Перевод школ на самоокупаемость закон

  • автор:

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным– в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Минувший год для субъектов РФ и муниципальных образований стал «годом учреждений» — 1 июля 2012 года завершился переходный период по реализации Федерального закона № 83-ФЗ, разделившего сеть государственных и муниципальных учреждений в стране на бюджетные учреждения нового типа (с расширенными правами) и казенные. Дмитрий Владимирович ЖИГАЛОВ, эксперт по вопросам реформирования системы оказания государственных и муниципальных услуг

Цель реформирования бюджетной сети

Еще в 2003 году Минфином России был обнародован концептуальный документ под названием «Принципы реструктуризации бюджетного сектора». Основным направлением преобразования бюджетной сети в этом документе было «создание механизмов, при которых государственные (муниципальные) услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм» (включая негосударственных (немуниципальных) поставщиков. — Прим. автора). Бюджетные учреждения было предложено разделить на две группы — способные функционировать в рыночных условиях и неспособные. В отношении первых предлагалось уточнить их организационно-правовой статус, снять с государства обязанность их гарантированного бюджетного финансирования и наделить правом самостоятельно распоряжаться доходами от внебюджетной деятельности. Вторых было предложено оставить «в составе бюджетной сферы», но лишить при этом права самостоятельно распоряжаться внебюджетными доходами.

Иными словами, ключевая идея реформы сети государственных и муниципальных учреждений заключалась в том, чтобы открепить бюджетные средства от учреждений и привязать их к государственным (муниципальным) услугам, которые эти учреждения оказывают. Можно заключить, что заложенная в Принципах реструктуризации бюджетного сектора идея преобразования бюджетной сети была последовательно реализована путем разработки и принятия в 2006 году Федерального закона № 174-ФЗ об автономных учреждениях и в 2010 году — Федерального закона № 83-ФЗ о новом статусе бюджетных учреждений и казенных учреждениях.

Три типа государственных (муниципальных) учреждений

Первой ласточкой грядущей реформы бюджетной сети стали автономные учреждения. Они начали создаваться1 в субъектах РФ и муниципальных образованиях примерно с середины 2007 года, когда на федеральном уровне была полностью сформирована нормативная правовая база, необходимая для организации работы этого нового типа государственных (муниципальных) учреждений. Тем не менее в федеральной правовой базе по автономным учреждениям долгое время оставалось немало белых пятен.

Не проанализировав толком2 первые результаты работы автономных учреждений, федеральное правительство решило придать созданию учреждений с новым статусом массовый характер. Был разработан и 8 мая 2010 года принят Закон № 83-ФЗ, в соответствии с которым все традиционные бюджетные учреждения по решению органов публичной власти соответствующих уровней были разделены на два типа — казенные и бюджетные (нового типа).

Казенные учреждения, как в прежнем статусе, в своей экономической деятельности остались полностью зависимыми от решений ведомства, которому они подчинены. Внебюджетные доходы казенных учреждений при этом были объявлены неналоговыми доходами бюджета (то есть курирующее ведомство вправе учитывать заработанные казенными учреждениями доходы от приносящей доходы деятельности при составлении бюджетной сметы для таких учреждений).

Бюджетные учреждения нового типа, напротив сохранив прежнее название, приблизились по своему статусу к автономным учреждениям: приобрели значительную финансово-хозяйственную автономию, право осуществлять экономическую деятельность от собственного имени и самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от осуществления приносящей доходы деятельности (оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду и пр.).

После принятия поправок к закону об автономных учреждениях, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ3, многие положения Закона № 83-ФЗ, относящиеся к бюджетным учреждениям, были распространены и на автономные учреждения. Тем самым, с одной стороны, федеральный законодатель устранил пробелы в правовой базе по автономным учреждениям, но, с другой стороны, значительно приблизил друг к другу статусы автономного и бюджетного учреждений. Сохранившиеся различия статусов бюджетного и автономного учреждений кратко перечислены в табл. 1.

В соответствии с ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» все государственные и муниципальные учреждения (независимо от типа) начиная с 2012 года обязаны «обеспечивать открытость и доступность» информации по установленному перечню. Соответствующие документы размещаются на официальном сайте Федерального казначейства для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях http://bus.gov.ru/.

Информация, размещенная на указанном сайте, в перспективе позволит проводить аналитические сопоставления по разным параметрам деятельности государственных и муниципальных учреждений разных типов и, в частности, оценивать количество учреждений, действующих на всех уровнях публичной власти в РФ. Однако на настоящий момент на сайте представлены сведения не обо всех государственных и муниципальных учреждениях. Отстают в регистрации своих учреждений на сайте республики Ингушетия, Татарстан, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Астраханская, Калининградская области и другие регионы4. В конце января на сайте были зарегистрированы немногим более 165 тыс. учреждений, что существенно меньше общего числа государственных и муниципальных учреждений, действующих в Российской Федерации.

По данным мониторинга, проведенного Минфином России, на 1 мая 2011 года в стране действовало в общей сложности почти 201,7 тыс. региональных и муниципальных учреждений всех типов. На федеральном уровне по состоянию на 1 декабря 2011 года действовало около 9,2 тыс. государственных учреждений5. Сведения о количестве учреждений в разрезе типов и отраслей социальной сферы приведены в табл. 2 и 3.

Способы финансирования бюджетных и автономных учреждений

Как отмечалось выше, основной целью преобразования государственных (муниципальных) учреждений можно назвать открепление бюджетных средств от бюджетной сети и увязка этих средств с услугами, которые оказывают учреждения. Принцип бюджетного финансирования новых бюджетных и автономных учреждений поменялся в соответствии с указанной целью. Их текущая деятельность определяется государственным (муниципальным) заданием (своего рода заказом) на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), которое в обязательном порядке устанавливается для всех бюджетных и автономных учреждений учредителем. Оказание услуг (выполнение работ) в рамках заданий финансируется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Вместо финансирования всех необходимых расходов учреждения (как это происходит в отношении казенных учреждений) органы публичной власти теперь заказывают у бюджетных учреждений определенный объем услуг и работ (на нерыночной основе — в обязательном порядке и без конкурсных процедур). Объемы заказанных услуг и работ определяются в государственном (муниципальном) задании и оплачиваются из бюджета по нормативам финансирования услуг (работ).

Помимо субсидий на выполнение задания учредителя бюджетным законодательством РФ также предусмотрена возможность предоставления бюджетным и автономным учреждениям бюджетных средств целевого характера. К ним относятся субсидии на иные цели, при помощи которых учредитель может профинансировать расходы учреждений, не относящиеся к их текущей деятельности по выполнению задания учредителя и к содержанию необходимого для этого имущества, бюджетные инвестиции, а также средства обязательного медицинского страхования (для учреждений здравоохранения). Кроме того, бюджетные и автономные учреждения могут в установленном порядке наделяться полномочиями по исполнению публичных обязательств перед населением в денежной форме.

Для того чтобы организовать бюджетное финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений по выполнению задания учредителя, в каждом публично-правовом образовании должен быть принят порядок формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий для государственных (муниципальных) учреждений. Данный порядок должен содержать указание на необходимость расчета нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением. Таким образом, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, чтобы выделять субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансирование выполнения заданий, органы государственной власти и местного самоуправления должны рассчитать нормативные затраты, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), включая расходы на содержание имущества, которое используется при оказании соответствующих услуг.

Предложенный на федеральном уровне подход к расчету нормативов содержится в Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества федеральных государственных учреждений (утверждены совместным приказом Минфина и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527). Указанный подход касается только федеральных государственных учреждений, но в отсутствии других методических рекомендаций по расчету нормативов на него ориентируются многие субъекты РФ и муниципальные образования.

Проблемные моменты

Основные нерешенные проблемы по реформированию бюджетной сети связаны как раз с новым механизмом финансирования бюджетных и автономных учреждений. Остановимся на главных из них. Во-первых, федеральные методические рекомендации по расчету нормативных затрат указывают на необходимость отдельно рассчитывать нормативы на оказание услуг и нормативы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений. Смысл такого разделения — в обеспечении гарантированного финансирования содержания государственного имущества, закрепленного за учреждениями, даже в случае снижения объемов оказания услуг по той или иной причине.

Однако изменение принципа бюджетного финансирования бюджетных и автономных учреждений с «финансирования учреждения» на «финансирование услуги» в конечном счете преследует цель развития конкуренции в социальной сфере путем привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг частных поставщиков. Но подход с «разделением» нормативов не позволяет использовать рассчитанные нормативы на оказание услуг для заказа государственных (муниципальных) услуг у частных поставщиков, поскольку они не учитывают затраты на содержание имущества.

Во-вторых, нормативы в соответствии с федеральным подходом должны рассчитываться на единицу услуг (работ) из ведомственных перечней государственных услуг (работ). Ведомственные перечни услуг утверждаются федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей федеральных бюджетных и автономных учреждений. Нормативные затраты на единицу услуг из ведомственных перечней согласно федеральным рекомендациям должны определяться:

1) отдельно по каждому учреждению;

2) в среднем по группе учреждений;

3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих их специфику.

Однако детализация услуг в ведомственных перечнях федеральных министерств (и по аналогии в перечнях услуг большинства регионов и муниципалитетов) является слишком крупной для того, чтобы рассчитать нормативы без чрезмерно грубого усреднения затрат. Требуется более детализированное выделение услуг, на которые должны рассчитываться нормативы, в зависимости от величины расходов на их предоставление.

Наконец, в-третьих, согласно федеральным рекомендациям по расчету нормативов объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Иными словами, предполагается сначала определять объем бюджетных ассигнований на выполнение заданий федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а потом подгонять нормативы под указанный объем.

Таким образом, ключевой проблемой реформирования бюджетной сети на сегодня являются сложности с изменением механизма финансирования бюджетных и автономных учреждений. В настоящее время большинство таких учреждений, как и раньше, финансируются «от достигнутого» (путем индексирования): нормативный метод финансирования услуг пока не работает.

Несоответствие системы учета затрат и нового механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений является одним из ключевых препятствий для практического перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг. Для решения этой проблемы необходима классификация по услугам, которая должна являться промежуточной классификацией затрат между «укрупненной» классификацией по функциональным признакам, целям и видам расходов и классификацией по экономическим статьям.

Для решения указанных проблем Минфином России в сотрудничестве с другими федеральными министерствами, а также с субъектами РФ в настоящее время разрабатывается Единый регистр государственных и муниципальных услуг6. Указанный регистр должен стать универсальным классификатором государственных (муниципальных) услуг, увязанным с кодами услуг в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Перспективы реформирования бюджетной сети

В перспективе предполагается значительно повысить роль частных поставщиков в системе оказания государственных (муниципальных) услуг. Увеличение числа частных поставщиков создаст конкуренцию между различными поставщиками за потребителя, которая будет подталкивать всех поставщиков (и государственных, и частных) к повышению качества услуг. Такая направленность преобразований системы оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере характерна не только для нашей страны. В европейских странах оказание государственных (муниципальных) услуг частными поставщиками (в основном некоммерческими организациями) уже давно сложившаяся практика.

На встрече с представителями общественных организаций 1 октября 2012 года Президент РФ В. В. Путин заявил о необходимости сформировать систему, которая позволит некоммерческим или частным организациям оказывать социальные услуги наряду с государственными (муниципальными) учреждениями и конкурировать за бюджетные средства. Президент поручил к 1 апреля 2013 года разработать критерии эффективности работы организаций — поставщиков услуг в социальной сфере и публичных рейтингов деятельности таких организаций. В России опыт привлечения частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг уже существует в некоторых регионах и муниципальных образованиях. Однако этот опыт пока остается достаточно точечным.

В рамках действующего российского законодательства возможны два основных способа (механизма) привлечения частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг7:

  • государственный (муниципальный) заказ на оказание услуг;
  • технология целевой потребительской субсидии.

Государственный (муниципальный) заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг означает проведение конкурсных процедур отбора поставщиков. В таких конкурсах могут участвовать не только частные поставщики, но и государственные (муниципальные) учреждения, располагающие возможностями выполнить соответствующий заказ наряду с установленным для них государственным (муниципальным) заданием.

Оказание государственных (муниципальных) услуг с использованием целевых потребительских субсидий означает, что бюджетные деньги на оказание услуги предоставляются не поставщику, а потребителю соответствующей услуги (поэтому субсидия и называется потребительской). Однако этот способ требует, чтобы потребители получали бюджетные средства на услугу не деньгами, а в форме специального документа — ваучера, сертификата, талона либо на банковскую карту (с условием, что потратить деньги с карты возможно только на оплату соответствующей услуги). Предоставление целевых потребительских субсидий, пожалуй, наиболее эффективный способ обеспечить потребителю возможность самому выбирать поставщика услуг, который его больше всего устраивает.

Однако проблема с привлечением частных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг заключается не только в организации взаимодействия с ними и создании механизма их бюджетного финансирования. На сегодня в большинстве территорий в России фактически отсутствует рынок частных поставщиков услуг в социальной сфере. Развитие такого рынка также является одной из задач государства по реформированию системы предоставления государственных (муниципальных) услуг и преобразованию бюджетной сети.

1 Говоря о создании автономных учреждений, мы подразумеваем соответствующий законодательный термин, предполагающий два варианта: 1) перевод в автономное учреждение существующего государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа; 2) собственно создание нового учреждения с нуля.

2 Нам не известно ни одного официального исследования периода 2007–2009 гг., в котором бы качественно оценивались результаты реализации закона об автономных учреждениях и (или) работа созданных автономных учреждений по России в целом.

3 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»

4 См. вкладку «Наименее активные регионы по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях» в разделе «Лидеры и аутсайдеры

по размещению информации» на сайте http://bus.gov.ru/.

5 Сведения о количестве государственных и муниципальных учреждений в РФ приведены на официальном сайте Министерства финансов РФ.

6 Эту работу ведет Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по формированию базовых (отраслевых) перечней (реестров) государственных и муниципальных услуг (работ) и на их основе Единого регистра государственных и муниципальных услуг (работ). Информация о разработке базовых (отраслевых) перечней услуг и Единого регистра услуг представлена на сайте Минфина России в разделе по реализации Закона № 83-ФЗ.

7 Подробнее про привлечение негосударственных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг см. статью Л. В. Перцова «Кто лучше окажет социальную услугу»(«Бюджет», 2012, № 4).

Каждый год перед учебой начинают расходиться слухи, что обучение будет платным. Вот и сейчас родители волнуются, что с 2019 года придется оплачивать за образование их детей.

Некоторые утверждают, что платить нужно будет только тем, у кого имеются ученики средних классов, младших такая реформа не коснется. Другие уверены, что платить придётся буквально всем.

Мамы обсуждают этот вопрос на кухнях с родными, в интернете на форумах, и встречаясь друг с другом. Что же на самом деле ожидает на школьников в 2019 году? Будет ли платным образование или это очередная порция ничем не подтвержденных слухов?

Нововведения закона о платном образовании

Сейчас платные услуги разрешили вводить в бюджетных и автономных учреждениях, где во главе будет стоять не директор, а по сути профессиональный управленец, имеющий право заключать договора с процветающими компаниями и приносить прибыль государству.

Целью нового закона об образовании является перевод российских школ в самоокупаемые и приносящие доход учреждения, однако нигде не говорится о том, как же это позволит улучшить знания наших детей. Планируется сделать три основных урока бесплатными, за счёт государства, три урока будут оплачиваться частично, часть ляжет на родителей, а оставшееся время будет отдано на профобразование.

Наше государство делает большую ставку именно на профобразование, когда из школы будут выходить ученики, освоившие какую-нибудь профессию. К сожалению, очевидно, что объём получаемых знаний автоматически снизится и что многие выпускники не поступят в университеты, а будут вынуждены искать работу по специальности, приобретённой в школе. К тому же встает вопрос о том, что делать ВУЗам и техникумам, конкурс в которые упадет в несколько раз.

К чему приводит платное образование?

Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:

  • На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
  • Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
  • Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.

Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.

Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.

Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.

Быть или не быть реформе образования?

Бесплатное образование всем детям в стране гарантирует самый главный закон — Конституции РФ. Внести изменения, в которую невозможно по прихоти одного человека, здесь нужно согласие большинства членов правительства РФ.

В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.

Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что каждый школьник имеет право на бесплатное образование утвержденное Конституцией РФ, и то, что школы перейдут на полностью платную основу является всего лишь слухами.

Платное образование для средней школы

Но, несмотря на гарантированное бесплатное обучение, закон об оплате за образование функционирует уже не первый год и довольно-таки успешно. В нем говорится, что школы постепенно должны переходить на самоокупаемость.

Это не значит, что родителям придется платить полностью за образование ребёнка. Суть вопроса в том чтобы главные предметы так и оставались бесплатными. Оплата будет взиматься за дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.

Всем известно, что в нынешнее время стало очень трудно обучаться в школе. Об ужасных, можно сказать, мученических решениях домашних заданий начали складывать даже анекдоты. Чтобы получить достойное образование ученикам приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия. Вот эти уроки, которые сверх школьной программы и нужно будет оплачивать.

Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

К сожалению, без дополнительных факультативов и репетиторов получить такие знания невозможно. Кроме этого школам разрешено внедрять разносторонние кружки и проф предметы, чтобы дети с самого раннего возраста могли определиться, чем они хотят заниматься, кем стать, какую профессию в будущем выбрать, получить навыки. Некоторые из таких кружков проводятся на бесплатной основе за остальные же нужно платить.

Насчёт проф предметов существует мнение, что в школе они не нужны, так как в столь раннем возрасте ребёнок ещё не может определиться какую профессию в будущем он хотел бы выбрать.

Но всё же дополнительные знания никому не помешают. Благодаря урокам и кружкам, которые не входят в школьную программу, ученикам предоставляется возможность расширить кругозор. Например, в школе изучается английский язык, но ребёнок имеет желание обучать французский, для этого родители могут оплатить ему дополнительные уроки по французскому языку.

Кому выгодно платное обучение?

Конечно, простым гражданам Российской Федерации будет трудно оплачивать обучение детей. Особенно если в семье несколько школьников. Но есть случаи, когда ребёнок не может заниматься в коллективе, трудно сосредотачивается на общих уроках.

Тогда родителям, заботящимся о том чтобы их ребёнок имел хорошее образование, выгодно платить репетитору за дополнительные занятия. Часто нанимают учителя или отправляют ребёнка на дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ, так как на обычных уроках дети не успевают освоить все нужные знания.

Есть и негативная сторона в этом вопросе, некоторые учителя, желая иметь дополнительные заработки, плохо выполняет свои обязанности, не обучая как следует учеников. Такие случаи, конечно же, редкость и сразу же пресекаются со стороны руководства.

Подводим итоги о платном образовании в школах

Подразумевают, что закон о платном образовании позволит объединить школы и сделать из них мощную базу для выпуска специалистов, имеющих возможность работать на различных предприятиях. Менеджер школы (можно назвать его и так) должен заключить договора на обучение учеников различным специальностям на предприятиях города. Считается, что в результате должна быть выстроена конкурентная основа среди государственных учреждений, что позволит быстрее объединить школы в одно целое.

Чтобы родители могли как-то повлиять на образовательную деятельность своей школы, им нужно входить в попечительские советы или родительские комитеты. Так они будут иметь возможность влиять на принятие внутришкольных решений и нововведений, помогать своим детям получать достойное образование и помогать выбрать хорошую работу.

Откуда шум и как все на самом деле?

«Среднее образование в России станет платным с 2013 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость», — так начинается опус, который на днях появился в Интернете. Якобы отныне ребенок в школе сможет получить бесплатно лишь несколько базовых предметов: русский язык, английский, математику, физическую культуру и историю. Это, мол, 1-2 часа на каждый предмет в неделю, а за все остальное придется платить.

А вот текст, который разгуливал по Cети в 2011 году: «Среднее образование в России станет платным с 2011 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок может получить бесплатно, — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)».

Словом, нынешняя страшилка, говоря языком современной молодежи, — «боян». Два года назад «РГ» уже рассказывала, откуда «росли ноги» у этой фальшивки. Тогда как раз шли бурные дискуссии о 83-м Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он дает госучреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получать больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому — на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход. При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. До сих пор. На сегодня многие школы уже второй год работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи.

— Практически три года назад, когда был принят другой закон, а именно 83-ФЗ, начались рассылки через Интернет этих страшилок, — прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заир-Бек. — Но апокалипсис не наступил. Так вот теперь авторы этой откровенной «дезы» и провокации привязали ее к принятому недавно новому закону об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования.

Еще одна волна возмущений поднялась после того, как был подписан документ, в котором якобы говорится об увольнении в ближайшие годы 140 тысяч преподавателей вузов и 100 тысяч учителей школ. О чем речь?

В минобрнауки «РГ» пояснили: речь идет о так называемой «дорожной карте», правительственном документе «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Главные его исполнители — региональные власти. «В документе нет требований — это лишь общий взгляд на ситуацию, которая может сложиться в стране с учетом реальных демографических прогнозов, — убеждают в министерстве. — Говорить о конкретных объемах сокращения численности учителей или увеличении нагрузки более чем преждевременно. Дело в том, что в настоящее время мы ждем ответа на эту «карту» от регионов. Они должны составить собственные «путеводители» с учетом региональных особенностей — количества учащихся, слияния школ и вузов, ухода части педагогов на пенсию».

Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию:

— Документ, о котором идет речь, утвержден распоряжением правительства и рассчитан на срок до 2018 года. Он отражает инфраструктуру системы образования и ее перспективу с учетом демографической ситуации. Здесь отражены идеи, которые давно обсуждаются в профессиональной среде, в т.ч. по вопросам повышения качества образования, по уровням образования, в частности, заложены сроки апробации и внедрения через 5 лет прикладного и академического бакалавриата, предусмотрены новые подходы к оценке соотношения преподавателей к студентам. В ходе этого 5-летнего марафона какие-то установки могут быть изменены. Но что мы не можем, к примеру, изменить, так это численность нашего населения в возрасте от 17 до 25 лет. Если, конечно, не произойдет чудо, когда в Россию вдруг приедут миллионы граждан из бывших союзных республик или вдруг в стране родится неимоверное количество детей.

Все вычисления в «дорожной карте» сделаны исходя из демографической ситуации. Мы знаем, сколько у нас детей, и просчитали, сколько станет обучаться на каждом уровне образования. Молодых людей от 17 до 25 лет будет не 18, а 13,5 млн. Исходя из этого планируется и число бюджетных мест, и соотношение преподавателей и студентов. Возможно небольшое увеличение нагрузки на преподавателей: если сейчас 10 студентов на одного преподавателя, то предполагается 11,5, или 23 студента на двух преподавателей. Это может привести к изменению числа профессорско-преподавательского состава.

Подчеркиваю, это не норма, не закон и не обязательства, это лишь ориентиры, которые заданы с учетом демографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *