Перечень работ выполняемых водителем на линии

  • автор:

УТВЕРЖДАЮ

ОДО «ПрофиТруд»

Перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителями на линии (с учетом марок, грузоподъемности и других техниче­ских характеристик и особенностей транспортных средств)

1. Устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.

2. Ремонт световых приборов (замена лампочек и т.п.) и устройств их включения.

3. Проверка уровня масла в картере двигателя – долив масла, смазочных материалов и других жидкостей.

4. Долив охлаждающей жидкости в систему охлаждения транспортного средства.

5. Заправка транспортного средства топливом.

6. Мелкий ремонт и замена стеклоочистителей, стеклоомывателей, солнцезащитных козырьков.

7. Замена аккумуляторной батареи.

8. Снятие автомобильных колес, установка запасных колес.

9. Накачка шин при помощи механических или электрических приборов до нужного давления (при наличии приборов измерения давления в шинах).

10. Мойка (чистка) государственных номеров, внешних световых приборов и зеркал.

Использование эксплуатационного парка автомобилей (грузовых, автобусов, легковых таксомоторов)

12. При заполнении данных об использовании эксплуатационного подвижного состава, находящегося в распоряжении предприятия (организации), предприятие (организация), арендующее автомобили, включает в отчет работу всех автомобилей, как собственных, находящихся на его балансе, так и арендованных (за весь период аренды).

Предприятие (организация) — арендодатель не включает в отчетные данные показатели работы автомобилей, сданных в аренду, за весь период аренды.

Показатели использования собственных и арендованных грузовых автомобилей заполняются независимо от количества грузовых автомобилей.

13. Пребывание автомобилей в распоряжении предприятия (автомобиле — дни) определяется суммированием всех календарных дней пребывания на предприятии, включая выходные и праздничные дни, каждого отдельного автомобиля в течение отчетного года.

В зависимости от использования автомобилей и их технического состояния дни пребывания автомобилей в распоряжении предприятия учитываются как автомобиле — дни в работе, в простое в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном состоянии.

14. Пребывание автомобилей в работе (автомобиле — дни в работе) определяется суммированием количества автомобилей, выпущенных на линию, за каждый день отчетного года независимо от количества отработанных смен в течение суток.

Автомобиль, возвратившийся с линии ранее установленного заданием времени, независимо от причин возврата, учитывается бывшим в работе один день.

При двухсменной работе за день работы автомобиля считается работа обеих смен; при трехсменной работе, даже если согласно суточному графику последняя смена заканчивается после 24-х часов, по всем трем сменам учитывается один автомобиле — день работы.

При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза при подсчете автомобиле — дней в работе такой автомобиль должен учитываться только один раз.

Если грузовой автомобиль, выехавший на линию, не выполнил никакой работы по причине отсутствия груза, то этот день учитывается как автомобиле — день в работе.

Автомобиле — днем в работе считается также день работы грузового автомобиля, используемого на стажировке водителей с одновременным осуществлением перевозок грузов, оформленных необходимой товарно — транспортной документацией.

При междугородных и международных перевозках и перевозках грузов (или пассажиров) по заказам, когда в связи с расстоянием маршрута и характером перевозки водитель выполняет задание более чем в течение одних суток, автомобиле — дни в работе определяются как количество дней нахождения в командировке, начиная со дня выхода на линию, включая день возвращения с линии, за исключением целодневных простоев (по технической неисправности, бездорожью, ожиданию обратного груза, отдыха водителей и др.).

Если автомобиль в течение какого-либо дня находился в ремонте и затем в этот же день был выпущен на линию, то такой день пребывания автомобиля в хозяйстве относится к автомобиле — дням в работе.

15. Автомобиле — дни по автомобилям, направляемым на спортивные соревнования и другие мероприятия, не связанные с перевозкой грузов и пассажиров, в показатель «автомобиле — дни в работе» не включаются.

16. Пребывание автомобилей в ремонте и ожидании ремонта (автомобиле — дни в простое в ремонте и его ожидании) определяется суммированием всех дней, в течение которых автомобили находились в отчетном году в каком-либо виде ремонта (капитальном, текущем) как в собственных мастерских, так и в мастерских других предприятий.

Автомобили, подлежащие списанию с баланса хозяйства как непригодные к восстановлению, но еще не списанные, учитываются как автомобили в ожидании ремонта.

Автомобили, простаивающие из-за отсутствия шин, учитываются по строке «пребывание автомобилей в простое в ремонте и ожидании ремонта».

17. Пребывание автомобилей в простое в технически исправном состоянии складывается из автомобиле — дней простоев в связи с отсутствием грузов, топлива, водителей, из-за бездорожья, в связи с выходными и праздничными днями водителей и по другим причинам.

18. Ниже приводятся расчеты пребывания автомобилей в распоряжении предприятия — всего, в том числе в работе, в простое в ремонте и его ожидании и простое в технически исправном состоянии, на примере грузового автопарка.

Марки автомобилей Списочное число автомобилей на конец отчетного года, штук Автомобиле — дни пребывания автомобиля в распоряжении предприятия — всего В том числе:
в работе в ремонте и его ожидании в простое в технически исправном состоянии
ГАЗ-53А 2 2 x 365 = 730 (с 1 января по 31 декабря) 480 100 150
МАЗ-500 90 (с 1 января по 31 марта) 54 36
ЗИЛ-151 275 (с 1 марта по 30 ноября) 160 50 65
КрАЗ-257 1 184 (с 1 июля по 31 декабря) 110 25 49
Итого 3 1279 804 175 300

Пребывание автомобилей в распоряжении предприятия — всего (автомобиле — дни) должно быть равно сумме дней пребывания автомобилей в работе, в простое в ремонте и его ожидании и в простое в исправном состоянии.

19. По автомобилям, откомандированным в распоряжение других предприятий (организаций) (на хлебоуборку, заготовку и др.), предприятия, на балансе которых состоят автомобили, обязаны включать в свой отчет сведения о наличии, использовании и работе этих автомобилей за время нахождения их в командировке в отчетном году. Основанием для включения в отчет сведений являются путевые листы по этим автомобилям или справки других организаций, если автомобили в командировке работали по путевым листам последних.

Предприятия (организации), в которых работали прикомандированные автомобили, данные о наличии, использовании и работе этих автомобилей в свой отчет не включают.

Они обязаны выдать водителю об этом справку или выслать ее в автохозяйство, которому принадлежит автомобиль.

20. Пребывание грузовых автомобилей в распоряжении предприятия с учетом их грузоподъемности (автомобиле — тонно — дни) определяется умножением числа автомобиле — дней пребывания на предприятии каждой марки автомобиля на их грузоподъемность (по паспорту завода — изготовителя) и суммированием полученных произведений; при этом грузоподъемность седельных тягачей определяется умножением числа их по каждой марке на грузоподъемность основного типа комплектующих их полуприцепов; грузоподъемность автомобилей — лесовозов определяется с учетом грузоподъемности прицепов — роспусков, так как в отличие от автомобилей с кузовами использование автомобилей — лесовозов без прицепов — роспусков невозможно.

В вышеуказанном примере пребывание автомобилей в распоряжении предприятия с учетом их грузоподъемности в отчетном году составит:

Марки автомобилей Грузоподъемность, тонн Автомобиле — дни пребывания в распоряжении предприятия Общее количество автомобиле — тонно — дней в распоряжении предприятия
ГАЗ-53А 4,0 730 2920
МАЗ-500 7,5 90 675
ЗИЛ-151 4,5 275 1237,5
КрАЗ-257 12,0 184 2208
Итого x x 7040,5

21. Пребывание автобусов на предприятии с учетом их пассажировместимости определяется умножением числа автобусо — дней пребывания на предприятии каждой марки автобуса на число мест для сидения и суммированием полученных произведений.

22. Время пребывания автомобилей в наряде (автомобиле — часы) определяется суммированием всех часов нахождения автомобилей на линии за каждый день работы в отчетном году.

В автомобиле — часы в наряде не включаются часы обеда и отдыха водителей согласно положению, существующему на автотранспорте, и время, затраченное при работе автомобилей на длинных трассах на заправку и осмотр автомобилей на станциях техобслуживания.

При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза автомобиле — часы в наряде этого автомобиля определяются суммированием часов в наряде по путевым листам за каждый выпуск на линию.

При двух- и трехсменной работе автомобиля все часы в наряде по данному автомобилю относятся к календарному дню выхода автомобиля на линию.

При междугородных и международных перевозках и перевозках по заказам продолжительность нахождения автомобиля в наряде по путевым листам таких автомобилей определяется по фактическому количеству часов, в течение которых автомобиль находился на линии с момента выезда с места постоянной стоянки и до момента возвращения к месту постоянной стоянки, за вычетом времени на обед и отдых водителей и целодневных простоев по различным причинам.

23. Пробег автомобилей определяется суммированием ежедневных пробегов всех эксплуатационных автомобилей, работающих на линии, за все календарные дни в течение отчетного периода.

Величина общего пробега автомобиля за день определяется по показаниям спидометра, отражаемым в транспортной документации отчитывающегося предприятия (организации).

Величина пробега грузовых автомобилей с грузом, работающих с учетом перевозок в натуральном выражении (в тоннах), пробег автобусов с пассажирами и платный пробег легковых таксомоторов определяются по данным соответствующей транспортной документации.

24. В показатели использования грузового эксплуатационного автомобильного транспорта данные по автоприцепам не включаются.

25. Транспортная работа автобусов определяется умножением общего пробега на полную вместимость подвижного состава, по каждой марке подвижного состава, и суммированием полученных результатов. Полная вместимость подвижного состава принимается равной количеству мест для сидения в каждом автобусе и количеству стоящих пассажиров из расчета предельной наполняемости (5 человек на 1 кв. метр свободной площади пола салона).

26. Данные о числе и протяженности автобусных маршрутов в сельской местности; числе городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское сообщение; числе сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщении, а также данные о числе городов, поселков городского типа, имеющих внутригородское обслуживание легковыми таксомоторами, доводятся до сведения транспортного предприятия субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченными ими учреждениями (организациями, предприятиями). При наличии в одном населенном пункте нескольких автотранспортных предприятий или при прохождении через сельский населенный пункт нескольких маршрутов автобусов в пригородном и междугородном сообщении населенный пункт учитывается только один раз.

Вопрос: Водитель перешел на суммированный рабочий день со скользящим графиком работы в режиме гибкого рабочего дня, при норме 40 часов в неделю. Будет ли нарушением, если водитель работает каждый день свыше 10 часов, но не перерабатывает 56 часов в неделю?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Превышение временной нормы, установленной п. 9 Положения, будет являться нарушением законодательства о труде.

По указанному в обращении вопросу рекомендуем Вам также обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае: Советская ул., 39, Пермь, Пермский край, 614000, тел: +7 (342) 212–52–23, многоканальный +7 (342) 298–01–50, git59.rostrud.ru. либо задать интересующий Вас вопрос на сайте Онлайнинспекция.рф. Сервис Онлайнинспекция.рф предназначен для оперативного консультирования граждан по вопросам трудового права.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Согласно ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

В соответствии с п. п. 7, 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение), для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восемь часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов (нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю).

Согласно п. 9 Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 10, 11, 12 Положения.

Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа при суммированном учете рабочего времени — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы — не менее чем в двойном размере. При суммированном учете рабочего времени подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода (ст. 152 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 N 22-2-3363).

При этом время управления автомобилем (пп. «а» п. 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — не может превышать 8 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 ч и за две недели подряд — 90 ч (неделей считается период времени с 00 ч 00 мин. 00 сек. понедельника до 24 ч 00 мин. 00 сек. воскресенья) (п. п. 16, 17 Положения).

Вместе с тем превышение временной нормы, установленной п. п. 8, 9, 16, 17 Положения, будет являться нарушением законодательства о труде, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ к ответственности также может быть привлечен водитель, перевозящий груз и (или) пассажиров, в случае нарушения им установленного режима труда и отдыха.

Кроме того, для работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) и должностных лиц возможен административный штраф по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), которые, в частности, требуют от работодателей соблюдать режим труда и отдыха работников-водителей (Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17.11.2017 по делу N 7/2-519/17).

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Если режим рабочего времени отдельных работников отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, такой режим устанавливается трудовым договором (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Для учета рабочего времени применяются формы N Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и N Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление N 1), не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В указанных формах в графах 4, 6 верхняя строка применяется для отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а нижняя — для записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. При заполнении граф 5 и 7 табеля по форме N Т-12 в верхних строках проставляется количество отработанных дней, в нижних строках — количество часов, отработанных каждым работником за учетный период. Сверхурочная работа в табеле обозначается буквенным кодом «С» (04 — цифровой) (п. 2 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением N 1).

Таким образом, работодателю следует ввести суммированный учет рабочего времени для работников-водителей, определив порядок введения такого учета правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК РФ), включив условие о режиме рабочего времени в трудовой договор работника, указав, что учет рабочего времени является суммированным с продолжительностью учетного периода один месяц. Сведения о продолжительности работы по каждому отработанному дню вносятся в табель учета рабочего времени в соответствии с требованиями Постановления N 1.

{Вопрос: …Можно ли ввести суммированный учет рабочего времени водителям? Как оформить порядок работы в трудовом договоре и в табеле учета рабочего времени? (Консультация эксперта, Роструд, 2019) {КонсультантПлюс}}

Как вести суммированный учет рабочего времени водителей

Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ, абз. 1 п. 8 Положения об особенностях режима работы и отдыха). В противном случае работодатель нарушает положения ч. 2 ст. 91, ст. ст. 92, 94 ТК РФ, устанавливающие предельно допустимую продолжительность рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода по общему правилу составляет один месяц. Ее можно увеличить до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (при ее отсутствии — с иным представительным органом работников). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев. Это следует из абз. 1, 2 п. 8 Положения об особенностях режима работы и отдыха.

В случае установления такого учета время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарное время управления автомобилем за неделю не должно превышать 56 часов, за две недели подряд — 90 часов (п. 17 Положения об особенностях режима работы и отдыха).

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}

В соответствии с положениями ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории сотрудников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности трудового времени.

Для сотрудников, занятых неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число трудовых часов за учетный период соответственно уменьшается. То есть само по себе установление суммированного учета не свидетельствует о том, что специалисту может быть увеличена нормальная продолжительность рабочего времени, такой учет вводится с целью соблюдения установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени за установленный учетный период.

Как правило, суммированный учет рабочего времени применяется при работе в режиме гибкого графика, при сменной работе, а также вахтовом методе. Именно при таких режимах работы невозможно соблюсти как ежедневную, так и еженедельную продолжительность рабочей недели. Однако за установленный учетный период такая продолжительность должна быть соблюдена. Для примера, если работник при установленном учетном периоде в месяц две недели отработал по 48 часов, то в следующие две недели продолжительность рабочего времени не должна превышать 32 часа. Таким образом, в совокупности количество часов, отработанных за четыре недели, составит 160 часов, что будет соответствовать нормальной продолжительности рабочего времени.

При введении суммированного учета следует принимать во внимание, что в силу ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четыре часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год. То есть при суммированном учете контроль со стороны работодателя относительно продолжительности рабочего времени должен быть очень серьезным. Привлечение сотрудника к сверхурочным работам может повлечь для компании санкции со стороны контролирующих органов.

Обратите внимание, что законодатель установил требование об обязательном введении суммированного учета только в отношении работников, занятых вахтовым методом (ст. 300 ТК РФ). В отношении остальных сотрудников работодатель самостоятельно принимает решение о введении суммированного учета.

Сам по себе суммированный учет никоим образом не ущемляет права работников, а напротив, обязывает компанию контролировать соблюдение нормальной продолжительности трудового времени, при этом в случае возникновения у работника переработки — оплатить ее по итогам учетного периода. Зачастую сотрудники полагают, что введение суммированного учета позволяет компании не оплачивать им ежемесячные переработки, забывая при этом, что сам по себе размер возможных сверхурочных работ ограничен законодателем и одной из основных задач организации является обеспечение сотруднику нормальной продолжительности рабочего времени.

Статья: Суммированный учет и переработки (Савельева С.) («Расчет», 2018, N 8) {КонсультантПлюс}

Обращаем внимание, что Федеральная служба по труду и занятости, в соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Информирование и консультирование осуществляются при непосредственном обращении в Роструд работников и работодателей.

По указанному в обращении вопросу рекомендуем Вам также обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае: Советская ул., 39, Пермь, Пермский край, 614000, тел: +7 (342) 212–52–23, многоканальный +7 (342) 298–01–50, git59.rostrud.ru. либо задать интересующий Вас вопрос на сайте онлайнинспекция.рф.

Сервис Онлайнинспекция.рф предназначен для оперативного консультирования граждан по вопросам трудового права. Консультации в данном сервисе могут быть использованы как мнение эксперта для разрешения споров, в том числе в суде.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 1 (ч. 1), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр И. Левитин

Приложение

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»1 (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст. 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *