Палатная медсестра

  • автор:

Не редкость даже в медицинских учреждениях – увидеть двоякое написание этого слова: «медсестра» и «мед сестра». Как же правильно? Давайте вместе разберемся.

Как правильно пишется

Правильное написание слова – медсестра.

Какое правило применяется

Слово «медсестра» – сложносокращенное слово, оно образовалось на основе словосочетания «медицинская сестра». Человек, как биологический организм, всегда старается облегчить свой труд, сократить затраты энергии, что проявляется и в речевой деятельности. Чтобы не произносить и не писать полностью всё словосочетание, прилагательное было сокращено до минимально понятной части – «мед» и соединено с главным словом в словосочетании – существительным «сестра». В результате этого процесса образовалось существительное «медсестра». Согласно правилу, слова, образованные сложением начальной части слова (основы) с целым словом, пишутся слитно. Таких слов в русском языке немало: стенгазета (стенная газета), комроты (командир роты), медсестра (медицинская сестра) и другие.

Примеры предложений

  • Медсестра пригласила больного в кабинет врача.
  • Девушка работала медсестрой в городской поликлинике.

Проверь себя: «Пользуешься» или «пользуешся» как пишется?

Как неправильно писать

Недопустимо писать мед сестра.

медсестра

В Википедии есть страница «медсестра».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. медсестра́ медсёстры
Р. медсестры́ медсестёр
Д. медсестре́ медсёстрам
В. медсестру́ медсестёр
Тв. медсестро́й
медсестро́ю
медсёстрами
Пр. медсестре́ медсёстрах

мед-се-стра́

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1*d по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мед-; корень: -сестр-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Медсестра

Значение

  1. работница лечебных учреждений, лицо среднего (прежде низшего) медицинского персонала, выполняющее медицинские или хозяйственный обязанности ◆ Саша нашёл медицинский техникум. Не врач, но медсестра. Тоже хорошо. В. С. Токарева, «Своя правда» // «Новый Мир», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Медсестра на нервной почве никак не могла попасть в вену. С. З. Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Условие моё простое: молодой человек обеспечивает дом дровами, молодая хозяйка следит за домом, обихаживает его и, как медсестра, помогает мне, потому как я после тяжёлой операции. В. П. Астафьев, «Пролетный гусь», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. медицинская сестра, сестра милосердия (устар.)

Антонимы

  1. врач; медбрат

Гиперонимы

  1. работница, медперсонал

Гипонимы

Холонимы

  1. медперсонал

Меронимы

Родственные слова

медсестра

  • уменьш.-ласк. формы: сестрёнка, сестрица, сестричка; медсестричка
  • увелич. формы: сеструха
  • имена собственные: Сестра
  • пр. существительные: сестра, сестра-хозяйка
  • прилагательные: сестринский, сестрицын
  • наречия: по-сёстрински

Этимология

Происходит от

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Должностная инструкция медицинской сестры палатной

    Должностная инструкция медицинской сестры палатной

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Медицинская сестра палатная (постовая) относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется .

    1.2. Медицинская сестра палатная (постовая) назначается на должность и освобождается от нее приказом .

    1.3. На должность медицинской сестры палатной (постовой) принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.

    1.4. Медицинская сестра палатная (постовая) должна знать:

    — законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

    — теоретические основы сестринского дела;

    — основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

    — правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

    — правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;

    — основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

    — основы валеологии и санологии;

    — основы медицины катастроф;

    — правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

    — медицинскую этику и деонтологию;

    — психологию профессионального общения;

    — основы трудового законодательства;

    — правила внутреннего трудового распорядка;

    — правила санитарной, личной гигиены;

    — правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    2. Должностные обязанности

    На медицинскую сестру палатную (постовую) возлагаются следующие должностные обязанности:

    2.1. Осуществление ухода и наблюдения за больными на основе принципов медицинской деонтологии.

    2.2. Принятие и размещение в палате больных, проверка качества санитарной обработки вновь поступивших больных.

    2.3. Проверка передач больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков.

    2.4. Участие в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, доклад о состоянии больных, фиксация в журнале назначенного лечения и ухода за больными, контроль за выполнением больными назначений лечащего врача.

    2.5. Осуществление санитарно-гигиенического обслуживания физически ослабленных и тяжелобольных.

    2.6. Выполнение назначений лечащего врача.

    2.7. Организация обследования больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.

    2.8. Немедленное сообщение лечащему врачу, а в его отсутствие — заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.

    2.9. Изоляция больных в агональном состоянии, вызов врача для проведения необходимых реанимационных мероприятий.

    2.10. Подготовка трупов умерших для направления их в патолого-анатомическое отделение.

    2.11. При приеме дежурства осмотр закрепленных за нею помещений, проверка состояния электроосвещения, наличия жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов.

    2.12. Прием дежурства под роспись в дневнике отделения.

    2.13. Осуществление контроля за выполнением больными и их родственниками режима посещений отделения.

    2.14. Осуществление контроля за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья.

    2.15. Осуществление контроля за получением больными пищи согласно назначенной диете.

    2.16. Ведение медицинской документации.

    2.17. Сдача дежурства по палатам у постели больных.

    2.18. Обеспечение строгого учета и хранения лекарств группы А и Б в специальных шкафах.

    2.19. Осуществление сбора и утилизации медицинских отходов.

    2.20. Осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

    2.21. .

    3. Права

    Медицинская сестра палатная (постовая) имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

    3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

    3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

    3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися ее деятельности.

    3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с ее работой.

    3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.9. .

    4. Ответственность

    Медицинская сестра палатная (постовая) несет ответственность:

    4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Палатная медицинская сестра — специалист со средним медицинским образованием, который должен осуществлять уход за больными, фиксировать данные об их состоянии в специальном журнале и выполнять ряд других обязанностей, речь о которых пойдет в этой статье.

    Что такое должностная инструкция

    Должностная инструкция — это документ, в котором прописаны основные обязанности и права работника. Должностные инструкции могут быть типовыми либо они разрабатываются в конкретном учреждении в зависимости от специфики его работы.

    Сотрудник обязан ознакомиться с должностной инструкцией при приеме на работу и расписаться в журнале, удостоверив тем самым, что он изучил документ и согласен с предъявленными в нем требованиями.

    В случае, если действия сотрудника не соответствуют должностной инструкции, он может поучить выговор, лишиться премии или подвергнуться увольнению.

    ВАЖНО! Если процедурная медсестра по каким-то причинам отсутствует, ее функции берет на себя палатная медицинская сестра. Поэтому она должна в совершенстве владеть техниками медицинских манипуляций: уметь ставить внутривенные катетеры, делать все виды инъекций и т.д.

    Общие положения

    Палатная медицинская сестра работает на всех отделениях стационаров (психиатрических, гинекологических, гастроэнтерологических, кардиологических и т. д.), в санаториях и в других лечебно-профилактических учреждениях. Должностные обязанности медицинской сестры палатной следующие:

    • ухаживать за больными и вести наблюдение за их состоянием;
    • выполнять сделанные врачом назначения и вносить записи об этом в соответствующие документы;
    • руководить младшим медицинским персоналом (например, требовать своевременной уборки, замены постельного белья, мытья ослабленных пациентов и т.д.);
    • следить за тем, чтобы на отделении соблюдался порядок, например, не допускать нарушения режима со стороны как пациентов, так и навещающих их родственников;
    • во время работы постоянно находиться с больными, отлучаясь только для того, чтобы взять нужные препараты или сделать записи;
    • сопровождать врача во время обхода и сообщать о состоянии пациента и его изменениях;
    • знакомить пациентов, поступающих на отделение, с правилами внутреннего распорядка;
    • один раз в неделю осматривать пациентов для выявления педикулеза;
    • при ухудшении состояния пациента незамедлительно ставить в известность его лечащего врача (или, в случае его отсутствия, дежурного врача);
    • следить за соблюдением графика кварцевания палат и за чистотой и порядков в них;
    • сообщать о нарушениях со стороны младшего медицинского персонала старшей медицинской сестре или заведующему отделением.

    Должностные обязанности

    Палатная медицинская сестра имеет следующие обязанности:

    • ведет наблюдение за пациентами, соблюдая при этом нормы медицинской этики;
    • при приеме пациентов размещает их по палатам;
    • в детских стационарах медсестра должна следить за тем, чтобы родители детей соблюдали санитарно-эпидемиологический режим;
    • занимается проверкой передач от родственников, чтобы не допустить попадания к пациентам продуктов, которые могут причинить вред их здоровью;
    • делает доклады лечащему или дежурному врачу о состоянии пациентов;
    • организует обследование пациентов в диагностических кабинетах;
    • занимается изоляцией пациентов, которые находятся в терминальном состоянии. В случае необходимости вызывает реанимационную бригаду;
    • готовит тела умерших для транспортировки в соответствующее отделение;
    • следит за тем, чтобы в закрепленных за ней помещениях имелся необходимый для работы инвентарь;
    • следит за чистотой в закрепленных за нею палатах, а также за гигиеной пациентов, за своевременной сменой нательного и постельного белья;
    • занимается сбором и утилизацией медицинских отходов в соответствии с классом опасности;
    • следит за правильной обработкой изделий медицинского назначения с целью профилактики инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатита и т. д.).

    Права

    Палатная медицинская сестра имеет следующие права:

    • на оказание первой помощи пациенту до прибытия врача. В некоторых случаях от квалификации медсестры и знания ею основных техник реанимации зависят жизни пациентов;
    • на руководство работой младшего медицинского персонала;
    • на получение информации о состоянии здоровья пациента. Это позволяет не только правильно осуществлять уход, но и защититься от заражения в случае наличия у пациента инфекционных заболеваний;
    • на получение информации об изменениях в приказах, касающихся ее работы;
    • на выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты;
    • на помощь от руководства в исполнении своих функциональных обязанностей.

    Также медсестра имеет право требовать от руководства создания условия для качественного выполнения ею профессиональных обязанностей.

    ВАЖНО! Палатная медсестра часто общается с родственниками пациентов. Она может давать консультации относительно ухода за больным или режима его питания, перечислить лечебные и диагностические мероприятия, которые проводились с пациентом. Однако сообщать о состоянии здоровья человека может только лечащий врач.

    Ответственность

    Должностные обязанности палатной медсестры включают раздел об ее ответственности. Медицинская сестра несет ответственность:

    • за неисполнение надлежащим образом своих обязанностей, прописанных в должностной инструкции;
    • за соблюдение во вверенных ей палатах санитарно-эпидемиологического режима и правил противопожарной безопасности;
    • за причинение работодателю материального ущерба;
    • за сохранность и правильные условия хранения лекарственных препаратов (в том числе наркотических и сильнодействующих) и изделий медицинского назначения;
    • за своевременное оказание помощи пациентам отделения.

    Требования к квалификации

    Стать палатной медицинской сестрой может специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело». В некоторых учреждениях от медицинской сестры требуется опыт работы на соответствующей должности.

    Каждое отделение имеет свою специфику, поэтому от медсестры могут потребовать сертификаты о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации.

    Необходимые психологические качества

    Палатная медсестра чаще, чем другие специалисты, контактирует с пациентами. От ее участия, сочувствия и внимательности зависит психологический настрой больного человека. Палатная медсестра должна уметь подготовить пациента к предстоящим неприятным манипуляциям, подбодрить в случае, если состояние не улучшается или лечение не приносит результатов.

    Чтобы стать палатной медсестрой, нужно обладать не только интересом к медицине, но и способностью к эмпатии, добротой, умением понять человека и отлично развитыми коммуникативными навыками. Пациенты, истощенные болезнью и уставшие от длительной госпитализации, могут проявлять раздражительность и даже агрессию. Медик должен уметь выслушать страдающего человека, подбодрить его, объяснить необходимость болезненных манипуляций.

    Функциональные обязанности медсестры терапевтического отделения подразумевают выполнение ряда медицинских вмешательств. Некоторые манипуляции (клизмы, катетеризация мочевого пузыря) могут задевать чувство стыдливости пациента. Чтобы завоевать уважение и расположить больных к себе, медсестра обязана всегда помнить о чувстве собственного достоинства пациентов и уважать их право на приватность.

    Палатная медицинская сестра должна быть готова не только к благодарности, но и к тому, что пациенты будут вымещать на ней скопившееся возмущение, поэтому она должна обладать высоким уровнем эмоциональной стабильности. В противном случае ее ждет быстрое эмоциональное выгорание.

    ВАЖНО! Палатная медсестра должна быть очень наблюдательной. Ей следует подмечать любые изменения в состоянии пациентов: иногда незначительные на первый взгляд симптомы являются предвестниками развития жизненно опасных состояний. Например, беспокойство и стремление принять сидячее положение может указывать на развитие отека легких.

    Подведем итоги

    Обязанности палатной медсестры довольно сложны. Она должна поддерживать порядок на отделении, выполнять назначения врача, следить за состоянием пациентов и т. д. Однако за свой непростой труд медицинская сестра получает благодарность пациентов, что компенсирует все возникающие сложности.

    Предыдущая Медицинским работникамЧто входит в список должностных обязанностей медсестры в детском саду

    7.3. Согласование сказуемого с подлежащим

    ВВЕДЕНИЕ

    Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

    Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

    В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

    Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

    При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

    →В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

    →Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

    →В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

    →В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

    →В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

    →Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

    →Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

    →Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

    →Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

    →Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

    →Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

    →Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

    →Подлежащее выражено однородными членами

    →Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

    7.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

    Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), .

    ПРИМЕР 2 .

    Приведём исправленные варианты:

    ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, .

    ПРИМЕР 2 .

    Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: .

    Это предложение построено по такой модели:

    . И это — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

    Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 1 .

    ПРИМЕР 2. .

    ПРИМЕР 3. .

    Приведём исправленные варианты:

    ПРИМЕР 1 .

    ПРИМЕР 2. .

    В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

    ПРИМЕР 3. .

    В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: .

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 4 .

    ПРИМЕР 5 .

    ПРИМЕР 6 .

    Приведём исправленные варианты:

    ПРИМЕР 4 .

    ПРИМЕР 5 .

    ПРИМЕР 6 .

    Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

    Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 7.3.3, часть Б.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

    ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

    Приведём исправленные варианты:

    ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

    ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

    НАВЕРХ

    7.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

    При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

    А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

    Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

    Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

    Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

    Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

    Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

    Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

    ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

    ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

    Приведём исправленные варианты: 

    ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

    ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

    ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

    Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

    Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

    Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

    а) от собирательного существительного нет зависимых слов

    Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

    б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

    Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

    При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

    Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

    Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

    Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

    Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

    Сказуемое ставят
    в единственном числе, если во множественном числе, если
    Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

    Большинство авторов согласилось с замечаниями.

    Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

    Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

    Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

    Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

    Ряд работников привлечён к ответственности.

    Часть произведений была опубликована.

    Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

    Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

    Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. .

    Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

    Большинство предметов лежало в беспорядке

    Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

    На активность также указывает ряд однородных членов:

    Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

    Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

    Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

    ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

    ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

    ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

    Приведём исправленные варианты: 

    ПРИМЕР 4 Большинство заданий были выполнены недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

    ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

    ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданы в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

    ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

    НАВЕРХ

    В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

    При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

    Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

    При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

    Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

    Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

    Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

    • в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

    Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

    • если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

    ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

    • сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

    Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

    Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

    • единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

    На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

    Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

    • при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

    Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

    НАВЕРХ

    7.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

    Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

    Рассмотрим частные случаи.

    А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

    Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

    Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

    Например: .

    Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

    А вот так выглядит предложение с ошибкой: . Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 1

    ПРИМЕР 2

    ПРИМЕР 3

    Приведём исправленные варианты:

    Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

    ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

    ПРИМЕР 2

    ПРИМЕР 3

    НАВЕРХ

    Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

    Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

    Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

    ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

    ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

    ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

    Приведём исправленные варианты:

    Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

    ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

    ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки. 

    ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

    НАВЕРХ

    7.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

    Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

    А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

    Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

    Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

    Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

    Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

    Рассмотрим предложения с ошибками

    ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

    В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

    ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

    В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

    ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

    В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

    ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

    В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

    иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

    ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

    В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

    ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

    В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

    Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

    При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

    С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

    Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 7.3.5

    НАВЕРХ

    7.3.5 При подлежащем находится приложение

    По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

    Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

    Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

    Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

    Приложение —имя нарицательное:

    цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

    Приложение — имя собственное

    река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

    Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

    Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

    Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

    кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

    Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

    кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

    Рассмотрим предложения с ошибками:

    ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

    Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

    ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

    Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

    ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

    Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

    ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

    Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

    НАВЕРХ

    А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

    Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

    • Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

    Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

    • Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

    В деревне послышался топот и крики

    • Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

    Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

    Рассмотрим предложения с ошибками:

    ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

    Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

    ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

    Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

    ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

    Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

    НАВЕРХ 

    Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

    Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

    При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

    • во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

    Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

    • в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

    Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

    Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

    Отец вместе с матерью уехал за город.

    Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

    я с другом приду; ты с мамой поссорился

    Рассмотрим предложения с ошибками:

    ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

    При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

    ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

    При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

    ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

    При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

    НАВЕРХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *