остатка 1.1. По данным баланса проверить входящий и исходящий ос- татки по балансовым ссудным счетам за проверяемый период 1.2. Получить подробную расшифровку остатка из ба- лансовых ссудных счетов на дату подтверждения баланса 1.3. Просуммировать остатки по всем лицевым счетам и срав- нить полученную сумму с данными баланса 1.4. В случае расхождения − выяснить причины 2. Проверка контроля за выдачей кредитов 2.1. Отобрать ряд кредитных дел юридических лиц различных форм собственности 2.2. Составить таблицу с данными: — наименование заемщика; — остаток задолженности на проверяемую дату; — сумма по кредитному договору; — дата кредитного договора; 79 Продолжение табл. 6 1 2 — дата погашения кредита по договору; — процентная ставка по договору — условия пролонгации; — цель кредита; — обеспечение кредита; — представленные заемщиком документы выплаты по кредиту; — примечания 2.3. Провести беседу с целью получения информации по су- ществующей в банке процедуре выдачи кредитов. При этом ус- тановить: — предусматривает ли эта процедура разделение полномочий и обязанностей между должностными лицами, подразделениями банка; — в чем состоят эти полномочия и обязанности; — кто принимает окончательное решение о выдаче кредита; — какие требования предъявляются к заемщику; — одинакова ли процедура выдачи всех видов кредитов или нет 3. Проверка контроля за целевым использованием кредитов 3.1. Пользуясь документацией, установить, на какие цели бы- ли выданы проверяемые кредиты, где и как эти цели оговарива- лись, что служило обоснованием целей (ТЭО, бизнес-план) 3.2. Провести обзор предоставленных ТЭО и бизнес-планов на предмет их экономической обоснованности. Обратить внима- ние на цену товара, спрос на товар, условия оплаты, источники погашения кредита 3.3. Провести беседу о том, как банк контролирует целевое использование кредитов, включает ли банк в кредитные догово- ры право банка потребовать от клиента досрочного возврата кредита, если заемщик будет использовать кредит не по назна- чению. Включает ли он в договоры обязательство со стороны заемщика о представлении отчетности о ходе реализации креди- та и, если включает, кто и как контролирует достоверность этой информации 80 Страницы ← предыдущая следующая →

УДК657.631

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

PERFORMANCE AUDIT: MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

С.Н. Коваленко, Е.А. Трунова S.N. Kovalenko, E.A. Trunova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Аннотация. Формирование новых подходов к бюджетно-финансовой политике государства требует изменения инструментов проведения контроля использования государственных средств. В связи с эти поднимаются вопросы развития и внедрения в практику аудита эффективности, поэтому в статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы использования данного инструмента и определены направления их решения. Изучение зарубежного опыта функционирования аудита эффективности позволило провести сравнительный анализ объектов аудита, контролирующих органов и особенностей его осуществления в США, Канаде и некоторых других странах. Аудит эффективности имеет отличия от финансового аудита и от ревизии, он должен быть направлен на оценку рациональности использования ресурсов и экономичности понесенных затрат, что порождает определенные проблемы. В данной статье поднимаются три наиболее важные проблемы практической реализации аудита эффективности в России и намечаются пути их решения.

Ключевые слова: аудит эффективности, ревизия, контроль, государственные средства, государственные финансы.

Key words: performance audit, revision, control, public funds, public finance.

Введение

В течение длительного периода времени вопросы рационального использования ресурсов интересовали в большей части коммерческие организации, так как затраты оказывают непосредственное влияние на прибыль. Вопрос же эффективного использования государственных средств в той или иной форме хотя и существовал с момента образования государств, но механизмы контроля за их использованием не позволяли достоверно оценить экономичность использования ресурсов. На сегодняшний день, концепция государственной бюджетной политики, ориентирована на переход от управления затратами к управлению результатами. Сложность внедрения подобного подхода в бюджетно-финансовой политике государства по сравнению с коммерческим сектором, определена тем, что помимо экономической эффективности, необходимо оценивать многочисленные социальные, научные, экологические и другие компоненты эффективности расходования государственных средств. Данные проблемы плавно перетекают в вопросы при осуществлении контроля использования государственных средств. Если ранее организации, получающие средства из бюджетов различных уровней, подвергались ревизионным проверкам, то сегодня приемы и методы контрольно-ревизионной работы не удовлетворяют современным потребностям финансового контроля. Это привело к развитию нового инструмента контроля — аудита эффективности использования государственных средств. Он широко используется в зарубежной практике, но для России — это достаточно новая

сфера деятельности. Только 30 ноября 2016 г. был утвержден Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) «Аудит эффективности». Его положения, конечно же, отвечают на многие вопросы, но отсутствие практики его применения порождает ряд проблем, которые необходимо вскрыть и наметить пути их решения.

Методология исследования базировалась на использовании исторического и сравнительного методов, были так же использованы теоретические научные методы: анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, системный и функциональный подходы.

Результаты исследований

Вопросы организации контроля использования государственных средств волновали людей еще во времена Древнего Египта, Римской Империи. В качестве контролеров могли выступать отдельные лица или же органы, например Народное Собрание в Афинах (в 5 в. до н.э.) . Развивалось общество, перестраивались формы и средства контроля. В начале 13 века в Англии по указу короля назначались аудиторы, основной задачей которых являлась проверка правильности уплаты налогов в графствах. Таким образом, на первом этапе исторического развития аудит был связан с контролем, осуществляемым в интересах английского короля и государства. С течением времени функции и задачи аудита менялись, он стал в большей части ориентирован на проверку коммерческих организаций («аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» ), а организации бюджетного сектора подвергались контрольно-ревизионным проверкам. Но с середины прошлого века стал подниматься вопрос необходимости проведения аудита эффективности, как инструмента контроля за использованием бюджетных средств, предполагающего новые подходы к организации и проведению контроля. В середине 60-х годов в США при разработке и выполнении бюджетных программ, в частности, с программно-целевым методом формирования бюджета, осуществлялись расчеты необходимых для ее реализации ресурсов и достижения запланированных целей. Реализация подобных бюджетных программ и потребовала создания соответствующей системы оценки достигнутых целей и затраченных ресурсов, что, собственно, и привело к возникновению аудита эффективности .

Отличие государственного аудита от государственного финансового контроля заключается в том, что для финансового контроля преимущественное значение имеет оценка соответствия той или иной информации, а аудит эффективности, в свою очередь, направлен на результативность использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

Стандартизация в сфере государственного аудита обусловлена процессами мировой глобализации, появлением возможности широкого обмена опытом в связи с расширением представительства стран мира в международной организации высших органов государственного аудита — International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI).

Термин «аудит эффективности» впервые был обозначен на Конгрессе INTOSAI, и в 1977 году отражен в Лимской декларации руководящих принципов контроля (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precept) в статье 4, определяющей содержание аудита эффективности. В данном положении наряду с финансовым аудитом формулируется необходимость иного вида контроля, задача которого сводится к проверке экономичности, эффективности и результативности использования ресурсов проверяемой организации при выполнении возложенных на нее задач. Для аудита эффективности характерна оценка конечных результатов осуществляемых государством расходов, включая административную и организационную системы. Аудит эффективности рассматривается также в стандартах европейской (ЕВРОСАИ) и азиатской (АЗОСАИ) организаций высших органов государственного контроля.

Сегодня, в действующем международном стандарте высших органов финансового контроля (The International Standards of Supreme Audit Institutions 3000) аудит эффективности (Performance auditing) определяется как независимая экспертиза эффективности и результативности государственных предприятий, программ или организаций, экономичного использования ресурсов, целью, которой являются совершенствование деятельности объектов аудита .

Начало 1990-х годов для финансовых систем США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии ознаменовалось проведением многочисленных реформ административного и государственного финансирования. Причиной послужило отсутствие финансовой стабильности в

связи с замедлением темпов экономического роста. Вследствие этого возникла необходимость введения методов управления эффективностью, которые направлены на повышение производительности и результатов деятельности административных органов.

Сегодня данный инструмент внешнего контроля получил осуществляется через центральные контрольно-ревизионные органы и ассоциации высших ревизионных учреждений, таких как Национальное агентство аудита в Швеции, Счетная Палата — в Германии и во Франции, Госконтроль — в Великобритании, офис Генерального Ревизора — в Канаде, Управление общей бухгалтерской отчетности — в США .

В таблице 1 представлена краткая характеристика аудита эффективности как инструмента финансового контроля, используемого в зарубежных странах.

Таблица 1 Table 1

Характеристика аудита эффективности зарубежных странах Characteristic of audit of efficiency foreign countries

Страна Орган финансового контроля Особенности Объект проверки Вид и периодичность отчетности

1 2 3 4 5

Канада The Office of the Audit General Проведение полноценной оценки эффективности деятельности государственных органов и программных документов. Организации, использующие государственные средства; реализующие государственные программы Canada’s Performance Report — отчет по исполнению (результату). Ежегодно предоставляется четыре отчета аудита эффективности в Палату общин Канады.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великобритания National Audit Office Основной проверки акцент сделан на достижение непосредствен-ных и конечных (социально-значимых) результатов, ежеквартальный отчет об исполнении целевых показателей Организации, использующие государственные средства, субъекты; получившие более 50% доходов из публичных фондов. Ежегодный отчет и отчет об исполнении бюджета и Аудиторское заключение Счетной Палаты представляется в парламент.

США The Government Accountability Office (GAO) Позволяет обнаружить и устранить ошибки в государственных программах. Система внутреннего аудита обязательный атрибут органов государственного управления. Государственные организации, реализующие правительствен-ные программы, государственные программы Годовой отчет об исполнении каждого из министерств.

Новая Зеландия Audit office Предоставление парламенту и общественности гарантии того, что государственные организации производят то, что от них требуется, и действуют законно и честно. Государственные организации и государственные проекты, за исключением Национального резервного банка. Отчет о достигнутых результатах и аудиторское заключение Счетной палаты предоставляется в палату представителей парламента.

Австралия Australian National Audit Office, ANAO Аудит эффективности по отношению к лицу или органу означает обзор или изучение любого аспекта операционной деятельности индивида или организации Пользователи бюджетных средств, и предусматривает проведение аудита эффективности в отношении самой Счетной палаты Отчет об исполнении бюджета, является частью ежегодного отчета каждого министерства, представляется на рассмотрение в парламент.

Порядок проведения аудита эффективности в зарубежных странах базируется на международных стандартах высших органов финансового контроля: ISSAI 300 «Основополагающие принципы аудита эффективности», ISSAI 3000 «Руководство по проведению аудита эффективности», ISSAI 3100 «Руководство по проведению аудита эффективности». Однако

в каждой стране имеются свои особенности в реализации порядка нормативного регулирования проверок государственных средств, которые определяются национальным законодательством, исторической практикой, существующими традициями или обычаями.

Мировой опыт доказывает, что использование аудита эффективности как самостоятельного вида контроля улучшает сам процесс управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций-пользователей бюджетных средств.

Следует обратить внимание на то, что в рассмотренных в таблице 1 странах имеются определенные различия в формах осуществления аудита, однако в настоящее время действует общепринятая концепция аудита эффективности, суть которой состоит в проведении анализа деятельности органов исполнительной власти и бюджетных организаций в целях определения экономичности, продуктивности и результативности использования ими бюджетных средств, полученных для выполнения возложенных функций, обязанностей или решения поставленных задач .

В России в последние годы сложилась определенная правовая база, ставшая основой для контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности органов внешнего государственного финансового контроля. Контрольные мероприятия по проведению аудита эффективности в России регулируются нормативно-правовой и методической базой (рис.1), которая систематически подвергается реформированию.

Рис. 1. Система нормативного регулирования аудита эффективности в РФ Fig. 1. System of standard regulation of audit of efficiency in the Russian Federation

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова на пленарном заседании Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по вопросу о законопроекте № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», отметила, что «…в предстоящем 2017 году особое внимание необходимо уделить дополнительным мерам по улучшению администрирования доходов федерального бюджета, оценке обоснованности расходов, а также работе по повышению эффективности использования государственных ресурсов» . Что формирует обоснованные тенденции к развитию данного вида аудита.

Развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является, в настоящее время, одним из приоритетных направлений контрольных органов России об этом свидетельствует утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. № 4ПК Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности», положения которого основываются на международных стандартах ISSAI.

В таблице 2 представлена характеристика аудита эффективности в России.

Таблица 2 Table 2

Аудит эффективности в России Audit of efficiency in Russia

Орган финансового контроля Объект проверки Отличительные особенности Вид и периодичность отчетности

1 2 3 4

Счетная Палата РФ Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, государственные органы субъектов Российской Федерации организации, на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты. Особый вид контроля, включающий в себя: — анализ деятельности организации по использованию бюджетных средств в целях повышения их эффективности, выявление недостатков и помощь в принятии решений по их устранению; — выявление резервов более эффективного использования финансов. Главная задача -нацеленность на результат. Отчет о результатах проведения контрольного мероприятия в соответствии с поставленными целями. Отчет имеет дискуссионный характер; заключения и выводы на основе критериев оценки эффективности, доказательства, убеждающие в наличии недостатков и проблем: конструктивность, рекомендации

Изучение зарубежного опыта использования аудит эффективности как инструмента контроля свидетельствует о его эффективности. В России наметились положительные сдвиги в его использовании и развитии, но сегодня продолжают существовать некоторые препятствия к развитию данного вида контроля в России, к числу которых относят:

1. Недостаточная методическая база. Существующая методика проведения аудита эффективности использования государственных средств Счетной палаты РФ от 23.04.2004, имеет типовой вид и представляет подходы к проведению аудита эффективности, а не универсальные правила и процедуры, применимые ко всем конкретным задачам и объектам аудита эффективности, тем не менее, принятие нового стандарта СГА 104 «Аудит эффективности» свидетельствует о постепенном обновлении нормативной и методической базы аудита эффективности.

Изменение среды функционирования экономических субъектов различных организационно-правовых форм собственности, использование в их деятельности частной, государственной и муниципальной собственность, современных принципов и организации управления приводит к развитию новых форм взаимоотношений между субъектами. При этом каждый субъект, стремясь к достижению своей цели, должен решать определенные задачи. Конечная цель большинства коммерческих организаций понятна — это получение прибыли и увеличение стоимости субъекта. На различных этапах индикаторы их деятельности могут отличаться, они определяются владельцем и руководителем. Намного сложнее обстоят дела у экономических субъектов, получающих финансовые средства из различных уровней бюджетов. Их цели определяются профилем, задачи строго оговорены в Уставе, а вот возможности во многом зависят от организационно-правовой формы. Соответственно возникает много вопросов по определению индикаторов их деятельности. Конечно, проводимые реформы бюджетной сферы, призваны провести переориентацию работы экономических субъектов на результат. Но различные задачи предполагают и различные результаты, поэтому четко определить и рассчитать единый критерий конечного результат невозможно. Все это свидетельствует о сложности объективной оценки результатов работы таких субъектов, а, следовательно, возникают проблемы определения эффективности.

В п.п. 2.1.2 указанного стандарта отмечено, что аудит эффективности проводится с целью определения или оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов. Определение эффективности должно начинаться с установления критериев эффективности, а оценка с количественного или стоимостного измерения критерия.

Первый вопрос, который возникает, связан с определение экономичности (пп.3.2 СГА 104), которое предполагает сравнительный анализ использования ресурсов на приобретение аналогичных ценностей (услуг, работ) в различные периоды. У аудитора (контролера) появляется необходимость правильного определения критериев аналогов. Если приобретаются ценности у различных поставщиков, то в качестве критериев могут выступать характеристики определенные в задании. Практика показывает, что при формировании технического задания может прослеживаться субъективизм, то есть формулировка задания контрольного мероприятия зависит от знаний, опыта, квалификации и других качеств лица, составляющего документ. Если в

предыдущие периоды были допущены неточности в задании, то они могли быть учтены при составлении задания на следующий период. А изменение каких-либо характеристик приводит к изменению цены.

Наличие ограничений в бюджетных ресурсах предопределяет необходимость применение на практике элементов бережливого хозяйствования. При этом рациональное и эффективное — это не аналогичные понятия. Ресурсы могли быть использованы очень бережно, но не принести запланированного результата.

Приведенный анализ системы организации аудита эффективности, свидетельствует о том, что в России на законодательном уровне не закреплена необходимость предоставления всей информации и всех документов аудиторам, проводящим проверку, таким образом, возникает необходимость рассмотреть систему правового регулирования данного вида контроля. А это также затрудняет проведение проверки.

2. Дефицит квалифицированных кадров. Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В. А. Двуреченских подчеркивает, что «необходимо менять психологию персонала и повышать его квалификацию» .

3. Разноплановость задач контрольно-счетных органов в условиях ограниченных ресурсов. Важными задачами аудита эффективности в отличие от традиционного контроля является:

-вскрытие и ликвидация возможных источников потери ресурсов,

-оценка способов получения промежуточных результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом важно оценить, что организация делает и как она это делает. Особое значение должно придаваться определению условий и причинно-следственных связей, на основе которых можно сделать вывод о воздействии программы на достижение заявленных или предполагаемых целей.

Исходя из выделенных проблем, необходимо осуществлять подготовку и переподготовку кадров, привлекать узких специалистов и экспертов. Аудит эффективности имеет существенные отличия от финансового аудита, обусловленные более сложной методологией его проведения начиная от предварительного изучения предмета и проверяемых объектов до оформления отчета о результатах аудита. Его проведение требует значительно больших по объему процедур, затрат времени и ресурсов по сравнению с финансовым аудитом, поэтому он является гораздо более сложным контрольным мероприятием. Следовательно, необходимо формировать научно-обоснованную методическую базу, учитывающую специфические отличия аудита от ревизии и аудита эффективности использования государственных средств от финансового аудита.

Аудит эффективности государственных расходов должен быть конструктивным. При анализе результатов проверок с использованием аудита эффективности не следует концентрироваться только на критических замечаниях. Наиболее важными частями аудита эффективности государственных расходов являются не только выводы по результатам проверок, но и рекомендации по повышению эффективности использования государственных средств.

Заключение

Таким образом, проведенные исследования показали, что аудит эффективности получил развитие в различных зарубежных странах. И хотя предусмотрены нормативные документы, регулирующие общие положения аудита эффективности, в каждой стране имеются особенности его проведения, которые обусловлены историческими и национальными отличиями, различаются и органы финансового контроля, которые его осуществляют.

Для России аудит эффективности является новым инструментом, он охватывает множество вопросов, имеющих большое значение для общества, особенно в условиях формирования новых подходов к государственному финансовому менеджменту. Его преимуществом является необходимость разработки рекомендации и предложений по устранению причин нерационального использования государственных средств. Выявленные проблемы практической реализации аудита эффективности в России, позволили наметить пути их устранения: подготовка более квалифицированных кадров, привлечение экспертов; разработка комплекса методического обеспечения организации и проведения аудита эффективности, учитывающего его отличительные характеристики. Данный инструмент контроля должен более активно развиваться, так как он призван защитить не только интересы государства, но и всего общества.

Список литературы

Алексеенко Е.А. 2015. Исторические аспекты становления и развития аудита. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. № 7-6: 84-88.

Васильева М.В. 2015. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля. Инновационное развитие экономики. № 2 (26): 118-120.

Голикова Т. 2016. Выступление на пленарном заседании Государственной Думы в рамках рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» . — Режим доступа: http: //www.ach.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/28703/

Давыденко Т.А. 2014. Аудит эффективности долговой политики региона. Вестник АКСОР№ 2 (30):

Зимакова Л.А., Трунова Е.А. 2016. Основные аспекты аудита эффективности расходования бюджетных средств на этапе закупки. Новая наука: Современное состояние и пути развития. № 122-1: 158-161.

Цыгулева С.Н., Пересыпкина Н.Н. 2013. Организационные аспекты внутреннего контроля качества аудиторской деятельности. Проблемы современной науки. № 10-1: 110-116.

Ломинадзе А.А. 2015. Становление и развитие аудита эффективности и его правовое регулирование в зарубежных странах. Финансовое право. № 12: 40-45.

Мартыненко С.В. 2016. Аудит как творческий процесс . — Режим доступа: http://bujet.ru/article/298431.php

Рудакова Е. 2015. Аудит эффективности использования государственных средств: монография. Современные проблемы бухгалтерского учета, контроля и пути их решения в России и Казахстане под ред. Л.А. Зимаковой -Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР». С. 144-151

Симоненко В.К. 2014. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения. Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. № 2 (94): 5-15.

Степашин С. В. 2008. О роли высших органов финансового контроля в разработке и использования ключевых национальных показателей и развитии аудита эффективности в государствах — участниках СНГ. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 9: 3-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *