Перспективы развития государственного финансового контроля

  • автор:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 336

О.И. Карепина, к. э. н, доцент Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Рассматриваются направления развития государственного финансового контроля. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля и предлагают мероприятия по их решению.

Ключевые слова

Государственный налоговый контроль, проблемы, пути решения.

В условиях финансовой нестабильности вопрос о контроле за расходованием государственных финансовых ресурсов приобретает особенно высокий общественный статус, так как контролирующие органы обеспечивают выполнение важного запроса общества на получение объективной информации о деятельности органов власти по управлению финансовыми ресурсами, способствуют повышению эффективности всей системы государственного управления, прежде всего, в сфере расходования бюджетных средств. Необходимо отметить, что именно ключевая цель — повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в РФ бюджетной реформы.

Государственный финансовый контроль в современной России характеризуется состоянием незавершенности. Большинство специалистов и ученых согласны с тем, что стране нужна цельная и стройная система государственного финансового контроля, однако пока такая система полностью не сложилась, хотя и наметилась положительная тенденция и реализация конкретных мероприятий по построению эффективной системы государственного финансового контроля. Автором структурированы проблемы организации государственного финансового контроля в России и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы организации государственного финансового контроля и пути их решения

Проблемы организации государственного финансового контроля Пути решения проблем государственного финансового контроля

Структурные • формирование правовой базы путем принятия ФЗ «Об основах государственного контроля в РФ» • создание единой концепции осуществления государственного финансового контроля • разработка и внедрение общих стандартов осуществления контрольных мероприятий, завершение процесса стандартизации • создание единой информационной системы • обеспечение международного обмена идеями и опытом в рамках профессионального сообщества государственных аудиторов

• несоблюдение принципа системности, отсутствие организации системы государственного финансового контроля • отсутствие нормативно-правовой базы организации государственного финансового контроля • неупорядоченность контроля, параллелизм в работе органов государственного финансового контроля, слабое взаимодействие между контролирующими органами

Методологические

• отсутствие единых стандартов и методологий проведения контрольных мероприятий • произвольный характер контроля • нехватка специалистов

Информационные

• отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях • низкий уровень взаимодействия с международными органами, в целях обмена опытом

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

По нашему мнению, для решения организационных проблем государственного финансового контроля необходимо:

• разработать и утвердить концепцию государственного финансового контроля, которая будет являться основой при формировании и совершенствовании законодательной базы контрольной деятельности и фундаментом при разработке и принятии ФЗ «Об основах государственного финансового контроля в РФ».

• на основании концепции государственного финансового контроля принять общую стратегию развития государственного финансового контроля на краткосрочный и среднесрочный периоды и ежегодно утверждать единый для всех органов государственного финансового контроля ежегодный сводный план проверок;

• завершить процесс стандартизации государственного финансового контроля, путем принятия общих, рабочих и внутренних стандартов. Потребность в стандартизации объективна еще потому, что существует как у субъекта контроля, так и у его объекта.

• создать единую информационную базу контрольных органов независимо от их ведомственной принадлежности;

• исходя из разделения на внешний и внутренний государственный финансовый контроль необходимо разделить контрольные полномочия, функции контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности на базе единых принципов, правил и процедур их проведения, которые должны найти отражение в стандартах;

• разграничить функции органов государственного финансового контроля в соответствии со структурой государственной власти;

• исключить дублирование контрольных мероприятий путем согласования планов работы до начала календарного года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиление взаимодействия контрольных органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

• довести до совершенствования кадровое обеспечение государственного финансового контроля посредством подготовки, повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольную работу;

• укрепить международное сотрудничество, в рамках которого будет происходить обмен идеями и опытом.

Реализация предложенных направлений совершенствования государственного финансового контроля позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами, а также усилит роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности.

Список использованной литературы:

1. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России// Успехи современного естествознания №1, 2015.

2. Лукин А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации// Финансовая аналитика, 1(235), 2015.

3. Сергеев Л.И., Ревякин Д.Н. Новеллы бюджетного и административного законодательства и методология осуществления финансового контроля // Вестник АКСОР, № 1(29), 2014.

4. Юшкова С.Д. Совершенствование системы финансового контроля в инновационной экономике// Transport business in russia №3, 2014.

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям: создание методологических основ финансового контроля в РФ, как важнейшей составляющей общенационального контроля, что позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля. В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля должно стать принятие единой Концепции государственного финансового контроля в РФ, которая позволит определить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ. В рамках концепции необходимо: определить сферы ГФК с целью решения вопроса о «границах» распространения ГФК на негосударственный сектор экономики; определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействие; разработать «классификатор» финансовых нарушений, определить и законодательно закрепить санкции по каждому виду финансовых нарушений; решить вопрос, касающийся «унификация» форм отчетности органов ГФК, в том числе, с учетом установленных критериев и показателей контрольной деятельности. В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов. В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход каудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование. Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств . При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств. Важной проблемой осуществления контроля являетсянизкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок . В связи с этим необходимо принятие комплекса мер по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленного на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона при исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и распоряжении государственной собственностью; повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; установление правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственность должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п. Важным вопросом совершенствования контроля являетсяисключение дублирования действий контрольных органов , заключающееся в совершение контрольных действий различными органами в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных. Необходима разработка механизма взаимодействия между органами финансового контроля и правоохранительными органами с целью своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений в финансовой сфере. Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти — прежде всего, с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению действенности налогового контроля будет способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности государственного финансового контроля. В связи с этим необходимо осуществить создание единой информационной системы (сетевые технологии, унифицированный электронный документооборот); обеспечить в соответствии с законодательством права граждан на доступ к информации о деятельности органов ГФК (создание необходимых информационных ресурсов). Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий, станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п. В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. В этой связи, важное значение приобретает разработка дополнительных показателей, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг должно способствовать: создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, более эффективная система профессиональной подготовки аудиторов; помощь в реализации этих направлений должны оказывать профессиональные аудиторские объединения и организации. Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Не менее важным моментом является согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер. Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, например, информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшей основы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств). В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля . Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля является разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10042 © Ю.В. Быковская, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Юлия Викторовна Быковская,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности Института экономики РАН Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: zima7327@yandex.ru

Аннотация. Систематизированы проблемы организации и проведения финансового контроля в России, в числе которых: отсутствие единой системы, единой концепции, закона о финансовом контроле; перегруженность системы органов финансового контроля, дублирование и нескоординированность их действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость взаимодействия органов государственной власти по вопросам финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для органов финансового контроля; отсутствие административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами. Сделан вывод, что совершенствованию финансового контроля должно уделяться повышенное внимание. Даны предложения по решению накопившихся проблем.

Ключевые слова: финансовый контроль, система финансового контроля, концепция финансового контроля, закон о финансовом контроле

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL IN MODERN RUSSIA

AND SOLUTIONS

Yuliya V. Bykovskaya,

Keywords: financial control, financial control system, concept of financial control, law on financial control.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):202-9.

На фоне современного состояния государственных финансов в Российской Федерации все ярче проявляется проблема в организации и осуществлении контроля за их получением, распределением и использованием. Ее решение становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования системы управления государственными средствами, без которого невозможно дальнейшее нормальное устойчивое развитие нашего государства. Более того, ни одна из имеющихся социально-

экономических проблем не будет решена до тех пор, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе финансового контроля не будет придана надлежащая надежность, и она не станет стабильной и устойчивой.

Если оценивать преобразования в части финансового контроля, и, прежде всего, изменения, внесенные в законодательство за последние пять-шесть лет, то можно сказать, что, несмотря на ряд имеющихся недостатков, предпринятые меры были наце-

лены на повышение прозрачности и увеличения эффективности финансового контроля в нашей стране. Проведенные реформы дали положительные результаты. Однако нельзя не признать тот факт, что, по-прежнему, системе финансового контроля присуща невысокая эффективность, а сохраняющиеся системные проблемы, требуют кардинальных решений и изменений. Несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно работающей системы финансового контроля и ее дальнейшего развития до сих пор не перестает быть актуальным.

Имеющиеся проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие, как стиль работы руководителей всех уровней и ветвей власти, степень их профессионализма и компетентности; недостаточно полное определение и документальное закрепление процедур, правил и порядка проведения финансового контроля; отсутствие четко работающей системы информационного обеспечения и др. К внешним факторам относятся уровень развития экономики и законодательной базы, финансово-кредитная и налоговая политика государства, соблюдение контролирующими и подконтрольными органами действующего законодательства и ряд других факторов.

Анализ показывает, что наиболее острые проблемы, имеющие место при осуществлении финансового контроля в современных условиях, на первоочередное решение которых должны быть направлены усилия руководства нашей страны и органов государственной власти, заключаются в следующем.

1. На сегодняшний день отсутствует целостная, адекватная современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, система финансового контроля. Компоненты этой системы законодательно не закреплены, хотя в научных исследованиях ни один год данному вопросу уделяется повышенное внимание. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.

Так, например, В.В. Бурцев считает, что систему финансового составляют следующие «основные элементы:

2) нормативная база, методическое обеспечение;

3) организационные структуры (включая их звенья — статус и порядок взаимосвязей последних);

4) научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) финансовое обеспечение и материально-техническое (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, помещения, техника и т.д.);

6) информационно-коммуникативная инфраструктура (система коммуникаций, информационное обеспечение)» .

Н.П. Ефимовой предложена несколько иная система финансового контроля, обязательными элементами которой, по мнению автора, являются: «предмет контроля; принципы контроля; субъект контроля; объект контроля; процесс контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля, но это может быть и субъект контроля, и принятие решения по результатам контроля» .

Существует еще одна точка зрения, обозначенная С.И. Лушиной, В.А. Слеповой, согласно которой система финансового контроля должна включать в себя следующие компоненты:

I компонент ^ правовая база (законодательные и иные нормативные правовые акты);

II компонент ^ органы, на которые возложено проведение финансового контроля;

III компонент ^ методы осуществления финансового контроля .

Наиболее полно и точно система финансового контроля представлена В.В. Бурцевым. Вместе с этим полагаем, что научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение, а также финансовое и материально-техническое обеспечение, учитывая их важнейшее значение для организации и проведения финансового контроля, его дальнейшего развития, должны быть выделены в качестве само-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

стоятельных структурных элементов. Более того, в представленную систему необходимо включить дополнительные элементы, такие как управленческое обеспечение, экономическое обеспечение, контроля за деятельностью субъектов контроля. Кроме этого, помимо набора элементов важным является определение их иерархии, связей и зависимостей.

В результате, полагаем, что система финансового контроля должна иметь структуру, представленную на Рис. 1.

Данная система с учетом набора и взаимосвязей входящих в нее структурных элементов может быть использована при решении ряда задач, касающихся совершенствования и развития финансового контроля в Российской Федерации.

2. В России отсутствует не только система финансового контроля, но и научно обоснованная концепция финансового контроля, как совокупность общепринятых взглядов на его цель, задачи, формы, методы организации и осуществления, а также как программный документ, отражающий долгосрочную перспективу и приоритетные направления развития финансового контроля в Российской Федерации.

Разработка Концепции финансового контроля на долгосрочную перспективу в качестве программного документа следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор достижения стабильности в экономике и экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль

ФИНАНСОВЫИ КОНТРОЛЬ

Виды

Формы

Методы

Субъекты

Управленческое обеспечение

Научное обеспечение

Экономическое обеспечение

л

Финансовое обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

Кадровое обеспечение

Организационное обеспечение

л

л

Методическое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное обеспечение

Информационное обеспечение

А V

Ж.

Контроль за организацией и проведением финансового контроля I———————————————————————-,

Объекты

Рис. 1. Система финансового контроля Вестник экономической безопасности

финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, базирующийся на неуклонном соблюдении норм действующего законодательства. В существовании концепции финансового контроля заинтересовано и общество в целом, и государство, все законопослушные экономические субъекты и граждане страны, поскольку такая концепция позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов. Ее использование на практике в качестве нормативной правовой основы сделает бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов.

При разработке Концепции необходимо полагаться на отечественный и мировой опыт, а также учитывать существующие проблемы, приоритеты, потребности и направления социально-экономического развития Российской Федерации. Прежде всего, указанная концепция не должна противоречить Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).

Основными элементами Концепции развития финансового контроля в Российской Федерации на долгосрочную перспективу должны стать:

• положения о необходимости финансового контроля;

• его цели, задачи, принципы;

• основные направления проведения;

• значение и последствия реализации Концепции развития финансового контроля на долгосрочную перспективу для экономики страны. Примерная структура Концепции может быть

следующей.

Раздел I. Общие положения. Раздел II. Цель, задачи и принципы финансового контроля.

Раздел III. Проблемы и современное состояние финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел IV. Приоритеты, основные направления развития финансового контроля, его значение для социально-экономического развития Российской Федерации.

Раздел V. Критерии и показатели оценки эффективности финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел VI. Заключительные положения.

3. В современной России отсутствует полноценная и отлаженно действующая нормативная правовая база, касающаяся финансового контроля, которая позволяет четко регулировать процесс его организации и осуществления. До настоящего времени вопрос о разработке и принятии нормативного правового документа, регламентирующего вопросы организации и проведения финансового контроля в Российской Федерации, остается открытым.

Принципиально значение имеет строгое установление и нормативное закрепление понятия, цели и задач финансового контроля, в том числе, государственного финансового контроля, внутреннего и внешнего финансового контроля.

Так, например, в Конституции Российской Федерации лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных органах.

Другой пример. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе» не представлена трактовка термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль», в то время как данному виду контроля посвящен Раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль». Кроме того, в Бюджетном кодексе отсутствует полный перечень органов, наделенных полномочиями проведения государственного (муниципального) финансового контроля, а также нет разъяснений в отношении того, какие из органов государственной власти уполномочены проводить внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а какие — внешний. При этом нет четкого единого законодательно закрепленного понимания о том, что внутренний финансовый контроль включает в себя как внутриведомственный финансовый контроль, так и внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится экономическими субъектами внутри организации.

На федеральном, региональном и местном уровнях действует множество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают или регулируют вопросы финансового контроля. Однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной линией. Более того, в большинство из этих актов

неоднократно вносились изменения и дополнения. Некоторые из них дублируют друг друга. Другие — содержат противоречия. Сложившаяся ситуация не только усложняет работу с такими документами из-за их громозкости и наличия отсылочных ссылок на другие нормативные правовые источники, но и создает ситуацию путаницу и неопределенность, когда положения одного нормативного правового акта идут вразрез отдельным положениям другого.

Отсутствие единой нормативной правовой, организационной и методической базы финансового контроля не только сдерживает его развитие, но и снижает возможности для экономического роста в стране. Создание единой нормативной правовой основы, регулирующей деятельность контрольно-надзорных органов, способно привести к серьезным структурным и функциональным изменениям в системе финансового контроля и существенно повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Принятие закона выведет систему финансового контроля в Российской Федерации на новый виток развития и позволит сделать эту систему адекватной потребностям современного Российского государства, приоритетам государственной политики, требованиям общества.

В новом законе о финансовом контроле должны быть отражены следующие положения.

В Разделе I «Общие положения» следует определить цель и задачи законодательства о финансовом контроле, привести перечень основных понятий и терминов, касающихся финансового контроля, обозначить значение, цели, задачи финансового контроля. Также следует разграничить понятия «контроль» и «надзор».

В Разделе II «Принципы финансового контроля» следует предусмотреть следующие принципы финансового контроля принцип цели, целостности, структурированности, историзма, законности, независимости, объективности, компетентности, гласности, системности соответствия, плановости, непрерывности, эффективности, всеобщности, научности, ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Разделе III «Нормативное правовое регулирование финансового контроля» должна быть представлена система нормативных правовых актов, регламентирующих проведение всех видов финансового контроля в Российской Федерации.

В Разделе IV «Классификация видов, форм, методов финансового контроля» следует разграничить и привести перечень видов, форм и методов финансового контроля.

В Разделе V»Субъекты финансового контроля» следует определить перечень субъектов финансового контроля, их структуру, иерархию и подчиненность, сферы деятельности и полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, условия и формы взаимодействия. Также необходимо определить орган, на который будут возложены обязанности высшего контрольного органа, определить его полномочия, права и обязанности. Более того, здесь следует определить органы, которые будут осуществлять контроль за деятельностью субъектов финансового контроля, полномочия, правила, порядок, условия, периодичность и сроки осуществления ими контрольной деятельности. Кроме этого, необходимо обозначить ответственность субъектов финансового контроля за нарушение действующего законодательства по результатам проверки их контрольной деятельности. В данном разделе необходимо рассмотреть возможность и порядок взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами.

В Разделе VI»Объекты финансового контроля» необходимо определить перечень объектов финансового контроля, их полномочия, права и обязанности.

В Разделе VII «Стандартизация финансового контроля» необходимо привести перечень стандартов финансового контроля, их цели, задачи, порядок введения в действие, структуру и т.д. Для реализации этой цели изначально необходимо разработать единую кодифицированную систему стандартов финансового контроля. Применение данных стандартов позволит установить единые нормы и правила его осуществления.

В Разделе VIII «Информационные системы финансового контроля» необходимо определить технологии передачи данных между органами финансового контроля, коммуникации, техническое обеспечение финансового контроля, разработать единые базы данных, электронный документооборот, систему защиты информации. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности финансового

контроля. Также следует определить порядок информационного обмена данными между органами финансового контроля и правоохранительными органами.

В Разделе IX «Правовой статус и социальные гарантии работников органов финансового контроля» следует определить социально-правовой статус работников контрольных органов, вопросы оплаты и стимулирования труда и других социальных гарантий, в том числе, медицинского обеспечения, выплат в связи с работой в органах финансового контроля, и увольнением из органов финансового контроля, страхования жизни и здоровья, жилищного и пенсионного обеспечения. Также следует законодательно закрепить вопросы профессиональной защиты данной профессиональной категории работников.

В Разделе X «Эффективность финансового контроля» следует разработать и законодательно закрепить систему критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля, с помощью которых должно быть полно, объективно, достоверно и однозначно оценена работа органов финансового контроля, в том числе необходимо определить общие критерии и показатели эффективности финансового контроля и специфичные критерии и показатели, характерные для финансового контроля той или иной сферы деятельности. Кроме этого, в федеральном законе необходимо предусмотреть вопросы, касающиеся осуществления независимой экспертизы деятельности органов финансового контроля.

В Разделе XI «Кадровое обеспечение» необходимо определить систему подбора, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для органов финансового контроля, повышение их квалификации, в том числе, определить учебные заведения, в которых будет осуществляться подготовка специалистов, форма обучения, источники и порядок финансового обеспечения на эти цели. Также следует привести общие квалификационные требования к специалисту, осуществляющему финансовый контроль, и определить необходимость разработки должностных регламентов.

4. В современной России действует довольно большое количество органов финансового контроля, имеющих различные цели, задачи, функции,

сферу деятельности, полномочия, подчиненность и ответственность. Эти органы зачастую работают не согласованно и разобщенно, слабо взаимодействуя друг с другом. Сегодня не является исключением дублирование отдельных функций разных субъектов финансового контроля, имеющих разную ведомственную принадлежность и разный уровень подчинения (например, региональный и муниципальный уровни). Государством постоянно ведется работа в этом направлении, дублирующие функции исключаются, контрольные органы переподчиняются, ликвидируются, реорганизуются. Например, в 2013 и 2016 гг. были упразднены Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, соответственно. Функции Федеральной службы по финансовым рынкам (за исключением дублирующих) были переданы Банку России. Функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному Казначейству, функции по валютному контролю — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Тем не менее, на сегодняшний день в России отсутствует скоординированность в действиях органов финансового контроля. Такая ситуация очередной раз подтверждает отсутствие целостной системы финансового контроля и требует принятия взвешенных, продуманных и просчитанных управленческих решений со стороны руководства нашей страны в части упорядочения системы органов финансового контроля. Решение этой проблемы должно найти воплощение в законе о финансовом контроле.

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования финансового контроля — отсутствие адекватных мер к нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности. Ужесточение ответственности за допущенные нарушения способно повысить уровень финансовой дисциплины экономических субъектов. И в результате будет способствовать снижению количества злоупотреблений и экономических преступлений. Эти меры должны быть не только сопоставимы реальным масштабам совершенных нарушений, но и являться неким

«стоп-фактором» для того, чтобы не совершать подобные нарушения в будущем.

6. В настоящее время слабо развит механизм взаимодействия органов финансового контроля между собой, органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также органов финансового контроля с правоохранительными органами, и информационный обмен данными по проводимым мероприятиям и их результатам. Они должны более тесно взаимодействовать при осуществлении своей работы при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Также не налажено информационное взаимодействие органов финансового контроля с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Этот вопрос должен быть освещен в федеральном законе «О финансовой контроле в Российской Федерации» и в дальнейшем регулироваться на уровне межведомственных соглашений и договоров о сотрудничестве. Ключевым аспектом решения этой проблемы должна стать разработка и введение в действие программного обеспечения для обмена данными между заинтересованными сторонами и оперативное наполнение баз данных необходимой информацией.

7. Важнейшее значение имеет разработка критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля и деятельности контрольных органов, основанной на единообразном и общепризнанном подходе, что должно найти отражение в федеральном законе «О финансовом контроле в Российской Федерации». Разработанные количественные и качественные критерии и показатели эффективности финансового контроля должны играть двойную роль: с одной стороны, свидетельствовать об уровне работы контрольного органа; с другой стороны, — выявлять и устранять возникающие в проверяемых организациях нарушения.

8. Одной из ключевых остается проблема подготовки кадров для контрольных органов. Необходима разработка комплекса мер для регулярного повышения квалификации и профессионального уровня сотрудников контрольных органов, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных и научно-практических мероприятиях. Это связано с:

• постоянным изменением действующей нормативной правовой базы;

• разнообразием совершаемых правонарушений и преступлений в сфере экономики, появлением новых схем совершения злоупотреблений;

• важностью активного применения на практике богатого зарубежного опыта и знаний о специфике деятельности проверяемых организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в различных секторах экономики;

• необходимостью использования при проведении контрольных мероприятий современных информационно-аналитических систем и технологий.

9. Актуальной проблемой при осуществлении финансового контроля является то, что иногда по результатам проведения контрольных мероприятий контрольными органами принимаются необоснованные и неправомерные решения и организациям, в отношении которых проводился финансовый контроль, приходится отстаивать свои права в судебном порядке. На сегодняшний день судебная практика в этом направлении, когда суд принимает сторону проверяемой организации, обширна.

Процедура отстаивания правомерности своих действий занимает у организаций много времени и финансовых ресурсов. И, даже если, организация выигрывает судебный процесс, то в этом случае в отношении органов, проводивших финансовый контроль адекватных мер дисциплинарной или административной ответственности действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, складывается ситуация возможности повторного и многократного вынесения неправомерного решения со стороны контролирующих органов без привлечения их к ответственности.

В этой связи, в целях недопущения подобных ситуаций важным является введение административной и дисциплинарной ответственности за принятие неправомерных решений сотрудниками контрольных органов и контрольными органами в целом с наложением штрафа. Более того, было бы целесообразно результаты судебных решений, вынесенных в пользу проверяемого объекта, размещать на официальных сайтах контрольных органов в открытом доступе. В отношении сотрудников, являвшихся ответственными за принятие неправомерных решений, предлагается вве-

сти запрет на участие в проведении контрольных мероприятий в течение определенного периода времени.

Таким образом, подводя итоги важно сказать о том, что к настоящему времени имеется ряд системных проблем в области организации и проведения финансового контроля в России. К таким проблемам следует отнести отсутствие единой системы и единой концепции финансового контроля, закона о финансовом контроле; перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и нескоординиро-ванность действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для

органов финансового контроля; отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий. В связи с этим дальнейшему развитию этого инструмента социально-экономической политики Российской Федерации должно уделяться повышенное внимание со стороны всех заинтересованных сторон.

Литература

1. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000.

3. Государственные и муниципальные финансы / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономиста, 2006.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *