Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства

  • автор:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 5 марта 2010 г. N 52/112/134 г. Москва «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2010 г.

Регистрационный N 16782

Утвердить прилагаемый Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмещательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Министр транспорта Российской Федерации И. Левитин

Директор Федеральной службы безопасности А. Бортников

Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Угроза захвата — возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и/или транспортных средств (далее — ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов1 опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

1 Критический элемент ОТИ и/или ТС — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ, модель нарушителя

В продолжение предыдущей публикации, переходим к обсуждению третьего этапа работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в области автомобильного транспорта (далее – ОТИ). Статья подготовлена в соответствии с методикой проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — методика), рекомендованной Росавтодором, источник – официальный сайт агентства.

Третий этап работ – «Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием «модели нарушителя»», на наш взгляд, является самым ответственным и требующим наибольшего профессионализма от сотрудников специализированных организаций в сфере обеспечения транспортной безопасности. В результате работы на этом этапе мы получим «модель нарушителя» для ОТИ. Состав работ, в соответствии с методикой:

1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2) Анализ угроз по степени опасности;

3) Разработка модели нарушителя;

4) Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

5) Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Модель нарушителя — это результат аналитической обработки перечня угроз в отношении исследуемого ОТИ, именно на основании модели нарушителя можно определить необходимость пересмотра категории безопасности объекта. В методике приведено следующее определение модели нарушителя:

Модель нарушителя – способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Разработка модели нарушителя формализована методикой, в которой определен формат таблиц и диаграмм для представления результатов работы в отчете по оценке уязвимости. Перечень угроз определен приказом тройным приказом Минтранса, ФСБ, МВД России. Такой формализованный подход, положителен тем, что позволит систематизировано обработать (а именно — разработать модель нарушителя) большое количество объектов, в области автомобильного транспорта, этот довод один из самых весомых. Минусы подхода очевидны – комплексные объекты, имеющие высокую потенциальную опасность с точки зрения возможного ущерба от АНВ или имеющие особую социально-политическую значимость, требуют более тщательного подхода к разработке модели нарушителя. Руководствуясь здравым смыслом при проведении оценки уязвимости, можно исходить и возможностей и потребностей собственника по организации безопасности ОТИ, определить объем мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми требованиями как необходимый минимум, который можно дополнить в соответствии с уникальными особенностями объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *