Ожидаемое поведение обусловленное статусом человека

  • автор:

Совокупность ролей, соотвествующих статусу называется ролевым набором. Разные люди, обладаея одним и тем же статусом (мать, студент, офицер), могут вести себя по-разному (в силу особенностей воспитания, привычек, ситуации, понимания своей роли и пр.), т.е. могут иметь различные модели ролевого поведения. Процесс усваивания ролей – значительная часть процесса социализации.

Социальные роли существенно отличаются друг от друга и могут быть описаны с помощью 5 характеристик (по Парсонсу).

1. Способ получения (приписанный, завоеванный).

2. Допустимая эмоциональность (от чиновника “при исполнении” и от члена семьи – разные ожидания).

3. Масштаб или ограниченность (масштаб взаимодействия врача и пациента – узок, матери и ребенка – значительно шире).

4. Формализация (в семье минимальна, на службе – значительно больше, в зависимости от статуса).

5. Мотивация (разные роли обусловлены разными мотивами: для одних деньги, для других – престиж и т.д.).

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Отношения, в которые вступают люди как носители определенных статусов и ролей, называют социальными отношениями. Например, руководитель и подчиненный (социальные роли) могут относиться друг к другу с симпатией, иметь хорошие личные отношения. Но если подчиненный плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует своему статусу, то руководитель, в соответствии со своим статусом и социальной роль должен его уволить.

Ролевые ожидания могут быть формальными (в соответствии с законами, инструкциями и т.д.) и неформальными (поведение за столом, стиль одежды …). Реакции окружающих на наши поступки, не соответствующие их ролевым ожиданиям, также можно классифицировать на формальные (штраф, увольнение) и неформальные (строгий взгляд, обида, ссора).

В обществе (в организации, в группе) всегда есть система санкций (поощрений и наказаний), которая подкрепляет правила, показывает, какое поведения является уместным в данной ситуации. Эта система санкций, лиц и групп их осуществляющих, называется социальным контролем.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций (в семье, у друзей, на работе), между ролями возможны конфликты. Ролевой конфликт – это конфликт в голове или душе одного человека, он связан с необходимостью одновременно удовлетворять требования двух и более ролей. Ролевая напряженность – конфликт между различными сторонами одной и той же роли (например, от учителя одновременно требуют и доброты, и строгости). Это обычные явления в развитом обществе. Эти конфликты решаются посредством выбора в пользу одной роли, разведения времени или места реализации ролей, шутки (сочетания дружелюбия и неодобрения) и т.п. Это может быть и весьма нелегким выбором.

9. Виды социальных общностей и их характерные черты

Общностью является результат понимания человеком общих усилий для достижения цели.

Виды общности:

Условные:

1. Категория (объединение людей с 1-им общим признаком) жители города, пол…..

2. Агрегация (объединение людей в общем физическом пространстве) люди на остановке, комнате…..

Реальные:

1. Аудитория (общность людей объединённых взаимодействием с коммуникатором)

2. Толпа (кратковременные объединения в определённом пространстве и с конкретной целью) некая общая цель

Поведение в толпе характеризуется следующими признаками:

1) Психологическое заражение

2) Ощущение себя частью толпы

Виды толпы:

1) Случайная толпа

2) Обусловленная толпа (сознательный путь куда либо)

3) Экспрессивная толпа (религиозное собрание, ночной клуб)

4) Действующая толпа (агрессивная толпа, паника, эйфория)

3. Социальный круг (люди с общими интересами,

4. Социальная группа (наиболее устойчивая и структурируемая общность)

В группе может быть своя субкультура. Всегда существует чёткая структура .

Типы групп:

1) По размеру:

А) Большие

Б) Малые (7 ±2)

2) Первичные и вторичные ( ориентирующиеся на статусы, личностное общество)

3) Референтная (мнения, которое для человека важно, на которую он ориентируется)

4) Целевая, создаётся для решения конкретной задачи

А) Формальная, есть список, состав, критерии

Б) Неформальные, возникают стихийно

10. Социальные группы. Групповая динамика

Функции:

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

§ Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

§ Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

§ Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

§ Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Процесс групповой динамики:

1. Лидерство

2. Конформизм (согласие с мнением большинства)

А) Внутренний (человек действительно меняет мнение)

Б) Внешний (человек только внешне соглашается)

3. Групповое давление

11. Индивид и общество

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВОПРОС. МОЖНО ОТВЕТИТЬ ЛЮБЫМ

Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется 1) социальным статусом 2) социальной ролью 3) авторитетом 4) общественным престижем

Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ? А. Законодательство республик в состав е РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам. Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательствам все субъектов РФ. Верны ли следующие суждения о субъектах Российской Федерации? А. Субъектом Российской Федерации является республика, имеющая свою конституцию. Б. Субъ ектом Российской Федерации является край, имеющий свой устав. Эссе на тему «Большие деньги можно сделать в двух случаях: при созидании нового государства и при его крушении.» Петров и киселев устроив борьбу в аудитории разбили оконное стекло. Определите состав правонарушения и вид юридической отвественности Директор сети магазинов написал письмо своему главному бухгалтеру, которая находилась на больничном уже 3-ий месяц. В своем письме директор заявил, чт о если она не выйдет на работу в течение недели, то он вынужден будет ее уволить. Как он отметил, близится конец квартала, надо сдавать отчет, и для этого ему нужен квалифицированный сотрудник. Правомерны ли действия директора? Почему? Помогите пожалуйста: Приведите примеры объективного и субъективного права Может ли бездействие стать правонарушением? В ответе должно быть два примера (если да и если нет) 5. В международном разделении труда Россияучаствует, поставляя:1) высокотехнологические товары2) продукцию сельского хозяйства3) товары легкой промышл енности4) энергетические ресурсы​ Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. (А) Добро всегда предполагает единство намерения совершать поступок и резу льтата (действия). (Б) Благие побуждения, не проявившиеся в действиях, еще не стали реальным добром. (В) Вот почему, по нашему мнению, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром. Определите, какие положения текста 1) отражают факты​2) выражают мнения Сформулируйте свою позицию: Какой смысл сегодня вкладывается в понятия Правые партии и движения и левые партии и движения.? Что произошло с идеями ли берализма и социализма во второй половине 20-го века как изменились их место в политической жизни развитых стран, степень и способы влияния на политическое решение? Как изменились правые партии и движения, их лозунги и место в политической жизни?

Понятие социальной роли

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. Т. Парсонс подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других социальных группах: он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.


Понятие социальной роли

На работе, как в театре, людям приходится играть те или иные роли. Под социальной ролью понимается модель поведения человека в системе служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям (разные люди, имея различные ценности и представления об одной и той же роли, неодинаково ведут в ней себя), а также ожиданиям окружающих. Индивид, не оправдывающий ожиданий, подвергается со стороны последних санкциям, а оправдывающий — поощрению.

Роли сотрудников могут время от времени меняться, как и само их значение (например, в соответствии со стадией зрелости коллектива). Некоторые из них требуют одного исполнителя, но отдельные работники могут исполнять несколько ключевых ролей, каждая из которых уникальна. Поэтому исполнителей для них трудно подобрать, а в случае ухода — найти достойную замену. Отсутствие исполнителя в период потребности в нем — серьезная проблема для организации, которая может парализовать ее работу.

Если роль понятна и приемлема для человека и окружающих, соответствует его возможности и желаниям, не ограничивает и не унижает его, она исполняется с удовольствием.

В противном случае человек не может полностью реализовать себя и принести пользу организации, что часто порождает внутренние и внешние конфликты.

Специалисты выделяют несколько типов социальных ролей, которые люди могут играть в процессе служебного взаимодействия. К ним относятся:

координатор. Обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей;

генератор идей (как правило, самый талантливый член коллектива) разрабатывает варианты решения стоящих перед ним проблем, но из-за пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике;

контролер. В силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути дальней шей работы;

шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами;

энтузиаст — самый активный член коллектива, увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели;

искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, разрешении конфликтов, придающий определенное единство действиям членам коллектива;

исполнитель реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании;

помощник — человек, который лично ник чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Считается, что совместный трудовой процесс будет нормально осуществляться при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если же кому-то придется одновременно взять на себя две и более роли (или какая-то роль останется без «исполнителя»), как правило, возникают конфликты.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делятся на ведущих и ведомых. Первые играют так называемые предпочитаемые лица («звезды», авторитетные, честолюбивые), чем-то привлекательные для окружающих. Вторые — все остальные, включая непредпочитаемых, с которыми сотрудничают только вынужденно (часто их делают носителями коллективной вины).

Понятие социального статуса, его содержание, права и обязанности.

Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что социальный статус характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание.

Как минимум стоит попробовать, потому что:

  • Более 80 курсов для обучения
  • Всего 20 минут в день на занятия
  • Персональный преподаватель

Узнать детали

Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель – профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам доход – экономическая черта; член демократической партии – политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто.

В понимании статуса сложилось несколько подходов:

а) стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества;

б) функциональный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями;

в) нормативно-ролевой – отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества;

г) интегративный – объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, следует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»:

• Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).

• Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

• – совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содержание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной, переводить или оставлять их на второй год и т.д.

• Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое).

Последний параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса. Но помимо того еще и на степень распространенности статусов в обществе (рис.).

Рис. Степень распространения статуса в обществе

Таким образом, обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, можно понимать его как сложносоставное явление, различными аспектами которого являются престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индивидом в социальной структуре общества.

Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности.

Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными).

У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности.

Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

В социологии принято различать два статуса – личный и социальный.

Личный статус – это положение, занимаемое человеком в малой группе, определяемое его индивидуальными качествами.

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

В зависимости от того, занимает ли человек определенное социальное положение благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенными или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Предписанный статус – статус в обществе, который индивид занимает независимо от своего сознания, желаний, воли, стремлений и над которым он не обладает контролем.

Достигаемый статус – социальное положение, которое обретается человеком благодаря его собственным усилиям. Поэтому достигаемый статус является вознаграждением индивида за его талант, труд, целеустремленность или является следствием его неудач.

Важнейшими измерениями статуса являются престиж и власть.

Престиж – совокупность качеств, подлежащих высокой социальной оценке. Престиж свидетельствует о принадлежности социального объекта к ограниченной группе, о его высокой значимости в социальной жизни.

В обществе индивиды наделены властью от ее уровня и ограничений, они занимают определенное положение в обществе. Индивид обретает властные полномочия либо в силу причастности к властным государственным структурам, либо по причине обретения им высокого авторитета.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век. Таким образом, статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Рис. Статусный портрет индивида

Статусный портрет человека носит в социологии название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон. Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

Многообразие статусов модно привести к единому знаменателю:

Социально-демографические статусы

Половые статусы. Мужчина / женщина.

Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.

Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.

Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону ( father — in — law , mother — in — law ). Всего этих статусов около 250.

Социальные статусы

Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными.

Все общественные статусы относятся к основным. Неосновные (эпизодические) статусы – такие статусы, которые существуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель)

В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Например, для мужчин – статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *