Перспективы развития обязательного медицинского страхования

  • автор:

т* УДК 368.9.06 С.А. Бахматов

щ ББК 65.272.5 А.С. Чипизубова

(N ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются преимущества и недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе. Приводится классификация проблем обязательного медицинского страхования. Предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, проблемы, преимущества, недостатки.

(N

S.A. Bakhmatov A.S. Chipizubova

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE IN RUSSIA

Keywords: compulsory health insurance, problems, advantages, disadvantages.

Обязательное медицинское страхование было введено в России в 1991 г. с выходом Закона РФ «О медицинском страховании граждан», основным принципом которого являлось обеспечение граждан России . равными правами при получении медицинских услуг в соответствии с

osf Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинс-

и| S кой помощи. За 20-летний период в системе ОМС накопилось немало про-

и»| блем и противоречий, требующих специального изучения и решения.

‘jS С января 2011 г. началось поэтапное вступление в силу закона

¡А^| № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Реализация

£»§ —————————————.. тт———— ————-

°о| снять проблему неоказания медицинской помощи гражданину, нахо-

» ст| дящемуся за пределами места постоянного проживания (а именно с

этим было связано более 40% жалоб граждан). Прежняя схема взаи-! морасчетов между разными субъектами Российской Федерации была

ggj очень сложна, не предусматривала четких обязательств одного субъек-

s®a та перед другим и, зачастую, медицинские организации не получали

деньги за лечение больного и не были заинтересованы в оказании ему

Н медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчетов

поднята на уровень Федерального фонда ОМС, который аккумулирует у себя часть средств и за счет них осуществляет расчеты.

Вторым направлением улучшения положения граждан стало повышение доступности медицинской помощи и выравнивание условий ее по-_ — лучения. На данный момент объемы, качество и доступность медицины в

РЧ разных регионах России существенно отличаются за счет различий в фи-

со нансовой обеспеченности и материально-технической базы. За 3-4 года

действия закона об ОМС, Программы модернизации здравоохранения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© СА. Бахматов, А.С. Чипизубова, 2012

С.А. Бахматов, А.С. Чипизубова

%

(?4

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

нацпроекта «Здоровье» и закона «Об охране здоровья граждан» должны быть выровнены условия и качество медпомощи по всей территории РФ. Финансироваться данное направление будет за счет субвенций Федерального фонда в адрес более слабых регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье улучшение заключается в том, что начинает действовать право свободного выбора страховой компании и лечащего врача. Как следствие, должны измениться менталитет граждан и появиться ответственность за свой выбор.

Сегодня полностью открыт доступ частных медицинских организаций в систему ОМС, но желающих в нее попасть мало. Причина тому — слишком низкие тарифы. В настоящий момент, не редкость ситуация, когда тарифы покрывают не более 40% от полной суммы затрат. Кроме того, низкий тариф (наряду со слабой системой наказаний, которая сейчас будет меняться в сторону ужесточения) является причиной вынужденных приписок со стороны медучреждений. Полный тариф, включающий все статьи затрат медучреждения вступит в силу только с 2014 г.

Необходимо отметить, что с начала 2011 г. структура обращений граждан к страховщикам ОМС пока еще принципиально не изменилась. Около 20% обращений составляют жалобы на медучреждения, остальное — разного рода консультации, справки по выдаче полиса и т.д. Из общего числа жалоб около 40% — жалобы на неоказание, несвоевременное или некачественное оказание медицинской помощи, около 15% — жалобы на взимание денег за услуги, которые должны оказываться по ОМС бесплатно, остальные — на грубое обращение и прочие нарушения. Улучшение ситуации прогнозируется, но при этом следует понимать, что внедрение и реализация любого нового закона — это долгий процесс. Закон требует переориентации деятельности медучреждений и страховых компаний на гражданина. Медицинским организациям поставлена цель зарабатывать деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг, а благополучие страховой компании теперь зависит от качества ее работы, от того, выберет ли ее гражданин.

Проблема заключается в том, что социальная эффективность ОМС имеет ограниченный характер, население пока еще не удовлетворено в полной мере качеством и доступностью медицинской помощи. Не способствует этому и принятый Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан». Признавая необходимость модернизации ОМС, он не меняет принципиально его основные характеристики и положения.

Современная концепция ОМС практически не учитывает положительный опыт и наработки, имеющиеся в западных моделях обязательного медицинского страхования. Полагаясь на российскую специфику, медицинское обслуживание населения по-прежнему осуществляется по территориальному принципу, что не позволяет развиваться конкуренции между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими учреждениями. Пациенты в такой модели остаются отчужденными субъектами ОМС. Решения в сфере медицинской помощи за них принимают страховщики, страхователи, исполнители медицинских услуг.

Кроме того, выбор страховых компаний на монополистическом или олигополистическом рынке большинства территорий страны не придаст стимула к более качественному обслуживанию населения.

В целом, организация обязательного медицинского страхования в России такова, что населению зачастую приходится оплачивать даже те

%

(N

тН

О

(N

2нё Яч >

Ен^ i

ой-

°i<s ^ 1

5s s

^ Л £ ё§|

» F I

8s!

«Jo

р-1©*

£м§ц

МО f £И4

нее

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

со

н

услуги, которые включены в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Дефицит специалистов вынуждает людей обращаться в негосударственные медицинские учреждения и центры. Роль страховщика в таком случае для пациента сводится лишь к выдаче полисов ОМС. Страховые медицинские организации, по сути, являются региональной сетью Территориальных фондов ОМС по выдаче полисов и финансированию медицинских учреждений. Никаких страховых функций они не осуществляют. В системе медицинского обслуживания обязательное медицинское страхование остается непонятной населению структурой. Место, роль и функции системы ОМС и сегодня «остаются за кадром» для пациентов.

Дальнейшим шагом развития системы медицинского страхования должен стать возврат страховых резервов по ОМС. СМО должны нести реальные страховые риски и не ограничиваться функцией посредника между ФФОМСом и медицинскими организациями. До 2011 г. страховые резервы позволяли медицинским страховщикам свободно и эффективно распределять денежные потоки и в случае непредвиденных расходов лечебных учреждений покрывать их в короткие сроки. Сейчас же СМО могут оплатить счета только в тех объемах, которые ей выделил ФФОМС. Это, в конечном счете, приводит к разрыву ликвидности у медицинских организаций и задержке зарплат медицинским работникам. Поэтому, на наш взгляд, только перевод СМО на страховые принципы повысит эффективность системы, сделает ее более гибкой и эффективной.

Информация об авторах

Бахматов Сергей Александрович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kafstr@isea.ru.

Чипизубова Анна Сергеевна — аспирант, кафедра страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: mel_xs@mail.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *