Пени за коммунальные услуги

  • автор:

Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Начисление пени за неуплату или несвоевременную уплату жилищно-коммунальных услуг

Начисление пени возможно, если задолженность не погашена по истечении 30 дней со дня наступления срока оплаты (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

Пени рассчитывают за каждый день просрочки в размере:

— с 31-го по 90-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Банка России;

— с 91-го по день фактической оплаты долга — 1/130 ставки.

Увеличение указанных размеров пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

В расчетах применяется величина ставки рефинансирования, действующая на дату оплаты долга.

При расчете пеней используются календарные, а не рабочие или банковские дни.

Рекомендуем:

Взыскание неустойки (пени) за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг (квартплаты)

Увеличение и уменьшение пени (неустойки) за коммунальные услуги и содержание жилья

Начисление пеней за неоплату или несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт

За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).

Ключевая ставка (ставка рефинансирования)

Актуальные данные о ключевой ставке ЦБ РФ можно без труда найти в сети «Интернет».

Формула для расчета пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг

1) за период с 31-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты или по 90-й день в случае неоплаты до 90-го дня:

Пени = Сумма просроченной задолженности x Количество дней просрочки x 1/300 x Ставка рефинансирования на день фактической оплаты;

2) за период с 91-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты:

Пени = Сумма просроченной задолженности x Количество дней просрочки x 1/130 x Ставка рефинансирования на день фактической оплаты.

Пример расчета пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг

Например, просрочка по оплате жилищно-коммунальных услуг составляет 120 дней.

1. Считаем пени по формуле с 31 дня по 90-й день (60 дней):

за период с 31-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты или по 90-й день в случае неоплаты до 90-го дня:

Задолженность за ЖКУ — 5000 рублей.

Период просрочки уплаты — 60 дней.

1/300 — размер пени в силу закона — ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

2. Считаем пени по формуле с 91 дня по 120-й день (30 дней):

за период с 91-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты:

Задолженность за ЖКУ — 5000 рублей.

Период просрочки уплаты — 30 дней.

1/300 — размер пени в силу закона — ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Итого, размер пени за просрочку по оплаты жилищно-коммунальных услуг за период 120 дней составит 161,5 рублей (75 + 86,53).

Рекомендуем по теме:

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги (квартплату). Судебная практика

Исковые заявления о взыскании задолженности за ЖКУ

  • Исковое заявление о взыскании долга за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги с собственников квартиры в равных долях;
  • Исковое заявление о взыскании задолженности за услуги ЖКХ солидарно с супругов — собственников квартиры;
  • Исковое заявление о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги с собственника квартиры;

обзора судебной практики: Взыскание неустойки, пени, штрафа за просрочку. Размер, расчет, формулы. Судебная практика

Соответствующий документ, который еще не опубликован, подписал глава правительства, утверждают источники. В нем предусматривается приостановление начисления пеней до 1 января будущего года Читать в полной версии Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Премьер-министр Михаил Мишустин 2 апреля подписал постановление, согласно которому будут приостановлены начисления пени при неоплате коммунальных услуг сроком до 1 января 2021 года. Об этом РБК сообщил источник в одной из крупнейших энергокомпаний. Эту информацию «Ведомостям» подтвердили источники в двух разных энергокомпаниях и федеральный источник.

В документе, который еще не опубликован, говорится о приостановлении начисления пеней за несвоевременную оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также взносов за капитальный ремонт. Кроме того, в нем говорится о приостановлении начисления пеней по договорам ресурсоснабжения управляющими организациями и товариществами собственников жилья. При этом, как указывается в постановлении, будет введен запрет на отключение неплательщикам доступа к услугам.

В Минстрое подтвердили РБК, что участвовали в подготовке такого документа.

Правительство получило право устанавливать до 1 января 2021 года «особенности начисления и уплаты» пени в случае несвоевременной или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг и взносов на капремонт по «антикризисному закону», который 31 марта приняла Госдума. Согласно тому же закону в этом году могут быть установлены особенности штрафов и пеней для юрлиц, которые не вовремя или не полностью оплатили услуги по договорам газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Источник РБК указал на то, что принятие данного постановления приведет к нескольким негативным последствиям в сфере электроэнергетики. В частности, неплатежи потребителей неизбежно станут причиной увеличения взаимных неплатежей между субъектами сферы ЖКХ. «В случае отсутствия у ГП (гарантирующий поставщик. — РБК) и иных субъектов сферы ЖКХ инструментов для стимулирования потребителей к оплате коммунальных услуг кассовые разрывы ГП до конца 2020 года могут достигнуть 500 млрд руб.», — считает он.

По его мнению, указанный размер «финансовой дыры» у ГП не сможет быть покрыт путем привлечения новых кредитов как по причине того, что ГП ограничены в лимитах кредитования размером расходов на обслуживание кредитов, учтенных в сбытовых надбавках, так и по причине ухудшения ситуации на финансовых рынках.

Президент ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов по вывозу отходов) Руслан Губайдуллин в разговоре с РБК назвал нерадостной новость об отмене пеней за невыплату в срок коммунальных платежей. «С одной стороны, на пени никто никогда не жил. С другой, в условиях, когда экономика рухнула, резкий рост неплатежей уже пошел с начала апреля. Мы фиксируем уменьшение ежедневных поступлений от населения в пять и более раз. Люди не выходят на улицу, не могут оплатить квитанции, в некоторых регионах их даже не разносят. По «Сбербанк Онлайн» фиксируем 5–7% поступлений от плана. При этом затраты на фонд оплаты труда, покупку топлива уже в этом месяце не сможем покрыть без поддержки», — заявил он.

Пени за долги по услугам ЖКХ привязаны к ключевой ставке ЦБ. За долги по взносам на капремонт пеня рассчитывается так: она начисляется с 31-го дня просрочки каждый день как 1/300 ставки ЦБ, то есть 0,02% ежедневно. Соответственно, например, на задолженность в 10 тыс. руб., не оплаченную в течение года, будет начислена пеня около 670 руб. По задолженности за жилищно-коммунальные услуги пеня также не начисляется первые 30 дней, затем в течение 60 дней начисляется по ставке 1/300 ставки ЦБ (0,02% ежедневно), а с 91 дня — 1/130 ставки ЦБ (0,046% ежедневно). Например, на годичную задолженность в 10 тыс. руб. будет начислена пеня в размере около 1,4 тыс. руб.

Глава комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России», председатель совета директоров группы компаний «Чистый город» Полина Вергун заявила РБК, что в сложной ситуации оказалось как население, так и бизнес. По ее мнению, в такой нестабильной для всех обстановке меры поддержки не должны быть односторонними. «Запрет по начислению пени на коммунальные услуги, в том числе на услугу по вывозу мусора, может ложно трактоваться гражданами как сигнал к тому, что можно не платить вообще. При этом как выживать компаниям, чья деятельность связана со сферой жизнеобеспечения?» — задалась вопросом Вергун.

Полная версия материала доступна только на сайте

Она отметила, что если кассовый разрыв организациям временно будет компенсироваться из других источников, то эта мера по отмене пени поможет снять социальное напряжение, в том числе в бизнес-среде. «При одностороннем подходе региональные операторы по обращению с отходами, не имея на сегодняшний день ни одной меры поддержки, не смогут продолжать оказывать услугу по вывозу отходов из-за отсутствия финансирования, и регионам придется параллельно решать другой вопрос по ликвидации мусорных коллапсов», — считает она. Вергун добавила, что пандемия коронавируса уже ударила по сфере обращения с отходами: собираемость платежей от населения уже снизилась до 60–70% и может упасть до 30%.

В начале апреля Федеральным законом № 98-ФЗ Кабмин был наделен правом устанавливать особенности начисления и уплаты пени за долги по ЖКУ. Пользуясь этим полномочием, Правительство РФ приостановило до 1 января 2021 года ряд положений Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в том числе:

  • о праве исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за неоплаченные, но потребленные коммунальные услуги,
  • об обязанности потребителя-должника уплатить неустойку (штраф, пеню) исполнителю коммунальных услуг в случае несвоевременной / неполной оплаты коммунальных услуг.

При этом Правительство РФ запретило применять (до конца 2020 года) положения всех существующих в РФ договоров о предоставлении коммунальных услуг в той части, в которой они противоречат установленному мораторию на уплату пеней, а сверх того, приостановило взыскание как упомянутых неустоек (штрафа, пени), так и пени за долги по взносам на капремонт. Наконец, до 2021 года запрещено применять и положения всех заключенных в РФ договоров управления МКД о праве УК (ТСЖ, ЖСК) на взыскание неустойки (штрафа, пени) за долги по плате за жилое помещение.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Таким образом, фактически Кабмин с одобрения законодателя приостановил до 1 января 2021 г. действие ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса.

В связи с этим Минстрой России разъяснил (письмо Минстроя России от 20 апреля 2020 г. № 12360-ОГ/04):

  • до 1 января 2021 года приостанавливается взыскание неустойки (штрафа, пени) за любые ЖКХ-долги (и по плате за содержание жилья, и по плате за комуслуги, и по взносам на капремонт);
  • начисление неустойки (штрафа, пени) также приостанавливается с 6 апреля 2020 года;
  • с этой даты УК (ТСЖ, ЖСК и т.п.), и РСО не вправе ни начислять неустойку, ни обращаться в суд и ФССП для взыскания «старой» неустойки, начисленной до 6 апреля 2020 г.;
  • неустойка (штраф, пени), начисленная до 6 апреля 2020 г., а также задолженность указываются в графе «Задолженность за предыдущие периоды / Аванс на начало расчетного периода (учтены платежи, поступившее до 25 числа включительно)» платежного документа.

Верховным Со­ветом Украины 17 де­кабря 2010 года принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 2 За­кона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвое­временное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги», которым установлено, что действие нормы о запрете взыскания пени прекращается с 1 января 2011 года. При этом определено, что начисление и взыскание пени за несвое­временное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая энергия, тепловая энергия, водоотвод, содержание и эксплуатация жилья и придомовых территорий, сбор мусора, лифтовое хозяйство) будет осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

В связи с этим у обычного потребителя возникают два вопроса:

1. До какой даты необходимо оплатить жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, с какой даты будет начисляться пеня?

2. Каков, собственно, размер начисляемой пени?

Итак, попробуем разобраться.

Основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потреб­ления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также права и обязанности ­сторон определяются Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24 июня 2004 года. В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 20 Закона потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом, а в соответствии с пунктом 10 этой же нормы Закона в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги — обязан платить пеню в установленных законом или договором размерах.

Обратите внимание: сроки оплаты услуг и размер пени должны быть установлены договором или законом.

В соответствии с действующим Жи­лищным кодексом УССР 1983 года размер платы за пользование жильем (квартирной платы) устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ) (статья 66). Плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам (статья 67). Плата за пользование жильем и коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилищного фонда вносится ежемесячно в сроки, установленные Советом Министров УССР (статья 68).

В соответствии с Гражданским кодексом Украины наниматель обязан свое­временно вносить плату за жилье, а также самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги, если другое не установлено договором найма (статья 815). Наниматель вносит плату за пользование жильем в срок, установленный договором найма жилья. Если срок внесения платы за пользование жильем не установлен договором, наниматель вносит ее ежемесячно (статья 820).

Жилищным и Гражданским кодексами, Законами Украины «О жилищно-коммунальных услугах», «О теплоснабжении», «Об отходах», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об основах функционирования рынка природного газа», «Об электроэнергетике» и другими законами конкретный срок оплаты жилищно-коммунальных услуг и размер пени за их несвоевременную оплату не установлены.

Правилами пользования помещениями жилых домов и общежитий, утвержденными постановлением КМУ от 8 октября 1992 года № 572 «О механизме введения Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» в редакции, от 24 января 2006 года, пунк­том 7 новой редакции указанных Правил установлено, что владелец и наниматель (арендатор) квартиры, жилого помещения в общежитии обязан заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем в соответствии с типовым договором (что также соответствует статье 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»); оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом.

Типовым договором о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, утвержденным постановлением КМУ № 529 от 20 мая 2009 года, установлено, что расчетным периодом является календарный месяц, а конкретная дата оплаты не установлена (согласовывается сторонами договора, пункт 5 Типового договора). За несвоевременное внесение платы с потребителя взыскивается пеня в установленном законом размере и далее следует прочерк, подразумевающий указание конкретного размера процентов (пункт 8 Типового договора).

В соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу и Типовым договором о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением КМУ № 630 от 21 июля 2005 года, расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Плата за услуги вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, если договором не установлен другой срок (пункт 8).

В соответствии с Правилами пользования электрической энергией для населения, утвержденными постановлением КМУ № 1357 от 26 июля 1999 года, расчетным периодом для установления размера оплаты потребленной электрической энергии является календарный месяц. Плата за потребленную на протяжении расчетного периода электрическую энергию вносится не позднее 10 числа следующего месяца, если договором не установлен иной срок (пункт 20).

В соответствии с Правилами предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденными постановлением КМУ № 2246 от 9 декабря 1999 года, расчетным периодом для определения размера оплаты услуг по газоснабжению является календарный месяц. Плата за предоставленные на протяжении расчетного периода услуги по газоснабжению вносится не позднее 10 числа следующего месяца, если договором не установлен другой срок (пункт 17).

Таким образом, на сегодня определены расчетный период и сроки для оплаты предоставленных услуг. Размер пени (и/ или ее максимальное значение) действующими законами не установлен.

Лишь проектом Жилищного кодекса, который рассматривается Верховным Советом, предусмотрено начисление пени в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки в случае несвое­временного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги (статья 112 проекта Кодекса).

Федерация профсоюзов Украины в своем открытом обращении «О начислении пени на жилищно-коммунальные услуги», размещенном на их официальном веб-портале (www.fpsu.org.ua) в сети Интернет 24 декабря 2010 года, в частности, сообщила, что «размер пени и ее ма­ксимальные значения нормативно-правовыми актами не установлены, что делает невозможным начисление пени с 1 января 2011 года». Федерация порекомендовала «членским организациям ФПУ, первичным организациям профсоюзов оперативно довести до сведения членов профсоюзов, что в любом договоре сторона берет на себя обязательство добровольно. При наличии у них задолженности по заработной плате или социальным выплатам они имеют право не соглашаться на установление размера пени в договоре или не заключать новые договоры с поставщиком соответствующих жилищно-коммунальных услуг до законодательного урегулирования вопроса».

Следует также отметить, что на проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» (рег. № 7013 от 23 июля 2010 года, внесенный КМУ) до его принятия было дано заключение Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины. В частности, в пункте 4 заключения отмечено, что «само по себе изложение статьи 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» в предложенной проектом редакции не приведет к реальному введению пени за несвоевременную оплату указанных услуг. Это объясняется тем, что в статье 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлено, что потребитель обязан платить пеню в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленных законом или договором размерах. Поэтому для создания механизма взыскания пени одновременно с принятием решения об отмене запрета взыскания пени необходимо внести соответствующие изменения в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а в случае необходимости, и в другие законы, регулирующие предоставление отдельных видов таких услуг (Законы Украины «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и другие), определив в них размер пени и ее максимальную величину».

Таким образом, некоторое время можно успешно противостоять попыткам организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, начислить и предъявить к оплате (взыскать) пеню за предоставленные услуги. Однако, учитывая, с какой скоростью сейчас Верховный Совет Украины принимает законы, не следует надеяться на то, что этот пробел просуществует долго.

При этом формулировка Закона Укра­ины «О внесении изменений в статью 2 Закона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» о том, что начисление и взыскание пени будет осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года, наводит на неутешительный вывод — даже если конкретный размер пени будет установлен через полгода, начисление пени будет все равно осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

А теперь немного «лирики». Государ­ственные мужи и коммунальщики объясняют необходимость принятия такого Закона безответственностью потребителей, которые на сегодня задолжали более 10,5 млрд грн за жилищно-коммунальные услуги.

Что же привело к такой сумме? Смею предположить, что безответственно в большей части не население — основные должники это иные потребители, тарифы завышены (50—70 % тепла идет на обогрев улицы, вода течет потоками туда же, средства затрачиваются на постоянное рытье окопов и бесконечный ремонт проржавевших труб), отсутствуют систематические и свое­временные действенные правовые меры по взысканию задолженности в установленном порядке — через суд и исполнительную службу.

Итак, подведем итоги:

1) пеня за неуплату жилищно-коммунальных услуг, скорее всего, будет установлена в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки;

2) полученные услуги лучше все же оплачивать и делать это вовремя;

3) до внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» или другие законы, регулирующие предоставление отдельных видов услуг, в части установления размера пени, взыскание пени за просрочку платежа неправомерно;

4) до официального установления размера пени следует быть внимательными при заключении договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, с целью недопущения установления в них размера пени за несвое­временную оплату.

ЛИПОВ Сергей — юрисконсульт Управления НБУ в Луганской области, г. Луганск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *