Перевод из налоговой в другую налоговую

  • автор:

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  1. С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  2. Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  3. С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
  4. В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. Если не сделать этого в указанные сроки, ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д.

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Сменить адрес или… компанию?

Часто возникает вопрос, не проще ли зарегистрировать новое ООО с новым адресом? Конечно же, нет. В данной ситуации целесообразно задать ещё один вопрос. А зачем регистрировать новую компанию, если есть старая? Ведь «бросая» предыдущую организацию из-за проблем с адресом, возникнет еще больше проблем в дальнейшем.

Во-первых, регистрация новой компании не решает проблему поиска действительного адреса. Не забывайте, что с новой организацией придется искать надежного арендодателя, у которого нет личных проблем с налоговой инспекцией (почему нельзя это сделать с действующей), также придется проходить регистрацию в налоговой инспекции, при том, что государственная пошлина при создании новой компании больше по стоимости, чем при регистрации изменений по старой.

Во-вторых, нельзя просто взять и «бросить» компанию. У любого юридического лица есть свои обязательства. Несоблюдение данных обязательств влечет за собой наложение административных и иных санкций как в отношении самой компании, так и ее должностных лиц.

Важно понимать, что если фирма хочет уйти из инспекции из-за своих нарушений (если они действительно есть), то переезд в другую ИФНС не спасет от проверки. Компания, наоборот, привлечет внимание проверяющих. В данном случае лучше постепенно закрывать компанию (именно закрывать, а не присоединять к новой), переводя бизнес на новую организацию. Это сложнее, но обычно сложность оправдана.

Конечно, есть исключения. Например, нарушения незначительны, и из-за них не стоит возиться с созданием нового юрлица, переводом активов и т.д. Но в таких случаях и миграция не оправдана. Зачем же лишние усилия, если шансы на избавление от проверки невелики?

Так менять инспекцию или не менять?

  1. Если цель переезда – уйти от ответственности, перейдя в другую инспекцию и не отказываясь от старого юрлица, то выгодность переезда в другую ИФНС спорна. Налоговая проверка настигнет и по новому месту «прописки».
  2. Если смена адреса на другой региона связан с какими-либо льготами, бюджетными заказами и т.д., имеет смысл просчитать эффективность такого шага. Если выгодно – планировать переезд. Но при этом внимательно подбирать адрес: желательно не в офисном центре (где множество фирм), обязательно реальный адрес и пр.
  3. Если миграция нужна только для того, чтобы закрыть старую фирму (присоединением ее к другой компании из другого региона) и перевести платежи на новую, то переезд может быть оправдан (зависит от обстоятельств). Но хорошо бы до миграции сменить руководителя и учредителя. То есть не создавать им сложностей в регистрации новой компании, не портить репутацию у налоговиков.

Заказать услугу

Смена налоговой инспекции и юридического адреса — что нового в 2018 году

В 2018 году вступил в силу ряд изменений, который коснулся непосредственно процедуры смены компанией её юридического адреса или места нахождения. Изменения вступили в силу на основании ГК РФ, Письма ФНС от 11 января 2016 г. № ГД-4-14/52@.

Смена юридического адреса в пределах одного места нахождения организации

Что подразумевает под собой это понятие:

  • Компания меняет свой юридический адрес в пределах города (например с ул. Маросейка на ул. Ленина).
  • Компания меняет номер дома с 4-ого на 5-ый в пределах одной улицы.
  • Даже когда компании требуется изменить номер офиса с 1-го на 2-ой — это так же считается сменой адреса.

Во всех вышеперечисленных случаях процедура смены адреса организацией по прежнему проходит в один этап, а документы подаются в регистрирующий орган по текущему месту нахождению компании. Срок регистрации государственных изменений составит 5 рабочих дней (не учитывая день подачи и получения документов).

Изменение местонахождения организации

Что подразумевает под собой это понятие:

  • Компании требуется переехать из г. Москвы в г. Владимир.
  • Компании требуется переехать из г. Москва в Московскую область.
  • Компании требуется переехать из г. Сургут в г. Самара.

Говоря проще изменение место нахождение организации — это «переезд» компании из одного муниципального образования в другое.

В таком случае смена места нахождения происходит в два этапа.

  • На первом этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по текущему месту нахождения. Срок регистрации изменений составит 5 рабочих дней, НО далее отсчитывается еще 21 календарный день, прежде чем компания сможет перейти ко второму этапу смены места нахождения.
  • На втором этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по будущему месту нахождения. Срок регистрации составит так же 5 рабочих дней.

Общие моменты для смены адреса и места нахождения организации

В обоих вышеописанных случаях ужесточились требования к юридическому адресу организации. С 2017 года является обязательным предоставление в регистрирующий орган документов на юридический адрес:

  • Гарантийное письмо на юридический адрес
  • Свидетельства на право собственности
  • Договор аренды (или субаренды) с согласием Арендодателя на предоставление помещения в аренду.

Так же в случае отказа по вине адреса, особенно при смене компанией места нахождения, вы теряете не только государственную пошлину, но и почти два месяца своего времени. Кроме того возрастает риск на открытие компании выездной или камеральной налоговой проверки со стороны территориальной налоговой инспекции.

Чем грозит смена налоговой инспекции

Не всегда смена юридического адреса — смена налоговой инспекции, одно и то же. Вы можете поменять адрес местонахождения компании, не меняя при этом ИФНС. Это произойдет, если новый адрес будет находиться в компетенции этой же ИФНС. Помните, что полномочия по внесению данных изменений возложены законом на налоговые органы. Вам же, со своей стороны, остается внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их в уполномоченном органе.

С чего начать переезд?

  • Для начала нужно поменять юр адрес. Для этого нужно обратиться в регистрирующий орган, путем предоставления ему определенного законом пакета документов
  • Регистрирующий орган, в свою очередь, должен будет внести изменения в учредительные документы юр лица и ЕГРЮЛ. Учтите, что ИНН компании останется неизменным на протяжении всей деятельности юридического лица, а вот КПП — код причины постановки на налоговый учет поменяется.
  • Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой внесения записи в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган направит в две налоговые инспекции (как по прежнему, так и по новому месту нахождения компании) сведения о произошедших изменениях. Инспекции также получат выписки из реестра, содержащие запись об изменении местонахождения налогоплательщика.
  • Прежняя инспекция также снимет налогоплательщика с учета и выдаст ему (направляет по почте на юридический адрес) соответствующее уведомление по форме утвержденной приказом ФНС. Датой снятия юр лица с учета будет считаться дата внесения записи об изменении места нахождения в ЕГРЮЛ.
  • Инспектор прежней налоговой инспекции проведет сверку всех расчетов налогоплательщика. Срок проведения данной сверки, а также формирования и оформления акта при условии, что отсутствуют расхождения в данных налогоплательщика и налогового органа не должен превышать 10 раб. дней, при выявлении расхождений — 15 раб. дней. В установленные сроки не входят дни, потраченные на доставку актов сверки всех расчетов налогоплательщика по почте. Кроме того, по закону срок сверки по крупнейшим налогоплательщикам при необходимости может быть увеличен.
  • В течение 3 раб. дней со дня снятия с учета прежняя инспекция направляет регистрационное и учетное дело юридического лица в новый налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.
  • Новая налоговая инспекция производит постановку на учет организации по новому месту ее нахождения не позднее одного рабочего дня, следующего за датой получения выписки из ЕГРЮЛ.

Сложности при смене налоговой инспекции

1. Переплата по налогам. Нередко возникают такие ситуации, когда ни старая налоговая, ни новая не хотят возвращать переплату по налогам, которая образовалась еще до смены адреса налогоплательщика. Аргумент новой налоговой в том, что она не располагает никакими сведениями о переплате в бюджет, по причине того что предыдущая инспекция ничего ей не передавала. Прежняя же налоговая твердит, что данная организация уже снялась в ней с учета и все дела, связанные с данной компанией, переданы в новую инспекцию. Судьи в этой ситуации будут указывать на то, что взаимоотношения подразделений одного федерального органа исполнительной власти по постановке на учет и снятию с учета налогоплательщика не должны никаким образом влиять на реализацию права налогоплательщика, на возврат излишне уплаченного налога. Поэтому новая инспекция обязана будет произвести зачет налога. Переплату по налогам можно будет зачесть в счет предстоящих платежей по данным налогам или вернуть на расчетный счет компании. Основанием для этого послужит поданное в новую ИФНС заявление о зачете или возврате переплаты. Заявление должно быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанного налога.

2. Свои нюансы есть и в процедуре сдачи отчетности. После того как новая налоговая инспекция выдаст свидетельство о постановке на налоговый учет, организация должна будет сдавать отчетность уже в эту инспекцию. В промежутке между снятием и постановкой на учет организация будет работать в обычном режиме. И всю отчетность будет сдавать уже в свою будущую ИФНС, а также указывать все ее реквизиты в платежных поручениях. Организация считается поставленной на налоговый учет с того числа, когда были внесены изменения в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из реестра и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы компании. И так как карточка по расчету с бюджетом заведена именно в новой налоговой инспекции, то и платить нужно по новому месту.

На практике бухгалтеры многих организаций подстраховывают себя и сдают отчетности в обе инспекции. Как оказывается позже, не зря… Так как прежняя налоговая может за несданную отчетность приостановить все операции по счетам.

3. Обязательная допроверка. Ошибочным является мнение о том, переходя в новую инспекцию, все предстоящие налоговые проверки в старой ИФНС отменят. На самом деле, перейдя в новую налоговую, отменить проверку точно не удастся — этим получится лишь оттянуть срок ее начала.

Все проверки, которые были начаты до снятия с учета, старая инспекция завершит в полном объеме, но решения по результатам проверки исполнит уже новая. Все судебные споры с прежней инспекцией, которые возникли до снятия с учета, завершит она же, после чего все дела передаст новой. Именно поэтому все денежные средства по решению суда или по решению старой инспекции будут уплачиваться уже в новую ИФНС.

4. Недоимка. Как правило, налогоплательщик переводится в новую инспекцию вместе с имеющимися у него недоимками. Зачастую прежняя инспекция не захочет делиться своими начислениями с другой инспекцией, поэтому она попытается максимально ускорить все поступления.

В соответствии с законодательством, требование об уплате налогов направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором он состоит на учете. Однако на практике прежняя инспекция может выставить подобное требование уже после снятия налогоплательщика учета, но до передачи всех его дел, дабы ускорить поступление денежных средств в свой бюджет и улучшить показатели статистики инспекции.

У налогоплательщиков есть все шансы оспорить подобное требование как незаконное. В любом случае контроль за исполнением всех требований об уплате налогов и принудительным взысканием задолженности должна осуществлять только новая налоговая инспекция.

5. Бумажная волокита. Как правило, при передаче дел в новую инспекцию часть документов может бесследно «исчезнуть». Какой именно документ утерян и какова была его важность, налогоплательщики смогут узнать по негативным для себя последствиям (например, при потере отчетности «заморозят» счет). Для того чтобы избежать подобных ситуаций сразу поинтересуйтесь у новой инспекции о наличии необходимых документов, иначе, впоследствии, вам придется разрываться между двумя налоговыми, выясняя, кто из них прав, а кто виноват. Если инспекции не могут между собой договориться, нужно писать на них жалобу в вышестоящий орган или обращаться с иском в судебные органы.

Для экономии времени, денежных средств и затраченных сил, рекомендуем вам приобретать адреса только у надежных собственников. Наша организация отслеживает все изменения в законодательстве, что позволяет нам обеспечивать максимальный сервис и предоставлять гарантию на юридические адреса, находящиеся в нашей собственности. Любой из адресов, представленный в нашем каталоге юридических адресов в Москве, отвечает запросам как при смене организацией ее юридического адреса, так и её места нахождения.

Процесс перехода из одной налоговой в другую

Цитата:Вопрос: У фирмы изменился юридический адрес. Она снялась с учета в прежней налоговой инспекции и встала на учет в другую инспекцию. Лицевой счет «переехал» за ней, всю отчетность передали, но оказалось, что за фирмой числятся пени по налогу, который давно отменили (налог на пользователей автодорог). Разъясните порядок перехода из одной налоговой инспекции в другую с долгами и без?
Ответ: Порядок перехода из одной инспекции в другую в большей части регламентируется Приказом ФНС России от 20.12.2004 г. N САЭ-3-09/165@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения».
Рассмотрим внутренний порядок взаимодействия налоговых инспекций относительно Московского региона.
После подачи документов на изменение места нахождения МИФНС N 46 осуществляет внесение изменений в ЕГРЮЛ в пятидневный срок (Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
МИФНС N 46 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, направляет в налоговый орган по прежнему и по новому месту нахождения организации сведения об изменении места нахождения организации в виде выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения.
«Старая» налоговая инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, осуществляет снятие с учета организации и направляет в новую инспекцию файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые и достаточные для ведения территориального раздела ЕГРН.
«Новая» налоговая инспекция производит постановку на учет юридического лица по новому месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения, и файла выгрузки из ЕГРН из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица.
В течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая инспекция направляет в налоговый орган по новому месту нахождения учетное дело организации вместе с сопроводительным письмом. Учетное дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет и снятия с учета организации в налоговом органе.
Отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения и при необходимости иные заинтересованные отделы не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета осуществляют подготовку всех документов и отправляют их в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица.
Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения.
В случае уклонения налогоплательщика от проведения сверки расчетов с бюджетом и как следствие невозможности направить в установленные сроки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика согласованный акт сверки в новый налоговый орган направляется акт сверки, согласованный в одностороннем порядке налоговым органом.
Обращаем внимание: наличие у организации задолженности не является основанием для нарушения сроков снятия ее с учета (постановки на учет) и направления документов в налоговый орган по новому месту нахождения организации.
Как видим, вся процедура смены инспекции должна пройти в течение месяца. На практике зачастую этот срок составляет — от двух до восьми месяцев.
Чтобы ускорить данный процесс, рекомендуем:
пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами еще перед тем, как оформлять документы на изменение адреса (исправить все ошибки);
сообщить о подаче документов на изменение адреса своему камеральному инспектору, чтобы он подготовил передачу дел;
написать письмо на имя руководителя инспекции и уведомить о смене адреса, указав необходимые данные;
осуществить другие действия, которые облегчат работу инспекторов.
Р. Винокуров,
руководитель юридического отдела
юридической компании «Туров и партнеры»

Как перейти с одной налоговой системы на другую

Систему налогообложения выбирают на этапе регистрации бизнеса. Обычно это упрощёнка или спецрежимы — патент и ЕНВД, реже — ОСНО и ЕСХН. Но этот выбор не навсегда, и, если режим перестал вас устраивать, его можно поменять.

Патентная система налогообложения

ООО работать на патенте нельзя, а индивидуальные предприниматели могут перейти на эту систему налогообложения, если:

  • численность работников не превышает 15 человек;
  • законодательство соответствующего субъекта РФ разрешает применять патент;
  • бизнес ИП включён в перечень видов предпринимательской деятельности для ПСН — на сайте ФНС проверьте, верно ли определился ваш регион, для этого поднимитесь в самый верх страницы.

Перейти на патент нельзя тому, чья деятельность из перечня осуществляется по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом.

Когда и как перейти на патент

Заполните форму заявления и подайте её в налоговую за 10 дней до начала применения патента. Сделать это можно лично, через представителя, по почте ценным письмом или в электронном виде, например через оператора ЭДО.

Дальше работает налоговая. В течение пяти дней она выдаст вам патент или уведомит об отказе в его выдаче. Она же поставит вас на учёт — датой постановки будет день начала действия патента.

Подробнее об отказе от текущей системы налогообложения читайте в конце статьи.

Единый налог на вмененный доход

Перейти на ЕНВД могут только некоторые сферы бизнеса. Также существуют территориальные ограничения. Узнать, нет ли запретов в вашем регионе, можете в своём отделении налоговой или на сайте ФНС.

Когда и как перейти на ЕНВД

В течение пяти рабочих дней с начала деятельности подайте заявление о постановке на учёт в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности или по по месту нахождения организации (в случае с ИП — по месту жительства).

Заявление для ООО — ЕНВД-1, заявление для ИП — ЕНВД-2

Мобильные организации вроде доставки пиццы и роллов подают заявление по месту нахождения организации. Те, кто не перемещается и торгует на месте — по месту осуществления деятельности. Правила прописаны в п. 2 ст. 346.28 НК РФ.

Когда будете заполнять заявление, не запутайтесь при выборе кода вида предпринимательской деятельности. Это не ОКВЭД, а код из Приложения № 5 к Порядку заполнения налоговой декларации по ЕНВД.

Упрощённая система налогообложения

Работать на УСН могут ИП и организации с доходом и остаточной стоимостью менее 150 млн рублей и небольшим штатом сотрудников — до ста человек.

Для организации есть особые условия:

  • доля других компаний не должна превышать 25%,
  • у вас не должно быть филиалов,
  • по итогам девяти месяцев года, в котором вы подаёте уведомление о переходе на УСН, доходы организации не превышают 112,5 млн рублей (ст. 346.12 НК РФ).

Когда и как перейти на УСН

Перейти на УСН можно с нового календарного года. Для этого подайте уведомление в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП не позднее 31 декабря предшествующего года.

Уведомление о переходе на УСН по форме 26.2−1

В уведомлении укажите:

  • выбранный объект налогообложения;
  • (для ООО) остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября предшествующего переходу года.

Если вы хотите перейти с одной УСН на другую, например с УСН «Доходы» на УСН «Доходы минус расходы», используйте форму 26.2−6.

Вынужденный переход на УСН с ЕНВД

Ждать конца года не нужно, если вы перестали быть налогоплательщиками ЕНВД.
Действуйте так:

  • перейдите на УСН с начала того месяца, в котором прекращена обязанность по уплате единого налога;
  • в течение первых пяти рабочих дней того же месяца подайте в ФНС заявление о снятии организации с учёта в качестве плательщика единого налога (форма № ЕНВД-3).
  • не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД отправьте в ФНС уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2−1).

Единый сельскохозяйственный налог

Этот режим создан для производителей сельхозпродукции: молочных заводов, фермерских угодий, рыболовецких артелей. Также его применяют организации, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям: косят траву, убирают урожай, пасут скот.

Доход этих компаний должен минимум на 70% состоять из прибыли от реализации сельхозпродуктов или услуг.

Когда и как перейти на ЕСХН

Выбрать ЕСХН можно с начала календарного года. Для этого составьте и отправьте уведомление в налоговую по месту нахождения организации или месту жительства ИП не позднее 31 декабря предыдущего года.

Общая налоговая система

Если вы решили, что вам выгоднее работать на этом режиме, дождитесь окончания года и подайте уведомление об отказе от текущей налоговой системы. В случае с ПСН никаких уведомлений писать не надо, вы автоматически перейдёте на ОСНО после окончания действия патента. Подробнее об уведомлениях и заявлениях на отказ рассказываем ниже.

На ОСНО могут работать все без ограничений

Как отказаться от текущего режима

Патент

Отказаться от ПСН можете до его получения — у вас есть целых 5 рабочих дней после запроса на его выдачу. Для этого напишите в налоговую заявление об отказе в свободной форме.

Патент имеет срок действия. Когда он заканчивается, вы автоматически перестаёте быть его плательщиком и никаких бумаг оформлять не нужно.

Чтобы уйти от патента в другое время, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Вы прекратили заниматься деятельностью, в отношении которой применяется ПСН. Для отказа в течение 10 дней напишите в налоговую заявление по форме № 26.5−4.
  • Вы наняли больше 15-ти человек или сильно увеличили годовой доход, превысив ограничения работы по патенту. Для отказа напишите заявление по форме № 26.5−3 не позднее 10 дней с момента превышения ограничений.

ЕНВД

Уйти с ЕНВД, потому что вам выгоднее другой режим, можно с начала календарного года. Отказаться от него в другое время можно в двух случаях:

  • вы не ведёте деятельность, попадающую под ЕНВД;
  • вы больше не подходите под критерии плательщика единого налога.

В любом случае налоговая должна знать о вашем решении. В течение 5 дней с начала года или прекращения деятельности на ЕНВД отправьте заявление в ИФНС.

Компании отказываются от ЕНВД по форме ЕНВД-3, а ИП — по ЕНВД-4.

Упрощённая система

Отказаться от упрощёнки из-за смены режима можно только с начала года. Чтобы сообщить об этом инспекции, отправьте в ИФНС уведомление по форме № 26.2−3 не позднее 15 января.

Уйти от УСН в течение года можно только если вы перестали вести «упрощённую» деятельность, например сменили профиль бизнеса. Об этом нужно уведомить налоговую в течение 15 дней с момента окончания этой деятельности. Рекомендуемая форма уведомления — № 26.2−8.

ЕСХН

С сельскохозяйственным налогом ситуация такая же, как с УСН. Меняйте режим в начале года. В другое время — если вообще прекратили вести подходящий под ЕСХН бизнес. Только уведомите об этом налоговую не позднее чем через 15 дней после прекращения деятельности.

Коротко

  1. Выбранный налоговый режим не навсегда. Главное — соответствовать требованиям законодательства и подать бумаги вовремя.
  2. Перейти на упрощёнку и ЕСХН можно только с начала года, но у УСН есть исключение — вынужденный переход с ЕНВД.
  3. Перейти на патент и ЕНВД можно в течение года.
  4. Для смены режима чаще всего требуются заявление о переходе на новую систему налогообложения и уведомление об отказе от старой. Исключение — ОСНО и патент, там при отказе ничего писать не нужно.
  5. Если бизнес перестал соответствовать требованиям выбранной системы налогообложения, от неё нужно отказаться и сообщить об этом в налоговую. Иначе получите штраф, например по ст. 126 НК РФ.

Как платить налоги и сдавать отчетность при смене юридического адреса

Общее правило

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений. Из этого со всей очевидностью следует, что изменение места нахождения организации влечет также и снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому.

Данная операция проводится налоговыми органами самостоятельно, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ. Так, налоговый орган по старому адресу в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ должен снять компанию с учета и переслать документы в новую инспекцию. Налоговый орган по новому адресу, получив эти документы, должен поставить организацию на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Определяющим фактором при переезде является дата отражения в ЕГРЮЛ нового адреса: до этой даты компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. (Это правило применяется, несмотря на то, что на фактическую пересылку дела НК РФ отводит 5 дней и нового свидетельства у налогоплательщика еще может не быть).

Так что ответ на вопрос о порядке уплаты налогов и представления отчетности, по общему правилу, зависит от того, будет ли внесена на дату соответственно уплаты или представления запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Контролировать внесение записи необходимо по соответствующей выписке из реестра. Благо, что заказать ее теперь не составляет труда, не выходя из офиса.

Бесплатно заказать «свежую» выписку из ЕГРЮЛ

Определившись с общим правилом, давайте подробнее остановимся на каждом налоге в отдельности, поскольку правил без исключений не бывает.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Как видим, НК РФ связывает перечисление авансовых платежей с местом нахождения организации на момент их уплаты. А значит, сумма авансового платежа перечисляется организацией в бюджет по месту своего прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После появления такой записи налог нужно платить уже в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в т. ч. рассчитываемых по фактической прибыли), а также при уплате налога по итогам года.

Несколько сложнее с отчетностью по налогу на прибыль, поскольку она всегда сдается за прошедший период (п. 1 ст. 289 НК РФ). Но при этом в НК РФ говорится, что такую декларацию надо представить в налоговые органы по месту нахождения организации и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. А в порядке заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@) эти положения конкретизируются. В частности, в п. 3.2 Порядка говорится, что в декларации указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП организации по месту ее нахождения указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе.

Значит, и при сдаче отчетности будет применяться приведенное выше общее правило. Если отчетность сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то ее надо отправить в «старую» инспекцию (ведь именно этот КПП указан в действующем свидетельстве о постановке на учет). А если отчетность приходится сдавать уже после переезда (то есть когда старое свидетельство уже утратило силу), то ее надо подать в «новую» ИФНС, даже если относится эта декларация к периодам, предшествующим переезду.

Например, если организация сменила адрес в феврале 2019 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20 февраля), то годовую налоговую декларацию за 2018 год она должна подать в старую инспекцию, если делает это до 19 февраля включительно. А с 20 февраля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу, с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Неверное заполнение кода ОКТМО не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254). Также неверное указание КПП и (или) ОКТМО при уплате налога не влечет начисления пеней или штрафов (см. «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).

УСН

Уплата налога при УСН и авансовых платежей по нему, согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ, производится по месту нахождения организации. По месту нахождения представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Бесплатно заполнить и сдать новую декларацию по УСН через интернет

Эти формулировки означают, что «алгоритм ЕГРЮЛ» без каких-либо оговорок применяется при смене адреса компаниями, находящимися на УСН: пока в реестре числится старый адрес, налог и (или) декларация платится и сдается в «старую» налоговую (с указанием соответствующего КПП и ОКТМО). А с даты внесения изменений в реестр деньги и отчетность должны направляться в инспекцию по новому месту нахождения компании с указанием новых КПП и ОКТМО. Подтверждение вновь находим в порядке заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). В п. 3.2 Порядка, также как и в случае с налогом на прибыль, говорится, что надо указать КПП именно того налогового органа, в который сдается декларация. А взять этот КПП нужно из свидетельства о постановке на учет.

НДС

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. То есть и в этом случае действует выведенное нами общее правило. Если НДС перечисляется в бюджет до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения, налог уплачивается организацией по реквизитам «старой» инспекции. Если же налог платится после внесения в реестр указанной записи, то его следует перечислять по реквизитам «новой» ИФНС.

Подтверждение этому правилу снова находим в порядке заполнения декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Пункт 18 Порядка говорит, что КПП для отражения в декларации нужно брать из свидетельства о постановке на учет. А п. 34.1, что в декларации указывается ОКТМО той территории, где уплачивается налог (т. е. по месту нахождения организации — ст. 174 НК РФ).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В силу пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений Это предусмотрено пунктом 28 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (утв. приказом МВД России от 26.06.18 № 399).

Получается, тут вроде бы тоже должен действовать общий порядок уплаты налога при переезде. Однако в отношении транспортного налога есть свои тонкости.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. Причем, такая регистрация проводится не по заявлению организации, а в автоматическом режиме, на основании данных ГИБДД п. 5 ст. 83 НК РФ(). Значит, при изменении места нахождения фирма продолжает находиться на учете в «старом» налоговом органе в качестве владельца транспортного средства до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. Получается, что какое-то время организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми: перед «новой» в силу прямого указания в статье 363 НК РФ, и перед «старой», т.к. до поступления данных из ГАИ состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.

Что касается отчетности, то выход из этой коллизии находим в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). Там сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной инспекции по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в инспекцию по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых на налогоплательщика зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по коду строки 160 декларации.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по транспортному налогу

Что же касается уплаты налога, то мы считаем, здесь нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ. То есть и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в т. ч. и за период до переезда) по новому месту нахождения. Ведь смена места нахождения организации в силу п. 5 ст. 83 НК РФ влечет автоматическую смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. И никакой зависимости от действий ГАИ и постановкой налогоплательщика на учет по месту нахождения транспорта в данном случае НК РФ не устанавливает.

Налог на имущество

Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ)

В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 31.03.17 № ММВ-7-21/271@ ), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.

Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Как платить НДФЛ

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ? сума налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/25114@).

Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Как известно, налоговые агенты по НДФЛ должны отчитываться перед налоговыми органами ежеквартально по форме 6-НДФЛ и ежегодно по форме 2-НДФЛ. Обе формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Правила заполнения и представления обеих форм при смене места нахождения организации достаточно легко «извлекаются» из утвержденных ФНС России порядков заполнения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Так, согласно п. 1.10 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@), форма расчета заполняется по каждому ОКТМО отдельно. При этом указано, что организации, признаваемые налоговыми агентами, указывают код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации.

Как видим, Порядок предусматривает предоставление нескольких расчетов 6-НДФЛ только при одновременном наличии у организации нескольких мест постановки на налоговый учет по разным основаниям, причем, места эти должны относиться к разным ОКТМО. Например, при наличии у организации обособленных подразделений, или ведении деятельности, облагаемой единым налогом в рамках ЕНВД. Если же в течение квартала ОКТМО меняется в связи со сменой места нахождения организации, то оснований для представления двух расчетов 6-НДФЛ (по новому и старому ОКТМО отдельно) в силу п. 1.10 Порядка не имеется.

Что касается КПП, то он, согласно п. 2.2. Порядка указывается согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. То есть, при переезде в расчете 6-НДФЛ указывается действующий на момент сдачи КПП.

При сдаче 2-НДФЛ организацией, которая меняла адрес в течение года, аналогичный подход применяется на основании раздела II порядка заполнения справки 2-НДФЛ. Этот порядок утвержден приказом ФНС России от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@.

То есть буквальное толкование обоих порядков, поддержанное Минфином, говорит: при переезде организация представляет единую отчетность по НДФЛ, которая включает в себя данные как за период до переезда, так и после него. Отчетность сдается в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Соответственно, указываются КПП и ОКТМО «новой» инспекции.

Однако, ФНС России выпустила письмо (от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@), где приводится совершенно иной порядок представления «подоходной» отчетности теми организациями, которые изменили адрес. Согласно письму, такой налоговый агент представляет в «новую» инспекцию расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ с указанием ОКТМО как по прежнему, так и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды).

По сути, сдается два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда. А во втором комплекте указываются сведения, начиная с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом комплекты должны отличаться только кодом ОКТМО, т. к. налоговики предписывают указывать КПП «новой» инспекции. Соответственно, если переезд произошел до момента представления 2-НДФЛ за прошлый год, то по правилам, предложенным ФНС России, справки за прошлый год сдаются в «новую» инспекцию с указанием ее КПП и «старого» ОКТМО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *